Аккумуляторная батарея.

Типы аккумуляторов:

Современные аккумуляторы бывают двух типов: малообслуживаемые и необслуживаемые .

Малообслуживаемые аккумуляторы нечасто, но все же требуют периодической проверки уровня электролита, вторые обходятся без какого либо ухода - нередко в них даже не делают пробок. Данные особенности - следствие различий материалов, из которых изготовлены электроды аккумуляторов. Для этих целей используется свинец с небольшой примесью сурьмы. Такой сплав позволяет создавать надежные прочные пластины электродов, но приводит к "выпариванию" воды.

Их основные достоинства - это доступная цена и высокая надежность: они не боятся глубоких и длительных разрядок, нетребовательны к процессу зарядки и относительно легко переносят повышенное напряжение в сети автомобиля - необходимо лишь своевременно доливать воду, не допуская падения уровня электролита ниже верхних кромок пластин.

Необслуживаемые аккумуляторы делятся на два класса: кальциевые и гибридные.

Электроды кальциевых батарей изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава с добавками олова, алюминия и редко серебра.

Гибридные аккумуляторы несколько иные - кальций содержится там только в отрицательных электродах, а положительные делаются из свинца с небольшой долей сурьмы. Применение кальция позволяет значительно сократить испарение электролита и довести срок службы гибридных аккумуляторов до 5, а кальциевых - до 7 лет.

По сравнению с малообслуживаемыми батареям у необслуживаемых аккумуляторов саморазряд в 1,5-2 раза медленнее.

Следует помнить! Кальциевый аккумулятор плохо "переносит" глубокий разряд. Достаточно несколько раз полностью его разрядить, чтобы на положительных пластинах электродов началось образование сульфата кальция и аккумулятор начал резко терять емкость.

Маркировка аккумуляторов

На аккумуляторные батареи наносятся обозначения, позволяющие определить их основные параметры, необходимые для выбора: емкость, ток холодного запуска, тип корпуса и т.д.

Маркировка аккумуляторов делится на две группы:

  • маркировка согласно ГОСТ (ГОСТ 959-2002 действует на данный момент );
  • маркировка согласно DIN.

По стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55АЗ дает покупателю следующую информацию:

6 - число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее номинальное напряжением (12В);
СТ - назначение батареи по функциональному признаку (СТартерная);
55 - номинальная емкость в Ампер-часах;
А - общая крышка, З - залитая электролитом и полностью заряженная.

В нормативных документах на батареи конкретных типов допускается (при необходимости) указывать дополнительные обозначения.

По стандарту DIN маркировка состоит из 3-х групп цифр:

В 1-ых трех цифрах зашифрована емкость батареи;

Во 2-ых трех цифрах зашифрованы конструкционные особенности;

В 3-их трех цифрах зашифрована величина пускового тока.

Маркировка 574 012 068 дает следующую информацию:

5 - цифра, показывающая «порядок» значения емкости (5 - до 100 А*час, 6 - от 100 до 200 А*час, 7 - свыше 200 А*час);
74 - емкость 74 Ампер*часа;
012 - заводское обозначение типа корпуса, из которого следуют габариты корпуса, тип крепления, расположение выводов;
068 - ток пуска 680 Ампер по стандарту EN.

Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости.
Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.

Установка аккумулятора на автомобиль

Перед установкой батареи на автомобиль с нее обязательно нужно полностью удалить полиэтиленовую заводскую пленку (упаковку). Газоотводные отверстия должны быть открытыми. Следует обратить внимание на правильность подключения аккумуляторной батареи. Клеммы АКБ желательно зачистить и после закрепления смазать. Это необходимо для предохранения контактов от попадания влаги и окисления места контактов. Это касается силовых проводов с медными (а не свинцовыми) наконечниками.

Очень важно уделить внимание соединительным проводам. Клеммы необходимо зачистить не только со стороны аккумулятора. Место, куда крепится массовый провод (-) надо также тщательно зачистить от краски, масла и грязи. Контакт затянуть достаточно туго и на АКБ и на стартёре. Невнимание к проводам и контактам при установке аккумулятора может "заявить о себе" зимой при минусовой температуре.

АКБ должна стоять на своём месте жёстко. "Движение" её в крепёжных элементах недопустимо. Дополнительная вибрация скажется на долговечности батареи т.к. осыпание пластин в секциях чаще всего происходит именно из-за вибрации.

Обратите внимание, что на многих автомобилях батарея стоит довольно близко к выпускному коллектору - т.е. летом ей будет "жарко", а это для батареи очень плохо! На "правильных" машинах предусмотрена термоизоляция АКБ от двигателя.

Чтобы аккумулятор служил долго нужно знать несколько простых правил по его эксплуатации и хранению.

Важно знать, что высокие пусковые токи АКБ влияют только на надежность запуска двигателя. Стартерные аккумуляторные батареи имеют различную величину пусковых токов в зависимости от исполнения, но при этом напряжением 12 В. Поэтому на электрооборудование автомобиля повышенные токи не оказывают негативного влияния. Вывести же из строя электрооборудование (при этом только стартер) может запуск двигателя аккумулятором напряжением, например, 24 В.

Можно на автомобиль устанавливать батарею большей емкости чем рекомендованная заводом-изготовителем , но только если в этом есть необходимость. Например, установлено дополнительное электрооборудование или автомобиль используется в условиях экстремально низких температур.

Новый аккумулятор можно установить на автомобиль сразу после покупки, если вольтметр показывает ЭДС не меньше 12,6 В. Плотность не ниже 1,26 гр/см3 и уровень электролита над пластинами составляет 10-15 мм. Если указанные параметры ниже, то необходимо зарядить аккумулятор и откорректировать показатели.

