Правовая викторина: «Что такое право? Внеклассное мероприятие "правовая викторина" Примерная памятка «как не допустить правонарушение».

Интеллектуальная викторина для учащихся 10-11 классов: Законы-курьезы

Интеллектуальная викторина "Законы-курьезы" предназначена для школьников старших классов.
В истории и современности встречаются немало на первый взгляд нелепых законов, но каждый из них имеет свои причины. В то время когда они создавались (100 и более лет назад) то возможно и имели актуальность. Однако некоторые нелепые законы имеют и сейчас своих сторонников, т.к. запрещают поведение, которое сторонниками запрета считается аморальным. Большинство нелепых законов создано в странах, где есть прецедентное право.
Задача игроков - найти разумное обоснование закона-курьеза.
За правильный ответ команда получаете столько баллов, сколько букв в слове, которое смогут составить учащиеся, добавляя различные буквы к термину «ЗАКОН» (по типу игры Балда). Если слово не удастся придумать, ответ оценивается в один балл. Читать можно, используя добавленные буквы и буквы заданного слова, по горизонтали и по вертикали, но не наискосок.
Игра проходит в командах по 4-5 человек, выбранных по случайному признаку (по алфавиту через 2 или 3 человека, названные лидеры приглашают игроков в свои команды по желанию, по жребию кому какой цвет или геометрические фигура достанется и т.п.)
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.Великобритания
запрещено оставлять багаж без присмотра. (Закон направлен на борьбу с террористами. Члены Ирландской республиканской армии оставляли сумки с бомбами в общественных местах).
Древняя Спарта
В 371 г. до н. э. шла война между Спартой и Фивами, древнегреческими городами-государствами. В бою под Левктрами спартанцы потерпели сокрушительное поражение - фиванское войско обратило их в паническое бегство. По закону, действовавшему в Спарте, славившейся боевым духом, воин, самовольно покинувшей поле боя, лишался гражданства. Однако на этот раз бегство было столь массовым, что при исполнении принятых правил количество спартанских граждан уменьшилось бы катастрофически. С другой стороны, и закон нарушать нельзя. Какой выход нашел спартанский царь Агесилай? (поздним вечером собрав спартанцев на агоре, площади для общественных собраний, он возвестил им: «Граждане! Ночная тьма сгустилась над Спартой; пускай же законы крепко спят!»)
Таиланд
нельзя наступать на национальную валюту (на каждой местной банкноте или монете изображен Его Величество король Таиланда. Соответственно, наступая на купюру, вы оскверняете образ монарха. За это могут забить камнями на месте или, в лучшем случае, посадить в тюрьму).
США, штат Алабама
запрещено проведение медвежьих боев (закон сохранился с тех пор, когда такое развлечение было широко распространено и приводило к незаконному отлову животных и их умерщвлению на потеху толпы)
США, штат Луизиана
запрещается жителям иметь носорогов (город Норко. где принят этот закон, имеет неофициальный титул "города необычных домашних животных". Жители города держат в домах варанов, крокодилов, свиней, не говоря уж о традиционных собаках, кошках, кроликах, хомяках и т. д. Домашние любимцы имеют обыкновение иногда убегать из дома. Однажды это произошло с детенышем носорога, который нанес тяжкий ущерб местным садам и газонам).
США, штат Алабама
в городе Мобил мужчинам запрещено выть по-волчьи в публичных местах (некогда в городе была квартировала воинская часть, носившая на нарукавном шевроне изображение волка (это, в свою очередь, объясняется давней историей, когда США воевали с индейцами, и подразделения разведчиков таким образом демонстрировали свою смелость, осторожность и силу). По вечерам солдаты собирались в местных барах и страшно выли, подражая волкам, что, страшно раздражало горожан. Военную базу закрыли, а закон остался).

