Сергий радонежский - биография, информация, личная жизнь. Православная икона

8 октября православная церковь вспоминает одного из самых почитаемых на Руси святых — преподобного Сергия Радонежского. В Барнауле в сентябре 2017 года даже открыли памятник этому святому. Рассказываем, кто он такой и почему его так любят в России.

Кто такой Сергий Радонежский?

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа и русской культуры. Считается покровителем учащихся.

Когда родился и жил Сергий Радонежский?

Точная дата и год его рождения неизвестны. Исследователи говорят, что это могло произойти в 1314 либо в 1319 году.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.

Как он попал в монахи?

Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей "стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился". Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный — Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.

Почему Сергий Радонежский считается покровителем учащихся?

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и "со слезами молился Богу".

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца "старца…благообразного, подобного ангелу ", рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Свои знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

Правда ли, что святой примирил русских князей и помог выиграть Куликовскую битву?

Считается, что Сергий действительно примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Именно благодаря ему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский?

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, "нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву", после чего открылся источник воды.

Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушёл за гробом. "Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило".

Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и "не хотел платить за него денег". Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал "заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь". Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.

/i>

Преподобный Сергий Радонежский
Личность преподобного Сергия Радонежского, с одной стороны, давно является изученной и широко известной. Но, с другой стороны, с нею связан целый ряд вопросов. Например, что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

С детства нам известна история о том, как отрок Варфоломей испытывал трудности в освоении грамоты и однажды, убежав в поле от насмешек братьев и огорчения, взмолился о помощи. Явился ему Ангел Господень в виде старца-инока и дал мальчику в утешение частицу просфоры. Вкусив ее, отрок чудесным образом стал понимать Священное Писание и вскоре оказался лучшим учеником. Сбылось и предсказание старца родителям Варфоломея, благочестивым Кириллу и Марии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми».

Родился молитвенник земли Русской в 1314 году в селе Варницы* под Ростовом Великим, в усадьбе бояр Кирилла и Марии. В Ростове Варфоломей с братьями жил до 14 лет, затем семья переселилась в Радонеж. После кончины родителей, в пустынном месте на горе Маковец недалеко от Радонежа, братья срубили себе келью. Приняв в 23 года монашеский постриг с именем Сергий, будущий святой основал обитель Живоначальной Троицы. Так начиналась известная теперь всему миру Троице-Сергиева Лавра, ставшая духовным центром Московской Руси. Сергий там подвизался сначала с братом Стефаном, а затем один. В обитель стали собираться иноки, а сам Преподобный нес тяжкие телесные труды и молитвенный подвиг. Он строил кельи, носил воду, рубил дрова, шил одежду и готовил пищу для братии. Видя такое смирение и трудолюбие, монахи попросили Преподобного Сергия стать игуменом монастыря.


Еще при жизни удостоившись дара чудотворений, игумен Радонежский воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал сына умершим.


Слух о молодом подвижнике, живущем в радонежских лесах, быстро распространился по Руси, и к нему начали приводить больных из самых отдаленных мест.

Русская земля в то время страдала от монгольского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел к святому Сергию за благословением на сражение.


В помощь князю Преподобный благословил иноков обители: Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал князю победу. 21 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины разбили врага на Куликовом поле.

Однажды ночью святой молился перед иконой Пречистой и вдруг почувствовал, что его ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.

От яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Богородица прикоснулась к нему рукой и обещала покровительствовать святой обители его. Достигнув глубокой старости, за полгода прозрев свою кончину, Преподобный преставился к Богу 8 октября 1392 года и вскоре стал почитаться троицкими монахами как святой.

В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью Преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам Преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней. Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного в сентябре 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича (ум. 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

С тех пор память святого празднуется 18 июля и 8 октября.

Вот уже 620 лет русские люди обращаются с молитвой к Радонежскому чудотворцу. Теплятся лампады Троице-Сергиевой Лавры, чтутся заветы Преподобного, множество молящихся приходят на по клон к его раке. В прежние времена побывать у Троицы (в городе Сергиеве Посаде) считалось святой обязанностью каждого.

В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Ф. М. Достоевский сделал крюк, что бы взглянуть на Лавру, памятную ему с детства. В богоборческое лихолетье, в 1919 году, вся монастырская братия была арестована, а Троицкий собор опечатан, затем декретом Совнаркома «Бывшая лавра» была превращена в музей. В трапезной был устроен тир, в кельях - столовая и клуб. После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева Лавра была возрождена и много лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Главный храм Лавры — Троицкий, где покоятся мощи Преподобного, — расписывали выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица»**.

В ризнице Троице-Сергиевой Лавры есть шитое шелками изображение святого Сергия (XV век), которое нельзя видеть без волнения. Это покров на раку Преподобного, подаренный Лавре великим князем Василием, сыном Димитрия Донского... В этом изображении — глубина скорби о земле Русской, истерзанной татарами. С какой любовью вышита эта ткань русской женщиной, возможно, знавшей Преподобного!

Традиционно святого пишут по пояс или в полный рост, в монашеском облачении, в левой руке Преподобного — свиток, правой он благословляет нас.

Образ Игумена земли Русской, за свою подвижническую жизнь удостоившегося посещения Богородицы, строг и возвышен. «Святитель, сед, риза крестчатая, налево иноки клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра, главы и крыши золотые, крест белый», — говорится о Преподобном в «Лицевых святцах» XVII века.

«Как незаметно и кротко все в нем!.. О, если бы его увидеть, слышать! Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Не громкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Та кой он даже на иконе — образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души», — замечал русский писатель Б. К. Зайцев.

Земной путь и посмертные чудеса Сергия Радонежского, совершавшиеся у его гробницы, о которых рассказывают нам летописи и предания, отражены в иконах с житийными клеймами. На протяжении столетий и до сего дня.

Преподобный является покровителем Российской державы.
На родине Преподобного, в селе Варницы, еще в XIV веке был основан Троице-Сергиев монастырь. Но в 30-х годах ХХ века он был стерт с лица земли атеистами, и на его месте вплоть до 90-х годов прошлого века была мусорная свалка.

А небольшую чудотворную икону Сергия Радонежского из разграбленного монастыря удалось спасти жителям Варниц, и она передавалась из поколения в поколение, сохраняемая то в погребе, завернутая в тряпицу, то в колодце при обыске местных крестьян. Когда в 1995 году монастырь взяла под свою опеку Троице-Сергиева Лавра и он стал восстанавливаться, эта икона, в почти не поддающемся реставрации виде, была принесена каким-то человеком к памятному кресту, установленном братией обители на месте, где отроку Варфоломею явился Ангел.

