Приемы деблокирования пострадавших на различных транспортных средствах. Дорожно-транспортных происшествий

Технологическая карта № 1

ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ НАЕЗДЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА СТОЯЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Москва

1. Область применения

Технологическая карта разработана для описания последовательности проведения аварийно-спасательных работ (АСР) в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) при наезде ТС (легковой автомобиль) на стоящее ТС (грузовой автомобиль).

При столкновении капот легкового автомобиля попал под раму грузового автомобиля. Произошла сильная деформация кузова легкового автомобиля, в котором остались зажатыми водитель и двое пассажиров на заднем сидении, получивших тяжелые травмы.

Разлива топлива и пожара не произошло.

АСР выполняются в светлое время суток, в зимнее время, при благоприятных погодных условиях силами дежурной смены МЧС России с исполь­зованием набора гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ), находящегося в АСМ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Для обеспечения безопасного проведения АСР на месте ДТП обозначаются рабочие зоны.

В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию пострадавших и оказанию им первой помощи.

В дальней рабочей зоне (8-10 метров) располагаются остальные участники АСР в готовности к применению дополнительных аварийно-спа­сательных средств (АСС). В этой зоне располагаются аварийно-спасательный инструмент, оборудование и приспособления, необходимые для проведения АСР, а также организуется площадка для складирования демонтируемых частей с поврежденных ТС при деблокировании пострадавших.

Рабочие зоны обозначаются световозвращающими конусами или сигнальной лентой.

2.1. Общийпорядок действий спасателей при данном виде ДТП

1. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании.

2. Обозначить зоны проведения АСР.

3. Осмотреть место ДТП вокруг ТС и пространство под ними.

4. Стабилизировать ТС, чтобы предотвратить их подвижку во время работ.

5. Отключить системы зажигания ТС и отсоединить аккумуляторные батареи (АКБ).

6. Провести работы по деблокированию пострадавших и освободить их от ремней безопасности.

7. После получения доступа к пострадавшим и проведения предвари­тельного осмотра, оказать им первую помощь, включая иммобилизацию позвоночника.

8. Эвакуация пострадавших и передача их бригаде скорой помощи.

Операции 1-5 проводятся спасателями одновременно.

Примечания:


  • приближаться к ТС по возможности лучше так, чтобы пострадавшие, находящиеся в сознании, не старались повернуть голову для установления контакта со спасателями, что может ухудшить их состояние в случае травмы позвоночника или головы;

  • если АКБ не удается отключить, нужно включить аварийные сигналы как предупреждение для остальных спасателей;

  • необходимо не извлекать пострадавших из ТС, а разбирать элементы поврежденного ТС вокруг пострадавших до тех пор, пока они не будут освобождены.
2.2. Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших при наезде ТС на стоящее ТС

При наезде легкового автомобиля на стоящий грузовой автомобиль происходят сильные повреждения кузова легкового автомобиля, а пассажиры получают тяжелые травмы.

Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших

При наезде ТС (легковой автомобиль) на стоящее ТС (грузовой автомобиль)

2.3. Технология выполнения работ

Стабилизация ТС

Для стабилизации ТС используется набор опорных блоков и пневмо­домкратов.

Т
С остались на полотне дороги с опорой на все колеса, поэтому для стабилизации ТС необходимо установить опорные блоки и подложить клинья под колеса.

Отключение АКБ

При невозможности получения прямого доступа к АКБ легкового автомобиля необходимо вскрыть капот ТС, используя расширитель. При невозможности отключения АКБ силовые провода перекусываются в районе клемм.

Работы по деблокированию пострадавших

Удаление стекла

Для доступа к пострадавшим с целью их первичного осмотра, при заклинивших дверях, необходимо разбить стекла стеклобоем.

Пострадавшие должны быть накрыты брезентовым полотном, которое защитит их от отлетающих осколков.

Вскрытие, удаление дверей и демонтаж крыши

В данном типе ДТП с целью создания доступа для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации (если это необходимо) проводится демонтаж дверей с обеих сторон автомобиля. Средние стойки перекусываются в двух местах (вверху и внизу). Производится перерезание передних и задних стоек, демонтаж крыши.


С
двиг (подъем) приборной панели

Сдвиг приборной панели автомобиля осуществляется для облегчения эвакуации пострадавших или получения доступа к их ногам. Для этого вставляется допол­ни­тельный упор из подкладок под среднюю стойку, в то место, куда будет направлено усилие от нижнего упора гидроцилиндра.

Оценка состояния пострадавших, оказание первой помощи

В случаях выявления признаков:

Комы - наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот;

Наружного кровотечения - пережать артерию рукой и наложить жгут;

Проникающих ранений шеи и грудной клетки - закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или специальной повязкой;

Синдрома длительного сдавления - наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье;

Переломов костей конечностей - обезболить и наложить шины.

Извлечение пострадавших из автомобиля

Прежде, чем приступить к этой стадии, необходимо убедиться, что:


  • пострадавшие полностью освобождены от зажатия в автомобиле;

  • полностью расчищен путь для эвакуации пострадавшего.

  • поврежденные части тела каждого пострадавшего надежно зафиксированы корсетами, шинами и т.п.
Извлечение пострадавших выполняется с помощью носилок или специальных эвакуацион­ных щитов. Затем пострадавшие передаются бригаде скорой помощи.



Эвакуационный щит


3. Технологическая карта проведения АСР на месте ДТП - наезд легкового автомобиля на неподвижное ТС

Вид ДТП -

наезд на неподвижное ТС


Тип ТС -

легковой

автомобиль


Кол-во

пострадавших - 3


Наименование и содержание операций (работ)

при проведении АСР


Инструмент, оборудование, приспособления

Ориентировочный норматив

выполнения операций, мин.


Прим.

Развертывание АСМ

не более 7

Оценка состояния пострадавших и ТС

Визуально

до 1

Обозначение рабочих зон

Световозвращающие конуса, сигнальная лента, огнетушитель

1-2

Стабилизация ТС

Опорные блоки и клинья

до 2

Защита водителя и пассажиров от осколков стекла, удаление ветрового стекла, перерезание ремней безопасности

Брезентовое полотно, стеклобой, нож для резки ремней безопасности

1-2

Оказание ПП водителю и пассажирам

Аптечка ПП, шейные корсеты,

4-6

Вскрытие капота ТС и отключение АКБ

Расширитель, кусачки или ключи

1-2

Деблокирование постра­дав­ших (демонтаж дверей со стороны водителя и со стороны пассажиров, перерезание стоек, демонтаж крыши)

Расширитель, кусачки, двухштоковый (одноштоковый) цилиндр

15-20

Извлечение пострадавших из ТС и передача бригаде скорой помощи

Эвакуационный щит

3-3,5

Доставка пострадавших

До машины скорой помощи


Эвакуационный щит, носилки

2-4

Примечания:


  1. Для темного времени суток норматив увеличивается на коэффициент 1,2.

