Признание поставщика уклонившимся от подписания контракта. Заказчик признал уклонившимся от заключения контракта Заказчик уклоняется от подписания контракта 44 фз

Если заказчик отказался от заключения контракта

Если заказчик отказался от заключения контракта с победителем

В соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), регулирующим сферу государственных закупок, госзаказчик может отказаться от заключения контракта с участником-победителем даже после завершения всех конкурсных процедур.

Положительным фактором является то, что такой отказ возможен лишь в нескольких исключительных случаях, которые четко регламентированы ФЗ-44. Необоснованное уклонение госзаказчиком от подписания контракта не предусмотрено и является грубым нарушением ФЗ-44, а также поводом для обращения участником-победителем конкурса с жалобой и соответствующего судебного разбирательства.

С целью предотвратить возможность отказа заказчика от подписания договора после объявления результатов торгов стоит внимательно изучить условия, при которых данный отказ является законным и обоснованным и постараться избежать их возникновения.

В каких случаях заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем?

Один из основных мотивов для отказа заказчика от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе - это предоставление недостоверной информации при подаче заявки на участие. На этапе проведения конкурса у заказчика может быть недостаточно времени для выяснения соответствия действительности всей информации, предоставляемой участниками конкурса или аукциона.

Какая информация, предоставленная участником, может быть проверена заказчиком и явиться поводом для отказа в подписании контракта?

В первую очередь, информация, касающаяся основных требований, предъявляемых ко всем участникам системы государственных закупок. Выявление госзаказчиком фактов нарушения таких требований является неоспоримым основанием для отказа поставщику, победившему в конкурсе, в подписании контракта.

К требованиям, выполнение которых является обязательным, относятся:

  • На момент подачи заявки для участия конкурсе или аукционе не должна быть инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Кроме того, деятельность организации не может быть приостановлена в соответствии со статьей 3.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Участник не должен иметь задолженность за прошедший год по налогам и сборам, а также иным обязательным платежам, подлежащим уплате в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Размер просроченной задолженности перед бюджетами, при наличии которой возможно получение отказа в заключении госконтракта, должен превышать 25 процентов балансовой стоимости всех активов компании-участника на последнюю отчетную дату. Долг в размере менее 25 процентов активов по последней бухгалтерской отчетности не может являться достаточной причиной для незаключения контракта с победителем.

Кроме того, если участник считает, что такая задолженность предъявлена участнику налоговыми органами необоснованно, то до предоставления заявки на участие в конкурсе компания должна в обязательном порядке подать заявление об обжаловании такой задолженности или недоимки. Если такое заявление подано, но на момент начала конкурса не рассмотрено, участник все равно считается выполнившим требование и заказчик не вправе уклониться от заключения контракта с таким победителем;

  • Руководитель (генеральный директор или иное уполномоченное лицо) участника-победителя, члены его действующего исполнительного органа, а также главный бухгалтер не могут иметь судимости за преступления в финансовой сфере, либо такая судимость должна быть соответствующим образом погашена или снята. Аналогичное требование об отсутствии судимостей по экономическим правонарушениям касается участников государственных торгов, являющихся физическими лицами;
  • Если результатом исполнения государственного контракта становится приобретение заказчиком прав на результаты интеллектуальной собственности, то исполнитель на момент подачи заявки для участия в конкурсе должен обладать такими правами;
  • Между участником закупки и государственным заказчиком должны отсутствовать какие-либо связи, предусматривающие наличие конфликта интересов. Выявление конфликта интересов возможно в случаях, если представитель заказчика (исполнительный орган, руководитель, иное уполномоченное лицо) является супругом\супругой или близкими родственниками представителя (выгодоприобретателя) компании - победителя конкурса.