У креста был отслужен молебен, и с этого часа возрождение монастыря, претерпевающее всякие препоны: нехватку рабочих рук, строительных материалов, продовольствия, — вдруг пошло на диво успешно.
Ныне Варницкий Троице-Сергиев монастырь — один из самых значительных в Ростовской области, в 2004 году здесь была устроена православная гимназия-пансион, где в старших классах обучаются юноши со всей России.

Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Также в нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Один из самых прославленных и любимых в народе святых земли Русской - Сергий Радонежский. Икона преподобного есть, наверное, в каждом храме, многие приобретают ее и для домашних молитв. Старец был не просто чудотворцем, он сделал очень много для государства, становления монашества на Руси. Ученики св. Сергия тоже стали прославленными подвижниками веры.


Описание иконы

Жизненный путь святого проходил в 14 в., он дожил до глубокой старости. Хотя и не оставил каких-либо сочинений, зато о нем самом написано немало. Большого уважения преподобный добился еще при жизни, поэтому неудивительно, что и первые его иконы появились практически сразу после кончины - в начале 15 в. Иконы Сергия Радонежского легко узнать не только по описанию, но и по надписям, которые делаются на уровне плеча - церковнославянскими буквами там указывается имя святого.

Изображается святой либо в полный рост, либо по пояс. Старец имеет узкое лицо, правой рукой он благословляет верующих. В левой руке держит свиток. Поскольку Сергий Радонежский всю жизнь положил на служение Богу, был священником, изображается он в монашеском облачении. Обычно это ряса (черного или красного цвета), под ней виден подрясник (другого цвета), сверху епитрахиль, иногда она лишь виднеется под плащом.

Старец имеет длинную бороду, иногда клиновидную, усы, волосы густые, но не очень длинные, зачесанные назад. Взгляд прямой, внимательный и строгий, на некоторых образах глаза смотрят в сторону. Помимо такого «портретного» изображения, существует и очень много других.

Житийная икона Сергия Радонежского в центре имеет большое изображение святого, а вокруг располагаются так называемые клейма. Сюжеты их могут быть различными, но все они взяты из жития преподобного. Количество таких сценок тоже бывает разным - от 9 до 20 и более.

Одна такая икона есть в музее А. Рублева. На первом клейме представлено рождение, затем обучение грамоте, постиг в монахи. Далее идут изображения многих прижизненных чудес, совершенных святым. Завершается цикл погребением, на котором присутствует Ангел держащий раскрытый молитвослов.

Значение иконы Сергия Радонежского с житием - назидательное. Каждый сюжет не только имеет историческую основу, но и призывает верующих открыть сердца для извлечения должного урока. Во всем преподобный являлся образцом для подражания. В его жизни важное место занимают не только чудеса. Он сумел стать тем человеком, который помог русскому народу обрести заново дар веры Христовой, поверить в свое высокое предназначение.

Глядя на образ преподобного, размышляя о его жизни, каждый невольно проводит мысленную ревизию собственных поступков. Как много сумел сделать для Господа один человек - сколько основал обителей, скольких людей исцелил и наставил на верный путь. А что необходимо изменить в собственной жизни, чтобы не было стыдно обращаться за помощью к этому святому?

Для дома можно выбрать любую икону, которая лучше поможет собраться с мыслями перед молитвой - ведь именно для этого и нужны в доме святые лики. Важно разместить образ в подобающем месте: не среди хлама на полках в шкафу, а на отдельной полочке, либо на стене.


В чем помогают молитвы перед иконой Сергия Радонежского

Будучи отроком (то есть подростком) преподобный очень плохо учился. И не потому, что был небрежен - просто не давалась ему грамота. Неожиданная встреча с таинственным монахом все изменила. После совместной молитвы Варфоломей (такое имя носил будущий святой) стал учиться очень успешно. Благодаря этому известному чуду считается, что икона Сергия Радонежского помогает в овладении знаниями.

Молиться перед образом можно в случаях когда дети не слушают советов родителей, когда нужно вразумить подростков. Если человек видит в себе такой недостаток как гордыня, отсутствие терпения, ему стоит попросить преподобного о том, чтобы тот помог исправиться. Поначалу будет казаться, что ничего не помогает, но необходимо проявить усердие - Господь просто проверяет, насколько велико желание просящего.

Также молитва перед иконой Сергия Радонежского преподобному помогает:

  • от плохого влияния;
  • от вражеского нашествия;
  • от бытовых неурядиц.

Защищает преподобный вдовиц и сирот, становится небесным покровителем всех, кто носит имя Сергей.


Значение иконы

Величие некоторых подвижников таково, что еще при жизни они удостаиваются видения Ангелов, а некоторые и Самой Богородицы. Хотя Серафим Саровский и Сергий Радонежский жили в разное время, у них есть общая икона. Оба почтенных старца изображаются привычном образом, над ними на облаке восседает благословляющий Христос.

Такая композиция говорит об особом божественном избрании, которого удостоились праведники. Это является в данном случае объединяющим фактором, позволяющим разместить преподобных рядом. Ведь у Господа все живы, икона служит прекрасным напоминанием о преходящем земном существовании.

Довольно часто разные святые изображаются вместе и у Божьего Престола, где они молятся за тех, кто еще остался на земле. Во главе сонма преподобных выступает Богородица. Часто новгородские мастера писали совместные иконы преподобного Сергия и Варлаама Хутынского.

Необычные гости

Такое чудесное событие, как посещение Божией Матери, конечно тоже стало сюжетом для иконы преподобного Сергия Радонежского. История известна из рассказа келейника Михея, который участвовал в пении акафиста. Завершив молитву, святой Сергий предупредил ученика, что сейчас свершится нечто сверхъестественное. Пречистая Дева явилась в сопровождении апостолов, так событие изображается и на иконе. Петр с Иоанном стоят позади Божией Матери, которая протягивает десницу преподобному.

Святой Сергий изображается на коленях, как и его ученик, закрывший лицо обеими руками. Хотя многих прельщает слово «чудеса», часто за ним стоят настолько необычные события, что человеческое сознание просто не в силах их вынести. Поэтому стоит заранее готовить свою душу, очищать ее, чтобы она смогла освоиться в загробном мире.

Необычный образ

Прошлое не перестает удивлять ученых все новыми тайнами. Во второй половине 20 в. была раскрыта редкая икона Сергия Радонежского, где изображена Куликовская битва. Авторами ее были ярославские мастера 17 в. Долгие столетия композиция была скрыта под слоем олифы - раньше ей замазывали старые изображения, поверх писали другие. Только в прошлом столетии сумели сделать состав, который позволил открывать более старый слой.

В центре, как и положено на житийных иконах, расположен образ самого преподобного. По бокам - многочисленные клейма с фрагментами жития. Внизу же идет продольная композиция, весьма необычная для икон. В ней очень много действующих лиц, сложный сюжет. Есть даже поясняющие надписи. Автор изобразил здесь знаменитую Куликовскую битву. Икона задает историкам очень много вопросов, на которые пока ответа нет.

