Составление ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс

Ликвидация предприятия – весьма длительный и сложный процесс. Существенную роль в нем играет правильное и своевременное оформление необходимой документации. Один из важнейших документов, связанных с этой процедурой – ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс и порядок его составления

Говоря о ликвидационном балансе (далее – ЛБ), в первую очередь нужно отметить, что это не один документ, а, как минимум, два – промежуточный и итоговый. «Как минимум» – потому, что промежуточный ЛБ при определенных условиях может составляться несколько раз.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ процесс ликвидации юридического лица начинается с публикации соответствующего объявления в СМИ. В объявлении, в частности, указывается и срок для предъявления кредиторами претензий к ликвидируемому предприятию. Указанный срок по закону должен быть не менее двух месяцев. В течение этого периода ликвидационная комиссия взыскивает дебиторскую задолженность и рассматривает получаемые требования кредиторов.

После завершения данных мероприятий и составляется промежуточный ЛБ. Конкретные временные рамки для его формирования ГК РФ не устанавливает. Главное – чтобы к этому моменту истек срок, установленный для предъявления претензий кредиторов. Также должны быть завершены все судебные разбирательства и закончены налоговые проверки. Промежуточный ЛБ содержит сведения об имуществе и других активах предприятия, а также о требованиях кредиторов (учитывая их рассмотрение ликвидационной комиссией).

На текущий момент законодательство не содержит каких-то специальных правил составления ЛБ (как промежуточного, так и итогового). Поэтому обычно его составляют на основе действующей формы бухгалтерского баланса с пометкой «ликвидационный баланс». Образец заполнения в 2017 г.

Промежуточный ЛБ утверждается собственниками предприятия и подписывается председателем ликвидационной комиссии, либо арбитражным управляющим в случае, если ликвидация осуществляется через банкротство.

Обязанность сдавать промежуточный ЛБ в налоговые органы в законе прямо не предусмотрена. Ликвидатор должен лишь уведомить регистрирующий орган об его составлении (п. 3 ст. 20 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001.).

Однако на практике этот документ обычно сдают в налоговые органы вместе с уведомлением по форме Р15001, т.к. в противном случае налоговые органы впоследствии не смогут проверить достоверность итогового ЛБ.

В большинстве случаев промежуточный ЛБ составляется один раз, но в некоторых случаях его приходится формировать два раза и даже более. Речь идет о ситуациях, когда после сдачи первого промежуточного баланса выявляются дополнительные претензии кредиторов либо доначисляются налоги по результатам проверки. Требования кредиторов в этом случае признаются не любые, а только подтвержденные решением арбитражного суда, либо признанные самой ликвидационной комиссией.

Итоговый ликвидационный баланс – должен быть нулевым, или нет?

Данный вопрос по сути сводится к тому, когда следует распределять среди собственников оставшееся после гашения всех долгов имущество – до ликвидации предприятия или после. Статья 63 ГК РФ однозначного ответа на этот вопрос не дает, поэтому возможны оба варианта, каждый из которых имеет свои недостатки.

Первый вариант заключается в том, что итоговый баланс сдается и предприятие ликвидируется только после полного распределения имущества. В этом случае ликвидация может затянуться на неопределенный срок. Это может произойти, например, если у организации есть «проблемная» дебиторская задолженность, или между учредителями возникли споры по поводу распределяемых объектов.

При втором варианте сдача итогового баланса и ликвидация предприятия осуществляется сразу после завершения расчетов по гашению задолженностей, а имущество распределяется между собственниками уже после ликвидации. Данный вариант не может быть использован, если у предприятия остаются в собственности объекты, облагаемые налогом на имущество или транспортным налогом. В данном случае задолженность предприятия по этим налогам будет начисляться до момента передачи имущества учредителям. Т.е. ликвидация до фактической передачи облагаемых объектов и гашения задолженности по налогам будет невозможна.

Таким образом, нет однозначного ответа на вопрос, должен ли быть нулевым итоговый ликвидационный баланс. Пример нулевого баланса по новой форме:

Выводы

При ликвидации предприятия составляются два ликвидационных баланса – промежуточный и итоговый. Промежуточный содержит информацию об имуществе и претензиях кредиторов. Итоговый составляется после гашения всех задолженностей и завершает процедуру ликвидации. Он может быть нулевым или содержать сведения об оставшихся активах, в зависимости от принятого решения по регламенту распределения этих активов между учредителями.

В каком порядке и в какие сроки после сдачи промежуточного ликвидационного баланса можно сдать ликвидационный баланс(окончательный), если у ликвидируемого ООО нет имущества, долгов, кредиторов; р/счет закрыт?

Ответ

С 01.09.2014 такой срок выдерживать больше не требуется( статьи 63 ГК РФ; статьи 1, статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист».

« Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО

Завершающий этап процедуры ликвидации - подача установленного законодательством комплекта документов в налоговую инспекцию. Председатель ликвидационной комиссии(ликвидатор) может направить эти документы в инспекцию только после составления ликвидационного баланса. Как правило, документы подаются не ранее трех месяцев с момента принятия решения о ликвидации ООО.

Перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию( , п. , Административного регламента)*:

1) заявление о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией по , утвержденной . Документ подписывается председателем ликвидационной комиссии(ликвидатором). Подписывая заявление, председатель(ликвидатор) тем самым подтверждает, что при ликвидации соблюден установленный законом порядок и завершены расчеты с кредиторами;

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации ликвидации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в статьи 9 Закона о государственной регистрации .

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации ООО в связи с ликвидацией не нужно заверять у нотариуса, если заявитель в форме электронных документов, подписанных ().

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо ( , ).

3) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.;

Обоснование

По закону размер госпошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 20 процентов размера госпошлины, установленной пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ(). Другими словами, размер госпошлины за регистрацию ликвидации равен 20 процентам от 4 тыс. руб., то есть 800 руб*.

В качестве документа об уплате госпошлины выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении(при уплате пошлины в безналичной форме - ), либо выдаваемая банком квитанция(при оплате наличными - ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса „ “ или „ “.

Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в ().

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию ликвидации оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется(). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России().

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений(например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации ликвидации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством .

Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Ликвидируемое ООО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации ликвидации( , Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ „Об индивидуальном(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“; далее - Закон об индивидуальном учете).

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку(иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ( , ).

Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае(т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

    • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
    • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат представления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации ликвидации.

Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя ненужных споров.

На основании представленных документов налоговая инспекция регистрирует ликвидацию ООО - вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации. С этого момента общество считается прекратившим существование().

Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов(,

Ключевым бухгалтерским документом предприятия-банкрота является ликвидационный баланс. Обязанность составления промежуточного и окончательного балансов при ликвидации юридического лица установлена ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Современное законодательство, регулирующее процесс ликвидации предприятия, не содержит четкого определения ликвидационного баланса и не раскрывает порядок его формирования. В различных источниках литературы, как отечественных, так и зарубежных авторов, можно выделить тезисы, определяющие суть промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, которые собраны и представлены в табл. 7.1

Таблица 7.1

Определение

Гражданский кодекс РФ, ст. 63

Ликвидационный баланс — это баланс, который составляется после принятия решения о ликвидации и после удовлетворения требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс — это баланс, который составляется после принятия решения о ликвидации для выяснения требований кредиторов (до предъявления требований кредиторов)

Глоссарий.ру: экономические и финансовые словари

Ликвидационный баланс — бухгалтерский отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние предприятия на дату прекращения его существования как юридического лица. Ликвидационный баланс показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода. Промежуточный ликвидационный баланс в РФ — баланс, содержащий: сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией

Я. В. Соколов

Ликвидационный баланс свидетельствует о смерти фирмы. Если фирма подлежит ликвидации, то ликвидационная комиссия составляет одноименный баланс. Он может быть составлен в два этапа. На первом составляется баланс фирмы, подлежащей закрытию, на втором — баланс, который отражает результаты ликвидации

В. В. Панков, В. Павлюченко

Составление ликвидационного баланса представляет собой конечную цель процесса ликвидации предприятия. Ликвидационный баланс призван дать исчерпывающую характеристику имущества предприятия, а также источников его формирования (собственный капитал предприятия и обязательства) на момент его ликвидации. Таким образом, в ликвидационном балансе содержащем объективную информацию о состояний имущества и задолженности, находят отражение интересы кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия, и отражает величину реальной конкурсной массы предприятия (актив), суммы предъявленных и не предъявленных требований кредиторов, собственный капитал предприятия (пассив)

Ф. Н. Завьялов, М. В. Зотова

Промежуточный ликвидационный баланс является ключевым бухгалтерским документом, т. к. отражает реальную стоимость активов и размер требований кредиторов, что позволяет спрогнозировать результаты конкурсного производства

Л. Короткова

Промежуточный ликвидационный баланс — это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса — уточнить реальное финансовое состояние ликвидируемого предприятия

И. Н. Богатая

При ликвидации предприятия необходимо составление ликвидационного баланса, на базе которого принимаются управленческие решения собственниками, кредиторами, инвесторами и др.

В. Д. Новодворский

Особенности ликвидационного баланса: 1) является инвентарным балансом; 2) баланс не должен содержать остатков по регулирующим счетам и бюджетно-распределительным счетам; 3) использование футуристической концепции оценки актива баланса; 4) применение иной группировки статей актива и пассива, соответствующей фактической степени ликвидности имущества и установленному законом или нормативным документом порядку удовлетворения требований к предприятию

Этот балансовый отчет содержит все активы (нематериальные и материальные) по цене их ликвидации при условии, что активы предприятия будут реализованы по частям; долги также оцениваются с этой точки зрения

Н. А. Бреславева

Механизм составления ликвидационного баланса — это последовательное удовлетворение обязательств предприятия, получение дебиторской задолженности, реализация материальных ценностей, основных средств и других активов и удовлетворение обязательств предприятия в соответствии с установленной очередностью

Проанализировав содержание тезисов, обусловливающих сущность промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, можно выявить то, что авторские трактовки включают позиции, которые повторяются. Однако можно заметить и следующее: в некоторых определениях авторов не отображены важные аспекты ликвидационных балансов. Для того чтобы максимально раскрыть и сформулировать сущность промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, выделим ряд ключевых признаков, а именно: основа составления, время составления; кем составляется; цель составления; форма составления; содержание; пользователи (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Признаки промежуточного и окончательного ликвидационных балансов

