Дифференциация букв ч щ на письме упражнения. Конспект занятия "Дифференциация согласных ч-щ

Екатерина Пинюгина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [ч)-[щ]. Буквы Ч, Щ»

Тема : Звуки Щ – Ч .

Цель : Закрепить навык произношения и различения звуков (щ, (ч, развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи (образование сущ. с уменьшительно – ласкат. значением, образование сущ., обозначающих детёнышей животных, развивать звуко – слоговой , языковой анализ и синтез, развивать память, внимание, мышление.

Оборудование : предметные картинки, карточки - схемы, цветные сигналы, цветные квадраты, карточки с написанными словами, сказочные персонажи, кассы, тетради, ручки, мяч.

Ход деятельности:

I. Орг. момент.

Д\и «Угадай – ка»

Назвать первый звук в слове ГУСИ .

Назвать гласный звук в слове СЫР .

Назвать третий звук в слове КОШКА .

Сколько слогов в слове ЧУДЕСА?

Назвать гласные звуки в слове МУЗЫКА .

Назвать первый звук в слове ЮЛА .

Назвать последний звук в слове ПЕНЬ .

Назвать первый слог в слове МАЛИНА.

Назвать последний звук в слове МИР .

Назвать «маленькое» слово в предложение САМОЛЁТ ЛЕТИТ НАД ЛЕСОМ.

II. Основная часть.

1. Повторение материала о гласных и согласных звуках .

2. Введение в тему.

Мы сегодня с вами отправимся в «Лесную школу» в гости к Белочке – Умелочке, которая работает там учителем и учит разных животных.

- У неё к вам письмо : «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я хочу испытать ваши смекалку, знания, ум. А для этого я придумала вам разнообразные задания. А вместе с вами их будут выполнять мои ученики.

Назовите одинаковый звук в словах ЩЕНОК , ЩЕЛЬ, ОВОЩИ, ЛЕЩ.

Назовите одинаковый звук в словах ЧАСЫ , ЧАЙНИК, ОЧКИ, ОБРУЧ.

Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Дайте им характеристику.

Какой звук (щ?

Какой звук (ч?

Назовите правильно букву , которая обозначает звук (щ, звук (ч)

Назовите правило правописания ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ

3. Закрепление материала.

а) Д\и «Смотри не ошибись»

Это задание мы будем с вами выполнять с котом Чернобурчиком.

В своих картинках определите место звуков (ч, (щ) .

А теперь я буду показывать схемы, а вы должны определить, какая схема подходит к вашей картинке.

чайник щука

грач щётка

черепаха щенок

чайка щавель

Молодцы! Кот Чернобурчик очень рад, что вы ему помогли. Следующие задания Белочка – Умелочка даёт щенку Тявке и просит вас помочь их ему выполнить.

б) Д\и «Внимательные ушки, глазки»

Вам раздаются карточки с написанными словами. В них пропущены буквы . Напишите буквы , не забывая правило :

ЧА, ЩА пиши с буквой А .

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У .

ТУЧ… ПИЩ… РОЩ… Ч…ЙКА

СВЕЧ… Ч…ЙНИК ГУЩ… Щ…ВЕЛЬ

Щ…КА Ч…ДЕСА Ч…Щ…

в) Д\и «Звук убежал »

товари (щ) труба (ч) ле (щ)

гра (ч) ово (щ) обру (ч)

мя (ч) бор (щ) клю (ч)

клее (щ) вра (ч) пла (щ)

г) Д\и «Добавь слог – ЧИ или - ЩИ»

товари (щи) гра (чи)

кле (щи) вра (чи)

ве (щи) обру (чи)

ово (щи) труба (чи)

ле (щи) клю (чи)

Физминутка

Живёт в пещере чудовище. Приседают.

Хранит в лапах сокровище. Обнимают себя.

У чудовища длинный хвостище, Тянут руки назад.

Крепки у него лапищи, Встают с подскоком.

Кривы на лапищах когтищи, Сгибают пальцы на ногах

Остры у него зубищи, и переступают с ноги на ногу.

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи. Садятся на свои места.

Да ты не бойся малышка!