Чтобы избежать разрядки и выхода из строя аккумулятора нужно проверять уровень электролита в нем: в жаркое время года - не реже 1 раза в месяц, в остальное время - 1 раз в течение 2-3 месяцев.

Что следует знать при эксплуатации АКБ в зимнее время.

1. Стартеру требуется больше времени чтоб прокрутить двигатель, так как сопротивление холодного двигателя в зимнее время увеличивается в 2,5-3 раза. А значит, от АКБ требуется отдача большей мощности и энергии.

2. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем выше вязкость электролита и внутреннее сопротивление батареи. Поэтому для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо выбирать ту АКБ, которая при одних и тех же габаритных размерах имеет максимально высокие токи холодной прокрутки.

Если при запуске двигателя в зимнее время аккумулятор разрядился в «ноль», то необходимо зарядить аккумулятор от стационарного зарядного устройства, но не позднее чем через 2-3 дня после глубокого разряда батареи.

Очень важно не допускать замерзания электролита , а в холодную зиму такая ситуация возможна. При разряде АКБ снижается плотность электролита, то есть уменьшается удельное количество серной кислоты, содержащейся в растворе электролита, и образуется вода. Чем глубже разряд батареи, тем выше отрицательная температура, при которой может замерзнуть электролит. Например, при плотности 1,11 г/см3 электролит замерзнет уже при -7 °С, а при плотности 1,27 г/см3 - только при -58 °С.

Если, все-таки, электролит замерз, то восстановить работоспособность аккумулятора можно , но все зависит от степени замерзания. Если батарея замерзла не на весь объем, и не деформировался корпус, то ее можно восстановить. Нужно при комнатной температуре полностью растопить лед и только потом следует зарядить АКБ.

Многие автолюбители сетуют на «качество» аккумулятора, когда пуск двигателя в зимнее время затрудняется. Но пуск двигателя зависит не только от АКБ - помимо технических характеристик и степени заряженности батареи, пуск двигателя зависит от следующих факторов:

От состояния электропроводки и электрооборудования автомобиля;

От состояния свечей;

От состояния топливной системы и качества топлива;

От качества масла;

От опыта водителя.

В зимний период рекомендуем снимать батарею с автомобиля. Аккумулятор нужно полностью зарядить. Желательно каждые 3 месяца проверять плотность электролита и при необходимости производить подзарядку, такие меры значительно снизят скорость коррозии пластин.

Что влияет на срок службы АКБ:

Интенсивность эксплуатации (чем выше интенсивность, тем меньше срок службы);

Регулярность контроля батареи (проверка плотности и уровня электролита);

Исправность электрооборудования;

Температурные условия окружающей среды (экстремально низкие и высокие температуры снижают срок службы батареи).

Различные аккумуляторы имеют разный срок хранения без подзаряда:

Кальциевые (Ca/Ca) - от 8 - 12 месяцев;

Гибридные (Ca/Sb) - от 5 - 8 месяцев;

Малосурьмяные (Sb/Sb) - от 3 - 5 месяцев.

ВАЖНО: При хранении нельзя сливать электролит! Аккумулятор должен быть заряжен! Чем ниже температура окружающей среды, тем дольше срок хранения .

На современных АКБ можно увидеть «глазок» индикатор , который показывает плотность электролита только в одной из 6 банок. Поэтому, для получения полной информации о состоянии АКБ, проверять плотность необходимо во всех шести банках, так как показатели в них могут значительно различаться. Глазок-индикатор, является всего лишь дополнительной опцией, привлекательной для покупателей и не несет дополнительных преимуществ для батареи. Показания индикатора не являются точными, но они позволяют приблизительно определить состояние батареи .

АКБ содержат внутри химически-активную среду и при неправильной эксплуатации могут взорваться. Эксплуатация батарей в режиме перезаряда, может стать причиной скопления под крышкой АКБ гремучей газовой смеси, являющейся результатом разложения воды на кислород и водород. При попадании в аккумулятор или газоотводящий канал искры или открытого пламени происходит взрыв гремучей смеси. Спровоцировать взрыв могут и искрение электропроводки или полюсных клемм, и близко поднесенная сигарета, и пламя зажженной спички. Для снижения риска взрыва по этой причине, некоторые производители в конструкции АКБ применяют фильтры - пламегасители.

Пламегаситель представляет собой прессованную таблетку из мелкодисперсного специального полипропилена. Величина пор рассчитана таким образом, что газ (смесь кислорода и водорода) при возникновении избыточного давления в батарее, выходит отдельными порциями.

Фильтры также препятствует проникновению открытого огня вовнутрь аккумулятора, что предотвращает взрыв.

С помощью различных надписей покупателям производитель сообщает информацию, которая может иметь определённую ценность. Так и в данном случае - устройство и маркировка аккумуляторных батарей хорошо описаны на них самих. Вот только что там есть? Если прочитать нанесённую информацию, то что она нам скажет?

Зачем необходима маркировка

Она позволяет судить о целом ряде параметров и свойств. Что нам может сказать маркировка аккумуляторных батарей? Дата изготовления, характеристики, вроде емкости и номинального напряжения, страна изготовления и много чего другого указаны на этикетке. Следует отметить, что особенности обозначения могут разниться зависимо от того, какая страна изготовила продукцию. Так, маркировка японских отличается от тех, что изготавливаются на просторе СНГ. Но обо всём давайте по порядку.

Что можно сказать о батареях?