США, штат Алабама
в городе Мобил женщинам запрещено носить обувь на каблуке-шпильке (одна женщина на шпильках наступила в решетку водослива и повредила ногу. Она посчитала, что во всем виноват муниципалитет, оснастивший улицы подобными опасными устройствами, обратилась в суд и выиграла дело. В результате, чтобы предотвратить появление схожих исков в будущем, отцы города посчитали, что дешевле принять особый закон, чем менять решетки).
США, штат Аризона
запрещена охота на верблюдов (армия США использовала верблюдов в качестве тягловой силы. Местные жители, незнакомые с военными экспериментами, считали двугорбых животных новым видом диких животных и охотились на них, чем наносили серьезный ущерб обороноспособности США. В результате, верблюды были уволены с военной службы и ныне в алабамских полупустынях живут дикие верблюды).
США, штат Калифорния
запрещено есть мороженое, находясь на тротуаре (так городской совет в свое время пытался защитить одежду прохожих от посягательств со стороны неугомонных мальчишек с мороженым в руке. Закон был отменен, когда знаменитый актер Клинт Иствуд стал мэром города Кармел).
США, штат Джорджия
запрещено говорить: "Oh, boy!" («Эй, парень!») (в конце Гражданской войны в США, многие бывшие рабы разоренного Юга осели в штате, пытаясь заработать себе на пропитание. Когда в город приезжал какой-нибудь богатый джентльмен, к нему кидалась толпа негров, каждый из которых стремился отвести лошадь приезжего в стойло, накормить ее, помыть и получить за это плату. В результате между бывшими рабами завязывалась драка за право мыть лошадь; кто-то обязательно оказывался убит, а кто-то – ранен. И тогда городской совет запретил богатым джентльменам въезжать в город на лошади и просить негров ухаживать за их животным. А типичное обращение к бывшим рабам было: «Эй, парень!»).
Россия эпохи Елизаветы
ни один иностранный торговец не имел права продать свой товар, пока его не осмотрела Елизавета (Таким образом, императрица-модница отбирала для себя понравившиеся ткани и наряды и обеспечивала их уникальность).
США, штат Аризона
любой проступок, совершенный в красной маске, автоматически считается уголовным преступлением (во времена Дикого Запада преступники нападали в красных масках)
США, штат Нью-Джерси
все кошки должны носить три колокольчика (чтобы предупреждать птиц о своем присутствии)
США, штат Алабама
нельзя открывать зонтик на улице (так как это может испугать лошадей)
Франция
запрещено целоваться на железнодорожных вокзалах (этот закон ввели в 1910 году из-за задержки с отправлением поездов)
Венеция
запрещается кормить голубей (ради сохранности старинных зданий).
США, штат Аризона
нельзя срезать кактус на улице города, можно получить до 25 лет тюрьмы (таким образом, охраняются редкие виды кактусов)

Великобритания
запрещается есть на Рождество сладкие пирожки, которые по традиции выпекают как раз в период рождественско-новогодних праздников (этот закон, принят еще в середине 17 века Оливером Кромвелем для борьбы с грехом чревоугодия и не отменен до сих пор).
США, штат Гавайи
запрещены рекламные плакаты на дорогах и в общественных местах (реклама не должна мешать туристам любоваться на гавайские пейзажи).
США, штат Техас
мужчинам запрещено носить с собой кусачки (во времена Дикого Запада, жулики могли красть скот, перерезая проволочные изгороди кусачками. Такие кражи стали настолько частыми, что, в конце концов, решили запретить сами кусачки).
Бразилия
в Рио-де-Жанейро с 10 вечера до 5 утра водители автомобилей могут ездить на красный свет светофора (эта мера призвана уменьшить риск автомобильного ограбления).
США, штат Мичиган
запрещено кидаться осьминогами в общественных местах (до принятия этого закона, во время матчей, в которых участвовала хоккейная команда Detroit Red Wings, болельщики швыряли осьминогов на лед. Традиция появилась в 1952 году, когда команде нужно было выиграть все оставшиеся восемь игр, чтобы выиграть кубок Стэнли. В начале первой игры кто-то из болельщиков кинул осьминога на лед - одну ногу за каждую игру - и Red Wings стали чемпионами).
Саудовская Аравия
женщинам (любой национальности, в том числе туристкам) запрещается водить машины, а также вызывать такси без согласия главы семьи (такое поведение считается аморальным).
Подведение итогов. Поздравление победителей.

Описание:

Викторина для школьников с ответами по праву

Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.

Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

В 2000-м году начался новый век и новая... Ответ: Эра.

Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да

Отгадай сказку.
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е

Конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника ОтечестваВ. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября 
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня


Внеклассное мероприятие 9 класс. Конкурс знатоков права

Цели : воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Подготовка к мероприятию: класс делится на две команды; выбираются счетная группа и жюри.

Эпиграф на доске : «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон» (О. Бальзак).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Учитель . Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

II. Задания игрокам

Разминка. Отгадай сказку

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)

4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)

Конкурс «Из истории права»

(Этот конкурс посвящен истории права. За правильный ответ команды получают 3 балла. В случае затруднения команда может обратиться за помощью к зрителям или команде-сопернице. В таком случае присуждается только 1 балл.)

