Риск чрезвычайной ситуации. Управление рисками чрезвычайных ситуаций Риск возникновения чс

Что такое риск при чрезвычайных ситуациях

По мере расширения масштабов производственной деятельности человека, усиления степени его взаимодействия с окружающей природной средой все чаще прибегают к таким понятиям, как риск, опасность, авария, катастрофа, страх и др., отражающим реальные ситуации, которые наблюдаются в повседневной жизни. Очевидно, чтобы предвидеть, а затем и предупредить возникновение такого рода нежелательные явления необходимо их всестороннее изучение. Не случайно в последние полтора-два десятилетия серьезное внимание уделяется проблемам рисков вообще, экологического и техногенного рисков, в частности, с целью достижения безопасного развития.


Одним из возможных подходов к количественной оценке антропогенного воздействия на ОС является определение совокупного риска от жизнедеятельности , работы промышленных предприятий и других отраслей производства. Субъектами оценки при этом выступают человек, а точнее - здоровье человека, и состояние экосистем.


Риски рассчитываются, чтобы оценить безопасность мероприятий, способных повлечь за собой изменение компонентов ОС, а также сравнивать между собой различные варианты реализации техногенной деятельности по степени их опасности для человека и природы. Понятие риска многогранно и охватывает все сферы человеческой деятельности.


Несмотря на то, что наукой до сих пор не выработано единого понятия риска, анализ рисков с успехом применяется в технике, экономике, финансах, социальной сфере и многих других отраслях. В соответствии со сферой деятельности дается определение рисков и подбирается методика их расчета. Так, технические риски связаны с отказами оборудования, разрушением конструкций и сооружений. Природные риски определяются экстремально высокими параметрами природной среды вследствие стихийных явлений - ураганов, наводнений, землетрясений и многих других природных катастроф, приводящих к разрушению сооружений, выходу из строя оборудования и гибели людей.


Экологические риски обычно связывают с поступлением в ОС загрязняющих веществ выше определенных пределов и негативным влиянием техногенной деятельности на природные объекты, следствием чего является ухудшение здоровья населения и необратимые изменения в экосистемах. Экономические риски сопряжены с возможностью имущественных и финансовых потерь, уменьшением доходов и упущенной выгодой. Геополитические риски возникают в условиях противоречивого и нестабильного законодательства и изменчивого поведения региональных и федеральных органов власти.


С точки зрения применения понятия риска при его анализе и управления техногенной безопасностью важными категориями являются:

  1. индивидуальный риск - риск, которому подвергается индивидуум в результате воздействия исследуемых факторов опасности;
  2. потенциальный территориальный риск - пространственное распределение частоты реализации негативного воздействия определенного уровня; социальный риск - зависимость частоты событий, в которых пострадало па том, или ином уровне число людей больше определенного, от этого определенного числа людей;
  3. коллективный риск - ожидаемое число смертельно травмированных в результате возможных аварий за определенный период времени.

Количественная оценка риска связывается с размером ущерба (w) от опасного события (например, опасного природного явления - наводнения, землетрясения или аварии - взрыва, пожара) как правило, в натуральном (число пострадавших и погибших, размер зоны действия опасных факторов) или стоимостном выражении. Таким образом, риск сочетает в себе вероятность неблагоприятного события и объем негативных последствий этого события (убытки, потери, ущерб).


Наиболее общим показателем риска считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год:

Если в течение года может произойти N > 1 опасных событий, то показателем риска служит сумма ущербов от всех событий:

где wi - ущерб от i-гo опасного события; w - средний ущерб при реализации опасного события; a(?t) - математическое ожидание числа событий за год.


Таким образом, наиболее общим показателем риска, применимым для любых N является:

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, являются промежуток времени?t и ущерб w, а для оценки (прогноза) риска необходимо определять частоты реализации опасных событий и ущерб от них.


Понятие риска является многоплановым, поэтому в научной литературе используются различные производные этого понятия в зависимости от области применения, стадии анализа опасности.


Начальную классификацию рисков можно провести в зависимости от основной причины возникновения рисков:

  1. природные риски - риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясениями, наводнениями, подтоплениями, бурями и др.;
  2. техногенные риски - риски, связанные с опасностями, исходящими от технических объектов;
  3. экологические риски - риски, связанные с загрязнением окружающей среды;
  4. коммерческие риски - риски, связанные с опасностью потерь в результате финансово-хозяйственной деятельности.