Признак

Промежуточный ликвидационный баланс

Основа составления

Бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату

Промежуточный ликвидационный баланс

Время составления

После принятия решения о ликвидации перед удовлетворением требований кредиторов в срок, установленный ликвидационной комиссией

После удовлетворения требований кредиторов и после окончания ликвидационного периода. На дату прекращения его существования как юридического лица

Цель составления

Отражение справедливой стоимости имущества предприятия-должника, за счет которого будут покрываться требования кредиторов

Сведения об итогах конкурсного производства

Кем составляется

Органом, осуществляющим ликвидацию

Форма составления

Инвентарный (сальдовый)

Сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения

Актив на конец отчетного периода будет равен нулю. Пассив окончательного ликвидационного баланса на начало отчетного периода представляет собой сведения о капитале предприятия; предъявляемые претензии кредиторов; прочее

Пользователи

Установим наиболее полные определения промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Промежуточный ликвидационный баланс — это инвентарный (сальдовый) баланс, составляемый органом, осуществляющим ликвидацию, до удовлетворения требований кредиторов на основе бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату; целью составления его является предоставление информации внешним пользователям о реальной стоимости имущества и перечни требований кредиторов. Окончательный ликвидационный баланс — это инкситарный (сальдовый) баланс, составляемый органом, осуществляющим ликвидацию, после удовлетворения требований кредиторов на основе промежуточного ликвидационного баланса; целью составления его является предоставление информации внешним пользователям об итогах конкурсного производства.

7.2. Порядок формирования ликвидационного баланса

Основой для формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса служит все имущество (активы) должника, представленное в бухгалтерском балансе. Однако зачастую бухгалтерские документы отражают не все имущество должника из-за преднамеренных и непреднамеренных нарушений в учете. Поэтому следующим шагом при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника является проведение инвентаризации имущества, предусмотренное ст. 130 ФЗ. В ходе инвентаризации при обнаружении объектов неучтенного имущества должна быть проведена их оценка с учетом рыночных цен, а также определен износ, исходя из их действительного технического состояния. Проведение инвентаризации, однако, не всегда позволяет выявить реальную конкурсную массу. Дополнительными источниками получения достоверной информации о реальном имуществе предприятия-должника являются сведения из Комитета по управлению имуществом, Государственной налоговой инспекции, Регистрационной палаты, ГИБДД УВД, Территориального земельного комитета. Обращение в указанные государственные органы позволяет получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства является предприятие-банкрот.

Далее производится переоценка выявленного после инвентаризации имущества. По мнению профессора Ф. Завьялова, целью проведения переоценки активов при составлении промежуточного баланса является определение выручки, которую предполагается получить в результате реализации данного имущества. Существуют специальные методы оценки рыночной стоимости принадлежащего должнику предприятия в целом как имущественного комплекса, а также методы оценки осуществляемого должником бизнеса. Произвести оценку рыночной стоимости в короткий срок часто бывает сложно из-за отсутствия средств для оплаты услуг специалистов-оценщиков. В процессе ликвидации выясняется, что балансовая стоимость во много раз превышает рыночную, а рыночная стоимость не совпадает с фактической ценой продажи.

Необходимо учитывать и следующее обстоятельство. В соответствии с ФЗ в конкурсную массу организации не включаются жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в котором находится предприятие-должник. Такие объекты производственной и коммунальной инфраструктуры региона должны быть переданы на баланс соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти.

Процесс формирования ликвидационного баланса целесообразно рассматривать детально. На основе нормативных документов и научной литературы нами сформирован алгоритм формирования ликвидационного баланса.

Бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату (до принятия решения о ликвидации)

Формирование промежуточного ликцидационного баланса:

  • Проведение инвентаризации. Переоценка имущества. В соответствии со ст. 130 ФЗ в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов. Собрание кредиторов вправе определить лицо, на которое с его согласия возлагается обязаность по оплате указанных услуг с последующей внеочередной компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника.
  • Формирование конкурсной массы. В соответствии со ст. 131 ФЗ все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное ФЗ имущество.
  • Определение очередности требований кредиторов. В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся расчеты с прочими кредиторами.

Формирование окончательного ликвидационного баланса:

  • Продажа имущества должника. В соответствии со ст. 139 ФЗ после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах. Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком. Порядок реализации имущества установлен ФЗ от 21 июля 1997 года № 119 «Об исполнительном производстве». Согласно ст. 59 этого закона реализация имущества организации должника осуществляется в следующей очередности. В первую очередь подлежит реализации имущество, непосредственно не участвующее в производстве (например, ценные бумаги, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и т. п.). Во вторую очередь — готовая продукция или товары, а также иные материальные ценности, не участвующие в производстве. Объекты недвижимого имущества, сырье, материалы, станки, оборудование и другие основные средства подлежат реализации в третью очередь.
  • Расчеты с кредиторами. В соответствии со ст. 142 конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Особое внимание при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса следует уделить нематериальным активам, поскольку процесс их продажи связан с рядом ограничений. Стоимость нематериальных активов (торговые знаки, знаки обслуживания и т. д.), использование которых невозможно по причине ликвидации предприятия, подлежит списанию. Сумма накопленных амортизационных отчислений также подлежит списанию. Исключением могут стать права, возникшие на основе авторских и иных договоров, при условии, что предприятие-должник является их собственником, а не обладает ими на основе договора передачи прав во временное пользование. В этом случае необходимо произвести их оценку и выставить на продажу. Доходы и расходы от списания нематериальных активов включаются в финансовые результаты периода, к которому относятся. В бухгалтерском учете организации-должника при продаже нематериальных активов (НА) будут сделаны следующие записи:

Дт 05 Кт 04 — списана сумма амортизации проданных НА;

Дт 76 Кт 91 — отражена задолженность покупателей за проданные НА;

Дт 91 Кт 04 — списана остаточная стоимость проданных НА;

Дт 91 Кт 68 — начислен к перечислению в бюджет НДС;

Дт 91 Кт 51, 76 — отражены расходы, связанные с продажей НА.

7.3. Составление промежуточного ликвидационного баланса

При составлении промежуточного ликвидационного баланса необходимо определить целесообразность и пригодность объектов основных средств к дальнейшему использованию. Для данного мероприятия может быть создана комиссия, решения которой оформляются соответствующим актом. Данная комиссия должна по каждому объекту основных средств сделать заключение либо о возможности его продажи (включении в конкурсную массу), либо о его списании вследствие морального, физического износа, нарушения нормальных условий эксплуатации и т. д. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для дальнейшего использования, приходуются по цене возможной продажи и отражаются по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие расходы и доходы».

Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению те виды активов предприятия-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества предприятия. К ним можно отнести стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров.

Запасы в промежуточном ликвидационном балансе отражаются по стоимости, которую определяют, исходя из используемых способов оценки, принятых в организации. Материалы, которые морально устарели, утратили свои первоначальные способности либо когда их текущая рыночная стоимость снизилась, отражаются в промежуточном ликвидационном балансе за вычетом резерва под снижения стоимости материальных ценностей.

Если предприятие имеет лицензии на осуществление каких-либо определенных видов деятельности, они теряют свою юридическую силу, а следовательно, и стоимостную оценку и считаются аннулированными с момента ликвидации предприятия-должника.

В активе баланса отражается налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям. Данная строка бухгалтерского баланса показывает задолженность государства перед предприятием по НДС. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации установлено ст. 49 Налогового кодекса РФ и осуществляется в определенном порядке. Порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм определен главой 12 НК РФ. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных ею налогов и сборов (пеней, штрафов), эти суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам и сборам (пеням, штрафам) налоговым органом не позднее 1 месяца со дня подачи организацией-налогоплательщиком заявления. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) должна быть возвращена ей не позднее 1 месяца со дня подачи организацией-налогоплательщиком заявления. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов и сборов (пеней, штрафов), указанные суммы должны быть возвращены организации-налогоплательщику не позднее 1 месяца со дня подачи ею заявления. Порядок возмещения НДС регламентируется статьей 176 НК РФ. В учете предприятия-банкрота по рассмотренным ситуациям будут сделаны следующие записи:

Дт 68 Кт 19 — зачет НДС по оплаченным материальным ценностям;

Дт 51 Кт 68 — возврат излишне уплаченного налога.

Детального рассмотрения при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса организации-должника требует дебиторская задолженность. Необходимо выявить в ее составе неистребованную (безнадежную) дебиторскую задолженность, которая в дальнейшем должна быть исключена из состава актива промежуточного ликвидационного баланса. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 77), истребованная, но не полученная дебиторская задолженность делится на два вида: задолженность, по которой срок исковой давности истек; другие долги, нереальные для взыскания. Для определения степени реализуемости дебиторской задолженности профессором В. В. Панковым из Российской экономической академии было предложено разбить ее на три группы:

  1. просроченная и непросроченная — предприятий с устойчивым финансовым положением;
  2. непросроченная — предприятий с неустойчивым финансовым положением;
  3. просроченная — предприятий с неустойчивым финансовым положением.

Деление на эти группы основано на оценке возможности организаций-должников расплатиться по своим долгам перед анализируемой организацией-банкротом. При том, по нашему мнению, если дебиторскую задолженность первой и второй группы можно рассматривать как источник формирования конкурсной массы предприятия-банкрота, то задолженность третьей группы возможно определить как нереальную для взыскания.

Оценивая дебиторскую задолженность, следует помнить, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности по дебиторской задолженности устанавливается в 3 года, если договором между предприятиями не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к нереальной для взыскания следует помнить, что в соответствии со ст. 419 ГК РФ обязательства предприятия-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица. Поэтому такие причины, как отсутствие денежных средств на счетах организации-должника, ее тяжелое финансовое положение, при котором она не исполнила своих обязательств, при отсутствии официальных сведений о записи в связи с ликвидацией в Едином государственном реестре не дают законного основания списать полученные в результате такой хозяйственной операции убытки с уменьшением налогооблагаемой базы налога на прибыль. В случае соблюдения перечисленных условий такая задолженность списывается на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации и относится соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты.

Бухгалтерские документы не всегда отражают всю сумму обязательств ликвидируемого предприятия, поэтому проведение инвентаризации обязательств предприятия-должника становится важной задачей бухгалтера при формировании пассива промежуточного ликвидационного баланса. Процесс проведения инвентаризации обязательств предприятия несколько отличается от процесса инвентаризации имущества, рассмотренного выше. Так, первым шагом на пути выявления всей совокупности обязательств предприятия-должника становится опубликование в печати сообщения о его ликвидации, в котором оговаривается срок (не менее 2 месяцев со дня опубликования), в течение которого кредитор может предъявить претензии предприятию-должнику.

