Придаточное предложение в русском языке примеры. Справочник по русскому языку
Что такое Придаточное предложение?
Придаточное предложение – это синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно (Короленко). Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”);
тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.
Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех). В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения. Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Г о р ь-к и и) (придаточное предложение относится к главному в целом). Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения. Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебеде в-К у м а ч) ^придаточное предложение относится к слову-обращению страна). Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).
Различные смысловые и грамматические отношения между главной и придаточной частями, различные средства связи между ними создавали и создают трудности для выделения единого принципа классификации придаточных предложений. Основными можно считать три таких принципа; смысловой, формально-грамматический и структурно-семантический.
Первым по времени в русской синтаксической науке был принцип классификации придаточных предложений на основе их уподобления членам простого предложения. Понимание придаточного предложения как развернутого члена простого предложения впервые выдвинул А. X. Востоков в своей “Русской грамматике” (1831 г.) вместе с самим термином “придаточное предложение Таких же взглядов придерживался Н. И. Греч, указавший в своей “Практической русской грамматике” (1834 г.), что имеющиеся в главном предложении имя существительное, имя прилагательное и наречие могут быть соответственно заменены “придаточными существительными”, “придаточными прилагательными” и “придаточными обстоятельственными Эта классификация была уточнена и детализирована И. И. Давыдовым в его “Опыте общесравнительной грамматики русского языка” (1852 г.) с соответствующей заменой морфологических терминов синтаксическими (придаточные дополнительные, определительные и обстоятельственные, причем последние были подразделены по видам обстоятельству
Свой законченный вид эта классификация получила в “Опыте исторической грамматики русского языка” (1858 г.) Ф. И. Буслаева, который исходил из положения, что “каждый из членов главного предложения, кроме сказуемого, может быть выражен предложением придаточным В соответствии с этим Буслаевым была расширена и сама классификацияг она включает предложения подлежащные, дополнительные, определительные и обстоятельственные места, времени, образа действия, меры и счета, причины, основания, повода, цели, условные, уступительные, сравнительные. В основных своих чертах эта классификация дошла до наших дней, находя то или иное отражение в учебной практике и в академической “Грамматике русского.языка” (1960 г.). Полностью отпало только признававшееся Буслаевым и его предшественниками Востоковым, Гречем и Давыдовым деление придаточных предложений на полные и сокращенные (См. обособление). Недостатком буслаевской классификации является прежде всего то, что она не охватывает все имеющиеся разновидности придаточных предложений: в нее нельзя включить такие виды придаточных предложений, как придаточные следствия, присоединительные , сопоставительные , так как к ним нет аналогии среди членов простого предложения. Не было обосновано исключение из этой схемы придаточных сказуемых (впоследствии они были введены в нее, ср. их наличие в академической грамматике).
Вторым принципом построения типологии придаточных предложений был принцип формальной их классификации - по средствам связи главной и придаточной части. Выделяются два основных типа сложноподчиненных предложений: предложения, в которых средством связи придаточной части с главной служит подчинительный союз (союзное подчинение), и предложения, в которых придаточная часть прикрепляется к главной посредством союзных слов (относительное подчинение); дальнейшее деление производится по значению союзов и союзных слов. В тех случаях, когда союзы выражают определенные смысловые отношения (потому что, если, когда, чтобы, подобно тому как, хотя, то есть, так что), выделяются придаточные предложения, совпадающие с теми, которые фигурируют в традиционной классификации, основанной на значении придаточных предложений (т. е. придаточные причинные, условные, временные, целевые, сравнительные, уступительные, пояснительные, следствия), но союзы, сочетающие семантическое значение с чисто синтаксическим (изъяснительный союз что, сравнительный союз как), используемые часто только для указания зависимости придаточной части от главной, нарушают параллелизм семантической классификации союзов и классификации придаточных предложений по значению. Поэтому некоторые грамматисты (А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон, Л. А. Булаховский) ограничились подробным анализом значений подчинительных союзов и союзных слов, не давая классификации придаточных предложений. Была сделана попытка разделить придаточные предложения на две группы в зависимости от наличия или отсутствия в главном предложении соотносительного слова, конкретное содержание которого раскрывается в придаточном предложении, с последующей классификацией придаточных предложений по значению (А. Б. Шапиро). Аналогичный подход нашел свое выражение в том, что придаточные предложения сначала делятся на три основных типа; 1) придаточные, восполняющие член главного предложения, отсутствующий в нем, и тем самым выполняющие функцию развернутого члена предложения; 2) придаточные, прикрепленные к местоименному (соотносительному) слову в главном предложении и служащие для раскрытия его реального значения; 3) придаточные, распространяющие главное предложение в целом; дальше дается классификация придаточных предложений по значениям (И. Г. Чередниченко).
