Прием на работу беженцев из украины. Можно ли принять на работу беженца из Украины? Можно ли работать со статусом переселенца

В связи со сложной ситуацией на Украине и увеличивающимся количеством людей, которые пытаются найти убежище в России, возникает масса вопросов. Кто такие беженцы? На каком основании они могут находиться в пределах России? Какими правами и обязанностями они обладают? И наконец, смогут ли они найти работу, и как потенциальным работодателям принимать их на работу? Мы постараемся подробно рассмотреть каждый из этих вопросов, но больше внимания уделим именно вопросу трудоустройства беженцев.

Беженец - это гражданин иностранного государства, либо лицо без гражданства, который ищет убежище, потому что гражданин подвергся преследованию по национальной, расовой принадлежности или вероисповедания и иным причинам.
Правительство России издало постановление, в котором урегулировало вопросы предоставления временного убежища гражданам Украины (постановление от 22.07.2014 г. № 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке"). Новый порядок сократил время и упростил саму процедуру рассмотрения документов для предоставления временного убежища.
Людям, которые приехали из Украины, дается временное убежище по личному заявлению. Делается это только в том случае, если есть причины для признания его переселенцем, либо из гуманных побуждений. Заявитель обязан пройти некоторые этапы идентификации личности. В частности, это дактилоскопия и фотосъемка. Также в десятидневный срок с момента прибытия нужно пройти медосмотр.
Далее беженец может прийти в орган ФМС, либо Многофункциональный центр для предоставления госуслуги с заявлением на выплату денежной помощи и направления в Центр временного содержания. В таких Центрах беженцы находятся для соблюдения санитарно-карантинных правил.
Как правило, убежище предоставляют на 3 месяца. Те, кто решил остаться в России на более длительный срок, проходят более сложную процедуру, для получения статуса беженца и соответствующего удостоверения.
Удостоверение беженца будет для гражданина Украины основным документом, удостоверяющим личность. С этим документом он может пойти в органы занятости населения или искать работу самостоятельно. Чтобы получить удостоверение беженца, иностранцу нужно пройти процедуру признания его беженцем. Эту процедуру можно разделить на несколько этапов:
- Гражданин обратиться с ходатайством, представленные им документы будут предварительно рассмотрены;
- Будет принято решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства. С таким свидетельством гражданин будет ожидать принятие основного решения о присвоении статуса;
- Физлицо либо получит удостоверение беженца, либо отказ в присвоении статуса беженца. Всё это он узнает лично.
В целом, этапы получения удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Устройство на работу
При устройстве на работу иностранцу, который получил статус беженца или временное убежище, нужно предоставить документ, удостоверяющий личность, а так же документы об образовании и трудовую книжку. Документом, удостоверяющим личность, будет свидетельство о предоставлении убежища (как мы сказали ранее) либо удостоверение беженца, так как свой паспорт они оставляют в ФМС, где получали статус беженца.
Остановимся подробнее на заполнении трудовой книжки. В пределах нашей страны действительны трудовые книжки установленного образца. Трудовые книжки иностранного государства российскими компаниями не ведутся. Если у сотрудника есть трудовая книжка, оформленная ранее (по образцам 1938, 1973, 2003 годов), в компании могут ее принять. Если у сотрудника нет такой трудовой книжки, или у него трудовая книжка иностранного государства, ему нужно оформить новую трудовую книжку.
Не стоит забывать об обязательном пенсионном страховании. Все работники подлежат обязательному пенсионному страхованию. Но будет ли распространено это требование законодательства на беженцев? Обязательному пенсионному страхованию подлежат следующие застрахованные лица (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ): граждане России, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории России иностранные граждане или лица без гражданства.
На иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, компания так же уплачивает страховые взносы (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). Если у работника не было страхового стажа (т.е. он устроился на работу впервые), в фирме должны ему оформить свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Работник-беженец должен предъявить документ, подтверждающий получение образования. Надо отметить, что документ об иностранном образовании, представляемый при трудоустройстве должен быть легализован, то есть, проставлен апостиль и переведен на русский язык.
В легализации образовательных документов нет необходимости, если есть договор между двумя или несколькими государствами, который отменяет или делает проще эту процедуру. В случае трудоустройства беженца из Украины процедура легализации не применяется. Украина является участницей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22.01.1993 в Минске. В данном случае необходим лишь перевод документов, заверенный нотариусами, или консульскими учреждениями РФ.
Необходимо также знать, что на Работников-беженцев, имеющих (имевших) судимость, как и на граждан России, распространяются ограничения по приему на работу с несовершеннолетними (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социальной защиты, детско-юношеского спорта, искусства и культуры). Для подтверждения факта отсутствия судимости, необходимо обратиться в ФКУ "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" за получением справки о наличии (отсутствии) судимости. Срок выдачи такой справки составляет 30 дней. Данная справка должна быть представлена Работником при трудоустройстве.
Документы воинского учета беженцами, не предъявляются, так как иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу.

