Что локальная система оповещения объекте. Объектовые системы оповещения

Какие объекты необходимо оснащать ЛСО?
ЛСО являются важнейшим элементом системы по предупреждению и ликвидации последствий аварии. Их построение и основные требования были определены Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года и «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года. Речь в них идет о потенциально опасных объектах. Еще одним регламентирующим документом является Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (Пос­тановление № 178).
Нельзя смешивать такие понятия, как потенциально опасные объекты и ОПО. Это термины из двух разных направлений государственного регулирования в области техногенной безопасности. Тем не менее Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне» определен перечень объектов, которые должны создавать и поддерживать в состоянии готовности ЛСО. В частности, им определено, что организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Где изложены требования к техническим средствам ЛСО?
Существует целый ряд законов РФ, правил и норм, регламентирующих информирование населения. Однако основные требования к техническим средствам оповещения, применяемым при проектировании, развертывании и эксплуатации ЛСО, изложены в том числе в Методических рекомендациях МЧС России.

Каковы задачи ЛСО?
Перечень задач ЛСО определен в методических рекомендациях МЧС. Первостепенная задача ЛСО - обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей ОПО; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО; населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Кто должен создавать ЛСО?
Создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (Постановление № 178). Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года организации, органы самоуправления, а также органы государственной власти субъектов РФ должны финансировать системы оповещения и поддерживать их в исправном состоянии.

Как ЛСО интегрируется с территориальными системами субъекта Федерации?
При создании локальных систем оповещения необходимо обязательно предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта РФ, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. Если зона действия поражающих факторов в случае ЧС не выходит за пределы территории предприятия, то локальная система оповещения создается только на его территории и в дальнейшем интегрируется с Региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) через единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) муниципального района.
Кроме того, локальные системы оповещения также интегрируются с РАСЦО через ЕДДС.

На какой стадии работ по созданию ОПО определяется конфигурация ЛСО?
Необходимые технические средства оповещения определяются в ходе разработки проектной документации из расчета показателей гарантированного оповещения органов управления, сил РСЧС, в том числе с учетом развития информационно-телекоммуникационных систем в субъекте РФ и программно-аппаратного сопряжения автоматизированных систем оповещения на всех уровнях.
Надо ли согласовывать техническое решение ЛСО с МЧС?
Перечень предприятий заводов-изготовителей оборудования для ЛСО определен, их оборудование прошло испытания и государственную сертификацию в МЧС России. Нет необходимости при проектировании ЛСО заниматься согласованием и проводить опытные испытания.

Каковы санкции за отсутствие ЛСО?
Согласно ст. 20.6 и 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае невыполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, СИЗ, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

Что делать с уже существующими ОПО?
Они должны быть оборудованы ЛСО в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне». Согласно ему организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, должны создать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Всем привет! Рад приветствовать вас на своем блоге, ведь если вы читаете эту статью, то у нас с вами есть общие интересы, правда? Сегодня я постараюсь рассказать вам в каких ситуациях применяются локальные системы оповещения. Кстати, а вы знали ответ на этот вопрос до прочтения этой статьи?

Давно прошли времена Карибского кризиса, когда американцы массово копали противоатомные бункеры-убежища под своими домами. В то время как граждане страны Советов точно знали, где находится защитное подземное сооружение гражданской обороны (ГО) на территории родного предприятия или микрорайона, жилого квартала города, поселка.

Но, учитывая, что американцев по-прежнему всерьез пугают советской российской военной угрозой, которая уже вошла в стадию активного, полномасштабного вторжения, начиная с передовых разведывательно-диверсионных отрядов русских хакеров, умело вскрывающих секреты ЦРУ, Пентагона, вносящие зловещие коррективы в выборы президента США, то готовиться на всякий случай надо ко всякому.

К сожалению, на фоне этой истерии нашей стране необходимо тратить немалые средства, усилия для приведения системы ГО в надлежащее состояние на случай различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Но, нет худа без добра, потому что технические системы ГО, в том числе ЛСО для населения, персонала, работников организаций, предприятий, являются многофункциональными, могут использоваться в различных ситуациях, в том числе в мирное время.