Чудовище это – мышка!

Пещеры – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!

д) Д\и «Назови ласково» (с мячом)

Это задание вы будете выполнять вместе с черепахой Всёзнайкой.

щенок – -щука - чашка -

ящик – птица - утка -

щётка – ложка - собака -

щека - белка - шапка -

Назовите вместе с черепахой детёнышей животных

е) Д\и «Назови детёныша, детёнышей»

у собаки – щенок, щенята у зайца -

у белки – у кролика -

у волка - у барсука -

Молодцы! Как вы хорошо справляетесь со всеми заданиями.

ё) Звуко – слоговой анализ слов.

Это задание мы будем выполнять с Зайцем – Торопыжкой.

Сделайте звуко – слоговой анализ слов ЧУЧЕЛО, ПЛОЩАДЬ

Составьте схемы.

ж) Языковой анализ и синтез предложения.

Составить схему предложения. Обозначить каждую букву цветным сигналом .

РЕБЯТА ИДУТ В ЧАЩУ ЛЕСА.

Сколько слов? Назвать 1,2,3.4, 5. Назвать «маленькое» слово.

з) Работа в тетрадях.

Последние задание мы будем выполнять вместе с Тигрёнком – Полосатиком.

Написание диктанта.

Печатание слов

ТУЧА, СВЕЧА, ПИЩА, ЧАЩА, ВЕЧЕР, ЩУЧКА, ЧУДЕСА, ПЛОЩАДЬ

Обозначить каждую группу цветным сигналом.

Белочке – Умелочке очень понравилось, как вы занимались. Она прощается с вами и желает вам больших успехов в школе.

III. Итог :

Какие звуки мы сегодня различали?

Какие это звуки ?

Какие задания вам понравились?

Отметить активность детей.

У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните положение речевого аппарата для верного произнесения этих звуков. Тренируйте звуки Ч и Щ отдельно. Сле­дите, чтобы Ч и Щ не произносились твердо.

Ч - Ч - Ч Щ - Щ - Щ

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте Ч и Щ в слогах:

ЧИ -ЩИ ЧА -ЩА

ЧЕ -ЩЕ ЧУ -ЩУ

ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ

ТЕ – ЧЕ ЕТЬ – ЕЧЬ ЧЕЩЕ ЩЕЧЕ ЧЕЩЬ – ЩЕЧЬ

ТЯ – ЧА ЯТЬ – ЯЧЬ ЧЯЩЯ ЩЯЧЯ ЧЯЩЬ – ЩЯЧЬ

ТЁ – ЧЁ ЁТЬ – ЁЧЬ ЧЁЩЁ ЩЁЧЁ ЧЁЩЬ – ЩЁЧЬ

ТЮ – ЧЮ ЮТЬ – ЮЧЬ ЧЮЩЮ ЩЮЧЮ ЧЮЩЬ – ЩЮЧЬ

ТИ – ЧИ ИТЬ – ИЧЬ ЧИЩИ ЩИЧИ ЧИЩЬ - ЩИЧЬ

У п р а ж н е н и е 3.

Тренируйте Ч и Щ в словах и фразах:

ЧЕСТЬ ЩИТ

ЧТЕЦ ЩЕКА

КАЧЕЛИ ЩЕБЕТ

КЛИЧ ЛЕЩ

ПОЧЕТ ПОЩАДА

ЧАЙКА ЩЕЛЧОК

ЧАЩА КОЩУНСТВО

ЧЕРЕМУХА ПЛЮЩ

МЕЧТА ПЛАЩ

РАЗВЕДЧИК ЩУКА

МИЧМАН МЕЩАНСТВО

ОЧЕРК ЩИПЦЫ

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Ласточка день кончает, а соловей начинает.

Сухие листочки на сучках-сучочках.

Река течет, печка печет.

Золотое решето черных домиков полно,

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Цветет невеличка - будет земляничка.

Волки рыщут - пищу ищут.

Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Н. Заболоцкий

И сыплет щедрою рукой

Червонцы челяди ямской.

Н. Некрасов

На добром щекастом лице Симакова быстро бегали вечно смущенные глаза.

