Нужно ли обязательное согласование границ зем.участка при межевании, если зем.участок граничит с землями гос.собственности.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОДГОТОВКЕ МЕЖЕВОГО ПЛАНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 , Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не предусмотрено административного порядка признания незаконными решений, принимаемых органом кадастрового учета. В связи с чем, учитывая положения статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации , части 13 статьи 27 Закона о кадастре, такие решения могут быть обжалованы только в судебном порядке.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Согласно информации, представленной Росреестром, по результатам рассмотрения заявления от 19 октября 2012 г. о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана органом кадастрового учета было принято решение от 9 ноября 2012 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, в связи с тем, что представленные для осуществления государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом согласно пункту 84.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования), в акт согласования местоположения границ земельного участка (далее - акт согласования) включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков, согласно части 7 статьи 39 Закона о кадастре, по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом.

Законом о кадастре не установлены особенности проведения согласования местоположения границ с заинтересованным лицом, являющимся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, положения Закона о кадастре, устанавливающие порядок согласования местоположения границ, применяются и в случае, указанном в пункте 84.1 Требований.

Указанная позиция Департамента недвижимости направлялась в Росреестр письмом от 1 ноября 2012 г. N Д23и-3179.

2. Согласно пункту 44 Требований формулы, примененные для расчета средней квадратической погрешности положения характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков) (Mt), а также для расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельных участков (частей земельных участков) (ДельтаP) указываются в соответствии с требованиями, определенными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре с подставленными в данные формулы значениями.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 г. N 518 установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка (далее - Требования к точности и методам).

Поскольку установление определенной формулы для расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельных участков (частей земельных участков) Законом о кадастре не предусмотрено, для расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельных участков (частей земельных участков) могут применяться различные формулы.

До вступления в силу Требований к точности и методам для расчета средней квадратической погрешности положения характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков), а также вычисления предельно допустимой погрешности определения площади земельного участка могли применяться формулы, которые использовались при подготовке описаний земельных участков, требования к подготовке которых были утверждены приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327, формулы, приведенные в приложении 2 к Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 г.

Учитывая изложенное, в соответствующем разделе межевого плана указываются примененные для расчета средней квадратической погрешности положения характерных точек границ земельных участков (частей земельных участков), а также для расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельных участков (частей земельных участков) формулы с переменными и с подставленными в них значениями.

В соответствии сПоложениемо Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. СогласноПоложениюМинэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Следует отметить, что Федеральнымзакономот 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ), регулирующим порядок государственной регистрации прав до 1 января 2017 г., не был установлен какой-либо срок для применения содержащихся в нем положений относительно государственной регистрации прав на создаваемый или созданный объект недвижимости, находящийся на земельном участке, предназначенном для садоводства.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с положениямистатьи 1Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовым земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Согласнопункту 17 статьи 51Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в том числе в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 1 января 2017 г. осуществляется в порядке, установленном Федеральнымзакономот 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). направлен на создание единого информационного ресурса - Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), объединяющего Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости, внедрение единой учетно-регистрационной процедуры в случае создания объекта недвижимости, повышение ответственности учетно-регистрационной системы, в том числе за внесение недостоверных сведений в ЕГРН. Кроме того, новеллыЗаконаN 218-ФЗ направлены на кардинальное повышение качества сведений ЕГРН об объекте недвижимости и правах на него, что крайне важно для обеспечения полноты и обоснованности взимания налогов на недвижимое имущество.

Следует отметить, что одним из принципов ведения ЕГРН является достоверность содержащихся в нем сведений (часть 1 статьи 7Закона N 218-ФЗ).