Начало структурно-семантическому принципу классификации придаточных предложений было положено В. А. Богородицким в его “Общем курсе русской грамматики” (1904 г.). Отказавшись от взгляда, на придаточные предложения как на развернутые члены простого предложения, Богородицкий в трактовке данной проблемы исходил из следующих положений; “При исследовании придаточных предложений нужно иметь в виду: 1) к чему относится, 2) какие формальные слова применяются (также и другие средства - интонация и т. п.) и 3) какие смысловые оттенки в каждом отдельном случае принадлежат самим придаточным предложениям (а не тому или другому члену главного предложения) Построенная им развернутая классификация придаточных предложений основывается преимущественно на их значениях и смысловых отношениях к главным предложениям, с учетом конструктивных признаков. Работа над созданием структурно-семантической классификации придаточных предложении проводилась и проводится рядом исследователей. Н. С. Поспелов подразделяет сложноподчиненные предложения на одночленные и двучленные в зависимости от того, связана ли придаточная часть с каким-то одним словом в главной части или соотносится со всем составом главной части в целом. Оба типа различаются между собой степенью спаянности (в одночленных сложноподчиненных предложениях связь частей более тесная), степенью расчлененности (двучленные предложения более расчленены), используемыми в них средствами связи (союзами, союзными и соотносительными словами). Разновидности обоих типов выделяются на основе структурно-смысловых отношений между главной и придаточной частями. Варианты классификации придаточных предложений, с учетом структуры обеих частей сложноподчиненного предложения, синтаксических средств связи между ними, смыслового значения самих придаточных частей и в зависимости от других конструктивных признаков, предложены С. Е. Крючковыми Л. Ю. Максимовым, В. А. Бело-шапковой и др.
В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.
Понятие сложноподчиненного предложения
Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:
- Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
- Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
- С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).
В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:
- с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
- с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
- с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку ); Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).
Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.
Виды придаточных обстоятельственных
В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:
времени | как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?) |
места | они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?) |
причины | дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом |
условия | в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?) |
цели | я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба |
уступки | он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной |
сравнения | за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза |
образа действия | мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке |
меры и степени | девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой |
следствия | за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?) |
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.
Придаточные образа и степени действия
Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.
В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:
- Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
- Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.
Придаточное времени
Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»
Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:
- В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
- А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).
В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).
В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:
- Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
- Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).
В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.
Придаточные места
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).
- Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
- Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.
Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.
Придаточное условия
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).
Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:
- Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
- Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
- Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).
Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).
Придаточное цели
Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»
Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:
- Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
- Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
- Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.
Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.
Придаточное причины
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:
- Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
- Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
- Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.
Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.
Придаточное следствия
В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:
- Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
- Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.
Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).
Придаточное уступки
Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.
Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:
- союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
- союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .
Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.
Связь придаточных частей с главными при помощи подчинительных союзов и союзных слов. В сложноподчинённом предложении выделяется г л а в н а я ч а с т ь и п р и- д а т о ч н а я ч а с т ь (одна или несколько). Придаточная часть является поясняющей, в ней находится подчинительный союз или союзное слово, прикрепляющее её к поясняемой части, которая называется главной.