Документы при трудоустройстве:

Как мы видим, различия в предоставлении документов незначительны, так же как и сама процедура оформления приема на работу беженцев.
На сегодняшний день, для многих беженцев очень остро стоит проблема трудоустройства на территории России. В общем, процедура приема таких соискателей достаточно проста и не займет у работодателя много времени и ресурсов. Поэтому, российским работодателям не стоит бояться принимать к себе на работу новых работников-беженцев.

В 2014 году в Россию в большом количестве стали прибывать беженцы и переселенцы, которые обращаются к российским предпринимателям в целях трудоустройства. Мы подготовили ответы на самые популярные вопросы по данной теме.

Какие документы должны представить беженцы и как принять их на работу?

По поводу трудоустройства обратились два гражданина Украины. Один из них подал документы для участия в Государственной программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, а второй – для оформления временного проживания. Можно ли в настоящий момент принять их по трудовому договору?

В обоих случаях граждан Украины можно принять на работу с учетом следующих особенностей.

Если до момента трудоустройства гражданин Украины уже получил статус беженца (имеет удостоверение беженца), его можно оформить без разрешения на работу. Если такой статус официально не получен, прием на работу проводится в общем порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан. При этом гражданин Украины должен оформить разрешение на работу.

То же правило действует в отношении переселенцев и граждан, находящихся в процессе оформления временного проживания. Если гражданин Украины уже получил статус участника Государственной программы добровольного переселения (имеет свидетельство участника этой программы) либо разрешение на временное проживание, заключить трудовой договор можно беспрепятственно. При отсутствии указанных статусов с трудоустройством придется подождать или начать оформлять разрешение на работу.

Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами. По общему правилу иностранный гражданин может вести трудовую деятельность на территории России при наличии разрешения на работу. Но этот порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся:

  • беженцы (до утраты или лишения статуса беженца);
  • постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане, то есть получившие соответственно вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • участники Государственной программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.
Нужно ли уведомлять о трудоустройстве граждан Украины службу занятости и миграционную службу? Какие еще ведомства следует известить в этом случае?

Нужно уведомлять службу занятости и ФМС России (за исключением случаев, когда гражданам Украины не требуется разрешение на работу). Желательно уведомить также налоговую инспекцию.

Работодатели по общему правилу обязаны уведомлять службу занятости населения и территориальное подразделение ФМС о заключении и расторжении трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг с иностранными работниками, в том числе гражданами Украины. Обязанность по уведомлению возникает при одновременном наличии следующих условий:

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы;
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу.

Вывод: порядок одновременного уведомления территориального подразделения ФМС России и службы занятости действует только в отношении временно пребывающих иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке и оформивших разрешение на работу.

Если гражданин Украины относится к категориям, которые не обязаны получать разрешение на работу, уведомлять указанные выше ведомства о заключении (расторжении) с ним трудового (гражданско-правового) договора не нужно. Например, это не требуется в отношении:

  • беженцев (до утраты или лишения статуса беженца);
  • постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, то есть получивших соответственно вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • участников Государственной программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.