Аккумулятор является таким товаром, дата изготовления которого оказывает существенное влияние на его характеристики, ценные для потребителя. От того, насколько свежий источник питания перед нами, зависит его долговечность и работоспособность. Поэтому при покупке и оцениваются не только технические параметры, как то: плотность электролита и показатель вольтметра, но и маркировка аккумуляторной батареи. Немного усложняет это дело тот факт, что отсутствуют единые стандарты. Если говорить про маркировку, то здесь максимум, что можно сделать - выделить отдельные марки в небольшие группы. Относительно сроков хранения большинство производителей более-менее сошлись в том, сколько батареи могут простоять:

  1. Для сурьмянистых этот срок составляет до трех месяцев.
  2. Гибридные могут храниться шесть.
  3. Кальциевые имеют срок в двенадцать месяцев.

Следует заметить один интересный аспект. Так, важным элементом является не только маркировка аккумуляторных батарей, год выпуска и месяц, но и то, с каким типом источника питания мы сейчас имеем дело.

Какие параметры важны для нас?

Для нас важными являются такие свойства аккумуляторов, для которых существует маркировка на корпусе:

  1. Номинальная и резервная емкость. Первый параметр определяется количеством энергии, что отдаётся полностью заряженной батареей во время двадцатичасовой разрядки. Измеряется он в ампер-часах (Ач). Давайте рассмотрим пример: у нас есть батарея, емкость которой 40 Ач. На протяжении двадцати часов она сможет отдавать нам ток в 2,5А. На практике важное значение имеет и резервная емкость. Этот параметр измеряется в минутах. Так, если рассматривать аккумуляторные батареи для легковых автомобилей, которые испытывают нагрузку в 25А и напряжение упало до 10,5В, то показателем качества будет работа хотя бы 1,5 часа. На этом промежутке времени она сможет работать и за себя, и вместо генератора.
  2. батареи. Оно формируется из параметров различных аккумуляторов, и имеет смысл проверять данный показатель в тех случаях, когда происходит выбор сложного устройства.
  3. Ток холодной прокрутки. С помощью этого параметра определяется возможность запуска аккумуляторной батареи при низкой температуре. Что это значит на практике? Током холодной прокрутки называют величину, которую батарея может отдать при температуре в -18 о С за десять секунд при условии, что напряжение не меньше 7,5В. Чем выше данный показатель, тем легче будет запускаться автомобильный двигатель зимой.

Может быть записана совершенно непонятно маркировка аккумуляторных батарей. Дата изготовления - ab553446bu - вот как обычному человеку понять, что это значит? Вот чтобы у вас не возникало таких вопросов, перейдём к тому, как уметь читать и понимать то, что написано.

Маркировка аккумуляторов производства СНГ

Если говорить о тех изделиях, которые распространяются у нас, то нам важны шесть параметров:

  1. Краткая выдержка данных. Эта информация, размещенная слева направо, указывает нам количество банок, что используется в батарее, её назначение и емкость, тип крышки и аккумулятора (сухозаряженный или залитый).
  2. Номинальное напряжение. В большинстве современных образцов автомобилей и мотоциклов используются батареи, у которых этот параметр равен 12В.
  3. Емкость батареи. Указывается в ампер-часах и обозначает величину заряда, что отдаётся при использовании. Так, если аккумулятор имеет показатели в 20 Ач и 12В, то это значит, что при напряжении в 120В он сможет работать только 120 минут. Если данный показатель уменьшить в 10 раз до 12В, то батарея сможет поддерживать устройство уже 20 часов.
  4. Резервная емкость.
  5. Измеряется в амперах. Чем выше данный показатель, тем лучше запускается двигатель с помощью стартера. Особенно актуальным является этот параметр для автомобилистов зимой.
  6. Вес аккумулятора в килограммах.
  7. Знаки полярности. Этот параметр многие игнорируют, а зря. Ведь если его не учесть, то может оказаться, что элементарно не хватило длины провода, и аккумулятор попросту не может быть подсоединён. Различают два вида полярности: прямую и обратную. Так, если плюс находится слева, то мы имеем дело с первым типом. При размещении справа - это обратная полярность.

Мы рассмотрели, что собой представляет характеристика "маркировка аккумуляторных батарей". Теперь давайте будет знакомиться со свойствами данных устройств.

Space, FB, Uno, Dominator, FireBall, "Курский аккумулятор"

К примеру, их маркировка аккумуляторной батареи выглядит следующим образом: 0716 1 25346. Первые четыре цифры обозначают дату производства. Сначала идёт месяц (седьмой), а потом год (шестнадцатый). Единица используется для обозначения смены, которая собрала данную батарею. Последние пять цифр обозначают порядковый номер изготовленного аккумулятора. Этот показатель обнуляется при начале нового месяца.

Маркировка что относится к тяжелой группе, осуществляется немного по-другому. Берём число: 14016143. Это говорит нам о следующих параметрах: данная батарея обладает ёмкостью в 140 Ач. Она была создана в 2016 году, в первом полугодии, его четвёртом месяце (апреле) бригадой №3. Как видите, ничего сложного.

"Тюменский медведь", Arctic Batbear, Tyumen Batbear, "Ямал"

У них маркировка аккумуляторной батареи находится на стороне, противоположной той, где центральная этикетка. Обычные устройства маркируются шестью цифрами, из которых две первые обозначают месяц, а остальные четыре - год. Так, 032016 значит, что батарея была изготовлена в марте 2016 года. Для маркировки тяжелой группы используется только четыре цифры. Рассмотренный только что вариант будет отмечен как 0316.

"Актех", "Орион", "Зверь"

Для их маркировки используются четырехзначные числа в форме ММ.ГГ. Так, 0316 означает, что данный аккумулятор был изготовлен в марте 2016 года.

