Когда проходит рождественская служба в церквях. Когда начинается служба на Рождество

Многие православные люди интересуются, когда праздновать Рождество. Его отмечают, и с 4 на 25 декабря, и с 6 на 7 января - когда посетить храм и какие традиции соблюсти?

Богослужение Рождества с 6 на 7 января - когда посещать храм

Многие православные люди интересуются, когда праздновать Рождество. В самом деле, празднуют Рождество, и с 4 на 25 декабря, и с 6 на 7 января - так когда же посетить храм и как это сделать, какие традиции соблюсти?
Об этом мы расскажем в нашей статье.



Почему Рождество празднуют в разные дни

В главных христианских Церквях разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая - по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).


В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.


Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.



Рождество Христово - двунадесятый праздник

Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников - это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.


Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.


В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.


Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.


В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.


Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.


Эти дни - словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.


Двунадесятые праздники делятся по содержанию:


  • Господские (Господние) - восемь праздников,

  • Богородичные - четыре,

  • дни памяти священных событий.

Интересно, что Рождество относится к Господским праздникам, а ризы священников в этот день - Богородичные, то есть голубые и серебряные. Это дань почитания Матери Христа, ведь это и Ее праздник.



Что празднуется в Рождество - история

В Рождество празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали - переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было - они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.


Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление - возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.


В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок - недели между Рождеством Христовым и Крещением.



Сочельник перед Рождеством

День перед Рождеством, 6 января, - Сочельник. В этот день до «вечерней звезды», то есть до сумерек, по Уставу Церкви совсем не ели, можно было только пить воду или чай. В наше время трудно выполнить такой строгий пост. Постарайтесь, особенно если вы не постились в течение поста Рождественского, принести Господу небольшую жертву – воздержитесь с утра в этот день от мясных и молочных продуктов, от рыбы (даже хотя бы от чего-то одного, в том числе от сладостей). Интересно, что существовала историческая шутка, когда граф Суворов ничего не ел во время ужина у Екатерины Второй перед Рождеством. На ее вопрос, отчего, придворные пояснили, что до первой звезды нельзя. Императрица позвала слуг и пожаловала орден - «звезду графу Суворову».


На самом деле в Уставе и поговорке «до первой звезды нельзя» имеет в виду не появление небесных звезд, а пение в церкви слов тропаря, молитвы в честь праздника Рождества Христова, где упоминается слово звезда.



«Рождество Твое, Христов Бог наш, просияло миру как свет разума: в нем звездам служащие (волхвы) учились звездой Тебе поклоняться, Солнцу Правды, и Тебе знать, Идущего с высоты Востока. Господи, слава Тебе».


Вот почему в Сочельник советуют поститься до вечернего Рождественского богослужения, посетить храм, а потом разговеться за праздничным столом.


Это не так сложно, как кажется: ведь многие именно так, вынужденно постясь, проводят 31 декабря: жена в хлопотах по кухне не успевает поесть, а семья, заглядывая в холодильник, слышит от мамы: «Не трогай, это на Новый год!» Зато у поста в Сочельник в преддверии Рождества есть глубокий смысл, отличная от просто «создания праздничного настроя» духовная цель.



Как успеть приготовиться к Рождеству?

Ожидая Рождество, стоит уделить больше внимания содержательной подготовке к празднику, а не ужину. Приготовьтесь, например, к Исповеди и Причастию молитвой и воспоминанием грехов, Исповедуйтесь накануне, потому что в ночь с 6 на 7 января и даже утром 7 января в храмах многолюдно. Исповедоваться будет трудно, а вот причаститься - праздник вдвойне, двойная благодать.


Если вы не планируете причащаться, почитайте Евангелие вслух, всей семьей или расскажите детям о поклонении волхвов, о пении Ангелов и радости пастухов, глядящих на Младенца Христа – Царя Мира, смиренно лежащего в яслях. Об традициях подготовки к Рождеству и праздничных дореволюционных обычаях писал писатель Иван Шмелев в своем удивительном, созданном от лица ребенка романе «Лето Господне». Рождественские главы из него вы тоже можете почитать самостоятельно в Сочельник.



Как зайти в церковь

Многие люди, которые пока не знают о Церкви много, привыкают быть «захожанами» - заходить, когда удобно, ставить свечи и не молиться за богослужениями. Однако Сам Господь говорит о церковной молитве за общим богослужением: «Где двое-трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них».


Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться.