Одновременно с этим конкурсный управляющий на основе имеющейся информации об обязательствах предприятия-должника обязан разослать уведомления каждому кредитору с указанием суммы обязательств предприятия-должника перед ним и просьбой предоставить заверенные копии документов, подтверждающие задолженность предприятия-должника перед кредитором. Выявленные в ходе инвентаризации неучтенные обязательства предприятия-должника перед кредиторами, подтвержденные соответствующими документами, должны быть восстановлены на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Реестр требований кредиторов ведется конкурсным управляющим в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли от 01.09.2004 г. № 233 «Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов» и Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 № 345 «Об утверждении общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов».

  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные — для физического лица;
  • наименование, местонахождение -для юридического лица;
  • банковские реквизиты (при их наличии);
  • размер требований кредиторов к должнику;
  • очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;
  • дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;
  • основания возникновения требований кредиторов;
  • информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;
  • процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;
  • дата погашения каждого требования кредиторов;
  • основания и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

Реестр состоит из первого, второго и третьего разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очереди. Изменения в записи вносятся на основании судебного акта, за исключением изменений сведений о каждом кредиторе. В случае изменения сведений о кредиторе делается отметка в соответствующей записи реестра на основании уведомления кредитора. Каждое изменение в записи должно содержать указание на основание для внесения изменения и подпись арбитражного управляющего. В случае полного погашения требования кредитора или отказа кредитора от требования в соответствующей записи реестра делается отметка об исключении требования кредитора с указанием даты и основания для исключения. В случае частичного погашения требования кредитора в соответствующей записи реестра делается отметка о частичном погашении с указанием размера непогашенного требования, даты погашения, суммы погашенного требования и пропорции погашения требования кредитора.

О закрытии реестра в каждом разделе и части реестра делается соответствующая отметка с указанием даты закрытия реестра. Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра, не подлежат включению в реестр, а вносятся в отдельные тетради, которые ведутся арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном для ведения реестра.

Собственный капитал промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не претерпит значительных изменений по сравнению с бухгалтерским балансом и будет представлен уставным, добавочным и резервным капиталами, фондами специального назначения, накопления и потребления, а также нераспределенной прибылью, убытками прошлых лет и отчетного периода, т. е. конкурсного производства.

7.4. Составление окончательного ликвидационного баланса

После утверждения промежуточного баланса наступает заключительная стадия конкурсного производства - продажа имущества должника и расчеты с кредиторами. При недостаточности денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами какой-либо очереди эти средства распределяются между кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, в соответствии с реестром. Требования кредиторов последующих очередей в таком случае вообще не будут погашены. Конкурсный управляющий после завершения расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс, который содержит данные об итогах конкурсного производства. Этот баланс называют окончательным ликвидационным балансом. Неудовлетворенные требования кредиторов отражаются в нем на тех же счетах, на которых они были учтены в промежуточном ликвидационном балансе.

При составлении ликвидационного баланса для учета материальных ценностей, денежных средств и имущественных прав на практике используют счета, ранее применявшиеся в учете функционирующей организации, несмотря на изменение экономического содержания объекта, учитываемых с использованием этих счетов. Например, основные средства, предназначенные для продажи, по сути являются товаром. Однако, невзирая на внешнюю «нелогичность», такой подход следует признать рациональным, поскольку формирование новых счетов для дополнительной перегруппировки данных приводит к увеличению оборотов, неизбежным ошибкам и искажению отчетной информации.

Пассив окончательного ликвидационного баланса на начало отчетного периода представляет собой: сведения о капитале предприятия (нераспределенном убытке прошлых лет, нераспределенных прибылях (убытках) отчетного периода, уставном капитале предприятия, фондах потребления и накопления и т. д.); предъявляемые претензии кредиторов; и пр. Пассив на конец отчетного периода представлен убытками предприятия, сформировавшимися как до, так и после открытия конкурсного производства, а также неудовлетворенными претензиями кредиторов, оставшимися после полного распределения конкурсной массы предприятия-должника. Итог пассива окончательного ликвидационного баланса на конец отчетного периода (т. е. на момент ликвидации предприятия), как и актив баланса, должен быть равен нулю. В табл. 7.3 представлена форма окончательного ликвидационного баланса.

Таблица 7.3

Окончательный ликвидационный баланс

Актив

Пассив

I. Конкурсная масса

III. Требования кредиторов по реестру и пр.

II. Расходы на конкурсное производство

Внеочередные требования

I очередь

II очередь

III очередь

IV очередь

V очередь

Итого по разделу IV

IV. Капитал и финансирование

Итак, как подчеркивалось выше, при банкротстве предприятия ликвидационная отчетность имеет особое значение. Ключевым бухгалтерским документом предприятия-банкрота является ликвидационный баланс. Однако определение ликвидационного баланса до настоящего времени является довольно расплывчатым. Анализ тезисов отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих содержание промежуточного и окончательного ликвидационных балансов привел к выводу, что ни одна из трактовок не отображает всю сущность данных отчетов. Одни из определений включают позиции, которые повторяются, в других важные аспекты ликвидационных балансов не нашли места. Для того чтобы максимально раскрыть в определениях сущность промежуточного и ликвидационного балансов, автором был выделен ряд ключевых признаков, а именно: основа составления, время составления; кем составляется; цель составления; форма составления; содержание; пользователи. На их основе были сформулированы определения.

