Комплексный проект развития территории: определение сущности дефиниции. Крут ли курт? Что такое комплексное развитие территорий

В целях осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы (приложение).

2. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 123-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте города Москвы по конкурентной политике" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 8 августа 2012 г. N 379-ПП, от 21 марта 2013 г. N 158-ПП, от 4 июля 2013 г. N 431-ПП, от 17 декабря 2013 г. N 845-ПП, от 1 апреля 2014 г. N 148-ПП, от 8 сентября 2014 г. N 512-ПП, от 8 декабря 2015 г. N 844-ПП), дополнив приложение к постановлению пунктом 6.1(1) в следующей редакции:

"6.1(1). Организует проведение аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 334-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 66-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 483-ПП, от 18 сентября 2012 г. N 492-ПП, от 17 января 2013 г. N 6-ПП, от 20 августа 2013 г. N 557-ПП, от 30 сентября 2013 г. N 644-ПП, от 2 октября 2013 г. N 660-ПП, от 4 февраля 2014 г. N 35-ПП, от 6 октября 2015 г. N 645-ПП, от 9 февраля 2016 г. N 31-ПП, от 26 апреля 2016 г. N 221-ПП, от 22 ноября 2016 г. N 770-ПП, от 26 декабря 2016 г. N 942-ПП):

3.1. Приложение к постановлению дополнить пунктом 4.2.6(3) в следующей редакции:

"4.2.6(3). О комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3.2. Приложение к постановлению дополнить пунктом 4.2.6(4) в следующей редакции:

"4.2.6(4). О проведении аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3.3. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13.12 в следующей редакции:

"13.12. Подготовку предложений о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в части установления (изменения) территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы, об осуществлении комплексного развития территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3.4. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13.13 в следующей редакции:

"13.13. Подписание договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.".

3.5. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13.14 в следующей редакции:

"13.14. Мониторинг и контроль за реализацией заключенных договоров о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, договоров о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.".

3.6. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13(2) в следующей редакции:

"13(2). Департамент организует проведение обследований, комплексных обследований территорий промышленных и производственных зон города Москвы, в границах которых планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.".

3.7. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13(3) в следующей редакции:

"13(3). Департамент в установленном порядке направляет предложение об осуществлении правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы, копию решения о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3.8. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13(4) в следующей редакции:

"13(4). Департамент определяет начальную цену предмета аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы в соответствии с методикой определения начальной цены предмета аукциона, утверждаемой правовым актом города Москвы.".

4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 4 июня 2013 г. N 353-ПП, от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП, от 1 июля 2014 г. N 361-ПП, от 2 сентября 2014 г. N 506-ПП, от 8 сентября 2014 г. N 512-ПП, от 24 октября 2014 г. N 621-ПП, от 13 ноября 2014 г. N 664-ПП, от 20 ноября 2014 г. N 683-ПП, от 9 декабря 2014 г. N 740-ПП, от 25 февраля 2015 г. N 80-ПП, от 20 апреля 2015 г. N 213-ПП, от 15 мая 2015 г. N 274-ПП, от 18 мая 2015 г. N 278-ПП, от 9 июня 2015 г. N 330-ПП, от 9 июня 2015 г. N 343-ПП, от 13 октября 2015 г. N 661-ПП, от 20 октября 2015 г. N 676-ПП, от 26 февраля 2016 г. N 58-ПП, от 16 марта 2016 г. N 88-ПП, от 12 апреля 2016 г. N 167-ПП, от 19 апреля 2016 г. N 185-ПП, от 19 июля 2016 г. N 433-ПП, от 26 июля 2016 г. N 462-ПП, от 21 декабря 2016 г. N 909-ПП, от 21 декабря 2016 г. N 910-ПП, от 27 декабря 2016 г. N 948-ПП, от 27 декабря 2016 г. N 953-ПП, от 6 февраля 2017 г. N 24-ПП, от 10 февраля 2017 г. N 39-ПП, от 19 апреля 2017 г. N 204-ПП, от 20 апреля 2017 г. N 211-ПП):

4.1. Пункт 4.1.12 приложения 1 к постановлению дополнить словами ", а также в целях комплексного и устойчивого развития территории промышленных и производственных зон города Москвы.".

4.2. Пункт 4.2.14(1) приложения 1 к постановлению после слов "для государственных нужд" дополнить словами "в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, а также".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы

1. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы (далее - Порядок) определяет механизм взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении деятельности по комплексному развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей), а также при осуществлении деятельности по комплексному развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - комплексное развитие территории по инициативе Правительства Москвы).

2. В целях осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (далее - ДНПиП города Москвы) осуществляет подготовку:

2.1. Предложения о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в части установления (изменения) территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы (далее - предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки).