  2. Для зимнего времени года норматив увеличивается на коэффициент 1,5.
3. В зависимости от сложности работ (степень повреждения ТС, численности аварийно-спасательного подразделения МЧС (АСФ, ПСФ, пожарного расчета) России, тяжести травм у пострадавших) норматив может быть увеличен, но не более чем в 2 раза.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Общие требования

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении АСР при ДТП достигается:


  • заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

  • неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний старшего дежурной смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

  • контролем выполнения мер безопасности при развертывании и подготовке к работе;

  • организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зонах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

  • четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

  • постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;
- приведением в готовность средств индивидуальной защиты: надеть каску, перчатки, средств защиты органов зрения.

Старший дежурной смены по прибытии на место ДТП обязан:

Установить взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, особенно в части обеспечения безопасности ведения спасательных работ в условиях интенсивного движения транспорта;

Поставить АСМ в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их местоположение установленным порядком;

Убедиться, что в рабочих зонах и вблизи них нет оборванных электролиний.

4.2. Требования безопасности при выполнении АСР

Многие современные автомобили имеют боковые подушки безопасности, спрятанные в спинках сидений.

П
ерекусывание датчиков, проводов, газовых цилиндров и самих подушек может привести к травмам.

Во избежание срабатывания воздушной подушки необходимо предварительно отключить контакты проводов, идущих к сенсору воздушной подушки, или отсоединить (перекусить) кабель от индивидуального источника питания.

Прежде чем перекусывать ГАСИ основание спинки сидения, необходимо удалить с помощью ножа его обшивку и найти безопасное место разреза.

Места размещения боковых подушек безопасности

He допускать проведение работ без стабилизации аварийных ТС.

Для деблокирования пострадавших при­менять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополни­тельных травм.

Для защиты пострадавшего от разле­таю­щихся осколков стекла применять брезентовое полотно.

Начиная АСР, принимать меры предосто­рожности, исходя из того, какими системами безопасности оборудованы аварийные ТС и состоя­ние указанных систем.

Необходимо соблюдать меры предосторож­ности и не допускать нахождение спасателя или инструментов в непосредственной близости от подушки безопасности. В частности, снизить риск травмы от подушки безопасности на водительском месте можно с помощью накладки для блокирования подушки безопасности водителя.

4.3. Обязанности спасателей при ведении АСР

Не выполнять работы с использованием неисправных механизмов и инструмента.

При выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного ТС) не допускать создания помех и опасности рядом работаю­щим спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях.

He допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийных ТС.

Извлечение пострадавших осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей.

4.4. Меры безопасности при работе с ГАСИ

Меры безопасности при работе с ГАСИ соблюдать в соответствии с инструкциями по эксплуатации на каждый инструмент ГАСИ.

Деблокирование пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций - извлечение пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций: из заваленных убежищ и укрытий, завалов зданий и сооружений, с верхних этажей разрушенных зданий и др.

Приемы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др.

Извлечение пострадавших из заваленных убежищ и укрытий производится через: основные входы и аварийные выходы; перекрытия путем устройства проема; проемы, устраиваемые в ограждающих стеновых конструкциях.

При этом возникает необходимость в выполнении таких инженерных работ, как: разборка и расчистка завалов; устройство подъезда к убежищу (укрытию) и подготовка рабочих площадок вблизи него для развертывания компрессорных и электрических станций, установки кранов и экскаваторов; откопка заваленных входов и оголовков аварийных выходов; отрывка приямков у стены убежища; пробивка проемов в перекрытиях и в стенах убежища или вырезание отверстий в защитных дверях; дробление крупных глыб, резка и рубка арматуры, разрезание длинномерных металлических конструкций.

При затоплении входа в убежища и укрытия требуется откачка воды и проведение работ по локализации аварий на сетях коммунального хозяйства. Разборка завалов может производиться с использованием инженерной машины разграждения (ИМР), путепрокладчиков, бульдозеров, экскаваторов и кранов. Откопка пострадавших из-под завалов выполняется вручную и с помощью автокранов с большим вылетом стрелы путем разборки завала сверху, проходки горизонтальной (наклонной) галереи, вертикальных шахт или пробивки проема в стене из соседнего помещения. Разборка завалов осуществляется только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко от поверхности завала, а также когда проходка галереи сопряжена с большой затратой времени. Разборка завала должна производиться с соблюдением мер предосторожности, так как при нарушении связей между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как для спасателей, так и для спасаемых. В связи с этим при разборке не допускается извлекать из завала рывком крупные элементы, раскачивать их и ударять по элементам завала в местах разборки. Для производства работ по разборке завала и извлечению тяжелых обломков применяются лебедки, гидравлический инструмент, домкраты, а для разрушения конструкций и пробивке отверстий
- пневматические или электрические отбойные молотки, бетоноломы и другие средства.

Спасательные работы при эвакуации пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий и сооружений с разрушенными и поврежденными лестничными клетками, сводятся в основном к оборудованию временных путей эвакуации - изготовлению и установке подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов, устройству проемов и переходов в соседние помещения и секции, в которых сохранились лестницы. Для эвакуации людей может также использоваться специальная техника, имеющаяся на оснащении формирований (вышковые машины, механические лестницы и т.д.). Кроме того, могут использоваться сохранившиеся стационарные пожарные лестницы, спасательные веревки, люки, трапеции и другие спасательные приспособления.
При эвакуации пострадавших из горящих зданий и сооружений необходимо иметь увлажненные простыни, полотенца, одеяла, плащ-палатки, брезент или одежду для защиты пострадавших от огня.

Деблокирование пострадавших при проведе­нии спасательных работ (СР) в условиях разрушения зданий представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конструкций и замкнутых помещений, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

В зависимости от местоположенияпострадавшихработы по деблокированию разделяются на три основных вида по техноло­гическим особенностям выполнения :

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломка­ми строительных конструкций;

Деблокирование пострадавших из замкнутых помещений;

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разру­шенных зданий.

Выполнение работ по деблокированию осуществляется спосо­бами:

Последовательной разборкой завала;

Устройством лаза;

Устройством галереи в грунте под завалом;

Пробивкой проемов в железобетонных (бетонных) и кирпич­ных стенах и перекрытиях (покрытиях).

Пробивке проемов может предшествовать разборка завала у наружной стены здания и откопка приямка.

В некоторых случаях применяют вырезание проема во входной двери блокированного помещения.

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разру­шенных зданий осуществляют, как правило, с использованием специальных технических средств: автолестниц, автоподъемни­ков, вертолетов. Кроме этого, применяются следующие способы спасения по­страдавших с верхних этажей зданий:

По сохранившимся или восстановленным лестничным мар­шам;

С использованием спасательной веревки и спасательного пояса;

С использованием лестницы-штурмовки, трехколенной лест­ницы;

С применением канатных дорог;

С применением спасательного рукава.

Пострадавших, находящихся в завалах, деблокируют с по­мощью шанцевого инструмента и средств малой механизации (СММ). В теле завала проделываются траншеи поперек схода снежной лавины, селя, оползня для установки мест наибольшего скопления людей и дальнейшего их деблокирования.