1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим.)

2. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (В I в. н. э.; юрист Сабин в Риме.)

3. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV в.? (Римское право.)

4. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот речи термин «правовое государство»? (И. Кантом в работе «Господство -права».)

5. Кто из знаменитых гуманитариев получил юридическое образование? (Примерный ответ. А. Григорьев - поэт, критик; А. Островский - драматург; Е. Вахтангов - режиссер; К. Ушинский - педагог; Л. Андреев - писатель.)

6. Кто такая Фемида? (Примерный ответ. Богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах — символ беспристрастия, держит в одной руке весы, а в другой - карающий меч. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую - соответствующее ему наказание. Чаши весов должны ходиться в равновесии.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Ничего на свете лучше нету...»(музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на свободу передвижения и о праве на свободу мирных собраний.)

Конкурс «Юридическая консультация»

(Команды должны решить юридические задачи. Наивысший балл - 5.)

1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних.)

2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Примерный ответ. Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Конкурс «Юридический язык»

1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс.)

2. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности.)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция.)

4. Что такое право? (Право — совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.)

5. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

6. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом месте.)

7. Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

8. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

9. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

10. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

11. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

12. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

13. Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция.)

14. Выборное лицо, участвующее в судебном заседании и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)

15. Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо смягчение наказания. (Амнистия.)

16. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента. (Импичмент.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «До чего дошел прогресс» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «Приключения Электроника».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на пользование благами научно-технического прогресса.)

Конкурс «Знаете ли вы?»

(В ходе этого конкурса командам предоставляется возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать дополнительные баллы. Вопросы команде-сопернице могут быть приготовлены командами заранее, или ведущий задает вопрос, а отвечать будет команда, которая знает ответ.)

Цель игры: Содействие формированию правовой культуры, воспитание правосознания и законопослушания, формирование правовой компетенции учащихся, развитие познавательных интересов.

Члены экспертного совета : Учитель истории, зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, воспитатели.

Реквизиты игры : карточки с вопросами для команд, презентация игры на экране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий игры для старшеклассников

В зале, за столами размещены команды 8-9-х классов.

Ход игры:

Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.
Представляют членов экспертного совета.

Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: « Я и мои права».

Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

1 тур .

Представление команд (по 1 минуте)

Название;

Девиз;

Представление.


Вопросы 2 тура

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
  2. – 12 декабря.
  3. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
  4. Как именуется тайное хищение имущества? – кража
  5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм
  6. С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет

Вопросы 3 тура

(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни)

(Сценки разыгрывают ученики)

1 команда: Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын : Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? (Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)

2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: У Меня завтра контрольная…
Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.

Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!

Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…

На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).

2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?
Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.
Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.

Что должна ответить билетерша мальчикам?
((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….)

1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.

Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?
(
Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)

2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).

КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).

Вопросы 4 тура


(верный ответ отмечен *)

1 команда:



2 команда:




1 команда:

а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники

2 команда:


б) не имеет права

1 команда:

а) с 18 лет
б) с 16 лет *

2 команда:


б) не имеют этого права

г) безоговорочно

1 команда:



в) пока живы родители

2 команда:

а) сами дети;

в) только родители;


1 команда:



2 команда: -

а) сын
б) мама*
в) органы опеки

1 команда:

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*

2 команда:

а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*

1 команда:

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным*

2 команда:

а) гражданская
б) административная *
в) семейная

5 тур (раздают карточки командам с заданием)

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго


А


Б


В


Г


Д


3


2


1


3


2

Пока жюри поводит итоги учащимся предлагается просмотр серии «Ну погоди» .

Объявление победителей, награждение.

Предварительный просмотр:

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

______________________________

  1. Какой День является Днем Конституции? _______________________
  2. _____________________________
  3. _____________________
  4. …____________
  5. – ________

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка ?
  1. Какой День является Днем Конституции? _______________________
  2. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? _____________________________
  3. Как именуется тайное хищение имущества? _____________________
  4. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …____________
  5. С какого времени наступает уголовная ответственность? __________


Вопросы 2 тура

(бланки для жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка ? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
  2. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
  3. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
  4. Как именуется тайное хищение имущества? – кража
  5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм
  6. С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет


За каждый правильный ответ – 1 балл.