В большинстве стран мирового сообщества в настоящее время принята концепция «приемлемого риска» (ALARA - as low as risk acceptable), позволяющая использовать принцип «предвидеть и предупредить». Эта общепринятая концепция отражена в четырех основных принципах, сформулированных Объединенным комитетом по управлению риском в рамках Государственной научно-технической программы.


Первый принцип - оправданность деятельности по управлению риском, которая должна согласовываться со стратегической целью управления риском, формулируемой как стремление к обеспечению материальных и духовных благ при обязательном условии: практическая деятельность не может быть оправданна, если выгода от этой деятельности в целом не превышает вызываемого ею ущерба.


Второй принцип - оптимизация защиты по критерию среднестатистической ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в обществе. Оптимальным считается вариант сбалансированных затрат на продление жизни за счет снижения уровня риска и за счет выгоды, получаемой от хозяйственной деятельности.


Третий принцип - необходимость учета всего спектра существующих опасностей; вся информация о принимаемых решениях по управлению риском должна быть доступна широким слоям населения.


Четвертый принцип - учет требований о непревышении предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.


По существу, он состоит в том, что обеспечение безопасности человека, живущего сегодня, следует достигать путем реализации таких решений, которые не подвергают риску способность природы обеспечить безопасность и потребности человека будущего поколения.


Приемлемый риск - уровень риска, с которым мировое сообщество готово мириться ради получения определенных благ или выгод в процессе своей деятельности. Этот риск становится наиболее актуальным.


Проблема риска для человека и природной среды - проблема учета, сравнения и интегрирования различных техногенных воздействий при оценке экологической и технологической опасностей на отдельном производстве или на отдельной территории региона. В этой связи первоочередной и актуальной является задача построения методов оценки ожидаемой опасности: воздействия химических, радиационных, физических и других факторов техногенного происхождения. При этом такие методы должны оставлять возможность для дальнейшего обобщения.


К решению этой задачи можно подходить, с одной стороны, путем построения унифицированного метода оценки интегрального риска, с другой - путем использования опыта исследований по биоиндикации и биомониторингу (включая исследования медицинских или демографических показателей в качестве биоиндикаторов), позволяющих делать заключение о комплексной техногенной нагрузке на человека и ОС и, таким образом, в относительных единицах измерять степень опасности.


При определении риска необходима его категоризация, определяющая ранжирование последствий и нанесенного ущерба. В табл.8.2 представлены категории степени риска, которые определяются частотой происшествий и экономического ущерба при загрязнении ОС.


На этапе характеристики риска необходимо учитывать, что некоторые существующие предельно допустимые концентрации для загрязняющих веществ получены давно и не отражают современную картину состава производимых и применяемых химикатов, уровней их содержания в различных объектах ОС. Поэтому рекомендуется использовать международные стандарты, например, стандарты Международной организации здравоохранения.

"...Риск возникновения природных чрезвычайных ситуаций: вероятность возникновения неблагоприятных (негативных) последствий воздействия поражающих факторов источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду..."

Источник:

"БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ГОСТ Р 22.0.11-99"

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24.05.1999 N 175)

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения и возможных последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население и территорию...
  • - вероятность возникновения в течение определенного промежутка времени источника ЧС с фиксированными параметрами поражающего фактора...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - верояшостъ или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска. Выделяются три вида риска возникновения ЧС: риск индивидуальный, риск природный и риск социальный...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - снижение вероятности возникновения природных ЧС путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, природоохранных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпи-демиологических и специальных...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - комплекс мероприятий, направленных на уменьшение индивидуального и социального риска до или ниже предельно допустимого уровня, установленного соответствующим органом исполнительной власти с учетом...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - деятельность органов управления соответствующих уровней власти по планированию и реализации мероприятий, направленных на снижение риска возникновения природных...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - система социально-экономических ограничений деятельности организаций, на определенный срок и объемы предельного социально-экономического ущерба от возможной чрезвычайной ситуации на данной территории...
  • - превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций весьма многочисленны и многоплановы и осуществляются по ряду направлений: строительство и использование...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе анализа и прогнозирования источников природных чрезвычайных ситуаций и их воздействия на...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - заблаговременное определение вероятности возникновения и возможных масштабов природных чрезвычайных ситуаций на основе анализа и прогнозирования источников природных чрезвычайных ситуаций и их...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. Источник: ГОСТ Р 22.0...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - снижение вероятности возникновения природных чрезвычайных ситуаций путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, природноохранных, санитарно-гигиенических,...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...: социальный, экономический и экологический ущербы в результате воздействия источников природных ЧС на население, территорию и окружающую природную среду..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - "...: совокупность мероприятий, направленных на снижение риска возникновения природных чрезвычайных ситуаций..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ...

