Регламент подписания контракта по 44 фз. Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика

1. По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона .

3. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

4. При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

5. Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

6. Непредоставление участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заказчику в срок, установленный настоящей статьей, подписанных этим участником экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или таких обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.

Государственный контракт – это договор на поставку товара (выполнение работ или услуг), заключенный между государственным заказчиком (будь то крупное министерство или муниципальный детсад) и поставщиком по итогам тендера в рамках 44-ФЗ. Порядок заключения государственного контракта, его особенности и сроки подписания зависят от конкретного способа закупки и четко прописаны в 44-ФЗ. Расскажем обо всем подробнее.

Срок и порядок заключения контракта

Схематично механизм подписания контракта выглядит следующим образом: заказчик готовит проекта контракта (где прописывает условия из извещения, документации и окончательного предложения от победителя торгов) и направляет проект документа поставщику рамках установленных законом сроков. Последний, в свою очередь, если у него не возникло вопросов к указанным в контракте условиям, подписывает его и перенаправляет обратно заказчику.

Конкретный порядок и сроки заключения государственного контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки. Схож процесс подписания контрактов при всех способах закупки в том, что победитель закупки прежде, чем поставить свою подпись в контракте, должен предоставить обеспечение исполнения контракта , что позволит заказчику быть уверенным: условия контракта будут выполнены качественно и в установленный срок. Рассмотрим процесс подписания и сроки заключений контрактов в зависимости от способа закупки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Заключение контракта по итогам конкурса

При проведении конкурсов (исключением является закрытый конкурс) для подписания государственного контракта закон отводит 20 дней. Так, согласно 44-ФЗ, если заказчик отбирал поставщика с помощью такого способа закупки, как конкурс, то подписать контракт с победителем торгов он сможет не раньше, чем через 10 дней, но не позже, чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС протокола рассмотрения заявок. При закрытом конкурсе контракт подписывается в течение 10 дней после объявления победителя, и никак не позже этого срока.

Первым подписывает контракт победитель торгов, на это ему дается 10 суток после момента опубликования в ЕИС протокола оценки заявок . Затем он обязан передать документ на подписание заказчику. Вместе с контрактом, победитель конкурса пересылает и документы, подтверждающие обеспечение контракта. Такие же сроки для подписания контракта отводятся и заказчику - десять дней .

☆ Что опасного в сроках конкурентных процедур;
☆ Какие 4 ошибки в сроках допускают чаще всего;
☆ Чем полезна карта сроков и почему она лучше календаря:

Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время - один день - на прохождение казначейского контроля.

Подчеркнем, что в законе четко прописана информация о сроках заключения контракта с каждой из сторон. Несоблюдение сроков подписания будет считаться грубым нарушением: и заказчик, и победитель торгов рискуют попасть в списки недобросовестных. Так, согласно ч. 3 ст. 54 Закона №44-ФЗ, если победитель торгов не предоставил заказчику утвержденные им экземпляры контракта и обеспечение контракта в отведенное время, то он будет считаться уклонившимся от подписания контракта.

В случае, если победитель конкурса не предоставляет в срок положенные документы, заказчик может заключить контракт с участником закупки с заявкой под номером два. Правда, при этом ему придется изменить условия контракта, прописав в нем предложенные вторым участником условия. Если и новый участник не предоставит заказчику подписанные им контракт и обеспечение исполнения контракта, то он считаться уклонистом не будет, как было с первым победителем. В этом случае конкурс просто будут считать несостоявшимся.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Если речь идет об электронном аукционе, то заказчик должен составить и разместить в ЕИС проект контракта не позже, чем через пять дней после опубликования протокола рассмотрения заявок. Если контракт заключается по итогам закрытого аукциона – в течение 10 дней. Подписывать документ заказчику пока не требуется. Заказчик должен указать в контракте: предложенную победителем аукциона стоимость исполнения контракта и данные о товаре.

Победитель электронного аукциона, в свою очередь, в ближайшие пять дней размещает в ЕИС подписанный со своей стороны проект контракта, а также документ о предоставлении обеспечения контракта. Отметим, что проект контракта может вызвать вопросы у победителя аукциона. В таком случае, он должен подготовить и опубликовать в ЕИС протокол разногласий, где укажет замечания к проекту контракта.

Закон отводит заказчику пять дней для рассмотрения протокола разногласий, внесения поправок в проект контракта и размещения его обновленной версии. Поставщик должен успеть подписать контракт в течение трех рабочих дней , и такие же сроки отводятся после заказчику для подписания контракта со своей стороны. С этого момента контракт считается заключенным.