Предварительный просмотр:

Вопросы 4 тура

(для жюри)


(Тест по 4 вопроса каждой команде)
(верный ответ отмечен *)

1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет

2 команда: - Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения

1 команда: - Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники

2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка*

1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно

1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:

а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители

2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;


1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.

2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

а) сын
б) мама*
в) органы опеки

1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*

2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?

а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*

1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным*

2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?

а) гражданская
б) административная *
в) семейная

Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»

В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.

Приложение

СЦЕНАРИЙ ПРАВОВОЙ ВИКТОРИНЫ ДЛЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Цель мероприятия:

правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Задачи мероприятия:

Заинтересовать школьников в дополнительном/факультативном изучении правовой литературы;

Повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

Необходимые материалы:

Компьютерная, видео - и аудиоаппаратура с записями;

Листы А4 с заданиями для двух команд;

Оценочные листы для жюри;

Мультимедиа проектор.

Домашнее задание:

Создание двух команд для участия в конкурсе;

Разработка названий и девизов;

Выбор капитана команды.

Структура мероприятия:

Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы проведения викторины, представление команд и членов жюри.

Основная (игровая) часть. Проведение викторины. Оценка выполнения конкурсных заданий представителем прокуратуры, начисление баллов.

Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд, заключительное слово.

I. Вступительная часть

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о праве. Все мы имеем права и обязанности. Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств.

Права и обязанности, составляющие систему предписаний поведения человека в обществе, имеют нормативно-правовую основу и делятся по категориям или, говоря юридическим языком, отраслям.

Так, право в зависимости от правоотношений, которые оно регулирует, классифицируется на разные отрасли: конституционное, семейное, гражданское, трудовое, уголовное и др. право.

В частности, основополагающие конституционные права закреплены в Конституции РФ, права и обязанности, затрагивающие такую категорию, как «семья» регулируются Семейным кодексом РФ, права и обязанности в сфере труда – Трудовым кодексом РФ, имущественные и личными неимущественные права и обязанности – Гражданским кодексом РФ и т. д.

А какие виды права (отраслей права) вы знаете? (Ответ школьников).

Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.

В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое. Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры.

II. Основная часть

1. «Домашнее задание»

Представление команд (название, девиз). Максимальная оценка – 5 баллов.

2. Конкурс «Сказочный вопрос»

Каждой команде задается по 1 вопросу. За ответ назначается от 1 до 5 баллов.

Команда № 1. Тематика «уголовное право »

Задача: Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.

Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?

Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, которое закреплено п. 1 ст. 20 КРФ , на свободу в ст. 22 КРФ. , возможность воспитываться в семье .

Информационная справка: Ответственность за нарушение права на жизнь предусмотрена ст. 105 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.

Ответственность за похищение человека установлено статьей 126 УК РФ. В том случае , если похищен ребенок , судом будет назначено лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Команда № 2. Тематика «конституционное право»

Задача: Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

Какие права дядюшки Тыквы были нарушены?

Ответ: право на жилище.

Информационная справка: В соответствии с ст. 40 Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. За нарушение этого запрета установлена уголовная ответственность .

В соответствии с ст. 139 УК РФ незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

3. Конкурс «Решите задачу»

Каждой команде задается одна задача. Максимальный балл за ответ – 5.

Команда № 1.Тематика «Семейное право»

Задача: Родилетнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст. ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Команда № 2. Тематика «Трудовое право»

Задача: Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ : нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ п рогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

4.Конкурс «Конституционные термины»

По подсказкам каждая команда определяет о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь.

Та команда, которая быстрее отгадает слово, получает 5 баллов.

A:

5 - имеет свою структуру;

4 - из-за спора о том, кто его создал у славян «норманны или сами славяне? » Ломоносов подрался с Бауэром, и сидел в тюрьме;

3 - появилось в глубинной древности;

2 - имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

1 - оно различается по форме правления, способу осуществления власти.

Ответ: Государство

Б:

5- устанавливает государство;

4- в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный строк;

3- при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

2- идет на содержание государственных структур, армию, образование;

1- по ст. 57 Конституции каждый обязан их платить.

Ответ: Налог

В:

5 - возникла в Древней Греции;

4 - на латыни - общественное дело;

3 - ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

2 - это форма правления;

1 - бывает парламентской и президентской.

Ответ: Республика

5. Конкурс «Вопрос - ответ»

Вопросы задаются поочередно каждой из команд.

