Новые порядки гибдд. Вступил в силу новый административный регламент для сотрудников гибдд

Некоторые положения документа вызвали недовольство среди правозащитников. Портал Москва 24 разбирался, почему водителям не стоит бояться перемен.

Нужно ли изучать административный регламент водителю?

Административный регламент – это внутренний приказ МВД. По сути, инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.

Если вы гражданский человек, вы совершенно не обязаны его знать, объясняет председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.

С ним согласен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: "Ознакомиться с регламентом не лишнее дело, он открыт и не засекречен. Но учить его наизусть совершенно не нужно".

Регламент описывает правила поведения инспекторов ГИБДД. Водителям достаточно знать ПДД и не нарушать их.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

Остановка вне постов ДПС

По предыдущей редакции регламента 2009 года инспектора могли останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС.
Отныне сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Однако место каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, а только по приказу своего начальника.

Для добропорядочных водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
"В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится. Но если нет, то проезжай свободно", – объясняет эксперт.

Если же вы едете в ночи и у вас есть подозрения, что вас тормозит не сотрудник ГИБДД, можете проехать мимо и доехать до ближайшего поста, говорит Игорь Моржаретто. "На месте сообщите, что я не остановился, потому что у меня было впечатление, что это не сотрудник ГИБДД, а какой-то мошенник. Такая возможность была раньше и остается сейчас", – подчеркнул эксперт.

То, что на практике машины останавливали вне постов, порталу Москва 24 подтвердил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и давали взятки, стало гораздо меньше. Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

Видеосъемка

Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. "В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3".

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции... влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет .
"Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом", – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Отменяются справки о ДТП

Одно из важных нововведений регламента – отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось длительное время. С 20 октября выдавать их перестали.

Такие справки требуют страховые компании, чтобы урегулировать убытки и последующие выплаты. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско – во внутренних документах каждой страховой компании.

Как пишет газета "Коммерсантъ" , Александр Быков пояснил, что на деле выдача справок не предусмотрена уже давно. У МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Инспектора в последние годы фактически не должны были выдавать такие документы, хотя это и практиковалось.

В ГИБДД уверяют, что более года предупреждали Центробанк и Российский союз автостраховщиков, что с 20 октября эта практика прекратится.

С 20 октября если для оформления аварии требуются сотрудники ГАИ, то максимум, что могут получить на руки участники аварии, – это процессуальные документы, пишет "Российская газета" . В частности, постановление о наложении штрафа или определение об отказе в возбуждении административного дела. Другие документы участники аварии могут получить в прежнем порядке.

По данным "Российской газеты", в протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.

При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

ГИБДД разрешили устраивать засады на дорогах, но в особых случаях

По новому регламенту сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде. Однако, согласно документу, сделать это смогут лишь в особых случаях.

"В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети", – отмечается в документе.

Засады как таковые не разрешены. Того самого гаишника, который в кустах лежал с палочкой и выскакивал, если "прибыльная" машина ехала, его не будет, тем более что и количество инспекторов, которые работают на земле, сильно уменьшилось. За десять лет их число сократили на треть.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

В остальных случаях автомобиль ДПС с раскраской должен стоять на видном месте в местах концентрации ДТП для предупреждения, объясняет Игорь Моржаретто.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать "любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений", хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и "удерживающих устройств". Кроме того, сотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

С 20 октября правила поведения на дорогах изменились: вступил в силу новый регламент, касающийся работы сотрудников ГИБДД . Теперь гаишникам придется вежливее общаться с автомобилистами. Вместе с тем, у сотрудников ДПС появятся законные основания останавливать машины вне постов. Как теперь вести себя при общении с сотрудниками ГАИ выяснял портал - iz.ru.