Поэтому старайтесь не просто прийти в церковь в Рождество, но и помолиться, а еще лучше - подготовиться и причаститься за Литургией. Главная служба в церкви, главное Таинство - Литургия. Самая сильная молитва - это любое поминовение человека за Литургией и, конечно, само причащение. За человека во время Таинства Евхаристии молится вся Церковь. Причащаясь, люди получают великую силу и благодать от Бога.


Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.



Длительность службы в церкви

Отметим, что не в каждом в каждом православном храме совершается ночное богослужение с 6 на 7 января. Могут быть варианты, и вы можете пойти в тот храм, который вам удобнее посетить, по тому графику, к которому вы готовы. Обязательно проверьте на храмовом стенде


Надо сказать, что храмы и соборы открываются в разное время, в разное время совершаются и службы в зависимости от


  • Региона, местоположения;

  • При монастыре ли храм или приходской;

  • Времени года - в малых, сельских храмах.

Перед Рождеством обязательно будет совершено торжественное вечерне богослужение - Всенощное бдение. Название - лишь традиция, богослужение идет не всю ночь, а примерно 2-3 часа в разных храмах.


Всенощное бдение начинается или в 17, или в 18:00. Иногда - в редких случаях, в селе, в удаленной обители - в 16:00. В монастырях богослужения и Литургии, и Всенощного бдения идут дольше.


На следующий день утром, примерно в 9 или 10:00 будет совершена Божественная литургия, за которой можно причаститься Святых Христовых Тайн. Соответственно, вы можете пойти на оба богослужения, или только на одно.


Однако есть и другой вариант. Вечером 6 января богослужение богослужение святого начнется в 23:30. Тогда в течение ночи совершат всенощное бдение, часы и Божественную литургию.


Всенощное бдение начинается повечерьем, на котором читаются пророчества, псалмы, а в середине хор поет торжественное праздничное песнопение «С нами Бог». Оно включает в себя пение стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам великий Бог, Отец будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы (то есть народы) и покаряйтеся (покоряйтесь силе Божией), яко (потому что) с нами Бог».


Сразу вслед за великим повечерием совершается праздничная рождественская вечерня. Она начинается литией, частью богослужения, на которой освящаются хлеб, растительное масло (елей), пшеница и вино. Затем совершается богослужение праздничной утрени, на которой хор исполняет многие торжественные песнопения. На утрени читается отрывок из Евангелия, повествующий о событии Рождества Христова.К утрени присоединяются «часы» (краткие богослужения, состоящие из чтения трех псалмов и некоторых молитв). Так заканчивается праздничное Всенощное бдение. Оно займет около полутора часов.


Вы поймете, что Всенощное бдение закончилось, потому что после священник возгласит «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Так начнется праздничная Литургия. Она продлится еще около полутора-двух часов. Если вы устанете, можете уйти с Литургии.



Вифлеемская звезда

Изначально восьмиконечная звезда на иконах обозначает Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление - возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.


Вифлеемская звезда - это вытянутый ромб, вписанный в квадрат, именно так образуются восемь ее лучей. Такой знак был богословски осмыслен на иконе «Спас в силах», став знаком силы Христа - неслучайно звезда Вифлеемская стала Его звездой.


Восьмиконечная звезда Богородицы, октограмма - это равноконечная звезда. Ее можно увидеть на большинстве образов Божией Матери. С одной стороны, это изображение Вифлеемской звезды, с другой -


Чаще всего икона Божией Матери написана по золотому фону, символизирующему Божественный Свет, или по небесному - символизирующему Небеса, где Она находится. Темно-вишневое верхнее одеяние Богородицы, мафорий, имеет изображение золотой вышивки трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего оставалась и осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия и другими.


На иконе Богородицы «Неопалимая купина» Ее изображение с Сыном вписано в восьмиконечную звезду (но это не «звезда Богородицы»). Это достаточно поздний иконографический тип, он несет в себе тот же символизм, что и икона Спаса в Силах.



Рождественская или новогодняя игрушка своими руками

Сегодня восьмиконечная звезда - один из наиболее красивых и светлых символов Православия. Она освещает и освящает многие иконные киоты, церковную утварь, украшения благочестивых христианок. Нет греха и в том, чтобы использовать ее в декоре дома на Рождество, напротив, это очень благочестивый и красивый обычай. Можно сделать ее и своими руками, приклеив, например, в центр бумажную икону Рождества Христова.


Восьмиконечная звезда напоминает нам и о силе Божией, и о сиянии Царствия Божия, и о нашем жизненном пути, по которому мы должны идти вслед за Вифлеемской путеводной звездой, словно волхвы навстречу Младенцу Христу. Нужно суметь и самому стать в этом мире путеводной звездой для людей с помощью добрых дел.