  • Оба войска имеют одинаковые знамена - на них изображен Спас Нерукотворный.
  • Противостоящие армии выглядят совершенно одинаково.
  • Противники Дмитрия Донского спускаются с горы, затем переходят вброд реку, чтобы попасть на поле битвы.
  • Войско Дмитрия Донского имеет на вооружении пушки, которые изображены палящими.

Некоторые ученые в связи с этим выдвигают совершенно новую трактовку известного события. Сама икона хранится в Ярославском музее, но изображение ее можно найти во всемирной сети.

Как правильно молиться

В любом деле, связанным с духовной сферой, необходимо проявить усердие. У неопытных людей молитва перед иконой Сергия Радонежского может отнимать много сил. Мысли разбегаются, начинают болеть ноги, может проявиться даже головная боль. Такого рода дискомфорт является нормальной реакцией при отсутствии привычки. Не стоит порицать себя за это, человек слаб и Богу об этом известно.

Даже святые уставали - так в житие преподобного сказано, что перед явлением Божией Матери он присел отдохнуть. Следовательно - в этом была необходимость, а в отдыхе нуждаются, когда приходит усталость. Сильно болят ноги? Следует читать молитвы сидя. В случае, если человек болен, находится в постели, то и лежа можно произносить молитвы. Главное, чтобы слова проходили через душу, ум сосредоточился на небесном.

При жизни преподобный изводил воду из земли, изгонял бесов, исцелял и даже однажды воскресил умершего ребенка. Есть много описаний посмертных чудес, недаром поток верующих стремится к месту упокоения святого Сергия Радонежского. Поэтому обращаться к старцу надо, как к живому.

Во время молитвы лучше придерживаться проверенных текстов, взятых из молитвослова, от себя добавлять лишь самую суть прошения. Необязательно молиться долго, важней делать это каждый день. Иногда лучше помолиться кратко: «Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас!»

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующим и твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских , находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, “бояре знатные”, по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.

Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского

Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда - Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать. И подведя к какому-нибудь пню, ухватив за челку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.

Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.

3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства.

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь.

Сергий Радонежский. Чудо

Теперь он - очень удрученный неудачами - нашел не то, чего искал. Под дубом встретил “старца черноризца, саном пресвитера”. Очевидно, старец его понял.

Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей - через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.

А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.

[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в “церквице” своей, молился, ничего не “вкушал”, кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.

Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в “церквице” своей он “пел утреню”, чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый “полк бесовский”. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. (“Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…”) Бесы исчезли.

Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он “боголюбив”.

Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.

Сергий Радонежский. Ручной медведь

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал - с детских ведь лет был, как родители, “странноприимен”. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Юность Преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки - уступил. И принял нескольких…

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, “имел силу противу двух человек”.

Был первым и на службах.

Труды преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.

Желание игуменства,- говорил,- есть начало и корень властолюбия.

Но братия настаивала. Несколько раз “приступали” к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.

Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.

Желаю,- сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!

И он решил не прекословить - перенести дело на усмотрение церковной власти.

Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:

Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.

Троице-Сергиева лавра (Сергий Радонежский). Лисснер Э.

Монастырь не нуждался уже теперь, как прежде. А Сергий был все так же прост - беден, нищ и равнодушен к благам, как остался и до самой смерти. Ни власть, ни разные “отличия” его вообще не занимали. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все - возведенное к предельной легкости, чистоте.

Многие приходили издали, чтобы только взглянуть на преподобного. Это время, когда “старичка” слышно на всю Россию, когда сближается он с митр. Алексием, улаживает распри, совершает грандиозную миссию по распространению монастырей.

Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною.

Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания - трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным - иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.

Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена.

Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосием Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством - не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела.

Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество - вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью - желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало.

Одним из первых келарей Лавры был преп. Никон, позже игумен.

В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он - исповедник братии. , основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.

За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. Меньшие должности: параэкклезиарх - содержал в чистоте церковь, канонарх - вел “клиросное послушание” и хранил Богослужебные книги.

Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время - простым ли людям, или князю.

Два митрополита, оба замечательные, наполняют век: Петр и Алексий. Игумен ратский Петр, волынец родом, первый митрополит русский, основавшийся на севере - сначала во Владимире, потом в Москве. Петр первый благословил Москву. За нее, в сущности, положил всю жизнь. Это он ездит в Орду, добывает от Узбека охранительную грамоту для духовенства, непрерывно помогает Князю.

Митрополит Алексий - из сановного, старинного боярства города Чернигова. Отцы его и деды разделяли с князем труд по управлению и обороне государства. На иконах их изображают рядом: Петр, Алексий, в белых клобуках, потемневшие от времени лица, узкие и длинные, седые бороды… Два неустанных созидателя и труженика, два “заступника” и “покровителя” Москвы.

Пр. Сергий при Петре был еще мальчиком, с Алексием он прожил много лет в согласии и дружбе. Но св. Сергий был пустынник и “молитвенник”, любитель леса, тишины – его жизненный путь иной. Ему ли, с детства – отошедшему от злобы мира сего, жить при дворе, в Москве, властвовать, иногда вести интриги, назначать, смещать, грозить! Митрополит Алексий часто приезжает в его Лавру - может быть, и отдохнуть с тихим человеком - от борьбы, волнений и политики.

Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. Времена Батыя, разорения Владимира, Киева, битва при Сити - все далеко. Идут два процесса, разлагается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда дробится, Русь объединяется. В Орде несколько соперников, борющихся за власть. Они друг друга режут, отлагаются, уходят, ослабляя силу целого. В России, наоборот,- восхождение.

В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло - летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал Ягелло.

Время для Димитрия опасное.

До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос?

Преподобный Сергий Радонежский благословляет Д. Донского. Кившенко А.Д.

Русь собралась

18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем - впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники - война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:

Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.

Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо ему шепнул: “Ты победишь”.

Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.

20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: “Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!”

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: “Многим плетутся венки мученические”. Их было сплетено немало.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: “Мы победили”.

Преподобный Сергий Радонежский. Кончина

Сергий Радонежский пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи - источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь - Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий Радонежский основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками - и проникнутые духом его.

Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на “Маковицу”, оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране.

Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.

Лишь спустя 28 лет после смерти Сергия, в 1418 году, он придал Житию святого окончательную отделку. Впоследствии другой знаменитый книжник, серб Пахомий Логофет, изменил первоначальное Житие и внес в него свою правку.

Величайший русский подвижник родился, как полагают, в 1322 году , в Ростовской земле, в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Если верить рассказу Жития, еще прежде рождения, он был отмечен особой благодатью. Однажды, когда мать его, носившая в своей утробе младенца, в воскресный день пришла в церковь и стояла на церковной службе, он трижды прокричал из материнской утробы, так что все бывшие в то время в церкви изумлялись и говорили: «Что же это будет за ребенок ? Да пребудет с ним воля Господня».