2.2. Предложения об осуществлении комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - предложение о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы) и проекта решения о комплексном развитии территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - проект решения о комплексном развитии территории).

3. ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в следующем порядке:

3.1. Направляет в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) запрос о предоставлении сведений в отношении соответствующей территории промышленных и производственных зон города Москвы, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее - запрос).

3.2. В срок, не превышающий 10 календарных дней с даты поступления запроса, Госинспекция по недвижимости предоставляет полученные по результатам проверок (обследований), проведенных не позднее чем за 6 месяцев до даты получения запроса, сведения о расположенных в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, земельных участках, объектах недвижимого имущества и о выявленных нарушениях их использования или уведомление об отсутствии указанных сведений.

3.3. После получения сведений, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка, и при необходимости получения дополнительных сведений о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, ДНПиП города Москвы самостоятельно организует проведение обследования территории промышленных и производственных зон города Москвы, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее - обследование).

3.4. По результатам проведения обследования составляется акт обследования территории промышленных и производственных зон города Москвы, утверждаемый уполномоченным лицом ДНПиП города Москвы.

3.5. В случае отсутствия сведений, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка, Госинспекция по недвижимости совместно с ДНПиП города Москвы организуют проведение комплексного обследования территории промышленных и производственных зон города Москвы, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее - комплексное обследование).

Срок проведения комплексного обследования не может превышать 20 рабочих дней с даты представления Госинспекцией по недвижимости уведомления об отсутствии сведений, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка.

3.6. По результатам проведения комплексного обследования составляется акт комплексного обследования территории промышленных и производственных зон города Москвы, утверждаемый совместно уполномоченными лицами Госинспекции по недвижимости и ДНПиП города Москвы.

В случае выявления в ходе проведения комплексного обследования нарушений использования земельных участков, объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, уполномоченным лицом Госинспекции по недвижимости составляется рапорт о результатах комплексного обследования.

3.7. В целях, предусмотренных пунктами 3.2, 3.5 настоящего Порядка, используются сведения, полученные в том числе с использованием технических средств.

3.8. На основании сведений, представленных Госинспекцией по недвижимости, а также по результатам обследования, комплексного обследования, проведенных в случаях, установленных пунктами 3.3, 3.5 настоящего Порядка, ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки, содержащее информацию о предлагаемых границах территории, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы, градостроительных регламентах, расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности такой территории объектами социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры (в части расчетной обеспеченности населения местами хранения автомобилей).

4. Подготовленное ДНПиП города Москвы предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура).

5. В срок, не превышающий 14 календарных дней с даты поступления предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки, Москомархитектурой совместно с ДНПиП города Москвы принимается одно из следующих решений:

5.1. О необходимости внесения изменений и дополнений в предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

5.2. О согласовании предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

6. В случае принятия решения о необходимости внесения изменений и дополнений в предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки ДНПиП города Москвы дорабатывает предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки в срок не позднее 14 календарных дней.

7. Предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки, доработанное ДНПиП города Москвы в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка, направляется повторно в Москомархитектуру и рассматривается в срок не позднее 5 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего Порядка.

8. После выполнения пунктов 4-7 настоящего Порядка предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляется ДНПиП города Москвы:

8.1. В обязательном порядке в Департамент городского имущества города Москвы в целях выявления в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, права на которые планируется реализовать на торгах.

8.2. В иные органы исполнительной власти города Москвы в целях установления наличия (отсутствия) фактов, препятствующих установлению (изменению) территории, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы.

9. Органы исполнительной власти города Москвы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, направляют имеющиеся у них сведения о территории, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы, в срок не позднее 10 календарных дней с даты поступления предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

10. Предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки, подготовленное ДНПиП города Москвы с учетом сведений, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, и согласованное Москомархитектурой, является основанием для рассмотрения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы.

11. В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы Москомархитектура осуществляет в установленном порядке подготовку проекта правового акта города Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы.

12. ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы и проекта решения о комплексном развитии территории в следующем порядке:

12.1. Осуществляет сбор сведений, необходимых для подготовки предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы в порядке, предусмотренном пунктами 3.1-3.7 настоящего Порядка.

12.2. На основании указанных в пункте 12.1 настоящего Порядка сведений ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы, содержащего информацию о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - решение о комплексном развитии территории), включая сведения о градостроительных регламентах в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки города Москвы и расположенных в границах такой территории землях, земельных участках и (или) объектах капитального строительства.