Cobat, Titan (Euro Silver, Standart, Arctic Silver, Vaiper, Asia Silver)

Они используют комбинацию цифр и букв. В коде имеется пять символов. Первый обозначает день недели, когда было сделано устройство. Второй и третий символы используются для обозначения порядкового номера недели (то есть от единицы до пятидесяти трех). В качестве четверного применяется латинская буква, которая обозначает год (поэтому при выборе аккумулятора необходимо изучить предоставляемую производителем таблицу). Последний символ используется для обозначения номера бригады. Возьмём номер 208А1. Расшифровывается он следующим образом:

  1. 2 - изготовлено во вторник.
  2. 08 - в восьмую неделю.
  3. А - в 2016 году.
  4. 1 - первой сменой.

VARTA, BOSCH

Находится код маркировки на верхней крышке. Он состоит аж из двадцати четырех символов. Но не волнуйтесь - нам нужно только три из них. Четвёртый символ обозначает год, а пятый и шестой - месяц. Возьмём такой пример: G2С6030520991 536528 82E 09. 6 - это значит, что батарея произведена в 2016 году, а 03 - в марте.

Mutlu

Имеет шестизначный код. Первый символ обозначает номер линии, где был собран аккумулятор, второй - год, третий и четвертый - месяц, а пятый и шестой - число сборки. Возьмём число 460319. Это значит, что батарея была произведена на четвертой линии девятнадцатого марта 2016 года.

Furukawa Battery (SuperNova), Panasonic

У них маркировка осуществляется по принципу ЧЧ.ММ.ГГ. Так, если на аккумуляторе выставлены цифры 180316, это значит, что батарея была изготовлена 18 марта 2016 года.

Topla, Moratti

Здесь для маркировки используется четырнадцать символов. Третий и четвертый обозначают год производства. А пятый и шестой - неделю. Так, если взять маркировку F1160600941864, то это значит, что перед нами батарея, которая была изготовлена в феврале 2016 года.

Источником тока и напряжения в цепях электросхем автомобиля, гарантом хорошего старта двигателя, незаменимым электрическим элементом, является автомобильный аккумулятор.
Если это так, то аккумулятор должен быть «хорошим». Что значит «хороший» аккумулятор!? Прежде всего, это возможность выдавать номинальные характеристики по току и напряжению. Второе дело, габариты, исполнение, устойчивость к встряскам, количество циклов зарядки – разрядки. «Второе», но на самом деле не менее важное. Если говорить об этом всем подробнее, то лучше обратиться к статье «Автомобильный аккумулятор », здесь же мы хотим рассказать о другом, о его маркировке. Еще точнее, о маркировке даты изготовления аккумулятора, так как именно от нее зависит, насколько «хорош» будет купленный вами аккумулятор.

«Срок хранения» автомобильного аккумулятора

Практически все, что мы покупаем, лучше покупать свежим, то есть с недавней датой производства, разве что за исключением марочного вина. Тоже самое можно сказать и об автомобильном аккумуляторе. Если вы прочитали ту самую статью, о которой мы упомянули в абзаце выше, то пожалуй сообразили, что аккумулятор является сложной сбалансированной системой, в которой в каждую единицу времени происходят свои обратимые и необратимые процессы. Если баланс необратимых процессов по сравнению с обратимыми меняется, за счет изменения «объема» протекания химико-физических реакций, то аккумулятор, в итоге, начинает отдавать меньше энергии, срок его использования подходит к концу. Не очень приятно брать аккумулятор с магазина, когда его срок уже хоть на сколько-то но приблизился к тому самому «концу». Именно поэтому при выборе аккумулятор необходимо обратить внимание на дату его производства.
Так дата реализации для свинцово-кислотных батарей, изготовленных по традиционной технологии с добавлением сурьмы, не должна превышать 6-10 месяцев. Если аккумулятор с легированными серебром пластинами – 12-15 месяцев. В случае кальциевых АКБ, их саморазряд сведен к минимуму, но все равно в течение года-двух, такие АКБ просто «садятся», то есть саморазряжаются.
Тем не менее, эти рекомендации примерные, так как разряд аккумулятора может зависеть от температуры хранения от влажности, от его заводских особенностей. Так скажем, он может разрядиться еще быстрее. Примерные сроки разрядки различных типов аккумуляторных батарей приведены в виде графика ниже…

Маркировка даты производства автомобильного аккумулятора

Итак, раз уж мы решили, что покупать аккумулятор надо после того как вы взглянули на дату производства, то надо знать где и как маркируется эта самая дата на аккумуляторах различных производителей.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:
- дату производства аккумуляторных батарей,
- сведения о батарее и условиях производства.
Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе - шесть цифр, например: 1234 567890.
Схема маркировки:
1 – номер производственной линии
2, 3, 4 – индивидуальный код партии
5 – последняя цифра года
6 – полугодие
7 – порядковый номер месяца в полугодии:
Первое полугодие: 1-январь, 2-февраль, 3-март, 4-апрель, 5-май, 6-июнь
Второе полугодие: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь, 4-октябрь, 5-ноябрь, 6-декабрь
8,9 - день (число месяца)
0 - номер бригады (возможны 2 цифры)
Пример маркировки: 2260 311211
Расшифровка:
Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 - индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1
Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе.
Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 14010243
Расшифровка:
Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал, Tyumen Battery

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.
Пример маркировки: 102011
Расшифровка:
Дата изготовления - октябрь 2011 года.
Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 1112
Расшифровка:
Выпущена в 11 месяце 2012 года.
ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", Россия
Место нанесения маркировки – продольная сторона крышки.
Пример: 12 11 09 5, где 12 – месяц (декабрь), 11 – последние цифры года (2011), 09 – день, 5 – номер бригады.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке. Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки: 0511
Расшифровка:
Дата изготовления - май 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Tubor

С августа 2011 г. дата изготовления наносится на аккумуляторы завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.
Код содержит 5 символов: 12345
1 – день недели
2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)
4 – год (латинская буква): 2011 (H), 2012 (V), 2013 (N), 2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L).
5 – номер смены.
Пример маркировки: 208Н1
Расшифровка:
2 - вторник
08 - восьмая неделя
Н - 2011 год
1 - первая смена.
АКБ выпущен 22 февраля 2011 года в первую смену.