Резюмируем . Порядок и сроки подписания контрактов по итогам закупки строго регламентируется 44-ФЗ. Нарушение сроков как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика, приведет к штрафам или к признанию участника закупки уклонившимся от подписания. А это, в свою очередь, грозит внесением информации о компании в Реестр недобросовестных поставщиков.

При этом нужно помнить, что заключение контракта – это принятие на себя всех обязательств, прописанных в данном документе. Поэтому при его заключении необходимо внимательно ознакомиться с содержанием документа. В том числе, необходимо убедиться, что стоимость исполнения контракта соответствует цене работ или услуг, предлагаемой государственному заказчику во время конкурса или аукциона.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Каждая закупка, которая осуществляется в целях обеспечения тех или иных государственных нужд, должна быть произведена только в соответствии с правилами действующего законодательства. Одним из положений Федерального закона №44-ФЗ, который и регулирует процедуру проведения таких закупок, является необходимость обязательного подписания контракта, который будет отражать все условия заключенной сделки, а также позволит в будущем отразить все этапы исполнения заключенной сделки.

Что следует понимать под государственным контрактом и каким образом происходит заключение такого контракта? Что грозит потенциальным участникам сделки в связи с уклонением от заключения контракта?

Государственный и типовой контракты

Нередко при подготовке тех или иных контрактов у заказчика возникают сложности с оформлением самого документа. В этом случае может прийти на помощь типовой контракт.

С юридической точки зрения, типовой контракт не имеет никакой силы, так как этот документ разработан только для того, чтобы отражать ключевые моменты, которые должны быть зафиксированы в , подписываемом с целью удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика.

Типовой контракт направлен только на то, чтобы в нем можно было получить информацию о том, каким образом отображать те или иные сведения в заключаемом контракте. Кроме того, типовой контракт предназначен для проверки на отражение всех необходимых положений о ранее заключенном контракте как заказчиком, так и исполнителем.

В типовом контракте отражаются сведения, которые предусмотрены действующим законодательством, а именно:

  • сведения о сторонах, которые участвуют в конкретной сделке , с указанием полных наименований, а также лиц, которые принимают участие в подписании контракта от каждого участника. При этом при указании сведений о подписывающих контракт лицах необходимо также указать данные о тех документах, на основании которых они представляют интересы своих ;
  • предмет контракта . Описанию подлежит сам предмет заключаемого контракта, а также на основании чего происходит заключение такого контракта (по итогам электронного аукциона, закупка по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ и т. д.);
  • стоимость контракта и порядок взаиморасчетов . Данный раздел оформляется в качестве обязательного условия на основании действующих норм законодательства и должен отражать актуальные сведения о том, какая именно денежных средств должна быть перечислена от заказчика к исполнителю в качестве расчета по контракту. В том случае, если речь идет о контракте по итогам электронного аукциона или другого вида , в которых используется обеспечение исполнения контракта, то в данном разделе также должны быть отражены данные о порядке возврата такого внесенного обеспечения;
  • в некоторых случаях требуется также предоставление сведений о порядке исполнения контракта . Данный раздел заполняется отдельно, либо сведения вносятся в приложение к контракту, которое заполняется на основании созданного к закупке технического задания. Создание раздела о порядке исполнения контракта характерно для тех случаев, когда речь идет о цикличных контрактах, которые заключаются на весь финансовый год, но их исполнение растянуто во времени (например, при поставке ГСМ);
  • права и обязанности сторон , а также меры ответственности в случае допущенных нарушений с какой-либо из сторон;
  • обстоятельства непреодолимой силы, которые могут повлиять на исполнение контракта всеми участвующими сторонами , а также повлиять на его по взаимному согласию сторон;
  • порядок расторжения контракта при наступлении соответствующих обстоятельств для всех сторон, которые участвуют в его взаимном исполнении;
  • реквизиты и подписи сторон , а также печати самих организаций.

Все типовые контракты, которые могут быть использованы для уточнения данных, отражаемых в заключаемых по итогам сделок контрактах, размещаются в специальной библиотеке типовых контрактов. Доступ к ней может получить как заказчик, так и исполнитель, так как данная библиотека находится в открытом доступе в рамках Единой информационной системы zakupki.gov.ru .

Порядок заключения контракта

Заключение контракта по итогам любой закупки происходит на основании положений соответствующих статей Федерального закона «О контрактной системе» .

Федеральный закон «О контрактной системе» №44-ФЗ регламентирует сроки, которые должны быть соблюдены для подписываемых контрактов, а также подробный алгоритм действий, которые должны предпринять стороны для того, чтобы проводимая закупка обрела документально оформленный результат.