13. Подготовленное ДНПиП города Москвы предложение о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы направляется в:

13.1. Департамент экономической политики и развития города Москвы в целях выявления расположенных в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируются на основании адресных инвестиционных программ города Москвы.

13.2. Департамент городского имущества города Москвы в целях выявления в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в установленном порядке самовольными постройками.

13.3. В иные органы исполнительной власти города Москвы, в том числе в целях выявления земельных участков в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также в целях установления наличия (отсутствия) фактов, препятствующих принятию решения о комплексном развитии территории.

14. Органы исполнительной власти города Москвы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, направляют имеющиеся у них сведения о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, в срок не позднее 7 календарных дней с даты поступления предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы.

15. На основании сведений, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, в срок не более 10 рабочих дней с даты их получения ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку материалов о подтверждении соответствия территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, требованиям, установленным частью 3 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - материалы о соответствии), являющихся неотъемлемой частью предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы.

16. После выполнения пункта 15 настоящего Порядка ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку проекта решения о комплексном развитии территории.

17. В проекте решения о комплексном развитии территории:

17.1. Указываются сведения о территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории.

17.2. Отображаются границы территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории.

17.3. Указываются сведения о землях, земельных участках и перечень расположенных на них объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории.

18. В случае включения в границы территории, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, ДНПиП города Москвы направляет на согласование в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления предложение о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы и проект решения о комплексном развитии территории.

19. Подготовленные в соответствии с пунктами 12.2, 15, 16, 18 настоящего Порядка предложение о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы, материалы о соответствии, проект решения о комплексном развитии территории являются основанием для рассмотрения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса об осуществлении комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы. Наличие разногласий в позициях органов исполнительной власти города Москвы не является препятствием для рассмотрения вопроса Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

20. В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об осуществлении комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы ДНПиП города Москвы в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления в ДНПиП города Москвы копии протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, принимает решение о комплексном развитии территории.

21. В срок не позднее 7 календарных дней с даты принятия решения о комплексном развитии территории:

21.1. ДНПиП города Москвы:

21.1.2. Направляет правообладателям земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, в том числе лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах этой территории, предоставлены в аренду или в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством при условии, что срок действия договора аренды или договора безвозмездного пользования составляет не менее чем 5 лет, копию такого решения, предложение об осуществлении такими правообладателями деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в порядке, установленном статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - предложение).

21.2. Префектура административного округа города Москвы, в границах территории которого располагается территория, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, обеспечивает размещение информации о принятом решении на информационном щите в границах территории, в отношении которой принято такое решение.

22. После принятия решения о комплексном развитии территории Москомархитектура выполняет предварительную оценку градостроительного потенциала территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, и направляет полученные результаты в ДНПиП города Москвы.

23. В целях осуществления правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, соответствующими требованиям части 3 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - правообладатели), деятельности по комплексному развитию территории промышленной и производственной зоны города Москвы в порядке, предусмотренном статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии по инициативе Правительства Москвы, правообладатели в течение 6 месяцев с даты направления копии решения о комплексном развитии территории и предложения, указанных в пункте 21.1.2 настоящего Порядка, направляют:

23.1. В Москомархитектуру - подготовленный в установленном порядке проект планировки территории и входящий в его состав проект межевания территории (далее - проект планировки территории).

23.2. В ДНПиП города Москвы - проект договора о комплексном развитии территории промышленной и производственной зоны города Москвы по инициативе правообладателей (далее - проект договора по инициативе правообладателей), в случае если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (далее - соглашение) и уведомление о направлении в Москомархитектуру проекта планировки территории.

24. В срок, не превышающий 30 календарных дней с даты поступления документов, указанных в пункте 23 Порядка:

24.1. Москомархитектура совместно с отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы осуществляет проверку представленного проекта планировки территории на предмет соответствия требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и обеспечивает рассмотрение Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса об одобрении указанного проекта.

24.2. ДНПиП города Москвы осуществляет проверку проекта договора по инициативе правообладателей, соглашения, а также, при необходимости получения дополнительных сведений о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей в порядке, предусмотренном статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при условии, что указанная территория входит в границы территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, проводит осмотр соответствующей территории.

25. В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об одобрении проекта планировки территории, указанного в пункте 23.1 настоящего Порядка:

25.1. Москомархитектура вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы проект постановления Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории.

25.2. ДНПиП города Москвы в целях определения существенных условий договора о комплексном развитии территории промышленной и производственной зоны города Москвы по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее - договор по инициативе правообладателей) направляет проект договора по инициативе правообладателей в:

25.2.1. Департамент городского имущества города Москвы.

25.2.2. Департамент экономической политики и развития города Москвы.

25.2.3. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

25.2.4. Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

25.2.5. Москомархитектуру.

