История создания ювенальной юстиции в зарубежных странах. История создания ювенальной юстиции в зарубежных странах К таким принципам относятся

Рассмотрим основные постулаты ювенальной юстиции с юридической и социально – психологической точек зрения. Социально психологический постулат Noli nocere! (не навреди) должен являться определяющим по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Мировая практика вынесения приговоров несовершеннолетнему правонарушителю, основана, пожалуй, прежде всего, на этом постулате. Современная концепция ювенального правосудия (ювенальной юстиции) настаивает на том, что бы каждый подросток, попавший в поле зрения ювенального суда (КДН и ЗП, детских социальных учреждений был, прежде всего, обследован на предмет нарушения его прав и законных интересов). Для этой цели и создана система органов ювенальной юстиции в ведущих странах мира.

К этой же цели должно стремиться современное ювенальное правосудие в России, и пусть в нашей стране пока нет так называемой «чистой» ювенальной юстиции, а имеется лишь черновой ее вариант, опробованный на территории некоторых муниципальных образований, к судьбе детей и подростков, попавших в поле зрения органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует относиться более внимательно.

Рассмотрим деятельность суда по делам несовершеннолетних с момента поступления материалов до вынесения судебного решения.

Судья по делам несовершеннолетних внимательно изучает материалы дела, знакомится с несовершеннолетним правонарушителем, свидетелями, потерпевшим. При ознакомлении с материалами дела он, прежде всего, выясняет, имеются ли в деле сведения о других несовершеннолетних, кроме самого правонарушителя, являющиеся участниками данного процесса. (Свидетели, потерпевший и т.д.).

Изучив материалы дела, судья направляет по адресам всех несовершеннолетних своего помощника (в идеале ювенального юриста), который обследует жилищные условия несовершеннолетнего, его социальные и психологические связи. Делается это, прежде всего для того, что бы определить имеются ли в данных условиях, где проживает несовершеннолетний участник дела какие либо нарушения прав ребенка (наиболее часто встречаются нарушения прав ребенка в жилищной сфере, нарушения права ребенка на гуманное с ним обращение, воспитание в нормальной социально – психологической обстановке, условиях соответствующих его возрасту и развитию, нарушения права на воспитание ребенка в семье). Уже на этом этапе возможна коррекция нарушений прав несовершеннолетних в жилищной и других сферах. Изучая ближайшее окружение ребенка, юрист – ювеналист, выясняет сведения о лицах являющихся безусловным авторитетом для ребенка, способных оказать на него положительное влияние. Если нарушения прав несовершеннолетних невозможно скорректировать на данном этапе, в дальнейшем потребуется определение суда для преодоления возникших противоречий. И второе если в окружении ребенка не имеется лиц, способных оказать на ребенка положительное влияние, то эту функцию берут на себя органы социальной защиты, в лице работников социальной службы. И, наконец, третье, если условия проживания ребенка в семье становятся невозможными социальный работник при помощи юриста – ювеналиста определяет ребенка в приют для временного проживания несовершеннолетних, в дальнейшем подыскивая для него приемную патронатную семью.



При вынесении судебного решения суд по делам несовершеннолетних, как было указано выше, руководствуется принципами гуманизма и воспитуемости несовершеннолетнего правонарушителя. И определяет ему меру воспитательного воздействия, способствующую исправлению подростка вступившего в осознанный конфликт с законом. Вынося судебные определения в отношении несовершеннолетних являющихся другими участниками процесса, судья определяет по существу все те же превентивные меры, способствующие предупреждению нарушений прав несовершеннолетних, предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, когда еще не наступили негативные последствия нарушения прав несовершеннолетнего, неизбежным ответом на которые являются правонарушения несовершеннолетних.

Таким образом, мы выяснили, что главнейшей функцией ювенального правосудия, т. е. ювенальной юстиции является превентивная функция, способная предупредить и устранить нарушение прав ребенка в семье и обществе, превентивная же функция устраняет тем самым дальнейшее возможное противоправное поведение так называемых социальных сирот, т. е. детей оставшихся без попечения родителей.

При создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных станах к виду указанной юрисдикции.

Автономная ювенальная юстиция возникла не во всех странах. Четко обозначились два варианта:

1) автономные суды, не связанные с общим судом;

2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

Особый интерес представляет национальный опыт стран, где суды для несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция, Германия и Россия.

Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.

Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних»5

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно по этому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке".6

Позднее, в 1913 г., в компетенцию «детского» суда было включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его гражданского и опекунского судопроизводства.

Дореволюционные русские юристы считали именно модель российской ювенальной юстиции наиболее удачной.

Суд по делам несовершеннолетних в России отличали следующие признаки:

Рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;

Избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;

Профессиональная подготовка судьи предполагала знание детского психологии. Поэтому предпочтительны были врачи и педагоги;

Достаточно широкая предметная подсудность этого суда (т.е. круг рассматриваемых дел);

Конфиденциальность судебного разбирательства;

Отсутствие формального судебного акта;

Отсутствие формальной судебной процедуры;

Упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя;

В основном применение в качестве меры воздействия попечительского надзора;

Обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых судей)

Обратимся к П.И. Люблинскому – творцу российской ювенальной юстиции, он обобщил свои многолетние исследования феномена преступности несовершеннолетних до и после создания в России ювенальной юстиции и сделал три вывода об исторической ценности тогда еще новой судебной юрисдикции. Его выводы важны и для юристов России XXIв.

1. Главное значение создание судов по делам несовершеннолетних состоит в том, что они получают функцию изучения несовершеннолетних правонарушителей и причин их правонарушения.

2. Не менее важно было влияние вновь созданной ювенальной юстиции на уголовную политику государства в отношении несовершеннолетних. Хотя в законах и были отдельные охранительные нормы в отношениях детей и подростков, все же в целом уголовная политика применительно к «ранней преступности» несовершеннолетних была карательной и осуществлялась с помощью наказания. Смягчение её произошло именно под флагом ювенальной юстиции.

3. Деятельность судов для несовершеннолетних во всех странах представила специалистам полную и регулярную судебную статистику, которая свидетельствовала в пользу новых судов, подтверждая их эффективность7.

У Истории ювенальной юстиции в России неординарная судьба, повлиявшая существенным образом на ту модель правосудия, которую мы имеем сейчас.

Необходимо проанализировать длительный послереволюционный путь российской ювенальной юстиции (1917-1959 гг.). Это позволит понять характер действующего правосудия по делам несовершеннолетних.

На какой же правовой базе функционировал первый ювенальный суд в России? В уголовном законодательстве в тот период содержались некоторые охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных)8. Часть 2 этой статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения».

Были специальные разъяснения в законе относительно несовершеннолетних, совершивших преступление «с разумением». Их направляли по преимуществу в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они заключались на срок, определенный судом, но не более, чем до достижения 18-летнего возраста, в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам мировых судей.

В законах России конца XIXв. содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение тяжести уголовного наказания несовершеннолетних. Как уголовное, так и уголовно-процессуальное законодательство содержало положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению с взрослыми подсудимыми. Вместе с тем значительный объем судейского усмотрения по этим делам (решение вопроса о действиях «с разумением», вынесение приговоров без установленного срока) все же ставило несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом.

Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать об одном российском законе (Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках»), сыгравшем не положительную роль в уголовной политике в отношении несовершеннолетних, тем более что этот закон действовал и в период работы в России судов для несовершеннолетних, вплоть до его отмены в 1918 г.

Этот закон сохранил для подростков наказания в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных для них помещениях. Для несовершеннолетних в возрасте от 17лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) закон предусматривал каторгу и поселение.

Закон был явно реакционный, так он оценивался прогрессивными русскими юристами. Любопытный исторический факт: отмена Закона от 2 июля 1897 г. декретом Советской власти от 17 января 1918 г. приветствовали юристы – и приверженцы либеральных взглядов, и сторонники советской власти.

Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Преобразования судебной системы начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого – в марте 1920 г.

Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.

Для тех лет непривычной была ведомственная принадлежность созданных комиссий по делам несовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата общественного призрения. Комиссии включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их в одно из «убежищ» Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния).

30 июля 1920 г. бала опубликована разработанная Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Это медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.

Справедливости ради надо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов для несовершеннолетних дореволюционной России в части, касающейся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних. Преимущественное участие неюристов в заседаниях и в принятии решения о судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях. Приходиться с сожалением заметить, что этот изъян оказался живучим и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой защищенности подростков в указанных комиссиях сохранился до наших дней.

В то время реальности жизни очень скоро заставили вспомнить о судах. Ведь подростки совершали не только малозначительные проступки, но вполне серьезные и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.

В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.

В отличии от декрета 17 января 1918 новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте с14 лет до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры.

В 20-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правил подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.

К огромному сожалению, эта «вторая модель» ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие нормативные акты (30-40-е гг.) выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Постановление это определило на долгие годы не демократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание связать его с другими постановлениями, положившими начало политических репрессиям и массовым нарушениям человека в нашей стране.

Необходимо быть благодарными ходу истории и все документы определяющие карательную ориентацию правосудия утратили силу с принятием нового уголовного и процессуального законодательства.

Думаю, что несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные акты 30-40 гг. необходимость в их изучении не отпала. Это важно для того, чтобы избежать повторения прошлых жестоких ошибок. Знание механизма нарушения законности, позволит выработать средства противостояния ему.

Вторая половина XIX века была отмечена постепенным смягчением отношения к несовершеннолетним преступникам . Так в 1924 г. В США (г. Нью‑Йорк) был создан первый реформаторий для детей, позволяющий раздельное содержание в тюрьмах со взрослыми правонарушителями.

2 июля 1899 года впервые в г. Чикаго (штат Иллинойс) был создан специальный суд по делам несовершеннолетних.

Для этого послужили определенные обстоятельства сложившиеся в конце 19 века, вызванные техническим прогрессом, изменениями в экономике и политике, изменившие привычные условия жизни общества, вызвавший серьезный всплеск преступности в стране.

Примеру США создавших ювенальный суд (закон от 1 июля 1899 г., первый проект Закон – в 1891 г.) последовали другие страны, где так же создавались национальные ювенальные суды:

1. В Северной Америке:

2. В Европе:

– Ирландия – 1904 г. (социальная сессия суда);

– Ирландия и Уэльс – август 1905 г. (первый суд по делам несовершеннолетних), декабрь 1908 г. (вступление в силу Закона о детях от 21.12.1908 г., создавшего автономную систему ювенальных судов в стране);

– Германия – 1907–1908 гг. (соединение опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта‑на‑Майне, Бресслау и др.);

– Франция – март 1914 г. (Закон от 22.04.1912 г., создал автономную систему ювенальных судов);

– Бельгия – май 1912 г. (Закон Картон‑де‑Виарта от 15.05.1912 г.);

– Италия – май 1908 г. (Закон от 11 мая 1908 г. «О специализированных судах по делам несовершеннолетних»);

– Португалия – 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый в Лиссабоне в 1911 г., второй – в 1912 г.);

– Россия – 1910 г. (создана автономная судебная система);

– Венгрия – 1908 г. (автономная ювенальная система);

– Румыния – (Трансильвания) – 1913 г. (автономная судебная система);

– Польша – 1919 г. (автономная ювенальная судебная система);

– Швейцария – Кантоны (1911 г.);

– Нидерланды – 1905 г. (законы от 6.02.1901 г., от 12.02.1901 г.; созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре);

– Греция – декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24.12.1924 г., установил специализацию судей);

3. Африка:

– Япония – январь 1923 г. (система ювенальных судов);

5. Австралия и Новая Зеландия:

– Западная Австралия – 1907 (закон о детских судах: г. Куинленд);

– Виктория – 1915 г. (закон о судах для детей);

– Новая Зеландия – 1925 г. (Закон о благополучии детей).