    Официальная терминология

"Риск возникновения природных чрезвычайных ситуаций" в книгах

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций Согласно Указу 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», генерал-губернатор пограничных губерний был обязан защищать вверенную ему территорию от внешней военной угрозы, а также от проникновения

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций?

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций? Как вы уже поняли из вышеописанных ситуаций, непредвиденные случаи должны заставить благоразумного человека позаботиться о себе и своей семье хотя бы первые 72 часа.Пакет снаряжения для выживания в течение 72

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Из книги Организация комплексной системы защиты информации автора Гришина Наталия Васильевна

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуацийОбеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 169 автора Журнал «Компьютерра»

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков Опубликовано 19 апреля 2013 Самодельные взрывные устройства нередко активируют дистанционно – входящим звонком на прикреплённый к электродетонатору мобильный телефон.

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций

автора

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций «Катастрофа» (от греческого слова «поворот») предполагает резкое изменение привычных условий существования. В настоящее время нет общепринятой классификации катастроф и чрезвычайных ситуаций, что в значительной степени

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций Эти различия, как уже подчеркивалось, определяются положенными в их основу принципами.По причинам возникновения, как правило, выделяют 4 класса ЧС:1) военно-политические и социально-политические

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций Психолого-психиатрические последствия любой чрезвычайной ситуации определяются ее индивидуальной значимостью для конкретного человека («критическая жизненная ситуация», «психологическая катастрофа»

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций 4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 8.3.1. Психическое состояние спасателей и медиков Персонал, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по мнению T. Pichot и D. Rudd (1991), можно назвать

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций как самостоятельное направление медицины катастроф является важным звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. ВСМК была

Павел Лучников ПОМОЩНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Еще раз о терактах во Владикавказе)

Из книги Газета Завтра 418 (49 2001) автора Завтра Газета

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

В настоящее время во всем мире растет обеспокоенность в связи с ощутимым увеличением количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью.

Одним из таких мероприятий является переход к методам управления на основании анализа и оценки риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды от того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций. При этом риск должен оцениваться не только при нормальных условиях безаварийной эксплуатации, но и в случае реализации аварий и катастроф с влиянием на людей и окружающую среду.

Под естественным риском понимается возможность нежелательных последствий опасных природных процессов и явлений, а под техногенным - от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы). По социальной риска, то его следует понимать как возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально-экономического положения, дифференциация населения по доходам, появление значительных групп населения, живущего за чертой бедности) и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и т.д.).

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, есть время и убытки, а для оценки (прогноза) риска определяются частота реализации чрезвычайных событий и ущерб от них.

Следует подчеркнуть, что в рамках технокрактичнои концепции, природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный отрезок времени. Заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности внедрения мероприятий как раз и составляет управления риском.

В общем случае управление риском - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограничения ресурсов на снижение различных видов риска для достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, который только возможно с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основывается на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определение управления риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

Для управления риском, как правило, используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирует социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Важной составляющей этого управления является система управления рисками чрезвычайных ситуаций. Для управления рисками ЧС необходимо развивать:

систему предотвращения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в сфере уменьшения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

Структура системы включает следующие основные элементы:

1. установление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;

2. мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;

3. принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по защите;

4. рациональное распределение средств и ресурсов на превентивные меры по снижению риска и по уменьшению масштабов ЧС;

5. осуществление превентивных мер;

6. проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасности, мониторинг окружающей среды - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ пораженности территорий - анализ риска ЧС - анализ индивидуального риска для населения. Данные сравнения его с приемлемым риском и принятия решения о целесообразности проведения мероприятий по защите - обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ, создания необходимых резервов для уменьшения масштабов ЧС.

