Региональный рынок: сущность, структура, виды и механизм функционирования. Система региональных рынков и проблемы ее формирования

Лунев Александр Николаевич,доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева», г. Казань[email protected]

Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казань[email protected]

Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара[email protected]

Сущностная характеристика регионального рынка услуг

Аннотация.В статье выделены функции и выявлены особенности регионального рынка услуг; проведен анализ институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры регионального рынка услуг как экономического института.Определено, что соотношение институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности, которая обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг. Ключевые слова:региональный рынок услуг, институциональный порядок, институциональная среда, институциональная структура, функции регионального рынка услуг, особенности регионального рынка услуг.

Сфера услуг–это не только одна из важных характеристик эффективности социальноэкономической политики в регионе, но и один из самых динамичных и быстрорастущих сегментов региональных рынков. Мы полагаем, что региональный рынок услуг можно рассматривать каксовокупность институтов координации выбора производителей услуг, протекающей в условиях прав собственности, контрактов и конкуренции, на основе ценовых параметров и уровня качества предлагаемых услуг.Установлено, что региональный рынок услугвыполняетряд функций:

регулирующую, воздействующуючерез спроспредложение на внутриилимежотраслевую конкуренцию;

интегрирующую, обеспечивающую установлениеи поддержку прямых и обратных связей между производителями и потребителями; стимулирующую,ориентирующую рыночные цены на общественный уровень затрат и учет спроса потребителей; посредническую, соединяющую в единую систему экономически обособленных производителей и потребителей услуг; информационную, опосредующую знание конъюнктуры рынка; ценообразующую, выражающуюсяв том, что рынок признает только общественно необходимые затраты, которые согласен оплатить потребитель, и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности потребителя и уровень предложения услуг; санирующую, очищающуюпроизводство от экономически слабых институциональных субъектов и поощряющуюразвитие эффективных и перспективных фирм по оказанию услуг; социальную,обуславливающую удовлетворение потребителей в благах и дифференцирующую доходы участников рынка. Таким образом, особенности регионального рынка услуг включают следующее: динамичность, обусловленную постоянным изменением спроса на услуги, подверженного влиянию временного фактора; территориальность, опосредованную социальноэкономической спецификой и демографическими особенностями региона; гибкость, представленную высокой чувствительностью к изменениям рыночной конъюнктуры, невозможностью хранения и транспортировки услуг; открытость, обусловленную взаимосвязью процессов производства и потребления, личным контактом производителя и потребителя и высокой скоростью оборота капитала; дифференциальность, опосредованную диверсификацией и индивидуализацией спроса на услуги; эластичность, заданную платежеспособной потребностью населения в услугах; «эффект Веблена» , отражающего показательное потребление по престижным соображениям.Выяснено, что региональный рынок услуг, как экономический институт включает три диалектично взаимосвязанные компонента: институциональный порядок, институциональную среду и институциональную структуру. Опираясь на исследование М.Олсона, мы считаем, что институциональный порядок представляет собой формальные правила и ограничения, в рамках которых взаимодействуют основные экономические институты, а также механизмы обеспечивающих их соблюдение. Именно институциональный порядок обуславливает устойчивость постоянно воспроизводящихся социальноэкономических отношений, доказывая свою целесообразность посредством официальной легитимации. Институциональный порядок легализует процедуры, необходимые для обеспечения развития регионального рынка услуг, поскольку формирует единую платформу взаимодействия его субъектов . Институциональная среда, по нашему мнению, представляет собой целостность формальных правил и механизмов принуждения индивидов к их исполнению, а также неформальных правил и стереотипов поведения, влияющих на производство, обмен, распределение и потребление благ. В работе американского экономиста Л.Дэвиса отмечено, что наряду с правилами, формирующими институциональную среду, существуют правила, которые определяются как институциональные соглашения, которые, в свою очередь, определяют формы кооперации и конкуренции между экономическими агентами. Дж.Ходжсон пишет, что все авторы, исследующие институциональную проблематику, единодушны в том, что все институты можно разделить на формальные и неформальные. Деление институтов на формальныеи неформальные использует и Д.Норт . Формальные –это правила игры, закрепленные законом и за выполнением которых следит государство. Неформальные –это правила поведения, которые существуют в виде привычек или традиций. Неформальные правила поведения играют роль не менее важную, чем формальный закон. Д.Норт указывает на то, что даже в самых развитых экономиках формальные правила поведения составляют лишь небольшую (хотя и важную) часть той совокупности ограничений, которые формируют перед индивидом ситуации выбора. В своейфундаментальной работе Д.Норт отмечал, что неформальные ограничения являются «продолжением, развитием и конкретизацией формальных правил и хорошо способны к выживанию благодаря тому, что составляют часть привычного поведения людей» . При этом «неформальные ограничения меняются иными темпами, нежели формальные правила» , и конкретизация в них установленных формально правил происходит дольше.Возникая как средство координации человеческого взаимодействия, неформальные правила являются продолжением и развитием формальных правил, социально санкционированными нормами поведения, а также внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения. Поэтому институциональная среда, считает Т.Эггертссон , образованная разнообразными, постоянно меняющимися институциональными формами, подвижна и обусловлена историческим, временным, культурным контекстом.Установлено, что на формирование институциональной среды регионального рынка услуг оказывают влияние субсидиарные и коммунитарные системыценностей.Ценность –это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Академик В.Н.Лавриненко считает, что каковы ценности, таковы и общество, и личность.

