О противопожарных расстояниях (разрывах) между постройками соседей. Нормативное расстояние между постройками на участке Расстояние между зданиями по пожарной безопасности снип

В прошлый раз мы с Вами установили, что противопожарные расстояния между частными жилыми домами сейчас следует определять по СП 4.13130.2013 (подробности найдете ). И, наверное, Вам уже интересно узнать, как уменьшить законно противопожарное расстояние между жилыми домами ?

Тогда сейчас же мы с Вами рассмотрим ситуацию, на которую можно натолкнуться практически в любом регионе России: участки длинные и узкие, дома стоят ближе к улице в один ряд. Приступая к строительству нового дома (реконструкции старого) соблюсти нормы пожарной безопасности по противопожарным расстояниям между частными домами практически невозможно .

Разберем все ранее перечисленные пункты СП 4.13130.2013 (найдете их ) более подробно и постараемся ответить на интересующий нас вопрос: противопожарные расстояния между домами как уменьшить законно ?

Вариант первый (только если оба частных жилых дома относятся к первой, второй или третьей степени огнестойкости — п.5.3.2.), позволяющий снизить противопожарные расстояния на 20%: с прилегающих друг к другу сторон домов надо убрать все проемы (оконные, дверные), а элементы кровли и карнизов (с этих же сторон) выполнить из негорючих материалов либо подвергнуть огнезащитной обработке. В реальности, если соседнее здание уже имеет окна или двери в Вашу сторону, заставить их заложить Вы не сможете никогда (если только не купите дом соседа вместе с его земельным участком и не сделаете все это сами).

Вариант второй (только если оба частных жилых дома относятся к первой, второй или третьей степени огнестойкости): идете в ближайшую пожарную часть и берете письменную справку, что по Вашей (или соседней) улице проходит наружный противопожарный водопровод (с указанием расстояний до двух ближайших к Вашему дому пожарных гидрантов, находящихся в рабочем состоянии) — выдать подобную справку должны бесплатно в ответ на Ваше письменное заявление. Там же возьмите справку, что в Вашем населенном пункте есть пожарная часть (добровольная со спец.техникой или государственная).

Если при наличии справки о противопожарном водопроводе возле Вашего дома в Вашем населенном пункте имеется:

— добровольная пожарная охрана с техникой, то противопожарные расстояния можно уменьшить на 30% (см.пояснения к п.5.3.2 после таблицы),

— государственная пожарная охрана, которая домчится до Вас за 10 минут (это определяют, опять же, сотрудники пожарной части), то Вы можете рассчитывать на уменьшение противопожарных расстояний на 50% (п.5.3.4).

Как вариант, в Вашем населенном пункте может охранять Ваш покой не государственная (федеральная или муниципальная), а объектовая пожарная часть. В этом случае в справке должно быть отражено, что объектовая часть выезжает на тушение частных жилых домов, расположенных в Вашем населенном пункте и, желательно, на Вашей улице .

Вариант третий (для домов любой степени огнестойкости). Внимательно ознакомимся вот с этим пунктом данного СП:

В данном случае нас интересует «блокировка домов «. Обращаемся к СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»:

....

Иными словами, если Ваш сосед не против, Вы можете (по письменному разрешению администрации), придвинуть свой дом к его, при условии, что его дом стоит практически по Вашей границе. То, что между двумя домами все же останется небольшой промежуток (желательно минимальный — 3-5 сантиметров), имеет вполне строительное объяснение: так как данные здания имеют разный вес и, возможно, разную этажность, то по требованиям строительных норм они являются самостоятельными «блоками» стены которых должны иметь собственные фундаменты.

Для блокировки домов, необходимо, чтобы:

— во-первых, дом соседа стоял точно по меже (это желательно еще раз перепроверить, вызвав геодезистов);

— во-вторых, сосед был не против блокировки домов (необходимо для большей гарантии заверить его согласие письменно у нотариуса);

— в-третьих, администрация Вашего населенного пункта дала письменное разрешение на данный вариант размещения Вашего дома.