Создание ювенального суда в штате Иллинойс (г. Чикаго) США было серьезным шагом в осуществлении принципа гуманизации судопроизводства в отношении детей и подростков. Как отмечал русский процессуалист‑ученый П.И. Люблинский, что едва ли можно назвать в современной юридической и педагогической литературе тему более людную чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшиеся в начале 20 века.

Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь делаются эксперименты практического осуществления учреждений, причем намечаются новые темы, новые формы .

Автономная система ювенальных судов возникла не во всех странах, где были созданы такие суды. При этом появились две формы судов:

– автономный суд, не связанный с общими судами;

– состав общего суда, выполняющий функции рассмотрение дел о несовершеннолетних.

Автономные суды были созданы в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии, Австралии, Новой Зеландии, в кантонах французской Швейцарии.

Вторая форма рассматривалась в Австрии, Германии, Португалии, Испании, в кантонах немецкой Швейцарии, где функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что определило как приоритетную задачу судебной защиты прав ребенка, а борьба с преступностью отошла на второй план.

Такие страны как Ирландия, Греция, Италия, Женевский Кантон Швейцарии, Япония, Новая Зеландия пошли по пути создания специализированного составов судей по делам несовершеннолетних.

В США развитие ювенальной юстиции пошло по двум основным направлениям: специализация судопроизводства и упрочения судебного процесса.

Специализация осуществлялась в следующих формах:

– слушание дел несовершеннолетних в особых помещениях, отдельно от дел взрослых подсудимых;

– изоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения;

– выделение для слушания данных дел специализированного судьи по делам несовершеннолетних.

В упрощенной форме формальная судебная процедура в судах сводилась к беседе судьи с несовершеннолетним правонарушителем подсудимым, что обосновывалось необходимостью уменьшения вредного влияния на детей самой процедуры рассмотрения дел в суде.

Особенностью американского суда явилось то, что ему поручались функции руководства учреждениями попечительского надзора над детьми и подростками.

В Англии и Уэльсе несмотря на то, что правовые системы были схожи с США, ювенальная юстиция стала формироваться в несколько отличают от американской формы.

Как в США в 1905 г. В Бермингеме был создан первый специализированный суд.

Кроме специальных отдельных заседаний в данном суде начали действовать некоторые специфические правила:

– разделение детей и подростков подсудимых на категории по степени тяжести совершенных ими правонарушений;

– проведения заседаний за час до открытия общих судов;

– присутствие родителей и других близких людей в судебном заседании;

– раздельное рассмотрение дела каждого несовершеннолетнего подсудимого (даже в случаях соучастия);

– создание при суде корпуса чиновников службы пробации , наделение их функциями изучения личности и устройства детей‑правонарушителей;

– контроль со стороны суда за осуществление попечительского надзора за этими детьми.

Во Франции ювенальное судопроизводство было также организованно согласно сегодняшних особых национальных особенностей развития общества.

В модели ювенальной юстиции существовали традиционные субъекты правосудия: следственные судья, прокурор, суд присяжных.

Однако одновременно с созданием ювенальных судов начали создаваться специальные опекунские советы, которые занимались с несовершеннолетними, не поддающиеся под юрисдикцию уголовного суда (с детьми в возрасте до 12 лет). Эти структуры вошли в систему гражданской судебной юрисдикции, послужившие в последствие базой для создания семейных судов.

Для французской ювенальной юстиции получил распространение, в отличие от общей англосаксонской системы принцип строгого следования уголовно‑процессуальным требованием :

– для несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет сохранялся принцип «разумения»;

– вводилось «второе досье» по делам несовершеннолетних (социально‑психологическая характеристика самого несовершеннолетнего и его деяния);

– ограничение гласности при рассмотрении присутствовать в судебном заседании представителей учреждений интересующихся защитой подростков;

– возможность рассмотрения дела ребенка в общем суде, если: несовершеннолетних действовал с разумением; совершил тяжкое преступление и совершил его в соучастии со взрослым .