Субсидиарная система ценностей (инициатива, активность, риск, свобода, творчество, престиж, лидерство, инновации, верховенство права и др.) обусловлена иерархичностьюотношений субъектов регионального рынка услуг, постоянным процессом перераспределения полномочий и ответственности , как «по вертикали», так и «по горизонтали» (субсидиарности). Именно субсидиарная система ценностей влияет на развитие бизнессообществ, формирующих региональный рынок услуг и обеспечивающих повышение его конкурентоспособности . Коммунитарная система ценностей (альтруизм, единение, поддержка, взаимопомощь, милосердие, патриотизм, ответственность, благотворительность, солидарность и др.) отражает приоритет интересов общества над интересами личности и диалектично взаимосвязана с русскоправославным феноменом –соборностью, которая возниклаеще в глубокой древности. Именно коммунитарная система ценностей обеспечиваетидентификацию акторов с конкретной моделью развития регионального рынка услуг и формирование у них готовности к воспроизводству задаваемых им ролей и функциональных взаимодействий.Таким образом,институциональную среду можно рассматривать как диалектичнуювзаимосвязь формальных и неформальных институтов. Если в совокупности этих институтоввыделить три компонента: юридический (Ю) –нормативноправовые акты;социальный (С) –обязанности, стереотипы, коллективизм, сотрудничество, кооперация, индивидуализм, традиции, свобода и др.;политический (П) –административное деление, «вертикаль власти», назначения, собрания,самоуправление, выборы, обращения по инстанциям, судебные иски и т.п., то институциональную среду (ИС)можно записать в виде выражения: ИС ={Ю, С, П}, где ИС –конечное множество, компоненты которого заданы выражением и перечислены, т.е. подсчитаны согласно теории множеств. Пересечение этих компонентов и образует институциональную среду. Отсутствие институциональной среды обуславливает конъюнктурный характер регионального рынка услуг и не сопровождается систематическим снижением общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного эффекта.

Институциональная структура представляет собой совокупность институтов и институциональных отношений, обеспечивающую эффективность деятельности традиционных (органы государственной власти и местного самоуправления, население, государственная и муниципальная собственность) и формирование и развитие инновационных (фондов, союзов, ассоциаций, специализированных банков, общественных некоммерческих образований, прав собственности, бизнессообществ и других) субъектов регионального рынка услуг (рис.1).Безусловным функциональным императивом и критерием построения институциональной структуры выступает общее благо. Поэтому для эффективности развития регионального рынка услуг необходимо обеспечить институциональное равновесие между институтами, как организационными образованиями, осуществляющими определенные экономические действия, и взаимосвязью между ними, с тем, чтобы увеличить «возрастающую отдачу» сферы услуг. На региональном рынке услуг рост возрастающей отдачи, по нашему мнению, может быть обусловлен тремя факторами.