Обычно такой вариант проходит только у тех, у кого раньше по каким-либо причинам старый дом примыкал к соседу. В этом случае обычно получают разрешение на реконструкцию, а не новое строительство. Но, внимание! При реконструкции объекта нельзя полностью его ломать, убирать стены и фундамент, даже если у Вас запланировано увеличение по площади и этажности. А вот при новом строительстве — можно (но только через Постановление администрации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства).

Но в разбираемом пункте есть еще одно слово — «группировать «. Что именно обо обозначает в данном тексте немного непонятно, да и законодатель его не объясняет. Но, по мнению некоторых сотрудников пожарного надзора, это означает, что если Ваш сосед не против того. что Ваш дом будет расположен ближе, чем это разрешено противопожарными расстояниями (при условии, что у Вас на руках есть Постановление администрации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, где это зафиксировано), то два Ваших дома будут составлять «группу» и нормироваться противопожарные расстояния должны уже будут между Вашей «группой» домов и другими соседями. То есть мы с Вами подошли к четвертому варианту законного уменьшения противопожарных расстояний между домами.

Вариант четвертый (не зависит от степени огнестойкости домов) — уменьшение противопожарных расстояний через Постановление администрации Вашего населенного пункта о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. В этом случае соседи должны быть СОГЛАСНЫ с подобным уменьшением (и, желательно, опять же заверить согласие у нотариуса, чтобы потом они не подали на Вас в суд ).

Теперь о том, почему возникают ситуации, когда необходимо найти причину, чтобы уменьшить законно противопожарное расстояние между жилыми домами .

Причина первая : слишком «узкие» земельные участки — в этом случае администрации населенного пункта обычно идет на встречу и через публичные слушанья об отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства при условии согласия ближайших соседей, если при этом нарушаются противопожарные расстояния.

Причина вторая : слишком близко к меже расположен дом соседа — в этом случае тоже можно решить проблему через публичные слушанья об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, но только если этот «приблизившийся сосед», даст свое СОГЛАСИЕ.

Вот вроде и все варианты, как уменьшить законно противопожарное расстояние между жилыми домами. Переходим к другой информации

Полезная информация от спонсора статьи «Противопожарное расстояние между жилыми домами: как уменьшить законно» фирмы Глонасс Навигатор СП: если Ваше транспортное средство в обязательном порядке должно быть оборудовано тахографом, не стоит рисковать и пытаться обойти данную норму. Необходимый тахограф купить сейчас можно практически во всех крупных городах России в специализированных компаниях. При этом в комплекс услуг входит не только сам продаваемый тахограф, но и его установка с последующей активацией.

.

Нет похожих статей.

55 комментариев

Устанавливает требования к противопожарным расстояниям между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности.

Ранее эти требования предусматривались, прежде всего, в Приложении 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Так, в п. 1 названного приложения к СНиП 2.07.01-89* устанавливалось, что противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по таблице 1 , содержащейся в данном пункте, а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий - по СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий".

расстояние между стенами зданий без оконных проемов допускается уменьшать на 20%, за исключением зданий IIIа, IIIб, IV, IVа и V степеней огнестойкости (прим. 3);

в районах сейсмичностью 9 баллов расстояние между жилыми зданиями, а также между жилыми и общественными зданиями IVа, V степеней огнестойкости следует увеличивать на 20% (прим. 4);

расстояния от зданий любой степени огнестойкости до зданий IIIа, IIIб, IV, IVа, V степеней огнестойкости в береговой полосе шириной 100 км, но не далее чем до ближайшего горного хребта, в климатических подрайонах IБ, IГ, IIА и IIБ следует увеличивать на 25% (прим. 5);

расстояния между жилыми зданиями IV и V степеней огнестойкости в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА следует увеличивать на 50% (прим. 6*);

для двухэтажных зданий каркасной и щитовой конструкции V степени огнестойкости, а также зданий, крытых горючими материалами, противопожарные расстояния необходимо увеличивать на 20% (прим. 7);

