В случае прекращения дела о банкротстве. Дела о несостоятельности (банкротстве) как отдельная категория дел, рассматриваемая в арбитражном суде

Тема 18. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Вопросы

1. Рассмотрение в особом производстве дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

2. Подведомственность и подсудность арбитражным судам дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

3. Решения арбитражного суда по делам об установлении юридических фактов и их правовые действия.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие юридические факты могут быть установлены в арбитражном суде?

2. Каков порядок установления юридических фактов?

3. Каковы последствия возникновения спора о праве при рассмотрении дела об установлении юридического факта?

4. Как решаются вопросы подведомственности и подсудности дел об установлении юридических фактов?

Нормативные источники

Судебная практика

1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, свя­занных с введением в действие Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 2.

2. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Россий­ской Федерации от 17.02.2004 г. № 76 «Обзор практики рассмотре­ния арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 4.

Основная литература

Дополнительная литература

1. Кайгородов В.Д. Процессуальные особенности судебного рас­смотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значения. Свердловск: Изд-во Свердловского гос. ун-та, 1987. – 342 с.

2. Елисейкин П.Ф. Судебное установление фактов, имеющих юри­дическое значение. М.: Юридическая литература, 1973. – 283 с.

3. Чечот Д.М. Неисковые производства. М.: Юридическая литература, 1973.- 303 с.

4. Каллистратова Р.Ф. Установление юридических фактов судом в порядке особого производства. М.: Юриздат, 1958. – 300 с.

Составьте схему условий принятия арбитражным судом к производству заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение.



Вопросы

1. Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве). Лица, участвующие в деле о несостоятельности (банкротстве).

2. Подготовка дела к судебному разбирательству.

3. Примирение по делам о несостоятельности (банкротстве).

4. Иные специальные правила рассмотрения и разрешения дел о не­ состоятельности (банкротстве).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите признаки несостоятельности (банкротства) организаций и граждан.

2. Определите круг лиц, обладающих правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. Как решаются вопросы подведомственности и подсудности дел о несостоятельности (банкротстве)?

4. Назовите стадии банкротства и их особенности.

Нормативные источники

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.

2. Федеральный закон № 121-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятель­ности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Фе­дерации. 2002. № 43. Ст. 4190.

3. Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 г. в ред. Феде­рального закона от 02.01.2000 г. «О несостоятельности (банкрот­стве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 1999. № 9. Ст. 1097; 2000. № 1. Ст. 18.

4. Федеральный закон № 122-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монопо­лий топливно-энергетического комплекса» // Собрание законода­тельства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3179.

Судебная практика

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2001 г. № 4-П «О проверке конституционности ряда поло­жений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, ст. 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) | кредитных организаций», а также ст. 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 12. Ст. 1138.

2. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.1999 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) в судебной, практике» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Фе­дерации. 1999. № 10.

Основная литература

1. Аблезвова О.В., Борисов М.С и др. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во Экзамен, 2009. – 420 с.

2. Арбитражный процесс. Учебник под ред. М.К. Треушникова. - М.: ОАО Издательский дом Городец, 2009. – 510 с.

3. Арбитражный процесс. Учебник под ред. проф. В.В. Яркова. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2010.- 330 с.

Дополнительная литература

1. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федераль­ному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В. В. Витрянского. М.: НОРМА-М, 2003. – 652 с.

2. Скворцов О.Ю. Соотношение законодательства о несостоятель­ности (банкротстве) и арбитражного процессуального законода­тельства // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 8. С. 11-31 с.

3. Зайцева В.В. Особенности арбитражного разбирательства дел о несостоятельности банков // Финансовая Россия. 1999. № 13.

4. Баталова Л.А., Вершинин А.П. Способы защиты налогопла­тельщиков в арбитражном суде. СПб.: Нева, 1997. – 347 с.

Задание для самостоятельной работы

Составьте схему стадий банкротства

- ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» = Глава III. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

- Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35

"О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"

С точки зрения процессуального права несостоятельность (банкротство) понимается как совокупность процедур, осуществляемых в виде судебных актов, под контролем арбитражного суда.

Дела о банкротстве в настоящее время относятся к специальной подведомственности арбитражных судов без каких-либо исключений.

Подсудность. Заявление подается по месту нахождения должника (место нахождения управляющего органа, то есть по регистрации в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП (место регистрации физ. лица).

Как подведомственность, так и подсудность определяется на момент подачи заявления, поэтому если после принятия заявления должник изменил место нахождения, то в этом случае оснований для передачи дела нет. Если выяснилось, что это произошло до принятия заявления, то есть основания для передачи. Если в разных судах возбудили – то суд, который по ошибке принял заявление, передает все материалы в другой суд, и тот объединяет оба дела в одно производство.