Прежде всего, необходимо знать в каких ситуациях применяются ЛСО – это:

  • Военная угроза. Может быть связана как с ракетным ударом, воздушным налетом, применением химического, бактериологического оружия, так и с непосредственным нападением, внезапным вторжением противника.
  • Катастрофы техногенного характера. Аварии на потенциально опасных объектах (ПОО) – производствах промышленных предприятий, в том числе АЭС, в результате взрыва, пожара, разгерметизации оборудования. Нарушения технологического процесса, а также аварии на любом виде транспорта в черте населенных пунктов, сопровождающиеся выбросами, розливами сильнодействующих ядовитых, химически активных веществ, представляющих угрозу жизни, здоровья людей.
  • Стихийные бедствия. Наводнения, землетрясения, селевые потоки, сходы снежных лавин, лесные пожары, представляющие угрозу для жителей населенного пункта, территории района, области, края.

Главная задача применения локальных систем – своевременное оповещение населения, работников предприятий, организаций о возникновении ЧС, необходимых действиях.

Специалисты ГО, МЧС считают, что оповещение, в том числе с помощью ЛСО, позволит многократно снизить риск угроз населению, в связи с тем, что централизованные сообщения заблаговременно поступят в региональные штабы ГО, управления МЧС, диспетчерские службы особо важных промышленных объектов.

Это даст возможность эвакуироваться из зоны поражения, а в случае военной угрозы укрыться в защитных сооружениях ГО промышленных объектов, населенных пунктов, подвальных этажах зданий капитального строительства.

Заблаговременное оповещение о возможности угрозы в случаях катастроф, аварий техногенного или природного характера позволит провести экстренную, массовую эвакуацию людей, материальных ценностей.

Организация оповещения, эвакуации, других неотложных действий возложена на региональные, городские штабы ГО, а также руководство ПОО. Сигналы о ЧС, передаваемые центральными органами, дублируются подчиненными штабами ГО.

Оповещение о ЧС

Для оповещения используются:


Стоит уточнить, как и для чего создается системы оповещения о ЧС на ПОО, которые можно разделить на 2 группы:

  • ЧС, в результате которой заражается радиоактивными материалами, подвергается отравлению, поражению ядовитыми химически активными веществами, значительная территория вокруг промышленного предприятия, объекта транспортной инфраструктуры или затапливается территория в результате аварии на гидротехническом сооружении.
  • ЧС в результате серьезной аварии, выхода из строя оборудования, нарушения технологического процесса, когда нет опасности для населения на прилегающей территории, но необходимы экстренные меры по эвакуации работников, дежурного персонала, незадействованного для устранения последствий ЧС.

В таких случаях ЛСО решают следующие задачи:

  • Оповещение персонала объекта, населения, проживающего на прилегающей территории, которая может попасть в зону поражения опасными факторами случившей аварии.
  • Оповещение регионального штаба ГО, руководства объекта, предприятий, организаций, находящихся в зоне возможного заражения, угрозы отравления, наводнения.

Следует сказать, что, по оценке специалистов МЧС и ГО, работа по созданию ЛСО на большинстве ПОО в настоящее время не отвечает требованиям многочисленных нормативных актов, изданных государственными органами, различными ведомствами, касающихся этой проблемы. По некоторым сведениям, полностью соответствуют нормативам не более 10% ЛСО объектов.

В первую очередь, это связано с нежеланием руководства предприятий нести дополнительные материальные затраты, связанные с проектированием, монтажом, обслуживанием систем оповещения, тем более предназначенных на случай гипотетической «атомной войны», а также мало чем подкрепленной твердой уверенности в том, что на их объектах никаких аварий быть не может.