25.2.6. Иные органы исполнительной власти города Москвы.

25.3. Органы исполнительной власти, указанные в пункте 25.2 настоящего Порядка, в срок не позднее 14 календарных дней с даты поступления проекта договора по инициативе правообладателей направляют в ДНПиП города Москвы в пределах своих полномочий предложения по существенным условиям договора по инициативе правообладателей.

26. После выполнения пункта 25.3 настоящего Порядка, но не позднее 30 календарных дней с даты вступления в силу постановления Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории, предусмотренного пунктом 25.1 настоящего Порядка, ДНПиП города Москвы обеспечивает рассмотрение Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса о существенных условиях договора по инициативе правообладателей и о заключении такого договора, а также подписание и направление правообладателям договора по инициативе правообладателей.

27. Подписанный правообладателями в срок, установленный частью 11 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, договор по инициативе правообладателей направляется ДНПиП города Москвы в Департамент города Москвы по конкурентной политике (далее - Тендерный комитет) для учетной регистрации.

28. В случае если по истечении 6 месяцев с даты направления правообладателям земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества предложения и копии решения о комплексном развитии территории в Москомархитектуру и в ДНПиП города Москвы не поступила документация, указанная в пункте 23 настоящего Порядка, в случае если предусмотренный пунктом 23.1 настоящего Порядка проект планировки территории не был утвержден в связи с несоблюдением требований части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в случае если договор по инициативе правообладателей не был подписан сторонами в связи с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ДНПиП города Москвы принимает решение о проведении аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - решение о проведении аукциона) в следующем порядке:

28.1. В целях определения существенных условий договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - договор по инициативе Правительства Москвы) ДНПиП города Москвы направляет подготовленный проект договора по инициативе Правительства Москвы в:

28.1.1. Департамент городского имущества города Москвы.

28.1.2. Департамент экономической политики и развития города Москвы.

28.1.3. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

28.1.4. Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

28.1.5. Москомархитектуру.

28.1.6. Иные органы исполнительной власти города Москвы.

28.2. Органы исполнительной власти, указанные в пункте 28.1 настоящего Порядка, в срок не позднее 14 календарных дней с даты поступления проекта договора по инициативе Правительства Москвы направляют в ДНПиП города Москвы в пределах своих полномочий предложения по существенным условиям договора по инициативе Правительства Москвы.

28.3. ДНПиП города Москвы определяет начальную цену предмета аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - аукцион) в соответствии с методикой определения начальной цены предмета аукциона, утверждаемой правовым актом города Москвы.

28.4. После выполнения пунктов 28.1-28.3 настоящего Порядка ДНПиП города Москвы обеспечивает рассмотрение Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса о проведении аукциона, об определении начальной цены предмета аукциона, величины повышения начальной цены предмета аукциона ("шага аукциона"), суммы задатка и существенных условий договора по инициативе Правительства Москвы.

28.5. В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о проведении аукциона, об определении начальной цены предмета аукциона, величины повышения начальной цены предмета аукциона ("шага аукциона"), суммы задатка и существенных условий договора по инициативе Правительства Москвы ДНПиП города Москвы принимает решение о проведении аукциона.

29. Решение о проведении аукциона содержит:

29.1. Сведения о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется проведение аукциона.

29.2. Сведения о землях, земельных участках и перечень расположенных на них объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется проведение аукциона.

29.3. Сведения о начальной цене предмета аукциона, величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"), сумме задатка и существенных условиях договора по инициативе Правительства Москвы.

30. Проведение аукциона осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 46.3, 46.11 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, определенных в приложении к настоящему Порядку.

31. По итогам проведения аукциона договор по инициативе Правительства Москвы заключается ДНПиП города Москвы с победителем аукциона, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, или в установленном порядке с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.

32. Подписанный сторонами договор по инициативе Правительства Москвы направляется ДНПиП города Москвы в Тендерный комитет для учетной регистрации.

33. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договора по инициативе правообладателей, заключаемого ДНПиП города Москвы с правообладателями, в порядке, предусмотренном пунктами 23-27 настоящего Порядка.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, принятие решения о комплексном развитии территории не требуется.

Приложение
к Порядку

Особенности
проведения аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы

1. Аукцион на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - аукцион) проводится в порядке, предусмотренном статьями 46.3, 46.11 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом настоящих Особенностей проведения аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - Особенности).

2. Основанием для проведения аукциона является принятое Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (далее - Инициатор аукциона) решение о проведении аукциона.

3. Предметом аукциона является право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - договор по инициативе Правительства Москвы).

4. Организатором аукциона является Департамент города Москвы по конкурентной политике (далее - Организатор аукциона).