Да хранит вас Господь Своей благодатью, да благословит вас Младенец Христос!


Для каждого православного человека Рождество является самым светлым и значимым праздником в году. Пожалуй, только Пасха может сравняться с ним по степени важности. Рождество одновременно является теплым семейным торжеством и одним из главных церковных праздников. Поэтому большая часть православных стремится в этот день посетить храм и уделить время своим близким. Однако как совместить и то, и другое, многие просто не представляют. Особенно беспокоит их вопрос, когда ходят в церковь на Рождество. Ведь служба в этот великий день в некоторых храмах длится практически сутки и бывает очень утомительной. Сегодня мы расскажем читателям, какого числа ходят в церковь на Рождество и как делать это правильно, отделив исконно христианские традиции от тех, что были придуманы гораздо позже уже обычными людьми.

История становления Рождества

Все христиане знают, что в этот великий день принято прославлять пришествие в этот мир младенца Иисуса. Именно поэтому верующие в ночь на Рождество ходят в церковь и выстаивают долгие богослужения, чтобы отдать дань Спасителю и закончить долгий пост, длящийся в течение сорока дней.

Однако современные обыватели даже не подозревают, что для первых христиан Рождество не представлялось таким значимым торжеством, как сейчас. Все свое внимание они сосредотачивали на Воскресении Христа и старались именно в этот день максимально долго молиться Спасителю и благодарить его за все сделанное для человечества.

Приблизительно к четвертому веку христиане объединили Рождество и Крещение в одно торжество. Его праздновали шестого января, и этот день стал для церкви очень значимым. Однако уже спустя несколько десятилетий назрела необходимость разделить эти даты. После долгих сомнений Рождество было перенесено на двадцать пятое декабря, что сохранилось у католиков и по наши дни.

Интересно, что наши предки свято верили в определенные странности и чудеса, сопровождающие эту дату. К примеру, все считали, что в Рождество на земле царят две противоположные силы - добро и зло. Они ведут битву за человеческие души, и только сам христианин ответственен за то, как она закончится. Если он примыкает к силам добра, то начинает прославлять Христа, колядовать и проводит время за праздничным накрытым столом в кругу близких. В противном случае человек становился частью темных сил, и его на шабаш могли забрать ведьмы.

Сегодня Рождество - это праздник единения человека с Богом и прославления того, что он сделал для каждого из нас. Поэтому считается, что в этот день мы обязательно должны посетить храм, чтобы тем самым принести подарок Христу в виде молитвы и благодарности. Несмотря на то что это торжество всегда отмечается в один и тот же день, когда ходят в церковь на Рождество, знают немногие. Об этом мы и поговорим в следующих разделах статьи.

Длительность рождественской службы, откуда пошла эта традиция

Думаем, зачем ходят в церковь на Рождество, мы уже объяснили. Но тем не менее повторимся еще раз - в этот день будет правильно молиться, причащаться и благодарить Бога за все, что он дал нам в этом году. Но вот продержаться на ногах в течение всей службы могут далеко не все христиане. Многие верующие сомневаются, под силу ли им простоять всю ночь в храме. Ведь уйти со службы считается недопустимым грехом.

Люди, когда ходят в церковь на Рождество, часто жалуются, что выдержать отсутствие еды в связи с постом и длительное богослужение им довольно сложно. Однако на самом деле ранее праздничная служба могла длиться в течение суток. Именно так первые христиане прославляли Господа на заре становления религии.

Кстати, эта традиция имеет свои вполне объяснимые причины. Дело в том, что христиан жестко преследовали власти всех городов, где они появлялись, поэтому молиться они могли только в ночное время суток подальше от чужих глаз.

К тому же в тот период времени христиане настолько пламенели верой, что могли проводить за молитвой и более суток. Именно в общем порыве они достигали единения с Богом, что недоступно большинству современных православных. Священнослужители рассказывают, что традиция длительных торжественных богослужений сохранилась во многих монастырях. К примеру, на Афоне, когда ходят в церковь на Рождество, готовы к тому, что служба продлится не менее двадцати одного часа. Конечно, братьям дается кратковременный отдых, но все же богослужение никогда не заканчивается ранее, чем через восемнадцать часов.

Ходят ли в церковь на Рождество на непродолжительное время? Подобный вопрос до начала двадцатого века никто даже не задавал, так как верующие были приучены к долгим богослужениям. Однако после революции эта традиция полностью потеряла свою актуальность и сейчас так и не возродилась. Ведь сами священнослужители не считают ночную службу долгой, к тому же не она является самой главной в этот праздник.

Можно ли ходить в церковь перед Рождеством?