В то же время правильно спроектированная, грамотно смонтированная, регулярно обслуживаемая ЛСО объекта может также использоваться как для передачи сообщений, объявлений, трансляции радиопрограмм по различным зонам оповещения, так и для управления производственными, технологическим процессами, что делает ее создание не только вынужденным хоть и необходимым мероприятием, но и выгодной предприятию технической системой оперативного управления.

Сигналы ГО

Официально установлено 5 сигналов ГО:


Информация о последних сигналах заложена в самом названии, более конкретные данные, указания о необходимых действиях при этих ЧС, будут переданы в сообщениях по радио, телевидению, а также локальными системами оповещения в районах, зонах, территориях размещения ПОО.

Кроме того, региональными подразделениями ГО, управлениями МЧС, руководством, штабами ГО опасных объектов, разрабатываются сценарии действий на случай различных ЧС, дополнительные сигналы на случай техногенных, природных катастроф, речевые сообщения на случай стихийных бедствий: «Наводнение», «Ураган», «Лесной пожар».

Подводя итог, следует сказать, что только адекватное понимание угрозы, знание несложных сигналов ГО, быстрые действия без ненужных в таких чрезвычайных ситуациях раздумий, паники могут спасти жизнь, здоровье себе, близким людям.

На сегодня у меня все, надеюсь, что информация, которую вы получили, была достаточно интересной и полезной для вас. Если это действительно так — сделайте репосты статьи на свою страницу в социальных сетях. Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы узнавать о новых статьях моего блога в числе первых. до новых встреч, пока-пока.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

5.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание представляет собой комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности и ресурса технических средств оповещения, выполняемых в период их использования по назначению.

5.2. Технические средства оповещения в зависимости от их технического состояния оцениваются как работоспособные (исправные) и неработоспособные (неисправные).

Технические средства оповещения являются работоспособными, если они в состоянии выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией.

Технические средства оповещения являются неработоспособными, если значение хотя бы одного из параметров не соответствует нормам, установленным эксплуатационно-технической документацией.

5.3. Постоянная готовность к задействованию локальных систем оповещения достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием ее технических средств.

5.4. Ответственность за организацию, контроль за состоянием и поддержанием технических средств оповещения в постоянной готовности к задействованию по предназначению несет руководитель потенциально опасного объекта.

5.5. Непосредственное выполнение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения осуществляют подразделения связи потенциально опасного объекта или организации связи на договорной основе по согласованию с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района.

5.6. Технические средства оповещения, как правило, находящиеся в исправном (работоспособном) состоянии, имеющие полный комплект эксплуатационно-технической документации и ЗИП, должны передаваться на эксплуатационно-техническое обслуживание организациям связи по актам.

Технические средства оповещения, не удовлетворяющие указанным требованиям, могут приниматься на эксплуатационно-техническое обслуживание с указанием их фактического технического состояния в приемосдаточных актах.

Технические параметры технических средств оповещения могут быть доведены до норм технических условий организациями связи по отдельному договору.

5.7. Технические средства оповещения, принятые на эксплуатационно-техническое обслуживание, должны закрепляться приказами за специалистами, непосредственно отвечающими за их сохранность, своевременное и качественное выполнение всех видов технического обслуживания и текущего ремонта, пополнение израсходованных элементов ЗИП, аккуратное и правильное ведение учета технического состояния и оформление эксплуатационно-технической документации.

5.8. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию технических средств оповещения должны допускаться специалисты:

Прошедшие специальную подготовку и стажировку, имеющие практические навыки в использовании техники по назначению, в ее техническом обслуживании;

Сдавшие зачеты по знанию правил и особенностей технического обслуживания технических средств оповещения, знанию правил техники безопасности;

Прошедшие инструктаж по технике безопасности.

5.9. Для технических средств оповещения должны предусматриваться следующие виды технического обслуживания:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

Техническое обслуживание N 1 (ТО-1);

Техническое обслуживание N 2 (ТО-2).