5. Организатор аукциона совместно с Инициатором аукциона утверждают типовую форму документации об аукционе.

6. В целях проведения аукциона Организатор аукциона принимает решение о создании аукционной комиссии, определяет ее состав и порядок работы.

В состав аукционной комиссии в обязательном порядке включаются представители Инициатора аукциона.

7. Величина повышения начальной цены аукциона ("шага аукциона") устанавливается в размере двух процентов от начальной цены предмета аукциона.

8. Размер задатка для участия в аукционе составляет 20 процентов от начальной цены предмета аукциона.

9. В целях проведения аукциона Инициатор аукциона передает Организатору аукциона следующие документы:

9.1. Решение о проведении аукциона.

9.2. Проект договора по инициативе Правительства Москвы.

9.3. Копию решения о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.

9.4. Информацию о градостроительном регламенте в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии по инициативе Правительства Москвы, в соответствии с правилами землепользования и застройки города Москвы.

10. Организатор аукциона возвращает задаток юридическим лицам, подавшим заявку на участие в аукционе (далее - заявители), в порядке и в случаях, предусмотренных статьей 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случае если заявителем заявка на участие в аукционе подана менее чем за 5 дней до даты проведения аукциона, Организатор аукциона возвращает задаток заявителю не позднее 5 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

11. По результатам аукциона договор по инициативе Правительства Москвы заключается с победителем аукциона или с единственным участником аукциона не ранее чем через 10 дней, но не позднее 30 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о торгах www.torgl.gov.ru, а также на Инвестиционном портале города Москвы www.investmoscow.ru.

12. В случае если победителем аукциона в срок, предусмотренный пунктом 11 настоящих Особенностей, не был подписан договор по инициативе Правительства Москвы или не представлено в установленном порядке соглашение об обеспечении исполнения договора по инициативе Правительства Москвы (если предоставление такого обеспечения является существенным условием договора по инициативе Правительства Москвы), такой победитель аукциона признается уклонившимся от заключения договора по инициативе Правительства Москвы.

В случае признания победителя аукциона уклонившимся от заключения договора по инициативе Правительства Москвы задаток такому лицу Организатором аукциона не возвращается, а Инициатор аукциона вправе заключить договор по инициативе Правительства Москвы с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.

13. Организатор аукциона вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении аукциона не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения информации о внесенных изменениях в извещение до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе составлял не менее 30 дней.

14. Извещение о проведении аукциона, об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о торгах www.torgi.gov.ru, а также на Инвестиционном портале города Москвы www.lnvestmoscow.ru в течение 5 рабочих дней и в течение двух рабочих дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона соответственно.

Обзор документа

Предложения о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки Москвы в части установления (изменения) территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон, а также предложения об осуществлении комплексного развития территории промышленных и производственных зон по инициативе Правительства Москвы вносятся Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства.

Такое предложение после сбора всех необходимых сведений рассматривается Градостроительно-земельной комиссией и в случае принятия ею решений о необходимости внесения изменений Москомархитектура осуществляет подготовку проекта правового акта о внесении изменений.

В проекте решения указываются сведения о территории, отображаются ее границы, указываются сведения о землях, земельных участках и перечень расположенных на них объектов недвижимости. Подготовленные предложение и проект решения являются основанием для рассмотрения Градостроительно-земельной комиссией вопроса об осуществлении комплексного развития территории. После принятия решения Департаментом публикуется соответствующая информация в официальном издании Мэра и Правительства Москвы, а также на сайте Департамента. Кроме того, правообладателям земельных участков и объектов недвижимости в границах указанных территорий направляется копия решения и предложение об осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в установленном порядке.

Правообладатели в течение 6 месяцев с даты направления копии решения о комплексном развитии направляют в Москомархитектуру подготовленный проект планировки территории и проект межевания территории, а в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства - проект договора о комплексном развитии территории. Подписанный договор направляется в Тендерный комитет для учетной регистрации.

В случае, если по истечении 6 месяцев со дня направления правообладателям копии решения о комплексном развитии от правообладателей не поступила необходимая документация, а также если договор по инициативе правообладателей не был подписан, Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства принимается решение о проведении аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории.

По поручению Правительства России до конца года субъекты РФ должны подготовить предложения для формирования единого реестра территорий, которые подлежат комплексному развитию. Об этом 14 сентября сообщил журналистам Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень на Х Международном инвестиционном форуме по недвижимости PROEstate 2016.

«Это также касается промышленных зон, которые зачастую используются неэффективно», - добавил Михаил Мень.

Региональные и муниципальные власти должны провести инвентаризацию неэффективно используемых застроенных земель, расположенных в границах населенных пунктов и прилегающих территорий. Сводный перечень территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию в первоочередном порядке, необходимо представить в Правительство России до конца 2016 года. Минстрою России поручено обеспечить координацию данной работы.