Уведомлять службу занятости населения и миграционную службу нужно в установленном порядке. Необходимо учитывать, что за неуведомление (уведомление с нарушениями) предусмотрена ответственность (см. ч. 3-4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Извещение налоговой инспекции о трудоустройстве временно пребывающих иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке (в том числе и граждан Украины), является спорным моментом. Однако во избежание претензий рекомендуется уведомить налоговую службу.

Признаются ли украинские документы об образовании, предъявляемые иностранными гражданами, в России без легализации?

Признаются без легализации.

В отношении документов об образовании, ученых степенях и званиях между Россией и Украиной действуют следующие международные соглашения:

  • Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г.;
  • Соглашение между Россией и Украиной о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.;
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение между Россией и Украиной о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г. (заключен 28 января 2003 г.).

Эти соглашения признают взаимную эквивалентность документов об образовании, полученных в указанных странах, без процедуры легализации образования.

Должны ли беженцы из Украины предъявлять работодателю при трудоустройстве справки о судимости?

Должны предъявлять, если поступают на работу, к выполнению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (например, это педагогическая деятельность, трудовая деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления и т.п.) (подрлбнее смотрите абз. 7 ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ).

Вопрос по иностранцам. Планируется прием на работу гражданина Украины со свидетельством о предоставлении временного убежища. Каковы наши действия? Заключаем срочный договор (по дату действия свидетельства - есть ли такие основания для заключения срочного ТД) или на неопределенный срок? И по какому основанию увольнять, если истек срок свидетельства о временном убежище.

Ответ

Ответ на вопрос:

Помимо этого территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России также необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцами. уведомления утверждена .

Если у работника не будет продлено свидетельство о предоставлении временного убежища, и до окончания срока действия свидетельства иностранец не изменит свой статус (не оформит разрешение на временное проживание, гражданство и т.п.), то его нужно будет уволить по п. 9 части 1 ст. 83 ТК РФ в связи с окончанием срока действии свидетельства о предоставлении временного убежища.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация : Как принять на работу сотрудника-иностранца, который получил временное убежище на территории России

Внимание: статус иностранца, получившего временное убежище, не препятствует установлению бессрочного характера трудовых отношений. Поэтому если отсутствуют для оформления срочного трудового договора, то с такими сотрудниками следует оформить бессрочный трудовой договор.

Если в дальнейшем сотрудник утратит статус лица, получившего временное убежище, при этом получит гражданство другой страны и для продолжения его трудовых отношений на территории России потребуется оформление дополнительных разрешений для самого сотрудника или работодателя, то трудовой договор с ним в связи с истечением срока действия специального права.

Это следует из совокупности положений статьи 11, статей и , части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, Порядка, утвержденного , статьи 12 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1.

Законодательство обязывает работодателей территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России о заключении или прекращении трудового договора с сотрудниками-иностранцами. При этом не установлены исключения для иностранцев в зависимости от их статуса. Поэтому работодатель должен уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о приеме на работу любого иностранца, в том числе получившего временное убежище. Такой вывод следует из положений статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.Самые важные изменения этой весны!Пять вредных привычек кадровиков. Узнайте, чем грешите вы
Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.


  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Компания собирается принять на работу беженца с Украины. Как происходит прием на работу беженца? Есть ли какие-то отличия от правил приема на работу других иностранных граждан? Наши специалисты ответят на эти вопросы в статье.

    Прием на работу иностранцев связан с бумажной волокитой

    В общем случае, принимая на работу иностранца нужно иметь разрешительные документы. В частности, к ним относятся:

    • разрешение на привлечение и использование иностранных граждан;
    • разрешение на работу (патент);
    • приглашение на въезд (если иностранец находится за границей и в отношении его не действуют ограничения на въезд).

    Однако для некоторых иностранных граждан сделано исключение. Для их трудоустройства все эти документы не требуются. К таким лицам, в частности, относятся беженцы. Таким образом, прием на работу беженцев с Украины (или из других стран) происходит по иному порядку, нежели прием на работу других категорий иностранцев.

