Обучение грамоте в детском саду по фгос. Как строится процесс обучения грамоте
галина агафонова
Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Хочу все знать»
Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе .
Составила воспитатель первой квалификационной категории Агафонова Галина Леонидовна.
г. Онега МБДОУ № 2 «Ромашка» .
«Хочу все знать »
Цель :
Закрепление у детей ранее полученных знаний.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.
Образовательные :
Совершенствовать умение детей делить слова на слоги;
Определять гласные и согласные звуки, их место в слове;
составлять предложения из 4 слов;
подбирать прилагательные и глаголы к существительному;
развивать связную речь.
Развивающие :
Развивать логическое мышление, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные :
Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, воспитывать командный дух.
Ребята, настал новый день! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу! Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе! Мы спокойны и добры, мы здоровы! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи!
Вы любите играть?
Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Хочу все знать !»
Но для начала нам нужно разделиться на две команды - «Знатоки » и «Умники» ! (дети выбирают карточки-символы)
Пожмите друг другу руки и произнесите клятву : - «клянемся не злиться, не сердиться, не обижаться. А быстро думать и честно сражаться!»
Каждая команда отвечает на мои вопросы, за правильный ответ –фишка.
Ну что, готовы! Разминка для всех команд : «Исправь предложение» .
1. дед в печи, а дрова на печи.
2. под кроватью спит Федот, на кровати- Васька кот.
Разминка завершена и первое задание.
У меня в руках «Чудесный мешочек» , в котором лежат предметы. Вам нужно достать один предмет, назвать его и придумать предложение из 4 слов. (члены команд по очереди достают предметы и отвечают) .
Молодцы! Справились! Переходим к следующему заданию. Игра «Придумай слово» .
Прошла по городу молва, что будто новые слова у вас в запасе есть. Кто их назовет, тому и честь! Я говорю первый слог слова, а вы придумываете с ним слова.
задание для команды "Умники":
1. СА- ;МА-;ЛО-.
Задание для команды "Знатоки ":
2. МИ- ;ША-; РО-.
Замечательно! Не устали? Продолжаем игру («Волшебный мяч» ).
А теперь, ребята, я покажу вам волшебный мяч, который поможет вам ответить на вопросы : Какое? Какая? Что делает?
СОЛНЫШКО - какое? (яркое, весеннее, теплое, лучистое, ласковое)
Что делает? (греет, светит, поднимается, садится, пригревает, озаряет)
СОСУЛЬКА - какая? (холодная, скользкая, блестящая, хрупкая, острая, прозрачная.)
Что делает? (тает, капает, блестит, висит, растет, звенит, искрится.) .
При выполнении этого задания вам потребуется внимание, скорость. Игра «Обведи картинку» . Нужно добежать до мольберта, обвести картинку, в названии которой есть звук «а» . Каждый игрок обводит один предмет.
(по сигналу дети выполняют задание) .
А сейчас - пауза! Игра «Горошина» (дети берут по 2крупные бусинки) :
Маленькие пальчики любят поиграть,
Гладкую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Все. Устали пальчики, пора им отдохнуть!
Кладем свои горошины, не будем их катать.
Размяли свои пальчики и приготовились выполнять следующее задание.
«Зарисовка слов» (дети выполняют задание за столами) .
Я вам загадаю загадку, а ответ вы мне нарисуете ниточками.
Круглое, лучистое, веселое, теплое. (солнышко)
Большая, серая, дождливая, хмурая. (туча)
Вопрос команде «Знатоки » :- почему тучка хмурая? (тучка хмурая, потому что осталась одна на небе) .
Вопрос команде «Умники» :- почему смеётся солнышко (солнышко смеётся, потому что наступила весна)
Вам снова потребуется скорость, смекалка, внимание для выполнения следующего задания. Игра «Не ошибись» .
Перед вами два обруча, в которых лежат картинки. Нужно найти картинку, в названии которой 3 слога. (каждый берет по одной картинке, объясняет свой выбор) .