Применение инженерной техники при проведении работ по деблокированию пострадавших, находящихся под грунтовым, снежно-ледяным завалом, нежелательно, т. к. повышается веро­ятность нанесения дополнительных травм пострадавшим. Ис­пользование инженерной техники возможно только при большом объеме работ и ограниченном времени их проведения. В этих ус­ловиях для инженерной техники оборудуются площадки, насыпи (при селях, снежных лавинах) и проводятся заградительные рабо­ты по предотвращению дальнейшего смещения грунта, льда и снежных масс.

Устройство лаза в снежно-ледяном (грунтовом) завале произ­водится методом расширения естественных полостей. Сущность метода заключается в увеличении объемов естественных полос­тей и пустот в теле завала за счет принудительного перемещения фрагментов завала на необходимое расстояние в заданном на­правлении с последующей его фиксацией при помощи элементов крепления. В таких условиях устраиваются прямолинейные или криволинейные ходы, позволяющие перемещаться спасателям и

Осуществлять извлечение пострадавших. Для этих работ приме­няется шанцевый инструмент и комплекты специальных средств и приспособлений (винтовые, пневматические и гидравлические домкраты большой грузоподъемности, расширители, портатив­ные лебедки и др.).

Расширение полостей и пустот осуществляется в следующей последовательности:

Определяются геометрические размеры полости (ниши), раз­меры прилегающих обломков, углы их наклона относительно плоскости земли;

Выбираются направления и способы перемещения фрагмен­тов завала;

Устанавливаются домкраты и различные приспособления, с помощью которых производится перемещение фрагментов зава­ла необходимого объема и в заданном направлении.

Фиксация перемещаемых фрагментов завала и укрепление свода лаза производится специальными элементами крепления (штангами с изменяющимися размерами и т. п.). Способы уста­новки креплений, их количество и углы фиксированного положе­ния обеспечивают устойчивость прилегающей части завала как в продольном, так и поперечном направлениях. Элементы крепле­ния в лаз подаются вручную. При обнаружении в направлении устройства лаза крупных фрагментов завала выбирается крат­чайшее расстояние их обхода с учетом размещения фрагментов.

Резка арматуры производится специальными ножницами или другим оборудованием. Применение газовых резаков ограничи­вается по условиям возможного скопления газов и противопожар­ной безопасности. После обрезки арматуры оставшиеся хвостики заделываются заподлицо с сечением лаза.

Выбор мелких фрагментов и других структурных составляю­щих снежно-ледяного завала, погрузка их в специальные емкос­ти для последующей транспортировки, перемещение и выгрузка осуществляются вручную.

Работы по устройству лаза выполняются, как правило, специ­альной группой в составе командира группы и 4-х спасателей.

При устройстве лаза применяются три способа расширения полостей:

1) Расширение в вертикальном направлении, для чего приме­няются домкраты большой грузоподъемности и различных конструкций; способ очень трудоемкий, так как связан с переме­щением почти всей прилегающей к полости части завала.

2) Расширение полости в горизонтальном направлении; оно может осуществляться в одном направлении или быть двусторон­ним (обломки перемещаются в противоположных направлениях).

3) Расширение в сферическом направлении, когда перемеще­ние фрагментов завала осуществляется по радиусам полусферы, центром которой является осевая линия лаза. Расширение может производиться как в полной полусфере, так и в ее части.

В ходе проведения работ по устройству лаза применяется комплексное сочетание различных способов и приемов для пере­мещения фрагментов завала и расширения полостей.

Сечение лаза в свету должно составлять не менее 0,5-0,6 м2 (углы поворотов - не более 90°) и обеспечивать возможность пе­ремещения пострадавших на мягкой волокуше. В месте нахожде­ния пострадавших сечение лаза по возможности должно быть увеличено до 0,8-1,0 м2 в свету в целях создания необходимых условий для оказания пострадавшему экстренной медицинской помощи и подготовки его к транспортировке /67/.

Устройство галереи в снежно-ледяном (грунтовом) завале - это совокупность действий спасателей по деблокированию пост­радавшего путем относительно прямолинейной проходки к нему в теле завала. Галереи устраиваются в случаях значительного (до 20 м) удаления пострадавшего от поверхности завала, когда его местонахождение известно точно или когда применение других способов деблокирования неэффективно (невозможно). В зави­симости от структуры и характера завала и влияния других фак­торов выживания деблокирование может осуществляться проход­кой по горизонтальной или наклонной галерее.

Устройство галереи предполагает выполнение следующих тех­нологических операций:

Подготовительных работ;

Разработки массы завала по оси намеченной трассы про­ходки;

Установки креплений;

Деблокирования пострадавшего непосредственно в месте его нахождения.

Подготовительные работы включают выбор рабочего места и направления галереи, ограждение места производства работ по периметру или установка предупреждающих (запрещающих) зна­ков, подготовку рабочей площадки, аварийно-спасательного инструмента, технических средств, элементов крепи.

Выбор места и направления проходки галереи производится с учетом расстояния до пострадавшего и его положения, а также наличия по направлению оси галереи крупных фрагментов снеж­но-ледяного (грунтового) завала и строительных конструкций. Для точного выдерживания направления проходки проекция оси на поверхности завала обозначается канатом (веревкой), кото­рый фиксируется по устойчивым обломкам.

Перед началом проходки галереи рабочая площадка расчища­ется от снега, льда, обломков и строительного мусора. В удобном месте размещается аварийно-спасательный инструмент, развер­тывается компрессорная станция (электроагрегат), складируются элементы крепи. Проходка галереи включает разработку крупных фрагментов завала, подъем и перемещение их, установку креп­лений. Подъем обломков осуществляется домкратом, который ус­танавливается на подкладку. В случаях, когда перемещение об­ломков домкратом невозможно, они дробятся или обрубаются (обрезаются), для чего используются отбойный молоток, ручная шлифовальная (отрезная) машина, кусачки.

После перемещения и размещения фрагментов снежно-ледя­ного и грунтового завала производится выборка отдельных фраг­ментов и переноска их за пределы галереи в отвал. Крупные фрагменты (до 50 кг) вытягиваются из галереи при помощи ве­ревки или каната на руках или волоком в бадье. Посредством ука­занных операций бока и кровля галереи обираются по контуру выработки вчерне, после чего производится доводка сечения и подготовка его к установке креплений. Перед установкой рам предварительно выполняется подгонка замков, примерка и об­резка стоек и верхняков. Затем две стойки диаметром 10-12 см подбивают под верхняк, заведенный в галерею; стойки предвари­тельно устанавливаются на лежень, укладываемый в канавку, за­тем стойки и верхняк крепятся скобками.

При интенсивном давлении массы завала верхняк и стойка со­единяются между собой “в лапу”, скрепляются скобами, надежно расклиниваются, после чего рама забивается под свод галереи. Установка рам может осуществляться и всплошную. Если воз­можны вывалы фрагментов завала, то выполняется сплошная за­тяжка кровли и боков галереи. Вначале затягивается кровля. За­тяжка боков начинается в основании галереи. Заделка пустот за затяжками производится по мере наращивания затяжек. Прове­ряется правильность установки рамы по направлению. Рама окончательно расклинивается в замках деревянными клиньями. После затяжки кровли и боков устанавливаются распоры между рамами. Установка креплений обычно осуществляется после про­ходки 1 м галереи. Цикл работ (разработка завала - установка креплений) повторяется.