По словам министра, таким образом будет сформирован резерв земельных участков, которые можно вовлечь в комплексное освоение. «Это полезная информация для инвесторов и девелоперов. Они смогут увидеть всю палитру земельных ресурсов для комплексного освоения», - отметил Михаил Мень.

Напомним, 3 июля 2016 года был принят 373-ФЗ о комплексном развитии территорий, который в частности позволит вовлекать в процесс реорганизации неэффективно используемые промышленные территории в крупных городах. Закон дает инструменты для ведения диалога в правовом поле с инвесторами. В частности, законом утвержден механизм комплексного развития территорий по инициативе органов местного самоуправления.

Приветствую вас на инвестиционном портале города Иванова!

Мы открыты для всех форм инвестирования и готовы оказать всестороннюю поддержку реализации российских и зарубежных проектов. Инфраструктурный и кадровый потенциал города Иванова формирует благоприятную среду для создания и успешной работы предприятий тяжелой и легкой промышленности, релокации производств и развития креативных отраслей экономики. Мы заинтересованы в ведении вашего бизнеса на Ивановской земле.

В соответствии со Стратегией развития городского округа Иваново до 2020 года в текущем году мы начинаем новую практику – ежегодное послание об инвестиционном климате в городском округе Иваново. Основной целью данного документа является обеспечить открытость информации о результатах инвестиционной деятельности, проводимой в областном центре инвестиционной политики, а также об основных мерах, направленных на улучшение инвестиционного климата в областном центре.

С целью улучшения качества жизни жителей нашего города необходимо внимательно отнестись к основным показателям экономического развития.

Так, одним из основных показателей экономического роста в городе является объем инвестиций, привлеченных в экономику города. Именно на повышение его уровня и направлена проводимая в областном центре инвестиционная политика.

Безусловно, одним из базовых этапов улучшения инвестиционного климата, является внедрение Плана мероприятий («дорожной карты») по улучшению инвестиционного климата в городском округе Иваново.

Следующим этапом по улучшению инвестиционного климата является развитие институциональной инфраструктуры и совершенствование нормативно-правовой базы.

Во-первых, в областном центре был создан консультативный совет по вопросам инвестиций при Администрации города Иванова, основными целями которого являются: улучшение инвестиционного климата в областном центре, оказание содействия экономическому и социальному развитию города, создание необходимых условий для проведения единой инвестиционной политики в целях обеспечения инновационной направленности инвестиций, участие в определении приоритетов при реализации инвестиционной политики с учетом экономических, финансовых и иных возможностей города Иванова. В частности, на заседаниях Консультативного совета предусматривается рассмотрение вопросов и возможностей развития механизмов муниципально-частного партнерства в инвестиционных процессах города.

Кроме того, при администрации города действует координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства, деятельность которого направлена на исследование и обобщение проблем малых и средних предприятий, защиту их законных прав и интересов в органах власти города Иванова, подготовку предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, формирование предложений в рамках корректировки действия специальных налоговых режимов, координацию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в общегородских мероприятиях.

Во-вторых, необходимо создать «одно окно» для бизнеса и сформировать регламент сопровождения инвестиционных проектов. Данный инструмент позволит максимально упростить административные процедуры при реализации инвестиционных проектов частными инвесторами.

Необходимо отметить, что основными участниками инвестиционного процесса являются организации-представители малого и среднего бизнеса. Именно поэтому данная категория нуждается в поддержке и содействии от органов власти любого уровня.

На уровне органов местного самоуправления в настоящее время реализуется множество мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Вот лишь некоторые из них: субсидирование на частичное покрытие расходов по оплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на инвестиционные цели, возмещение затрат по закупке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, проведение энергетических обследований, компенсация части затрат, связанных с присоединением (подключением) к энергетическим ресурсам, а также – субсидия на возмещение части затрат на проведение научных разработок (испытаний, исследований).

В 2015 году администрацией областного центра была утверждена муниципальная программа города Иванова «Развитие инвестиционной деятельности и инновационной сферы в городе Иванове». Специальные подпрограммы, включенные в состав муниципальной программы, тем или иным образом связаны с формированием на территории областного центра благоприятных условий для привлечения инвестиций, роста инвестиционной активности, формирования инновационно-ориентированной структуры экономики:

- «Повышение инвестиционной привлекательности города Иванова»;

- «Создание условий для развития инновационной деятельности в городе Иванове»;

- «Поддержка управляющих компаний и резидентов индустриальных парков (промышленных парков, технопарков) на территории города Иванова»;

- «Развитие инновационного потенциала образования»;

- «Поддержка талантливой молодежи и развитие молодежного инновационного потенциала».