Одни придаточные части служат для пояснения какого-либо слова или словосочетания главной части, например: 1)Я всегда думал олюдях, которые умирили за свой народ. (Л и д и н.) (Придаточная часть поясняет (определяет) существительное люди в главной части.) 2) Я хочу,чтоб к штыку приравняли перо . (В. М.) (Придаточная часть поясняет глагол хочу в главной части, указывает содержание желания говорящего.) 3) Витя нарисовал кувшин так хорошо, что все любовались его рисунком . (Придаточная часть поясняет сочетание так хорошо в главной части, указывает на степень качества.) 4) Справа, где росли берёзки, спутники присели отдохнуть. (Придаточная часть относится к обстоятельству места справа, уточняет значение места.) 5) Летом, когда кончатся экзамены , мы совершим туристский поход по родному краю. (Придаточная часть относится к обстоятельству временя летом, уточняет значение времени.)
Другие придаточные части служат для пояснения всей главной части, например: 1) Поэт! Повинуйся народу, ибо без него мы только музейная редкость . (В. Б.) (Придаточная часть поясняет всю главную, указывает причину того, о чём говорится в главной.) 2) Мышление было бы не нужно, если бы были готовые истины . (Герц.) (Придаточная часть поясняет главную, указывает условие, при котором истинно то, о чём говорится в главной части.)
Подчинительные союзы (если, чтобы, что, как, словно, точно, ибо, так как. хотя и др.), находясь в придаточной части, не являются её членами, они только связывают придаточную часть с главной."
С о ю з н ы е с л о в а (относительные местоимения и местоимённые наречия: который, кокой, чей, кто, что; где, куда, откуда, почему и др.) не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами предложения, составляющего придаточную часть.
Рассмотрим предложения. 1) Если Волга разольётся, трудно Волгу переплыть. (Л.-К.) В этом предложении союз если находится в придаточной части и служит для прикрепления его к главной, а сам не является членом предложения. 2) Нам встретились ребята,которые шли в лес за грибами. В этом предложении союзное слово которые находится в придаточной части, прикрепляет её к слову ребята, стоящему в главной части, и одновременно является подлежащим придаточной части. 3)Владимир с ужасом увидел,что он заехал в незнакомый лес. (П.) Союз что, находящийся в придаточной части, прикрепляет её к слову увидел в главной, не является членом предложения и произносится без ударения. 4) Этот листок,что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье. (Ф.) Союзное слово что стоит в придаточной части, прикрепляет её к существительному листок в главной и является подлежащим придаточной части. (Ср.: Этот листок,что (который, т. е. листок) ссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье.) 5) Я не знаю,что тебе подарить. Союзное слово что прикрепляет придаточную часть к сказуемому главной части, произносится с логическим ударением и является прямым дополнением.
П р и м е ч а н и е. Одни подчинительные союзы образовались из относительных местоимений и местоимённых наречий, например: что. как, когда. Чтобы их различать, надо
" В иной терминологии,принятой в некоторых учебниках русского языка, вместо
«главная часть» и «придаточная часть» говорят о главном и придаточном предложениях.
помнить следующее: 1) относительные (союзные) слова являются членами предложения, а союзы служат только для связи придаточной части с главной и членами предложения не являются; 2) односложные относительные (союзные) слова произносятся с ударением, а союзы - без ударения (двусложные союзные слова и союзы имеют ударение).
Ср.: 1) Я не расслышал, чтó было сказано (чтó- союзное слово, подлежащее придаточной части). 2) Каштанка оглянулась и увидела, что по улице на неё шёл полк солдат. (Ч.) (что - союз). 3) Он спросил у прохожего, как (т. е. каким путём, каким образом) добраться до станции (как - союзное слово, обстоятельство образа действия). 4) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве (Т.) (как- сравнительный союз). 5) Я спросил Виктора, когда (сегодня, завтра, через день) он придёт ко мне (когда - союзное слово, обстоятельство времени). 6) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад (С. Е.) (когда - союз в придаточной части).
Другие союзы по своему происхождению связаны с глаголами, например: если (из глагола есть и частицы ли), будто (из глагола будь и местоимения то), хотя (из деепричастной формы глагола хотеть), пусть (из формы повелительного наклонения глагола пустить), чтобы (из местоимения что и частицы бы, образовавшейся от глагола быть).
Некоторые союзы образовались из неместоимённых наречий, например: едва, даром.
Глаголы и наречия, превращаясь в союзы, теряют своё лексическое значение, перестают быть членами предложения и служат для связи предложений.