В. Тендряков.

Ноги чувствовали сквозь подошву раскаленный щебень шоссе.

М. Гаршин

Щегольство словами, значение которых не совсем ясно ще­голяющим, заметно у многих, и это очень плохо.

М. Горький

  1. Тексты для контрольной проверки

ДИКЦИОННОЙ ЧЕТКОСТИ ВСЕХ ЗВУКОВ.

(Пословицы, загадки, стихи, скороговорки,

сказки и присказки)

Разберитесь в содержании, определите паузы и логические ударения. Разберитесь в дикционных и орфоэпических особен­ностях предлагаемых текстов.

Пословицы

При работе над пословицами тренируйте широкое звучание гласных.

Пословицы о Родине.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

На чужой стороне и весна не красна.

На родной стороне и камешек знаком.

Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Всякому мила своя сторона.

При солнце тепло, при Родине добро.

Пословицы о слове.

Слово - олово.

Не шути словом - слово пуще стрелы ранит.

Бритва скребет, а слово режет.

От одного слова да навек ссора.

Слово - не обух, а от него люди гибнут. Не болтай наугад – клади слова в лад.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Слово не стрела, а к сердцу льнет.

Птицу кормом, а человека словом обманывают.

Сладкий язык и змею из норы вытащит.

Доброе слово дороже богатства. На добром слове кому не спасибо.

Ласковое слово, что вешний день.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Ласковое слово и кость ломит. Иная похвала хуже брани.

То же слово, да не так бы молвить.

На льстивые речи не мечись, на грубу правду не сердись.

Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.

Не дав слова, крепись, а дав, держись.

Живое слово дороже мертвой буквы.

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)


2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.


2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

3. Четко проговори каждое слово.

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий.
Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.

4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах



5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Плащ - химчистка. Пещера - бочки. Чинить - ящик. Встреча - площадь.
Считать - чек. Речка - удилище. Тащить - кирпичи. Черепаха - щенок.
Чебуреки-товарищи. Чулан - вещи. Ящик - ключи. Выключатель - помещение.



Дифференциация звуков Ч - Щ (№3)

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.
Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)
Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

Щеночек в чащу дощечку тащит.
У нашей Танечки на щечках ямочки.
В пещере большущие мыши летучие.
Дочку угощали щами и копчеными лещами.
Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.
Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

У нашей Таечки в ящичке маечки.
У чудовища чудовищные щупальца.
Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Тщетно в роще рыщет хищный волчище.
Щенок у щучки лизнул чешую.


Дифференциация звуков Ч - Щ (№4)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)
Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)
Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)
Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)
Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)
Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)
Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом... уже нечего было тащить.
Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется!
Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!»
Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Плащ чищу, чищу и отчищу.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.
Щенок на даче все в ящик тащит.
У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Конспект открытого интегрированного занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ. Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.»

Логопед, учитель начальных классов

Цель

Выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

Воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Объявление темы и целей занятия

Мы с вами отправляемся в путешествие на остров «Шипящие согласные».

Давайте определим какие звуки там могут жить? (ж, щ, ш, ц, х,ч)

Но этот остров очень добрый здесь живут только мягкие шипящие. Какие? (щ, ч)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Начинаем наше путешествие.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите мы с вами попали на остров. И первая остановка пещера звуков.

Она зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопните в ладоши, а если звук щ то топните ножками

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях. А так же писать слова с этими буквами

5 Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа –

три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

Буква щ Щ

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите дату и выполните минутку чистописания заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь.

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра «Помоги сказочным героям»

Ребята, посмотрите, около вулкана Букв появились сказочные герои. Кто это? (Щелкунчик и Чебурашка) Как вы думаете, почему именно они отправились с нами в путешествие? Их имена начинаются на Ч,Щ. Щелкунчик и Чебурашка решили отдохнуть на лужайке, но вдруг услышали страшный грохот. Это началось извержение вулкана. Они перепугались и убежали, не собрав свои вещи. Давайте поможем им собрать вещи.

