Методические рекомендации по порядку предоставления населению защитных сооружений гражданской обороны и обеспечению их сохранности в мирное время. Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем Фонд защитных сооружений
способ защиты населения путем укрытия их в защитных сооружениях, ускоренного их создания с возникновением опасностей, а также возведения инженерных сооружений (дамб, плотин и т.п.) и проведения других инженерно-технических мероприятий.
Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные направления накопления фонда защитных сооружений
Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:
сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений.
дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет;
освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обсле-дование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений;
строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.
При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.
Как отмечалось в главе 1 создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
Происхождение опасностей по времени, локализации, вызываемым последствиям, приносимому ущербу и сфере появления опасностей
Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Человеческая практика и научные исследования дают основания утверждать, что ни в одной сфере деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности (аксиома потенциальной опасности, имеющая исключительное методологическое и эвристическое значение).
Признаки опасности: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные.
По происхождению опасности можно примерно разделить на 6 групп: природные, экологические, биологические, социальные, техногенные, антропогенные.
По характеру воздействия на организм человека различают следующие группы опасностей: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По локализации опасности бывают связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы.
По приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический.
По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
Сферы проявления опасностей: бытовая, производственная, спортивная, учебная, дорожно-транспортная, военная и т. д.
Поскольку любая опасность, как правило, носит потенциально латентный характер, чрезвычайно важное значение приобретает процесс ее идентификации, т. е. обнаружения и установление временных, пространственных, количественных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. Главное в идентификации - установление причин и обстоятельств, инициирующих проявление опасности, возможных последствий, величины ущерба.
Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины.
В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков, которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано с увеличением опасностей для человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно - технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходит ранее существование. Это обусловлено:
- ? структурными и технологическими сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;
- ? ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;
- ? глобальными изменениями природной среды (потепление климата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);
- ? увеличением концентрации и возникновение новых загрязнителей и форм нарушения качества окружающей среды, в частности высокотоксичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др.;
- ? информационным давлением на психику человека, приводящим к распространению большого числа психических расстройств;
- ? появлением новых заболеваний (наркомании, СПИДа и др.);
- ? усилием военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.
В результате действия перечисленных опасностей увеличиваются масштабы и количество рисков. Управление рисками становится одной из актуальных и сложных проблем.
Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости достижения допустимых на данном этапе уровней риска и безопасности.
Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.
Опасность. Виды опасностей. Источники их формирования
Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.
Опасность - свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).
Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.
Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.
Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения - все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны - являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим выше (для производственной деятельности человека).
1.3.6. Создание фонда защитных сооружений
Фонд защитных сооружений (ЗС) для наибольших работающих смен (НРС) создается на территории предприятий и вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.
Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение.
Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его нара щиванию могут быть:
1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:
а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;
б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;
в) приспособление под убежища метрополитенов;
г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.
2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.
На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.
1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений
Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным - фильтровентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры.
К объемно-планировочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-техническим и другим устройствам и оборудованию устанавливаются следующие требования:
в помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние - для лежания из расчета 0,55х1,8 м на человека;
норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м 2 /чел. при двухъярусном и 0,4 м 2 /чел. - при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помещениях пунктов управления 2 м 2 /чел;
количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар;
высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем - не менее 1,5 м 3 на одного человека (учитывается в пределах зоны герметизации за вычетом объемов помещений дизельной и тамбуров);
для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 чел., в убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м 2).
в убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, приборы, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское имущество;
для обеспечения заполнения в минимальный срок предусматривается, в зависимости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух;
один из них - аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на не заваливаемую территорию;
для убежищ вместимостью 300 чел. и более предусматривается устройство при одном из входов тамбура-шлюза;
входы оборудуются защитно-герметическими и герметическими дверями (люками, воротами);
электроснабжение убежищ необходимо для питания электродвигателей систем вентиляции, откачки фекальных вод, освещения; оно осуществляется либо от сети города (предприятия), либо с помощью защищенной дизельной электростанции, а также в убежищах без дизельных электростанций предусматриваются местные источники освещения (переносные электрические фонари, аккумуляторные светильники);
каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления предприятия и репродукторы радиотрансляции, подключенные к городской и местной сети;
водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей, на случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, питьевой воды в сутки) и аварийные резервуары для сбора стоков;
отопление убежищ обеспечивается от сети предприятия (здания) по самостоятельным ответвлениям;
в противорадиационных укрытиях, как и в убежищах, предусматриваются основные и вспомогательные помещения; площадь помещения для укрываемых рассчитывается исходя из нормы на одного человека 0,4 - 0,5 м 2 , оборудуются не менее 2 входов с установкой обычных дверей при обеспечении их плотного прилегания;
трубопроводы инженерных сетей внутри убежищ окрашиваются в определенные цвета: белый - воздуховоды режима частной вентиляции (ЧВ); желтый - режима фильтровентиляции (ФВ); красный - режима полной изоляции (ПИ) (до термокаталитического фильтра); черный - трубы электропроводки; зеленый - водопроводные трубы; коричневый - трубы системы отопления, при этом стрелками указывают направление движения (воздуха или воды).