Большая часть верующих считает, что обязательно необходимо посещать службу, которая начинается в ночь с шестого на седьмое января. Однако на самом деле это мнение ошибочно, ведь праздник начинается именно 6. Когда ходят в церковь на Рождество в этом случае? Считается, что этот день предшествует празднику.

Если вы хотите сделать все по правилам, то учтите, что рождественская служба начинается утром шестого января. Именно в утренние часы служится вечерня, после которой следует литургия. На ней человек может причаститься и затем приступить к другим делам. Поэтому если вы по каким-либо веским причинам не можете отстоять ночную службу, то посетите церковь перед Рождеством - утром шестого января. Этот визит будет гораздо полезнее для вашей души и соответствует древним христианским традициям.

Откуда взялся обычай начинать праздновать утром шестого января?

Если наши современники не могут точно ответить, ходят ли в церковь на Рождество с самого раннего утра, то в дореволюционные времена этот вопрос даже не возникал в головах православных. Они были готовы провести весь день шестого января в молитвенном труде и при этом даже не вкушали пищу, так как пост заканчивался только седьмого числа.

Обычно православные приходили в церковь ранним утром, однако торжественная служба начиналась только после обеда. В этот период священники начинали служить вечерню, а с наступлением сумерек она переходила в литургию. До этого момента никто не мог позволить себе выйти из храма или приступить к трапезе. После причащения христиане начинали служить утреню, которая и становилась самым праздничным моментом за прошедшие сутки. В конце службы православные поздравляли друг друга и отправлялись к праздничному столу, который служил одновременно и символом окончания длительного поста.

Когда ходят в церковь на Рождество Христово?

Итак, современные христиане уже давно не придерживаются старинных обычаев. Они находят этому сотни причин, в том числе и необычайную занятость на работе. Но ходить в церковь на Рождество можно и согласно современным традициям. Если вы хотите все сделать правильно, то стоит выполнить следующие правила:

  • посетить утреннюю службу шестого января;
  • отстоять литургию и причаститься;
  • посетить тожественную вечерню, которая заканчивается утром седьмого января.

Конечно, выдержать подобный молитвенный труд сложно. Но некоторые священнослужители дают ряд советов, помогающих справиться с длительными богослужениями в праздник.

На Рождество ходить в церковь можно и нужно, однако этот визит требует тщательной подготовки. Священнослужители готовы дать всем православным несколько советов на этот счет:

  • Обязательно отдохните перед службой. Не стоит приходить в храм после тяжелой работы, ведь вы все равно будете бороться со сном и не сможете выстоять всю службу. Подобное отношение Христу неугодно, поэтому при возможности поспите несколько часов и только после этого отправляйтесь в церковь.
  • Поститесь правильно. Если вы посетите утреннюю службу шестого января и причаститесь до вечера, то приступать к трапезе вам можно уже вечером. Тем, кто планирует отстоять только ночное богослужение с шестого на седьмое января, придется ждать окончания службы.
  • Исповедуйтесь накануне Рождества. Не стоит надеяться на исповедь в сам праздник, в обычном храме это невозможно, так как там обычно служит один батюшка, который физически не может делать все одновременно.
  • Читайте молитвы осознанно. Подготовьтесь к службе: выберите псалмы, найдите их переводы и информацию о самом богослужении. Необходимо, чтобы каждый человек осознанно воспринимал все то, что происходит вокруг. Иначе не будет никакого смысла в присутствии в храме.
  • Не пытайтесь в Рождество ставить свечи в церкви и прикладываться к иконам. Так как в праздник в храме всегда много народу, не нужно расталкивать толпу и пробиваться к иконам. Лучше сделать это в другой день и не омрачать торжество, вызывая недовольство прихожан.

Также священники советуют верующим обязательно причаститься. Этот момент нельзя опускать, даже если вы очень заняты.

Дети и поход в церковь

Можно ли ходить в церковь на Рождеством с детьми? Об этом верующие часто спрашивают священнослужителей, ведь если взрослым трудно выдержать торжественную службу, то детям сделать это будет еще сложнее.

Итак, как же быть, если вы хотите взять с собой ребенка? В первую очередь поинтересуйтесь его мнением. Если у малыша горят глаза и он искренне хочет пойти вместе с вами, чтобы молиться ночью, то обязательно выполните его желание. Однако учтите, что всю службу ребенок не выдержит, и для него необходимо взять с собой мягкую подстилку, чтобы кроха мог подремать. Разбудить его можно непосредственно перед причастием.

Что можно и нужно делать на Рождество?