И последнее задание нашей игры «Хочу все знать » (задание выполняется за столами) . Игра «Раскрась звуки» . Перед вами картинки со схемами. Нужно раскрасить схему к каждому слову. Не забывайте, что гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные - синим.
Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Жюри подводит итоги.
Уважаемые «Умники» и «Знатоки » , вам понравилась наша игра? Как вы думаете, какая команда победила?
Победила дружба! Давайте поаплодируем друг другу!
Всем знатокам игры вручаются медали.
Публикации по теме:
Игровое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Незнайке!» Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте. Задачи: 1. Создать условия для мотивации работы детей во время НОД.
Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [О] и буква О» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект НОД по подготовке к обучению.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.
Конспект открытой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В школу нам пора» Программные задачи: - Познакомить с буквой «Ь», учить объяснять, в каких словах эта буква разделяет гласный и согласный звуки, а в каких.
Цели занятия:
Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.
Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги.
Способствовать развитию звукого анализа и фонематического слуха.
Развивать устную речь, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность.
Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к птицам.
Предшествующая работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди» отгадывание загадок, беседа о птицах.
Оборудование : дерево-яблоня, печка, речка, фишки цветные, предметные картинки, тетради, карандаши, яблоко, корзина с яблоками, картинка синицы.
1 Орг. Момент
2 Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.
В сказке небо синее
В сказке птицы страшные
Яблонька спаси меня
Реченька спаси меня
(Гуси-лебеди)
Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.
Ра-ра-ра- начинается игра.
СА-са –са- ждут в пути нас чудеса.
(Выбегает баба-яга под музыку)
Вы зачем сюда явились? Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его.
(Убегает баба-яга)
Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)
3.Фонетическая зарядка
В лесу воют волки у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с
Что мы произнесли? (Звуки)
Что такое звуки?(мы слышим, произносим)
Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Ребята, смотрите дерево? Что за дерево?(яблоня). Давайте, спросим у яблони куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поиграйте с яблоком. Игра «Звуки потерялся».
(передаем яблоко называя слово)
…арелка, …тул, …осуда, …ыба, …уртка, …каф, …ожка, …ираф, …илка.
Физминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая? (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
- Ребята смотрите мы дошли до речки может речка знает куда гуси-лебеди Иванушку
Унесли? Давайте, спросим. Речка, речка куда гуси-лебеди полетели? Нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках.
Лимон-зеленая фишка
Рыба-синяя фишка
(Работа с карточками и фишками)
Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.
- Встречаем печку
Печка-печка куда гуси-лебеди полетели? Определите место звука а в словах задания к нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь. Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост. Где у нас летом живут синица? А зимой? Почему?
Синицы приносят большую пользу лесам, паркам и садам.
Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сами.
Физминутка
Руки подняли
И покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули
Тихо встряхнули
Это деревья в лесу
Руки подняли плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже
Покажем, руки положим назад.
(Баба-яга выбегает под музыку)
- Отгадайте загадку
На опушке
На дорожке
Стоит дом
На курьих ножках
Звуковой анализ слова изба
Ск-ко звуков в слове? (4)
1 зв? (и) гласный
2 зв? (з)согласный, твердый, звонкий.
3 зв? (6)согласный, твердый, звонкий.
4 зв? (а)гласный
Сколько слогов в этом слове? Молодцы!
Баба-Яга, не отдам Иванушку, заштрихуете мою избушку, тогда отпущу.
- Работа в тетради
Баба-яга: Вы справились заданиями, забирайте своего Иванушку.
Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги. Вам яблоня передала яблоки,
угощайтесь
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Тема занятия: «Спасаем Тома и Тима». Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа.
Задачи.
- Закрепить умение детей подбирать слова к 3-5 звуковой модели, проводить звуковой анализ слов.
- Совершенствовать умение делить предложение на слова и составлять его из набора слов, включая предлоги, союзы.