Предупрежден - вооружен

Раньше участники дорожного движения могли спокойно использовать фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру на месте дорожного происшествия. Однако пункт, разрешающий водителям фиксировать действия сотрудников ГИБДД, удален из нового регламента. Отсутствие этой нормы в документе вызвало у водителей беспокойство. Но бояться, как оказалось, нечего. Как сообщил на пресс-конференции начальник управления ДПС Александр Быков, производить съемку на месте ДТП по-прежнему разрешается.


Изменения в регламенте ГИБДД

Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом, - отметил Быков.

По новым правилам водителям придется передавать документы во время проверки без цепочек и удерживающих устройств. Раньше некоторые автолюбители прикрепляли удостоверения, чтобы инспектор не унес их в автомобиль для оформления протокола.

Постоять за свои права

Еще одно важное нововведение касается процедуры изъятия водительских удостоверений. С 20 октября сотрудники ГАИ не смогут забирать права водителей прямо на месте аварии. У провинившихся автомобилистов будет как минимум три дня, чтобы сдать документ в подразделение ГИБДД.


Кроме того, в некоторых случаях будет упрощена процедура оформления ДТП. Проводиться она будет в соответствии с так называемым Европротоколом. Если дорожный инцидент произошел с участием двух автомобилей, оба транспортных средства застрахованы и никто из водителей и пассажиров не пострадал, то дежурный может предложить автовладельцам оформить документы самостоятельно. Им останется лишь заполнить в двух экземплярах бланк извещения и спокойно разъехаться по своим делам. Но если у водителей всё же возникнут разногласия, дежурный предложит им оформить происшествие на ближайшем посту ГАИ или в отделении полиции.

«У МВД отсутствуют полномочия по утверждению формы справки о ДТП, - пояснил начальник управления ДПС ГИБДД России Александр Быков, - поэтому из нового административного регламента были исключены положения, предусматривающие выдачу сотрудниками полиции таких справок участникам происшествия».

Шофер для трезвого водителя

Водителям больше не придется самостоятельно возвращаться к своим автомобилям после прохождения медицинского освидетельствования. Согласно новому регламенту, инспекторы вправе заставить автовладельца пройти проверку на алкогольное опьянение в следующих случаях: когда изо рта водителя пахнет алкоголем , позы его неустойчивы, речь несвязанная, а поведение не соответствует обстановке. Если тест проводился на посту ГИБДД, то сотрудники дорожной службы обязаны сопроводить гражданина обратно до его автомобиля. Но нужно учесть, такое возможно только в том случае, если автомобилист докажет свою трезвость.


Алкотестер с результатами проверки водителя автомобиля на содержание алкоголя в крови

Засесть в кусты

Число сотрудников ГИБДД в связи с принятием нового регламента увеличено не будет.

С учетом сокращения финансирования вопрос об увеличении личного состава не рассматривается, - отметил Быков, добавив, что сейчас количество сотрудников ДПС в России не превышает 55 тыс. человек. Он также заявил, что число стационарных постов ДПС сократилось за последние пять лет более чем в три раза, а автопарк за этот же период вырос на 6 млн автомобилей.


Сотрудник ДПС следит за дорожной ситуацией в мобильном комплексе фотовидеофиксации нарушений дорожного движения.

Новый регламент запрещает сотрудникам дорожной полиции устраивать засады на российских дорогах. Патрульный автомобиль должен быть отчетливо виден участникам дорожного движения. Нарушать эту норму можно только в особых случаях. Например, для обеспечения безопасности на скоростных и аварийных участках дороги, а также на «переломах рельефа».

Только в этих случаях допустима установка транспортного средства с частичным закрытием: либо за переломом рельефа, либо каких-то инженерных сооружений, - пояснил Быков.

Но теперь ГИБДД получило право устанавливать камеры в местах действия временных знаков. Например, ограничивающих скорость при проведении ремонтных работ. Раньше гаишники не могли выписывать штраф в зоне действия знака временного ограничения скорости.