Рис. 1. Институциональная структура регионального рынка услуг

Отрасль включает всех российских производителей аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем

объёме производства в РФ соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую частьМатериальнотехническая базаТрудовые и финансовые ресурсыПроизводственная структура организаций (предприятий)Оплата труда Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность деятельности организации (предприятия)Качество и конкурентоспособность продукции Объекты государственной собственностиФискальная и денежная политики.Финансовокредитная

системаНалогообложениеЛицензирование отдельных видов деятельностиГосударственный заказСтандартизация и сертификацияформальные правила и механизмы принуждения индивидов к их исполнениюнеформальные (социальные и политические) правила, стереотипы поведения, влияющие на производство, обмен, распределение и потреблениеблаг

Конституционные и текущие законыПодзаконные актыСпециальные учреждения и организации

Отраслевые особенности ведения хозяйственной деятельности

Конкретные правила и механизмы экономических взаимодействий

Институциональнаясреда

Институциональный порядок

Вопервых, –усложнением сферы услуг в результате технического и социального развития общества (интенсификация процесса производства и дополнительные вложения капитала, трудовая кооперация, расширение знаний, увеличение численности населения, рост поселений и т.д.), что создает дополнительные возможности отдельным субъектам регионального рынка услуг. Вовторых, –структурными изменениями в сфере услуг, увеличением в ней доли организаций и предприятий с возрастающей отдачей: развитием транспортных услуг; укрупнением масштабов производства услуг; формирование специального высокотехнологичного информационного сегмента (информационных услуг), другого мира бизнеса, где действует закон возрастающей отдачи .Втретьих, –переходом к новому укладу, экономике знаний, означающей рост значения человека и его квалификации в экономическом развитии .Проблема соотношенияинституционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности–системной целостности не противоречащих друг другу правил и стимулов деятельности. Установлено, что комплементарность институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг.Обобщая вышеизложенное, отметим, что региональный рынок услуг как экономический институтможет характеризоваться:многоуровневостью (включает правила федерального, регионального и муниципального уровней);двойственностью (вытекает из формальных и неформальных правил, институциональной дихотомии);фрагментарностью (невозможность обеспечить фронтальное блокирование нежелательного типа поведения, которое проявляется в обходе существующих формальных институциональных рамок).

Ссылки на источники1.Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций.–М.: Прогресс, 1984.–183 с.2.Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. –Новосибирск: Экор, 1998. –432 с.3.Уткина А. Н. Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда // Концепт. –2013. –№ 01 (январь). –ART13004. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13004.htm.4.Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. –Cambridge,1971. –P. 5–6.5.Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. − 2007. − № 8. –С. 27–41.6.Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку. Будущее посткоммунистических республик. –М.: Catallaxy, 1993. –С. 307–319.7.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. –М.: Фондэкономической книги «Начала», 1997. –180 с.8.Там же.9.Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. –URL: http://www.schumpeter.ru/content/Nortinstitutes.pdf.10.Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –М.: Юрист, 1996. –512 с. 11.Евдохина О. С. Развитие регионального рынка птицеводческой продукции // Концепт. –2013. –№05 (май). –ART13114. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13114.htm.12.Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. –2013. –№ 11 (ноябрь). –ART13213. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13213.htm. 13.Брайан А.В.Возрастающая отдача и два мира бизнеса // Экономический вестник Ростовского государственного университета. –2005. –Т.3. № 4. –С. 14–32.14.Там же.15.Куликова Ю. П. Совершенствование национального образования для увеличения инновационного потенциала экономики // Концепт. –2012. –№6 (июнь). –ART 12070. –URL: http://ekoncept.ru/2012/12070.htm.Lunev Alexander,doctorof Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev, [email protected] Natalia,doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, [email protected] Larisa,doctorof Pedagogical Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International Institute of the Market, [email protected] essential characteristic of the regional services marketAbstract.The authors highlight the functions and peculiarities of the regional market services; analyze the institutional order, the institutional environment and the institutional structure of the regional services market as the economic institution. It was determined that the ratio of the institutional order, the institutional environment and institutional framework can be solved in the framework of complementarity, which provides the focal effect of subjects and objects of the regional services market.Keywords:regional services market, institutional order, institutional environment, institutional structure, functions of the regional services market, peculiarities of the regional services market.

Региональный рынок - рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров.

В систему региональных рынков входят:

Потребительский рынок (рынок благ);

Рынок земли и недвижимости;

Рынок труда;

Рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);

Рынок информации;

Рынок природных ресурсов;

Рынок культурных ценностей;

Рынок образовательных услуг и др.

38. Сущность и эволюция государственного регулирования регионального развития.

39. Состав компонентов стратегического плана развития крупного города.

План - документ, содержащий систему показателей комплекс различных мероприятий по решению социально - экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения.

Цикл на стадии выполнения плана включает следующую последовательность действий:

    Выбор приоритетных на ближайшую перспективу направлений стратегического развития города.