После обнаружения пострадавшего устраивается окончание галереи длиной 2 м. Крепление окончания выполняется аналогич­но креплению основной части галереи, но, исходя из особеннос­тей положения пострадавшего и конфигурации завала, может не проводиться. Деблокирование пострадавшего производится пос­ледовательно по ходу разборки (разработки) завала при устройстве окончания галереи. Применение отбойных молотков и газо­вой резки в окончании галереи во избежание опасности постра­давшему ограничивается.

Все работы выполняются расчетом из 3 человек, на отдельных операциях могут быть задействованы 1-2 человека. Смена спа­сателей на рабочих местах проводится через 20-30 мин.

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций , прово­дится в основном методом разборки завала.

Разборка завалов производится при необходимости:

Обеспечения доступа к пострадавшим, находящимся под об­ломками конструкций в следе схода снежной лавины, обвала, оползня, селя;

Откопки заваленных входов (аварийных выходов) защитных сооружений, подвальных помещений зданий и сооружений;

Освобождения покрытия (перекрытия) и стен (перегородок) зданий для последующей пробивки в них проема.

Технологический процесс разборки завала включает следую­щие операции:

Отрывку траншей вдоль следа схода снежной лавины, обва­ла, оползня, селя;

Извлечение из тела завала крупногабаритных обломков конструкций;

Дробление крупногабаритных обломков железобетонных (бе­тонных) конструкций и кирпичных глыб на демонтажные элементы;

Резку металлических конструкций и арматуры;

Извлечение крупногабаритных обломков конструкций из за­вала со складированием их в отвал или с погрузкой в транспорт­ные средства;

Подбор и извлечение из завала обломков мелкой фракции;

Фиксация элементов завала от смещения;

Освобождение пострадавшего от обломков в месте его рас­положения.

Важной особенностью процесса разборки завала в целях де­блокирования пострадавших является предотвращение (недо­пущение) смещения элементов завала и сохранение их в положе­нии устойчивого равновесия. Это достигается поэтапной органи­зацией работы. На первом этапе выполняются операции с ограни­ченным применением средств механизации, работа которых сопровождается значительными ударными нагрузками, сильной вибрацией и смещением (обвалом, падением) обломков. На вто­ром этапе, когда работы ведутся в непосредственной близости к пострадавшим, применяется только ручной аварийно-спасатель­ный инструмент.

Существует ряд приемов разборки завалов.

Разборка завала сверху осуществляется после обна­ружения заваленного человека, укрепления неустойчивых облом­ков конструкции. Если человек находится в завале, состоящем из мелких обломков (завал 2-го типа), то разборка осуществляется вручную звеном из 5 человек. При этом все спасатели работают одновременно: трое разбирают завал, двое относят обломки в сторону (в отвал). Если пострадавший находится вблизи поверх­ности завала, то спасатели в первую очередь освобождают его голову и грудь от давления обломков, затем освобождают осталь­ную часть тела; после оказания первой медицинской помощи пострадавший выносится из завала.

Если человек находится в завале, состоящем из крупных об­ломков железобетонных (бетонных) конструкций и кирпичных глыб, то разборка завала осуществляется звеном из 6-9 чело­век. Верхний слой обломков убирается с помощью лебедки или автокрана после предварительной (при необходимости) резки арматуры; при этом вначале убираются мелкие обломки, затем, после расчленения обломков конструкции, убираются нижеле­жащие крупные обломки. Такие операции повторяются до тех пор, пока не будет освобожден пострадавший. Расчленение об­ломков конструкций на поверхности завала осуществляется наи­более эффективно с использованием универсального комп­лекта мотоинструмента, дисковых мото - и электропил, бетоно-ломов, отбойных молотков, гидравлических ножниц и резаков. Если пострадавший находится под крупными обломками конструкций на поверхности завала, то его освобождают с ис­пользованием домкратов, пневматических подушек, плунжер­ных распорок.

Сплошная горизонтальная разборка завала осу­ществляется после обнаружения заваленных людей или по направ­лению наиболее вероятного нахождения их в завале, для чего в завале устраивается горизонтальный проход шириной для рабо­ты техники и глубиной до поверхности земли. Вначале с помощью автокрана из завала выбираются находящиеся на его поверхности железобетонные плиты межэтажных перекрытий и другие крупно­размерные обломки, которые складируются или отгружаются в транспортные средства и вывозятся. При необходимости облом­ки конструкций расчленяются и освобождаются от связей с телом завала. Затем фронтальным погрузчиком выбирается мелкая фракция завала, начиная с его нижней кромки. Данные операции повторяются до момента обеспечения свободного доступа к пораженным. Далее осуществляется высвобождение людей, ока­зание им медицинской помощи и эвакуация из завала.

Операция по деблокированию и резке бетонных, железобетон­ных, металлических конструкций и арматуры осуществляется расчетом, оснащенным аварийно-спасательным инструментом.

Разборка завала у стены здания осуществляется с использованием бульдозера, экскаватора или крана. В сплошных завалах высотой более 2 м целесообразно отрывать котлован размером не менее 2x2,5 м.

При отрывке котлована в завале у стены здания вначале экс­каватором расчищается рабочая площадка такого размера, что­бы при повороте платформы на 90° расстояние до стены здания было не менее 0,5 м. Ось копания должна проходить параллель­но стене здания или под углом не более 15° к стене.

Отрывка котлована бульдозером осуществляется аналогично отрывке котлована при откопке входа в подвал. Крупные обломки конструкций извлекаются краном.

В случае невозможности использования высокопроизводи­тельных машин разборка завала у стены здания осуществляется вручную звеном из 8 человек. Одновременно работают 4 челове­ка: двое разбирают завал, двое отбрасывают обломки в сторону. Крупные обломки рачленяются или извлекаются из завала с ис­пользованием лебедки. Лебедка устанавливается не ближе 1 м от края котлована, который необходимо отрыть в завале. При высоте завала 1 м объем выемки составляет 4-4,5 м3, при высоте 2 м -18-21 м3, при высоте 3 м - 55–60 м3 /67/.

Опыт спасательных работ при стихийных бедствиях показыва­ет, что чаще всего процесс разборки завала в целях деблокиро­вания пострадавших осуществляется вручную или с ограничен­ным применением средств механизации. Технологические опера­ции по разборке завала вручную и резке конструкций выполняют­ся расчетом из 3-4 человек, оснащенном ручным инструментом.