За правильный ответ – 5 баллов.

Команда №1.

Вопрос № 1: С какого возраста наступает административная ответственность ?

Ответ: Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет ст. 2.3 КоАП РФ .

Вопрос № 2: Куда необходимо обратиться, если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения;

б) к родителям;

и) и органы полиции;

г) в прокуратуру;

д) к старшеклассникам;

е) необходимо самому защищать свои права.

Ответ: необходимо обратить в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии с о ст. 12 Ф едеральн ого закона «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить об этом в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому Вы можете это сделать состоятельно, но учитывая, что сотовый телефон Вам скорее всего приобр ели родители - целесообразно написать заявление вместе.

Кроме того, учитывая тот факт, что в соответствии с законом об образовании школа несет ответственность за соблюдение прав обучающихся во время образовательного процесса, вам необходимо уведомить о происшествии классного руководителя , чтобы администрация учреждения приняла меры к недопущению впредь подобных фактов.

Команда № 2.

Вопрос № 1: С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Ответ : Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста . (п.1 ст. 20 УК РФ)

Информационная справка: При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет (п.2 ст. 20 УК РФ)

Вопрос № 2: К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном физическом насилии (вымогательство, побои и т. п.)?

а) в органы полиции;

б) в прокуратуру;

в) позвонить по «телефону доверия»;

г) к классному руководителю;

д) постараться забыть о произошедшем;

е) лучше самому разобраться с обидчиками.

Ответ: в соответствии со ст. 12 Закона «О полиции» сообщить в полицию, если это произошло на территории школы - классному руководителю

6. Тест на «Знание правовых основ»

Командам раздается тест, за отведенное время они должны найти и написать ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Тест:

1. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

2. указа Президента Российской Федерации;

3. всенародного референдума;

4. резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

2. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством:

1. православным

2. многоконфессиональным

3. теократическим

4. светским

3. Регулятором общественных отношений помимо права является

1. мораль

2. религия

3. наука

4. искусство

4. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:

2. информационная власть

3. судебная власть

4. исполнительная власть

5. Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны:

1. обеспечить получение бесплатного высшего образования

2. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц

3. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод

4. компенсировать ущерб, причиненный преступлением

1. Гражданский кодекс

2. указы Президента

3. Уголовный кодекс

4. Конституция Российской Федерации

7. Конституция является

1. присягой на верность государству

2. основным законом государства

4. формой государственного правления

8. Систему разделения властей в РФ характеризует

1. подчинение судей парламенту

2. подчинение Правительства Государственной Думе

3. самостоятельность каждой из ветвей власти

4. соединение исполнительной и законодательной власти в одном ор-гане

9. Верны ли следующие суждения?

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, ...

А. постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Б. с рождения проживающий постоянно на территории РФ.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно и А, и Б

4. оба суждения неверны

10. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1. Президент РФ

2. Правительство РФ

3. Государственная Дума

4. Совет Федерации

Ответы:

1 – 3;

2 – 4;

3 – 1;

4 – 2;

5 – 3;

6 – 4;

7 – 2;

8 – 3;

9 – 1;

10 – 1.

7. Конкурс «Определи вид преступления»

Задание озвучивается обеим командам. Нужно определить вид преступления.

За каждый правильный ответ команда получает – 2 балла.

Задание № 1

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.

Ответ: Кража (ст. 158 УК РФ) – тайное хищение чужого имущества.

Задание № 2

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.

Ответ: Грабёж (ст. 161 УК РФ) – открытое хищение чужого имущества.

Задание № 3

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.

Ответ: Вымогательство (ст. 163 УК РФ), так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.

Задание № 4

Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.

Ответ: Заведомо ложное сообщение об акте терроризма(ст. 207 УК РФ).

Задание № 5

Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом.

Ответ: Вандализм (ст. 213 УК РФ), то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах

8. «Конкурс Капитанов»

Каждая команда предоставляет капитана, который должен ответить на открытые вопросы. Вопросы даются одновременно каждому капитану, засекается время на подготовку, после чего, заслушиваются ответы.

За ответ капитан и его команда получает от 0 до 3 баллов.

Вопросы № 1

Где изображается государственный герб Российской Федерации?

Ответ: На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках

Вопросы № 2

На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Как его зовут?

Ответ: Святой Георгий-Победоносец.

Вопросы № 3

Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России?

Ответ: На герб петровских времен.

