Обучение грамоте в детском саду по фгос. Как строится процесс обучения грамоте

галина агафонова
Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Хочу все знать»

Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе .

Составила воспитатель первой квалификационной категории Агафонова Галина Леонидовна.

г. Онега МБДОУ № 2 «Ромашка» .

«Хочу все знать »

Цель :

Закрепление у детей ранее полученных знаний.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.

Образовательные :

Совершенствовать умение детей делить слова на слоги;

Определять гласные и согласные звуки, их место в слове;

составлять предложения из 4 слов;

подбирать прилагательные и глаголы к существительному;

развивать связную речь.

Развивающие :

Развивать логическое мышление, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, воспитывать командный дух.

Ребята, настал новый день! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу! Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе! Мы спокойны и добры, мы здоровы! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи!

Вы любите играть?

Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Хочу все знать

Но для начала нам нужно разделиться на две команды - «Знатоки » и «Умники» ! (дети выбирают карточки-символы)

Пожмите друг другу руки и произнесите клятву : - «клянемся не злиться, не сердиться, не обижаться. А быстро думать и честно сражаться!»

Каждая команда отвечает на мои вопросы, за правильный ответ –фишка.

Ну что, готовы! Разминка для всех команд : «Исправь предложение» .

1. дед в печи, а дрова на печи.

2. под кроватью спит Федот, на кровати- Васька кот.

Разминка завершена и первое задание.

У меня в руках «Чудесный мешочек» , в котором лежат предметы. Вам нужно достать один предмет, назвать его и придумать предложение из 4 слов. (члены команд по очереди достают предметы и отвечают) .

Молодцы! Справились! Переходим к следующему заданию. Игра «Придумай слово» .

Прошла по городу молва, что будто новые слова у вас в запасе есть. Кто их назовет, тому и честь! Я говорю первый слог слова, а вы придумываете с ним слова.

задание для команды "Умники":

1. СА- ;МА-;ЛО-.

Задание для команды "Знатоки ":

2. МИ- ;ША-; РО-.

Замечательно! Не устали? Продолжаем игру («Волшебный мяч» ).

А теперь, ребята, я покажу вам волшебный мяч, который поможет вам ответить на вопросы : Какое? Какая? Что делает?

СОЛНЫШКО - какое? (яркое, весеннее, теплое, лучистое, ласковое)

Что делает? (греет, светит, поднимается, садится, пригревает, озаряет)

СОСУЛЬКА - какая? (холодная, скользкая, блестящая, хрупкая, острая, прозрачная.)

Что делает? (тает, капает, блестит, висит, растет, звенит, искрится.) .

При выполнении этого задания вам потребуется внимание, скорость. Игра «Обведи картинку» . Нужно добежать до мольберта, обвести картинку, в названии которой есть звук «а» . Каждый игрок обводит один предмет.

(по сигналу дети выполняют задание) .

А сейчас - пауза! Игра «Горошина» (дети берут по 2крупные бусинки) :

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Все. Устали пальчики, пора им отдохнуть!

Кладем свои горошины, не будем их катать.

Размяли свои пальчики и приготовились выполнять следующее задание.

«Зарисовка слов» (дети выполняют задание за столами) .

Я вам загадаю загадку, а ответ вы мне нарисуете ниточками.

Круглое, лучистое, веселое, теплое. (солнышко)

Большая, серая, дождливая, хмурая. (туча)

Вопрос команде «Знатоки » :- почему тучка хмурая? (тучка хмурая, потому что осталась одна на небе) .

Вопрос команде «Умники» :- почему смеётся солнышко (солнышко смеётся, потому что наступила весна)

Вам снова потребуется скорость, смекалка, внимание для выполнения следующего задания. Игра «Не ошибись» .

Перед вами два обруча, в которых лежат картинки. Нужно найти картинку, в названии которой 3 слога. (каждый берет по одной картинке, объясняет свой выбор) .

И последнее задание нашей игры «Хочу все знать » (задание выполняется за столами) . Игра «Раскрась звуки» . Перед вами картинки со схемами. Нужно раскрасить схему к каждому слову. Не забывайте, что гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные - синим.

Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Жюри подводит итоги.

Уважаемые «Умники» и «Знатоки » , вам понравилась наша игра? Как вы думаете, какая команда победила?

Победила дружба! Давайте поаплодируем друг другу!

Всем знатокам игры вручаются медали.

Публикации по теме:

Игровое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Незнайке!» Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте. Задачи: 1. Создать условия для мотивации работы детей во время НОД.

Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [О] и буква О» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект НОД по подготовке к обучению.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.

Конспект открытой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В школу нам пора» Программные задачи: - Познакомить с буквой «Ь», учить объяснять, в каких словах эта буква разделяет гласный и согласный звуки, а в каких.

Цели занятия:

Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.

Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги.