Особенности дел о банкротстве:

Представляет собой целую совокупность процедур, среди которых выделяется одно основное производство, а к этому основному производству примыкает значительно большее количество относительно обособленных споров. В рамках основного производства решается вопрос о возбуждении дела о банкротстве, о переходе из одной процедуры в др., о признании должника банкротом, о завершении банкротства. В обособленных решаются споры об установлении требований кредиторов и споры между конкурсными кредиторами и арбитражными управляющими.

В целом АПП не известен институт отказа от принятия заявления а в делах о банкротстве он есть.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Возбуждение

Дела о банкротстве возбуждаются на основании заявления заинтересованного лица.

Подать заявление в суд может:

Сам должник, либо если он находится в стадии ликвидации, то ликвидационная комиссия;

Конкурсные кредиторы;

Уполномоченный орган (ЦБ, органы гос вл и мсу).

Обязанностью является для: должника (ст.9 – руководитель должника), для ликвидационной комиссии (ликвидатор); ЦБ.

Заявление принимается арбитражным судом, если:

Требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем 500 тысяч рублей (учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения )



Указанные требования не исполнены в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (для кредитных организаций – 14 дней и стоимость имущества недостаточна для удовлетворения).

Учитывается время возникновения обязательства, его характер и предмет требований (в чем суть обязательства). Если это имущественное (обязательственные) требование, то они включаются в реестр; если это вещные требования, то они в реестр не включаются – рассматриваются за рамками дела о банкротстве (например: спор о признании права собственности – общий исковой порядок либо в арбитражном, либо в общей юрисдикции).

ст.5 закона о банкротстве – «текущие платежи» (обязательства, срок исполнения которых наступил уже в период соответствующей процедуры банкротства). Особенность заключается в том, что кредиторы по текущим платежам не включаются в реестр и, соответственно, оплата по этим обязательствам производится в общем порядке. Тогда как конкурсные кредиторы , которые учитываются в реестре, вправе рассчитывать на расчет только лишь уже по завершению конкурсного производства, т.е. когда выявлена вся конкурсная масса, выявлены все конкурсные кредиторы, определена их очередность и строго в этой очередности погашается задолженность, а текущие кредиторы получают расчет во внеочередном порядке. (Например, управляющий заключает договор на охрану, если не платить сразу, то охранять никто не будет, поэтому в ходе банкротства возникают такие обязательства и расчеты производятся сразу же).



Отличаются дела о банкротстве кругом, лиц, участвующих в делах о банкротстве. Закон разделяет, применительно к основному производству, всех участников процессуальных отношений на 2 группы:

- лица, участвующие в деле о банкротстве

арбитражный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы;

федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

- лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

представитель работников должника;

представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

представитель учредителей (участников) должника;

представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; и др.

Первые обладают всей полнотой прав (правоспособность носит самый общий характер), вторые – наделяются достаточно ограниченной процессуальной правоспособностью, их права специально оговариваются в тексте закона и их объем значительно меньше (представитель работников должника, представитель учредителей, участников, собственника имущества в унитарном предприятии и др.).

Возбуждение – дата принятия заявления.

Здесь принципиальный вопрос – кто является заявителем , поскольку, если недостаточно имущества должника, то судебные расходы возлагаются на заявителя.

Поэтому пленум разъяснил, что если в арбитражный суд поступило несколько заявлений о признании должника банкротом, то они все подлежат рассмотрению в порядке календарной очередности. Если, например, первое заявление принято, то последующее заявления уже не рассматриваются. Если первое - не принято по каким-либо причинам, то суд переходит к рассмотрению второго заявления и т.д. И останавливается на том, которое оформлено надлежащим образом. Если заявитель уполномоченный орган, то он также оплачивает судебные расходы за счет бюджета, как и остальные заявители в указанном случае. Если всем отказано, то дело не возбуждается.

Если заявление принято, то об этом размещается информация на сайте арбитражного суда. Также делается публикация в специальном издании, которое определено правительством РФ – газета «Коммерсант». Данная информация делается для того, чтобы другие кредиторы могли подать свои заявления о признании их требований обоснованными. Раз дело возбуждено, то кредиторы подают заявления не чтобы возбуждать дело, а чтобы участвовать в первом собрании кредиторов. Вопрос решается по правилам ст.71 Закона о банкротстве, т.е. в течении месяца арбитражный суд рассматривает поступившие требования. Заявления должны быть поданы в течение 2х месяцев после публикации.

Движение дела .

После принятия заявления суд рассматривает его обоснованность (в случае признания обоснованным = определение о введении наблюдения)

Подготовка к рассмотрению дела в судебном заседании осуществляется в рамках процедуры наблюдения и преследует 3 цели:

Установить финансовое состояние должника;

Обеспечить сохранность его имущества;

Установление требований кредиторов.

Когда определен круг участников первого собрания, на нем решается вопрос об обращении в суд с ходатайством о применении той или иной процедуры банкротства. Это могут быть ходатайства о введении фин. оздоровления и т.д. Если первое собрание ничего не решает, то суд откладывает рассмотрение дела и предлагает кредиторам определить свою позицию, если после этого они не принимают никакого решения, то суд сам принимает решение по имеющимся материалам.