Стоит отметить, что, учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: видов негативных событий, частоты, силы, взаимного расположения источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уражуванисть этих объектов относительно поражающих факторов источников опасности, а также расходы на реализацию меры по уменьшению влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, которые позволяют снизить природные и техногенные риски до минимально возможного уровня.

Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, оказываются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, которые вытекают из социально-экономического положения страны.

Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить в виде следующих этапов:

1. Создание базы данных о регионе, что изучается, включающую информацию о его географию, метеорологию, топологию, инфраструктуру, распределение населения и демографии, расположение промышленных и других потенциально опасных объектов, основные транспортные потоки, хранилища, промышленные и бытовые отходы и т.д. .

2. Идентификация и инвентаризация опасных видов хозяйственной деятельности, выделения приоритетных объектов для дальнейшего анализа. На этом этапе выявляются и ранжируются по степени опасности виды хозяйственной деятельности в регионе.

3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения, включая: количественный анализ влияния опасностей на протяжении всего срока эксплуатации предприятия с учетом риска возникновения аварийных выбросов опасных веществ; анализ влияния опасных отходов; анализ риска при транспортировке опасных веществ.

4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности, который включает: анализ и планирование действий в случае чрезвычайных ситуаций с учетом взаимодействия различных служб с органами государственного управления и контроля, а также с представителями общественности и населением; анализ систем и служб гражданской защиты, в том числе и пожарной безопасности с учетом пожарной опасности предприятий, объектов повышенной опасности, систем транспортировки энергии и энергоносителей; анализ структуры контроля качества окружающей среды региона; экспертизу и анализ законодательных и нормативных документов.

5. Разработка и обоснование стратегий и оперативных планов действий, призванных эффективно реализовывать решения в сфере безопасности и обеспечения достижения определенной цели.

6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработки оперативных действий, которое включает в себя оптимизацию затрат на обеспечение промышленной безопасности; определенную очередность осуществления организационных мероприятий по повышению устойчивости функционирования и снижения экологического риска при нормальной эксплуатации объектов региона, а также в чрезвычайных ситуациях. Система управления должна содержать технические, оперативные, организационные и топографические элементы.

На основе прогноза масштабов возможной или такой возникшей чрезвычайной ситуации принимаются меры по защите населения и территорий в рамках единой системы гражданской защиты по двум основным направлениям:

1. превентивные меры по снижению рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций, которые осуществляются заблаговременно;

2. меры по локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, которые уже возникли (экстренное реагирование, то есть аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение убытков).

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы гражданской защиты, создаются, оснащаются, учатся и содержатся в готовности к немедленным действиям оперативно-спасательные, аварийно-спасательные, восстановительные и поисковые формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и его первоочередного

Наиболее вероятная причина возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций не выше местного уровня в апреле - пожары в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения и крупные дорожно-транспортные аварии.

Техногенные пожары:

В весенний период прогнозируется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с техногенными пожарами на территории кластера. Основные причины пожаров - неосторожное обращение с огнем и несоблюдение правил эксплуатации отопительных приборов в условиях низких температур воздуха.

Дорожно-транспортные происшествия:

Сохранится повышенная вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте. Наиболее вероятно их возникновение в районах, по территории которых проходят федеральные трассы: Казань-Оренбург, Альметьевский, Бугульминский. Участки расположены в пределах зон нормативного прибытия спасательных сил.

Общее количество ДТП прогнозируется не выше значения многолетней статистики.

Функционирование систем жизнеобеспечения населения:

Сохранится вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на коммунальных системах жизнеобеспечения населения - объектах теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения (порывы водопроводов и внутридомовых сетей) и электроснабжения (обрывы ЛЭП, аварийное отключение фидеров). По данным Министерства строительства и ЖКХ РТ, высокая степень износа наблюдается также вЮтазинском, Бугульминском, в связи с чем в этих районах также высока вероятность аварий на системах жизнеобеспечения.

Существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на трубопроводном транспорте (предпосылки - несанкционированные врезки и недостаточная организация безопасности околотрассовых сооружений нефтепроводов и продуктопроводов, технические и технологические причины - взрывы при розжиге газоиспользующих установок механические повреждения газопроводов автотранспортом, коррозия или плохое качество наружных газопроводов и т.п.).