Вместе с тем, до 1 января 2017 года в условиях применения положенийЗаконаN 122-ФЗ о возможности осуществления государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, созданные на садовых и дачных земельных участках, на основании декларации о таком объекте при отсутствии необходимости подготовки технического плана, на практике выявлялось достаточно большое количество случаев, когда:

1) сведения, указанные в декларации об объекте недвижимого имущества, расположенном на садовом или дачном земельном участке в значительной степени отличались от фактических характеристик такого объекта, в том числе в части его местоположения, площади, этажности;

2) под видом жилых строений, хозяйственных строений, жилых домов, возведенных на садовых или дачных земельных участках, осуществлялась государственная регистрация права собственности на объекты, по сути являющиеся многоквартирными домами, что в дальнейшем устанавливалось в судебном порядке и приводило к нарушениям прав граждан, которыми были приобретены помещения в таких объектах или доли в праве общей собственности на них.

На основании вышеизложенного, соответствующие нововведения направлены на обеспечение реализации принципа достоверности сведений ЕГРН, что в числе прочего реализуется посредством подготовки технического плана кадастровым инженером, несущим ответственность за внесение в технический план заведомо ложных сведений об объекте капитального строительства ( статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 24Закона N 218-ФЗ установлены требования к техническому плану, в соответствии с которыми в техническом плане указываются в том числе сведения о здании, сооружении, необходимые для его кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете.

При этом если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных вчастях 8-10 статьи 24Закона N 218-ФЗ разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Формытехнического плана итребованияк его подготовке (далее - Требования), состав содержащихся в нем сведений, а такжеформадекларации об объекте недвижимости утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N .

В силупункта 41указанных Требованийраздел"Характеристики объекта недвижимости", за исключением сведений о площади здания, площади застройки сооружения, заполняется в соответствии с документами, указанными впункте 20Требований.

Требованияк определению площади здания, сооружения и помещения утверждены приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. .

В соответствии состатьей 35Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с установленными требованиями договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральнымзаконом.

При этом согласночасти 4 статьи 36Закона N 221-ФЗ цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ. Договором подряда на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрено обязательство заказчика уплатить обусловленную договором подряда на выполнение кадастровых работ цену в полном объеме после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в отношении которых выполнялись кадастровые работы в соответствии с таким договором подряда.

Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2018 года (статья 47Закона N 221-ФЗ).

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 1 статьи 424 ГК исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Учитывая изложенное сообщаем, что вопросы регулирования стоимости кадастровых работ по договорам подряда, заключаемым гражданами с кадастровыми инженерами, не относится к компетенции Минэкономразвития России.

Дополнительно обращаем внимание, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

ФЗ-136. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков
4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 26 октября 2010 г. N Д23-4377
Учитывая изложенное, орган местного самоуправления является заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков в случаях, если земельные участки находятся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование, либо в аренду на срок менее пяти лет.
Кроме того, необходимо отметить, что права заинтересованных лиц на земельные участки, указанные в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре, должны быть надлежащим образом оформлены, то есть либо зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), либо оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо данные права должны возникнуть в силу прямого указания закона независимо от факта их регистрации в ЕГРП.
В случае если права на земельные участки надлежащим образом не оформлены, местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

Решение № 2-121/2017 2-121/2017(2-4192/2016;)~М-3633/2016 2-4192/2016 М-3633/2016 от 11 января 2017 г. по делу № 2-121/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Смоляк Ю.В.

представителя истца по доверенности Пашиной А.Р.,

при секретаре Колодяжной П.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 121/2017 по исковому заявлению Вечканова Сергея Александровича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении границ земельного участка.

УСТАНОВИЛ:

Вечканов С.А. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, в котором просит установить границы земельного участка в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать местоположение границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: с кадастровым номером: № по установленным координатам характерных точек, установленными межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Рыжовой Ю.А.

Указать, что решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточнении местоположения границ и площади земельного участка.

Заявленные требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: . Земельный участок является ранее учтенным, стоит на кадастровом учете. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. С целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру Рыжовой Ю.А.

После проведения кадастровых работ установлено точное местоположение границ и площадь земельного участка истца.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, представитель третьего лица - Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

РЕШИЛ:

Исковые требования Вечканова Сергея Александровича – удовлетворить.

Установить местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: в соответствии с координатами характерных точек:

Номер точки

установленными в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ подготовленным кадастровым инженером Рыжовой Юлией Анатольевной.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу:

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.