Деблокирование пострадавших из замкнутых помещений осуществляется способом устройства прохода (проема) в блокированное помещение. Проходы могут устраи­ваться в виде проемов в перекрытиях (покрытиях), стенах (пере­городках), входных дверях как снаружи здания, так и из соседних (смежных) помещений, доступ в которые свободен или предвари­тельно подготовлен. Расположение и размеры проема должны обеспечивать возможность беспрепятственного и относительно удобного проникновения спасателей через него внутрь блокиро­ванного помещения и эвакуации пораженных. Обычно проемы устраиваются в виде квадрата (прямоугольника) площадью 0,5-1,0 м2 в свету со сторонами 0,6 (1,0)х0,8 (1,0) м. При устрой­стве проема в стене его нижняя кромка должна быть на высоте 0,7-1,2 м над уровнем пола или поверхности земли.

Устройство проема в ограждающих конструкциях блокирован­ных помещений предполагает выполнение следующих технологи­ческих операций:

Подготовку поверхности завала и площадок для размещения средств механизации у места пробивки проема (предварительная разборка завала или откопка приямка, выбор места и обозначе­ние контура проема);

Пробивку (сверление) отверстий по контуру проема;

Пробивку проема в железобетонной (бетонной) конструкции или кирпичной стене;

Обрезку (загибание) прутьев арматуры.

Пробивка проема является наиболее трудоемкой и продолжи­тельной технологической операцией. Она выполняется с исполь­зованием навесного гидромолота, гидроклиновой установки, бе-тонолома или отбойного молотка, ручной механизированной ал­мазной пилы, передвижного станка алмазного сверления, а так­же невзрывных разрушающих средств (НРС).

В случаях разрушения железобетонных конструкций требуется огневая (газопламенная) резка обнаженных арматурных стерж­ней. При применении гидроклиновой установки и невзрывных разрушающих средств необходимо предварительное высверли­вание шпуров в разрушаемых конструкциях.

Устройство проемов в железобетонных стенах толщиной 300, 380 и 510 мм (в основном в наружных стенах) может выполнять­ся гидроклином (например, ЭО-3322), навешенным на экскава­тор. Гидроклин монтируется со стороны прямой лопаты. В про­цессе разрушения стены ведется наблюдение за образованием трещин за пределами контура проема и, при необходимости, производится обрушение неустойчивых кусков бетона или иного материала. Данная операция выполняется тремя спасателями: один управляет машиной, второй обрушивает неустойчивые кус­ки бетона, третий обрезает газорезом арматуру в пределах кон­тура проема.

Разрушение бетона и малоармированного железобетона осу­ществляется с помощью гидроклиновой установки, в комплект которой входят компрессорная станция производительностью не менее 3 м3/мин, ручной перфоратор для бурения шпуров, энерго­установка с комплектом раскалывающих гидроцилиндров.

Бетон разрушается путем пробуривания шпуров диаметром 36-50 мм и глубиной 400-650 мм и установкой в них раскалыва­ющих цилиндров; под давлением 40-50 мПа клин внедряется между раскалывающими щеками, создавая разрушающее напря­жение для образования трещин в конструкции. При разрушении железобетона трещина увеличивается до 50-60 мм путем смены раскалывающих щек. Арматурные стержни перерезаются электро­кислородным или газокислородным резаком.

Для образования проема в конструкции высверливаются вру­бовые и отбойные шпуры. Врубовые шпуры располагают в цент­ральной части проема по контуру основания усеченной пирамиды с шагом 20-25 см под углом 45° таким образом, чтобы шпуры бы­ли в боковых гранях пирамиды. Отбойные шпуры с таким же ша­гом устраиваются по контурной линии проема, причем они в зави­симости от толщины конструкции могут располагаться вертикаль­но или под некоторым углом к стене.

Устройство проема с применением ручной механизированной алмазной пилы возможно при толщине стены не более 26 см; на такую глубину осуществляется резка каменных и бетонных конструкций алмазной кольцевой пилой типа “Партнер” (Швеция).

Проем в стене и перекрытии может быть сделан путем алмаз­ного сверления по контуру проема сопряженных или расположен­ных с некоторым зазором (целиками) отверстий, разрушения (ломки) целиков и удаления массивного керна. Сверление произ­водится кольцевыми алмазными сверлами диаметром 80-120 мм типа СКА, оснащенными природными дроблеными алмазами. Для работы применяются передвижные станки различной моди­фикации с мощностью электрического двигателя не менее 2 кВт. Устройство проема с применением станка для алмазного сверле­ния отверстий диаметром 80-125 мм по контуру проема с после­дующим удалением блоков проема осуществляется поэтапно - выполняются подготовительные работы, производится алмазное сверление отверстий, удаляются блоки из конструкций.

Подготовительные работы предусматривают устройство под­ходов к рабочей площадке, доставку оборудования и оснастки в зону работ, разметку контура проема, подключение систем элект­ро - и водоснабжения.

Для сверления отверстий применяются алмазные сверла ди­аметром 80, 100 и 125 мм. В процессе сверления прослеживают­ся усилия подачи, чтобы они не превышали величины, при кото­рой может произойти заклинивание инструмента. При прекра­щении подачи или оттока воды следует немедленно вывести сверло, выключить двигатель, выяснить и устранить причину сбоя. При сверлении участков с арматурой необходимо умень­шить усилие подачи во избежание поломки режущей части сверла и перегрузки двигателя. При появлении искр резко сни­жается усилие подачи и увеличивается расход воды. Керн уда­ляется из сверла под действием собственной массы поворотом сверла на 90°. Работы выполняются двумя операторами алмаз­ного сверления.

Удаление блоков проема из конструкции стены осуществляет­ся в последовательности:

Рычажная лебедка грузоподъемностью до 0,5 т закрепляется за элемент разрушенной конструкции массой не менее 100 кг;

Крюк лебедки заводится в пробуренное центральное отверс­тие верхней части проема;

Блок проема опрокидывается на рабочую площадку натяже­нием на лебедке.

Сверление отверстий глубиной более 300 мм производится пу­тем последовательного отбора кернов. В этом случае буровая головка отводится от устья и керн извлекается из скважины с помощью специального керноотборника.

Разрушение бетона, кирпичной кладки и малоармированного железобетона при устройстве проема осуществляется с помощью невзрывных разрушающих средств (НРС), изготовленных в виде патронов и помещенных в пробуренные по специальной схеме шпуры. Разрушение материала происходит при расположении шпуров по двум технологическим схемам - с центральным вру­бом (применяется чаще) и врубом по контуру проема.

НРС представляет собой порошкообразные или плотные ком­позитные материалы на основе негашеной извести с добавками алюмоферритных, силикатных и сульфатных соединений. Разру­шение конструкций осуществляется за счет создания предель­ных разрушающих напряжений на стенки шпура при взаимодейс­твии материала НРС с водой и его твердении с увеличением объ­ема.

В настоящее время используется порошкообразный НРС-1, но его недостатком является узкий температурный диапазон приме­нимости (эффективен только при положительной температуре материала разрушаемой конструкции). Процесс разрушения воз­растает при применении патронированных НРС, разработанных в Японии; они имеют более широкий температурный диапазон.