Нормативными актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к поставщикам , при выявлении несоблюдения которых победителем конкурса заказчик вправе отказаться от заключения контракта с ним. Такие требования актуальны для конкурсов, предусматривающих ограничение участия, закрытых конкурсов, а также двухэтапных конкурсов. Так, заказчик вправе контролировать:

  • Наличие у поставщика достаточного объема финансовых ресурсов, которые могут быть необходимы для своевременного и полного исполнения обязательств исполнителя по государственному контракту;
  • Наличие основных средств, оборудования, а также прочих материальных ресурсов, без которых невозможно качественное выполнение работ или оказание услуг, предусмотренных госконтрактом;
  • Наличие в штате квалифицированного и профессионального персонала, который будет задействован при выполнении работ;
  • Наличие положительной деловой репутации и достаточного опыта работы в сфере работ и услуг, в которой планируется заключить договор на государственную закупку.

Если исполнитель для участия в конкурсе предоставил недостоверные сведения, касающиеся наличия у него всех необходимых ресурсов, гарантирующих выполнение обязательств по контракту, и победил в конкурсе, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с таким победителем. Такой отказ будет являться обоснованным и оспорить его не представится возможным.

Конкурсная документация по госконтракту также может содержать требование заказчика об отсутствии участника конкурса в реестре недобросовестных поставщиков. Если выяснится, что победитель ранее был внесен в этот перечень, государственный или муниципальный заказчик вправе не подписывать договор и продолжить поиск исполнителя для осуществления работ. В реестре недобросовестных поставщиков также должна отсутствовать информация об исполнительном органе участника и его учредителях.

Существуют некоторые особенности и при заключении договоров на выполнение отдельных работ и услуг. Так, при заключении контракта на предоставление аудиторских услуг, либо прочих услуг, связанных с консультированием, заказчиком могут быть установлены и дополнительные требования strong>, прямо не перечисленные в ФЗ-44. Их нарушение также может стать причиной отказа от заключения контракта с победителем. Стоит внимательно ознакомиться с контрактной документацией, которая должна содержать исчерпывающий перечень требований к участнику конкурса на предоставление таких услуг.

Также если контракт предусматривает поставку лекарственных средств, то отказ от заключения договора с победителем может быть осуществлен по нескольким основаниям:

  • не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарственного препарата, реализуемого по планируемому к заключению госконтракту;
  • цена закупки такого препарата превышает предельную отпускную, с поставщиком проведены переговоры, но он отказывается от ее снижения.

Все дополнительные требования, которые предъявляет госзаказчик к потенциальному исполнителю госконтракта, должны в обязательном порядке содержаться как в извещении об осуществлении закупки, так и в конкурсной документации. Отсутствие полного перечня требований, несоблюдение которых является основанием для отказа в заключении договора с победителем, является нарушением Закона о контрактной системе.

Еще одной распространенной причиной, по которой в заключении контракта победителю может быть отказано является непредставление обеспечения исполнения контракта или предоставление обеспечения, которое не соответствует конкурсной документации и требованиям 44-ФЗ. В случае, если обеспечение не предоставлено в срок и в форме, предусмотренной конкурсной документацией, компания-победитель считается уклонившейся от заключения контракта. Контракт с такой компанией не заключается, и организация попадает в перечень недобросовестных поставщиков.

При выборе формы обеспечения исполнения контракта в виде предоставления банковской гарантии исполнителю важно тщательно ознакомиться со всеми требованиями закона и конкурсной документации, которые предъявляются к такому виду обеспечения. Несоответствие формы и содержания банковской гарантии заявленным заказчиком требованиям - одна из частых причин отказа от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе.