Вопросы № 4

В каком нормативно-правовом акте (законе) описан государственный герб России и порядок его официального использования?

Ответ: В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года.

Вопросы № 5

Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?

Ответ: Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

Вопросы № 6

Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация - с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»?

Ответ: Великобритания

Вопросы № 7

Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания.

Ответ: Супруг, близкие родственники (ст. 51 Конституции РФ)

Вопросы № 8

С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?

Ответ: с 14 лет (ст. 56 СК РФ).

Вопросы № 9

Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?

Ответ: равенство прав родителей (ст.62 СК РФ).

9. Конкурс «расшифруй аббревиатуру »

Командам нужно за отведенное время как можно больше расшифровать аббревиатур.

За каждое разгаданное - 3 балла.

ЕС

ТК РФ

СК РФ

СНГ

ГД РФ

ВАС РФ

КС РФ

ЗАГС

ООН

УК РФ

Ответ:

ЕС

Евросоюз

ТК РФ

Трудовой Кодекс РФ

СК РФ

Семейный Кодекс РФ

СНГ

Содружество Независимых Государств

ГД РФ

Государственная Дума РФ

ВАС РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

КС РФ

Конституционный Суд РФ

ЗАГС

Запись Актов Гражданского Состояния

ООН

Организация Объединенных Наций

УК РФ

Уголовный Кодекс РФ

10. Конкурс «Разгадай кроссворд»

Каждой команде раздаются кроссворды. Задача - как можно больше отгадать слов за отведенное время. За одно разгаданное слово по горизонтали присуждается 3 балла. Если команда отгадает главное слово по вертикали, то она получает 10 баллов.

По горизонтали:

1. Подзаконный акт, издаваемый Президентом.

2. Нормативно - правовой акт, издаваемый правительством.

3. Независимость государства во внешних и верховенство внутренних делах страны.

4. Как называется сторона в гражданском процессе, в защиту субъективных прав и (или) охраняемых интересов которого возбуждено гражданское дело.

5. Правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

6. Глава государства в странах с республиканской формой правления

7. Иванов был осужден по … 131 УК РФ.

8. Наиболее активная часть класса, объединённая в политическую организацию и выражающая интересы своего класса.

9. Одно из наименований нормативно - правового договора, (часто - международного).

10. Судебная … РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

11. Что нужно написать человеку, чтобы его проблема была рассмотрена компетентными органами власти.

По вертикали:

1. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

Ответы:

По горизонтали:

1. Указ

2. Постановление

3. Суверенитет

4. Истец

5. Преступление

6. Президент

7. Статья

8. Группа

9. Конвенция

10. Система

11. Заявление

По вертикали:

1. Конституция

III. Заключительная часть

Жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды.

Награждается победитель, а так же активные участники, проявившиеся себя в предложенных заданиях. Подводятся итоги мероприятия (заключительное слово).

Ведущий:

Итак, друзья, давайте подведем итоги нашей правовой игры, что мы с Вами узнали и запомнили сегодня:

1) В конкурсе «Сказочный вопрос» мы узнали о таких Конституционных правах как:

Право на жизнь, на свободу, и личную неприкосновенность, закрепленные в Конституции РФ. Ответственность за нарушение этих прав предусматривает Уголовный Кодекс РФ, за каждое преступление, назначается наказание в зависимости от вида и степени общественной опасности преступного деяния.

Право на жилище. В соответствии с Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Ограничение этого положения влечет уголовную ответственность.

2) Конкурс «Решите задачу» разъяснил некоторые положения из Семейного Кодекса и Трудового Кодекса, а именно:

Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками.

Прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить можно за один прогул. Трудовым кодексом предусмотрено расторжение трудового договора с работником в случае его отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня.

3) В Конкурсе «Вопрос - ответ» были выявлены следующие факты:

 С 14 лет ребенок при нарушении его прав и законных интересов имеет право самостоятельно обратиться в суд за защитой.

 Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет.

 Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет.

4) Тест «Знание правовых основ» показал, что

 Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного референдума

 Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством светским

 Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод

 Систему разделения властей в РФ характеризует самостоятельность каждой из ветвей власти

 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет

 Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является Президент РФ

5) «Конкурс капитанов»

 В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 01.01.01 года дано описание государственного герба России и порядок его официального использования

 Супруг(а), близкие родственники – круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания

 Равенство прав родителей (ст.62 СК РФ)