Образец протокола общего собрания собственников многоквартирного дома. Протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Имеет ли утвержденная форма протокола собственников жилья

Собственник помещения хочет признать договор управления МКД недействительным

Из реестра лицензий исключили сведения о многоквартирном доме управляющей организации (сведения о доме включили в перечень домов другой управляющей организации)

Собственник или другое заинтересованное лицо хочет устранить препятствия в пользовании нежилым помещением (зданием, сооружением)

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1 , 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1 , 1.1-1 , 1.2 , , , 3.1 , 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями , установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимается:

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участие в этом собрании;

2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

5/5 (18)

Какими нормативными актами регулируется составление протокола

До весны 2016 года не было четких требований к содержанию протокола собрания собственников и жильцов многоквартирного дома. О документе было лишь пару упоминаний в ст. 46 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

В конце апреля 2016 года вступил в силу Приказ Минстроя РФ под номером № 937/пр (далее – Приказ № 937/пр), установивший правила составления и подписания протокола общего сбора жильцов дома.

Этот нормативно-правовой акт также имеет разъяснения по поводу правил проведения собраний жильцов.

В какие сроки должен быть составлен

Согласно нормам закона, период составления протокола устанавливается на самом собрании. Но, несмотря на это правило, есть максимальный срок оформления документа – не более 10-ти суток с того момента, как жильцы были собраны для принятия решений.

Обязательные реквизиты

Приказом № 937/пр закреплены сведения, которые в обязательном порядке включаются в протокол общего сбора недвижимости.

Учтите! К ним относятся:

  • название документа (например: «Протокол общего собрания жильцов дома № 34 по ул. Лаврова в г. Архангельск по вопросам ремонта кровли из средств со счета дома»). Оно должно быть сформулировано четко. Прочтение одного только заголовка должно давать четкое понятие о том, где проходило собрание и по каким вопросам;
  • дата составления и его номер. Порядок присвоения номера каждому из протоколов также закреплен Приказом № 937/пр;
  • точные дата, время и место проведения сбора собственников квартир;
  • содержательная часть — включает в себя повестку дня, т.е. вопросы, которые обсуждались на собрании и решения по ним, принятые путем голосования. Включает в себя вводную и основную части, подробнее о сути которых мы поговорим чуть ниже;
  • указание на место и организацию, которая будет хранить сам протокол и документы с ним связанные;
  • документация, прикладываемая к протоколу (только если о ней есть упоминание в основной части);
  • подписи ответственных лиц с расшифровкой.

Приказ № 937/пр также обращает особое внимание на наличие в протоколе вводной и основной части (включены в содержательную, о которой мы говорили выше). Давайте поговорим о каждой из них по отдельности.

Вводная часть протокола собрания владельцев жилья в обязательном порядке содержит информацию о присутствующих на сборе лицах:

  • для физлиц: ФИО; адрес проживания, номер и серия свидетельства о правах на жилье (с осени 2016 г. собственникам выдают выписку), вес голосов и их количество, для представителей граждан – данные о доверенности (кем, когда и на каком основании выдана);
  • для юрлиц: полное наименование, как в уставных документах. А также, ИНН, ОГРН, реквизиты документа, закрепляющего за фирмой право собственности. Помимо этого, вписывается количество голосов, данные о представителях;

Важно! Если присутствующих на собрании больше 15, то все сведения о них включаются в отдельный список, который как отдельный документ прикладывается к протоколу и хранится вместе с ним.

Информация о лицах, приглашенных на собрание:

  • для граждан: ФИО, зачем участвуют в сборе жильцов дома, для представителей – реквизиты доверенности;
  • для организаций: полное наименование точно так же, как в уставных документах, ИНН, ОГРН, зачем участвуют в собрании, данные о представителях (должность, на основе какого документа имеет права представительства).

Основная часть идет сразу после вводной и включает в себя:

  • повестку дня;
  • тематические разделы (их количество зависит от того, сколько вопросов планируется обсудить на общем собрании). На каждую проблему – свой раздел.

До вступления в силу Приказа № 937/пр нигде не было сказано об обязательности разделов. Но с вступлением в силу этого документа все изменилось. Были введены не только разделы, но и требования к их содержанию.

