Всероссийская олимпиада по обществознанию. Формат дистанционных олимпиад

2017 ‒2018 учебный год

Школьный этап

9 класс

Время выполнения 1 час20 мин.

1.

1.1. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий.

1.2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными отношениями.

1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.

1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.

1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.

1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и природных явлений.

1.7. И человек, и животные обладают стремлением к саморазвитию.

2.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ

_____________________________________________________________________________________

2.2. Православие, католицизм, протестантизм

____________________________________________________________________________________

3.1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание государственной собственности, разорение убыточных предприятий

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы,

несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной _________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

4.1. Труд, земля, _______________________________________________предпринимательские способности.

4.2. Буржуазия - класс; кшатрии - каста; дворянство - __________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

5.

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

6.1. Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статья неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае?

_________________________________________________________________________________

6.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя – ______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, ___ , стилей жизни.

    Убеждение

    Правительственные

    Информационный

    военная сила

    ценность

8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.

Права и свободы

личные права

политические права и свободы

социально-экономические права

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов







    Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.

    Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

    Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

    Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

    Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

    Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

    Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

    Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

    Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера

    Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.

Определение ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Уважаемые участники!

Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

За задание 5 баллов.

Темы

    «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности». (Ф.М. Достоевский)

    «Необходимость – отговорка тиранов и предмет веры рабов». (У. Питт)

    «Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть». (Д. Форд)

    «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьи он руках». (П. Устинов)

    «Иногда большая часть побеждает лучшую». (Тит Ливий)

    «Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Б. Франклин)

    «Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца». (А. Камю)

    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)

    «Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)

    «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)

    «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть». (Сюньцзы)

    «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В.Г. Белинский)

    «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». (Л. Фейербах)

    «Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!» (Г. Торо)

Максимальное количество баллов - 75

СПАСИБО!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

2017 ‒2018 учебный год

Школьный этап

9 класс

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

2.1. Проявления политической деятельности. 2.2. Христианские конфессии.

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

За каждый правильный ответ 3 балла, всего 6 баллов

3.1. Преобладание государственной собственности, т.к.все остальное характеризует рыночную экономику. 3.2. – Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства, смягчающие ответственность.

4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

4.1. Капитал. 4.2. Сословие.

5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов

6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

6. 1. Презумпция невиновности.(2 балла)

6.2. Да. (1 балл) Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории Российской Федерации.) (2 балла).

7 . Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов

Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _20_ , стилей жизни

8 . Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ.

Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов

9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов

1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука. 6. Революция. 7. Религия. 8. Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.

Глобализация - ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.

10. Эссе.

Критерии оценивания эссе

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена собственная позиция с аргументацией.

Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная позиция не представлена.

КЗ

Уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

2

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ

Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.

Суждения и аргументы не приведены.

Максимальный балл

5

Критерии оценивания:

1 место----70-75 баллов

2 место-----65-69 балл

3 место------55-64 балла

Представляет собой целую систему олимпиад по предметам, входящим в обязательную программу общеобразовательных учреждений страны. Участие в такой олимпиаде – почетная и ответственная миссия, ведь это шанс школьника показать накопленный багаж знаний, защитить честь своего учебного заведения, а в случае победы – еще и возможность получить денежное стимулирование и заработать привилегию при поступлении в лучшие университеты России.

Практика проведения предметных олимпиад существует в стране более ста лет – еще в далеком 1886 году представители органов образования инициировали соревнования между юными талантами. Во времена Советского Союза это движение не просто не прекратило существование, но и получило дополнительный импульс к развитию. Начиная с 60-х годов прошлого века практически по всем основным школьным дисциплинам стали проводиться интеллектуальные состязания всесоюзного, а затем и всероссийского масштаба.

Какие предметы входят в олимпиадный перечень?