В Германии первый ювенальный суд был создан 1 января 1908 г. В г. Франкфурте. В отличие от судов несовершеннолетних в США, Англии, и Франции – немецкий суд не был автономным.

В составе общего суда одному из его членов на год давались двойные полномочия. Первые – рассмотрение всех дел о несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет, подсудным участковым «шеффенским» судом . Этот вел предварительное следствие и назывался следственным судьей. Второе – опекунское производство в отношении малолетних. Специализации предусматривалось и для прокурора в суде.

Во франкфуртском суде гласность не была ограничена, но его заседания осуществлялись в специальном помещении, отдельно от других отделений общего суда.

Попечительские функции в суде для несовершеннолетних брали на себя члены попечительских союзов о детях. По поручению суда они предоставляли ему сведения об условиях жизни несовершеннолетних подсудимых.

По мнению Люблинского П.Н. франкфуртская модель ювенального суда рациональная и практичная, т. к. при отправлении данного вида правосудия, достигаются главные черты судов для юношества: специализации, соединение опеки и наказание и планомерное привлечения организованного попечительства о малолетних .

Еще по теме 2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах:

  1. 2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах
  2. §1. Основные этапы развития досудебного производства в уголовном процессе Швейцарии: историко-правовой аспект
  3. § 3. Цели уголовного наказания в контексте культурно организованного поведения

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Вторая половина XIX в. знаменовала собой постепенное, но неукоснительное изменение указанного традиционного отношения к несовершеннолетним правонарушителям. В тех же США делались попытки облегчить судьбу детей и подростков, оказавшихся в орбите правосудия. Так, еще в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослыми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс предусмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были организованы заседания суда специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, а также осуществлен первый опыт применения к ним режима пробации (воспитательного надзора), ставшей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников.

И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Коренной перелом наступил лишь в самом конце XIX в. и завершился созданием специального суда по делам несовершеннолетних. Этот суд был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс). И день 2 июля сразу был провозглашен историческим днем, когда победу одержали прогрессивные силы юридической общественности США.

Конечно, этот поворот в истории правосудия не был случайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним - как провоцирующие новые преступления.

Примеру США, создавших свой суд для несовершеннолетних (Закон от 1 июля 1899 г., первый проект Закона - в 1891 г.), последовали другие страны, через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних:

в Северной Америке

Ирландия - 1904 г. (специальная сессия общего суда);

Англия и Уэльс - август 1905 г. (первый суд по делам несовершеннолетних); декабрь 1908 г. (вступление в силу Закона о детях от 21 декабря 1908 г., создавшего в стране автономную систему судов для несовершеннолетних);

Германия - 1907-1908 гг. (соединение функций опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.);

Франция - март 1914 г. (Закон от 22 июля 1912 г., вступил в силу 4 марта 1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних);

Италия - май 1908 г. (Закон от 11 мая 1908 г. о специализированных судах по делам несовершеннолетних);

Португалия - 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый - в Лиссабоне в 1911 г., второй - в Порто в 1912 г.);

Россия - 1910 г. (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних);

Венгрия - 1908 г. (автономная судебная система);

Румыния (Трансильвания) - 1913 г. (автономная судебная система);

Польша - 1919 г. (автономная судебная система);

Швейцария - кантоны:

Баль - 1911 г. (опекунские советы); Женева - 1913 г. (специальная уголовная камера общего суда для рассмотрения дел несовершеннолетних);

Нойшатель - 1917 г. (опекунские советы); Цюрих - 1919 г. (районный суд, функционировавший как суд для несовершеннолетних); Берн - 1913 г. (структура и компетенция суда сходны с судом в кантоне Цюрих);

Нидерланды - 1905 г. (законы от 6 февраля 1901 г. и от 12 февраля 1901 г.: созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре);

Греция - декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24 декабря 1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной процедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.). Юрисдикция этих судов - исключительно и только для рассмотрения деликтов.