При крещении, последовавшем, согласно обычаю, на 40-й день после рождения , ему дано было имя Варфоломей (память апостола Варфоломея празднуется Церковью 11 июня). Вскоре после крещения стали замечать нечто необычное и невиданное: по средам и пятницам - в постные дни - младенец вовсе не прикасался к материнской груди и не брал в рот коровьего молока, а в другие дни питался, как обычные дети . И уразумели тогда, что некое знамение проявилось на нем и что почивает на нем благодать Божия.

Когда отроку исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. У Варфоломея имелись братья: старший Стефан и младший Петр . Братьям грамота давалась легко, Варфоломей же никак не мог привыкнуть к писанию и учился медленно и с большим трудом. За то родители часто бранили его, учителя наказывали более строго, а товарищи укоряли. Отрок часто втайне от всех молился Богу, прося научить и вразумить его. Было же так, пишет автор Жития , по смотрению Божию - чтобы получил сей отрок книжное учение не от людей, но от Бога.

И действительно, все произошло чудесным образом. Однажды отец послал Варфоломея за своими лошадьми, которые куда-то запропастились. Когда отрок уже возвращался домой, он встретил некоего черноризца, святого старца: тот стоял под дубом и прилежно молился. Отрок смиренно поклонился ему и стал ожидать, пока тот кончит молитву. И после старец подозвал к себе отрока и спросил его: «Что ищешь или чего хочешь, чадо?» Отрок же отвечал: «Более всего желал бы я научиться грамоте. Святой отче, помолись за меня о том Богу!» Старец помолился и затем передал отроку кусочек святой просфоры: «Возьми и съешь это. Чрез то дается тебе знамение благодати Божией. О грамоте же не скорби: с этого дня дарует тебе Господь знание грамоты». Так и случилось: с того дня отрок научился хорошо читать и понимать святые книги. Старец же, которого Варфоломей зазвал в свой дом, на прощание сказал родителям его: «Говорю вам, велик будет отрок сей, пред Богом и пред людьми ради добродетельного жития своего, и станет он обителью Святой Троицы, и многих людей приведет за собой к Богу». Родители же недоумевали о его словах и решили так: се был послан ангел даровать сыну их знание грамоты.

Еще отроком святой вынужден был вместе со своей семьей оставить Ростовскую землю . Как уже говорилось выше, отец его был человеком очень знатным: «одним из славных и известных бояр»; он владел большими богатствами, но в конце жизни разорился. Епифаний Премудрый объясняет, почему это произошло: «из-за частых хождений с князем в Орду , из-за частых набегов татарских на Русь , из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе». Но более всего на судьбе Кирилла и его семьи (да и многих других ростовских семейств) отразился переход Ростовского княжества под власть Москвы . Посланцы московского великого князя Ивана Даниловича Калиты чинили великие притеснения жителям Ростова и ростовских земель, в буквальном смысле выколачивая из них дани и оброки, которые надлежало платить в Орду. Многие не только лишились своего имущества, но были избиты и искалечены. Даже и «градского епарха» (то есть главного ростовского боярина) Аверкия «повесили вниз головой, и возложили на него руки свои, и так оставили поруганного». Не выдержав таких несчастий, боярин Кирилл выехал из своих ростовских владений и переселился в Радонеж - волость, входящую в состав собственно Московского княжества (позднее она достанется младшему сыну Ивана Калиты Андрею ). Жителям своего княжества московские князья даровали многие льготы; это и привлекало сюда переселенцев из разоренных и разграбленных (в том числе самими же москвичами) земель. Вместе с боярином Кириллом в Радонеж переселились и многие его родственники.

Жизнь отрока Варфоломея по-прежнему протекала в частых молитвах, помыслах о предначертании человека. Он избегал игр, ни с кем не спорил, не ругался, редко смеялся, строго соблюдал пост и изнурял тело свое различными подвигами. Вскоре братья его Стефан и Петр женились. Варфоломей же даже не думал о женитьбе и помышлял о том, чтобы покинуть мир и принять пострижение в монастыре. Когда он заговорил об этом с родителями, рассказывает Епифаний, те отвечали ему: «Чадо, подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Когда же похоронишь нас, тогда и исполнишь свое желание». Варфоломей с радостью пообещал им это.

Спустя некоторое время родители его приняли монашеский постриг и вскоре преставились, благословив своего сына и оставив ему все имущество. Проводив родителей в последний путь, Варфоломей вернулся в свой дом и стал устраивать житейские дела. Он призвал своего младшего брата Петра и передал ему дом и все родительское имущество, себе же не оставил ничего. Старший его брат Стефан к этому времени овдовел. После смерти жены он постригся в монастыре Святой Богородицы на Хотькове (примерно в трех верстах от Радонежа ). Варфоломей пришел к Стефану и стал умолять его, чтобы тот отправился вместе с ним искать пустынное место, где можно было бы вести уединенную благочестивую жизнь. Стефан согласился. В то время Варфоломею было около двадцати лет.

Братья обошли многие лесные места и, наконец, нашли некое пустынное место, находившееся в самой чаще леса , приблизительно в десяти верстах от Хотькова монастыря. Здесь имелась и вода , без которой пустынная жизнь была бы невозможна. Братьям полюбилась эта местность, и они приступили к расчистке леса. Своими руками поставили сначала легкую хижину, а затем срубили из бревен келью и небольшую церковь. С обоюдного согласия они решили посвятить церковь Пресвятой Троице . Из Москвы, от митрополита Феогноста , приехали некие священники и освятили новопостроенный храм.

Жизнь в этих пустынных местах была трудной : во всем нужда, во всем лишения, и неоткуда было взять ни еды, ни питья, ни остального, что необходимо для жизни. Вскоре после освящения церкви Стефан , не стерпев тягот пустынного жития , покинул своего брата и ушел в Москву , где поселился в Богоявленском монастыре . В то время в этом монастыре пребывал и будущий митрополит Алексей . Князь Семен Иванович Гордый, сын Ивана Калиты , приблизил к себе Стефана, повелел поставить его игуменом Богоявленской обители и сделал своим духовником.

Оставшись после ухода брата один на избранном месте, святой продолжил свою подвижническую жизнь : он хотел принять монашеский сан лишь после того, как укрепится в трудах и подвигах и приучит себя к тяготам иноческой жизни . И вот, испытав так себя, он призвал к себе в обитель некоего духовного старца , игумена Митрофана , и попросил его совершить обряд пострижения . Случилось это в 1342 году, 7 октября, на память святых мучеников Сергия и Вакха, и потому было ему наречено в иночестве имя Сергий .