Очень часто люди путаются в обычаях и правилах церковных праздников. Порой они совершают действия, которые считают правильными, и во многом ограничивают себя. Однако на самом деле все оказывается гораздо проще. Итак, на Рождество каждый человек может:

  • посетить храм;
  • прославить Христа;
  • выполнять ежедневный труд, который необходим для обеспечения жизнедеятельности всей семьи;
  • работать, если это крайне важно для приобретения чего-то;
  • шить и вязать, но только в том случае, когда вы готовите подарок для своих близких людей;
  • раздавать милостыню;
  • ходить за любыми покупками;
  • не запрещены и супружеские отношения, если пара очень хочет обзавестись ребенком.

Чего нельзя делать в святой праздник?

Рождественских запретов не так уж и много, поэтому запомнить их несложно:

  • ни в коем случае не стоит ругаться и впускать в свою жизнь любой негатив;
  • нельзя носить одежду темных тонов;
  • не приветствуется в этот день употребление алкоголя и участие в увеселительных мероприятиях;
  • осуждают священнослужители посещение кладбищ и гадания.

По последнему пункту в обществе часто ведутся споры, ведь считается, что святочные гадания относятся к самой древней славянской традиции. Однако церковь категорически осуждает оккультизм, к которому относит любые попытки заглянуть в будущее.

Традиция «12 страв»: необходимо ли столько готовить на Рождество

Практически каждая хозяйка знает о необходимости приготовить к празднику двенадцать блюд, и они готовы тратить массу времени, чтобы в точности придерживаться этой традиции. Однако сами священнослужители считают этот обряд придуманным и не имеющим ничего общего с христианскими обрядами. Чтобы понять всю несостоятельность традиции «12 страв», необходимо вспомнить, что шестого и седьмого числа еще длится пост. А потому хозяйки должны готовить только постные блюда, причем без добавления масла. Сколько рецептов подобных кушаний можете назвать вы? Скорее всего самое минимальное количество.

Поэтому не стоит пренебрегать посещением церкви ради праздничного стола. Не забывайте, что Рождество - это в первую очередь духовный праздник.

Если вы действительно соблюдали пост, то заканчивать его обильным застольем не просто вредно, но и опасно для здоровья. Поэтом первый прием пищи после причащения должен быть максимально легким. В монастырях братья обходятся свежим хлебом, сыром и теплым молоком. Этого было вполне достаточно, чтобы насытиться и уже спокойно приступать к приготовлению торжественной трапезы.

Священнослужители советуют не акцентировать на этом особого внимания. После долгой службы не стоит тратить последние силы на праздничный стол из нескольких блюд. Привлеките к приготовлению пищи всех домашних и затем с хорошим настроением сядьте за стол, на котором будет стоять простая и вкусная пища.

Расписание богослужений

Прежде чем запланировать поход в церковь шестого или седьмого января, обязательно узнайте, на какое время назначена служба именно в вашем храме. В каждой церкви богослужения идут по своему расписанию, на этот счет не существует единого регламента. Поэтому будьте внимательны и посетите храм накануне праздника.

В заключение хотелось бы сказать, что Господь видит душу каждого из нас и читает в ней не только поступки, но и намерения. Только Он знает, насколько сложно вам было отменить все дела, выстоять литургию и молиться вместе со всеми. А ведь только такие поступки делают нас лучше, чище и ближе к Христу. Не забывайте об этом ни в светлый праздник Рождества, ни в будние дни.

Рождеству предшествует пост, который длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе «малой Четыредесятницей», так же, как и Великий пост. Праздник Рождества Христово имеет пять дней предпраздненств, (такое большое предпраздненство имеет только этот Господский праздник) и 6 дней попраздненства.

В течение пяти дней предпраздненвства служится повечерие. На повечерии поется особый трипеснец и каноны, подобные трипесцам и канонам Страстной седмицы. «В этих песнопениях отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Сына Божия явилось для Него Крестом, первым Крестом, может быть, не менее легким, чем Крест последний, т.е. распятие». В некоторые дни Рождественского поста, которые отмечены словом «Алиллуиа», совершается богослужение сходное с богослужением Великого поста и читается молитва прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко…» с земными поклонами. С Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается пение рождественской катавасии (это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе): «Христос рождается, славите…». Рождеству Христову предшествует Неделя святых праотец, в эти дни вспоминаются те ветхозаветные праведники, которые спаслись верою в имеющего родиться Христа. Следом за ней идет Неделя святых отец. В Неделю святых отец или Неделю перед Рождеством Христовым, в которую вспоминаются люди, принадлежавшее роду, из которого вышел Спаситель, совершается дополнение к воскресной службе из Октоиха, особая служба из Минеи, и читаются особые Апостол и Евангелие. Канун Рождества, называется Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник от слова «сочиво» - пшеница с медом. Это день строгого поста. Богослужение Рождества Христова – состоит из ряда служб, совершаемых накануне, в ночь Рождества и вечером в самый день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В эти службы входят: Царские часы, Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, вечерня, повечерие, лития, утреня. Порядок служб определяется днем недели, на который приходится Рождество Христово.