Маркировка даты производства для аккумуляторов VARTA, BOSCH

Код маркировки расположен на верхней крышке в производственном коде. Код состоит из 24-х символов, четвертая позиция обозначает год, пятая-шестая – месяц.
Пример маркировки: G2С1050520991 536528 82E 09
Расшифровка:
1 – 2011 год
05 – май.
Дата изготовления – май 2011 года.
На аккумуляторах BOSCH дата выпуска продублирована в центральной части лицевой наклейки, она содержит три цифры, говорящие о годе и месяце выпуска. Например, 105 – май 2011 года.
Полная расшифровка всего кода:
Первая буква - территориальное расположение завода Varta и Bosch:
H - Германия (Ганновер),
С - Чехия (Чешска Липа),
S - Швеция (Хальтсфред),
А - Австрия (Вена),
F или R - Франция (Руан),
E или G - Испания (Гвардамар - Бургос);
Далее следует цифра - это номер конвейера. Вторая буква - особенности отгрузки:
V- для розничной продажи,
E- для комплектации на автозаводах.
Далее снова следует цифра - последняя цифра в нумерации года (год выпуска), третья и четвертая цифры - порядковый номер месяца:
01-январь, 02-февраль, 03-март, 04-апрель, 05-май, 06-июнь, 07-июль, 08-август, 09-сентябрь, 10-октябрь, 11-ноябрь, 12-декабрь;
Пятая и шестая цифры - день месяца, седьмая цифра - номер смены.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Mutlu

Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ. Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.
Пример маркировки: 410819
Расшифровка:
Батарея произведена на второй линии 19 августа 2011 года.
Маркировка даты производства для аккумуляторов Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)
Производственный код расположен на этикетке сверху (на крышке). Притом, на батареях Panasonic код нанесен краской, а на батареях Furukawa Battery – выдавлен. Маркируются по принципу ЧЧ.ММ.ГГ
Пример маркировки: 181011А
Расшифровка:
Аккумулятор произведен 18 октября 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Topla, Moratti

На аккумуляторах Topla код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера. Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.
Пример маркировки: F1110600941864
Расшифровка маркировки:
Батарея изготовлена в шестую неделю 2011 года (т.е. в феврале).

Маркировка даты производства для аккумуляторов TUDOR

Португалия, торговая марка принадлежит EXIDE

Буквенно - цифровой код, где Вторая буква - год: V - 2008 год, W - 2009, X - 2010, Y - 2011, Z - 2012, A - 2013, B - 2014 и т.д.; Пятая буква - месяц выпуска: от A до L (A-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, Е-май, F-июнь, G-июль, H-август, I(пропускается)-сентябрь, J-октябрь, К-ноябрь, L-декабрь).
Пример: OY24HPX66J - дата выпуска август 2011 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов ПАЗ, Selenius

ЗАО «Подольский Аккумуляторный Завод» (ПАЗ)
Место нанесения маркировки – продольный борт крышки.
Пример: ОТК040112, где ОТК04 – штамп и номер контролера, 0112 – месяц и год выпуска (январь 2012 года).

Маркировка даты производства для аккумуляторов Аком

ЗАО «АКОМ»
Место нанесения маркировки – верхняя крышка, между клеммами.
Пример: 0912 16C, где 09 - месяц (сентябрь), 12 - последние цифры года, 16 - день месяца, С - смена.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Амур

ОАО «Комсомольский-на-Амуре Аккумуляторный Завод»
Место нанесения маркировки – у плюсовой клеммы. Пример: 02 12, где 02 – месяц (февраль), 12 – год (2012).

Маркировка даты производства для аккумуляторов ЗиД

ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»
Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: 0112 – январь 2012 года.

Маркировка даты производства для аккумуляторов Зубр

ООО СП «Полесские аккумуляторы»
Место нанесения маркировки – левый верхний угол крышки батареи.
Пример: 2G03E1. 2 – 2012 год, G – месяц (июль), 03 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч).
(А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)

Маркировка даты производства для аккумуляторов Катод

СП «УзЭксайд» под контролем ООО «НПО «Катод»
Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе. Аккумуляторы поступают с завода в сухом (не залитом) виде, а заливаются в Петербурге на производстве НПО «Катод». Пример маркировки – «Залит заряжен декабрь, 2011».

Маркировка даты производства для аккумуляторов Пилот, Пилот Silver, Электроисточник

OOO «Электроисточник», Россия, Саратов
Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: ЗАЛИТА 0512 (май 2012 года).
Маркировка даты производства для аккумуляторов BARS
Кainar Technologies (Казахстан)
Место нанесения маркировки на крышке: 1 2 3 4 5 6
1,2,3 - день года
4 - номер бригады
5,6 - год

При поддержке крупнейшего японского производителя аккумуляторов GS Yuasa мы продолжаем публикацию цикла статей под названием «Аккумуляторный ликбез», охватывающих многие аспекты работы и обращения с автомобильными аккумуляторными батареями. В этой статье мы рассмотрим основные стандарты, действующие в аккумуляторной отрасли и научимся понимать маркировку и спецификации импортных АКБ.

DIN номер

Система нумерации комплектующих DIN (Германский промышленный стандарт) традиционно используется в Европе, но постепенно вытесняется системой нумерации ETN .

Например, 56049

1-я цифра – номинальное напряжение

1-2 – 6В АКБ

5-7 – 12В АКБ

2-я и 3-я цифры – номинальная емкость

Примечание: если 1-я цифра — 6, то к емкости, указанной во 2-ой и 3-ей цифре прибавляется 100 Ач; если 1-я цифра — 7, то прибавляется 200 Ач.