Заключение государственного контракта с победителем по результатам конкурса может не состояться и по причине несоблюдения участником сроков и обязательств по подписанию госконтракта. Правила подписания госконтрактов, регламентируемые 44-ФЗ гласят, что победитель конкурса должен в обязательном порядке подписать государственный контракт в срок, не превышающий 10 рабочих дней. И не только подписать, но и направить все подписанные экземпляры документов заказчику. Кроме подписанного контракта заказчик в десятидневный срок должен получить подтверждение информации о предоставлении обеспечения исполнения контракта, предусмотренного конкурсной документацией. Исполнитель, не соблюдающий сроки подписания госконтракта и предоставления обеспечения, считается уклонившимся от подписания договора. Кроме невозможности подписать контракт, конкурс по которому уже выигран, такой участник, с высокой долей вероятности, может попасть в перечень недобросовестных поставщиков, что влечет собой риск потери доступа к участию в системе госзакупок. Кроме того, заказчик вправе обратиться в суд и взыскать с участника убытки, которые обусловлены отказом последнего от заключения контракта. Контракт в таком случае будет заключен с участником торгов, заявке которого по результатам конкурса был присвоен второй номер.

Для того, чтобы предотвратить возникновение ситуации, при которой участник-победитель имел намерение заключить государственный контракт и начать выполнение работ по нему, но не успел предоставить все необходимые документы в срок, стоит внимательнее отнестись ко всей процедуре подписания контракта. Часто государственный заказчик намеренно затягивает согласование версии государственного контракта, что приводит к невозможности для участника подписать контракт в положенный срок. Участнику-победителю стоит внимательнее отнестись к соблюдению всех сроков, предусмотренных 44-ФЗ, в том числе к обязательствам заказчика.

Обязанности заказчика при отказе от заключения контракта

Обоснованно отказываясь от заключения контракта с победителем, государственный или муниципальный заказчик обязан соблюсти все процедуры, предусмотренные законодательством в сфере госзакупок.

Отметим еще раз, что госзаказчик не вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса без объяснения причин. Закон о контрактной системе предусматривает исчерпывающий перечень мотивов, по которым в заключении контракта победителю может быть отказано и обоснование заказчика в отказе должно содержать только те причины, которые регламентированы законом.

Какие действия должен предпринять заказчик, приняв решение, что контракт с участником-победителем заключен не будет?

При выявлении государственным заказчиком причины, по которой госконтракт с победителем не может быть заключен, заказчик обязан в срок, не превышающий один рабочий день, сообщить об этом участнику посредством размещения в единой информационной системе соответствующего протокола об отказе в заключении договора. Такой протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, реквизиты исполнителя, с которым госзаказчик отказывается заключить контракт, а также обоснованную причину такого отказа. Заказчик обязан также приложить документы, которые подтверждают существование мотива, по которому в заключении контракта отказано. Кроме размещения протокола в единой информационной системе, в течение двух рабочих дней с даты его подписания заказчик должен направить такой протокол победителю.

Следующий шагом, который обязан предпринять заказчик, является возврат обеспечения. Обеспечение заявки, перечисленное исполнителем на счет заказчика для участия в конкурсе, должно быть возвращено участнику, договор с которым подписывать не планируется, в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Задержка возврата обеспечения является достаточным основанием для предъявления участником претензии госзаказчику.

Обжалование отказа государственного заказчика от заключения контракта с победителем

Отказ государственного заказчика от подписания контракта с компанией, победившей в конкурсе, в соответствии со ст. 31.12 Закона о контрактной системе может быть обжалован в порядке, предусмотренном этим же федеральным законом, в котором регулированию процедур обжалования неправомерных действий государственных и муниципальных заказчиков посвящена Глава 6.

Обжалование неправомерных действий госзаказчика, связанных с отказом в подписании госконтракта, возможно до истечения срока заключения соответствующего контракта.

Закон 44-ФЗ предусматривает ряд требований, предъявляемых к жалобе, которую может составить участник на незаконные действия госзаказчика.

Во-первых, такая жалоба может быть подана только в письменной форме. Форма жалобы - произвольная, но с указанием всех необходимых данных, предусмотренных 44-ФЗ;

Во-вторых, основными и необходимыми реквизитами документа являются: данные компании-участника: фирменное наименование, место нахождения, все контактные данные, а также аналогичные сведения о компании-заказчике. Участник должен подробно описать суть обжалуемых действий с указанием всех необходимых для рассмотрения жалобы подробностей. Кроме того, жалоба должна содержать все реквизиты закупки, по которой она составляется.