Если сочельник Рождества Христова попадает на понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день совершаются: Царские часы с Изобразительными. После них сразу совершается великая вечерня с чтением паремий, Апостола и Евангелия, после которой совершается литургия Василия Великого. После входа с Евангелием и «Свете Тихий» читается 8 паремий :

1. Быт.1:12-14 – содержание этой паремии указывает на то, что воплощение Сына Божия было новым творением 2. Числ.24:2-18 – пророчество Валаама о звезде от Иакова 3. Мих.4:6-8, 5:2-8 – пророчество Михея о рождении Мессии в Вифлееме 4. Ис.11:1-10 – пророчество Исаии о жезле от корня Иесеева, на котором почил Дух Божий 5. Иер.3:36-38, 4:1-4 – пророчество Варуха о явлении Бога на земле между людьми 6. Дан.2:31-45 – пророчество Даниила о нерукосечном камне 7. Ис.9:6-7 – пророчество Исаии о рождении царственного Отрока 8. Ис.7:11-15; 8:1-4, 8-10 – пророчество Исаии о рождении Еммануила от Девы.

После первых трех паремий возглашается особый тропарь, конец которого «С ними же помилуй нас» (поется чтецом), после 6 паремии другой тропарь, конец которого «Жизнодавче, слава Тебе», после 8 паремии произносится малая ектения, затем следует Трисвятое и обычный порядок литургии св.Василия Великого. (Апостол. Евр.1:1-12; Евангелие от Лк. 2:1-20) После литургии происходит праздничное славление: выносят на середину храма свечу и перед ней поется тропарь и кондак празднику. Зажженная свеча знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме, т.е. в каком-то смысле уже наступает Рождество (поскольку вечерня связана с двумя днями, и на вечерни уже поются стихиры праздника, то в каком-то смысле день Рождества растягивается, становится более длинным церковным днем, чем все прочие). Под сам праздник служится всенощное бдение. Но оно не обычное, т.к. оно состоит не из великой вечерни и утрени, а из великого повечерия (т.к.вечерня уже совершалась) и утрени с первым часом. Повечерие заканчивается чтением Великого Славословия, потом лития. На великом повечерии вместо тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак праздника. По полиелее – величание. По 50-м псалме вместо «Молитвами святых отец наших…» поется «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы», стихира «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем…». Вместо «Честнейшую Херувим…» - припев «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу». В конце утрени отпуст праздника «Иже в вертепе родивыйся и яслех возлегий…». В самый день Рождества Христова, пришедшийся на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу, совершается литургия Иоанна Златоуста. (Апостол. Гал. 4:4-7; Евангелие Мф. 2:1-12). Поются особые празничные антифоны, «входное», вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа креститеся…», вместо «Достойно…» - Задостойник «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу…». Если сочельник попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы в этот день не совершаются, они переносятся на пятницу. При этом литургия в пятницу не совершается. Литургия совершается в субботу или в воскресенье, в день навечерия, при чем служится литургия Иоанна Златоуста, после которой совершается 9-ый час и великая вечерня с чтением паримий. На вечерне Трисвятое не поется, т.к. литургии за ней нет, читается Апостол (Гал.3:15-22), Евангелие (Лк.2:1-20), сугубая ектения, просительная ектения, обычный отпуст, после которого поется тропарь и кондак. Всенощное бдение совершается вечером в сочельник и состоит из Великого Повечерия (обычная вечерня была уже совершена после литургии), утрени с 1 часом. После Всенощного бдения в ночь с 6 на 7 января совершается Литургия Василия Великого. На следующий день после праздника 8 января празднуется – Собор Пресвятой Богородицы. Вечерня бывает великая со входом и великим прокимном: Кто бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса, но утреня лишь славословная. В следующую субботу, называемой Субботою по Рождестве Христовом, положены особые Апостол и Евангелие. Следующая неделя (воскресение) называется Неделя Святых Богоотец. В нее совершается память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида, Иакова, брата Господня. Двенадцать дней после Рождества Христова называются святками, т.е. святыми днями потому, что эти дни освящены событиям Рождества Христова и Богоявления. С древних времен Церковь освящает эти дни, согласно Уставу, в дни святок: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиих», и возбранено совершать таинство Брака. Содержание паремий, Евангелия и Апостола, некоторых праздничных песнопений.