расстояния между зданиями I и II степеней огнестойкости допускается предусматривать менее 6 м при условии, если стена более высокого здания, расположенная напротив другого здания, является противопожарной (прим. 8);

расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках принимаются по табл. 1* . Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка (независимо от суммарной площади застройки) не нормируются (прим. 9);

расстояния между жилыми зданиями, а также жилыми зданиями и хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями) не нормируются при суммарной площади застройки, включая незастроенную площадь между ними, равной наибольшей допустимой площади застройки (этажа) одного здания той же степени огнестойкости без противопожарных стен (прим. 10);

расстояния между хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями), расположенными вне территории усадебных участков, не нормируются при условии, если площадь застройки сблокированных хозяйственных построек не превышает 800 м2. Расстояния между группами сблокированных хозяйственных построек принимаются по табл. 1* (прим. 11).

В п. 5 Приложения 1 к СНиП 2.07.01-89* установлено, что расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее 15 м; в городских поселениях для районов одно- двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м. Данные положения инкорпорированы в часть 15

Популярным основанием, по которому граждане требуют сноса возведенных соседом построек, является несоблюдение противопожарных расстояний.

Предлагаю разобраться, насколько обязательно соблюдение противопожарных разрывов и может ли их несоблюдение повлечь снос постройки.

1. В соответствии с п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (редакция от 29 июля 2017 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Согласно ч. 1 ст. 69 указанного Федерального закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Названный Федеральный закон в ныне действующей редакции не устанавливает конкретные противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков.

2. В настоящее время противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков установлены в таблице 1 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288).

При проведении судебных экспертиз по спорам, связанным с несоблюдением противопожарных расстояний между постройками на соседних земельных участках, эксперты руководствуются указанным Сводом правил.

Вместе с тем надо учитывать, что этот Свод правил в целом включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 г. № 474).

Другими словами, предусмотренные Сводом правил СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния применяются на добровольной основе. А значит несоблюдение этих противопожарных расстояний само по себе не является нарушением обязательных правил и не может повлечь снос построек соседей.

Такой вывод корреспондирует с п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. (редакция от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором сказано, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

3. Судебная практика исходит из того, что помимо несоблюдения противопожарных расстояний истец должен доказать нарушение его права собственности или законного владения имуществом либо реальную угрозу нарушения его права собственности или законного владения от построек соседа.

Например, по одному из дел о сносе построек, в котором я представлял интересы ответчика, Президиум Московского областного суда в постановлении от 5 июля 2017 г. № 355 указал следующее: «Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что возведенные на участке ответчика строения нарушают нормы о минимальных противопожарных разрывах, предусмотренных ст. 69 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и СП 4.13130.2013), а также градостроительные и строительные нормы о расстоянии от построек до границы земельного участка (п. 7.1 СП 42.13330.2011, п. 6.4.27. и 9.12. СП 17.13330.2011), в связи с чем создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе К.Н. назначал судебную строительно-техническая экспертизу, проведение которой было поручено АНО «Центр судебных экспертиз Правое дело».
Заключением экспертизы установлено, что расстояние от границы земельного участка до спорных построек составляет менее 1 метра, что не соответствуют существующим градостроительным нормам и правилам (п. 7.1 СП 42.13330.2011), не соблюдено противопожарное расстояние между жилым домом истца и постройками, которое согласно СП 4.13130.2013 должно быть не менее 8 метров. Также экспертом разработаны возможные варианты устранения причин, создающих угрозу жизни и здоровью граждан (т. 2, л.д. 51 — 95).
С учетом результатов проведенной экспертизы, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что спорные постройки не соответствуют противопожарным нормам и правилам и создают угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем являются самовольными постройками и подлежат сносу.
Президиум не может согласиться с вынесенными судебными постановлениями по следующим основаниям.
…Признав находящиеся на участке ответчика строения самовольными постройками, судебные инстанции не учли, что самовольная постройка подлежит сносу только в том случае, если ее сохранение нарушает права и охраняемые интересы других лиц, либо создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Такая угроза должна быть реальной, а не абстрактной, то есть основанной не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и фактических обстоятельствах расположения строений в их взаимосвязи.
В данном случае бесспорных доказательств наличия таких обстоятельств в материалах дела не содержится.
…Таким образом, с 12 июля 2012 года не действуют нормативные документы, содержащие обязательные требования к противопожарным расстояниям (кроме объектов, на которые распространяется специальное регулирование), что оставлено без внимания судами первой и апелляционной инстанции.
При таких данных является преждевременным вывод суда о самовольности построек, возведенных на земельном участке ответчика.
Само по себе несоблюдение строительных норм при возведении построек ответчика в части расстояния до жилого дома истца и расстояния до границы земельного участка не могло являться безусловным основанием для удовлетворения иска о сносе построек, поскольку решение о сносе самовольного строения является крайней мерой, допускаемой при существенном нарушении строительных норм и реальной угрозе жизни и здоровью граждан».