Ср.: 1) Я в театрыдаром хожу (М.- С.) (даром, т. е. бесплатно,- наречие) ; 2) Он был ясно виден до заплаты на плече,даром что ехал в тени (Т.) (даром что -уступительный союз, близок по значению к союзу хотя).
Упражнение 121. Прочитайте и укажите, чем придаточная часть прикрепляется к главной, а также каким членом придаточного предложения является союзное слово. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания.
1) Около дома в зелени завёлся соловей который кричит не переставая. (Ч.) 2) Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг. (С. Е.) 3) Друга я никогда не забуду если с ним подружился в Москве. (Гус.) 4) Расти страна где волею единой народы все слились в один народ... (Л.- К,.) 5) Дайте ж в руки мне гармонь чтоб сыграть страданье. (Ис.) 6) Становится легче когда песню поёшь. (Гус.) 7) Я хочу чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых. (Светл.) 8) Пусть он вспомнит девушку простую пусть услышит, как она поёт. (Ис.) 9) Не пойму я отчего и почему не могу я наглядеться на тебя. (Л. К,.) 10) Уже восток начинал бледнеть, когда я заснул. (Л.) 11) Каждый кто честен встань с нами вместе против огня войны. (Ош.) 12) Бывают дни когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре. (Ч.) 13) Границы где равнины соприкасаются с горами обозначены чрезвычайно резко. (Арс.) 14) Поезд был уже вдали где сужаются рельсы. (Пан.) 15) Теперь когда машины повернули к перевалу море осталось позади. (Павл.) 16) Очнулся он когда солнце уже стояло высоко. (А. Г.) 17) Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он сможет выписаться (Н. О.) 18) Верить хотелось ибо книги внушили мне веру в человека. (М. Г.) 19) Начиналась уже осень хотя стоял ещё август. (М.- С.)
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Часть 2 Синтаксис
Педагогическое образование.. а м земский с е крючков м в светлаев..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Под редакцией академика В. В. Виноградова
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних педагогических учебных заведений
13-е издание, стереотипное
Знаки препинания в конце законченных предложений.
1. В конце законченного повествовательного предложения ставится т о ч к а: Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стременным быть готовы
Слова, стоящие в именной части составного сказуемого.
1. Составное сказуемое может быть выражено краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными. Указанные разряды слов в современном русском языке употребляются только в функции сказуем
Составное именное сказуемое с глаголами, обозначающими состояние или движение.
Сказуемое может быть выражено словосочетанием, состоящим из глагола, обозначающего состояние или движение (сидеть, стоять, лежать, идти и пр.), и прилагательного или причастия в именительн
Тире между подлежащим и сказуемым.
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки, если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже и предложение распадается на две части: Москв
Составное глагольное сказуемое.
С о с т а в н ы м г л а г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется такое, которое состоит из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении и глагола в неопределенной форме, например: Виктор
Стилистические свойства форм сказуемого.
В составном именном сказуемом с выраженной связкой форма творительного падежа существительного более свойственна современному языку, чем форма именительного. Ср.: Он былсыном
Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
1. В составе подлежащего может быть количественное существительное типа большинство, меньшинство, часть. В этом случае сказуемое обычно согласуется
Основные группы односоставных предложений.
Простое предложение, состоящее из одного главного члена (и относящихся к нему второстепенных), называется о д н о с о с т а в н ы м. Односоставные предложения делятся на две основ
Предложения определённо-личные.
О п р е д е л ё н н о – л и ч н ы м и предложениями называются такие односоставные предложения, у которых сказуемое выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголами по
Предложения неопределённо-личные и обобщённо-личные.
Эти два типа односоставных предложений близки друг к другу. Н е о п р е д е л ё н н о-л и -ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое дейс
Безличные предложения.
Б е з л и ч н ы м и называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего, не сочетается с именительном падежом. Сопоставим два предложения: Небо темнеет. Темнеет уж в дол
Инфинитивные безличные предложения
С к а з у е м о е б е з л и ч н ы х п р е д л о ж е н и й может быть выражено одной неопределённой формой, без всяких вспомогательных слов. Безличные предложения с таким сказуемым обычно употреб
Типы безличных предложений.