Полагаю, что создание Инвестиционного портала города Иваново обеспечит как открытость деятельности органов местного самоуправления города Иванова в инвестиционной сфере, так и наглядное представление инвестиционных возможностей областного центра, актуальной информации о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов, а также повысит оперативность рассмотрения обращений от представителей бизнес-сообщества.

В заключение хочу сказать, что улучшение качества жизни в нашем с вами городе зависит от каждого из нас – органы власти, бизнес, общественность должны объединиться для достижения одной общей цели.

С уважением, Глава города Иванова Владимир Николаевич Шарыпов

Комплексное устойчивое развитие территорий: договорятся ли инвесторы и власти

В октябре 2017 года правительство Московской области легитимизовало изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в случае комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления. Это стало следующим законодательным шагом в целенаправленной государственной политике, связанной с деятельностью по КУРТ (комплексному устойчивому развитию территорий).

Эта деятельность вызывает немало вопросов, потому что, как считает директор по развитию ГК «Гранель» Андрей Цвет, законодатели и застройщики видят цели КУРТ по-разному. Для законодательных органов это способ решения важных градостроительных задач, позволяющий избежать хаотичной точечной застройки и освоить неиспользуемые земельные участки. Для застройщиков же деятельность в рамках КУРТ означает законодательное закрепление обязательств по наполнению своих проектов необходимой городу и жителям инфраструктурой. Получается, что интересы сторон не совпадают и нуждаются в правовом регулировании. «Если территория нуждается в комплексном развитии, но у ее правообладателей совершенно разное видение ее перспектив, необходим правовой механизм разрешения таких разногласий», - подтверждает директор по инвестициям девелоперской группы «Сити-XXI век» Сергей Нотин.

По этой причине законодатели и ввели новое понятие - деятельность по КУРТ - и определили порядок взаимоотношений по нему между инвестором и муниципальными властями относительно освоения определенной территории с учетом всестороннего развития: создания социальной, коммерческой, транспортной инфраструктуры и жилья. Поправки дали застройщикам законодательно оформленный механизм работы с властями по проектам комплексного освоения территорий, своего рода аналог ГЧП. Если раньше все обременения (социальные, инфраструктурные, финансовые) лежали исключительно на плечах девелоперов, то теперь муниципальные власти также будут принимать в этом участие (финансовое в том числе), помогая застройщикам реализовывать такие проекты, рассуждает директор юридического департамента ГК «Инград» Артем Азизбаев, положительно оценивая законодательные изменения.

Под «деятельность КУРТ» попадают практически все виды деятельности, включая развитие застроенной территории (РЗТ, статьи 46.1-46.3 Градостроительного кодекса РФ); комплексное освоение территории, в том числе в целях строительства жилья эконом-класса (КОТ, статьи 46.4-46.8 ГрК РФ); комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков или по инициативе органа местного самоуправления (КРТ, статьи 46.9, 46.10, 46.11 ГрК РФ). Однако, как объяснили в Институте Генплана Москвы, смущать эта особенность законодательства не должна. Ведь КРТ, КОТ, РЗТ - это всего лишь механизмы реализации КУРТ, и основная направленность закона относится к КРТ - территориям, которые заняты объектами нежилого фонда, - для того чтобы дать возможность дальнейшему их комплексному развитию, имея в виду и будущую долю жилого фонда, а возможно, и только лишь промышленное использование.

Упрощение планирования проектов и сокращение временных издержек (в частности, речь об отсутствии необходимости проведения торгов) Андрей Цвет называет одним из главных преимуществ новеллы для рынка. К слабым ее моментам эксперты отнесли имеющуюся у властей возможность отказаться от ранее принятых на себя обязательств, например, по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры в рамках проекта КУРТ, если на эти нужды не найдется средств в бюджете. Нарекания участников рынка вызывает и то, что федеральный закон от 3 июля 2016 года №373-ФЗ не устанавливает минимальные и максимальные площади территорий, подлежащей КУРТ, и не определяет порядок установления этих границ.

В целом, можно сделать вывод о том, что девелоперы не спешат переходить к реализации проектов в соответствие с новеллой. «Пока у девелоперов нет четкого понимания правил игры, нет возможности просчитать экономику проекта, вряд ли эта схема будет работать на практике», - выражает сомнения партнер девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский, подводя резюме нововведению.