Запомните! Текст каждого из них должен состоять из трех элементов:

  • «заслушано». В этой части вписывается информация о том, кто был заслушан и по какому вопросу, т.е. ФИО оратора, формулировка проблемы, о которой он высказывался и ее номер, краткий письменный пересказ выступления либо ссылка на отдельный документ с полным конспектом;
  • «предложено». В данном элементе раздела указывается информация о том, что было предложено по факту решения проблемы;
  • «решено». Заключительная часть раздела. В ней указываются результаты голосования, количество голосов «за» и «против». Обязательно необходимо вписать суть решаемого вопроса и его номер.

Приложения к протоколу

Приложение – еще одна императивная часть протокола, которую нельзя упустить из виду. Это документы, которые тем или иным способом связаны с протоколом и вопросами, решаемыми на общем собрании жильцов.

Важно! По закону к протоколу сбора жильцов обязательно прилагают:

  • список (часто составляется в форме реестра) владельцев всех квартир в доме, относительно которого проводиться собрание.
  • информационное сообщение о факте проведения сбора жильцов для решения определенных вопросов.
  • доверенности, ксерокопии уставов или иная документация, подтверждающая правомочия представительства для лиц, присутствующих на собрании от чьего-то имени.
  • документы, на основании которых решались те или иные вопросы на собрании.
  • решения собственников квартир по результатам опроса или голосования.
  • иная документация либо материалы, которые по решению большинства присутствующих лиц были признаны приложением к протоколу собрания.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец уведомления о проведении общего собрания собственников жилья:

Посмотрите видео. Порядок организации и проведения общего собрания собственников МКД:

Порядок передачи

Порядок закрепляет требования к тому, как будет производиться передача документации о проведении собрания владельцев недвижимости в многоквартирном доме (в том числе и протокол с приложениями) в уполномоченные госорганы власти исполнительного характера, которые осуществляют деятельность в сфере государственного жилнадзора.

В соответствии с ч.1 ст.46 ЖК РФ, представители управляющей компании, товарищества собственников жилья либо жилищно-строительного кооператива направляют пакет документов в орган госвласти субъекта России по жилищному надзору.

Вышеуказанные субъекты сначала должны получить всю документацию от гражданина, организовавшего проведение собрания. В пакет документов входят: протокол, а также все приложения к нему.

Предоставление всех ксерокопий документов (протокол, приложения и т.д.) должно быть осуществлено в срок до 5-ти дней. Обратный отсчет начинается с того момента, как управляющая компания, представители ТСЖ, ЖСК или иного кооператива получили документы от лица, инициировавшего и организовавшего проведение общего собрания жильцов многоквартирного дома.

Документы должны быть переданы таким образом, чтобы в дальнейшем дату и факт передачи в органы госвласти в сфере жилищного надзора можно было подтвердить. Например, через передачу документов в электронной форме в государственной информационной системе ЖКХ.

Копии решений, протокола и иных документов считаются переданными с того момента, как в государственной информационной системе электронный образ документа появится для обозрения.

Но ГИС ЖКХ – не единственный способ представления документов в органы государственной власти. Передача документов возможна и любым иным способом.

Главное, чтобы в случае возникновения каких-либо сомнений можно было подтвердить тот факт, что пакет с документацией был представлен вовремя и туда, куда нужно.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

В каких случаях возможно признание протокола недействительным

Пункт 6 статьи 46 ЖК РФ урегулировал случаи, когда возможно оспаривание протокола сбора собственников недвижимости многоквартирного дома. Если посмотреть непосредственно текст данной правовой нормы, то она гласит следующее.

Помните! Владелец недвижимости в многоквартирном доме может оспорить протокол путем подачи искового заявления в суд, если:

  • считает, что принятым на собрании решением были нарушены его права и интересы;
  • считает, что решение, принятое большинством голосов собственников жилья нарушает нормы жилищного законодательства;
  • он не принимал участие в собрании или непосредственно в голосовании, поэтому не согласен с содержанием протокола;
  • он присутствовал на собрании и голосовал, но большинством было принято другое решение, которое не устраивает собственника одной из квартир в доме.

Если перечисленные выше обстоятельства имеют место быть, то любой из жильцов дома, не согласный с решением большинства, может подать иск в суд и оспорить содержимое протокола.

Это нужно успеть сделать в течение полугода с того момента, как стало известно о принятом решении (или должно было стать известно). Самое главное в оспаривании решения по протоколу – истец в суде должен будет доказать факт того, что были нарушены его права либо нормы жилищного законодательства.