Заклинившиеся защитно-герметические (герметические) две­ри сооружений или стальные (обшитые металлическими листа­ми) двери вскрываются вырезанием проема, обрезанием запор­ного устройства или петель; здесь используется аппарат газопла­менной резки или отрезная (шлифовальная) машина с абразив­ным диском.

Для устройства прохода через проем с обеих сторон укладыва­ются в виде ступенек обломки конструкций. В проеме перекрытия для выхода устанавливается приставная лестница или закрепля­ется специальное подъемное устройство блочного типа.

В целях безопасности при выборе средств разрушения для устройства проема через перекрытие необходимо учитывать:

Стесненность условий ведения работ;

Ограниченность механизированной доставки технических средств и оборудования к месту работ;

Отсутствие энергоисточников и освещения;

Возможность обрушения конструкций стен от вторичных причин.

С учетом этих обстоятельств технические средства для произ­водства работ (при соблюдении правил их использования и мер личной безопасности) должны иметь небольшие габариты и мас­су, позволяющие доставлять их вручную через завалы и узкие проходы, и автономный энергоисточник (возможность энерго­снабжения от автономных энергоустановок).

Указанным требованиям и условиям производства работ при устройстве проемов через перекрытия удовлетворяют следую­щие способы резки и разрушения:

Алмазная резка механизированной пилой;

Алмазное сверление смежных отверстий по контуру проема;

Гидроклиновое разрушение;

Разрушение бетоноломом или отбойным молотком.
Выбор способа резки и разрушения бетона проводится с уче­том следующих особенностей:

Применение алмазных рабочих органов требует норматив­ного расхода воды для охлаждения инструмента: при сверлении -5-6 л/мин, при резке ручной пилой - 15 л/мин;

Механическое разрушение бетона применяется в сочетании с огневой резкой арматурных стержней в целях снижения виброудар­ного воздействия на конструкцию и обеспечения ее устойчивости.

Наиболее эффективными и безопасными способами разруше­ния перекрытий при устройстве проемов являются алмазные сверление и резка. Устройство проема с помощью гидроклиньев и бетонолома производится в случае исключения (предотвраще­ния) возможности обрушения поврежденных конструкций от вибро­ударного воздействия при разрушении бетона.


Похожая информация.


Необходимо разбирать транспортное средство до возможности эвакуации пострадавшего из зоны аварии. Внимание! Три основных правила спасения:

  • 1. Никогда не извлекайте пострадавшего из ТС до оказания ему первой медицинской помощи при травмах и стабилизации* его состояния.
  • 2. Разбирайте ТС вокруг пострадавшего, а не вытаскивайте пострадавшего из поврежденного ТС.
  • 3. Пострадавший после извлечения должен находиться в таком же или лучшем, чем до начала спасательных работ, состоянии.

Отклонение от этих правил возможно лишь при угрозе для жизни пострадавшего или спасателей.

При деблокировании пострадавшего необходимо провести следующие операции, поддерживая визуальный контакт с пострадавшим:

  • отключить аккумуляторы, за стабилизировать поврежденный автомобиль с помощью специальных приспособлений и/или средств технического оснащения (домкратов, пневматических подушек, цепей, тросов) или других подручных средств (запасного колеса, каменных обломков и т.п.), из колес автомобиля, стоящего на них, выпустить воздух выкручиванием, срезанием ниппелей, протеканием шин,
  • снять остаточное напряжение в деформированном кузове аварийного автомобиля «перекусыванием» одной из стоек или силового элемента кузова, рассчитав возможное перемещение фрагментов аварийного ТС, отключить не сработавшие воздушные подушки и ремни безопасности,
  • обеспечить защиту пострадавшего от осколков стекла, пластика, обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов,
  • создать свободное пространство вокруг пострадавшего (удалив лобовое, заднее или боковое стекло, крышу, двери, передние крылья; вытолкнув переднюю часть автомобиля, удалив боковую стенку; отогнув руль и рулевую колонку), оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, зафиксировать пострадавшего без дополнительного передвижения,

Удаление стекол. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удалять с помощью специального пробойника, а при его отсутствии - молотком и пассатижами (гидравлическим разжимом); стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лентой, - с использованием присоса (вантуза) с рукояткой, предварительно разрезав ленту; стекла боковых окон - с помощью специального пробойника или молотка и пассатижей (гидравлического разжима).

Подвижное стекло, прикрепленное к кузову автомобиля на шарнирах, необходимо обклеить клейкой лентой («скотчем») и удалить как одно целое. Осколки стекла убрать или накрыть чехлом из плотного материала.

Для отгибания крыши с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную «перекусить» гидравлическим резаком передние и боковые стойки корпуса автомобиля; «надкусить» боковую поверхность крыши.

Если передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем, крышу легкового автомобиля отгибают вперед.

Если автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку.

Для вскрытия двери легкового автомобиля со стороны замка необходимо:

  • вставить в окно двери гидравлический разжим, разжать наружные панели двери до образования щелей в районе замка и шарниров; щели можно также создать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью,
  • *вскрыть дверь со стороны замка или со стороны шарниров гидравлическим разжимом и удалить ее.

С целью обеспечения доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего следует вытолкнуть переднюю часть легкового автомобиля. Для этого:

перерезать гидравлическим резаком передние и средние стойки, отогнуть или полностью удалить крышу,

вскрыть и удалить дверь гидравлическим разжимом,

*вытолкнуть переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего гидравлическим силовым цилиндром.

Выталкивать переднюю часть автомобиля можно так же с помощью гидравлического разжима, установленного в центре автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач,а также используя разжим как промежуточную опору для гидроцилиндра.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего надо вскрыть переднее крыло легкового автомобиля. Для этого:

перерезать передние стойки гидравлическим резаком или полностью удалить крышу,

взрезать часть переднего крыла автомобиля гидравлическим резаком,

одновременно отжать (вытолкнуть) гидравлическим домкратом приборную панель.

Для создания пространства, необходимого при эвакуации пострадавшего, удалить полностью боковую стенку легкового автомобиля. Для этого:

полностью удалить крышу гидравлическим резаком,

вскрыть дверь со стороны шарниров гидравлическим разжимом и удалить ее,

разрезать гидравлическим резаком и удалить опору боковой стойки и заднюю дверь,

разрезать и удалить заднее сиденье и спинки передних кресел.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, необходимо:

приподнять автомобиль пневматическими подушка ми низкого давления или домкратами,

вскрыть гидравлическим разжимом переднюю дверь, удалить крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья гидравлическим резаком.

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, Тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удалить дверь кабины. Для этого необходимо вскрыть ее разжимом со стороны шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке пострадавшего крышу кабины грузового автомобиля отгибают назад. Для этого:

вскрывают гидравлическим разжимом дверь со стороны шарниров и удаляют ее,

«перекусывают» гидравлическим резаком передние и боковые и, частично, задние стойки кабины.