Способствовать развитию звукого анализа и фонематического слуха.

Развивать устную речь, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность.

Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к птицам.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди» отгадывание загадок, беседа о птицах.

Оборудование : дерево-яблоня, печка, речка, фишки цветные, предметные картинки, тетради, карандаши, яблоко, корзина с яблоками, картинка синицы.

1 Орг. Момент

2 Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.

В сказке небо синее

В сказке птицы страшные

Яблонька спаси меня

Реченька спаси меня

(Гуси-лебеди)

Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Ра-ра-ра- начинается игра.

СА-са –са- ждут в пути нас чудеса.

(Выбегает баба-яга под музыку)

Вы зачем сюда явились? Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его.

(Убегает баба-яга)

Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)

3.Фонетическая зарядка

В лесу воют волки у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

Что мы произнесли? (Звуки)

Что такое звуки?(мы слышим, произносим)

Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных?

Ребята, смотрите дерево? Что за дерево?(яблоня). Давайте, спросим у яблони куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

  1. Поиграйте с яблоком. Игра «Звуки потерялся».

(передаем яблоко называя слово)

…арелка, …тул, …осуда, …ыба, …уртка, …каф, …ожка, …ираф, …илка.

Физминутка

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая? (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

  1. Ребята смотрите мы дошли до речки может речка знает куда гуси-лебеди Иванушку

Унесли? Давайте, спросим. Речка, речка куда гуси-лебеди полетели? Нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках.

Лимон-зеленая фишка

Рыба-синяя фишка

(Работа с карточками и фишками)

Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.

  1. Встречаем печку

Печка-печка куда гуси-лебеди полетели? Определите место звука а в словах задания к нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь. Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост. Где у нас летом живут синица? А зимой? Почему?

Синицы приносят большую пользу лесам, паркам и садам.

Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сами.

Физминутка

Руки подняли

И покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули

Тихо встряхнули

Это деревья в лесу

Руки подняли плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут тоже

Покажем, руки положим назад.

(Баба-яга выбегает под музыку)

  1. Отгадайте загадку

На опушке

На дорожке

Стоит дом

На курьих ножках

Звуковой анализ слова изба

Ск-ко звуков в слове? (4)

1 зв? (и) гласный

2 зв? (з)согласный, твердый, звонкий.

3 зв? (6)согласный, твердый, звонкий.

4 зв? (а)гласный

Сколько слогов в этом слове? Молодцы!

Баба-Яга, не отдам Иванушку, заштрихуете мою избушку, тогда отпущу.

  1. Работа в тетради

Баба-яга: Вы справились заданиями, забирайте своего Иванушку.

Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги. Вам яблоня передала яблоки,

угощайтесь

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Тема занятия: «Спасаем Тома и Тима». Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа.

Задачи.

  1. Закрепить умение детей подбирать слова к 3-5 звуковой модели, проводить звуковой анализ слов.
  2. Совершенствовать умение делить предложение на слова и составлять его из набора слов, включая предлоги, союзы.
  3. Учить правила написания предложения (графически).
  4. Совершенствовать умение детей читать по слогам, развивать речевые умения, память, логическое мышление, разгадывая ребусы.
  5. Воспитывать стремление строить дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Материал и оборудование.

Детские стулья со звуковыми моделями имён детей, план-схема от детского сада до замка, игра,Весёлые ребусы”, плоскостная модель замка, отдельно вырезанные недостающие детали замка (дверь, замок, окна, труба, флаг и т. д. по количеству детей), звуковые модели деталей замка, карточка-ребус для отгадывания названия реки.

Нарисованные на ватмане 5 ёлочек, на которых в беспорядке написаны слова для составления предложений; изображение дождевых капелек с частями слов (слогами) внутри, таблица со слогами для чтения, силуэт нарисованной сороки, бумага, карандаши.

Предварительная работа:

  1. Д/игры «Цепочка слов», «Звук заблудился», «Подарки для Тома и Тима», «Цветочный магазин» (на количество слогов) «Слоговое лото», «Буква потерялась», лексическое упражнение «Весёлая рифма»,
  2. Игры Деда Буквоеда: «Плетёнка», «Анаграммы», «Занимательные модели», «Шарады», чтение по таблице со слогами, чтение ребусов, загадок по первым звукам нарисованных предметов, разгадывание перевёртышей, кроссвордов со словами.
  3. Разучивание детского фольклора, скороговорок, физминуток, комплексов пальчиковой гимнастики. Составление предложения и его графическая запись.

Ход занятия. Методические приёмы.

Этическая зарядка

Игра «Улыбнись друг другу».

Воспитатель интересуется у детей: «Из чего состоят слова?» (ребята отвечают). Каждому ребёнку предлагается произнести своё имя так, чтобы все чётко услышали, сколько слогов в нём.