    Беженец – это не обычный иностранец

    Несмотря на то, что беженцы являются иностранцами, на них общий порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется. Принять на работу беженца нужно по тем же правилам, что и россиян.

    Главное, чтобы его статус был подтвержден удостоверением беженца, выданным ФМС (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1). Только при наличии такого документа можно принять иностранного гражданина на работу без лишних проволочек (подп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ).

    ФМС известить придется

    Несмотря на все преференции, данные иностранцам-беженцам, уведомить территориальный орган ФМС о заключении трудового договора с иностранным гражданином нужно обязательно. Это правило необходимо исполнять при приеме на работу, а также увольнении любых иностранцев, в том числе, беженцев (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ).

    Беженцы – это иностранные граждане, которые уехали из своей страны или своего обычного местожительства по причине преследований по расовому, национальному, религиозному и т.п. признакам.

    При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ, должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

    1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
    2. трудовую книжку, за исключением отдельных случаев (абз. 3 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
    3. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ), за исключением некоторых случаев;
    4. документы воинского учета – только в случаях, установленных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 327.3 ТК РФ);
    5. документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
    6. справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка представляется при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом запрещено допускать лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
    7. договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, – при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина. Предъявлять данный документ не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ. Это следует из абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 10 ст. 13 Закона N 115-ФЗ;
    8. разрешение на работу или патент (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ) – при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
    9. разрешение на временное проживание в РФ – при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
    10. вид на жительство – при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть установлены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

    Порядок трудоустройства иностранных граждан, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации

    Отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон).

    Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регламентированы ст. 13 Закона.

    Пунктом 4 статьи 13 Закона установлен общий принцип привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России – наличие разрешительных документов у работника (разрешения на работу) и работодателя (разрешение на привлечение и использование иностранных работников – в случае трудоустройства иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию, не являющихся высококвалифицированными специалистами).

    Вместе с тем, подпунктами с 1 по 12 пункта 4 статьи 13 Закона установлены категории иностранных граждан, для привлечения которых работодателю (или заказчику работ/услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранцам – разрешение на работу.

    Федеральным законом от 05.05.2014г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»» в данный перечень включены иностранные граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их статуса беженца), а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их временного убежища).

    Таким образом, иностранцам, получившим тот или иной статус из указанных выше для трудоустройства на территории Российской Федерации не требуется получать разрешение на работу , а их работодателю (в случае, если заключается трудовой договор) или заказчику работ/услуг (в случае, если заключается гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

    Вместе с тем, необходимо учитывать, что правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается соответствующим документом:

    Так, лицу, признанному беженцем , выдается и достигшему возраста восемнадцати лет, органами ФМС России выдается соответствующее удостоверение . Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

    Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство . Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

    При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища,документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган ФМС России , выдавший соответствующий документ.

    При этом, в соответствии с действующим законодательством, как удостоверение беженца, так исвидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев .

    Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре.

    Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса.

    Однако, и беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного, налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

    В частности, законодательством Российской Федерации в сфере миграции установлена обязанность по уведомлению соответствующих органов власти о привлечении и использовании иностранных работников. Причем за нарушение порядка и формы уведомления Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    Чтобы понять необходимость направления уведомления необходимо обратиться к тексту Закона, предварительно разделив интересующую нас группу иностранцев на въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы – «визовиков» и въехавших в порядке, не требующем получения визы – «безвизовиков».

    Дело в том, что порядок привлечения иностранцев - «безвизовиков» регулируется статьей 13.1 Закона, в то время как обязанности работодателя при привлечении «визовых» иностранцев установлены статьей 18 Закона.

    Так, в случае заключения договора с «безвизовиками» работодатель обязан уведомлять органы ФМС и занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Однако, пункт 9 статьи 13.1 Закона возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомления не требуется. Соответствующая позиция приведена, в том числе, в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2011г. № 18-АД11-15.