4-ая и 5-ая цифры – уникальный код, относящийся к производительности АКБ и ее техническим характеристикам.

Система нумерации DIN все еще используется, главным образом, в Европе для определения типа АКБ.

ETN номер

ETN (Европейский типовой номер) был введен, чтобы заменить DIN в ходе европеизации аккумуляторных стандартов. ETN – это усовершенствованная система на основе нумерации DIN, которая призвана облегчить переход и включает дополнительные технические сведения.

Введение системы ETN привело к тому, что около 2 000 номеров комплектующих было присвоено за время ее контролируемого периода действия до 2006 г., что ведет к дополнительной путанице, в случаях когда требуется перекрестная ссылка на номера комплектующих при отсутствии официального реестра номеров. Контроль за выпуском номеров Евробатом был прекращен в 2006 г., таким образом, присвоенные номера сейчас трудно понять, так как никаких централизованных записей не ведется и не сохраняется.

9-значный номер ETN дает дополнительную информацию к номеру DIN.

Например, 536 046 030

1-ая цифра – номинальное напряжение

  • 1-2 – 6В АКБ
  • 5-7 – 12В АКБ

2-ая и 3-я цифры – номинальная емкость

  • 560 = 60 Ач при 20-ч режиме разряда
  • 660 = 160 Ач при 20-ч режиме разряда

Примечание: если 1-я цифра — 6, то к емкости, указанной во 2-ой и 3-ей цифре прибавляется 100 Ач; если 1-я цифра — 7, то прибавляется 200 Ач.

4-ая, 5-ая и 6-ая цифры – уникальный код

  • 5-ая и 6-ая цифры могут иногда относиться к устаревшей конструкции АКБ и оригинальному номеру DIN (4-ая и 5-ая цифры).
  • Уникальный кодовый номер включает в себя информацию о сроке службы, уровне производительности при холодном пуске, виброустойчивости, типах клемм и нижнего крепления.

7-ая, 8-ая и 9-ая цифры – ток холодной прокрутки (CCA).

  • Существует два разных коэффициента EN – EN1 и EN2.
  • Может возникнуть путаница при диагностике, так как конечному покупателю не понятно, какой именно стандарт используется. Ситуация осложняется при использовании цифровых тестеров, которые не могут проводить измерения по обоим стандартам.
  • Информация о том, какой именно коэффициент применяется, скрыта в уникальном коде.

Примечание: для определения тока холодной прокрутки необходимо умножить значение, полученное из 7, 8 и 9 цифры на 10.

CCA — ток холодной прокрутки (А)

Ток холодной прокрутки (ССА) измеряется в амперах и отражает стартерные характеристики АКБ. Проще говоря, чем выше ток, тем батарея легче заведет автомобиль. Тем не менее, существует несколько методик измерения тока холодной прокрутки (SAE, DIN, IEC, EN, JIS) и при сравнении CCA у разных АКБ нужно убедиться в том, что ток указан по одной и той же методике.

SAE (Американский промышленный стандарт)

Стартерный тест в соответствии с методикой SAE (сообщества автомобильных инженеров). Тест показывает, что батарея при -18 0 С отдаст ток равный току холодной прокрутки (ССА) в течение 30 секунд напряжением выше 7,2 В (3,6 в для 6В АКБ).

Хотя и существует зависимость от конструкции батареи, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от DIN к SAE:

SAE = (DIN х 1,5) + 40

Производительность батареи быстро падает вместе с понижением температуры, поэтому такое испытание – хорошая проверка стартерных характеристик АКБ. Как и в случае с 10-секундным разрядом по стандарту EN, способность батареи продержать напряжение выше 7,2 В на протяжении 30 секунд дает представление о способности запустить автомобиль при низких температурах.

DIN (Германский промышленный стандарт)

Как и по стандарту SAE испытание проводится при температуре -18 0 С. Полностью заряженная АКБ разряжается до 6В установленным испытательным током. Напряжение должно быть не менее 9В после 30 секунд разряда, а время, требующееся на достижение 6В, не должно быть меньше 150 сек.

Хотя и существует зависимость от конструкции батареи, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от SAE к DIN:

DIN = (SAE — 40) х 0,66

С появлением современных автомобилей с инжекторными двигателями и растущей потребности в легком запуске стандарт DIN потерял свою популярность среди автопроизводителей. Тем не менее, он дает четкое представление об объеме использованных в батарее материалов, но не отражает ее стартерные характеристики.

IEC (Международная электротехническая комиссия)

Как и в случае со стандартами SAE и DIN, испытания тоже проводятся при температуре -18 0 С. Напряжение после разряда в течение 60 секунд установленным испытательным током должно быть не менее 8,4 В. Обычно:

IEC = DIN / 0,85

В последние годы данный вид испытаний не проводится на европейском рынке.

EN (Европейский стандарт EN 50342.1 2006, ранее – EN 60095-1)

Испытание также проводится при -18 0 С. Требования EN разделены на 2 методики – EN1 и EN2.

EN1 – Напряжение АКБ через 10 секунд должно быть 7,5 В. Затем делается перерыв на 10 секунд, и АКБ разряжается дальше при начальном токе, умноженном на 0,6. Второй этап длится 73 секунды, а в общем весь период разряда занимает 90 секунд (при предположении, что начальный период равен 10 сек. / 0,6 = 16,7 секунд).

EN2 – Такой же, как EN1, за исключением того, что второй период разряда проводится до 6 В в течение 133 секунд, а общее время теста — 150 секунд. Соотношение разрядных токов, соответствующее обеим методикам, во многом зависит от типа АКБ и может варьироваться от автомобиля к автомобилю и от конструкции к конструкции. На основании сравнительного анализа можно вывести следующее соотношение между EN1 и EN2:

EN2 = от 0,85% до 0,92% EN1.