Слова со звуком Ч мы сложим в чемодан Чебурашки, а слова со звуком Щ в ящик Щелкунчика (картинки: очки, щетка, мяч, часы, ключ, удочка, ч щенок, щипцы, овощи, ящик, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи Щелкунчику и Чебурашке. Отправляемся дальше в путешествие по острову.

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь мы подошли к реке давайте отдохнем!

Ча-ча-ча,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).

Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).

Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).

Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

10. Работа на уровне слова

Ребята, дорога нас привела в сказочный лес

Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь.

Долго кричали, но никто их не услышал. Да и буковки все стали расходиться по домам. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные.

А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей.

Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат только с гласными А и У!

Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу!

Сказочный лес приготовил вам карточки, чтобы проверить хорошо ли вы запомнили правило. На каждой карточке написано слово с « убежавшим» сочетанием,ча- ща или чу – щу. Прочитайте его и догадайтесь, какое сочетание пропущено. Но давай с вами вспомним правило, как мы пище ча-ща и чу-щу?

Ка, __ до, ро _, ча _, зада___, ту___

А в лесу заблудились не только буквы, но и животные. Родители потеряли своих детёнышей. Давайте поможем им найти друг друга. У вас на парте карточки - нужно найти пару. галка - галчата, белка - бельчата

крольчиха - крольчата, зайчиха -зайчата, сорока - сорочата, волчиха -волчата

Что общего в названиях детёнышей? Правильно, в словах есть сочетания ча. Как правильно писать это сочетание?

Запишите в тетрадь 1 вариант – название птиц,

2 вариант – названия зверей

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята мы попали в замок словосочетаний

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

Прощяльный вечер, вкусная пищя, чюдесное угощение, вкусный чяй, зубастая щюка.

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

11Работа на уровне предложения

Поляна предложений. давайте соберем из слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Часовщик чинит часы.

Ребята ищут шишки.
В лесу чаща.

Я учусь писать.

В реке живет щука.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Итог

- Вот и закончилось наше путешествие на остов Шипящих. Но чтобы вернуться домой нам предстоит выполнить ещё одно задание Чтобы благополучно добраться домой вы должны назвать 1 слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Вот мы и дома.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Что помогло нам в путешествии? Какие знания понадобились?

У читель: С каким настроением уходим домой?


Дифференциация звуков [Ч] — [Щ] в предложениях

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку речевого материала для дифференциации звуков [Ч] — [Щ] в предложениях. Звуки [Ч] — [Щ] иногда смешиваются детьми и очень важно до поступления в школу научить ребенка различать их. Это поможет будущему школьнику избежать в младших классах ошибок на письме.

Подборкой с успехом могут воспользоваться не только логопеды, но и родители для домашних занятий.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Повторить словосочетания и предложения со звуками [Ч] и [Щ]:

Чёрный щенок, копчёная щука, плачущий человек, коричневый плащ, горячая щека, чистильщик обуви, чужие вещи, чудесное угощение, чугунный щит, сочные овощи, щепотка чая, почтовый ящик, щебечущий щегол, колючая щётка, чищеные овощи, чистое помещение, пучок щавеля, овощная начинка, птичий щебет, точный подсчёт, прочный щит, чистый плащ, молочная пища, колючая щетина, золочёная цепочка, печенье в ящике, птичий щебет, рычащий щенок, чистые щёчки, скучающий человек, учёный часовщик, часть вещей

В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощечка. Мы ели копчёную щуку. У мальчика щётка.

Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущённое молоко и копчёная колбаса. Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса. Щенок бежал за чабаном. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы! Лечо - блюдо из овощей. Лена взяла щипчиками кусочек печенья из вазочки.

Дедушка учил внучонка читать и считать. Мы купили щетку, чтобы чистить одежду. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Щеглы ищут в листьях овощей личинок бабочек и мух и клюют их. Часовщик чинит часы. Точильщик точит ножи. Птенчики пищат в гнезде. По лесу рыщет серый волчище. В музее выставлены щиты и мечи. В почтовый ящик опущено письмо. В клетке четыре щегла. В коридоре лежат чужие вещи. В этом помещении работают учёные. За окном слышен птичий щебет. Мама готовит сочные овощи.

Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:

Точу клещи, мечи,