В 2017-2018 учебном году школьники страны смогут побороться за призовые места в нескольких категориях дисциплин:

  • в точных науках, к числу которых относятся информатика и математический блок;
  • в естественных науках, к которым относят географию, биологию, астрономию, физику, химию и экологию;
  • в области филологии, включающей олимпиады по немецкому, английскому, китайскому, французскому, итальянскому языкам, а также русскому языку и литературе;
  • в сфере гуманитарных наук, состоящей из истории, обществознания, права и экономики;
  • по другим дисциплинам, к которым относятся физкультура, мировая художественная культура, технологии и безопасность жизнедеятельности.

В олимпиадных заданиях по каждой из перечисленных дисциплин обычно выделяются два блока заданий: часть, проверяющая теоретическую подготовку, и часть, направленная на выявление практических навыков.

Основные этапы олимпиады 2017-2018 года

Проведение Всероссийской школьной олимпиады включает в себя организацию четырех этапов состязаний, проводимых на различных уровнях. Итоговое расписание интеллектуальных битв между школьниками определяют представители школ и региональных образовательных властей, однако, вы можете ориентироваться на такие периоды времени.


Школьников ожидают 4 этапа соревнований разного уровня сложности
  • Этап 1. Школьный. Соревнования между представителями одной школы будет проводиться в сентябре-октябре 2017 года. Олимпиада проводится между учащимися параллели, начиная с пятого класса. Разработка заданий для проведения предметных олимпиад в данном случае возлагается на членов методкомиссии городского уровня.
  • Этап 2. Муниципальный. Этап, на котором проходят состязания между победителями школ одного города, представляющими 7-11 классы, будет проведен с декабря 2017 по январь 2018 года. Миссия составления олимпиадных заданий возлагается на организаторов регионального уровня, а за вопросы, связанные с предоставлением места и обеспечения процедуры олимпиад, отвечают местные чиновники.
  • Этап 3. Региональный. Третий уровень олимпиады, который будет проводиться в январе-феврале 2018 года. На этом этапе в состязаниях принимают участие школьники, получившие призовые места на городской олимпиаде, и те, кто победил в региональных отборах прошлого года.
  • Этап 4. Всероссийский. Самый высокий уровень предметных олимпиад будет организован представителями Минобразования Российской Федерации в марте-апреле 2018 года. На него приглашаются победители регионального уровня и ребята, победившие в прошлом году. Однако не каждый победитель регионального отбора может стать участником данного этапа. Исключение составляют школьники, получившие у себя в регионе 1 место, но отстающие по очкам от победителей на уровне других городов. Призеры Всероссийского этапа могут потом отправиться на соревнования международного уровня, которые проходят в летнее время.

Где найти типовые задания по олимпиаде?

Конечно, чтобы достойно выступить в этом мероприятии, нужно иметь высокий уровень подготовки. Всероссийская олимпиада представлена в сети собственный сайтом – rosolymp.ru, – на котором ученики могут ознакомиться с заданиями прошлых лет, проверить свой уровень при помощи ответов на них, узнать конкретные даты и требования к организационным моментам.


2017 2018 учебный год

Школьный этап
9 класс
Время выполнения 1 час20 мин.
таблицу:
1.1. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как
сплошной череды страданий.
1.2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными
отношениями.
1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного
отклоняющегося поведения.
1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является
регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.
1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.
1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и
природных явлений.
1.7. И человек, и животные обладают стремлением к саморазвитию.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.


2.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с
требованием осуществления государственных реформ
___
2.2. Православие, католицизм, протестантизм
___


3.1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание
государственной собственности, разорение убыточных предприятий

___________________________________________________________________________________
3.2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы,

Несовершеннолетие виновного,
беременность,
явка с повинной

_______________________________________________________________________________________
__________________ ______________________________________________
По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

4.1. Труд, земля, _______________________________________________предпринимательские
способности.
4.2. Буржуазия ­ класс; кшатрии ­ каста; дворянство ­
__________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла



1. Темп речи
2. Доведение дела до конца
3. Решительность
4. Обжорство
5. Постоянное несогласие со
сверстниками
6. Обливание холодной
водой
7. Целеустремленность
8. Мимика
9. Участие инвалида в
спортивных соревнованиях
10. Ежедневное соблюдение
режима дня
11. Самокритичность
12. Трудолюбие
Черты характера человека
Волевые действия человека