JIS (Японский промышленный стандарт)

Испытание по JIS проводится при температуре -15 0 С. Автомобильные АКБ обычно тестируются током 150 А или 300 А с различным требованиями во времени 10 и 30 секунд соответственно, и конечным напряжением выше 6 В. Для европейских автомобилей, мы полагаем, он не дает покупателю полного представления о способности АКБ к запуску, и этот стандарт редко используется на европейском вторичном рынке.

CA / MCA — стартерный ток (A)

Это испытание основано на требовании к ССА по стандарту SAE, но проводится при более высокой температуре — 0 0 С, обычно он указывается на АКБ как СА (стартерный ток) или МСА (стартерный ток морских АКБ), а не ССА. Стартерный ток (СА/МСА) обычно на 25% выше, чем ток холодной прокрутки по SAE (ССА).

Резервная емкость (минуты)

Резервная емкость – это количество времени в минутах, при котором АКБ при 25 0 С сможет отдавать ток силой 25А, пока напряжение батареи не упадет до 10,5 В (5,25 В для 6В АКБ).

25А – типичная электрическая нагрузка на автомобиле при нормальных условиях эксплуатации, так что резервная емкость дает понимание времени, в течение которого автомобиль с нормальной электрической нагрузкой проедет с неработающим генератором. Это очень хороший практический тест.

Очевидно, чем больше электрических потребителей вы отключите, тем дольше проедет автомобиль.

Примечание:

Изначально резервная емкость использовалась, чтобы показать емкость АКБ в случае сбоя в работе системы зарядки и длительность поездки после того, как загорается контрольная лампочка, предупреждающая о проблемах в системе. С увеличением надежности зарядных систем современных автомобилей прямая польза от резервной емкости для пользователя уменьшилась, но она все еще показывает относительное падение производительности АКБ с увеличением разрядного тока.

Номинальная емкость (при 20-часовом режиме разряде, Ач)

Емкость в ампер-часах отражает общее количество электричества, хранимого в АКБ.

1 ампер-час - это электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение 1 часа при наличии в нём тока силой в 1 ампер. Заряженный аккумулятор с заявленной ёмкостью в 1 А·ч теоретически способен обеспечить силу тока 1 ампер в течение одного часа.

Емкость в ампер-часах меняется в зависимости от тока разряда АКБ – чем медленнее разряд, тем больший объем электричества выдаст АКБ,

Емкость в ампер-часах – это объем электричества, которое батарея отдаст в течение 20 часов до того момента, когда напряжение упадет до 10,5 В. Например, АКБ емкостью 60 Ач отдаст ток силой 3А в течение 20 часов.

Вес залитой АКБ (кг)

Это средний вес аккумуляторной батареи в момент поставки.

Расположение ячеек (полярность)

На рисунке 1 изображена общепринятая система кодировки полярности батарей в зависимости от расположения ячеек электродов:

Рис. 1

Тип выводов (клемм)

Рис.2 показывает наиболее распространенные типы выводов автомобильных АКБ:

Рис. 2

Тип нижнего крепления

Рис.3 дает информацию о типах нижнего крепления на корпусе батареи и других конструктивных особенностях:

Читайте также:

Читайте также:

Маркировка АКБ, это тот момент, который многие автолюбители упускают при выборе новой аккумуляторной батареи.

Однако маркировка АКБ, это как раз то, что нужно знать и пользоваться при выборе, для того чтобы не переплатить лишние деньги, или не ошибиться в правильном выборе.

Маркировка АКБ наносится на каждую аккумуляторную батарею в соответствии с международными стандартами.

На каждой батареи должна быть своя маркировка, которая отображает всю необходимую информацию о ней, которую должен знать покупатель. В основном это емкость батареи, напряжение, ее тип и предназначение.

Маркировка АКБ для каждой страны производителя разная и существенно отличается.

Давайте рассмотрим, как маркируются аккумуляторные батареи в странах СНГ и произведем расшифровку обозначений.

Маркировка 6СТ-75А1

Итак, рассмотрим на примере. Маркировка АКБ 6СТ-75А1.

В данном примере цифра 6 обозначает количество последовательно соединенных небольших аккумуляторов, из которых состоит основная батарея. Бывает 3, 6 и более мини батарей. По их количеству можно определить напряжение, которое выдает так или иная батарея.

Каждая мини батарея выдает напряжение в 2 V. Исходя из этого, если в банке 3 батареи, то получим 6 Вольт, если шесть банок, то 12, а если 12 банок, то 24 вольта.

СТ обозначает, что батарея стартерная, это функциональный признак.

Число 75 показывает емкость аккумуляторной батареи в А-ч (ампер-часах).

Маркировка АКБ предполагает и использование специальных букв и цифр в конце самой маркировки. В данном примере мы видим букву с цифрой А1.

Данная цифра дает нам информацию о способе производства батареи и материалах, из которых она была изготовлена.

В данной случаи буква «А» обозначает то, что АКБ с общей крышкой. Если мы видим букву «З», то это АКБ, которое залито и полностью заряженная. Если буквы «З» нет, то батарея сухозаряженная. Так же маркировка АКБ предусматривает использование и других букв и слов.

Другие обозначения

Если вы видите букву «П», то это означает, что сепаратор конверт изготовлен из полиэтилена. Буква «Т» указывает нам, что корпус АКБ изготовлен из термопластичной пластмассы.

Буква «М» сепаратор изготовлен из поливинилхлорида и соответствует типу «Мипласт». Буква «Э» - корпус выполнен из эбонита в виде моноблока.