Независимо от того, каким именно образом проводится та или иная закупка – в виде специальных электронных торгов или на основании правил закупки у единственного поставщика, порядок действий выглядит следующим образом:

  1. После того как проводимая закупка получит результат в виде конкретного победителя, заказчик обязан прислать предварительно сформированный проект контракта своему контрагенту для проверки и выявления возможных возражени й. Если таковых со стороны контрагента не будет, то исполнитель обязан уведомить заказчика о возможности подписать контракт, после чего ему направляется на подписание электронный вариант контракта, размещенный на одной из используемых заказчиком электронных торговых площадок.
  2. Исполнитель, со своей стороны, еще раз проверяет содержание условий контракта , после чего подписывает его и направляет подписанный вариант заказчику.
  3. Заказчик подписывает контракт со своей стороны , после чего в течение ограниченного срока времени он должен разместить его в с отметкой о взаимном подписании и переходе к его исполнению.

Если речь идет о контракте, который заключается с единственным , то в отношении него процедура несколько легче, так как закон предоставляет возможность сторонам процесса подписать не электронный, а бумажный вариант контракта, так как необходимости в электронной процедуре для всех закупок, проводимых по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ, на сегодняшний день нет.

Сведения о том, что контракт подписан, должны быть зафиксированы в ЕИС также в ограниченный период времени после подписания договора сторонами.

Для случаев, когда речь идет о подписании контракта по итогам электронных торгов, которые требуют наличия обеспечения исполнения контракта, подписание его возможно только после того, как будет подписан соответствующий договор. При этом все действующие электронные торговые площадки предоставляют возможность подписать контракт в электронном виде только после того, как исполнитель предоставит подтверждение о перечислении обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта – это гарантия от исполнителя контракта, что он со своей стороны в полном объеме выполнит все взятые на себя обязательства. Если же по каким-то причинам исполнитель уклоняется от своих обязательств, именно на перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта средства заказчик обращает первое взыскание по поводу взыскиваемой неустойки.

Если контракт в полном объеме исполнен контрагентом, то заказчик возвращает обеспечение вместе с перечислением средств в качестве оплаты по исполненному контракту. Если срок действия контракта более одного финансового года, то обеспечение возвращается только после того, как будет в полном объеме исполнен контракт.

Контракт по итогам электронного аукциона

С 1 июля 2018 года для заключения контракта по итогам проводимой электронной процедуры, например, аукциона в электронной форме, должна быть использована статья 83.2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Данная статья предусматривает не только порядок проведения процедуры непосредственного заключения контрактов по итогам электронного аукциона, но также и сроки, в течение которых должны быть осуществлены все необходимые действия.

Пункт 2 статьи 83.2 указанного закона говорит о том, что в течение пяти дней с момента подведения общего итога проведенного аукциона заказчик обязан разместить на той торговой площадке, на которой и проводился сам аукцион, контракт, заполненный в соответствии с данными, полученными на основании результатов . Однако подписывать его заказчик не имеет права.

После того как на электронной площадке размещен проект контракта, победитель аукциона обязан его подписать. Для подписания возможно использовать только электронную цифровую подпись усиленного или квалифицированного образца. Никакая другая подпись не будет считаться действительной в данном случае.

На подписание контракта победителю торгов дается не более десяти дней с момента размещения проекта контракта. В этот период победитель контракта имеет право разместить на электронной площадке протокол разногласий, если в размещенном проекте его что-то не устраивает, либо в случае, если в заполненном контракте допущены серьезные ошибки. На размещение такого протокола ему дается не более трех дней с публикации для подписания контракта заказчиком. Заказчик, в свою очередь, в течение трех дней должен ответить на протокол разногласий. После чего победитель обязан подписать сам контракт.

Если победитель намеренно публикует дополнительные протоколы разногласий, то это может быть расценено как намеренное затягивание процедуры подписания контракта и истолковано в качестве уклонения от подписания.

На подписание контракта самим заказчиком после того, как победитель торгов подпишет документ со своей стороны, дается не более трех дней. Со стороны заказчика подписание контракта также должно осуществляться электронной подписью усиленного или квалифицированного вида.

На основании пункта 9 статьи 83.2 контракт должен быть заключен не ранее, чем через 10 дней после того, как заказчик разместит в Единой информационной системе протоколы о результатах самих торгов и рассмотрении вторых частей заявок, на основании которых и будет в итоге определен победитель данной закупочной процедуры.

Контракт по итогам запроса котировок

С 2018 года в Российской Федерации действует правило, согласно которому проведение запроса котировок может быть осуществлено только в электронной форме.

Запрос котировок должен проводиться только с использованием электронных торговых площадок, а все результаты в виде протоколов изучения заявок, определения победителя той или иной закупки, возможные разногласия в виде специально оформленных протоколов должны быть размещены и на электронной торговой площадке, и в Единой информационной системе zakupki.gov.ru .