Укажем несколько типов безличных предложений с точки зрения характера их построения.
1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое
Неполные предложения.
Н е п о л н ы м и называются предложения, в которых отсутствуют какие-нибудь члены, главные или второстепенные. Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из предыдущей
Синонимика простых предложений разных типов.
Разные типы простых предложений могут описывать одни и те же ситуации и быть синонимичными, например: Стоит сильный мороз (двусоставное полное предложение).-Сильный мороз (назывное
Общее понятие о второстепенных членах.
В т о р о с т е п е н н ы м и ч л е н а м и предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения могут распространять (пояснять)
Дополнение.
Д о п о л н е н и е обозначает предмет, являющийся объектом действия или необходимый для уточнения признака. Дополнение отвечает на один из следующих вопросов косвенных падежей: к о г о? - ч е г
Дополнение к глаголу прямое и косвенное.
П р я м ы м называется дополнение, которое управляется переходным глаголом и обозначает предмет, на который направлено действие. В речи переходные глаголы всегда употребляются вместе с прямыми до
Действительный и страдательный обороты.
Д е й с т в и т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предложения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуемое - действие, которое «переходит» на другой предмет, ука
Дополнение при именах существительных и прилагательных.
I. Следующие разряды существительных могут поясняться дополнениями:
1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом
Определение.
О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й?
к о т о р ы й?:
1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглол
Несогласованное определение.
Несогласованное определение выражается косвенными падежами управляемых слов, а также примыкающими словами.
1. Для выражения определения употребляется родительный падеж без предлога, обозн
Обстоятельства.
О б с т о я т е л ь с т в а обозначают условия, в которых протекает действие: время, место, способ совершаемого действия, его причину, цель и т. п. В соответствии с этим выделяется несколько тип
Понятие об актуальном членении предложения.
Предложение обычно содержит две части: то, о ч ё м сообщается, из чего исходит говорящий, и то, ч т о о б э т о м сообщается. Первая часть называется логическим субъектом или т е м
Коммуникативно нерасчленённые предложения.
Коммуникативно нерасчленённые предложения не членятся на тему и рему. В них сообщается о существовании или возникновении предметов и явлений, выражается представление о каком-нибудь факте действит
Обычный порядок слов в словосочетаниях.
Обычный порядок слов в словосочетаниях такой, который не зависит от актуального членения предложения.
I. И м е н н ы е с л о в о с о ч е т а н и я
1. При распространении имени сущ
Изменение обычного порядка слов при изменении актуального членения предложения.
Рассмотренный выше порядок слов сохраняется и тогда, когда ремой является зависимая от глагола форма слова, расположенная после глагола в конце предложения. Например, в предложении Отец уехал в
Понятие об однородных членах предложения.
О д н о р о д н ы м и называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочинительная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как ра
Союзы, связывающие однородные члены предложения.
Сочинительные союзы, служащие для связи однородных членов, по своему основному значению бывают с о е д и н и т е л ь н ы е, р а з д е л и т е л ь н ы е, п р о т и в и т е л ь н ы е
О присоединительном значении некоторых сочинительных союзов.
Некоторые из союзов (и,да в значении и) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они добавляют то, что пришло в голову, когд
Однородные определения.
1. Определения считаются однородными, если они характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку (т. е. они однородны логически и по смыслу). Каждое из однородны
Согласование в числе в предложениях с однородными членами.
I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу веселокудрявились ракиты, молодой
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
О б о б щ а ю щ и м словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём однородных членов.
В примере В корзинке была
Стилистические различия конструкций с однородными членами.
Однородные члены, употреблённые без союзов или соединённые союзами и илино, не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям
Нарицательные имена существительные в роли личных обращений.
Помимо имени, имени и отчества, фамилии, в качестве обращений до недавнего времени широко использовались слова товарищ и гражданин, а также сочетания этих слов с существительными, о
Знаки препинания при обращении.
Обращение может стоять перед предложением, внутри предложения или после предложения.