Чтобы обеспечить полный доступ к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего, необходимо:

1) вытолкнуть переднюю часть кабины грузового автомобиля; для этого:

перекусить передние стойки гидравлическим резаком,

отогнуть назад крышу и вытолкнуть переднюю часть кабины гидравлическим силовым цилиндром

или разжимом с цепями,

при использовании для выталкивания разжим цепи закрепить за отгибаемый узел и за раму (передний мост) автомобиля,

2)рулевую колонку грузового автомобиля отогнуть перед с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями, для чего:

вскрыть дверь гидравлическим разжимом со стороны шарниров и удалить ее,

перекусить гидравлическим резаком переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего.

Одновременно с оказанием медицинской помощи пострадавшему следует продолжать дальнейшую разборку автомобиля с целью освобождения пространства, необходимого для фиксации поврежденных частей тела пострадавшего (головы, шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, верхних и нижних конечностей и т.п.) и его эвакуации.

Для фиксации частей тела пострадавшего необходимы медицинские корсеты и шины.

При эвакуации пострадавшего из аварийного ТС следует:

осторожно повернуть тело пострадавшего (как одно целое) и уложить на жесткие носилки (доску),

прикрепить тело и нижние конечности пострадавшего к носилкам ремнями (пластырем),

эвакуировать пострадавшего из поврежденного автомобиля.

Для эвакуации пострадавшего из-под автомобиля приподнять автомобиль с помощью автокрана, лебедки, гидравлических или ручных домкратов, разжимов и силовых цилиндров, пневматических подушек. При деблокировании пострадавшего из-под грузового автомобиля иногда необходимо прорыть подкоп в грунте.

После эвакуации пострадавшего из аварийного ТС его транспортируют для оказания первой врачебной помощи (или в пункт идентификации личности). При отсутствии бригады «Скорой помощи» пострадавшего доставляют в лечебное учреждение в транспорте ПСФ.

Москва

1. Область применения

Технологические карта разработана для описания последовательности аварийно-спасательных работ (АСР) в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) при боковом столкновении транспортных средств (ТС) на дорожном полотне в населенном пункте. В столкновении участвовали два автомобиля (грузовой и легковой) с общим числом пострадавших 3 человека.

После столкновения ТС остались на полотне дороги, при сильной деформации кузова легкового автомобиля, в котором остались зажатыми пассажиры, получившие тяжелые травмы. Разлива топлива и пожара не произошло. Воздушные подушки в ТС отсутствуют.

Спасательные работы выполняются в светлое время суток, в летнее время, при благоприятных погодных условиях силами дежурной смены МЧС России, с использованием стандартного набора гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ), находящегося в АСМ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Для обеспечения безопасного проведения АСР на месте ДТП обозначаются рабочие зоны.

В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим.

В дальней рабочей зоне (8-10 метров) располагаются остальные участники АСР в готовности к применению дополнительных аварийно-спаса­тельных средств (АСС). В этой зоне располагаются аварийно-спасательный инструмент, оборудование и приспособления, необходимые для проведения АСР, а также организуется площадка для складирования демонтируемых частей с поврежденного ТС при деблокировании пострадавших.

Рабочие зоны обозначаются световозвращающими конусами или сигнальной лентой.

2.1. Общий порядок действий спасателей при данном виде ДТП

1. Установить и постоянно поддерживать контакт с пострадавшими, если они в сознании.

2. Обозначить зону проведения АСР.

3. Осмотреть место ДТП вокруг ТС и пространство под ними.

4. Стабилизировать ТС, чтобы предотвратить их подвижки во время работ.

5. Отключить системы зажигания ТС и отсоединить аккумуляторные батареи (АКБ).

6. Провести работы по деблокированию пострадавших, отключение не сработавших систем воздушных подушек безопасности и освобождение пострадавших от ремней безопасности.

7. После получения доступа к пострадавшим и проведения предварительного осмотра, оказать им первую помощь, включая иммобилизацию позвоночника.

8. Эвакуация пострадавших и передача их бригаде скорой помощи.

Операции 1 – 5 проводятся спасателями одновременно.

Примечания:

Приближаться к ТС по возможности лучше спереди. В этом случае пострадавшие, находящиеся в сознании, не будут пытаться повернуть голову для установления контакта со спасателями, что может ухудшить их состояние при травме позвоночника или головы;

Если АКБ не удается отключить, включите аварийные сигналы как предупреждение для остальных спасателей;

Необходимо не извлекать пострадавших из ТС, а разбирать элементы поврежденного ТС вокруг пострадавших до тех пор, пока они не будут освобождены.

2.2. Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших

при боковом столкновении

Боковой удар часто приводит к смертельному исходу пострадавших, так как между местом удара и пассажирами очень маленькое расстояние. В результате деформации салона остается очень мало пространства для работы спасателей и оказания первой помощи. Доступ к пострадавшим чаще всего организуется с неповрежденной стороны автомобиля.

Типовые повреждения ТС и типовые травмы пострадавших

при боковом столкновении

№ пп

Вид ДТП

Типовые повреждения ТС

Типовые травмы пострадавших

Боковое столкновение

Деформация боковых частей ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол, деформация крыши и пола

Шейно-позвоночные и черепно-мозговые травмы, травмы нижних конечностей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ребер, резано-колотые раны.

2.3. Технология выполнения работ

Стабилизация ТС

Для стабилизации ТС используется набор опорных блоков и пневмо­домкратов.

Клинья и блоки из пластика и дерева

ТС остались на полотне дороги с опорой на все колеса, поэтому для стабилизации ТС необходимо установить опорные блоки и подложить клинья под колеса.

Отключение АКБ

При невозможности получения прямого доступа к АКБ легкового автомобиля необходимо вскрыть капот ТС, используя расширитель. При невозможности отключения АКБ силовые провода перекусываются в районе клемм.

Работы по деблокированию пострадавших

Разъединение транспортных средств

Для получения доступа к пострадавшим необходимо с помощью тягача отвести грузовое ТС.

При невозможности проведения данной операции все операции по деблокированию пострадавших в легковом ТС производить с одной стороны легкового ТС (со стороны водителя).

Удаление стекла и освобождение пострадавших от ремней безопасности

Для доступа к пассажиру на переднем сидении и к водителю с целью их первичного осмотра, при заклинивании дверей, необходимо разбить боковое стекло стеклобоем и удалить лобовое стекло. Пострадавшие, находящиеся в автомобиле, должны быть накрыты брезентовым полотном, которое защитит их от отлетающих осколков.

Ремни безопасности расстегиваются или перерезаются.

Вскрытие и удаление дверей

Если двери заклинило, а подходящее место для введения расширителя отсутствует, то сжимается переднее крыло или делается профильный надрез в самой верхней точке арки колеса. После надреза обшивка удаляется. Затем находится точка опоры для расширителя над верхней петлей двери автомобиля, после чего дверь отжимается. Аналогично поступают и с нижней петлей.

С целью создания большого проема в боковой стороне автомобиля для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации (если это необходимо) проводится демонтаж боковой стороны автомобиля со стороны водителя легкового ТС. Для этого следует снять заднюю дверь с помощью резания или разжима дверных петель.

Центральная стойка перекусывается в двух местах (вверху и внизу).