    До настоящего времени открытым остается вопрос о необходимости уведомления налогового органа о привлечении безвизовых иностранцев. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009г., Письме ФНС России от 14 февраля 2008г. № ШС-6-3/102@ «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников» указывается на необходимость уведомления налогового органа о привлечении иностранных работников вне зависимости от того, в каком порядке – визовом или безвизовом – они въехали в Россию.

    В то время, как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС от 2 февраля 2010г. № 11773/09 указывает на отсутствие такой необходимости в отношении иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

    В связи с изложенным, во избежание возможного привлечения к административной ответственности следует рекомендовать работодателям все же уведомлять налоговый орган о привлечении «безвизовых» иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации.

    Что касается вопроса уведомления о привлечении таких иностранцев, въехавших в Россию в визовом порядке, то он также является открытым. Прежде всего, следует принимать во внимание, что действующее законодательство обязывает уведомлять о трудоустройстве «визовых» иностранцев лишь налоговый орган. Времена уведомления органов занятости населения и инспекции труда «канули в лету» в 2010г .

    В настоящее же время обязанность уведомления налогового органа прописана в статье 18 Закона, которая звучит как «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности» и априори регулирует порядок привлечения иностранных работников – «визовиков», предполагающий совершение работодателем определенных действий – получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, приглашения на въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, получение иностранному гражданину разрешения на работу.

    В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона данная обязанность установлена для работодателей, пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным работником в Российской Федерации новый договор (трудовой или гражданско-правовой).

    Таким образом, Закон устанавливает обязанность по уведомлению налогового органа для работодателей, привлекающих «визовых» иностранцев по общей схеме, предполагающей получение разрешительных документов, каковые для беженцев и лиц, получивших временное убежище, не требуются.

    Вместе с тем, ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений со стороны ФНС и ФМС России следует исходить из необходимости уведомления налогового органа о трудоустройстве данной категории иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы.

    Что касается вопроса налогообложения – 8 октября 2014г. в Российской газете опубликован Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

    Законом вносятся изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части уменьшения ставки налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

    При этом действие указанной нормы (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

    Таким образом, при трудоустройстве иностранных граждан, имеющих удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, их следует рассматривать как налоговых резидентов РФ.

    В вопросе уплаты страховых взносов следует исходить из следующего:

    В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Обязанность по уплате страховых взносов возникает у работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу застрахованных лиц, признанных таковыми федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из числа иностранных граждан подлежат лишь постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, то есть иностранцы, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Поскольку беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не обладают указанным статусом, они не подлежат названному виду обязательного социального страхования. Соответственно, у работодателя не возникает обязанности по уплате страховых взносов в ФСС.

    В вопросах уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование следует учитывать, что согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами из числа иностранных граждан признаются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

    Таким образом, в случае заключения с беженцем либо лицом, которому предоставлено временное убежище, трудового договора сроком более чем на полгода, у работодателя возникает обязанность по уплате (перечислению) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных лиц.

    Что касается уплаты страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, то:

    В совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и положений подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются беженцы,

    В совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункта 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г. N 274, подпункта 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации.

    Соответственно у работодателя возникает обязанность по уплате страховых взносов в ФФОМС.

    Из этого следует, что беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не могут претендовать на получение статуса иностранных высококвалифицированных специалистов и соответственно воспользоваться предоставляемым этим статусом преференциями, поскольку статус ВКС подтверждается получением соответствующего разрешения на работу, от чего они освобождены в силу закона.

    Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

    Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

    В соответствии с положениями ст. 57 Трудового Кодекса.

    Статья 11 Трудового Кодекса.

    Пункт 9 статьи 13.1, пункт 13 статьи 13.2, подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

    Части 3-5 ст. 18.15 КоАП РФ.

    Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 925 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006г. № 681».

    В законе говорится именно о новом договоре с тем же иностранным работником, но не о первичном оформлении с ним трудовых отношений.

    Как, например, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов или участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для которых налоговая ставка установлена в размере 13% вне зависимости от фактического времени нахождения иностранца на территории России.