1. Когда обращение стоит впереди предложения, оно отделяется запятой или в о с к л и ц -а т е л ь н ы
Понятие о вводных словах.
В в о д н ы е с л о в а вставляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения; членами предложения вводные слова не являют
Группы вводных слов по значению.
По значению вводные слова можно разбить на следующие основные группы:
1. Вводные слова, указывающие, что мысли или отдельные выражения принадлежат не самому говорящему:
Стилистические особенности вводных слов.
Некоторые вводные слова и обороты стилистически нейтральны, они могут употребляться в любом стиле речи; ср. такие слова, как правда, кажется, например, действительно, может быть
Знаки препинания при вводных словах.
Вводные слова выделяются, как правило, з а п я т ы м и.
П р и м е р ы.Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый. (Кор.) Я вас,пожалуй, в свою избу прове
Вводные предложения.
Отношение говорящего к высказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходящих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например:
Понятие о междометных предложениях.
М е ж д о м е т н ы м и называются предложения, состоящие из междометий, произн-есённых соответствующим восклицательным или побудительным тоном.
В междометных предложения
Знаки препинания при междометных предложениях.
Междометные предложения отделяются в о п р о с и т е л ь н ы м з н а к о м, в о с к л и ц а т- е л ь н ы м з н а к о м, т о ч к о й, м н о г о т о ч и е м или з а п я т о й.
Общее понятие об обособлении.
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются о б о с о б л е н н ы м и.
Сравните: 1) Раздался выстрел,который разбудил тиш
Обособление согласованных определений.
С о г л а с о в а н н ы е о п р е д е л е н и я, выраженные причастиями и прилагательными, обособляются в следующих случаях:
1. Определения, выраженные причастиями и прилагательными, об
Обособление несогласованных определений.
1. Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят
Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные определения подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн.
САД
Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с паркетным по
Обособление приложений.
1. Распространённое приложение обособляется всегда, если относится к имени нарицательному или местоимению. Если же оно относится к имени собственному, то обособляется тогда, когда стоит позади н
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием.
Деепричастия обозначают добавочные действия, которые поясняют основное действие или состояние, выраженное сказуемым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием,
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими причинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятельстве пояснительных слов, положением его пере
Обособление дополнений.
Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно следующие:
а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда др
Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописаниене и ни.
1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивост
Обособление уточняющих членов предложения.
У т о ч н я ю щ и м называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, но не являющийся однородным с ним, а служащий для уточнения. Уточняющие чл
Обособление присоединительных слов.
Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые являются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они несколько напоминают вводные слова, но отли
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновременность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одно
Присоединительное значение сочинительных союзов.
Некоторые сочинительные союзы(и, да, или, а, но, однако) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они присоединяют добавочные мысли
Пояснительные предложения.
Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, составляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих
Знаки препинания в сложном предложении с сочинительными союзами.
Между частями предложения, связанными сочинительными союзами, ставится з а п я т а я.
П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов
Указательные слова в главной части сложноподчинённого предложения.
В главной части бывают у к а з а т е л ь н ы е с л о в а, которые указывают, что при главной части имеются придаточные, например: 1) Лишьтот достоин жизни и свободы, кто день з
Связь предложений двойными союзами.
От сложных предложений с указательными словами и подчинительными союзами надо отличать сложные предложения с двойными союзами (условными, временными, причинными): если-то. если-так, коли - то,
Сложноподчинённые предложения со взаимно обусловленными частями.
Есть такие сложноподчинённые предложения, у которых части обусловлены не односторонне (одно предложение, главное, обусловливает другое, придаточное),а в з а и м- н о; поэтому в них нельзя выделить
Место придаточной части в сложноподчинённом предложении и знаки препинания в нём.
1. Придаточные части предложения могут стоять после главной, перед главной и внутри главной части. В двух первых случаях они отделяются от главной запятой, а в третьем случае выделяются запятыми с
Переход придаточных частей сложноподчинённых предложений в члены предложения.
В некоторых случаях придаточная часть настолько теряет признаки предложения, что превращается в цельное сочетание наречного характера, которое является членом предложения, не выделяется при произ
Синонимика придаточных определительных частей сложноподчинённого предложения и обособленных определений.