    Отбор мер, программ и проектов из полного перечня стратегических действий.

    Разработка плановых документов по реализации предложенных в Плане мер стратегического характера.

    Выработка схем и формирование источников финансирования программ и проектов Стратегического плана.

    Реализация программ, проектов и мер, включенных в Стратегический план города.

    Мониторинг выполнения плана.

    Оценка эффективности реализуемых стратегических мер.

    Выработка предложений по корректировке Стратегического плана.

40. Управление региональными рынками.

Управление региональными рынками предполагает воздействие субъектов управления на объект ради достижения заранее спланированных целей, которые региональные органы поставили перед собой в рамках исполнения программно-целевого метода. Основные цели управления региональными рынками – это обеспечение сбалансированности рынков в регионе, удовлетворение потребностей населения, обеспечение экономической эффективности развития региона. Объектами управления являются население, предприятия, организации, сельскохозяйственные предприятия, объекты рыночной социальной инфраструктуры региона. Функции управления региональными рынками следующие. 1. Аналитическая. Экономическая диагностика развития рынков, исследования региональной рыночной конъюнктуры, исследования конкурентной среды, анализ институтов региональных рынков, исследование всей рыночной инфраструктуры в целом. 2. Организация и контроль. Процесс построения органов управления региональными рынками, упорядочение их взаимосвязей, информационного потока ради обеспечения контроля. 3. Планирование. Разработка стратегических и тактических планов по развитию системы региональных рынков. 4. Координация. Разработка законов, нормативов, программ. 5. Мотивация. Льготы предприятиям, кредиты в целях повышения покупательной способности населению. По отношению к функционированию региональных рынков существуют основные теории, посвященные анализу функционирования рынка регионов. I. Теория размещения производства и средств обращения. В этой теории упор делается на анализ пространственных проблем размещения предприятий, транспортных сетей. II. Теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия. Эта теория сосредотачивает внимание на региональных и внутрирегиональных связях, перемещении товаров, услуг, капиталов. III. Теория центральных мест. В этой теории города в регионе рассматриваются как рыночный центр снабжения прилегающей сельской местности товарами и услугами. IV. Теория геомаркетинга. Эта теория упор делает на исследование пространственных характеристик региональных рынков, месторасположение покупателей. В рамках теории проводится географическая сегментация регионального рынка для формулирования стратегии продвижения товаров на каждой территории. V. Теория пространственного распространения товаров. В этой теории региональный рынок рассматривается как система каналов распределения товаров в сфере обращения регионов, то есть рынок рассматривается не только как финансово-экономический, но рассматриваются и его материальные стороны перемещения товаров от производителей к потребителям. VI. Институциональная теория. Региональный рынок – это система взаимодействующих субъектов сферы обращения региона, которая выступает в различных организационных формах и обеспечивает торгово-экономические и финансовые связи между производителями и потребителями. Все теории рассматривают проблему экономической диагностики региональных рынков, которая представляет собой сбор, анализ и интерпретацию данных об основных факторах, воздействующих на социально-экономические процессы и влияющих на формирование региональных рынков. Основа экономической диагностики – это конъюнктурные исследования, текущие наблюдения за состоянием рынка и его динамики, анализ причин, прогноз состояния конъюнктуры. При этом рассматриваются два основных понятия: Общерегиональная рыночная конъюнктура и конъюнктура товарных региональных рынков. Общерегиональная конъюнктура определяет состояние на данный момент всей системы региональных рынков, всех их видов. Конъюнктура товарного рынка – это изучение текущих изменений в производстве и реализация отдельного товара (группы товаров) на территории региона. В зависимости от условий и особенностей региональных рынков количество факторов, воздействующих на рыночную конъюнктуру может сильно меняться. Все факторы делятся на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые находятся в компетенции руководства региона. Это, например, определение товарного ассортимента, регулирование объема производства, ценовая политика (особенно на энергоносители), сбытовая политика, выбор стратегии развития региона, информационная политика. Неконтролируемые факторы не определяются органами власти, но влияют на принимаемые решения и на развитие региона. Это факторы макроуровня и мезоуровня. Факторы макроуровня (мировые тенденции, политика государства).

По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

Общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров.

Структуры спроса одноименных товаров различных предприятий.

Сезонных колебаний спроса по отдельным товарам.

Требований покупателей к качеству товара.

Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

Потребительский рынок (рынок благ);

Рынок земли и недвижимости;

Рынок труда;

Рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);

Рынок информации;

Рынок природных ресурсов;

Рынок культурных ценностей;

Рынок образовательных услуг и др.

Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

II. Региональный потребительский рынок, его роль в удовлетворении запросов потребителей региона.

Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.


В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально- административного образования, с учетом адекватных методов регулирования коньюктуры рынка и принятия коммерческих решений.

Состояние потребительского рынка – это совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий воспроизводственного процесса, которые в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденции развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры ввозимой продукции.

III. Региональный рынок труда.

Поэтому региональный рынок труда можно определить как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны временно не занятых людей).

Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда проистекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти. Обеспечение соответствия желаемого поведения людей фактическому относительно занятия учебных мест в сфере профобучения и рабочих мест в сфере экономики составляет двуединую цель управления трудовым ресурсам и совокупностью рабочих мест, занятостью как на общероссийском, так и на региональных уровнях.

Управление трудовыми ресурсами и занятостью состоит в регулирующем воздействии на всех стадиях движения трудовых ресурсов. Исходной стадией в движении трудовых ресурсов региона является их формирование, которое определяется соотношением и структурой естественного и миграционного источников. Распределение рабочей силы по отраслям экономики и предприятиям
– срединная стадия в системе управления. В рамках этой стадии осуществляет процесс повторного распределения действующей рабочей силы. Происходит движение работников между территориями. От того, насколько эффективно при данном уровне техники и технологии производства используется рабочая сила, зависят рост производительности труда, высвобождение кадров.

Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей, а для регионов, в которых состояние рынка труда близко к критическому, трудно прогнозировать его развитие только на основе этих показателей.

Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости.

В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих:

1) состояние рынка труда;

2) экономическую ситуацию;

3) социальную ситуацию;

4) демографическую ситуацию.

IV. Региональные рынки недвижимости.

Под рынком недвижимости понимается сфера товарно-денежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли и других естественных угодий, а также всякого имущества, базирующегося на земле и являющегося объектом собственности юридических или физических лиц.

Операции с недвижимостью – это бизнес, где проверяется умение прогнозировать и принимать решения. Это риск, где и профессионалы допускают грубые ошибки: риск потерять свое состояние в результате непроведенной правовой или экологической экспертизы, «экономии» на маркетинге, упрощенной оценки объекта недвижимости.

Развитие рынка недвижимости является процессом регулирования потребностей общества в недвижимости. Это развитие происходит в условиях рыночных отношений и тесно связано с правом собственности.

Право собственности – это совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенному субъекту.

Российский рынок недвижимости отражает все проблемы переходной экономики и характеризуется неравномерным развитием отдельных сегментов, несовершенной законодательной базой и низкой инвестиционной активностью субъектов управления. Традиционно недвижимость делится на 3 группы: жилищный фонд, нежилой фонд, земля. Каждая из этих групп развивается самостоятельно, имеет собственную законодательную и нормативную базу.

Недвижимость – товар особого рода, это наиболее фундаментальный, долговечный товар, удовлетворяющий сложную потребность потребителя.
Совокупность потребительских свойств объекта недвижимости и параметров внешней по отношению к нему среды определяют полезность объекта.

V. Региональный аграрный рынок.

Региональные аграрные рынки – весьма сложные структуры. С одной стороны, они включают рынки производимой в аграрной сфере сельхозпродукции и готового к употреблению продовольствия, с другой – такую сложную для оценки составляющую, как рынок земли. Кроме того, в сферу региональных аграрных рынков включаются рынки сельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями и животными, рынки услуг, предоставляемых предприятием АПК и др.

Главные направления аграрной реформы, начавшейся в 90-х гг. во всех регионах России:

Земельная реформа;

Реорганизация колхозов и совхозов;

Приватизация во всех сферах АПК.

Преобразования в аграрном секторе осуществляются через формирование большого числа экономических субъектов на основе разукрупнения крупных колхозов и совхозов.

Первый сегмент земельного рынка – продажа земельных участков гражданам для личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства. Его функционирование не вызывает каких-либо разногласий. Этот рынок в основном обеспечен нормативной базой.

Второй сегмент – продажа земельных участков для предпринимательской деятельности. Здесь покупателями являются граждане, их объединения, приватизированные предприятия, местные органы власти. До настоящего времени сделки подобного характера совершались преимущественно для организации несельскохозяйственной деятельности. При этом цены по различным регионам колеблются.