«Кто может рассказать о трудах его или кто в силах поведать о подвигах его , которые он совершил, один оставаясь в пустыни, - восклицает автор Жития святого . - О его всегдашнем бдении, непрестанных молитвах? О постоянном голоде, жажде, скудости во всем? Ибо всего не хватало - чего ни назови, того не было!» Кроме того, много искушений испытал преподобный от бесов: не раз и не два являлись они к нему с шумом, призывая уйти с того места; преподобный же, вооружась молитвой и крестом, изгонял их.

Места эти были необитаемы людьми, рассказывает Житие, но множество диких зверей жило поблизости. Мимо келии преподобного часто рыскали стаи голодных волков, иногда к нему заходили и медведи. Преподобный , хотя и побаивался их, как всякий человек, но прилежно молился и тем укреплял себя. Как-то один медведь повадился ходить к его хижине. Преподобный , видя, что медведь приходит к нему не из злобы, но для того, чтобы добыть себе пропитание, стал выносить зверю из хижины краюху хлеба и клал ее на пень или на колоду, чтобы зверь мог взять пищу. Медведь брал хлеб и уходил. Случалось, что преподобный отдавал ему последнее, а сам оставался голодным. Медведь привык ходить к нему и посещал его каждый день, терпеливо ожидая подношения. И продолжалось так в течение долгого времени.

Постепенно, о преподобном, стала распространяться молва , и многие из окрестных сел и городов приходили к нему за советом и благословением. И для каждого находилось у него доброе слово, добрый совет. Начали приходить к Сергию и некоторые монахи, прося разрешения поселиться рядом. Сперва преподобный отказывал им, говоря о трудностях жизни в этих пустынных местах. Но те упрашивали его, и он уступал их просьбам. Братия построили себе отдельные келии (причем три или четыре келии Сергий построил своими руками) и начали жить вместе. Всего собралось двенадцать человек, и долгое время число иноков оставалось постоянным: если один покидал обитель, то другой приходил на его место. В числе прочих был и игумен Митрофан - тот самый, что постриг Сергия в иноческий чин: он стал игуменом обители, и он же совершал в церкви службу. Однако спустя некоторое время игумен Митрофан умер. Братия стали убеждать Сергия принять игуменство , но он категорически отказывался, говоря: «У меня и в мыслях нет становиться игуменом. Хочу до конца жизни оставаться простым монахом и не других учить, но самому учиться». И все же, после долгих и настойчивых уговоров, преподобный вынужден был согласиться. Пешком отправился он в город Переяславль-Залесский, к волынскому епископу Афанасию , который управлял тогда, в отсутствие митрополита, Русской Церковью . (Митрополит Алексей в то время пребывал в Константинополе.) Афанасий не раз слышал от людей о подвижнической жизни Сергия . Побеседовав с ним, он рукоположил его сначала в иподиаконы, затем, в тот же день, в диаконы, а на следующий день и в священники, и поставил игуменом основанной им обители. Это произошло в 1353 году.

Став игуменом, преподобный не изменил строгости своей жизни. По-прежнему он не гнушался никаким трудом: своими руками строил келии для братии, носил воду, рубил дрова, пек хлебы, шил одежды . Он первым приходил в церковь и последним уходил из храма, ночи проводил в усердной молитве, лишь ненадолго забываясь сном. Хлеб и вода - да и то лишь в те дни, когда нет поста, - составляли его пищу. Преподобный отличался крепким здоровьем: тяготы избранной им жизни не изнуряли, но еще более закаливали его, придавали ему силы для новых подвигов.

Епифаний в своем Житии приводит несколько примеров исключительного терпения и смирения преподобного Сергия. Однажды в монастыре случился голод . В то время в обители еще не был принят общежительный устав; братия жили отдельно и сами распоряжались своим имуществом. Сергий , у которого не осталось ни куска хлеба, терпел три дня и, наконец, решил наняться в работу к одному монаху, который задумал пристроить сени к своей келии. Тот уже приготовил все необходимое для работы и ждал только крестьян из ближайшей деревни. Монах испугался, что Сергий слишком дорого запросит за свою работу, но преподобный отвечал, что ему довольно будет лишь нескольких кусков старого заплесневелого хлеба . Тогда инок вынес решето с подгнившим хлебом и предложил его Сергию . «Не сделав работы, я не беру платы», - отвечал преподобный . С рвением он принялся за работу и к вечеру закончил ее. Лишь на заходе солнца он принял хлеб и, помолившись, съел его.

Преподобный не любил дорогих риз и всегда ходил в простой и грубой одежде . Однажды в монастырь пришел некий крестьянин из дальнего селения. Он много слышал о святом Сергии и пожелал увидеть его. Преподобному же тогда случилось копать землю в монастырском огороде . Когда крестьянину сказали об этом, он поспешил в огород и увидел там святого в худой и ветхой одежде, испещренной заплатами. Крестьянин отвернулся от блаженного и не хотел даже глядеть на него, не веря, что это и есть великий святой. «Я пришел издалека взглянуть на великого угодника, - говорил он, - и вот вижу простого и бедного старца, каких много». «Не горюй, скоро ты увидишь, кого желаешь», - обронил ему Сергий. Вскоре приехал в монастырь князь , одетый в роскошные одежды и в сопровождении множества слуг. Святой вместе с другими вышел ему навстречу. Князь еще издали сошел с коня и поклонился до земли, испрашивая благословения у святого. Затем игумен и князь сели рядом и стали беседовать друг с другом, прочие же все стояли. «Что же это за монах , который сидя разговаривает с князем?» - спросил пораженный крестьянин. «Разве ты не слыхал об игумене Сергии? Это он и есть», - отвечали ему. Услышав это, крестьянин ощутил стыд и раскаяние. Когда князь ушел, он поклонился игумену до земли и стал просить у него прощение за то, что в словах и мыслях обидел его. Святой же так ободрил его: «Не скорби, чадо. Ты один правильно думал обо мне, говоря, что я простой человек. Прочие же ошибаются, почитая меня великим».

Еще при жизни святой Сергий прославился даром чудотворения. Рассказывали, что он вернул к жизни некоего умершего отрока, которого уже оплакивал и готовился похоронить отец. При этом святой запретил родителю исцеленного им отрока благодарить себя: «Ошибся ты, о человек, и не знаешь, что говоришь: отрок твой, когда нес ты его сюда, ослабел от холода, и тебе показалось, что он умер. Теперь же он в теплой келье согрелся, а ты думаешь, что он воскрес. Нельзя же воскресить никого до общего Воскресения». Прославился святой и даром исцеления бесноватых. По его молитве близ самого монастыря, где не было проточной воды, забил обильный источник, из которого впоследствии иноки стали брать воду для всех монастырских потребностей, а недужные, приходящие в монастырь, получали исцеления. Но Сергий воспретил братии называть этот источник Сергиевым : «Не я дал воду сию, но Господь даровал нам, недостойным».