Египет - февраль 1904 г. (Закон от 14 февраля 1904 г. о создании суда для несовершеннолетних в г. Александрии; Закон от 6 апреля о создании такого суда в Каире).

Япония - январь 1923 г. (Закон от 1 января 1923 г., создавший автономную систему по делам несовершеннолетних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет).

Австралии и Новой Зеландии

Австралия (штаты):

Западная Австралия - 1907 г. (Закон о благополучии детей 1907 г.); Куинленд - 1907 г. (Закон о детских судах 1907 г.);

Виктория - 1915 г. (Закон о судах для детей 1915 г.); Тасмания - 1918 г. (Хартия о детях 1918 г.); Южная Австралия - 1926 г. (Акт о поддержке детей 1926 г.);

Новая Зеландия - 1925 г. (Закон 1925 г. о благополучии детей). Суды по делам несовершеннолетних были организованы только в центре страны. На периферии действовали суды общей юрисдикции.

Этот суд в теории и практике ювенальной юстиции принято называть уникальной судебной юрисдикцией, и свое наименование он вполне заслуживает по ряду соображений.

Суд для несовершеннолетних сконцентрировал в своей деятельности те признаки, которые были задуманы как противоположность общему (общеуголовному, общегражданскому) суду. Реализация специфических принципов ювенальной юстиции общим судом по меньшей мере затруднительна, а фактически невозможна. Потому и возникла необходимость в ювенальной юстиции с уникальным "детским" судом, действующей автономно от общего правосудия.

История ювенальной юстиции внесла свои коррективы в традиционное представление о бесспорных преимуществах автономного правосудия для несовершеннолетних. В мире существуют варианты судов по делам несовершеннолетних - коллегии, составы суда, рассматривающие дела несовершеннолетних и действующие не автономно, а как часть общих судов.

И все же даже с учетом исторических изменений можно говорить об автономности суда для несовершеннолетних, которая создается комплексом правовых норм (материальных и процессуальных), позволяющих этому суду двигаться в "автономном режиме". Значительная часть этих норм применяется только в правосудии для несовершеннолетних.

Суд по делам несовершеннолетних включен в концепцию ювенальной юстиции в связи с тем, что он реализует специфические принципы этой ветви юстиции, а также потому, что сам как особая судебная юрисдикция дополняет ее специфику.

О каких специфических признаках суда по делам несовершеннолетних идет речь?

Во всех странах, где такой суд существует, он в начальной стадии рассмотрения дела выступает как магистр (мировой судья) и действует единолично;

Особые требования предъявляются к образованию, профессии и жизненному опыту судьи: он необязательно должен быть юристом, но предпочтительно психологом, педагогом, врачом;

Там, где в системе правосудия есть суд присяжных по делам несовершеннолетних, такие же требования предъявляются и к присяжным. Имеются специальные правила составления списков присяжных и их отбора;

Суд по делам несовершеннолетних осуществляет правосудие, используя имеющиеся в его распоряжении вспомогательные неюридические службы;

Правосудие в судах для несовершеннолетних реализуется по специфической судебной процедуре, в центре которой находятся несовершеннолетний и судья;

Суд по делам несовершеннолетних развивается сейчас как суд комплексной, смешанной юрисдикции. Примером могут служить опекунские суды в Австрии, которые правомочны рассматривать и решать в одном деле правонарушение, совершаемое подростком, и вопросы гражданско-правовой защиты этого подростка. Выше уже было сказано о трансформации судов по делам несовершеннолетних в семейные суды;

Суд по делам несовершеннолетних имеет специфику персональной и предметной подсудности. В первом случае речь идет о следующих вариантах: рассмотрение только дел самих несовершеннолетних; рассмотрение дел и взрослых соучастников; передача дел в общие суды. Во втором случае спецификой является рассмотрение судами для несовершеннолетних деяний, которые считаются правонарушениями только в случаях совершения их несовершеннолетними (так называемые статусные преступления) (подробнее см. лекцию III).