- Учить правила написания предложения (графически).
- Совершенствовать умение детей читать по слогам, развивать речевые умения, память, логическое мышление, разгадывая ребусы.
- Воспитывать стремление строить дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Материал и оборудование.
Детские стулья со звуковыми моделями имён детей, план-схема от детского сада до замка, игра,Весёлые ребусы”, плоскостная модель замка, отдельно вырезанные недостающие детали замка (дверь, замок, окна, труба, флаг и т. д. по количеству детей), звуковые модели деталей замка, карточка-ребус для отгадывания названия реки.
Нарисованные на ватмане 5 ёлочек, на которых в беспорядке написаны слова для составления предложений; изображение дождевых капелек с частями слов (слогами) внутри, таблица со слогами для чтения, силуэт нарисованной сороки, бумага, карандаши.
Предварительная работа:
- Д/игры «Цепочка слов», «Звук заблудился», «Подарки для Тома и Тима», «Цветочный магазин» (на количество слогов) «Слоговое лото», «Буква потерялась», лексическое упражнение «Весёлая рифма»,
- Игры Деда Буквоеда: «Плетёнка», «Анаграммы», «Занимательные модели», «Шарады», чтение по таблице со слогами, чтение ребусов, загадок по первым звукам нарисованных предметов, разгадывание перевёртышей, кроссвордов со словами.
- Разучивание детского фольклора, скороговорок, физминуток, комплексов пальчиковой гимнастики. Составление предложения и его графическая запись.
Ход занятия. Методические приёмы.
Этическая зарядка
Игра «Улыбнись друг другу».
Воспитатель интересуется у детей: «Из чего состоят слова?» (ребята отвечают). Каждому ребёнку предлагается произнести своё имя так, чтобы все чётко услышали, сколько слогов в нём.
Сюрпризный момент «Мобильный звонок»
Из «телефонного» разговора выясняется, что друзьям – мышатам Тому и Тиму срочно требуется помощь. Их заточил злой колдун в своём замке, который находится далеко от детского сада.
Дети решают найти друзей, освободить их. Так как дорога предстоит неизвестная, воспитатель предлагает план-схему от детского сада до замка с предполагаемыми препятствиями, чтобы лучше ориентироваться в дороге, не сбиться с пути.
Воспитатель выясняет у детей, на каком виде транспорта можно поехать? Предлагается выбор: трамвай, автобус, поезд, троллейбус (дети отвечают, объясняя выбор). В процессе беседы выясняется, что удобнее всего отправиться на автобусе. Воспитатель уточняет, что автобус необыкновенный, волшебный.
На спинке каждого стула можно увидеть разноцветные квадратики. В них зашифрованы имена детей. Каждый ребёнок сможет занять только то место в автобусе, которое соответствует звуковой модели его имени.
Дети находят свои места, рассаживаются. Назначается контролёр, проверяющий правильность посадки на место.
Воспитатель говорит, что в дорогу всегда берут всё самое необходимое и предлагает детям прочитать по таблице (найти слова из слогов), что взято в дальнюю дорогу.
ло | е |
кет | пор |
то | па |
та | да |
Ребята по таблице читают слова (пакет, еда, топор, лопата, лото).
Игра - путешествие.
Первая остановка – река. Воспитатель предлагает детям ребусы-картинки, разгадывая которые дети читают и называют всё то, что они могут встретить по дороге к реке: рыбак, колокольчик, трава, радуга, школа. Воспитатель обращается к плану, где видно, что дети находятся у реки.
Ребус "Колокольчик"
Ребус "Рыбак"
Ребус "Трава"
Ребус "Радуга"
Ребус "Школа"
Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух реки» (3-4 раза)
Название реки зашифровано. Воспитатель показывает картинку и по первым звукам нарисованных там предметов предлагает узнать, как река называется.