5.10. Ежедневное техническое обслуживание должно проводиться на технических средствах оповещения, работающих непрерывно, и предусматривает проверку:

Наличия и состояния основных комплектующих блоков, приборов и запасного имущества;

Исправности источников электроснабжения и готовности их к применению;

Надежности крепления блоков и соединения электрических разъемов;

Наличия и правильности ведения эксплуатационно-технической документации;

Работоспособности и проведения необходимых регулировок технических средств оповещения по встроенным приборам.

О результатах проведения ЕТО должна делаться отметка в книге учета технического состояния технических средств оповещения.

5.11. Техническое обслуживание N 1 должно проводиться один раз в месяц независимо от интенсивности использования технических средств оповещения и предусматривать выполнение следующих основных работ:

Работы в объеме ЕТО;

Детальный осмотр и чистку технических средств оповещения;

Проверку работоспособности технических средств оповещения с использованием встроенных систем контроля и автономных средств измерений;

Проведение при необходимости электрических и механических регулировок, а также чистку и смазку трущихся частей;

Доукомплектование одиночного комплекта ЗИП и израсходованных эксплуатационно-технических материалов.

Результаты ТО-1 должны записываться в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.

5.12. Техническое обслуживание N 2 должно проводится один раз в год и предусматривать выполнение следующих основных работ:

Работы в объеме ТО-1;

Измерение параметров и характеристик технических средств оповещения, предусмотренных эксплуатационной документацией, и доведение их до установленных норм;

Проверку и замену некачественных (неработоспособных) элементов технических средств оповещения;

Проверку правильности ведения формуляров (паспортов) и другой эксплуатационной документации и порядка их хранения.

Результаты ТО-2 и значения измеренных параметров должны заноситься в формуляры (паспорта) и в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.

5.13. В целях обеспечения непрерывности работы локальных систем оповещения перед началом технического обслуживания должны проводиться подготовка и проверка резервной аппаратуры, каналов и линий связи.

Выключение действующих технических средств оповещения для проведения планового ТО-1 (ТО-2) должно осуществляться с разрешения оперативного дежурного органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, на подведомственной территории которого расположен потенциально опасный объект.

5.14. Основными документами по учету технического обслуживания технических средств оповещения являются:

Формуляр;

Книга учета технического состояния технических средств оповещения.

5.15. В формуляре должны отражаться:

Сведения о поступлении технических средств оповещения, закреплении их за ответственными лицами, а также о всех последующих изменениях, включая передачу в другие структурные подразделения организации связи;

Учет часов работы (учет ведется помесячно с суммированием данных о наработке за каждый год; на комплексы технических средств оповещения ведется раздельно для каждого комплектующего изделия);

Учет отказов и повреждений;

Учет технического обслуживания в объеме ТО-2 с занесением результатов измерения всех параметров и характеристик;

Сведения о ремонте с указанием вида ремонта, места и времени его проведения и о доработках;

Сведения об изменении категории, назначения и другие данные, предусмотренные разделами формуляра.

Все записи в формуляре должны быть чистыми и разборчивыми. Подчистки и незаверенные исправления не допускаются. Должности и фамилии лиц, вносивших записи в формуляр, должны быть записаны разборчиво.

При замене утраченных или пришедших в негодность комплектующих изделий изменения в формуляре (комплекте поставки) должны заверяться подписью довольствующего органа и гербовой печатью.

В случае утраты или порчи формуляра должен быть заведен его дубликат (после административного расследования по обстоятельствам и причинам утраты или порчи).

5.16. В книге учета технического состояния технических средств оповещения должны записываться:

Время включения в работу, вынужденные перерывы в работе и их причины, время окончания использования по предназначению;

Время проведения ЕТО, ТО-1 и ТО-2, кто выполнял работы, выявленные неисправности и выполненные работы по их устранению;

Результаты контроля должностными лицами качества технического обслуживания;

Результаты периодического контроля должностными лицами технического состояния технических средств оповещения.