Предположительно около 1376 года в монастыре был введен общежительный устав , который в то время в Московской Руси был практически неизвестен. Это было событие первостепенной важности не только в жизни Троицкого монастыря , но и в духовной жизни всей Московской Руси. Монастыри того времени делились на особножительные (келиотские) и общежительные (киновии). В первых иноки жили в особых кельях и владели собственным имуществом; как правило, такие монастыри были ктиторскими, то есть были основаны мирянами - князьями, боярами, епископами или другими лицами или группами лиц; их игумены во всем подчинялись ктиторам. Монастыри второго типа - общежительные - основывались на полном отказе иноков от своей собственности и на принципах равного обязательного участия всех иноков в монастырских службах и работах. Первым общежительным монастырем на Руси был Киево-Печерский , основанный преподобными Антонием и Феодосием в XI веке; однако впоследствии иноки Печерской обители отошли от принципов общего жития. Московская же Русь знала почти исключительно келиотские монастыри.

Житие святого рассказывает об этом знаменательном событии в жизни Сергиева монастыря так . Из Константинополя, от патриарха Филофея, в Москву прибыли посланцы. Они посетили и обитель святого Сергия, вручив ему послание от патриарха. В послании же говорилось о том, что патриарх наслышан о добродетельной жизни игумена Сергия ; «но одной вещи еще недостает - общежительство у вас не устроено». Потому патриарх и давал совет: ввести в монастыре общежительный устав, при котором все имущество братии становилось общим. Помимо этого послания, патриарх прислал Сергию крест с частицами мощей литовских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, незадолго до того казненных в Литве, а также параманд - небольшой четырехугольный плат с изображением страстей Христовых, и схиму - монашеское одеяние . Сергий отправился за советом в Москву, к митрополиту Алексею. С согласия митрополита в Троицком монастыре был введен общежительный устав. Братия были распределены по обязанностям: один стал келарем, другой поваром, хлебником и т. д. Сергий потребовал от братии твердо следовать заповеди: «ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим считать». Больше стал заботиться монастырь и о пропитании нищих и убогих, странников и богомольцев. Вообще введение общежительного устава значительно повышало влияние монастыря на общественную жизнь страны. Впоследствии общежительство, введение общей монастырской собственности позволило монастырю превратиться в крупнейшего собственника земли и зависимых крестьян в России. Из Троицы общежительный устав постепенно стал распространяться в другие обители, духовно связанные с Сергиевой.

Конечно, не все братия готовы были принять изменения, произошедшие в монастыре. Некоторые покинули обитель, другие открыто выражали недовольство. Житие рассказывает, например, о ссоре, которая произошла между Сергием и его родным братом Стефаном , вернувшимся в монастырь: Стефан заявил, что он выше игумена, ибо раньше других пришел на это место. Сергий не стал спорить с братом, но в тот же день покинул обитель и ушел на реку Киржач, где поставил себе келью, а затем, с благословения митрополита Алексея, приступил к строительству церкви. Здесь был устроен новый монастырь - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы .

Когда братия узнали о том, где пребывает Сергий, они стали приходить к нему - иногда по два человека, иногда по три или даже больше. Оставшиеся же, будучи не в состоянии жить без своего духовного наставника, отправились к митрополиту Алексею и молили его, чтобы он упросил святого вернуться в свою обитель. Алексей послал на Киржач двух архимандритов - Герасима и Павла , которые и передали преподобному повеление митрополита . Владыка убеждал святого сделать это, чтобы иноки основанной им обители не разошлись и святое место не запустело. Сергий беспрекословно исполнил повеление митрополита: он вернулся в монастырь Святой Троицы к радости всей братии. В основанном же им Благовещенском монастыре на Киржаче оставил игуменом своего ученика Романа.

К этому времени имя преподобного Сергия было прославлено уже во всей Русской земле. В 1374 году, по просьбе князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского , преподобный основывает близ Серпухова Высоцкий монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Игуменом этого монастыря стал его ученик Афанасий. В том же 1374 году Сергий участвовал в Переяславле в съезде русских князей и крестил третьего сына великого князя Дмитрия Ивановича Юрия . Вернувшись в обитель, рассказывает летописец, он тяжело заболел и пролежал в болезни всю весну и лето 1375 года.

Помимо Киржачского и Серпуховского Высоцкого, известны и многие другие монастыри , основанные по благословению троицкого игумена. Еще около 1360 года митрополит Алексей основал на берегу реки Яузы Спасский (ныне Спас-Андроников) монастырь, первым игуменом которого стал ученик святого Сергия Андроник . Позднее троицкие старцы стали первыми насельниками еще одного монастыря, основанного митрополитом Алексеем, - Кремлевского Чудова.

В обители Сергия принял пострижение и долгое время жил его родной племянник , сын его брата Стефана Феодор . Он пожелал основать где-либо новый монастырь , и после его долгих и настоятельных просьб игумен благословил его на это. Феодор нашел подходящее место на берегу Москвы-реки; Сергий пришел лично посмотреть на избранное им место и одобрил выбор племянника. Местность эта называлась Симоново, и так монастырь получил название Симоновского. (Впоследствии Феодор , игумен Симоновский, был возведен в сан архиепископа Ростовского.) Назовем также получившие благословение самого Сергия Голутвинский монастырь в Коломне во имя святого Богоявления и два Дубенских монастыря во имя Успения Божией Матери - один на реке Дубенке, притоке Дубны, в 40 верстах к северо-западу от Троицы (игуменом этого монастыря стал преподобный Савва, ученик Сергия, будущий игумен Звенигородского Сторожевского монастыря), другой в селении Стромыни, в 50 верстах к северо-востоку от Москвы. (Все названные монастыри были основаны великим князем Дмитрием Ивановичем.)

И это лишь малая толика обителей, созданных учениками или собеседниками преподобного Сергия . Всего насчитывают до сорока таких монастырей; в свою очередь, из них вышли основатели еще примерно пятидесяти обителей. Все они, по примеру Троице-Сергиева монастыря , принимали общежительный устав.

В лесах костромского Заволжья основал монастырь ученик Сергия Авраамий Чухломской. В лесах северного Подмосковья - Мефодий Пешношский. Ученик Сергия инок Сильвестросновал монастырь на реке Обноре в дремучих лесах между Ярославлем и Вологдой; троицкие иноки Афанасий и Феодосий стали основателями Воскресенского и Череповецкого монастырей. Знаменитый русский подвижник Кирилл Белозерский также был учеником святого Сергия; он вышел из Симоновского монастыря, основанного учеником троицкого игумена Феодором.