В-третьих, к составленной должным образом жалобе необходимо приложить все документы, подтверждающие ее обоснованность. Такие документы должны являться приложением к жалобе и быть перечислены в ней.

Жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом участника. В обязательном порядке необходимо приложить копию документа¸ который подтверждает полномочия лица, подписавшего жалобу.

Стоит отметить, что оформление жалобы с нарушением требований 44-ФЗ может являться основанием для отказа в ее рассмотрении. Кроме того, причиной отказа может стать ее подписание лицом, которое не уполномочено участником на осуществление таких действий. Поданная по истечении возможного срока подачи жалоба также не будет рассмотрена. Возврат жалобы без рассмотрения возможен в течение двух рабочих дней с даты ее подачи. Отказ в рассмотрении должен быть письменным и содержать причины, по которым осуществлен возврат.

Таким образом, Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает следующие основные принципы регулирования возможности госзакачика отказаться от заключения контракта с победителем:

  • Отказ от заключения госконтракта с участником, победившим в конкурсе, ни в коем случае не может являться необоснованным. Подробное обоснование причин отказа должно содержаться в соответствующем протоколе об отказе в заключении контракта. Государственный или муниципальный заказчик обязан опубликовать такой протокол в единой информационной системе в срок не более одного рабочего дня с даты его подписания. Такой протокол должен быть также направлен участнику в течение двух рабочих дней.
  • Поводами для отказа могут быть только причины, предусмотренные законодательством, регулирующим госзакупки, либо соответствующей конкурсной документацией. Следует внимательно отнестись к выполнению всех основных и обязательных требований, предъявляемых к участникам системы госзакупок, а также тщательно ознакомиться с условиями конкурсной документации.
  • Одной из распространенных причин для отказа в подписании договора является несвоевременное и (или) несоответствующее требованиям предоставление обеспечения исполнения обязательств по госконтракту. Поэтому стоит изучить все требования к обеспечению и позаботиться об его оформлении заранее, чтобы в случае победы в конкурсе успеть предоставить его в положенный законодательством срок.

Все незаконные и необоснованные действия, бездействие или не предусмотренные законодательством требования государственного или муниципального заказчика могут быть обжалованы в порядке, установленном 44-ФЗ. Несмотря на то, что данный закон действует не так давно, уже существует практика обжалования подобных действий, которая показывает, что суды и регулирующие госзакупки органы часто принимают сторону компании, которой незаконно было отказано в заключении контракта. Вместе с тем, если отказ являлся обоснованным, то его обжалование не принесет желаемых результатов. В связи с этим важно знать все требования законодательства о госзакупках и не допускать их нарушения.

1. По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона .

3. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

4. При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

5. Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

6. Непредоставление участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заказчику в срок, установленный настоящей статьей, подписанных этим участником экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или таких обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.

« Назад

Вышла очередная статья в журнале Госзакупки.ру. Можно ли однозначно признать компанию уклонившейся от заключения контракта? 07.09.2015 06:26

В статье рассмотрен разносторонний подход как территориальных УФАС, так и арбитражных судов к вопросу признания победителя закупочной процедуры уклонившемся от заключения контракта. Первая позиция предполагает невозможность невключения такой компании в реестр недобросовестных поставщиков. Сторонники же другой точки зрения считают, что такой формальный подход недопустим - необходимо выяснить, действительно ли компания уклонялась.

Компании, работающие в сфере госзакупок, нередко сталкиваются с препятствиями со стороны заказчика при заключении контракта. Во многих случаях заказчик прибегает к такому правовому институту, как признание участника закупки уклонившимся от его заключения.