5.17. Текущий ремонт технических средств оповещения проводится не планово и должен включать в себя работы по поиску и замене отказавших легкосъемных функциональных блоков, узлов и элементов, восстановлению их работоспособности после отказов и повреждений путем замены и (или) восстановления отдельных составных блоков (элементов), а также другие восстановительные работы, не требующие использования специального ремонтного оборудования.

5.18. С целью контроля готовности локальных систем оповещения к задействованию должны проводиться следующие виды проверок:

Технические проверки готовности локальной системы оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения;

Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения с доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и населения, проживающего на данной территории, должностных лиц потенциально опасного объекта.

Комплексные проверки должны проводиться не реже одного раза в год комиссиями в составе представителей органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службы оповещения и связи, организаций связи, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения. Как правило, комплексные проверки локальных систем оповещения проводятся в рамках комплексных проверок территориальных систем оповещения.

Технические проверки готовности системы оповещения гражданской обороны к задействованию должны проводиться без включения оконечных средств оповещения населения дежурным диспетчером потенциально опасного объекта путем ежедневной передачи сигнала (или речевого сообщения) "Техническая проверка" с последующей записью результатов в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.

Перед проведением указанных проверок обязательно должен проводиться комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска системы.

Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения - одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Комплекс построен на оборудовании АСО, которое включено в табель положенности МЧС РФ и широко применяется в его подразделениях. При создании комплекса в применении к локальным системам оповещения потенциально-опасных объектов прежде всего ставилась задача возможности его двойного применения.
Комплекс и его элементы могут использоваться не только для отработки задач РСЧС, но и для технологических целей, что делает его применение экономически привлекательным. При этом комплекс сопрягается с территориальной АСЦО, построенной как на новом оборудовании комплекса АСО, так и на старом оборудования П-160 – П-164, и может управлять существующими электросиренами и радиотрансляционными узлами предприятий. Основание для создания локальных систем оповещения: Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.; Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г. Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803. Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах можно классифицировать на две основных группы: Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий. Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате, которых предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

ЛСО решает следующие задачи:
Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Для передачи объявлений различного назначения;
Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

Применение системы АСО позволило снять с эксплуатации аппаратуру СЦВ (стоимость оповещения абонента аппаратурой АСО в 35-40 раз ниже, чем аппаратурой СЦВ) и применять данное оборудование методом передачи речевых сообщений по служебным, домашним, сотовым и другим телефонам для оповещения:
Руководителей предприятия и других организаций, работников предприятия, органов КЧС, диспетчерских и оперативных служб, аварийно-спасательных служб по сигналам РСЧС, по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Руководителей и работников предприятия по сигналам мобилизационной готовности;
Работников предприятия для передачи срочных информационных сообщений как в рабочее время по служебным телефонам, так и в не рабочее время по домашним и сотовым телефонам.

Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
Возможность ее двойного применения;
Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.

Требования по созданию локальных систем оповещения

Необходимость создания локальных систем оповещения, далее ЛСО связана с требованиями:

Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"

Статья 9. Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

Статья 14. Общие требования по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия

обеспечение и поддержание в готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях,…

Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (утв. МЧС РФ 24 декабря 2002 г.) (в части не противоречащей вышестоящим нормативно-правовым актам)

Свода правил СП 134.13330.2012 "Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 5 апреля 2012 г. № 160)

СНиП 2.01.51-90 «Инженерно технические мероприятия гражданской обороны» и ряде других актов. (в части не противоречащей вышестоящим нормативно-правовым актам)

Все эти требования нормативных актов объединены в:

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства создают ЛСО:

1. Эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности - (наличие опасных производственных объектов данных классов определяется по Приложению 2 Классификация опасных производственных объектов Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", данные объекты регистрируются в государственном реестре опасных производственных объектов)

2. Эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, (перечень организаций указанной категории утвержден Распоряжением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 1311-р и является исчерпывающим.)

3. Эксплуатирующие гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, (критерии отнесения гидротехнических сооружений по классам опасности установлены в Постановлении Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. № 986 "О классификации гидротехнических сооружений" и зарегистрированом в Российский регистр гидротехнических сооружений)