Для заключения контракта по итогам запроса котировок с 1 июля 2018 года действуют те же правила, что и для контрактов, которые заключаются по итогам электронного аукциона. Это означает, что процедура становится единой для всех случаев электронных закупок, а для такой процедуры используются положения статьи 83.2 Федерального закона №44-ФЗ.

Уклонение от заключения и исполнения контракта

Для государственных закупок уклонение от заключения контракта является достаточно распространенным случаем нарушения условий действующего законодательства. На основании положений действующего законодательства под уклонением от заключения контракта следует понимать либо непредоставление участниками необходимых документов, которые должны сопровождать подписание контракта, либо неподписание контракта в течение условленного времени , которое регламентировано с точки зрения действующих статей Федерального закона №44-ФЗ.

Общий срок, в течение которого должен быть подписан контракт, находится в диапазоне от трех (по контрактам, заключаемым с единственным поставщиком) до тринадцати дней (по электронным аукционам и конкурсам в случае наличия протоколов разногласий).

В том случае, если по каким-то причинам в течение указанного времени контракт не подписан одним или обоими участниками, может быть принято решение о проведении специальной процедуры привлечения к ответственности за уклонение от заключения или исполнения контракта.

В качестве мер ответственности за такие действия в отношении исполнителя могут быть предприняты следующие меры воздействия:

  • списание денежных средств в качестве взыскания , которое осуществляется с перечисленного обеспечения исполнения контракта или предоставленной банковской гарантии. Списание происходит в виде налагаемых на исполнителя штрафных санкций, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • внесение исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков на срок до двух лет (максимальный срок определяется Федеральной антимонопольной службой на основании предоставленных заказчиком документов, подтверждающих уклонение победителя закупки от заключения контракта, а также на основании того, какое по счету это нарушение, которое зафиксировано ФАС в отношении конкретного исполнителя);
  • возмещение понесенных заказчиком убытков на основании вынесенного судебного решения по иску от заказчика для тех случаев, когда речь идет о нехватке денежных средств, которые были взысканы с исполнителя из заблокированных на электронной торговой площадке средств.

Если речь идет об уклонении от заключения или исполнения контракта со стороны заказчика, то к ответственности такой заказчик может быть привлечен на основании решения суда или на основании соответствующего постановления ФАС.

Однако в случае с уклоняющимся от исполнения контракта заказчиком исполнитель должен доказать, что используемые заказчиком основания подписывать контракт являются законными. Перечень оснований, по которым заказчик вправе отказаться от подписания контракта, следует уточнять в Федеральной антимонопольной службе при подаче жалобы на действия заказчика.

Основания для признания контракта недействительным

Признание государственного контракта недействительным происходит в таком же порядке, что и для других аналогичных договоров, которые заключаются на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации. Среди основных причин, по которым государственный контракт может быть признан недействительным, следует выделить следующие основания:

  • сделка, которая была заключена по результатам проведенной государственной закупки, признана судом недействительной, так как предмет такой сделки не соответствует уставным целям создания , которое выбрано победителем закупки (на основании статьи 173 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  • сделка признана недействительной на основании решения суда, если при ее заключении одна из сторон ввела в заблуждение другую сторону, участвующую в ее заключении (например, путем умышленного или неумышленного предоставления информации по предмету закупки, которая не соответствует действительности, либо в оформленной документации к закупке допущена умышленная опечатка или оговорка, которая существенным образом влияет на толкование предмета сделки);
  • при подписании государственного контракта были предоставлены документы одной из сторон, которые содержат заведомо ложные сведения , а сам контракт в результате нацелен не на удовлетворение государственных нужд, а на получение прибыли от мошеннических действий.

Однако каждый из перечисленных типов оснований должен быть доказан в Арбитражном суде с целью привлечения к ответственности тех лиц, по причине негативных действий которого контракт признан недействительным.

Государственный контракт на основании положений действующего Федерального закона «О контрактной системе» – это специальный документ, который подтверждает результат проводимой закупки. Заключение контракта подвергается тщательной регламентации со стороны действующего законодательства не только со стороны сроков подписания, но и со стороны предусмотренных этапов. Если у государственного или муниципального заказчика или у исполнителя возникают вопросы по содержанию контракта, для проверки всегда можно обратиться к библиотеке типовых контрактов, представленной в Единой информационной системе.

Такая проверка необходима для того, чтобы избежать возможных санкций за нарушение действующего законодательства в сфере закупок, а также исключить вероятность того, что подписанный контракт может быть признан недействительным по основаниям, которые предусмотрены для такого признания. Решение о признании контракта недействительным выносится только судом по результатам изучения всех представленных обстоятельств по конкретному делу.