По свидетельству Жития святого Сергия, незадолго до своей кончины митрополит Алексей призывал к себе троицкого игумена и уговаривал его принять на себя сан митрополита Русского. «Тебя я выбрал как достойного выполнить завет истинный: ведь знаю хорошо, что от великих князей и до последнего человека все требуют на это место тебя», - говорил он преподобному. Но Сергий отказался, на этот раз наотрез: «Владыка святой! Если не хочешь, чтобы ушел я, нищий, и не слышал святыню твою, больше не продолжай об этом говорить со мной, и другим никому не разрешай, потому что никто меня не сможет переубедить». Эти слова свидетельствовали и об истинном смирении святого, и, как полагают исследователи, также о том, что троицкий игумен оставался верным каноническим правилам: к тому времени в Константинополе уже был поставлен митрополит на Русскую кафедру, преемник святителя Алексея болгарин Киприан, впоследствии также причтенный к лику святых.

Житие рассказывает о великих видениях святого Сергия и о явственных знаках близости его к высшим, Небесным силам. Так, однажды, когда преподобный совершал литургию вместе с двумя другими священниками, ученики его видели сослужащего ему четвертого - светоносного мужа в блистающих ризах: то был ангел, всегда незримо помогающий святому. Другой раз от руки святого изошел огненный пламень; пламя освещало и алтарь во время совершения им службы: когда святой хотел причаститься, пламень вошел в потир (чашу для святых даров). Все это видели ученики преподобного Сергия , но сам преподобный воспрещал им рассказывать кому-либо о виденном до самой своей смерти.

Преподобный Сергий - первым из русских святых - сподобился посещения самой Пресвятой Богородицы. В Житии святого так рассказывается об этом его великом видении.

Однажды ночью преподобный, по своему обыкновению, стоял на молитве перед иконой Пресвятой Богородицы. Вместе с ним был его ученик Михей. Завершив канон, преподобный присел отдохнуть и сказал своему ученику: «Чадо! Будь наготове, ибо чудесное явление будет в сей час». И внезапно раздался голос: «Се Пречистая грядет!» Святой, услышав, быстро вышел из келии в сени. И вот свет великий, ярче солнечного, озарил его, и святой увидел Пречистую Богородицу с двумя апостолами, Петром и Иоанном, блистающую неизреченным светом. Не в силах вынести столь ослепительного света, святой пал ниц. Пречистая же своими руками коснулась его и произнесла: «Не бойся, избранник мой! Я пришла посетить тебя. Услышана твоя молитва об учениках твоих и об обители твоей. Не скорби более: отныне не будет в ней недостатка ни в чем и не только при жизни твоей, но и после твоей смерти я не покину обители сей!» Сказав это, Пречистая сделалась невидимой.

Святой был объят страхом и трепетом. Ученик же его Михей лежал, словно мертвый от страха. Очнувшись, он пал в ноги святому и спросил его: «Что это было, отче?» Святой же радовался душою, так что лицо его светилось от радости, но он ничего не мог ответить ученику своему, только вот что: «Потерпи, чадо, ибо и во мне дух мой трепещет от чудного видения». Немного успокоившись, святой попросил Михея призвать к нему учеников, Исаака и Симона. И когда те пришли, Сергий рассказал им все по порядку - о видении Пречистой Богородицы с апостолами и об обещаниях, которая дала Пречистая ему. И несказанная радость охватила всех, и вместе они отпели молебен Божией Матери и восславили Бога.
Средневековая Русь еще не знала подобных чудес. Явление Пресвятой Богородицы троицкому игумену - а об этом чудесном видении вскоре стало известно далеко за пределами монастыря - озарило невидимым светом не только Троицкую обитель, но и всю Русскую землю, свидетельствовало об особом покровительстве Божией Матери Руси , причем в самое тяжелое для Московского государства время.

В 1380 году страшная опасность нависла над Русской землей. Орды Мамая двинулись в русские пределы, намереваясь разорить Русь. Великий князь Дмитрий Иванович собрал множество воинов и выступил навстречу врагу - «за святые церкви, и за православную веру христианскую, и за всю землю Русскую», как писал древний летописец. Согласно преданию, накануне выступления из Москвы великий князь Дмитрий Иванович и другие русские князья пришли «к Святой Троице» - в Троицкий монастырь, к игумену Сергию, чтобы поклониться ему и взять от него благословение на предстоящий ратный подвиг. Житие святого и знаменитое «Сказание о Мамаевом побоище» так рассказывают об этом.

Когда князья пришли в обитель, преподобный уговорил их прослушать святую литургию , потому что, был тогда день воскресный и читалась в церкви память святым мученикам Флору и Лавру. По окончании литургии Сергий со всей братией стал упрашивать великого князя отобедать с ними. Дмитрий был в замешательстве, так как к нему прибыли гонцы с известием о том, что татары уже приближаются к русским пределам. И начал он просить преподобного, чтобы тот отпустил его. Сергий же отвечал князю: «Это твое промедление обернется для тебя вдвойне поспешением. Ибо еще не пришел для тебя час примерять венец смертный, но лишь через несколько лет придет. Для многих же других теперь уже венцы смертные плетутся». Великий князь отобедал в монастыре. Игумен же Сергий велел в то время освящать воду с мощей святых Флора и Лавра. И когда встал великий князь от трапезы, преподобный окропил его священной водою и все воинство его, и осенил великого князя крестом Христовым. И сказал так: «Пойди, господине, на поганых с Богом, и Господь будет тебе помощником и заступником». И еще добавил тихонько: «Будет тебе, господине, победа над супостатами».

Князь же попросил игумена : «Дай мне, отче, двух воинов из братии твоей - Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю». Старец велел обоим поскорее изготовиться и отправиться с великим князем. Были эти два инока до пострижения известные ратники и не раз участвовали в сражении. Оба тотчас послушались преподобного и исполнили его повеление. И дал им игумен Сергий вместо оружия крест Христов, нашитый на схимах их, и повелел возложить на себя вместо шлемов золоченых. И передал великому князю, сказав: «Вот тебе мои воины и твои избранники». Пересвету же и Ослябе сказал так: «Мир вам, братья мои! Крепко сражайтесь за веру Христову и за все православное христианство с погаными!» И осенил крестовым знамением все воинство великого князя.

В самый день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, когда русские полки были уже выстроены для битвы, к великому князю явился посланец с грамотами от преподобного игумена Сергия. И вот с какими словами обращался великий старец к князю и воинам: «Великому князю, и всем русским князьям, и всему православному войску - мир и благословение!» «Князь же великий, - пишет автор «Сказания о Мамаевом побоище», - прослушав писание преподобного старца и расцеловав посланца с любовью, тем письмом укрепился, точно какими-нибудь твердыми бронями». А еще прислал Сергий великому князю Дмитрию «хлебец Пречистой Богородицы ». Весть о посланниках Сергия быстро разнеслась по полкам и вдохновила воинов; надеясь на молитвы святого, они без страха готовы были устремиться в битву и принять смерть за православную веру и за родную землю.