Порядок формирования ликвидационного баланса — процесс довольно трудоемкий и долгий, при этом не закреплен в соответствующих нормативных документах. Необходимо разработать алгоритм формирования ликвидационного баланса, который состоит из трех блоков: бухгалтерский баланс на отчетную дату; промежуточный ликвидационный баланс; окончательный ликвидационный баланс. Предложенная форма промежуточного ликвидационного баланса предоставит пользователям информацию о величине конкурсной массы и содержании в ней абсолютных, быстро-, медленно- и труднореализуемых активов. Для того чтобы не завышать конкурсную массу, расходы, связанные с банкротством, выделены в отдельный раздел. Разработанная форма окончательного ликвидационного баланса позволяет более широко показать процессы формирования конкурсной массы предприятия-должника и сопоставить ее с возможностью удовлетворения требований кредиторов. При ликвидации предприятия, кроме баланса, бухгалтером должны быть составлены и другие отчеты, а именно отчеты № 2 и № 4. При этом у работников бухгалтерии порядок и методика формирования данных отчетов вызывают ряд затруднений, однако они не закреплены в нормативных документах и не рассмотрены детальным образом в научной литературе.

Выводы

  1. Порядок формирования ликвидационного баланса — процесс довольно трудоемкий и долгий, при этом не закреплен в соответствующих нормативных документах. Необходимо разработать алгоритм формирования ликвидационного баланса, который состоит из трех блоков: бухгалтерский баланс на отчетную дату; промежуточный ликвидационный баланс; окончательный ликвидационный баланс.
  2. Процесс формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника представляет собой многогранный процесс, использующий не только методику его определения (методы переоценки и анализ статей баланса предприятия). При этом необходим еще и качественный анализ, направленный на оценку возможности предприятия-должника оплатить свои долги. Такой анализ тесно связан с процессом формирования пассива промежуточного ликвидационного баланса и включает оценку кредиторской задолженности, задолженности банкам и другим кредитным учреждениям и собственного капитала предприятия.
  3. Актив окончательного ликвидационного баланса предприятия на начало отчетного периода представляет собой актив промежуточного ликвидационного баланса предприятия, т. е. реальную конкурсную массу предприятия-должника. Учитывая, что окончательный ликвидационный баланс составляется после удовлетворения требований кредиторов, а следовательно, после реализации конкурсной массы предприятия, итог актива окончательного ликвидационного баланса на конец отчетного периода будет равен нулю.

Вопросы для самопроверки

  1. Сформулируйте определения промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
  2. Каков порядок формирования ликвидационного баланса?
  3. Приведите примеры бухгалтерских проводок по «очистке» баланса организации-банкрота.
  4. На какие виды и группы можно разделить дебиторскую задолженность организации-банкрота?
  5. В какой последовательности удовлетворяются требования кредиторов?
  6. Каковы правила ведения требований кредиторов?
  7. Каким образом классифицируются активы предприятия?

Библиография

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) М.: Инфра-М, 2007. 512 с.
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 ФЗ от 26.10.2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
  3. Кожинов В. Я. Бухгалтерский учёт. М.: ИНФРА-М, 2005. 544 с.
  4. Кукукина И. Г., Астраханцева И. А. Учет и анализ банкротств. М.: Финансы и статистика, 2004.
  5. Таль Г. К., Юн Г. Б. Арбитражное управление предприятием. М.: Дело, 2000.
  6. Семина А. Н. Банкротство. Вопросы правоспособности должника-юридического лица: Научно-практическое издание. — М.: Экзамен, 2004.

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация

Практикумы

Название практикума Аннотация

Презентации

Название презентации Аннотация

Согласно положениям статьи 61 Гражданского кодекса, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Процедура ликвидации компании является важным вопросом гражданско-правового регулирования юридических лиц.

Данная процедура влечет за собой последствия, значимые для многих заинтересованных лиц:

  • учредителей компании,
  • ее кредиторов,
  • и др.
Составление промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса производится с целью определения фактического финансового состояния дел ликвидируемой компании.

Именно на основании данных, содержащихся в ликвидационном балансе, учредители (или орган, принявший решение о ликвидации) смогут определить реальную стоимость активов компании и принять решение о наиболее выгодной их реализации.

И предварительная подготовка данных для составления:

  • промежуточного ликвидационного баланса,
  • окончательного ликвидационного баланса,
и само их составление, в большинстве случаев, являются задачами бухгалтерии ликвидируемого предприятия.

В данной статье будут рассмотрены некоторые особенности гражданско-правового регулирования ликвидационных процедур и порядок составления ликвидационного и промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидация. Требования действующего законодательства

В соответствии с положениями ст.61 Гражданского кодекса, организация может быть ликвидирована в трех случаях:

1. По решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

2. По решению суда:

2.1. В случае допущенных при создании организации грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

2.2. В случае осуществления деятельности:

  • без надлежащего разрешения (лицензии),
  • запрещенной законом,
  • с нарушением Конституции РФ,
2.3. В связи с иными неоднократными (грубыми) нарушениями закона, иных правовых актов.