Логин: User1, пароль: YSUraZSA

User2, пароль: qDp8UExj

Наверняка, Вы хоть раз в жизни проходил тест. Не суть, какой был этот тест, не суть, какое количество времени Вы на него потратили, важно то, что он Вам дал. В основном, мы проходим тесты для того, чтоб узнать уровень своих знаний, либо выяснить наличие навыков, в любом случае все это направлено на выяснение собственных компетенций. Иногда человек считает, что он недооценен в компании или в обществе, тогда тесты помогают все поставить на свои места. Многим не нравится проходить тест, потому что, нужно сидеть, читать, потом ещё и считать баллы. Но теперь, в эпоху компьютеров, все стало намного проще. Потратив немного времени, сколько всего интересного можно узнать о себе и о своих компетенциях. Когда человек отвечает на вопросы тестов, он понимает как это важно, когда есть такая возможность узнать свой уровень знаний. Предлагаем бесплатный тест, который даёт возможность ответить на вопросы, которые, наверняка Вас интересуют. Насколько хорошо Вы знаете закон 44-ФЗ? Компетентный ли Вы тендерный специалист? Стоит ли Вам немного подучиться? На все эти вопросы Вы получите ответы, пройдя данный тест. Проходите тест, узнавайте новое,

ВСЕ АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО !

Уважаемы друзья и коллеги, добрый день. Совсем недавно, в цикле статей , была статья, посвященная государственному контракту в целом. Были освещены особенности заключения , обязательные существенные условия , затронули этап исполнения контракта и многое другое. Практически сразу посыпались вопросы и комментарии, в отношении данной статьи и часть вопросов объединяла одна общая тема, а именно какие проблемы возникают при заключении и исполнении контракта. Можно ли как то их объединить в некий свод-подсказку для дальнейшего использования. Правда, сразу хочу оговориться, наверное, целой книжки будет мало для освещения всех возможных проблем и ошибок, которые подстерегают неопытного участника размещения заказа. Поэтому, освещены самые типичные и самые распространенные из них, в то же время, я хотел бы объединить данные оплошности в одну группу и назвать её «Фатальные ошибки». Вот, собственно, мы и подошли к нашей сегодняшней статье "Заключение государственного контракта - 10 фатальных ошибок.»

Согласно с действующим законодательством Российской Федерации, государственный контракт может быть заключен на основании госзаказа при условии, что исполнитель контракта является победителем тендерных торгов (или единственным поставщиком) и не уклоняется от его подписания.
Обобщая выводы экспертов, имеющих многолетний опыт работы в сфере государственных закупок, мы можем выделить 10 основных ошибок, которые могут иметь место при заключении госконтракта и существенным образом влияют на признание процедуры госзакупок корректной. В данной статье мы предлагаем вам краткий обзор таких оплошностей, которые вполне могут обернуться фатальными, как для заказчика, так и для поставщика.
1. Несоблюдение сроков
Выражение Б.Франклина «Время - деньги» как нельзя лучше характеризует острую необходимость соблюдения сроков при работе с госзакупками. Отметим, что контракт по 44-ФЗ должен быть заключен в четкие сроки, определенные этим федеральным законом (не ранее, чем через 10 дней, но не позднее 20-дневного срока с момента размещения на сайте протокола рассмотрения и оценки заявок от участников). Кроме того, победитель конкурса обязан подписать контакт не позднее срока в 15 дней после получения им проекта госконтракта. Законодательство определяет, что любое нарушение сроков заключения контракта ведет к судебным разбирательствам или признанию торгов несостоявшимися . Правда, стоит оговориться, что регламент подписания государственного контракта для разных торговых процедур, существенно отличается.
2. Нарушение процедуры подписания.
Кроме срывов сроков заключения контракта, существует и ряд других нюансов, связанных, как правило, с уклонением одной из сторон от его подписания. В этом случае другая сторона имеет право начать судебное дело с целью принудительного заключения контракта.
Юристы также советуют проверять степень полномочий лиц, подписывающих контракт, и факт действительности их пребывания в той или иной должности на момент подписания контракта.
3. Нарушение сроков подачи протокола разногласий.

Достаточно «свежая» фатальная ошибка. Пришла к нам вместе с положениями Федеральной контрактной системы . Допускается, только в формате открытого аукциона в электронной форме. Проблема для участника размещения заказа начинается с момента подачи протокола разногласий к контракту позже установленного срока, а именно по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона. Чаще всего победитель на радостях забывает о регламентированных сроках подачи протокола разногласий и окрыленный победой, в попытке «утрясти» с государственным заказчиком все детали, попадает в этот «смертельный» для себя капкан.