Закон о контрактной системе четко описывает ситуации, при которых победителя закупочной процедуры можно признать уклонившимся от заключения контракта, а именно:

Если в установленный срок он не направил заказчику подписанный проект контракта;

Если в установленный срок он не направил заказчику подписанное надлежащее обеспечение исполнения контракта;

Если он не исполнил требования антидемпинговых мер, предусмотренные ст. 37 Закона о контрактной системе.

Все остальные основания о признании участников уклонившимися являются лишь производными. Например, при направлении не соответствующей банковской гарантии считается, что участник вовсе не предоставил банковскую гарантию в срок, предусмотренный Законом о КС, а при подписании контракта лицом, не уполномоченным на его подписание, считается, что контракт вообще не подписан и не предоставлен в срок и т. д. Последствием признания такого участника уклонившимся от заключения контракта является направление заказчиком сведений о нем в соответствующее подразделение ФАС России для рассмотрения вопроса о включении сведений об этом участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Такая процедура предусмотрена как ст. 104 Закона о контрактной системе, так и постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что действия заказчика по признанию компании уклонившейся и включению сведений о такой компании ФАС России в реестр недобросовестных поставщиков имеют достаточно формальный подход. Ведь достаточно не направить участнику контракт или не предоставить банковскую гарантию - и такой участник должен быть признан уклонившимся от заключения данного контракта, а сведения о нем необходимо внести в реестр - иного пути законодатель не дает. (МАРКЕР)

Именно подобный подход законодателя, когда не берутся в расчет конкретные обстоятельства, ставит вопрос как перед арбитражными судами, так и перед ФАС России: достаточно ли шаблонных действий для признания компании уклонившейся или необходимо исследовать совокупность факторов, изучить вопрос о причинах сложившейся ситуации, выяснить субъективную сторону и понять, действительно ли компания уклонялась от заключения контракта? Этот вопрос и делит практику арбитражных судов и практику ФАС России на две разных точки зрения.

Формальный подход

Первая точка зрения строится на формальном подходе в признании компании уклонившейся от заключения контракта.

В качестве примера можно привести решение судьи Каменской Ольги Вячеславовны по делу № А40-56352/2015. В данном решении суд привел наиболее развернутую и аргументированную точку зрения среди решений арбитражных судов, отказывающих заявителям в исключении из реестра недобросовестных поставщиков и отмене решений территориальных УФАС,

Участник закупки, подавший заявку на участие в открытом аукционе, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.

Применительно к Закону о контрактной системе, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий, которые противоречат требованиям этого Закона, в т. ч. приводящих к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем конкурса.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что Закон о контрактной системе не предусматривает случаев, при которых поставщик, признанный уклонившимся от заключения контракта, может быть не включен в реестр добросовестных поставщиков. (МАРКЕР)

При установлении виновности юридического лица необходимо учитывать нижеследующее.

Юридическое лицо - это фикция, оно обладает юридической личностью, которая способна выступать в обороте от собственного имени, иметь права и обязанности, реализовывать их, а также нести ответственность. Вина организации является частью юридической личности, поэтому охарактеризовать ее возможно только через объективно существующие факторы.

Следовательно, вина юридического лица несовместима с субъективным вменением. Она существует исключительно как оценочная категория, определяемая заданными законодателем критериями. С позиций действующего КоАП РФ вина коллективного субъекта может выражаться в единственной форме - степени исполнения обязанностей с учетом имевшихся для этого возможностей.

ВАС РФ разъяснил арбитражным судам, что для определения вины юридических лиц необходимость устанавливать форму вины (ст. 2.2 КоАП РФ) отсутствует даже в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины - в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Таким образом, уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник открытого аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, т. е. создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Юридическое лицо, принимая решение об участии в процедуре определении поставщика и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в т. ч. приведших к невозможности заключения контракта с ним как лицом, признанным победителем конкурса.