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера

Происшествия на водных объектах:

В конце марта, апреле прогнозируется высокая вероятность возникновения происшествий на водных объектах республики (территориального кластера тоже), связанных с выходом людей и техники на тонкий лед водоемов.

Прогноз санитарно-эпидемиологического благополучия населения

В апреле в связи с активным снеготаянием и поступлением в питьевые водоисточники повышенного количества загрязняющих агентов, сезонным ростом микробной контаминации вследствие роста температурного режима, а также в связи с неудовлетворительным состоянием водопроводно-канализационной системы, недостаточным качеством водоочистки и водоподготовки в ряде районов, ежегодно наблюдается ухудшение качества питьевой воды и рост заболеваний острыми кишечными инфекциями (ОКИ) с водным путем передачи. Наиболее подвержены нарушениям санитарных норм питьевой воды Альметьевский, Сармановский районы республики. Антисанитарные условия, употребление в пищу немытых овощей и фруктов, еда грязными руками повышают риск возникновения ОКИ. Не исключается возможность групповых заболеваний ОКИ пищевого характера а также ротавирусной инфекцией в организованных детских коллективах (школах, детских садах).

Согласно данным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», на весну не исключена возможность заболевания людей туляремией.

Согласно данным ГУ ветеринарии КМ Республики Татарстан, в связи с сохранением напряженной обстановки по бешенству среди животных на весну прогнозируется вероятность заражения населения данной инфекцией по средствам укусов, оцарапывания людей дикими и безнадзорными животными.

Согласно статистическим данным, наиболее неблагоприятные по вероятности возникновения случаев заболеваний бешенством следующие муниципальные образования: Азнакаевский,Ютазинский.

В связи с активизацией в этот период лесных клещей, массовым выходом населения в зоны отдыха, в лесные массивы, а также началом дачного сезона, с апреля возрастает вероятность укусов клещами, заражения клещевым энцефалитом, клещевым боррелиозом.

Наиболее неблагоприятны по вероятности заражения клещевым энцефалитом и клещевым борролеозом следующие муниципальные образования: Азнакаевский, Альметьевский, Бугульминский,Муслюмовский.

В марте прогнозируется сохранение и рост количества заболеваний передающихся воздушно-капельным путем: острые респираторные вирусные инфекции, в т.ч. грипп.

Прогноз эпизоотической обстановки

Согласно данным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», острый дефицит кормов в лесных стациях в осенний и зимний период годов может привести к низкой численности мышевидных грызунов в весенний период года.

Согласно данным ГУ ветеринарии КМ Республики Татарстан, в результате аномально-холодной погоды в декабре-январе года и большого количества выпавших осадков в январе, феврале года, кормовая база - её доступность для основного носителя вируса - лисиц могла сократится, что будет способствовать выходу плотоядных животных (в частности лисиц) в населенные пункты, что в свою очередь может привести к увеличению числа случаев регистрации заболеваний бешенством среди домашних животных и домашнего скота (КРС, МРС, лошади).

Наиболее вероятно увеличение числа случаев заболеваний бешенством в следующих муниципальных образованиях: Азнакаевском, Ютазинскомрайонах кластера.

Вследствие весенней миграции диких перелетных птиц, прежде всего, уток и гусей, которая наблюдается с 30-31 марта по 10 мая и пролегает с юга на северо-восток с остановками на отдых на акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ прогнозируется вероятность заноса на территорию республики вируса гриппа птиц.

На сегодняшний день в республике имеется 3 проблемных сибиреязвенных скотомогильника расположенных в: н.п. Подгорный БайлярМензелинского муниципального района, н.п. СвияжскийАпастовского муниципального района и н.п. СеменеевоСухаревского сельского поселения Нижнекамского района и 27 сибиреязвенных скотомогильников (Кукморском - 11, Бугульминском - 1, Высокогорском - 3, Зеленодольском - 12) требующих благоустройства. В результате эрозии и размывов почво-грунтов возможен вынос сибиреязвенных спор с данных захоронений на поверхность, что повышает вероятность возникновения вспышки сибирской язвы среди животных и населения в данных муниципальных образованиях.

Прогноз эпифитотической обстановки

Погодные условия в декабре-январе в сочетании с большой высотой снежного покрова на полях республики и средней интенсивности промерзанием почвы благоприятно скажутся на посевах озимых, высокой увлажненности почвы к весеннему севу.