2.4. При систематическом осуществлении:

  • некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением)),
  • благотворительным или иным фондом,
деятельности, противоречащей уставным целям.

2.5. В иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом.

3. Юридическое лицо, за исключением :

  • учреждения,
  • казенного предприятия,
  • политической партии,
  • религиозной организации,
ликвидируется также в соответствии со ст.65 ГК РФ, вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст.65 Гражданского кодекса.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации компании, регламентированы положениями 62 статьи Гражданского кодекса.

Учредители компании или орган, принявшие решение о ее ликвидации, обязаны:

  • письменно сообщить об этом в ФНС, для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что компания находится в процессе ликвидации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», уведомить ФНС (по месту нахождения организации) необходимо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.

ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что компания находится в процессе ликвидации.

Именно с этого момента не допускается государственная регистрация:

  • изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации,
  • юридических лиц, учредителем которых выступает указанная организация,
  • юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Учредители компании (орган, принявшие решение о ее ликвидации), так же уведомляют ФНС о формировании:
  • ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора,
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии со ст.62 ГК РФ, учредители организации (орган, принявшие решение о ликвидации):

1. Назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора).

2. Устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом и другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами организации.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой компании выступает в суде.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет ФНС о завершении процесса ликвидации компании не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации.

Ликвидационный баланс представляется в ФНС после завершения процесса ликвидации компании.

Порядок ликвидации организаций регламентирован положениями ст.65 Гражданского кодекса.

Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации», публикацию:

  • о ликвидации компании,
  • о порядке и сроке* заявления требований кредиторами компании.
*Срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры:

  • к выявлению кредиторов,
  • получению дебиторской задолженности,
а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации организации.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения:

  • о составе имущества ликвидируемой организации,
  • перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями компании (органом, принявшими решение о ликвидации).

В случаях, установленных законодательством, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с ФНС.

Вслучае, если случае, если имеющиеся у ликвидируемой организации (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет:

  • продажу имущества такой компании с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой компании производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 Гражданского кодекса.

Она осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс , который утверждается учредителями компании (органом, принявшими решение о ликвидации).

В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с ФНС.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество компании передается ее учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой компании, если иное не предусмотрено:

  • законом,
  • иными правовыми актами,
  • учредительными документами компании.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

В настоящее время законодательством не установлены отдельные виды унифицированных форм промежуточного и окончательного ликвидационных балансов для коммерческих организаций (кроме банков и бюджетных учреждений).

Соответственно, формы ликвидационных балансов организации придется разработать самостоятельно.

За основу ликвидационного баланса обычно принимается Форма №1 «Бухгалтерский баланс», в которую добавляются необходимые реквизиты и сведения.

При составлении ликвидационных балансов необходимо руководствоваться требованиями ПБУ 4/99 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».

В соответствии с п.3 ПБУ 4/99 применяется при установлении особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации.

Промежуточные ликвидационные балансы могут составляться неоднократно.

Их количество зависит:

  • от длительности процесса ликвидации компании,
  • требований участников (учредителей) и кредиторов к актуальности показателей финансового состояния компании.
В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить данные о составе имущества, которые содержат следующие сведения:

1. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:

  • инвентарного номера объекта,
  • марки,
  • года ввода в эксплуатацию,
  • фактического износа,
  • их остаточной стоимости.
2. Перечень зданий и сооружений с указанием:
  • инвентарного номера объекта,
  • наименования объекта и его местонахождения,
  • года ввода в эксплуатацию,
  • фактического износа,
  • их остаточной стоимости.
3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:
  • наименования объекта и его местонахождения,
  • года начала строительства,
  • фактически выполненного объема,
  • их балансовой стоимости.
4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:
  • наименований долгосрочных финансовых вложений,
5. Перечень нематериальных активов с указанием:
  • наименований нематериальных активов,
  • их стоимости по активу баланса.
6. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:
  • производственных запасов,
  • животных на выращивании и откорме,
  • незавершенного производства,
  • расходов будущих периодов,
  • готовой продукции,
  • товаров,
  • НДС по приобретенным ценностям,
  • прочих запасов и затрат,
  • денежных средств,
  • расчетов,
  • прочих активов
в том числе указываются товары отгруженные.

7. Расчеты с дебиторами:

  • за товары, работы и услуги,
  • по векселям полученным,
  • с дочерними организациями,
  • с бюджетом,
  • с персоналом,
  • по прочим операциям,
  • с прочими дебиторами.
8. Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.

9. Краткосрочные финансовые вложения.

10. Денежные средства:

  • касса,
  • расчетные счета,
  • валютные счета;
11. Перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием:
  • наименования кредитора (в порядке очередности),
  • суммы задолженности,
  • решения об удовлетворении.
Данный перечень приводится либо в приложении к балансу, либо дополняет собой сам баланс.

В отдельной графе указываются результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.

При этом, кредиторская задолженность, которая полностью погашена на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств, в ликвидационном балансе не отражается.