4. Сдерживание конкуренции.
К сожалению, известны случаи, когда учреждение-заказчик предпринимает попытки ограничить конкуренцию среди участников торгов, что также делает процедуру заключения государственных контрактов не вполне правомерной. Хитрости, к которым может прибегнуть заказчик, могут быть самыми распространенными, например, описание предмета закупки делается слишком специфическим и не предусматривает наличие эквивалента, что ведет к лимитированию числа участников. Подобные упущения тендерных специалистов по незнанию или невнимательности, к сожалению, могут привести к ужасающим последствиям. Например, победитель, неожиданно для себя, выяснит, что именно этот товар недоступен к заказу или защищен производителем, возможна ситуация что весь товар с аккамулирован в одних руках, под которые собственно и писался конкурс, на самом деле ситуаций множество, всех не перечесть. Нововведенный закон 44-ФЗ нацелен на устранение таких действий, поэтому законодательство предусматривает уголовную ответственность за ограничение или устранение конкуренции.

5. Предоставление неполной информации.
Другой фактор, который может подвергнуть заключение контракта серьезному риску, - это сокрытие в силу тех или иных причин требующейся информации. Типичным примером таких действий является отсутствие размещенной информации о госконтракте и связанной с его заключением сведения. Например, отсутствует информация о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Может отсутствовать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями час, хотя эта возможность предусмотрена законом. Бывают случаи отсутствия включения обязательного условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта . Нередки ситуации когда не прописано место поставки товара и победитель с удивление узнает, что товар придется доставлять в другой регион или страну.

6. Неправильная процедура расторжения контрактов.
Согласно ст. 95 закона 44-фз расторжение контракта возможно как по согласованию сторон, так и в одностороннем порядке. Однако, если такая процедура не была прописана в проекте госконтракта, то его расторжение будет проблематичным. Распространенным также является несоблюдение сроков (10 дней) доставки уведомления о расторжении договора, что усложняется также обязательным подтверждением его получения второй стороной.
И еще один «подводный камень»: хотя исполнитель может устранить проблемы, которые привели к расторжению контракта, в предоставленный 10-дневный срок, заказчик, в свою очередь, уполномочен неоднократно направлять уведомления о разрыве договоренностей.
7. Ошибки в цене контракта.
Среди ошибок, которые связаны со стоимостью госконтракта, следует выделить наиболее типичные и существенные:
. В сметах может быть изменен объем и тип товаров или услуг посредством осуществления дополнительных договоров.
. В проекте госконтракта и его окончательном варианте после заключения не совпадает цена контракта.
. Отсутствие обоснования стоимости контракта в извещении об осуществлении процедуры запроса котировочных цен и заявок.
Подобные нарушения, исходя из опыта практиков, возникают чаще всего в силу человеческого фактора и упущений в математических расчетах.
8. Недоработки в документации.
Распространенные ошибки тендерной документации могут включать в себя как ошибки орфографического характера, так и содержательного: например, несоответствие понятий в разных частях контракта, или неверная информация о предмете закупки, любых других параметрах сделки.
Стороны, заключающие госконтракт, должны помнить, что он обязательно имеет письменную форму (исключением являются электронные аукционы). Сюда же хочу прикрепить еще одну, часто встречающуюся оплошность, замена товара не на оборудование с улучшенными характеристиками, а на совсем другой предмет контракта. Победитель мотивирует своё поведение отсутствием товара и предлагает, например, вместо компьютера моноблок, выдавая его за компьютер с улучшенными характеристиками. Это ошибка. Такой заключенный контракт будет вернее всего оспорен.
9. Оплошности в ходе обеспечения госконтрактов.
Первостепенной важностью обладает обеспечение государственного контракта. Сроки, суммы, критерии, требования определены в нем как условия государственного контракта и должны непременно указываться в его проекте. Ст. 96 закона 44-ФЗ запрещает заключение договора без его предварительного обеспечения определенной денежной суммой.
Самыми распространенными оплошностями являются такие ситуации:

  • несоблюдение сроков обеспечения контракта, определенных ст. 54 44-ФЗ;
  • проблемы с предоплатой необходимой суммы по договору;
  • ошибка в цифрах, не учтены копейки - «человеческий фактор»;
  • в платежном поручении на обеспечение нет информации о контракте который обеспечивается.

Правда, хочу отметить, что выбор способа обеспечения контракта всегда остается за победителем конкурсных торгов, поэтому заказчик не имеет право определять его вместо него, что в тендерной практике часто имеет место.