приспособление под ПРУ любого пригодного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции показано на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4. Приспособленные под противорадиационные
укрытия: а - подвал; б - подполье; в - отдельно стоящий погреб; г - помещение наземного здания.
защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, дверей, заделкой окон и других элементов;
для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устраивают грунтовую обсыпку, заделывают оконные и лишние дверные проемы, перекрытия засыпают грунтом (после предварительного усиления их конструкций).
для герметизации помещений тщательно заделывают все трещины, щели, отверстия в потолках, стенах, дверях, местах ввода отопительных и водопроводных труб;
двери обиваются войлоком, рубероидом, линолеумом или другими плотными материалами, а их края - пористой резиной.
Вентилирование помещений осуществляется по следующим режимам:
чистой вентиляции (режим I) - наружный воздух очищается от аэрозолей (обычной пыли) в пылефильтрах и (или) предфильтрах. Норма подачи для убежищ 8 - 13 м 3 /ч*чел.;
фильтровентиляции (режим II) - основной режим при возникновении или угрозе возникновения ЧС, воздух проходит двух- или трехступенчатую очистку в пылефильтрах, предфильтрах и фильтрах-поглотителях; норма подачи для убежищ - не менее 2 м 3 на одного укрываемого в час;
полной изоляции (режим III) - предусматривается в убежищах, на предприятиях и в других местах, где возможна загазованность наружного приземного воздуха продуктами горения или сильнодействующими ядовитыми и другими вредными веществами, защита от которых не обеспечивается обычными фильтрами-поглатителями, в них обеспечивается регенерация внутреннего воздуха и создание подпора.
Система воздухоснабжения убежищ включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные устройства, пылефильтры, предфильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, гермоклапаны, а также устройства (установки) регенерации воздуха и подпора.
Вентиляторы для систем вентиляции убежищ без дизельных электростанций предусматриваются с электроручным приводом, а в убежищах с защищенным электропитанием - с электрическим.
Для защиты от пыли обычно используют ячейковый масляный фильтр. Он представляет собой металлическую снаряженную сетками коробку, закрепленную пружинными защелками в установочной рамке, показанных на рисунках 1.5. и 1.6.
Рисунок 1.5. Ячейка противопыльного масляного фильтра:
1 – сетка;
2 – обойма ячейки;
3 – кольцо для вынимания ячейки из корпуса фильтра.
Унифицированный фильтр ФЯР заполняется 12 рядами гофрированных сеток различных номеров, образующими три слоя. Размеры отверстий в сетках и относительные площади их сечения уменьшаются по ходу движения воздуха. Частички аэрозоля, проходя с воздухом через сетки, смоченные минеральным маслом (висциновым, индустриальным и др.), прилипают к поверхности сеток. Эффективность очистки у этих фильтров составляет примерно 50%.
Для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей используются предфильтры со сменными фильтрующими кассетами: ПФП-1000, ПФ-300, а также ПФ-1500 и ПФ-500. Эффективность очистки достигает 99,9%.
Рисунок 1.6. Смена ячейки противопыльного масляного фильтра
Для высокоэффективной очистки воздуха от любых аэрозолей, паров (газов) отравляющих веществ (ОВ) и некоторых СДЯВ в ФВУ (ФВК) используются фильтры-поглотители ФП-300, ФП-300-1, ФПУ-200 и ФП-100у. Фильтры-поглотители показаны на рисунках 1.7. и 1.8.
Рисунок 1.7. Фильтр-поглотитель
Фильтры-поглотители могут монтироваться в колонки по 2-3 шт. в каждой, а колонки (равноценные по числу ФП) объединяются в единую систему очистки воздуха в зависимости от потребностей.
Рисунок 1.8. Общий вид ФВА-49 (тип 3)
В убежищах относительно небольшой вместимости используются фильтровентиляционные комплекты ФВК-1 или ФВК-2. Для регенерации воздуха - регенеративные установки (РУ-150/6, устройство регенерации 300) или баллоны со сжатым кислородом и регенеративные патроны РП-100.
Для создания подпора воздуха в сооружениях могут использоваться каталитические фильтры ФГ-70, в которых оксид углерода окисляется кислородом воздуха до углекислого газа.
Фонд защитных сооружений (ЗС) для наибольших работающих смен (НРС) создается на территории предприятий и вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.
Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение.
Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его наращиванию могут быть:
1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:
а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;
б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;
в) приспособление под убежища метрополитенов;
г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.
2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.
На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.
1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений
Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным - фильтровентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры.
К объемно-планировочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-техническим и другим устройствам и оборудованию устанавливаются следующие требования:
– в помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние - для лежания из расчета 0,55х1,8 м на человека;
– норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м 2 /чел. при двухъярусном и 0,4 м 2 /чел. - при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помещениях пунктов управления 2 м 2 /чел;
– количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар;
– высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем - не менее 1,5 м 3 на одного человека (учитывается в пределах зоны герметизации за вычетом объемов помещений дизельной и тамбуров);
– для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 чел., в убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м 2).
– в убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, приборы, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское имущество;
– для обеспечения заполнения в минимальный срок предусматривается, в зависимости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух;
– один из них - аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на не заваливаемую территорию;
– для убежищ вместимостью 300 чел. и более предусматривается устройство при одном из входов тамбура-шлюза;
– входы оборудуются защитно-герметическими и герметическими дверями (люками, воротами);
– электроснабжение убежищ необходимо для питания электродвигателей систем вентиляции, откачки фекальных вод, освещения; оно осуществляется либо от сети города (предприятия), либо с помощью защищенной дизельной электростанции, а также в убежищах без дизельных электростанций предусматриваются местные источники освещения (переносные электрические фонари, аккумуляторные светильники);
– каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления предприятия и репродукторы радиотрансляции, подключенные к городской и местной сети;
– водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей, на случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, питьевой воды в сутки) и аварийные резервуары для сбора стоков;
– отопление убежищ обеспечивается от сети предприятия (здания) по самостоятельным ответвлениям;
– в противорадиационных укрытиях, как и в убежищах, предусматриваются основные и вспомогательные помещения; площадь помещения для укрываемых рассчитывается исходя из нормы на одного человека 0,4 - 0,5 м 2 , оборудуются не менее 2входов с установкой обычных дверей при обеспечении их плотного прилегания;
– трубопроводы инженерных сетей внутри убежищ окрашиваются в определенные цвета: белый - воздуховоды режима частной вентиляции (ЧВ); желтый - режима фильтровентиляции (ФВ); красный - режима полной изоляции (ПИ) (до термокаталитического фильтра); черный - трубы электропроводки; зеленый - водопроводные трубы; коричневый - трубы системы отопления, при этом стрелками указывают направление движения (воздуха или воды).
– приспособление под ПРУ любого пригодного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции показано на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4. Приспособленные под противорадиационные
укрытия: а - подвал; б - подполье; в - отдельно стоящий погреб; г - помещение наземного здания.
– защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, дверей, заделкой окон и других элементов;
– для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устраивают грунтовую обсыпку, заделывают оконные и лишние дверные проемы, перекрытия засыпают грунтом (после предварительного усиления их конструкций).
– для герметизации помещений тщательно заделывают все трещины, щели, отверстия в потолках, стенах, дверях, местах ввода отопительных и водопроводных труб;
– двери обиваются войлоком, рубероидом, линолеумом или другими плотными материалами, а их края - пористой резиной.
Вентилирование помещений осуществляется по следующим режимам:
– чистой вентиляции (режим I) - наружный воздух очищается от аэрозолей (обычной пыли) в пылефильтрах и (или) предфильтрах. Норма подачи для убежищ 8 - 13 м 3 /ч*чел.;
– фильтровентиляции (режим II) - основной режим при возникновении или угрозе возникновения ЧС, воздух проходит двух- или трехступенчатую очистку в пылефильтрах, предфильтрах и фильтрах-поглотителях; норма подачи для убежищ - не менее 2м 3 на одного укрываемого в час;
– полной изоляции (режим III) - предусматривается в убежищах, на предприятиях и в других местах, где возможна загазованность наружного приземного воздуха продуктами горения или сильнодействующими ядовитыми и другими вредными веществами, защита от которых не обеспечивается обычными фильтрами-поглатителями, в них обеспечивается регенерация внутреннего воздуха и создание подпора.
Система воздухоснабжения убежищ включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные устройства, пылефильтры, предфильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, гермоклапаны, а также устройства (установки) регенерации воздуха и подпора.
Вентиляторы для систем вентиляции убежищ без дизельных электростанций предусматриваются с электроручным приводом, а в убежищах с защищенным электропитанием - с электрическим.
Для защиты от пыли обычно используют ячейковый масляный фильтр. Он представляет собой металлическую снаряженную сетками коробку, закрепленную пружинными защелками в установочной рамке, показанных на рисунках 1.5. и 1.6.