Таким образом, показатели промежуточного ликвидационного баланса должны содержать:

  • данные о составе активов и пассивов организации,
  • данные об имуществе организации,
  • данные о текущей дебиторской задолженности,
  • данные о текущей кредиторской задолженности.
При составлении промежуточного ликвидационного баланса используются данные последнего бухгалтерского баланса, составленного до принятия решения о ликвидации юридического лица.

В промежуточном ликвидационном балансе, составляемом до удовлетворения требований кредиторов, будут отражаться суммы долгов, предъявленных и списанных как до, так и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс может выглядеть следующим образом:

СОГЛАСОВАН УТВЕРЖДЕН

Общим собранием акционеров (участников)

(отметка ФНС) Протокол №___ от __.__.__

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС

Закрытого (Открытого) акционерного общества/Общества с ограниченной ответственностью

___________________________________________________________________________________________

(наименование)

на «__»__________ 20__г.*

* Дата принятия решения о ликвидации

ФОРМА №1

В продолжение Формы №1 (после Актива и Пассива Баланса по форме №1):

СОСТАВ ИМУЩЕСТВА

ликвидируемого_______________ общества ______________________

(наименование)

ПЕРЕЧЕНЬ

зданий и сооружений

ИТОГО:

ПЕРЕЧЕНЬ

машин, оборудования и других основных средств

ПЕРЕЧЕНЬ

объектов незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования

Незавершенное капитальное строительство

ИТОГО:

Неустановленное оборудование

ИТОГО:

долгосрочных финансовых вложений

Долгосрочные финансовые вложения - всего

в том числе:

ПЕРЕЧЕНЬ

нематериальных активов

Нематериальные активы - всего

в том числе:

ПЕРЕЧЕНЬ

запасов, затрат, денежных средств

и других финансовых активов

ВСЕГО:

в том числе:

Производственные запасы

Животные на выращивании и откорме

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы:

остаточная стоимость

Незавершенное производство

Расходы будущих периодов

Готовая продукция

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Прочие запасы и затраты

2. Денежные средства, расчеты и прочие активы

в том числе:

Товары отгруженные

Расчеты с дебиторами:

за товары, работы и услуги

по векселям полученным

с дочерними (зависимыми) обществами

с бюджетом

с персоналом по прочим операциям

с прочими дебиторами

Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства:

расчетный счет

валютный счет

прочие денежные средства

Прочие оборотные активы

ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ,

предъявленных кредиторами ликвидируемому

Закрытому (Открытому) акционерному обществу/Обществу с ограниченной ответственностью

_______________________________________________________________ (наименование)

I очередь

II очередь

III очередь

IV очередь

V очередь

После предоставления в ФНС ликвидационного баланса, компания снимается с налогового учета.Ликвидационный баланс составляется и утверждается (согласовывается) по тем же правилам, что и промежуточный ликвидационный баланс.

Окончательный ликвидационный баланс может быть как прибыльным для учредителей (участников) компании так и убыточным (в таком случае убытки покрываются за счет уставного капитала).

Ликвидационная комиссия должна передать в распоряжение учредителей (участников) компании все оставшиеся после расчетов с кредиторами активы, указанные в окончательном ликвидационном балансе.

После проведения расчетов с учредителями (участниками) компании, ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке.

Для этого в обслуживающий банк предоставляется заявление о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации.

Обслуживающий банк при закрытии счета должен выдать справку и сделать отметку в ликвидационной карте компании.

Только после этого в ФНС подается заявление о ликвидации.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.1 - 8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 ст.9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

При этом, государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании:

  • определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в ФНС из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
В случае поступления в ФНС определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ, а также Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. 28.06.2013 г.) (далее - Закон N 129-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).

В п. 1 и п. 2 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами.

П. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ предусматривает для письменного сообщения срок - 3 рабочих дня со дня принятия соответствующих решений. Нарушение этого срока является основанием привлечения учредителей (участников) общества к административной ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде предупреждения или административного штрафа в размере 5 000 руб.

Сообщение должно быть направлено в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества с приложением решения о ликвидации общества (форма № Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица» - приложение № 8 к приказу ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@).

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Также согласно пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации обязаны письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения. Форма сообщения и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 г. N ММВ-7-6/362@ (в ред. от 21.11.2011 г.).

Ст. 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица.

Пунктом 1 ст. 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Информация о дебиторской и кредиторской задолженности (с указанием конкретных контрагентов), полном перечне имущества ликвидируемой организации может быть составлена виде приложения к промежуточному ликвидационному балансу. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Подача промежуточного ликвидационного баланса не заменяет собой сдачу обычной отчетности ликвидируемой организации. Обе эти процедуры, при их совпадении во времени, должны идти параллельно.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Поскольку действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, согласно разъяснениям контролирующих органов, изложенным в совместном Письме Минфина и ФНС РФ от 07.08.2012 г. N СА-4-7/13101, используются бланки обычного бухгалтерского баланса, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 04.12.2012 г.), с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ).

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации, ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке.

После завершения процесса ликвидации, согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:

  • одписанное заявителем заявление (форма № Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией» - приложение № 9 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. 05.04.2013 г.) и в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в ред. от 28.07.2012 г.).

В соответствии со ст. 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.06.2013 г.) отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. Она составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.