Так же, вы можете встретить слово «Необслуживаемая», что характерно для батарей, у который не значительных расход воды соответствующий ГОСТУ.

И еще, маркировка АКБ предполагает указывать такую информацию:

Товарный знак от завода производителя, емкость номинальная в А-ч, пусковой ток в А при -18 градусов по Цельсию (по другому его еще называют ток холодной прокрутки). Указывается напряжение, которое выдает АКБ в вольтах (V или В), время изготовления (месяц, год), вес батареи, обязательно знаки полярности, так как на разных АКБ они могут быть размещены по-разному.

Дополнительные предупреждающие знаки, такие как не курить, едкое вещество, не оставлять с детьми. Обязательно, уровень залитого электролита по нижней или верхней метки, или max и min.

Вся маркировка АКБ соответствует требованием стандартов принятых в той или иной стране и наносится на батарею в районе крышки или боковой стороны с помощью специального трафарета. Так же может наноситься с помощью само клея.

Однако какая бы маркировка АКБ не была, она должна быть четкой и понятной, устойчивой к внешним воздействиям и сохранять данные свойства на протяжении всего срока своей эксплуатации.

Европейские страны

Давайте теперь рассмотрим маркировку аккумуляторной батареи, которая свойственна для большинства Европейских стран. Так как на нашем рынке таких батарей предостаточно, то я думаю, это будет полезной информацией для вас.

Маркировка АКБ для большинства Европейских стран представляет из себя пятизначный или девятизначный специальный код.

Первый код пришел в эти страны из Германии, и соответствует немецкому стандарту DIN. Второй код маркировки АКБ соответствует международному стандарту ETN. Пример кода стандарта DIN – 570 20. Пример кода в соответствии с международным стандартом – 570 060 044.

Теперь разберем эти коды поподробнее, так как данные маркировки по сложнее наших и в них очень просто запутаться.

Показатели первых 3-х цифр, что в стандарте DIN, что в стандарте ETN одинаковое. Оно указывает на напряжение и емкость аккумуляторных батарей.

Для каждого типа АКБ с разными показателями напряжения это цифры будут отличаться.

К примеру, берем 6 вольтовое АКБ. Для данного типа батареи существует предел первых трех цифр от 001 до 499, которые указывают на ее емкость в А-ч.

Берем более популярные батареи на 12 вольт. Что бы узнать их емкость нужно отнять число 500 от чисел в пределах от 501 до 799.

В итоге если 1-я цифра в маркировки равна пяти, то батарея имеет емкость в пределах от 1 до 99 А-ч, если цифра 6 то приделы уже составляют от 100 до 199 А-ч, а если стоит цифра 7, то от 200 до 290 А-ч.

Дальнейшая маркировка АКБ в виде двух последних цифр по DIN (20) и 2-я тройка цифр по ETN (060), показывает тип полюсных выводов и их размеры. А так же тип газоотвода, присутствие ручек для переноски, тип крепежных элементов и их конструкцию, тип крышки, стойкость АКБ к вибрации.

Последние 3 цифры в маркировки АКБ по ETN десятую часть показателя тока холодной прокрутки двигателя. Допустим в нашем примере этот показатель равен 044, умножаем на 10 и получаем ток холодной прокрутки равным 440 А, (обозначается как I).

Если пересчета тока холодной прокрутки из стандарта по DIN в стандарт ETN, существует своеобразная формула: 1,7: I (величина тока) по ETN = 1,7 x I (величина тока) по DIN.

В такой маркировки АКБ тяжело разобраться не опытному человеку, поэтому если вы решили приобрести батарею от Европейских производителей, то перед покупкой посоветуйтесь с специалистом, да и представители от автомагазинов могут дать дельные советы.

Американские производители

Маркировка АКБ от Американских изготовителей.

В Америке есть свой стандарт, которому «подчиняется» маркировка АКБ. Данный стандарт отличается от других стандартов и называется он стандартом S A E.

Отличительной особенностью данного стандарта от других, является то, что при маркировки АКБ, не указывается ее емкость. Сама маркировка указывает только два показателя, ток холодной прокрутки при минус 18 градусов и типоразмерную группу.

Давайте рассмотрим на примере, что бы было понятней. Батарея имеет маркировку А24420.

24 показывает, что батарея соответствует размерам равным 260х173х225мм, а 420 показывает значение тока холодной прокрутки.

Япония

Маркировка АКБ из Японии.

В Японии присутствует свой стандарт JIS. В данном стандарте предусмотрено 4 показателя.

Опять же давайте разберем на примере. Вот стандартное обозначение Японского АКБ - 55D23R.

Первые две цифры (55) указывают показатели емкости АКБ и ее пусковой ток, это своеобразный коэффициент и его нельзя расценивать как чистая емкость АКБ, как многие считают.

Второй показатель в виде букв от А до Н (в нашем случае D). Указывает нам на размеры батареи и конструкцию изготовления ее клемм.

Третий показатель (23) указывает на длину батареи в сантиметрах. В нашем случае длина АКБ 23 сантиметра.

Следующий, последний показатель, указывает, где расположена отрицательная клемма. Если буква R, то клемма расположена справа (как в нашем случае), если буква L, то клемма находится слева.

Более подробно разобраться в обозначении Японских АКБ, вы сможете, изучив таблицу.

Учитывая то, что в мире производителей аккумуляторных батарей очень много, и они привязаны к определенным странам, в которых существуют свои собственные стандарты, маркировка АКБ может содержать в себе довольно запутанные обозначение.

Данные обозначения порой не понятные не только многим автолюбителям, но и людям, которые уже долгие годы работают в данной сфере.

Поэтому я надеюсь, что статья Маркировка АКБ оказалась для Вас полезной и информативной.

Как не ошибиться при выборе аккумулятора, видео от НТВ.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.