Рисунок 1.5. Ячейка противопыльного масляного фильтра:
1 – сетка;
2 – обойма ячейки;
3 – кольцо для вынимания ячейки из корпуса фильтра.
Унифицированный фильтр ФЯР заполняется 12 рядами гофрированных сеток различных номеров, образующими три слоя. Размеры отверстий в сетках и относительные площади их сечения уменьшаются по ходу движения воздуха. Частички аэрозоля, проходя с воздухом через сетки, смоченные минеральным маслом (висциновым, индустриальным и др.), прилипают к поверхности сеток. Эффективность очистки у этих фильтров составляет примерно 50%.
Для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей используются предфильтры со сменными фильтрующими кассетами: ПФП-1000, ПФ-300, а также ПФ-1500 и ПФ-500. Эффективность очистки достигает 99,9%.
Рисунок 1.6. Смена ячейки противопыльного масляного фильтра
Для высокоэффективной очистки воздуха от любых аэрозолей, паров (газов) отравляющих веществ (ОВ)и некоторых СДЯВ в ФВУ (ФВК) используются фильтры-поглотители ФП-300, ФП-300-1, ФПУ-200 и ФП-100у. Фильтры-поглотители показаны на рисунках 1.7. и 1.8.
Рисунок 1.7. Фильтр-поглотитель
Фильтры-поглотители могут монтироваться в колонки по 2-3 шт. в каждой, а колонки (равноценные по числу ФП) объединяются в единую систему очистки воздуха в зависимости от потребностей.
Рисунок 1.8. Общий вид ФВА-49 (тип 3)
В убежищах относительно небольшой вместимости используются фильтровентиляционные комплекты ФВК-1 или ФВК-2. Для регенерации воздуха - регенеративные установки (РУ-150/6, устройство регенерации 300) или баллоны со сжатым кислородом и регенеративные патроны РП-100.
Для создания подпора воздуха в сооружениях могут использоваться каталитические фильтры ФГ-70, в которых оксид углерода окисляется кислородом воздуха до углекислого газа.
В целях повышения уровня защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории города Москвы, и определения их фактического состояния:
4.1. Организует проведение инвентаризации всех защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий), расположенных на территории города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).
4.3. В срок до 31 августа 2014 г. направляет установленным порядком в Главное управление МЧС России по г. Москве, Департамент городского имущества города Москвы и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве результаты инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы.
5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 6 июня 2006 г. N 968-РП "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы".
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
1.1. Комиссия по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы (далее - Городская инвентаризационная комиссия) создается в целях повышения уровня защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории города Москвы, уточнения их наличия и определения их фактического состояния.
1.2. Городская инвентаризационная комиссия является коллегиальным рабочим органом Правительства Москвы. Городская инвентаризационная комиссия осуществляет контроль за ходом инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы, дает рекомендации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти города Москвы и организациям, а также обобщает результаты инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы.
1.3. Городская инвентаризационная комиссия организует проведение инвентаризации всех ЗС ГО (убежищ и противорадиационных укрытий), расположенных на территории города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, которым они переданы в пользование (на баланс).
1.4. Городская инвентаризационная комиссия обеспечивает сбор и несет ответственность за полноту и точность фактических данных о ЗС ГО, правильность и своевременность оформления отчетных материалов по инвентаризации.
1.5. Городская инвентаризационная комиссия в своей деятельности руководствуется Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.
1.6. Организационно-техническое обеспечение деятельности Городской инвентаризационной комиссии осуществляет Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы.
2.7. Определение перечней ЗС ГО, необходимых для осуществления полномочий в области гражданской обороны и защиты населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3.1. Городская инвентаризационная комиссия вправе принимать решения в части, касающейся повышения эффективности и качества проведения инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы:
3.1.2. Заседания Городской инвентаризационной комиссии проводятся по инициативе председателя, первого заместителя председателя Городской инвентаризационной комиссии.
3.1.4. В целях полного и всестороннего рассмотрения вопросов для участия в заседаниях Городской инвентаризационной комиссии установленным порядком могут приглашаться представители органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, общественных и иных организаций, присутствие которых целесообразно при рассмотрении вопросов повестки дня заседаний.
3.1.5. Городская инвентаризационная комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Городской инвентаризационной комиссии. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Городской инвентаризационной комиссии является решающим.
3.1.6. Члены Городской инвентаризационной комиссии, не согласные с принятым решением, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к принятому решению.
3.1.7. Решения Городской инвентаризационной комиссии оформляются протоколом заседания Городской инвентаризационной комиссии, который подписывается ответственным секретарем и утверждается председателем Городской инвентаризационной комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании первым заместителем (заместителем) председателя Городской инвентаризационной комиссии.