10. Проблемы с банковскими гарантиями.
Нередко возникают проблемы и с банковскими гарантиями, наличие которых требует исполнение контракта. К типичным ошибкам можно отнести следующие:
. недоработки в документации, по которой банковская гарантия может быть получена;
. фальшивые гарантии от банков, которые не были своевременно и качественно проверены через реестр банковских гарантий;
. банковская гарантия была предоставлена банком, информация о котором отсутствует на официальном сайте Банка России (т.е. такой банк-гарант не имеет лицензии);
. период действия гарантии не соответствует 44-ФЗ;
. размер обеспечения контракта не соответствует капиталу банковской организации.
Как видим, проблемы «подстерегают» обе стороны, заключающие госконтракт. Четкое определение законом РФ 44-ФЗ и рядом других законодательных документов процедуры заключения контракта требует необычайной внимательности, слаженности в работе компаний, участвующих в госзакупках. Только так можно обезопасить себя от ошибок, допускаемых при данных операциях и обеспечить успех организации в проведении тендерных конкурсов или участии в них.

Спасибо за внимание. Не допускайте ошибок. Удачи в ГОСТОРГАХ.

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя !


Правило о защите слабой стороны договора?

Да, применяется. Напомним, что правило о защите слабой стороны договора было недавно сформулировано ВАС РФ в Постановлении Пленума от 14.03.2014 г. N 16. Суть этого правила заключается в том, что в гражданском праве стороны признаются равными, никто не может извлекать преимуществ из своего противоправного поведения и злоупотребление правом запрещено (ст. 1, 10 ГК РФ).

Конкретный спор рассматривался в Постановлении ВАС РФ от 15.07.2014 г. N 5467/14. Суд признал, ссылаясь на указанный принцип, что заказчик включил в текст контракта условие, обременительное для исполнителя. Причем исполнитель не мог повлиять на это, так как процесс заключения контракта жестко регламентирован законом. Поэтому суд отказал в применении противоправного условия контракта.

2. Что необходимо учесть при определении условий контрактов, заключенных по Федеральному закону от 05.04.2013 г. N ?

Контракт должен содержать существенные условия, предусмотренные законом. Однако кроме этого заказчики могут включить в контракт также иные условия, закону не противоречащие.
При этом необходимо учитывать, что заказчики хоть и могут руководствоваться принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ), но должны проявлять при включении условий в контракт добросовестность и разумность (как пример позиции см. Определение ВАС РФ от 16.06.2014 г. N ВАС-5467/14, Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 г. N 11535/13).

3. Можно ли муниципальный контракт по Федеральному закону от 05.04.2013 г. N заключить на срок более одного года?

Да, это возможно. Но только если соблюдены требования ч. 3 ст. 72, ст. 79 БК РФ. Об этом сказано в Письме Минфина РФ от 12.12.2014 г. N 02-10-09/64499.

4. Можно ли в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. N применять правило ч. 2 ст. 425 ГК РФ о распространении действия контракта на ранее возникшие отношения?

Нет, нельзя. Такой практики придерживались суды по контрактам, заключенным до 1 января 2014 г. (см. Постановление 15 ААС от 16.08.2011 г. N 15АП-5107/2011). Суды справедливо полагали, что ч. 2 ст. 425 ГК РФ применена быть не может, так как по смыслу законодательства о закупках контракт должен быть заключен до начала исполнения.
В настоящее время этот вывод тем более верен, что в ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N прямо указано, что исполнение обязательств начинается только после заключения контракта. Аналогичную позицию занимает Минэкономразвития РФ в п. 8 Письма от 22.01.2015 N Д28и-118, Письма от 22.01.2015 г. N Д28и-103, п. 1 Письма от 03.08.2015 г. N Д28и-2286.
В то же время в п. 1 Письма Минэкономразвития РФ от 04.03.2015 N Д28и-506 сказано, что ст. 425 ГК РФ применима к заключению контракта с единственным поставщиком по п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N .

5. Можно ли по Федеральному закону от 05.04.2013 г. N заключать контракт в выходной день?

Да, это допустимо. Ни в ГК РФ, ни в Федеральном законе от 05.04.2013 г. N запрета на заключение контракта в выходной или праздничный день нет. Аналогичной позиции придерживаются суды, например см. Постановление ФАС Московского округа от 22.09.2011 г. N А40-102567/2010.

6. Влияют ли выходные дни на срок заключения контракта?