Гибель посевов от 10 до 20% может ожидаться в следующих муниципальных районах республики: Бугульминский (17,1%), Новошешминский (16,3%),Тукаевский (15,2%), Актанышский (14,4%), Лениногорский (13,1%),Заинский (12,1%).

У любой ЧС есть причины. Причины, приводя­щие к аварии или катастрофе, никогда не возни­кают мгновенно. Многие события, которые мы потом характеризуем как ЧС, "готовятся" годами, десятками, а может быть и сотнями, и тысячами лет. Это тот этап, который сейчас интенсивно изучается с целью построить теорию прогноза таких явлений. В большей части этот этап продолжает оставаться для нас практически не обнаруживаемым.

Второй этап связан с развитием самой ЧС от момента ее возникновения до момента окончания. Этот этап может продолжаться минуты, часы, су­тки и даже долгие годы как, например, Черно­быльская катастрофа.

Наконец, третий этап, это когда уже все случи­лось и надо заниматься ликвидацией последствий ЧС. Соответственно этому построена современная классификация ЧС, принятая в России .

По генезису ЧС можно провести классификацию связанных с ними основных рисков. Один из возможных подходов выглядит следующим образом:

1. Геофизические или геолого-геоморфологические ЧС, среди которых в частности, выделяются землетрясения, извержения вулканов, цунами, сели, оползни, обвалы. С такими явлениями связывают обычно геофизический риск.

2. Гидрологические ЧС, включают в частности, речные наводнения, быстрые затопления

морских побережий, медленные, но масштабные колебания уровня озер, внутренних

морей, перемещения русел рек. С этими ЧС связан гидрологический риск.

3. Биологические ЧС - появление в большом количестве различного рода вредителей

(например, саранчи), эпидемии среди людей и других живых организмов. Сюда же следует

отнести сокращение биоразнообразия на планете Земля. Здесь имеется в виду

биологический риск.

4. Климатические ЧС, в том числе засухи, тропические циклоны (штормы, торнадо), пылевые бури, сильные холода или жара, причем особое внимание привлекают антропогенные воздействия на глобальный климат, а также на слой озона. В этих случаях говорят о климатическом риске.

5. Антропогенные аварии и катастрофы различного масштаба - техногенные ЧС, среди которых доминируют загрязнения природной среды (чаще всего - нефтепродуктами). Сюда же следует отнести обезлесивание местности, опустынивание, эрозию и засоление почв (вследствие гидромелиорации земель), пожары, формирование существенно неблагоприятной опасной обстановки, обусловленной различного рода техногенными сооружениями - плотины, дамбы, каналы, водохранилища и др. В этом случае чаще всего говорят об антропогенном риске, хотя не будет ошибкой назвать его экологическим риском. Впрочем, это не принципиально, хотя важно для систем управления в плане разделения ответственности. Для органов власти необходимо знать, кто за что отвечает.

Очевидно, что четкого разграничения отдельных разновидностей риска иногда провести невозможно, так как возникшие ЧС имеют смешанное происхождение. Например, цунами - это одновременно и геологическое (по происхождению) и гидрологическое (по последствиям) явление. С другой стороны, пожары чаще всего имеют не природное, а антропогенное или смешанное происхождение.

2. Классификация рисков для целей управления и критерии устойчивого (безопасного) функционирования сложной системы

1. Классификация рисков для целей управления.

Для анализа и последующего управления рисками ЧС необходимо определить, по каким видам (ти­пам) риска этот анализ надо проводить. В общем случае разработать такую классификацию весьма непросто по той причине, что природных и техно­генных катастроф (аварий) чрезвычайно много. Поэтому целесообразно предложить более упро­щенные варианты такой классификации. Напри­мер, это может выглядеть так .

.1. Типы рисков по объектам исследования:

Человек;

Общество;

Окружающая среда.

2 . Типы рисков по видам воздействия:

Химические;

Радиационные;

Биологические;

Пожаровзрывоопасные;

Транспортные;

Стихийные бедствия и т. п.

3 . Типы рисков по виду рассматриваемых пара­
метров ущерба
:

Риск материального ущерба;

Риск ущерба окружающей среде;

Интегральный риск.