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
6.1. Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его
адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статья неоднократно называл гражданина N
виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.
Какое право гражданина нарушено в этом случае?
_________________________________________________________________________________
6.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение
кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не
согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой
страны.
Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла



Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя –
______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие
богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое
господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не
правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов,
___ , стилей жизни.
1. ХХ в.
2. Неправительств
3. Массовый
4. индустриальный
енные

5. Информация
6. Власть
7. Государственн
8. Земля
9. Насилие
10. Общение
ый
11. XIX в.
12. Политический
13. СМИ
14. Убеждение
15. понятие
16. Знание
17. Правительст
18. Информационны
19. военная сила
20. ценность
венные
й

РФ. Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей
строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения,
обозначающего данное право.
Основные группы прав и свобод
личные права
политические права и свободы
социально­экономические права
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Права и свободы
1
2
3
4
6
5
7
8
9
11

10

1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному.
2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов
поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.
3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и
взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
4. Нужда или недостаток в чем­либо необходимом для поддержания жизнедеятельности
организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных знаний о мире.
6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного
состояния к другому, от старого к новому.
7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или
сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
9. Преобразование, изменение, переустройство какой­либо стороны общественной жизни
(порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной
структуры.
10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,
территории, экономической жизни, культуры и характера
11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое
человеку или группе.
4
6
8
9
3
5
1
7
2
1
0

1
1
1
2
Определение
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

10. Уважаемые участники!
Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое
станет темой Вашего сочинения­эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к
данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.
За задание 5 баллов.
Темы
1. «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько­нибудь желаний лучшего, никогда не может
получиться никакой хорошей действительности». (Ф.М. Достоевский)
2. «Необходимость – отговорка тиранов и предмет веры рабов». (У. Питт)
3. «Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно
велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть». (Д. Форд)
4. «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьи он руках». (П. Устинов)
5. «Иногда большая часть побеждает лучшую». (Тит Ливий)
6. «Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Б.
Франклин)
7. «Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего
творца». (А. Камю)
8. «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены».
(Сенека)
9. «Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)
10. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)
11. «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и
опрокинуть». (Сюньцзы)
12. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В.Г.
Белинский)
13. «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства
держит себя иначе, чем в одиночестве». (Л. Фейербах)
14. «Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!» (Г. Торо)
Максимальное количество баллов ­ 75
СПАСИБО!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
2017 2018 учебный год

Школьный этап
9 класс
1.2
Да
1.5
Нет
1.6
Да
1.7
Нет
1.4
Нет
1.3
Нет
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы
таблицу:
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов
1.1
Нет
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
2.1. Проявления политической деятельности. 2.2. Христианские конфессии.
3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
За каждый правильный ответ 3 балла, всего 6 баллов
3.1. Преобладание государственной собственности, т.к.все остальное характеризует рыночную
экономику. 3.2. – Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства, смягчающие
ответственность.
4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
4.1. Капитал. 4.2. Сословие.
5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и
позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных
вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов
Черты характера человека
Волевые действия человека
3, 7, 11,12
6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
6.1. Презумпция невиновности.(2 балла)
2, 6, 9, 10

6.2. Да. (1 балл) Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории
Российской Федерации.) (2 балла).
7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного
списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.
Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке
слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В
таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие
богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое
господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой
эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели
новых смыслов, _20_ , стилей жизни
8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина
РФ.
Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке
второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего
данное право.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Основные группы прав и
свобод
личные права
политические права и свободы
социально­экономические права
Права и свободы
право на свободу совести (4), право на благоприятную
окружающую среду (2).
право избирать и быть избранным (3),право на собрания и
манифестации (5), право на свободу слова (7).
право на образование (1), право на отдых (6), право на жилище
(8), право на доступ к культурным ценностям (9), право на
труд (10), право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(11).
9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов
1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука. 6. Революция. 7. Религия. 8.
Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.
Глобализация ­ ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой
тенденции к взаимозависимости и открытости.
10. Эссе.