Нет, не влияют. Об этом сказано в Решении АС Тюменской области от 01.07.2015 г. N А70-4761/2015. Суд указал следующее:
"Необходимо учесть, что исчисляя сроки, определенные для заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона, заказчик (равно как и участник закупки) должен руководствоваться нормами гражданского законодательства, согласно которым, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Поскольку вопрос о правилах исчисления сроков при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд в Законе о контрактной системе отдельно не урегулирован, суд считает, что Управление при исчислении сроков правомерно применило положения ст.ст. 191, 193 ГК РФ…
[Однако] Суд считает указанный довод несостоятельным, поскольку обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. При этом функционирование электронной площадки происходит с помощью соответствующих программно-аппаратных средств в непрерывном режиме, что позволяет участникам такого документооборота обмениваться документами (информацией) в рамках сроков, установленных Законом о контрактной системе вне зависимости от специфики времени работы (рабочего дня) того или иного заказчика (участника)".

7. Можно ли заключить контракт после его фактического исполнения?

Нет, нельзя. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 N ОГ-Д28-10150. Министерство обосновывает свою позицию тем, что Федеральный закон от 05.04.2013 г. N предусматривает исполнение именно в рамках контракта. То есть за рамками контракта нельзя осуществлять исполнение.

8. Срок заключения контракта приостанавливается, если победитель обжалует решение заказчика?

Заказчик может отказаться от заключения контракта по основаниям, указанным в ч. 9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N . В этом случае течение сроков, предусмотренных для заключения контракта, приостанавливается. Об этом сказано в Письме Минфина РФ от 23.04.2015 г. N 02-02-08/23319. При этом Минфин отметил, что заказчик вправе предложить заключение контракта второму участнику по истечении периода приостановления сроков (30 дней).
Также Минфин обратил внимание, что вопрос об эффективности расходования бюджетных средств может рассматриваться только в случае 1) недостижения цели закупки, 2) превышения изначально запланированного объема бюджетных средств, а также 3) при признании решения заказчика об отказе в заключении контракта необоснованным.

9. Может ли заказчик отказаться от заключения контракта, если сведения в РНП внесены о юридическом лице, учредителем которого является победитель?

Нет, это недопустимо. Ведь юридическое лицо и индивидуальный – это два разных субъекта гражданских правоотношений, а значит, и два разных участника закупки (ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 г. N ).
Данный вывод подтверждает и . Так, в Решении АС ЯНАО от 10.02.2015 г. N А81-6241/2014 отмечено следующее:
"Исходя из буквального толкования части 1.1 статьи 31 Закона N , к участнику закупки может быть установлено требование об отсутствии информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков. Такое требование может быть установлено и в отношении информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов. Участником закупки в соответствии со статьей 3 Закона N может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Действующим гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством об акционерных обществах не предусмотрено, что учредителем общества может быть индивидуальный .
Заявка на участие в аукционе была подана … как индивидуальным предпринимателем, а не как законным представителем ЗАО…. Индивидуальный … и ЗАО …, учредителем которого является…, два разных хозяйствующих субъекта, каждый их которых самостоятельно осуществляет скую деятельность на свой риск. На основании изложенного доводы антимонопольного органа о несоответствии заявки ИП … требованиям ч. 1.1 ст. 31 Закона N и пункту 1.6.2 аукционной документации, в связи с чем такая заявка подлежала отклонению комиссией по осуществлению закупок для нужд МО Приуральский район, признаются судом неправомерными."

10. Может ли цена контракта быть выражена в валюте?

Да, это возможно. На это указано в Письме Минэкономразвития РФ от 17.03.2015 N Д28и-717. При этом Министерство отметило, что выбирает валюту заказчик, о чем должно быть сказано в конкурсной документации. При этом должен быть определен порядок пересчета валюты в рубли для осуществления расчетов. Также Министерство указало, что изменение валюты контрактным законодательством не предусмотрено.

11. В каком размере можно установить аванс по контракту?

В размере до 30%. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 24.08.2015 N Д28и-2442. Данный вывод касается только получателей бюджетных средств. То есть к бюджетным учреждениям данный вывод неприменим.

12. Что считается существенным условием контракта?

В п. 2 Письма Минэкономразвития РФ от 03.08.2015 N Д28и-2286 сказано, что к существенным условиям относятся условия, указанные в ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N . Министерство не заметило, что существенные условия указаны и в иных статьях, например, в ст. 30 Федерального закона. В том же Письме Министерство сделало вывод, что источник финансирования – существенное условие контракта.

13. С какого момента контракт считается заключенным при проведении аукциона?

С момента подписания контракта сторонами. Об этом сказано в п. 3 Письма Минэкономразвития РФ от 30.07.2015 N Д28и-2280. Данный вывод полностью соответствует ст. 433 ГК РФ.

14. Можно ли заключить контракт с ценой, которая равна 0?

Нет, нельзя. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 09.10.2015 N ОГ-Д28-13071. Министерство полагает, что заключение такого контракта противоречит как бюджетному, так и гражданскому законодательству.