Обособленные определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми от них словами, свойственны преимущественно книжной речи. Придаточные же определительные части сложноподчинённого
Хожи на сакли.
3) Если относительное местоимение стоит в винительном падеже без предлога, а сказуемое придаточной части выражено переходным глаголом и не имеет при себе неопределённой формы, обозначающей действ
Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия.
П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и могут указывать на степень качества. В этом случае они связываются при помощи союза что с той частью главного предложения, которая состоит из качественно
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.
С придаточными образа действия и придаточными степени по значению несколько сближаются п р и д а т о ч н ы е с р а в н и т е л ь н ы е. По средствам связи и по значению они распадаются на две гру
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
Придаточные части сложноподчинённого предложения могут иметь значение ц е л и. Они присоединяются к главной части союзом цели чтобы и отвечают на вопросы з а ч е м? с к а -к о й ц е л ь ю?
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.
П р и с о е д и н и т е л ь н ы м и называются такие придаточные части сложнопо-дчинённого предложения, которые прикрепляются к главной части относительными местоимениями и наречиями что, всле
Назначение прямой речи.
В форме прямой речи автор может передавать: 1) чужие слова, 2) свои слова, ранее сказанные, 3) невысказанные мысли.
П р и м е р ы. 1) «Эко солнышко! - промолвил Касьян вполголоса.- Эк
Несобственно-прямая речь.
Особым приемом выражения мыслей действующих лиц является несобственно - прямая речь.
Приём несобственно-прямой речи введён в русскую литературу А. С. Пушкиным и получил широчайшее развити
Знаки препинания при прямой речи.
1. Для выделения прямой речи употребляются к а в ы ч к и.
П р и м е р. «Что, слепой? - сказал женский голос,- буря сильна; Янко не будет». - «Янко не боится бури»,- отвечал тот.- «Туман
Замена прямой речи косвенной.
Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная - от лица автора. Поэтому в косвенной речи в зависимости от изменения лица говорящего должны заменяться все личные и прит
Знаки препинания в косвенной речи.
Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предложениях с кос
Знаки препинания.
В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: т о ч к а, в о с к л и ц- а т е л ь н ы й з н а к, в о п р о с и т е л ь н ы й з н а к, з а п я т а я, т о ч к а с з а п я т о й, д в
Спишите, раскрывая скобки и вставляя буквы в частицы и приставкинеини.
Оленин был юноша, (н...)где (н...) кончивший курса, (н...) где (н...) служивший (только числившийся в каком(го) присутственном месте), промотавший половину своего состояния и до двадцати че
Который занимается изучением двух единиц: предложения и словосочетания.
В этой статье речь пойдет именно о синтаксисе предложения. Вначале мы выясним, что же подразумевает под собой понятие предложения в целом, а потом более подробно расскажем про виды придаточных предложений в русском языке.
1. Понятие предложения
Являясь одной из основных оно представляет собой набор из одного или нескольких слов, в которых заключается, как правило, вопрос (тогда они называются вопросительными), побуждение к действию (побудительные) и передача определенной информации (повествовательное).
Все принято разделять на сложносочиненные (равноправные) и сложноподчиненные (эти виды придаточных предложений считаются зависимыми. Связываются они при помощи специальных союзов или союзных слов).
2. Как правильно определить предложений?
По своей природе эти единицы синтаксиса очень и очень разнообразны. Для того чтобы определить, нужно лишь помнить о четырех основных признаках:
О грамматическом значении;
О вопросе, на который отвечает это предложение;
О части предложения, к которой его можно отнести;
О средствах связи.
Именно исходя из этих особенностей синтаксические единицы разделяются на обстоятельные, определительные, присоединительные и обстоятельные.
3. в русском языке
1. Определительные. Выполняемая роль: характеризуют признак предмета.
Вопрос, на который отвечает предложение: какой?
К чему относятся в предложении: к имени существительному.
Союзы и союзные слова: когда, откуда, куда, который, какой, чей, что, какой.