Член правления Ассоциации проектировщиков Московской области Илья МАШКОВ: «Правительством Московской области было разработана программа - информационная система обеспечения градостроительной деятельности, где находятся все исходные данные по конкретной территории с учетом многих параметров, в том числе, к примеру, планов будущего развития транспортной инфраструктуры. Это все, что нужно знать инвесторам, девелоперам, проектировщикам, чиновникам для формирования и развития конкретных КУРТов. Программа открыта для пользования всем чиновникам министерств и департаментов, задействованным в подготовке КУРТ, а это более 1000 человек. В ней есть информация о том, кто просматривал данные и вносил изменения. Такой прозрачный механизм является гарантом недопущения коррупционной составляющей при реализации проектов КУРТ. Кроме того, в программе действует привязка геоданных к территории в векторном виде - это серьезный шаг вперед. Для проектировщиков это дает великолепную возможность не делать работу по сбору данных повторно»

Прежде всего,Закон вводит новое понятие – деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории, – под которым понимается деятельность, осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории, включая:

  • деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства различного назначения;
  • объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и иных объектов вспомогательного назначения, обеспечивающих жизнедеятельность граждан и функционирование основных объектов капитального строительства, а также
  • деятельность по проектированию, строительству, реконструкции указанных объектов.

Введение данного института в первую очередь направлено на вовлечение в экономический оборот территорий, которые по тем или иным причинам являются неосвоенными. Сюда, в частности, можно отнести территории, фактически не используемые в тех целях, для которых они изначально отводились, и продолжение использования которых в данных целях экономически нецелесообразно (например, старые промышленные зоны).

Закон предоставляет право выступить с инициативой комплексного развития территории правообладателю земельного участка и/или объекта недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории. Комплексное развитие территории будет осуществляться в этом случае на основании договора о комплексном развитии территории, заключаемого органами местного самоуправления с указанными правообладателями-инициаторами без торгов. При этом если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, между такими правообладателями должно быть заключено соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории.

Следует обратить внимание, что не только собственники соответствующего земельного участка и/или объекта недвижимого имущества могут инициировать и участвовать в деятельности по комплексному развитию территории, но также и иные правообладатели, если срок действия их прав на земельный участок составляет на день заключения договора о комплексном развитии территории не менее пяти лет.

Договор комплексного развития территории является по существу новым видом договора, отличного от ранее предусмотренных в Градостроительном кодексе РФ договора о развитии застроенной территории и договора о комплексном освоении территории.

В условиях отсутствия договорной и судебной практики по заключению и исполнению указанных договоров рекомендуется уделять особое внимание при формулировании и согласовании соответствующих условий как в договорах с органами местного самоуправления, так и в соглашениях между правообладателями, принявшими решение совместно участвовать в комплексном развитии территории.

Другой важной новеллой закона является расширение круга субъектов, уполномоченных самостоятельно принимать решения о подготовке документации по планировке территории. Согласно закону таким правом помимо федеральных, региональных и местных органов власти, теперь также будут наделены:

  • лица, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса;
  • лица, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории;
  • правообладатели существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции;
  • субъекты естественных монополий в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.

Для принятия указанного решения целесообразно обеспечить проведение комплексной правовой экспертизы и оценки договорных рисков, связанных с деятельностью по развитию территории, а также градостроительных рисков, в том числе, обусловленных сведениями, содержащимися в действующих документах территориального планирования, градостроительного зонирования, нормативами градостроительного проектирования.

Закон исключил градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) из перечня документации по планировке территории, отнеся ГПЗУ к документам информационного обеспечения градостроительной деятельности. Однако ГПЗУ как и прежде необходим по общему правилу для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Среди полезных для застройщиков нововведений закон предусматривает, что при подготовке ГПЗУ орган местного самоуправления в течение семи дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет в эксплуатирующие сети организации запрос о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству (реконструкции) объекта к этим сетям.

Вместе с тем закон устанавливает своеобразный «срок действия» ГПЗУ. Так, информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи, после истечения которых, необходимо будет получать новый ГПЗУ. В то же время в качестве переходных положений закон оговаривает, что информация, указанная в ГПЗУ, утвержденном до дня вступления в силу рассматриваемого закона, может быть использована в течение срока, который подлежит установить нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, но в пределах от трех до восьми лет со дня утверждения ГПЗУ.

Изменения в статусе ГПЗУ необходимо учитывать при планировании и осуществлении деятельности по строительству.

Среди иных важных положений закона:

  • Вводится основание для изъятия для публичных нужд земельных участков и объектов недвижимого имущества, находящихся в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления. После изъятия такие земельные участки предоставляются без торгов лицу, с которым заключен по итогам аукциона договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
  • Продлена до 1 июля 2017 года возможность выдачи разрешений на строительство при отсутствии по состоянию на 1 июля 2016 года правил землепользования и застройки. Соответствующие нормы вступили в силу со дня официального опубликования рассматриваемого закона.