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Степень огнестойкости зданий и сооружений

Минимальные разрывы между зданиями и сооружениями в зависимости от степени их огнестойкости и категории по взрывопожарной и пожарной опасности, м

VII, VIII

Не нормируются – для зданий и сооружений категорий Г и Д, 9 – категорий А, Б и В

VII, VIII

Расстояние между стенами зданий, не имеющих оконных проемов, допускается уменьшать на 20%, за исключением зданий V – VIII степеней огнестойкости. Расстояния между складами (открытыми и закрытыми) и от них до зданий и сооружений нормируются и зависят от вместимости склада, видов хранимых материалов, степени огнестойкости здания, а между открытыми технологическими установками, агрегатами и оборудованием и от них до зданий и сооружений – по нормам технологического проектирования.

На площадке предприятия следует предусматривать также достаточную сеть пешеходных тротуаров шириной не менее 1,5 м.

Главный вход на предприятии должен быть со стороны основного прохода или подъезда к предприятию. При устройстве нескольких проходных пунктов их следует располагать на расстоянии не более 1,5 км друг от друга. Расстояние от проходных пунктов до входов в бытовые помещения основных цехов, как правило, не должно превышать 800 м. При больших расстояниях необходимо использовать внутризаводской транспорт. Ширина ворот автомобильных въездов на площадку предприятия принимается по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширина ворот для железнодорожных въездов – не менее 4,9 м.

Основным технико-экономическим показателем генерального плана является плотность застройки, которая определяется процентным отношением площади застройки к общей площади. При этом площадь застройки определяется суммой площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, а также открытыми складами или площадками для хранения готовой продукции.

Благоустроенные площадки для отдыха трудящихся и гимнастических упражнений следует размещать с наветренной стороны по отношению к производствам с вредными выбросами в атмосферу.

На генеральном плане предприятия показывается наружная противопожарная кольцевая водонапорная сеть с пожарными гидрантами и резервными противопожарными водоемами или резервуарами (если последние проектируются).

В левом верхнем углу генерального плана размещают розу ветров. Ее строят в соответствующем масштабе следующим образом. Окружность делят на 8 равных частей и в результате получают 8 румбов: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, 3, СЗ. От центра окружности (начала координат) откладывают в выбранном масштабе (1 см = 5%) процент повторяемости ветров по соответствующим румбам. Полученные точки соединяют. В круге, расположенном в центре розы ветров, указывается число Дней штиля в году. В розе ветров направление ветра характеризуется вектором, направленным от вершины соответствующего румба к центру.

Территория предприятия должна отвечать требованиям межотраслевых и отраслевых санитарных правил, Межотраслевым общим правилам по охране труда и других документов.

В соответствии с этими документами территория предприятий должна быть максимально озеленена и содержаться в чистоте. Проезды и проходы должны быть свободными для движения, выровнены, не иметь рытвин, ям и освещены. Хранение сыпучих и порошковых материалов необходимо осуществлять в закрытых складах. При отсутствии такой возможности санитарные разрывы от открытых складов пылящих материалов до производственных зданий должны быть не менее 20 м, до зданий бытовых помещений – 25 м, а до прочих вспомогательных зданий – 50 м. Эти разрывы должны быть озеленены и регулярно очищаться.