Важно! В судебном разбирательстве судья выслушивает обе стороны, рассматривает обстоятельства дела, выслушивает свидетелей и анализирует доказательства, представленные обеими сторонами спора. Далее на основании принципов законности, разумности и справедливости выносит объективное решение по делу.

Если суд не нашел обстоятельств, нарушающих закон либо права истца, то он оставляет в силе решение, принятое на собрании и закрепленное в протоколе.

Так может быть, например, когда в целом, собрание проводилось с учетом всех требований законодательства с несущественными нарушениями и при этом решение по тому или иному вопросу не принесло убытков собственнику, подавшему иск в суд.

Сюда относятся не только крупные нарушения, но и события, после происшествия которых права собственника в рамках ЖК РФ были ограничены, либо он потерпел убытки.

Учтите! К таким событиям могут быть отнесены обстоятельства, которые нарушают установленные нормы закона:

  • о сроках и порядке извещения владельцев недвижимости дома о дате и времени проведения собрания;
  • о правомочиях и составе кворума (наличия необходимого количества присутствующих на собрании для принятия того или иного решения);
  • о содержании, форме и способе отправки информационного сообщения жильцам дома;
  • о порядке и времени ознакомления с решениями, принятыми на собрании, а также ознакомления с содержательной частью протокола;
  • о правилах и нормах наделения полномочий представителей, участвующих в собрании;
  • о правилах подсчета голосов, исходя не только из количества присутствующих лиц, но и из веса их голоса (т.е. учитывался ли размер площади помещения, находящегося в собственности, учитывался ли объем доли непосредственно самого права собственности и т.д.);
  • о соблюдении норм, касающихся оформления документов (сам протокол и все приложения к нему);
  • о правомочности голосов собственников недвижимости в многоквартирном доме (были ли подтверждены документально, и все ли в порядке с документами).

Чем грозит подделка протокола ОСС

Внимание! Подделка протокола, составленного на собрании жильцов, как и подделка любых иных документов преследуется по закону в силу действия норм Уголовного кодекса РФ.

При этом для возбуждения уголовного дела нужно руководствоваться разными статьями УК РФ, так как нарушения могут быть различны:

  • подделка подписи;
  • подпись проставлена задним числом;
  • подделка даты составления документов;
  • изменение содержимого документов;
  • внесение в документацию ложных или несуществующих обстоятельств и сведений.

Как показывает практика, зачастую при подделке подписи и внесении заведомо ложной информации в документы органы власти отказывают в возбуждении дела по ст. З27 УК РФ («Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов»), так как состав преступления не соответствует данной статье.

Как же быть в такой ситуации? Рассмотрим на приведенном примере.

Несоответствие состава преступления ст. 327 УК РФ выражается в том, что протокол собрания и документально оформленные решения не являются официальными документами. Подделать данные документы довольно просто, а вот доказать факт фальсификации в суде, наоборот, – сложно.

Часто даже при представлении в суд, казалось бы, неоспоримых доказательств, виновные лица избегали ответственности за свои противоправные деяния.

Итогом такой судебной практики стал факт частой безнаказанной подделки документов собственниками дома и представителями УК. Никто привлекался к ответственности даже за денежные потери владельцев недвижимости конкретного дома.

Окончательное решение общего собрания должно быть оформлено в виде протокола ОСС с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Протокол должен быть составлен письменно не позднее 10 дней со дня проведения собрания, так как не позднее этого срока результаты собрания должны быть доведены до сведения собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).

В случае проведения заочного собрания или заочной части очно-заочного собрания этот срок фиксируется с момента окончания приёма письменных решений собственников, установленного в сообщении о проведении общего собрания . Все данные должны соответствовать тем, которые указаны в уведомлении о проведении ОСС.

Требования к оформлению протокола установлены приказом Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр . Ведёт и оформляет протокол секретарь общего собрания, кандидатура которого выбрана на ОСС.