Сюрпризный момент «Мобильный звонок»

Из «телефонного» разговора выясняется, что друзьям – мышатам Тому и Тиму срочно требуется помощь. Их заточил злой колдун в своём замке, который находится далеко от детского сада.

Дети решают найти друзей, освободить их. Так как дорога предстоит неизвестная, воспитатель предлагает план-схему от детского сада до замка с предполагаемыми препятствиями, чтобы лучше ориентироваться в дороге, не сбиться с пути.

Воспитатель выясняет у детей, на каком виде транспорта можно поехать? Предлагается выбор: трамвай, автобус, поезд, троллейбус (дети отвечают, объясняя выбор). В процессе беседы выясняется, что удобнее всего отправиться на автобусе. Воспитатель уточняет, что автобус необыкновенный, волшебный.

На спинке каждого стула можно увидеть разноцветные квадратики. В них зашифрованы имена детей. Каждый ребёнок сможет занять только то место в автобусе, которое соответствует звуковой модели его имени.

Дети находят свои места, рассаживаются. Назначается контролёр, проверяющий правильность посадки на место.

Воспитатель говорит, что в дорогу всегда берут всё самое необходимое и предлагает детям прочитать по таблице (найти слова из слогов), что взято в дальнюю дорогу.

ло е
кет пор
то па
та да

Ребята по таблице читают слова (пакет, еда, топор, лопата, лото).

Игра - путешествие.

Первая остановка – река. Воспитатель предлагает детям ребусы-картинки, разгадывая которые дети читают и называют всё то, что они могут встретить по дороге к реке: рыбак, колокольчик, трава, радуга, школа. Воспитатель обращается к плану, где видно, что дети находятся у реки.

Ребус "Колокольчик"

Ребус "Рыбак"

Ребус "Трава"

Ребус "Радуга"

Ребус "Школа"

Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух реки» (3-4 раза)

Название реки зашифровано. Воспитатель показывает картинку и по первым звукам нарисованных там предметов предлагает узнать, как река называется.

Дети выясняют, что у речки удивительное название «Крошка». Воспитатель предлагает перейти эту небольшую речку по тоненькому брёвнышку, взявшись за руки.

Вторая остановка – лес. На ватмане 5 ёлочек. На каждой видны слова в беспорядке: Том, ждут, и, Тим, вас). Детям предлагается из этих слов составить предложение. Ребята проговаривают свои варианты.

Оказывается, кто-то специально для нас оставил это сообщение. Чтобы подбодрить мышат, воспитатель предлагает детям написать письма друзьям и отправить их с сорокой.

Дети садятся за столы для написания писем. Воспитатель напоминает о правилах написания предложения (обговаривают вместе с детьми). Дети предлагают версии писем (5-6). Один ребёнок пишет на доске. Остальные проверяют, исправляют, дополняют.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Написанные детьми письма запечатываются в конверт и передаются сороке. Пока дети писали письма, неожиданно пошёл дождь.

Зрительная гимнастика «Капля».

Воспитатель предлагает детям прочитать и узнать, сколько капелек-слов выпало из тучи? В каждой капельке кусочек слова – слог. Чтение по каплям-слогам сверху вниз (Ку-ра-ки-но-сы-ро-). В волшебном лесу дождь волшебный прошёл. Мы смогли прочитать много слов.

Снова воспитатель обращается к плану. Дети видят, что очутились у самого замка. Подходят ближе и убеждаются, что перед ними действительно замок.

Ситуация-провокация.

На нарисованном замке нет окон, дверей. Воспитатель интересуется, смогут ли мышата увидеть того, кто пришёл их спасать? Можно ли войти в этот замок? Почему?

  1. Ребятам предлагается выбрать любую специально приготовленную заколдованную схему (звуковые модели) деталей замка, которых не достаёт: дверь, окна, флаг, труба, замок, ключ и т. д. (по количеству детей).
  2. Затем со своей звуковой схемой найти на другом столе картинки с недостающими деталями замка, соотнести со своей звуковой схемой и только потом прикрепить к изображению замка свою картинку-деталь. Так у замка постепенно появляются окна, двери, всё остальное. Ключ имитирует открывание замка.

Сюрпризный момент.

Появляются Том и Тим. Благодарят детей за освобождение.

Ребята возвращаются в детский сад на самолёте.

Динамическая пауза «Самолёт».

Рефлексия

Воспитатель привлекает к себе всех детей.

  1. Обнимая, даёт положительную оценку каждому ребёнку, интересуется, что запомнилось на занятии?
  2. Где побывали?
  3. Какие испытания пришлось преодолеть?
  4. Где было труднее всего?
  5. Почему справились со всеми трудностями?

Воспитатель говорит детям, что справляться со всеми препятствиями в дороге было легко, потому что все дети действовали дружно, сообща. Именно поэтому удалось спасти мышат.

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)



3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.