В настоящем случае небрежность, допущенная заявителем, привела к невозможности заключения контракта в установленные сроки, что, в свою очередь, повлекло наложение на заявителя санкции за его недобросовестное поведение. Так, в своем Определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2012 № ВАС-5621/12, ВАС РФ указывает следующее: «Подлежит отклонению довод общества о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, при применении которой надлежит учитывать правовую позицию, изложенную в постановлениях Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, согласно которой меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Уклонение от заключения контракта явилось следствием поведения общества и обусловлено субъективными причинами: небрежностью заявителя при подготовке и подаче документов для заключения государственного контракта, поэтому УФАС Московской области России правомерно включило его в реестр недобросовестных поставщиков.

Включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества».

Похожих решений множество по аналогичным делам (например, решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-2601/2015, решение АС Тамбовской области по делу № А64-1153/2015, решение АС г.Москвы по делу А40-56882/2015). Подобную позицию заняли и некоторые территориальные УФАС.

Разбор конкретной ситуации

Между тем есть другая, кардинально противоположная точка зрения, которая основана на том, что нельзя ограничиваться формальной констатацией фактов.

Как пример приведем решение Арбитражного суда Приморского края по делу №А51-7820/2015 , где суд указывает на то, что включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. (МАРКЕР)

При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг) (ст. 104 Закона о контрактной системе).

Анализ положений Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в существенном нарушении условий контракта. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. (МАРКЕР)

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Следовательно, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. (МАРКЕР)

В решении Арбитражного суда Еврейской автономной области (дело № № А16-374/2015) суд указал на тот факт, что в судебных актах Конституционного Суда РФ (постановления от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, Определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, а также исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков носит для участника размещения заказа тяжелый экономический характер, т. к. ограничивает права такого участника на участие в конкурсах для госзакупок в течение установленного срока. (МАРКЕР)

В данном случае предприниматель лишен возможности принимать участие в конкурсах в течение двух лет. Кроме того, такая мера наказания отрицательно сказывается на репутации предпринимателя, который в течение длительного времени добросовестно исполнял обязательства по договорам поставки.

Поэтому, учитывая последствия таких мер, суд в каждом конкретном случае всесторонне рассматривает требования о расторжении контракта в связи с существенным нарушением стороной его условий и, исходя из анализа всех имеющихся в деле фактических обстоятельств, решает вопрос о существенности нарушения. При этом, поскольку в соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), суд также устанавливает и степень вины стороны, чьи действия предположительно существенно нарушают условия государственного контракта.

Аналогичным образом при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальной констатацией факта нарушения Закона о КС, но обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника и ущербу, нанесенному государственному заказчику.

Таким образом, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.

Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, нельзя сделать вывод о том, что заявитель умышленными недобросовестными действиями нарушил положения Закона о КС, что привело к значительному ущербу, нанесенному заказчику.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, оспариваемое решение не соответствует требованиям закона, нарушает законные права и интересы предпринимателя в области предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным в судебном порядке.

И подобных решений по аналогичным делам довольно много (дела № А03-8085/15 Арбитражного суда Алтайского края; № А40-44497/2015 Арбитражного суда г. Москвы; № А76-63/2015 Арбитражного суда Челябинской обл.; № А65-25537/2014 11 Арбитражного апелляционного суда и т. д.).

Похожую позицию заняли и некоторые территориальные УФАС. К примеру, в решении № РНП-74-37/2015 Челябинского УФАС комиссия указывает на то, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.

Данная мера связана с возложением негативных последствий на участника, а именно наличия в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на него обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд РФ в своих судебных актах неоднократно указывал на то, что применяемые государственными органами санкции, в т. ч. штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции РФ, а именно: соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям и исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 №139-О, от 07.02.2002 № 16-О).

Немало также аналогичных решений, где УФАС констатирует, что должна быть установлена вина участника в нарушении закона (например, решение з УФАС России по делу № РНП-73-90, решение Тамбовского УФАС по Делу РНП-68-15/14, решение УФАС по по Ненецкому автономному округу по делу № РНП-83-15). Такая практика распространена и в УФАС Центрального федерального округа.