Когда Всенощное бдение начинается Великим Повечерием, поется торжественная песнь пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» Частое повторение в этой песни: с нами Бог! - свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Господа Бога.

Книга пророка Михея (4:6-8, 5:2-8): «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли». Данная паремия, читаемая на первом часе, посвящена пророчеству Михея о рождении Христа в городе Вифлееме. Вифлеем, один из древнейших городов - родиной Давида. Располагается он в 10 верстах к югу от Иерусалима. Первоначально он назывался домом Ефрафы, так как одним из родоначальников жителей этого города был Ефрафа, правнук Иуды (1Пар.4:1-4). Рождение Спасителя пророк предсказал за 700 лет, чтобы люди жили надеждой. Это пророчество читается и на первом часе, и на вечерне, где присоединяется еще несколько строк о милости к «дщери Сионовой», то есть ко всему израильскому народу.

Книга пророка Исаии (7:11-15; 8:1-4,8-10):

«…Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил …… прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. И пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог»! Эта паремия, читаемая на шестом часе, включает пророчество Исаии о рождении от Девы Еммануила, что в переводе означает - «с нами Бог!»: Бог будет с народом Своим, Бог будет потомком Давида, Бог будет Cыном Девы, Его явление в мир ознаменуется чудом. Собственное имя Избавителя - Иисус. Еммануил - имя нарицательное и имеет многие другие значения (например, «Великого совета Ангел» или «Отец будущего века» и др.). «С нами Бог!». Эти слова и следующие за ними звучат как гимн, который особенно близок тем, кто надеется на помощь Божию. Это надо помнить и тем, кто восстает на верных Богу, и тем, кто ищет этой верности, которая не в словах, а в силе веры.

Содержание Евангелия (Утр. - Мф.,1:18-25) . «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». Содержание Апостола (Лит. – Гал.,4:4-7)

«…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».

Слова апостола Павла, обращенные к христианам Галатии, указывают дверь ко спасению для каждого человека путем усыновления Богу, через Его Сына в приобщении Святому Духу.

Содержание Евангелия (Лит. - Мф.,2:1-12). «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

В те дни восточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели воссиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям, это означало пришествие в мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский народ ожидает явления Мессии, своего истинного Царя и Спасителя, и потому направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Его. Слова Евангелиста Матфея читаются в праздник Рождества Христова во свидетельство о рождении истинного Мессии - Спасителя. Волхвы принесли Младенцу Христу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Великое повечерие на Рождество Христово. Стихира на литии.

«Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде. Днесь видимь eсть плотию, eстеством невидимый, человека ради. Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе». Перевод: Небо и земля в сей день соединились при рождении Христа. В сей день Бог на землю пришел, а человек на небеса взошел. Сегодня видим Невидимого по естеству во плоти ради человека. Потому и мы, славословя, воскликнем Ему: "Слава в вышних Богу, и на земле мир: его нам даровало пришествие Твое; Спаситель наш, слава Тебе!"

Главная тема этого текста – Появление Спасителя на земле во плоти. Догматическая идея: Христос стал человеком, оставаясь Богом. Он пришел в мир для спасения людей и ради этого стал человеком (открывается смысл пришествия Христа на землю). Художественным образом служат слова «небо и земля соединились», показывая соединение двух, казалось бы, далеких друг другу понятий, соединение Бога и человека, и эти же слова показывают соединение Божественного и человеческого в одном Лице. Если бы Господь не пришел на землю, ни один человек не смог бы взойти на небеса. «В сей день Бог на землю пришел, а человек на небеса взошел». Только с пришествием Христа стало возможным войти в Небесное Царство. Следующим предложением поясняется, что сделал Бог, чтобы такая возможность появилась, Он стал человеком.

Ирмосы канона Рождеству Христову.

Песнь 1. «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Перевод: «Христос рождается, - славьте! Христос с небес, - встречайте! Христос на земле, - возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».

Главной темой ирмоса первой песни является призвание всех разделить великую духовную радость – Празднование Рождества Христова. Догматическая идея: Принявшим Христа следует возноситься умом от земного к Небесному, встречать и принимать Христа сшедшего с Небес и воздавать Ему славу как Спасителю рода человеческого. Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным. Художественные образы - многообразные благодарственные действия в отношении ко Христу: слава и пение Ему, радостная встреча Его, приобщение к Его спасительному пути.

Песнь 3. «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопим: вознесый рог наш, свят еси, Господи». Перевод: «Прежде веков от Отца нетленно рожденному Сыну, и в последние (времена) бессеменно воплощенному от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!»