Оценка состояния пострадавших, оказание первой помощи

В случаях выявления признаков:

комы - наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот;

наружного кровотечения - пережать артерию рукой и наложить жгут;

проникающих ранений шеи и грудной клетки - закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или специальной повязкой;

синдрома длительного сдавления - наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье;

переломов костей конечностей - обезболить и наложить шины.

Извлечение пострадавших из автомобиля

Прежде, чем приступить к этой стадии, необходимо убедиться, что:

Пострадавшие полностью освобождены от зажатия в автомобиле;

Поврежденные части тела надежно зафиксированы корсетами, шинами и т. п.;

Полностью расчищен путь для эвакуации пострадавших.

Извлечение пострадавших выполняется с помощью носилок или специальных эвакуацион­ных щитов.

Эвакуационный щит

Затем пострадавшие передаются бригаде скорой помощи.

3. Технологическая карта проведения АСР на месте ДТП - боковое столкновение грузового и легкового ТС

Вид ДТП

Тип ТС

Кол-во

пострадавших

при проведении АСР

Используемый

инструмент

Норматив выполнения операции, от - до, мин.

Прим.

Боковое столкновение двух ТС.

ТС остались на дороге.

Грузовой и легковой

автомобили

Развертывание АСМ

не более 7

Оценка состояния пострадавших

Визуально

Обозначение рабочих зон

Световозвращаю-щие конуса, сигнальная лента,

Стабилизация ТС

Опорные блоки и клинья

Вскрытие капота легкового ТС и отключение АКБ

Кусачки, расширитель, ключи

Снятие остаточного напряжения в деформированных кузовах ТС

Деблокирование пострадавших:

демонтаж дверей со стороны водителя и со стороны пассажиров;

демонтаж средних, передних и задних стоек, снятие крыши

Расширитель, кусачки

Отключение не сработавших систем воздушных подушек безопасности и освобождение пострадавших от ремней безопасности

Кусачки, нож для резки ремней бе-зопасности

Оказание ПП пострадавшим

Аптечка ПП, шейный корсет

Извлечение пострадавших из ТС

Эвакуационный щит

Доставка пострадавших

до машины скорой помощи

Эвакуационный щит, носилки

Примечания:

1. Для темного времени суток норматив увеличивается на коэффициент 1,2.

2. Для зимнего времени года норматив увеличивается на коэффициент 1,5.

3. В зависимости от сложности работ (степень повреждения ТС, численности аварийно-спасательного подразделения МЧС (АСФ, ПСФ, пожарного расчета) России, тяжести травм у пострадавших) норматив может быть увеличен, но не более чем в 2 раза.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Общие требования

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении АСР при ДТП достигается:

Заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, аварийно-спасательного инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

Неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний старшего дежурной смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

Контролем выполнения мер безопасности при развертывании и подготовке к работе;

Организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зонах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

Четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

Постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;

Приведением в готовность средств индивидуальной защиты: надеть каску, перчатки, средств защиты органов зрения.

Старший дежурной смены по прибытии на место ДТП обязан:

установить взаимодействие с сотрудниками ГИБДД , особенно в части обеспечения безопасности ведения спасательных работ в условиях интенсивного движения транспорта;

поставить АСМ в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их местоположение установленным порядком;

убедиться, что в рабочих зонах и вблизи них нет оборванных электролиний.

4.2. Требования безопасности при выполнении АСР

He допускать проведения работ без стабилизации аварийных ТС.

Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм.

Для защиты пострадавших от разлетающихся осколков стекла применять брезентовое полотно.

Начиная АСР, принимать меры предосторожности, исходя из того, какими системами безопасности оборудованы аварийные ТС и состоянии указанных систем.

4.3. Обязанности спасателей при ведении АСР

При выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного ТС) не допускать создания помех и опасности рядом работающим спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях.

При проведении работ проявлять осторожность, не допускать повреждения агрегатов и деталей, содержащих горюче-смазочные материалы. При обнаружении разлива горючего немедленно принимать меры по его прекращению.

He допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийного ТС.

Извлечение пострадавших осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей.

4.4. Меры безопасности при работе с ГАСИ

Меры безопасности при работе с ГАСИ соблюдать в соответствии с инструкцией по эксплуатации на каждый инструмент ГАСИ.

извлечение пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций: из заваленных убежищ и укрытий, завалов зданий и сооружений, с верхних этажей разрушенных зданий и др. Приёмы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др. Извлечение пострадавших из заваленных убежищ и укрытий производится через: основные входы и аварийные выходы; перекрытия путем устройства проема; проемы, устраиваемые в ограждающих стеновых конструкциях. При этом возникает необходимость в выполнении таких инженерных работ, как: разборка и расчистка завалов; устройство подъезда к убежищу (укрытию) и подготовка рабочих площадок вблизи него для развёртывания компрессорных и электрических станций, установки кранов и экскаваторов; откопка заваленных входов и оголовков аварийных выходов; отрывка приямков у стены убежища; пробивка проемов в перекрытиях и в стенах убежища или вырезание отверстий в защитных дверях; дробление крупных глыб, резка и рубка арматуры, разрезание длинномерных металлических конструкций.
При затоплении входа в убежища и укрытия требуется откачка воды и проведение работ по локализации аварий на сетях коммунального хозяйства. Разборка завалов может производиться с использованием инженерной машины разграждения (ИМР), путепрокладчиков, бульдозеров, экскаваторов и кранов. Откопка пострадавших из-под завалов выполняется вручную и с помощью автокранов с большим вылетом стрелы путем разборки завала сверху, проходки горизонтальной (наклонной) галереи, вертикальных шахт или пробивки проема в стене из соседнего помещения. Разборка завалов осуществляется только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко от поверхности завала, а также когда проходка галереи сопряжена с большой затратой времени. Разборка завала должна производиться с соблюдением мер предосторожности, так как при нарушении связей между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как для спасателей, так и для спасаемых. В связи с этим при разборке не допускается извлекать из завала рывком крупные элементы, раскачивать их и ударять по элементам завала в местах разборки. Для производства работ по разборке завала и извлечению тяжёлых обломков применяются лебёдки, гидравлический инструмент, домкраты, а для разрушения конструкций и пробивке отверстий
- пневматические или электрические отбойные молотки, бетоноломы и другие средства.
Спасательные работы при эвакуации пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий и сооружений с разрушенными и повреждёнными лестничными клетками, сводятся в основном к оборудованию временных путей эвакуации - изготовлению и установке подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов, устройству проёмов и переходов в соседние помещения и секции, в которых сохранились лестницы. Для эвакуации людей может также использоваться специальная техника, имеющаяся на оснащении формирований (вышковые машины, механические лестницы и т.д.). Кроме того, могут использоваться сохранившиеся стационарные пожарные лестницы, спасательные веревки, люки, трапеции и другие спасательные приспособления.
При эвакуации пострадавших из горящих зданий и сооружений необходимо иметь увлажненные простыни, полотенца, одеяла, плащ-палатки, брезент или одежду для защиты пострадавших от огня.