Другие характерные особенности: используются указательные слова - любой, каждый, всякий, такой, тот.
Например: Фотоаппарат, который я купила в Чикаго в прошлом году, делает превосходные снимки.
2. Изъяснительные. Выполняемая роль: рассматривают более детально и дополняют значение главного предложения.
Вопрос, на который отвечает предложение: что?
К чему относятся: к глаголу, прилагательному, наречию, отдельно взятому словосочетанию.
Союзы и как, будто, чтобы, что, зачем, куда, что за, когда, где.
Другие характерные особенности: используются указательное слово «то».
Например: Я знаю, что смогу это сделать.
3. Присоединительные. Выполняемая роль: содержит дополнительное сообщение-уточнение.
К чему относятся: ко всему главному предложению.
Союзы и союзные слова: «зачем», «что», «отчего».
4. Обстоятельные виды придаточных предложений. Придаточные предложения этого типа достаточно разнообразны и поэтому имеют еще и собственную классификацию:
- образа действия и степени
Выполняемая роль: обозначают меру, степень и образ действия.
Вопрос, на который отвечает предложение: каким образом? насколько? в какой степени? как?
К чему относятся: к глаголу или прилагательному.
Союзы и союзные слова: «будто», «чтобы», «что», «насколько», «сколько», «как».
Другие характерные особенности: указательные слова - «такой», «в такой степени», «насколько», «столько», «так».
Например: Он закричал так, что чуть не оглушил присутствующих.
- места
Выполняемая роль: обозначают место действия.
Вопрос, на который отвечают данные предложений: откуда? куда? где?
К чему относятся: ко всему предложению или к сказуемому.
Союзы и союзные слова: «откуда», «куда», «где».
Другие характерные особенности: указательные слова - «везде», «повсюду», «туда», «там».
Например: Там, где заканчивалась дорога, начиналось поле.
- времени
Выполняемая роль: обозначает время действия.
Вопрос, на который отвечает предложение: до каких пор? когда? с каких пор? как долго?
Союзы и союзные слова: «до тех пор», «с тех пор как», «пока».
Другие характерные особенности: указательные слова - «иногда», «однажды», «всегда», «теперь», «тогда».
Например: Пока ты смотрела телевизор, я дочитала газету.
- условия
Выполняемая роль: обозначают условие, при котором осуществляется действие.
Вопрос, на который отвечает предложение: в каком случае? при каком условии?
Союзы и союзные слова: «коль», «коли», «раз», «если», «как».
Например: Если ты мне напомнишь, я принесу тебе книгу.
- причины
Выполняемая роль: обозначает причину.
Вопрос, на который отвечает предложение: по какой причине? отчего? почему? из-за чего?
К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.
Союзы и союзные слова: «оттого что», «потому что», «так как».
Например: Он пошел пешком, т.к. не хотел ехать в душном транспорте.
- сравнения
Выполняемая роль: дают пояснение путем сравнения.
Вопрос, на который отвечает предложение: подобно чему?
К чему относятся в предложении: ко всему гл. предложению или к сказуемому.
Союзы и союзные слова: «как будто», «как», «чем», «будто».
Например: Он предпочел молчать, как рыба.
Выполняемая роль: обозначает цель действия.
Вопрос, на который отвечает предложение: для чего? ради какой цели? ради чего? зачем?
К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.
Союзы и союзные слова: «для того чтобы», «затем», «затем чтобы».
Например: Я хочу выучить, чтобы знать.
- уступки
Выполняемая роль: обстоятельство для выполнения действия.
Вопрос, на который отвечает предложение: несмотря на что? вопреки чему?
К чему относятся: ко всему главному предложению или к сказуемому.
Союзы и союзные слова: «даром что», «несмотря на то что», «что», «хотя», «пусть», «как ни», «когда ни», «сколько ни»
Например: Хотя было холодно, он вспотел.
- следствия
Выполняемая роль: означают следствия, результат или вывод.
Вопрос, на который отвечает предложение: что из этого?
К чему относятся: ко всему гл. предложению.
Союзы и союзные слова: «так что», «поэтому».
Например: Несмотря на голод, я не буду это кушать.