Принципы определения необходимых площадей вспомогательных помещений: санитарно-бытовых, здравпунктов, общепита и др .

В составе каждого предприятия имеются вспомогательные помещения, которые подразделяются на пять групп: санитарно-бытовые помещения и устройства, помещения общественного питания, помещения медицинского профиля, помещения культурного обслуживания, административные помещения.

Вспомогательные помещения мелкого и среднего производств рекомендуется размещать в производственных зданиях, а крупного - выносить в пристройки или отдельно стоящие здания, связанные с производственным корпусом утепленным переходом.

Санитарно-бытовые помещения следует размещать с максимальным приближением к рабочим местам, чтобы не было встречных потоков людей, а также переходов через производственные помещения с вредными выделениями, не отапливаемые части зданий и открытые пространства. Санитарно-бытовые помещения рассчитывают в зависимости от санитарной характеристики производственных процессов (микроклимат, степень загрязнения одежды, рук, тела, выделение пыли, вредных газов, влаги, применение воды, вредных и раздражающих веществ) и численности работающих в наиболее многочисленной смене.

В соответствии с санитарной характеристикой производственные процессы разделены на четыре группы, каждая из них - еще на две-пять подгрупп.

К первой группе (имеющей три подгруппы) относятся производственные процессы, протекающие при нормальных микроклиматических условиях и не связанные со значительным выделением влаги, пыли и загрязняющих веществ. В таких случаях предусматриваются гардеробная и умывальная. При возможности загрязнения рук, спецодежды и тела предусматриваются также душевая и ванны для ног.

Ко второй группе (имеющей шесть подгрупп) относятся процессы, протекающие в неблагоприятных микроклиматических условиях, при значительных выделениях влаги, либо связанные с выделением пыли или напряженной физической работой. Для процессов этой группы предусматриваются дополнительно (в зависимости от характера профессиональных вредностей) помещения для обогрева, обеспыливания и сушки рабочей одежды, полудуши, респираторные.

К третьей группе (имеющей четыре подгруппы) относятся процессы с наличием резко выраженных вредных факторов. В зависимости от характера этих факторов должны быть предусмотрены или помещения для обезвреживания специальной одежды, или искусственная вентиляция шкафов для ее хранения.

К четвертой группе относятся процессы, требующие особого режима для обеспечения качества продукции. Это могут быть процессы, связанные с переработкой пищевых продуктов, или производством стерильных материалов, требующих особой чистоты.

Количество тех или иных санитарно-бытовых устройств определяется по таблицам СНиП в зависимости от группы и подгруппы производственного процесса, исходя из расчетного количества человек на одно устройство (душевую сетку, кран в умывальне и т.п.).

К устройству и размещению бытовых помещений предъявляется ряд санитарных требований. Душевые должны размещаться в комнатах, смежных с гардеробными, у внутренних стен. Туалеты размещают, как правило, на каждом этаже на расстоянии не более 75 м от наиболее удаленных рабочих мест.

Помещения для отдыха проектируют из расчета 0,2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 18. Они оборудуются умывальниками, устройствами питьевого водоснабжения и электрокипятильниками.

Здравпункты предусматриваются при списочном числе работающих 300 человек и более. Их, как правило, размещают на первых этажах производственных или вспомогательных зданий, расстояние от наиболее удаленных рабочих мест до здравпункта не должно превышать 1000 м.

Площади некоторых других вспомогательных помещений принимаются из расчета: рабочие комнаты управлений и контор - 4 на одного служащего; конструкторское бюро - 6на один чертежный стол; залы заседаний вместимостью до 100 человек - по 1,2на каждое место, а вместимостью более 100 человек по 0,9на каждое место свыше 100. Залы должны вмещать не менее 30% людей, работающих в наиболее многочисленной смене.