Таким образом, практика по аналогичным спорам о признании компании уклонившейся имеет двойственный характер: даже в одном субъекте РФ могут выноситься абсолютно разные решения как в Арбитражном суде, так и в территориальных УФАС.

При сложившейся конфликтной ситуации участнику закупки следует заранее (до заседания комиссии, до подачи заявления в суд) выработать юридическую позицию по защите своих нарушенных прав, необходимо оперативно реагировать на все действия заказчика. Если ситуация уже трансформировалась в судебную плоскость, то, конечно, нужно выработать грамотную юридическую защиту, учитывая не только положительную практику, но и сами обстоятельства дела в конкретном случае, а также максимально использовать нарушения норм Закона о КС со стороны заказчика, либо со стороны территориального УФАС. В конечном итоге только доказанные обстоятельства дела, а также документальные подтверждения могут повлиять на решение соответствующего государственного органа при защите нарушенных прав участника закупки.


В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в совокупности с положениями Гражданского кодекса, участник электронного аукциона берет на себя обязанность по подписанию контракта в случае победы в торгах.

Таким образом, формируя предложение необходимо заранее просчитывать предпринимательские риски. Победив в торгах, участник не имеет права отказаться от подписания контракта. Причем обязанность распространяется, в том числе и на внесение обеспечения исполнения контракта надлежащим образом и в соответствующий срок.

Как оттянуть подписание контракта?

Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта. Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.

Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов. Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола. То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.

Последствия неподписания контракта участником

Если подписание контракта все равно не состоялось, участнику закупки грозит возможность внесения сведений об организации, учредителях и лицах, являющихся исполнительным органом юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит эта санкция? Подавляющее большинство Заказчиков, при составлении аукционной документации, устанавливает требование о том, что сведения об участнике не должны быть внесены в этот черный список гос.закупок. Вместе с тем, это не обязанность, а лишь право Заказчика. То есть теоретически документация может этого требования не содержать и тогда организация из реестра имеет полное право участвовать в закупке. Другое дело, что такие варианты документации встречаются крайне редко.

Процесс применения санкций к "уклонисту"

Еще одна деталь состоит в том, что внесение информации происходит не автоматически и у вас есть все шансы добиться того, чтобы сведения не были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое, в свою очередь, назначает заседание Комиссии для изучения обстоятельств дела и заслушивания сторон. Дата заседания назначается в течение десяти рабочих дней с даты поступления обращения. Обратите внимание, что организация должна быть уведомлена о месте и времени проведения заседания.

В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.

Как избежать занесения в РНП?

В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения. Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.

Более того, выгодным подтверждением такой позиции будет заявление о том, что в настоящее время участник также готов подписать контракт и исполнить обязательства. Разумеется, что слова должны подтверждаться документами и чем больше их будет, тем прочнее будет ваша позиция.

Обратите внимание на то, что внесение обеспечения исполнения контракта, даже с нарушением срока, в первую очередь говорит о готовности подписать контракт. Поэтому для того, чтобы застраховать себя от неприятных последствий не отказывайтесь от внесения обеспечения, даже если вы понимаете, что исполнение и подписание контракта невозможны.

Свидетельствовать о намерении исполнить контракт будут документы, подтверждающие наличие товара или его части на вашем складе. В том случае, если предметом являются работы или услуги документально подтвердите наличие ресурсов для их выполнения. Это могут быть счета – фактуры, накладные, оформленные на ваше юридическое лицо.

Не стоит забывать и о том, что неподписание контракта могло произойти по независящим от участника обстоятельствам. Таковыми, в том числе, являются выход из строя компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение, неисправность электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени организации. В этом случае подтверждающими документами будут акты, документы о сдаче техники или ключа