Шапка протокола

  • наименование документа «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме»;
  • дата (датой протокола является дата подведения итогов общего собрания: окончания подсчёта голосов) и регистрационный номер протокола (порядковый номер с начала календарного года);
  • дата проведения собрания (если собрание продолжалось несколько дней, то указывается дата начала и дата окончания собрания);
  • место проведения собрания (указывается адрес, по которому проводилось собрание в очной форме, или адрес, по которому собирали решения, если собрание проводилось в очно-заочной форме);
  • заголовок к содержательной части (должен содержать информацию об адресе МКД, виде общего собрания и форме его проведения).
  • Сведения об инициаторе ОСС: для юридических лиц полное наименование, ОГРН, номер записи о государственной регистрации юридического лица, ИНН; для физических лиц - ФИО в соответствии с документом, удостоверяющим личность, номер помещения и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на такое помещение;
  • Сведения о председателе, секретаре и членах счётной комиссии: ФИО, номера помещений и реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения (если вопрос о выборе этих лиц не включён в повестку дня собрания);
  • Сведения о присутствующих и приглашённых;

Присутствующие - те собственники, кто присутствовал на собрании в очной форме. Приглашёнными могут быть разные лица, например, юрист, который может разъяснить собственникам некоторые правовые вопросы.

Для приглашённых лиц в протоколе указывается ФИО, паспортные данные и цель участия - для физических лиц; ОГРН, наименование юридического лица, при необходимости - доверенность (для юридических лиц).

  • Сведения о кворуме ;

Нужно указать общее количество голосов (отдельно по жилым и нежилым помещения), следующая строка - наличие кворума. Количество голосов собственников, присутствующих на собрании, выраженное в процентах от общего числа голосов - это и есть кворум.

  • Сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в МКД;

Все вопросы в повестке дня должны быть пронумерованы. По каждому вопросу пишется формулировка вопроса, кто как проголосовал, кто не принял участие в голосовании и какое решение было принято. Все формулировки должны быть в третьем лице множественного числа - «приняли», «решили», «постановили».

  • Место, где будут храниться документы ОСС (копии);
  • Подписи.

Протокол обязательно подписывается как минимум тремя лицами: ставятся фамилии, инициалы и подписи председателя, секретаря, и счётной комиссии. В счётной комиссии может быть один человек, но если их больше, то подписи ставят все. Рядом с подписью должна быть дата, когда документ был подписан (п. 4 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр).

Если на собрании были отклонены кандидатуры председателя, секретаря и счётной комиссии, то протокол подписывает инициатор собрания.

Обязательные приложения к протоколу

Каждый протокол имеет ряд обязательных приложений, без которых решения ОСС могут быть оспорены как недействительные (п. 20 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр).

В нём нужно для каждого собственника указать:

  • ФИО физического лица,
  • наименование и ОГРН юридического лица,
  • номера принадлежащих им помещений,
  • количество принадлежащих собственнику голосов.

3. Реестр вручения сообщения о проведении ОСС собственникам

Исключение - тот случай, когда на одном из предыдущих общих собраний собственников было принято решение об ином способе уведомления - не заказным письмом или вручением под роспись, а, например, путём вывешивания уведомления на информационном стенде. В остальных случаях представляется реестр, в котором расписались собственники, либо реестр почтовых отправлений.

4. Список собственников помещений МКД, присутствовавших на очной части собрания, а также список приглашённых лиц

Этот список тоже должен содержать сведения обо всех собственниках помещений (либо их представителях).

Это приложение нужно в случае, если на собрании были представители собственников. Все доверенности подшиваются к протоколу.

6. Документы, которые обсуждались в повестке и по поводу которых принимались решения

Например, если на ОСС принимался договор управления, то прилагается его текст.

Это самое объёмное приложение. Все решения должны быть оформлены надлежащим образом.

8. Иные документы или материалы, которые самим решением ОСС указаны как обязательные приложения к протоколу.

Статус документов

Решения и протокол являются официальными документами (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Это значит, что обязательные требования к протоколам и решениям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, должны выполняться.

Официальный документ должен удостоверять факт, повлекший за собой юридические последствия. Решения ОСС являются обязательными для всех собственников помещений и тем самым влекут юридические последствия (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Приказ № 44/пр стал отправной точкой и наметил необходимые параметры документов ОСС, до его принятия не было чётких правил оформления и любую произвольно оформленную бумагу можно было считать протоколом или решением ОСС, пока её не оспорят в суде. Это предоставляло неограниченные возможности для подделки документов.

Ответственность за подделку документов ОСС

Поскольку протокол общего собрания и бланки решений собственников имеют статус официальных документов, то за их подделку предусмотрена уголовная ответственность.