Главная тема ирмоса третьей песни канона - основание нашей веры: «во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех времен; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Которым все стало». Догматическая идея: Вневременность Христа, безсеменное воплощение Сына Божия. Художественные образ – созвучие слов ирмоса со словами Символа Веры.

Праздник Христового рождения православные традиционно отмечают начиная с 6 января. Одними из первых о рождении Спасителя узнали волхвы. Увидев яркую звезду на небосклоне, они пошли на поклон к новоявленному Мессии с символическими дарами. Они принесли ему древесную смолу, как обычному человеку, ладан, как посланнику Господа, и золото, как царю. О рождении Спасителя узнал и Ирод, он не смог достойно принять эту новость, побоялся посланника Божьего и приказал убить всех младенцев, которым не исполнилось 2 лет. Родители вместе с Христом бежали в Египет и таким образом смогли спасти его.

Рождество по праву считается одним из величайших праздников в православии. В установленной иерархии по значимости он находится на втором месте, уступая первенство лишь . Чтобы правильно к нему подготовится, необходимо выяснить, когда Рождество 2019 празднуют. Дата его неизменна – все ритуальные празднества начинаются с восходом звезды 6 января. В указанный вечер принято собираться большими семьями за одним столом, на котором по традиции должно быть 12 блюд. Главным атрибутом праздника является кутья. Основой для нее служит каша, в нее также добавляют орехи, сухофрукты, мед, мак. Примечательно, что верующие православные, хоть и накрывают богатые столы, до восхода первой звезды не едят.

Многие вооцерквленные люди не задумываются о том, как встречать Рождество Христово 7 января в 2019 году. Они еще 6 числа отравляются в церковь на всенощную службу. Она начинается с повечерия великого и длится всю ночь. После отовсюду слышны поздравления с приходом великого праздника и прославления рожденного Иисуса.

Если вы хотите увидеть все таинство праздничной службы, тогда вам интересно, во сколько начинается Рождественская служба 6 января. Во многих церквях служение начинается за час до полуночи, а сама служба будет длиться где-то до 4 часов утра. Но, чтобы не опоздать, лучше уточнить точное время у служителей того храма, в который вы планируете идти.

В Рождественский сочельник традиционно по улицам ходят ряженые. Они колядуют под окнами домов и развлекают всех встречных. Этот период считается удачным для , несмотря на все церковные запреты, они всегда были популярными. Неплохо также знать приметы с 6 на 7 января. Например, в народе говорят, что звездное небо в эту ночь – к урожаю ягод, иней на деревьях – к отменному урожаю зерновых, а тепло в день Рождества принесет холодную весну.

Но в канун праздника важно не только помнить о приметах и традициях, а и не забывать сказать несколько добрых или всем знакомым. Помимо традиционных прославлений Спасителя, вы можете сказать им следующие слова:

    С великим днем! Мира и добра Вам!

    С Рождеством! Желаю жить по заветам Христовым, ведь только так в вашей душе воцарится благодать и покой!

    С Рождением Спасителя! Пусть его учения о любви и прощении принесут в вашу душу покой!

Конечно, для похода в церковь дата не так важна. Но именно в этот день можно почувствовать особое благоговение, ведь службы проводятся торжественно, обстоятельно, они наполнены молитвами. А от людей вокруг исходит радость и счастье от осознания прихода великого праздника.

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Перед его началом бывает благовест и «трезвон во вся».

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется Бог Господь с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.

Хор поет С нами Бог .

Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века ).

Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог .

Чтец: День прешед , Верую . Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных , Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д.

Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет (царские врата на время пения тропаря открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи .

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия , которая по своему содержанию является покаянной.

Чтец: Приидите, поклонимся , псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии , Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор поет (царские врата на время пения кондака открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон.

Чтец: Приидите, поклонимся , псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении (обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии - праздника. По Ныне отпущаеши — (трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.

Утреня.

После шестопсалмия, на Бог Господь — (трижды), затем - кафизмы и.

По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Степенна -1 антифон 4 гласа.

Прокимен, гл. 4: И з чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Стих: Р ече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

По 50-м псалме вместо Молитвами поется: Слава : Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы . И ныне — то же, но конец: Христос родися в Вифлееме . Помилуй мя, Боже и стихира: Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем .

Поется Великое славословие, по Трисвятом - .

В конце утрени - праздничный отпуст И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Литургия свт. Василия Великого.

Входный стих — праздника: Из чрева прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты — иерей во век по чину Мелхиседе́кову .

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся »