Фнс исключить из егрюл нерасторопных упрощенцев. Каковы последствия исключения юридического лица из егрюл? Чем грозит исключение из егрюл

Правда ли, что с 1 сентября 2017 года ФНС планирует исключить из ЕГРЮЛ более 300 000 организаций. Это наделало много шума как среди руководителей, так и среди работников – многие из них опасаются потерять место работы. Какие основания для исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ с 1 сентября 2017 года? Какие сведения об организации должны быть признаны налоговиками недостоверными, чтобы этого было достаточно для ликвидации? Что считается недостоверной информацией в ЕГРЮЛ и кому опасаться предстоящего массового исключения из реестра? Подробности – в данной статье.

Как налоговики действовали раньше

Принимать решения об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговые инспекции были праве и до 1 сентября 2017 года. Они могли удалять из реестра любые недействующие компании. Признаки недействующих юридических лиц приведены в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08. 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Какие организации считаются недействующими

Компания, которая в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения ИНФС, не представляла документы отчетности о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившей свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ. Основание – пункте 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Так, например, 07 августа 2017 года Межрайонная ИФНС России № 9 по Орловской области сообщила , что за 7 месяцев 2017 года было принято 398 решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. ИФНС по Удмуртской Республике также проинформировала , что за первое полугодие 2017 года аналогичные решения были приняты в отношении 1667 организаций.

Как налоговики будут действовать с 1 сентября

С 1 сентября 2017 года оснований для исключения организаций из ЕГРЮЛ стало больше. С указанной даты налоговые инспекции по всей стране вправе приняимать решение об исключении ю.л. из ЕГРЮЛ, если (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ):

  • организация обладает признаками недействующего, у него нет средств на расходы по ликвидации и возложить эти расходы на его учредителей (участников) невозможно;
  • в ЕГРЮЛ фигурируют сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности.

С 01.09.2017 налоговики получили право без суда исключать компании из ЕГРЮЛ если запись о недостоверности значится в реестре более шести месяцев.

Таким образом, с 01.09.2017 запись о недостоверности в ЕГРЮЛ – это самостоятельное основание для исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл заблаговременно скачать на сайте ФНС электронные выписки из ЕГРЮЛ по своей компании и своим главным контрагентам. В выписке можно посмотреть, есть ли в ней запись о недостоверности. Такие отметки налоговики ставят под теми сведениями, которые посчитали фиктивными.

Скачать выписки из ЕГРЮЛ любой желающий может по адресу https://egrul.nalog.ru/

Если опасения оправдаются, то отметка в электронной выписке ЕГРЮЛ может выглядеть так:

Кстати, такую отметку ищите в разных разделах выписки. Так, допустим, если недостоверны сведения касаются учредителей, то отметку сделают в разделе «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица». Если в отношении компании выявлен фиктивный адрес – в разделе «Адрес (место нахождения)».
Такая запись, если она находится в ЕГРЮЛ более 6 месяцев, теперь может грозить организации исключением из ЕГРЮЛ. Однако, к сожалению, это не все сложности, которые может повлечь запись в реестре о недостоверности.

Какие еще проблемы может повлечь запись о недостоверности
Контрагенты могут отказаться взаимодействовать с компаний, если в отношении нее в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений.
Директора организации могут оштрафовать за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ на 5000 -10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Банк может усилить контроль за операциями по счетам.
Директор и учредитель ООО с долей не менее 50 процентов не смогут быть руководителями и учредителями другой организации в течение трех лет после того, как налоговики сделали запись о недостоверности данных об адресе или директоре (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).
Кредиторы могут взыскать долги с директора ООО, которого исключили из ЕГРЮЛ. В частности, налоговики могут обвинить директора в том, что недоимка по налогам или страховым взносам возникла из-за его недобросовестных действий, и взыскать через суд задолженность (п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Какие сведения считаются недостоверными

Выше мы рассказали о возможных последствиях, которые могут наступить из-за отметок в ЕГРЮЛ о недостоверности. Но какие именно сведения налоговики могут поставить под сомнения? Об этом пойдет речь далее.

Итак, недостоверность сведений может быть устанолена в отношении:

  • адреса организации;
  • учредителя (участника);
  • лица, имеющего право действовать без доверенности (директора/руководителя).

Фиктивные сведения об адресе

Фиктивные адреса организации налоговики пытаются выявить в приоритетном порядке. Обобщив практику последних лет можно выделить несколько признаков по которым проверяющие могут прийти к заключению о недостоверности адреса компании, например:

  • компания не получает письма, они возвращаются в ИФНС;
  • указан несуществующий адрес фирмы. Так, к примеру, в ЕГРЮЛ указан номер дома 26а, а фактически существует только дом 26;
  • здание по заявленному адресу не пригодно для использования (например, дом был снесен);
  • в ЕГРЮЛ зафиксирован адрес массовой регистрации, который используют 10 и более организаций;
  • компания зарегистрирована в жилом помещении;
  • организация зарегистрирована в торговом центре, но не внесла в реестр номер офиса или офисного помещения.

Раньше налоговые инспекции обращались в суд, чтобы ликвидировать компанию за недостоверный адрес (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). С 1 сентября за недостоверный адрес могут исключить из ЕГРЮЛ без суда. Чтобы избежать записи о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ, организациям непременно нужно держать связь с ИФНС, в частности:

  • получать письма в свой адрес;
  • получать электронные сообщения.

Важно сказать, что налоговики могут провести проверку адреса и без участия представителей организации. Для этого инспектору достаточно записать осмотр адреса на видео или привлечь двух понятых (пункт 14 Оснований и Порядка осмотра объекта недвижимости – Приложение № 1 к приказу ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72).

Фиктивные сведения о директоре или учредителе

Сведения о руководителе компании (генеральном директоре) или учредителе – это информация за которой в особом порядке следят налоговики. Они пытаются выявить «подставных» директоров и учредителей, например, по таким критериям:

  • директор или учредитель – массовые и руководят или участвуют более чем в 50 компаниях, зарегистрированных до 1 августа 2016 года. Либо больше чем в 5 фирмах, созданных после 1 августа 2016 года;
  • контролеры отстранили директора от должности, а срок дисквалификации еще не прошел;
  • учредитель вышел из общества до 1 января 2016 года, но не заверил заявление о передаче доли у нотариуса;
  • в данных других фирм уже есть отметка о том, что директор или учредитель номинальный (письмо ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126);
  • прежний директор сообщил в ИФНС, что данные о нем в реестре недостоверны.

Если инспекторы заподозрили, что руководитель и учредители фиктивные, то их, скорее всего, вызовут на допрос в ИФНС.

Что делать если налоговики выявили недостоверность

Если инспекторы обнаружат в реестре недостоверные (фиктивные) данные, то компании передадут уведомление и потребуют в течение 30 календарных дней:

  • или исправить сведения в ЕГРЮЛ;
  • или документально подтвердить информацию из ЕГРЮЛ.

Перед вами образцы подобных уведомлений, которые получают компании в 2017 году:

Если в течение 30 c момента отправки подобного уведомления никак не отреагировать, то налоговые инспекторы, скорее всего, внесут в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности, а через полгода – ликвидируют компанию без решения суда. Если же адрес, руководитель или учредитель – реальные, то обязательно сообщите об этом в ИФНС. Образец пояснения о достоверности данных приведен ниже.

Как видно, к пояснению следует приложить подтверждающие документы. Так, например, если подтверждаете адрес – приложите копии договора аренды, свидетельства о праве собственности, выписки из реестра недвижимости. Если же сообщаете о реальности директора, то дополните пояснения копиями приказов, распоряжений и договоров, которые были подписаны этим руководителем.

Если сведения в ЕГРЮЛ действительно недостоверны, то их нужно исправить на реальные. Для этого заполните форму Р14001, если меняете данные только в реестре. Если же требуется изменить уставные документы, то потребуется сформировать заявление по форме Р13001. В таком случае организацию из реестра не удалят.

Начиная с 28 июня 2017 года вступают в силу поправки, касающиеся ликвидации и исключения организаций из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Новшества позволят защитить права кредиторов недействующих лиц, которые смогут удовлетворить свои требования к должнику, в том числе путем привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих его лиц. В ЕГРЮЛ будут вноситься сведения, связанные с банкротством, в том числе о проводимых процедурах. Если такая информация есть, то регистрирующий орган не сможет принять решение об исключении организации из ЕГРЮЛ как недействующей. Вместе с тем, если в ЕГРЮЛ указаны недостоверные сведения об организации больше 6 месяцев, то по решению регистрирующего органа ее можно исключить из реестра. Комментируют изменения для БУХ.1С эксперты 1С.

Для чего были нужны поправки

Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ (далее - Закон № 488-ФЗ) внес ряд изменений в нормативные акты, касающиеся ликвидации и банкротства юридических лиц.

Эти новшества направлены на приведение указанных нормативных актов в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18.05.2015 № 10-П.

В указанном постановлении КС РФ признал неконституционными некоторые положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), касающиеся исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Согласно действующей редакции статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган может признать юридическое лицо фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юрлицом) и принять решение об исключении его из ЕГРЮЛ, если указанное юрлицо:

  • в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения, не представляло отчетность, предус-мотренную законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Такое решение принимается, в частности, с целью актуализации налоговиками сведений реестра и служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Кредитор в этом случае лишается возможности удовлетворить свои требования как за счет имущества должника, так и за счет лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Законодатель во исполнение постановления КС РФ от 18.05.2015 № 10-П скорректировал нормы Закона № 129-ФЗ, приняв Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ.

Большинство изменений вступает в силу 28.06.2017. Рассмотрим наиболее важные из них подробнее.

Информация о процедуре банкротства будет включаться в реестр

С 28.06.2017 в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица и о проводимых в его отношении процедурах в рамках дела. Указанные сведения должны будут вноситься в реестр, в частности, на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в новой редакции).

Наличие подобных сведений не позволит регистрирующему органу исключить организацию из реестра как недействующую. Соответствующие нормы добавлены в статью 5 и пункт 2 статьи 21.1 и в пункт 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ.

Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

Новые нормы появились в Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО). Как следует из нового пункта 3.1 статьи 3 этого закона, исключение ООО из ЕГРЮЛ в случае признания его регистрирующим налоговым органом недействующим, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ для отказа основного должника (исключенного из ЕГРЮЛ ООО) от исполнения обязательства. Если к этому привели недобросовестные или неразум-ные действия лица, уполномоченного выступать от имени организации (например, руководителя), членов ее коллегиальных органов или лиц, определяющих действия общества (например, участников), по заявлению кредитора они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества. Эта норма действует с 28.06.2017.

Кроме того, скорректирован порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной (дополнительной) ответственности, закрепленный в пункте 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Новый порядок также действует с 28.06.2017.

Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

Уточнен порядок подачи заявлений недействующим юрлицом, кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением организации из реестра.

Так, с 01.09.2017 такое заявление будет приниматься по утвержденной ФНС России форме. Заявление можно будет направить в регистрирующий орган почтовым отправлением, представить непосредственно, направить через Интернет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. В связи с этим в новой редакции изложен пункт 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Увеличен перечень оснований для исключения из реестра

С 01.09.2017 будет дополнен перечень случаев исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

В частности, исключить юрлицо смогут при отсутствии средств на его ликвидацию и невозможности возложения таких расходов на его участников, а также при наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации более 6 месяцев с момента внесения в него записи об их недостоверности (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Новые сроки ликвидации ООО

Срок ликвидации ООО не может превышать одного года. Продлить такой срок сможет только суд, максимальный срок продления - 6 месяцев. Если решение о ликвидации общества отменено или истек срок (в т. ч. продленный судом) его ликвидации, повторное решение о добровольной ликвидации общества может быть принято не ранее чем через 6 месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГЮЛ (п. п. 6, 7 ст. 57 Закона об ООО). Правило действует с 01.09.2017.

Количество организаций, принудительно исключенных их ЕГРЮЛ, постоянно растет. Только за первый месяц 2018 года по официальной статистике ФНС по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ было исключено 58160 коммерческих организаций. О последствиях такого способа избавиться от ненужного бизнеса — в статье.

Регистрировать новый бизнес становиться все проще: удобные сервисы на сайте ФНС, отсутствие очередей, планируемые возможности регистрации через МФЦ или с помощью ЭЦП, без оплаты пошлины. А вот расстаться с организацией сложнее: процедура ликвидации занимает несколько месяцев, к тому же теоретически может привести к выездной налоговой проверке, а если обнаружатся долги, может зайти речь о банкротстве, а это тоже дорого и долго. Как известно из физики — любое тело стремиться к покою, к тому же бросать или забывать про ненужный бизнес — давний вид «альтернативных» ликвидаций. Но экономия на добровольной ликвидации может выйти боком.

В предыдущей редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее закон 129-ФЗ) у налогового органа было только одно основание, которое могло привести к принудительному исключению компании из ЕГРЮЛ: не предоставление отчетности по налогам и сборам совместно с отсутствием операции хотя бы по одному банковскому счету.

Однако, с 1 июля 2017 года Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон 488-ФЗ), появилось новое основание — невозможность ликвидировать общество в связи с отсутствием необходимых средств у его учредителей/участников или отметка о недостоверности сведений об адресе организации, содержащаяся в ЕГРЮЛ больше шести месяцев

В ЕГРЮЛ эта запись выглядит так:

Прежде чем отметка о недостоверности появится в ЕГРЮЛ, согласно п. 6 ст. 11 закон 129-ФЗ у директора или участника компании будет возможность в течение 30 дней с момента направления инспекцией уведомления предоставить в регистрирующий орган все необходимые документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых было направлено уведомление или поменять юридический адрес.

Если пропустить или не среагировать на уведомление ФНС, то такие «дополнительные сведения» в ЕГРЮЛ, могут повлечь за собой: исключение компании из реестра; получение требований от банка о закрытии расчетных счетов; расторжение договоров с кредитными организациями; наложение административного штрафа в размере 10 тыс. рублей (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ); невозможность сдавать отчетность из-за возможного отказа оператора электронного документооборота обслуживать фирму с пометкой о недостоверности сведений.

Руководителям и учредителям организаций (имевшим более 50% долей), исключенных из ЕГРЮЛ по вышеуказанным основаниям, в течение 3-х лет не разрешат становиться руководителями и учредителями в других организациях (примечательно, что это правило не действует для «брошенных» АО).

В отношении руководителей недействующих компаний может быть инициирована упрощенная процедура банкротства, согласно которой при обращении кредитора с заявлением о признании должника банкротом, суд рассматривает такое заявление в течение одного месяца и в случае признания должника банкротом, сразу открывает конкурсное производство, после чего заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано любым кредитором. Любым кредитором, но в особенности ФНС, для которой и была принята указанная норма.

Смена контролирующих компанию лиц, с ее последующим «бросанием» — тоже не гарантирует ухода бенефициаров от ответственности, ведь, согласно ст. 61.10 Федерального закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон 127-ФЗ) к контролирующим должника лицам можно отнести физическое или юридическое лицо, которое не более чем за три года до возникновения признаков банкротства могло давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять его действия, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Так, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-59206/2017 от 29.12.2017 года, единственный участник и бывший руководитель должника фактически при назначении нового директора не передал ему документы должника и фактически не передал управление должником. Судом первой инстанции установлено отсутствие оснований для привлечения нового директора к ответственности по обязательствам должника, поскольку не представлено доказательств принятия им экономически обоснованных для предприятия решений по участию в предпринимательской деятельности. Бывший директор был привлечен к субсидиарной ответственности в размере 242 536 753 рублей (и это не опечатка).

Некоторые действия для того, чтобы обезопасить активы бизнеса и собственников от «забывчивости» или неожиданной дисквалификации:

3. Получить сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц .

4. Проверить адреса компании на «массовость» .

5. Обеспечивать продуманное создание организаций и участие в них, а также безопасные способы их исключения из ЕГРЮЛ.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случаях, прямо предусмотренных пунктом 3 статьи 61 указанного кодекса. Например, налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с требованием ликвидировать юридическое лицо, если по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, юридическое лицо фактически отсутствует, а направленная по указанному в ЕГРЮЛ адресу корреспонденция возвращается назад в налоговую инспекцию за истечением срока хранения в почтовом отделении. Исходя из судебной практики многие суды поддерживают налоговиков удовлетворяя их требования о ликвидации юридического лица (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2016 года по делу № А59-5119/2015).

Недостоверность сведений содержащихся в ЕГРЮЛ, является своего рода «клеймом» для юридических лиц, их налоговые органы начали вносить в ЕГРЮЛ еще с 01 января 2016 на основании Федерального закона РФ от 30 марта 2015г. № 67-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В 2017 году проверки недостоверности сведений набрали большие обороты. Теперь при выявлении фиктивного адреса компании, инспекторы направляют таким налогоплательщикам уведомление с требованием внести необходимые изменения в ЕГРЮЛ в течение тридцати дней с момента получения такого уведомления. Если компания проигнорирует такое уведомление, налоговая инспекция внесет в ЕГРЮЛ отметку о «недостоверности сведений в ЕГРЮЛ об адресе местонахождения юридического лица». Чем чревата эта запись, спросите Вы? А тем, что налоговые органы будут принудительно ликвидировать такие компании без решения суда. Конечно, принимать подобные решения налоговики имели право и до 01 сентября 2017 года. Равно как и ранее имели право исключать из ЕГРЮЛ любое недействующее юридическое лицо. А вот с 01 сентября 2017 года налоговые органы принялись в принудительном порядке исключать из ЕГРЮЛ те фирмы, которые в течение шести месяцев не вносят исправлений в содержащиеся в ЕГРЮЛ недостоверные сведения о себе. Указанное нововведение принято на основании Федерального закона РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В данной статье и пойдет речь о новых основаниях принудительного исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению контролирующих органов.

Принудительное исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в 2017 году

В связи с расширением полномочий по принудительному исключению недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, по всей стране налоговики начали принимать массовые решения об исключении таких компаний из реестра, если у компаний имеются признаками недействующего юридического лица, либо у нее отсутствуют средства на расходы по ее ликвидации, а возложить такие расходы на ее учредителей возможности нет (см. п. 1,5 ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Какая компания с точки зрения налогового законодательства РФ признается недействующей? За ответом на этот вопрос следует обратиться к положениям пункта 1 статьи 21.1. Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которого юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Если компания имеет вышеприведенные признаки недействующей, ее в принудительном порядке исключат из ЕГРЮЛ в порядке, определенном указанным Федеральным законом. При этом необходимо принимать во внимание, что для исключения недействующей компании из реестра налоговыми органами, необходимо одновременное наличие двух признаков, прямо указанных в п. 2 ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Иными словами, если компания не предоставляет налоговую отчетность, но при этом имеет движение по расчетным счетам (или хотя бы одну операцию по счету за период не предоставления налоговой отчетности), либо наоборот, движений по счету нет, но систематически предоставляется нулевая отчетность, такая компания не будет исключена из ЕГРЮЛ.

Если Ваша компания одновременно обладает вышеперечисленными признаками недействующей компании, но никаких действий со стороны налоговиков по ее исключению из ЕГРЮЛ не происходит в течение свыше двенадцати месяцев, как определить, будет ли она исключена из реестра и в какие сроки? Пожалуй, сложно будет однозначно ответить на этот вопрос именно в разрезе интересуемых сроков исключения, вероятнее всего, Вашу компанию исключат из ЕГРЮЛ тогда, когда у Вашей территориальной налоговой инспекции «дойдут руки» до Вашей недействующей компании. В некоторых случаях для этого требовалось даже до четырех лет. Поэтому не самым лучшим вариантом в такой ситуации находиться в ожидании исключения Вашей компании из реестра по признакам п.2 ст.21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» поскольку руководитель такой компании рискует заработать кучу административных штрафов, к примеру, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ. Поэтому, прежде чем принять решение пустить деятельность компании на самотек, было бы разумным для начала закрыть имеющиеся у компании расчетные счета в банках, погасить всю имеющуюся задолженность и провести сверку с контрагентами.

Полномочия налоговых органов с 01 сентября 2017 года по принудительному исключению юридического лица из ЕГРЮЛ

Как уже упоминалось выше с 01 сентября 2017 года налоговики наделены правом без суда исключать из реестра юридических лиц компании, в отношении которых запись о недостоверности сведений о компании числится в ЕГРЮЛ свыше шести месяцев. Это говорит о том, что с указанного момента запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в отношении какой-либо компании будет являться самостоятельным основанием для принудительного исключения такой компании из ЕГРЮЛ. Чтобы убедиться в отсутствии в ЕГРЮЛ записи о недостоверности Вашей компании, в отношении адреса местонахождения юридического лица, директора или учредителя, на сайте Федеральной Налоговой Службы РФ www.nalog.ru можно скачать электронную выписку из ЕГРЮЛ по своей компании и проверить эти данные. Кстати, такую же манипуляцию желательно совершить и в отношении своих контрагентов, чтобы их внезапное исключение из списка юридических лиц для Вас не было сюрпризом. Теперь рассмотрим по подробнее какие сведения налоговые органы могут посчитать недостоверными.

Недостоверные сведения об адресе местонахождения юридического лица

Признаки, по которым налоговые органы могут прийти к выводу о недостоверности адреса юридического лица:

  • компания не получает корреспонденцию от налоговой инспекции. Возврат корреспонденции в налоговую инспекцию;
  • в сведениях об адресе компании указан несуществующий адрес;
  • здание по заявленному адресу не пригодно для использования (по факту по указанному адресу находится трансформаторная будка – самый распространенный пример);
  • в ЕГРЮЛ указан адрес массовой регистрации, который используют еще десять и более компаний;
  • компания зарегистрирована в жилом помещении;
  • компания зарегистрирована в торговом центре, при этом не внесла в ЕГРЮЛ сведений о номере офиса или помещения.

Ранее налоговым органам, чтобы ликвидировать юридическое лицо за фиктивный адрес нужно было обращаться в арбитражный суд (см. п. 2 ст. 25 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). С 01 сентября 2017 года за недостоверность адреса местонахождения компании налоговые органы могут запросто исключить ее из ЕГРЮЛ, как говорится «без суда и следствия».

Поэтому во избежание внесения налоговиками в отношении Вашей компании записи в ЕГРЮЛ о недостоверности адреса, необходимо наладить и держать контакт с налоговой инспекцией, в частности не игнорировать их запросы и уведомления, полученные Вами по телекоммуникационным каналам связи, а также получать всю поступающую от налоговой инспекции почтовую корреспонденцию. Обращаем Ваше внимание, что налоговой инспекции не сложно проверить адрес Вашей компании. При необходимости налоговый инспектор осуществит выезд по адресу компании, произведет осмотр, запишет его на видео в присутствии двух понятых – и все! (см. Приложение № 1 к Приказу ФНС от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72).

Недостоверные сведения о директоре или учредителе юридического лица

За сведениями о директоре или учредителе юридического лица налоговые органы следят в особом порядке. Действия налоговиков направлены на выявление номинальных учредителей и директоров компаний, как правило, по нижеперечисленным признакам:

  • директор или учредитель являются массовыми, т.е. руководят или являются участниками более чем в пятидесяти компаниях, зарегистрированных в ЕГРЮЛ до 01 августа 2016 года, или более чем в пяти компаниях, зарегистрированных в ЕГРЮЛ после 01 августа 2016 года;
  • отстранение налоговиками директора компании от занимаемой должности, при этом срок дисквалификации не вышел;
  • участник вышел из состава Общества до 01 января 2016 года и не заверил в нотариальном порядке заявление о передаче доли Обществу или другому участнику;
  • в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении других компаний, уже имеется запись, что учредитель или директор является «номинальным» (см. Письмо ФНС России от 03 августа 2016 года № ГД-4-14/14126);
  • в налоговую инспекцию подано заявление от бывшего директора, что сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ являются недостоверными.

Последствия принудительного исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ приравниваются к последствиям ликвидации юридического лица (ст.64.2 Гражданского кодекса РФ). При любом способе прекращения деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись, и именно с момента внесения такой записи в реестр, обязательства юридического лица считаются прекращенными. Исключения составляют случаи возникновения субсидиарной ответственности .

С 28 июня 2017 года вступили в законную силу еще некоторые изменения. Так, в силу пункта 3.1 статьи 3 Федерального закона РФ от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» привлечение учредителя и директора юридического лица к ответственности возможно и после фактического исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Напомним, что раньше должностные лица и органы управления юридического лица могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица только в рамках процедуры банкротства. Это в очередной раз доказывает, что уйти от обязательств и долгов, просто бросив компанию уже не удастся.

Подводя итог рассматриваемому вопросу, мы видим, что на сегодняшний день бросить компанию и остаться незамеченным становится все сложнее, а ответственности за подобные действия с каждым годом только увеличивается. Судя по всему, Федеральная налоговая служба РФ всеми способами будет упорно продолжать борьбу с «фирмами-однодневками» и добьются использования всеми юридическими лицами (в том числе предпринимателями) только законных методов ликвидации и банкротства компаний.

Иногда налоговики принимают решение об исключении организации из ЕГРЮЛ. В каком же случае происходит исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа?

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Исключению из ЕГРЮЛ по решению налоговиков подлежат организации, признанные фактически прекратившими деятельность (т. е. недействующими). Таковыми считаются организации, которые в течение 12 месяцев, предшествующих принятию решения об исключения из ЕГРЮЛ, не представляли налоговую отчетность и не имели операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц: как происходит

Принятое налоговиками решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия такого решения (п. 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ , п. 1 Приказа ФНС от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).

Помимо решения, также должна быть опубликована информация о порядке и сроках направления заявлений с мотивированными возражениями самим юрлицом, подлежащим исключению, его кредиторами или иными лицами, чьи права затрагиваются в связи с исключением организации из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому направляются такие заявления.

На направление заявлений у вышеперечисленных лиц есть три месяца со дня опубликования решения об исключении из ЕГРЮЛ.

Если налоговики получат заявления с возражениями, которые посчитают обоснованными, решение об исключении организации из ЕГРЮЛ в итоге принято не будет (п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Исключение из ЕГРЮЛ: когда еще применяется аналогичный порядок

  • организацию невозможно ликвидировать в связи с отсутствием средств на ликвидационные расходы и невозможностью возложить эти расходы на ее учредителей;
  • в отношении организации в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности каких-либо сведений и эта запись числится более 6 месяцев.

Когда нельзя исключить из ЕГРЮЛ недействующую организацию

Решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ не может быть принято, если у налоговиков есть сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве организации, о проводимых в отношении этой организации процедурах, применяемых в деле о банкротстве (