Рассказывали, что во все время, пока происходило сражение, преподобный Сергий, собрав братию, стоял с ней на молитве и усердно просил Господа даровать победу православному воинству. Преподобный имел великий дар прозорливости: он ясно предугадал исход битвы и поведал братии о победе русских.

Современные историки ставят под сомнение факт посещения Дмитрием Донским троицкого игумена накануне Куликовской битвы, полагая иногда, что рассказ Жития о приходе Дмитрия к преподобному Сергию относится к событиям более раннего времени - а именно к 1378 году, кануну битвы между русскими и татарами на реке Воже. Трудно судить о том, в какой степени житийное предание основывается на реальных фактах. Но бесспорно, что сама Куликовская битвы была немыслима без того духовного подъема, который переживала в те годы Русь и который связан с именем преподобного Сергия и именами его учеников и сподвижников. В сознании народа именно Сергий благословил великое национальное дело освобождения Руси от ордынского ига.

Куликовская победа сыграла огромную роль в истории России. Но она, увы, не привела ни к свержению ордынского ига, ни даже к кратковременному освобождению Руси от власти татар. Спустя всего два года после одержанной победы Русь подверглась нападению ордынского хана Тохтамыша , сжегшего и разорившего Москву. Преподобный Сергий удалился тогда в Тверь. Враги были уже недалеко от обители, но десница Божия уберегла Троицкий монастырь: Тохтамыш вскоре покинул русские пределы.

О последующих годах в жизни великого старца мы знаем не слишком много. Но известно, что преподобный и в конце своей жизни не оставлял своими заботами власть предержащих, участвовал в политической жизни Русского государства. В 1385 году он крестил еще одного сына князя Дмитрия Донского - Петра. В конце того же года святой по поручению великого князя отправился в Рязань, к рязанскому князю Олегу Ивановичу. В то время между Москвой и Рязанью шла война: в 1382 году Олег помог Тохтамышу, нарушив заключенный с Дмитрием договор; осенью того же года Дмитрий в отместку разорил и сжег Рязань; в свою очередь, Олег весной 1385 года захватил Коломну, что вызвало новый поход Дмитрия. Сергию удалось помирить противников: его кроткое слово оказалось сильнее воинского оружия; Олег согласился заключить договор с великим князем Московским .

Преподобный Сергий оставался духовником великого князя Дмитрия Ивановича. В 1389 году он был свидетелем при составлении его «духовной грамоты», то есть завещания. Дмитрий Донской умер 19 мая 1389 года. Сергий принял участие в его похоронах и в числе других оплакал великого князя, столь много сделавшего для родной страны. (Уже в наши дни, в 1988 году, великий князь Дмитрий Донской был причтен Церковью к лику святых.)

Сам великий подвижник пережил своего духовного сына на три года. Предвидя за шесть месяцев свою кончину, он поставил игуменом Троицкого монастыря своего ученика Никона. С этого времени великий старец предался совершенному безмолвию, готовясь к отшествию из жизни. В сентябре месяце он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, преподобный призвал к себе братию и в последний раз обратился к ней с поучением и наставлением: он увещевал иноков пребывать в вере и единомыслии. В самые последние минуты святой пожелал причаститься Святых Тайн . Он уже не мог сам подняться с постели; ученики поддерживали его под руки, когда он в последний раз вкушал Тела и Крови Христовых . Затем, воздев руки к небу, он усоп с молитвой на устах. Смерть его случилась 25 сентября 1392 года.

Тело святого было погребено в основанной им обители. Спустя тридцать лет после его кончины игумен Никон задумал построить храм во имя Пресвятой Троицы над могилой своего учителя. В самом начале работ, при копании рвов для каменного храма, 5 июля 1422 года, совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергия. Святые мощи были положены сначала в деревянный, а затем и в новопостроенный каменный храм.

Говоря о величайшем из русских святых, нельзя обойти молчанием и чудеса , совершенные им после смерти. Святой не раз являлся в видениях инокам Троицкой обители, не раз приносил исцеления страждущим, исцелял страшные недуги и врачевал раны. В тяжелые минуты он приходил на помощь ратным людям далеко за пределами монастыря. Его видели, например, защитники небольшой крепости Опочка в псковских пределах: святой старец оборонял город от подступивших к нему литовцев, и его молитвами враг был разбит. А вот что случилось в городе Свияжске, поставленном по приказу царя Ивана Грозного в 1551 году близ Казани (царь тогда готовился к завоеванию Казани). В том городе имелась икона святого Сергия , чудеса от которой подавались не только верующим, но и неверующим язычникам. Когда город уже был построен, к царским воеводам явились старейшины горных черемисов (чувашей) и поведали следующее: «За пять лет до постройки города, много раз слышали мы на этом месте колокольный звон, как это принято по русскому обычаю. Мы были в страхе и недоумении и посылали самых быстрых своих юношей, чтобы те посмотрели, что происходит там. И слышали они голоса, поющие, как во время церковной службы, а тех, кто поет, не было видно. Только видели некоего старца: он ходил по тому месту с иконой и крестом, и благословлял на все стороны, и кропил водой, как если бы размерял место, где ставить город.

И наши юноши пускали в него стрелы, но стрелы не долетали до него и не причиняли ему вреда». Когда тем старейшинам показали изображение святого Сергия , они узнали его.

Особенно много чудес было совершено преподобным в тягостное время осады Троицкого монастыря поляками во время Великой Смуты. Не раз Сергий являлся защитникам обители, укрепляя их дух и побуждая их к защите монастыря . И враг ничего не мог поделать с немногочисленными защитниками Троицы, хотя числом превосходил их в несколько раз. Преподобный являлся также и казакам, осаждавшим Лавру вместе с поляками. Один из казаков из неприятельского стана пришел в монастырь и рассказал о том, что многие военачальники видели, как по монастырским стенам ходили два светозарных старца - чудотворцы Сергий и Никон Радонежские : один из них кадил монастырь , а другой кропил его святой водой. Затем они обратились к казацким полкам, укоряя их за то, что те вместе с иноверцами хотят разорить дом Пресвятой Троицы . Поляки стали стрелять в старцев, но стрелы и пули отскакивали в самих стрелявших и ранили многих из них. Некоторые из казаков, устрашенные этим видением, оставили лагерь врагов и ушли домой, дав обещание никогда более не поднимать оружие на православных . И в последующие столетия преподобный Сергий остался защитником и покровителем Русской земли .

Церковь празднует память преподобного игумена Сергия, Радонежского чудотворца, 25 сентября (8 октября), в день его кончины, и 5 (18) июля, в день обретения мощей.