К1
К2
Критерии оценивания эссе
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа
свидетельствует о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает
представления о его понимании.
Представление и пояснение собственной позиции
Баллы
2
1
0

КЗ
Представлена собственная позиция с аргументацией.
Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная
позиция не представлена.
Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические
положения, выводы и фактический материал.
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без
использования фактического материала. ИЛИ
Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал,
но без теоретических положений.
Суждения и аргументы не приведены.
Максимальный балл
1
0
2
1
0
5
Критерии оценивания:
1 место­­­­70­75 баллов
2 место­­­­­65­69 балл
3 место­­­­­­55­64 балла

Хорошей традицией стало проведение Всероссийской школьной олимпиады. Её основная задача – выявление одаренных детей, мотивация школьников к углубленному изучению предметов, развитие творческих способностей и нестандартного мышления у детей.

Олимпиадное движение приобретает все большую популярность у школьников. И тому есть причины:

  • победители всероссийского тура принимаются в ВУЗы вне конкурса, если профильным предметом является олимпиадный предмет (дипломы победителей действительны в течение 4 лет);
  • участники и призеры получают дополнительные шансы при поступлении в учебные заведения (если предмет не по профилю ВУЗа, победитель получает дополнительных 100 баллов при поступлении);
  • значительное денежное вознаграждение за призовые места (60 тыс., 30 тыс. рублей;
  • и, конечно, известность на всю страну.

Прежде чем стать победителем необходимо пройти все этапы Всероссийской олимпиады:

  1. Начальный школьный этап, на котором определяют достойных представителей на следующую ступень, проводиться в сентябре-октябре 2017 г. Организацию и проведение школьного этапа осуществляют специалисты методического кабинета.
  2. Муниципальный этап проводиться между школами города или района. Проходит он в конце декабря 2017г. – начале января 2018 г.
  3. Третий тур более сложный. В нем принимают участие талантливые учащиеся со всей области. Региональный этап проходит в январе-феврале 2018 г.
  4. Заключительный этап определяет победителей Всероссийской олимпиады. В марте-апреле соревнуются самые лучшие дети страны: победители регионального этапа и победители прошлогодней олимпиады.

Организаторами заключительного тура являются представители Министерства Образования и науки России, они же подводят итоги.

Показать свои знания можно по любому предмету: по математике, по физике, по географии, даже по физкультуре и технологии. Можно состязаться в эрудиции по нескольким предметам сразу. Всего 24 дисциплины.

Олимпиадные предметы подразделяются по направлениям:

Направление Предметы
1 Точные дисциплины математика, информатика
2 Естественнонаучные дисциплины география, биология, физика, химия, экология, астрономия
3 Филологические дисциплины литература, русский язык, иностранные языки
4 Гуманитарные дисциплины экономика, обществознание, история, право
5 Прочие искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности

Особенность заключительного этапа олимпиады состоит в двух видах заданий: теоретические и практические. Например, чтобы получить хорошие результаты по географии учащиеся должны выполнить 6 теоретических задач, 8 практических заданий, а также дать ответ на 30 тестовых вопросов.

Первый этап олимпиады начинается в сентябре, а значит, желающие принять участие в интеллектуальном марафоне должны готовиться заранее. Но прежде всего, должны иметь хорошую базу школьного уровня, которую постоянно нужно пополнять дополнительными знаниями, выходящими за пределы школьной программы.

Официальный сайт олимпиады www.rosolymp.ru размещает задания прошлых лет. Эти материалы можно использовать в подготовке к интеллектуальному марафону. И конечно не обойтись без помощи педагогов: дополнительные занятия после уроков, занятия с репетиторами.

Победители заключительного этапа примут участие в международных олимпиадах. Они образуют сборную команду России, которая будет готовиться на учебно-тренировочных сборах по 8 предметам.

Для оказания методической помощи на сайте проводятся установочные вебинары, образован Центральный оргкомитет олимпиады, предметно-методические комиссии.