Дети выясняют, что у речки удивительное название «Крошка». Воспитатель предлагает перейти эту небольшую речку по тоненькому брёвнышку, взявшись за руки.
Вторая остановка – лес. На ватмане 5 ёлочек. На каждой видны слова в беспорядке: Том, ждут, и, Тим, вас). Детям предлагается из этих слов составить предложение. Ребята проговаривают свои варианты.
Оказывается, кто-то специально для нас оставил это сообщение. Чтобы подбодрить мышат, воспитатель предлагает детям написать письма друзьям и отправить их с сорокой.
Дети садятся за столы для написания писем. Воспитатель напоминает о правилах написания предложения (обговаривают вместе с детьми). Дети предлагают версии писем (5-6). Один ребёнок пишет на доске. Остальные проверяют, исправляют, дополняют.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Написанные детьми письма запечатываются в конверт и передаются сороке. Пока дети писали письма, неожиданно пошёл дождь.
Зрительная гимнастика «Капля».
Воспитатель предлагает детям прочитать и узнать, сколько капелек-слов выпало из тучи? В каждой капельке кусочек слова – слог. Чтение по каплям-слогам сверху вниз (Ку-ра-ки-но-сы-ро-). В волшебном лесу дождь волшебный прошёл. Мы смогли прочитать много слов.
Снова воспитатель обращается к плану. Дети видят, что очутились у самого замка. Подходят ближе и убеждаются, что перед ними действительно замок.
Ситуация-провокация.
На нарисованном замке нет окон, дверей. Воспитатель интересуется, смогут ли мышата увидеть того, кто пришёл их спасать? Можно ли войти в этот замок? Почему?
- Ребятам предлагается выбрать любую специально приготовленную заколдованную схему (звуковые модели) деталей замка, которых не достаёт: дверь, окна, флаг, труба, замок, ключ и т. д. (по количеству детей).
- Затем со своей звуковой схемой найти на другом столе картинки с недостающими деталями замка, соотнести со своей звуковой схемой и только потом прикрепить к изображению замка свою картинку-деталь. Так у замка постепенно появляются окна, двери, всё остальное. Ключ имитирует открывание замка.
Сюрпризный момент.
Появляются Том и Тим. Благодарят детей за освобождение.
Ребята возвращаются в детский сад на самолёте.
Динамическая пауза «Самолёт».
Рефлексия
Воспитатель привлекает к себе всех детей.
- Обнимая, даёт положительную оценку каждому ребёнку, интересуется, что запомнилось на занятии?
- Где побывали?
- Какие испытания пришлось преодолеть?
- Где было труднее всего?
- Почему справились со всеми трудностями?
Воспитатель говорит детям, что справляться со всеми препятствиями в дороге было легко, потому что все дети действовали дружно, сообща. Именно поэтому удалось спасти мышат.
Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.
Воспитатель:
Незнайка пишет, что попал
в страну «Умников и умниц» где царствует царица
Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку
поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался
играть с царицей, потому что он не знает что такое
«речь» и «речевые игры». На что царица очень
рассердилась и приказала заточить Незнайку в
высокой башне, но пообещала выпустить его, если
мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания,
которые нам приготовила царица Грамота. Ну что,
вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы
детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания,
давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она
состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь
состоит из предложений. Предложения состоят из
слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги
состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все
задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.
Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и
вправо (дети выполняют движения язычком 3-4
раза).
А теперь проговорим скороговорку «Как у
горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети
проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро
и медленно).
1 задание: Звуковой анализ слова
Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).
– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
М’
– согласный, мягкий, звонкий звук,
отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К
– согласный, твердый, глухой звук,
отмечаем синей фишкой.
А
– гласный звук, отмечаем красной
фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом
ставим черную фишку.
2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)
3 задание: Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.
Физкультминутка
4 задание: Расшифруй слово
Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
5 задание: Составь предложение
Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.
6 задание: Прочитай слово
Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Воспитатель: Молодцы!
Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.