Если имеются лица, готовые профинансировать должника, тогда вводится процедура финансового оздоровления , если таких лиц нет – то суд выясняет: имеется ли возможность восстановить платежеспособность за счет имеющегося имущества. (Например: продать часть активов, перепрофилировать производство, произвести сокращение работников и т.д. В этом случае вводится внешнее управление . Если такой возможности нет, то должник признается банкротом и вводится конкурсное производство .

Сроки. Общий срок рассмотрения по ст.51 Закона о банкротстве – 7 месяцев. Этот срок дается для того, чтобы ввести одну из процедур банкротства. Фактически данные дела длятся годами.

В ст.52 Закона о банкротстве перечислены итоговые судебные акты , которые завершают рассмотрение данного дела. Это:

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

решение об отказе в признании должника банкротом;

определение о введении финансового оздоровления;

определение о введении внешнего управления;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

определение об утверждении мирового соглашения.

Конкурсное производство представляет собой аналог исполнительного производства, что от имени должника в интересах кредитора действует не пристав, а арбитражный управляющий под контролем арбитражного суда.

Обжалование судебных актов по данной категории дел. Пленум обратил внимание, что по делам о банкротстве существует 3 порядка обжалования:

Непосредственно в ст.223 АПК предусмотрено, что все определения, которые выносятся судом в рамках дела о банкротстве – обжалуются в сокращенный 10ти дневный срок, и затем возможно кассационное обжалование;

Для итоговых актов - в ст.72 Закона о банкротстве. Данные акты приравнены к решению – сначала обжалуются в месячный срок в апелляционном порядке, и потом, возможно, кассационное обжалование

Ст.61 Закона о банкротстве - там указано, что по отдельным вопросам, прямо предусмотренным в законе, жалобы подаются в течение 14 рабочих дней и рассматриваются в течении 14 рабочих дней. И по смыслу закона дальнейшее обжалование таких определений не допускается. (Например: оспаривание общих собраний кредиторов, признание требований кредиторов обоснованными для участия в первом собрании и т.д).

Рассмотрение дела о банкротстве (в судах всех инстанций) включает в том числе разрешение отдельных относительно обособленных споров (далее - обособленный спор), в каждом из которых непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица (далее - непосредственные участники обособленного спора). Относительно обособленные споры рассматриваются в рамках дела о банкротстве, но не обязательно в том же составе суда, в котором осуществляется основное производство, а именно:

Это требования кредиторов о признании обоснованными их требований;

Споры об оспаривании сделок должника;

Если банкротство организации застройщика, то это иски о признании права собственности на объекты недвижимого имущества.

для кредитной организации = единственная процедура – конкурсное производство (сразу после признания банкротом), оздоровление = до подачи заявления

Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"

Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве.

Нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности:

Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц:

    • самого должника,
    • работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя,
    • членов семьи должника-гражданина,
    • собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества,
    • кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке,
    • во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам . При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве

Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии:

    1. возбуждение дела о банкротстве,
    2. подготовка дела к судебному разбирательству,
    3. судебное разбирательство (именно здесь рассмотрение дела по существу),
    4. вынесение судебного акта,
    5. производство по пересмотру судебных актов,
    6. исполнение судебных актов (как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса).

Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии:

    • разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде;
    • процедура банкротства.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством. Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлении лиц, участвующих в деле; руководящая роль - в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) регулируется

    • главой 28 АПК РФ,
    • гл. III Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно ст. 223 АПК РФ д ела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 АПК РФ, устанавливающей перечень дел для коллегиального рассмотрения. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения .

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться:

    1. должник,
    2. кредиторы и
    3. иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ФЗ относит к ним конкурсных кредиторов и уполномоченные органы) .

По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии со ст. 33 АПК РФ и ст. 6 , ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин. Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции. Одновременно эти дела отнесены и к исключительной компетенции арбитражных судов, поэтому участники правоотношений не могут передать дело о банкротстве на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона).

Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

Особенности дел о банкротстве:

  • дела о банкротстве не относятся к делам искового производства;
  • участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора;
  • заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований;
  • требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта);
  • отказ кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 ФЗ);
  • в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 ФЗ), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин.

Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 ФЗ составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Таким образом, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 - на подготовку плюс 1 - на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения .

Замечание по сроку

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 99 срок рассмотрения дела о банкротстве может быть продлен до 10 месяцев.

При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании части 2 статьи 152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)

Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 19), без каких-либо особенностей.

Ст. 52 ФЗ устанавливает, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

    • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • решение об отказе в признании должника банкротом;
    • определение о введении финансового оздоровления;
    • определение о введении внешнего управления;
    • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
    • определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
    • определение об утверждении мирового соглашения.

Вышеперечисленные судебные акты подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено Федеральным законом.

Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.