Подделка документов ОСС по ч. 1 ст. 327 УК РФ наказывается:

  • ограничением свободы сроком до 2 лет,
  • принудительными работами на срок до 2 лет,
  • арестом на срок до 6 месяцев,
  • лишением свободы на срок до 2 лет.

Ч. 3 ст. 327 УК РФ предусмотрено наказание за использование в документах ОСС заведомо подложных документов. Если лицо знает, что документ - подделка, но использует его и позволяет юридическим последствиям случиться, то это наказывается:

  • штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 6 месяцев,
  • обязательными работами на срок до 480 часов,
  • арестом сроком до 6 месяцев,
  • исправительными работами на срок до 2 лет.
Название документа:
Номер документа: 44/пр
Вид документа: Приказ Министерства строительства Российской Федерации
Принявший орган:
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 28 января 2019
Дата начала действия: 05 марта 2019

Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные...

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор

В соответствии с частями 1 , 1_1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025)

приказываю:

1. Утвердить:

а) Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

б) Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г., регистрационный N 41802).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.Б.Егорова.

В.В.Якушев

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

регистрационный N 53863

Приложение N 1. Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах

Приложение N 1

к приказу

Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах

I. Общие положения

1. Настоящие Требования устанавливают порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее соответственно - протокол общего собрания, общее собрание).

2. Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять календарных дней с даты проведения общего собрания.

3. Протокол общего собрания оформляется секретарем общего собрания, который избирается решением общего собрания.

4. Протокол общего собрания должен содержать следующие сведения:

а) наименование документа;

б) дата и номер протокола общего собрания;

в) дата и место проведения общего собрания;

г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

е) информация о месте (адресе) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

В случае, если содержательная часть протокола общего собрания содержит указание на наличие приложений, к протоколу общего собрания прилагаются перечисленные в ней документы.

Протокол общего собрания подписывается лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, проводившими подсчет голосов. В случае, предусмотренном пунктом 23 настоящих Требований, протокол общего собрания подписывается также инициатором проведенного общего собрания. В случае, предусмотренном (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025), протокол общего собрания должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме.

II. Требования к оформлению реквизитов протокола общего собрания

5. Наименование документа должно содержать слова "Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме".

6. Датой протокола общего собрания является дата подведения итогов общего собрания (окончания подсчета голосов собственников помещений в многоквартирном доме).

7. Номер протокола общего собрания должен соответствовать порядковому номеру общего собрания в течение календарного года.

8. В качестве места проведения общего собрания должен указываться адрес, по которому проводилось общее собрание в очной форме или адрес, по которому осуществлялся сбор оформленных в письменной форме решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в очно-заочной и заочной форме. В случае использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4210; 2018, N 1, ст.69) (далее - система), при проведении общего собрания в качестве места проведения общего собрания указывается адрес многоквартирного дома.

9. В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания, направленном собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 45 , частью 2 и и соответствующем требованиям части 5 статьи 45 или части 4 статьи 47_1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - сообщение о проведении общего собрания).

10. Заголовок к содержательной части протокола общего собрания должен содержать информацию об адресе многоквартирного дома, виде общего собрания (годовое, внеочередное) и форме его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование).

12. Вводная часть содержательной части протокола общего собрания должна включать данные:

а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными документами и идентифицирующими сведениями (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение;

б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений в многоквартирном доме: указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания);

в) список лиц, принявших участие в общем собрании (далее - присутствующие лица) и приглашенных для участия в нем (далее - приглашенные лица): указываются сведения, предусмотренные пунктами 13-15 настоящих Требований;

е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

ж) о повестке дня общего собрания;

з) о правомочности (наличии или отсутствии кворума) общего собрания.

13. Список присутствующих лиц должен начинаться со слов "Присутствующие лица" и включать следующую информацию:

а) в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя;

б) для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение; количество голосов, которыми обладает данное лицо; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) представителя собственника помещения в многоквартирном доме; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме; подпись представителя собственника помещения в многоквартирном доме.

14. Список приглашенных лиц должен начинаться со слов "Приглашенные лица" и включать следующую информацию:

а) для физических лиц - фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица (в случае его участия в общем собрании); цель участия в общем собрании приглашенного лица или его представителя (в случае участия последнего в общем собрании) и его подпись;

б) для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) представителя приглашенного лица; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя приглашенного лица; цель участия приглашенного лица в общем собрании и подпись его представителя.

15. Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц и делается отметка: "список прилагается (приложение N____ к настоящему протоколу)".

16. Текст основной части содержательной части протокола общего собрания состоит из отдельных разделов, каждый из которых содержит отдельный вопрос повестки дня. При этом в повестке дня общего собрания указывается вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании в соответствии с уведомлением о проведении общего собрания. Если вопросов несколько, они нумеруются и располагаются в порядке обсуждения.

17. Формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования. В случае, если формулировка вопроса повестки дня общего собрания установлена законодательством Российской Федерации, в протоколе общего собрания указывается соответствующая формулировка. Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками "Разное", "Другие вопросы" или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов. В случае, если вопрос повестки дня общего собрания касается рассмотрения общим собранием какого-либо документа и принятия решения относительно него, формулировка такого вопроса должна содержать полное название и реквизиты данного документа.

18. Все структурные единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должны излагаться от третьего лица множественного числа ("слушали", "выступили", "постановили", "решили").

19. Текст каждой структурной единицы основной части содержательной части протокола общего собрания должен состоять из трех частей:

а) часть 1 - "СЛУШАЛИ", в которой указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу общего собрания документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса повестки дня общего собрания указываются перед словом "СЛУШАЛИ";

б) часть 2 - "ПРЕДЛОЖЕНО", в которой указывается краткое содержание предлагаемого решения по рассматриваемому вопросу, в отношении которого будет проводиться голосование. При этом предлагаемое решение должно соответствовать сути обсуждаемого вопроса повестки дня общего собрания, а его формулировка должна исключать возможность неоднозначного толкования предлагаемого решения;

в) часть 3 - "РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)", в которой указываются решения, принятые общим собранием по рассмотренному вопросу повестки дня общего собрания, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался" с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня общего собрания, количества голосов, отданных за указанные варианты голосования.

20. Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45 , частью 2 и 3 статьи 47_1 Жилищного кодекса Российской Федерации ;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;

е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.

К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.

21. Все приложения к протоколу общего собрания должны быть пронумерованы. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, указываются на первом листе документа. Приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.

Страницы протокола общего собрания и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы и сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании.

22. Реквизиты подписи протокола общего собрания включают в себя сведения о фамилии и инициалах лица, проставившего подпись, подпись и дату ее проставления.

23. В случае, если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания, и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, протокол общего собрания подписывается инициатором проведенного общего собрания.

24. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации , протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений, при этом реквизиты подписей лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет голосов либо подписи инициатора проведенного общего собрания в случае, предусмотренном пунктом 23 настоящих Требований, должны включать в себя сведения, предусмотренные пунктом 22 настоящих Требований, а также отметку о статусе таких лиц ("председательствовал на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме", "секретарь общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме", "проводил подсчет голосов", "инициатор общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме").

Приложение N 2. Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный...

Приложение N 2

к приказу

Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации

Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор

1. Настоящий Порядок устанавливает правила направления подлинников решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирных домах (далее - решения) и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее - протоколы) в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее - орган государственного жилищного надзора).

2. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 января 2019 г., N 0001201901220025) лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее собрание), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.

3. Направление подлинников решений, протоколов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание, подлинников данных документов.

4. Подлинники решений и протоколов подлежат обязательному направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом - в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять календарных дней со дня проведения общего собрания, а в случае, если оно продолжалось несколько дней, - не позднее чем через десять календарных дней со дня окончания общего собрания.

В случае принятия общим собранием решения по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации , подлинники решений и протокола подлежат направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, с единовременным направлением копий данных решений и протокола в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а также ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым общим собранием решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

5. Направление подлинников решений, протоколов должно осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4210; 2018, N 53, ст.8484) (далее - система) скан-образов решений, протоколов не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора.

В случае, если скан-образы решений, протоколов были размещены в системе до даты направления решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора, датой направления подлинников решений, протоколов считается дата размещения их скан-образов в системе.

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

www.pravo.gov.ru, 22.02.2019,

N 0001201902220008

Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор

Название документа: Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор
Номер документа: 44/пр
Вид документа:
Принявший орган: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.02.2019, N 0001201902220008
Дата принятия: 28 января 2019
Дата начала действия: 05 марта 2019