В рабочем помещении размерами АхВхН м установлено N светильников типа ОД с двумя лампами ЛБ-80 в каждом.Нормированная освещенность в помещении – Ен лк; высота рабочей поверхности – hс м;коэффициенты отражения потолка,стен и пола соответственно ρпот, ρст, ρп.

Требуется проверить, достаточна ли фактическая освещенность для проведения работ в данном помещении и при отрицательном результате определить требуемое число светильников.

Исходные данные задачи принять по табл. 13.

Размеры помещения, м:

Ширина В

Высота Н

Количество установленных светильников N

Данный документ вводится в действие с 24.06.2013. Предлагаем вам ознакомиться с пояснительной запиской разработчика СП 4.13130.2013 - ФГУП ВНИИПО МЧС России.

1. Основание пересмотра предыдущей и разработки новой редакции

В настоящее время минуло уже более трёх лет с момента выхода Свода правил СП 4.13130.2009 «Предотвращение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям».

Следует отметить, что изначально, с выходом в 2009 году Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , руководством МЧС была поставлена задача по сокращению количества действующих нормативных документов и интеграции требований пожарной безопасности в объёме Сводов правил и национальных стандартов. Исходя из этого, было принято решение о создании отдельного документа - Свода правил СП 4, реализующего требования статьи 59 указанного Федерального закона, в части ограничения распространения пожара на объектах различных классов функциональной опасности, и объединяющего требования к пассивным системам противопожарной защиты при проектировании объёмно-планировочных решений зданий и сооружений, а также устройству противопожарных расстояний и преград.

Предстояла весьма непростая работа, так как на момент создания документа, указанные требования пожарной безопасности были распределены по множеству различных документов – норм пожарной безопасности НПБ, общегосударственных строительных норм и правил СНиП, территориальных МГСН, ТСН, отраслевых, ведомственных и т.п., часть из которых на тот момент уже существенно устарела, а в ряде случаев требования этих документов дублировались и противоречили друг другу.

К сожалению, установленные тогда, весьма сжатые сроки разработки первой редакции СП 4 не позволили в полном объёме выявить, отработать и актуализировать все существующие на тот момент, несоответствия и противоречия в действующих нормативных документах. Помимо этого, уже после выхода указанного документа началась активная деятельность по пересмотру и совершенствованию нормативно-правовых документов в строительной области, продолжалась работа по разделению строительных и пожарных требований норм. Изменились правила прохождения и утверждения проектной документации.

Кроме того, как известно, год назад, вышла новая редакция Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона № 117-ФЗ от 10.07.2012 ), из которой, в соответствии с концепцией развития гибкого нормирования, ряд Статей с обязательными противопожарными требованиями был исключен, с целью их переноса в нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе и в СП 4.

Вышеуказанные обстоятельства в основном и определяли возникавшие при применении документа вопросы, замечания, а также пожелания по дальнейшему совершенствованию документа, поступавшие в адрес института от надзорных, проектных, строительных организаций и компаний.

2. Краткая характеристика полученных замечаний

В рамках практики применения документа было рассмотрено более двухсот замечаний и предложений от более чем 20-ти организаций.

Ряд положений вошедших в текст первой редакции СП 4 требовал актуализации современным реалиям. Так, в связи с повсеместно наблюдающимся уплотнением жилой застройки, активному давлению подверглись пункты СП, содержащие требования о строительстве детских садов и школ – как отдельно стоящие здания, без возможности блокирования с другими объектами.

Много вопросов вызывали и относительно большие значения величин противопожарных разрывов от автостоянок легковых автомобилей до других объектов, перенесённые в СП 4 из ранее действующего СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и включающего в себя, помимо противопожарных, также и санитарные требования.

Также выяснилось, что в действующих нормативных документах отсутствуют противопожарные требования по размещению в жилых и общественных зданиях дизельгенераторов и других генераторных установок.

Эти, а также множество других моментов свидетельствовали о необходимости пересмотра и актуализации положений СП 4 в новой редакции документа, работа над которой позволила отработать заложенные в документ основные принципы ограничения распространения пожара и провести всестороннее совершенствование документа.

Работа над новой редакцией велась сотрудниками нескольких подразделений ФГБУ ВНИИПО МЧС России, исходя из специфики основных смысловых частей документа.

В новом документе можно выделить нескольких основных частей.

1. В 1-3 разделах указана Область применения, Нормативные ссылки, Термины и определения.

2. 4 и 5 разделы, содержат общие требования пожарной безопасности к объёмно-планировочным решениям по предотвращению распространения пожара на объектах защиты, а также нормативные требования к зданиям и сооружениям жилого и общественного назначения.

3. В 6 разделе приведены противопожарные требованиями к производственным и складским объектам, объектам нефтегазовой индустрии, стоянкам автотранспорта и т.д.

4. В 7 и 8 разделы вошли противопожарные требования из Федерального закона №123-ФЗ - Статьи 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям и Статьи 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений.

3. Характеристика объекта вносимых изменений

В ходе работы над новой редакцией были скорректированы, уточнены и дополнены положения практически всех существующих разделов.

В разделах 1 - 3 проведена корректировка текста, а также ряда терминов и определений, введены новые термины.

После исключения из Федерального закона №123-ФЗ 69, 72 и 75-й статей, соответствующие требования к противопожарным разрывам между жилыми и общественными зданиями, стоянками легковых автомобилей, а также противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных участков были внесены в раздел 4 новой редакции СП 4, при этом часть указанных положений были переработаны и скорректированы.

Теперь в соответствии с новой редакцией СП 4 (п. 4.11) противопожарные расстояния допускается не нормировать между жилыми и общественными зданиями I, II и III степеней огнестойкости, если стена более высокого или широкого объекта защиты, обращенная к соседнему объекту защиты, является противопожарной 1-го типа.

Также не нормируются (п. 4.12) расстояния между общественными зданиями и сооружениями, если суммарная площадь в пределах периметра застройки, не превышает допустимую площадь этажа в пределах пожарного отсека, принимаемую по СП 2.13130 для здания или сооружения с минимальными значениями допустимой площади, и худшими показателями степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.

Конкретизированы и дополнены требования по устройству в зданиях открытых лестниц 2-го типа.

В текст документа добавлен принципиально новый раздел 5.3 по нормированию противопожарных расстояний на территориях организованной малоэтажной застройки, так называемых таунхаусов, с учетом возможности наличия на этих объектах современных систем противопожарной защиты, а также размещения на их территориях подразделений добровольной пожарной охраны.

С учётом поступивших замечаний и предложений был существенно переработан и актуализирован раздел 5 «Требования к объектам жилого и общественного назначения»:

Добавлен перечень общественных помещений допускаемых к размещению на нижних этажах и подвалах жилых зданий,

Уточнены требования по выделению противопожарными преградами в общественных зданиях вспомогательных помещений производственного, складского и технического назначения исходя из их категории по пожарной опасности;

Исключены противоречия, дублирования, а также избыточные требования, в том числе по применению противопожарных преград 1-го типа.

Существенные изменения и дополнения внесены и в раздел 6 «Требования к объектам производственного и складского назначения», а именно проведена корректировка текста, исправлены опечатки и несоответствия, добавлены противопожарные требования, исключенные из строительных норм, введены два новых раздела – «Требования к магистральным трубопроводам» и «Требования к зданиям промышленных холодильников» и т.п. Добавлены требования к местам хранения автотранспорта, в том числе и для перевозки ГСМ на территориях промышленных предприятий, скорректированы и актуализированы современным реалиям положения ряда пунктов по хранению легковых автомобилей.

И как уже упоминалось, в документе появилось два новых раздела – 7. «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям, и 8 «Обеспечение деятельности пожарных подразделений», в которые включены актуализированные требования, ранее содержащиеся в Статьях 67 и 90 Федерального закона №123-ФЗ .

Новая редакция СП 4.13130.2013 была утверждена Приказом МЧС Рос-сии № 288 от 24 апреля 2013 года. В настоящее время текст документа размещён на официальном сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Также он имеется в ИПС NormaCS .