Полицейский этикет

Изменятся и нормы общения сотрудников ДПС с участниками движения. Обращаясь к водителю, инспектор обязан представиться, назвать свою должность и звание, а также сообщить причину и цель обращения. Если автомобилист потребует от инспектора предъявить удостоверение, сотрудник дорожной полиции должен показать документ.


Стоит отметить, что регламент запрещает сотрудникам ДПС «проявлять грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, высказывать предвзятые замечания и неправомерные, незаслуженные обвинения, а также оскорбительные выражения или реплики и совершать действия, провоцирующие противоправное поведение». По регламенту сотруднику ГИБДД не следует обращаться к водителю на «ты» и провоцировать на проявление агрессии. И это не говоря о высказываниях «дискриминационного характера» по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, социального или семейного положения.

Многие водители обратили внимание на отсутствие в регламенте пункта, запрещающего инспекторам курить в присутствии участников дорожного движения. Однако это, по словам начальника ДПС , не означает, что во время общения с водителями сотрудникам позволяется «курить и дымить в лицо».

У нас есть кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ, там эта норма включена, - сказал Быков.

Для сотрудников ГИБДД. Что изменится для автомобилистов и к чему теперь нужно быть готовым?

Тормозить машины, где угодно

Пожалуй, главным новшеством стало то, что гаишникам разрешили останавливать автомобили для проверки в любом месте, а не только на стационарном посту. Так что с 20 октября инспектор сможет следить за дорожным движением как угодно : в автомобиле и даже без патрульной машины. Но учтите, что сотрудник выбирает место своей дислокации не сам, а по приказу начальника.

У каждого экипажа ДПС при себе будет маршрутная карта, где полицейские должны нести службу. Проверить это можно также, позвонив в дежурную часть ГИБДД.

Засады в кустах разрешены?

Извечная претензия водителей - спрятанный в засаде инспектор ГИБДД. Теперь это легализуют согласно новому регламенту.

"В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети", - говорится в документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.

Можно ли снимать инспектора на видео?

Из нового свода правил исчез пункт о том, что водитель в конфликтной ситуации может снимать сотрудников полиции на видео. Тут спешим всех успокоить - снимать можно и дальше. Дело в том, что этот регламент написан в первую очередь для сотрудников ГИБДД, а граждане могут руководствоваться Гражданским кодексом и законом “О полиции”, где снимать свое общение с полицейским не запрещается, передает ТАСС.

Выйти из машины по требованию инспектора

Согласно новому регламенту, если инспектор обнаружит у водителя признаки опьянения и потребует выйти из машины, то придется подчиниться. Он также должен будет сесть в патрульный автомобиль, если блюститель порядка того потребует, передает ura.news.

Признаки опьянения: запах изо рта, нарушение речи, не характерное поведение, изменение окраски кожи и т.д.

Кстати, если медицинское освидетельствование покажет, что водитель трезв, то инспектор обязан будет вернуть его обратно к машине.

Помощь инвалидам

С 20 октября сотрудники ГИБДД обязаны будут помогать водителям организовать транспортировку машины в случае ее поломки, а также помогать детям и инвалидам переходить дорогу.

“С учетом конкретной ситуации и конкретных обращений сотрудник содействует участникам дорожного движения: в организации транспортировки поврежденных транспортных средств, охране имущества лиц, пострадавших в результате преступных и иных противоправных посягательств и доставленных в медицинские организации, а также в переходе инвалидами и детьми улиц и дорог", - говорится в документе.

Инспекторам разрешили курить

Забавно, но в новом регламенте отсутствует запрет на курение. Получается, что гаишник может смело курить при общении с водителем? Правда им запрещается вести себя грубо, проявлять пренебрежительный тон, делать предвзятые замечания и т.д.

Как подавать водительское удостоверение?

Водитель не сможет теперь показывать документы со специальными держателями и в обложке. Речь идет о железных цепочках, которыми некоторые водители привязывают права, чтобы их не забрали для проверки в патрульный автомобиль.

“Когда просишь их передать документы, они просто ухмыляются в ответ — так я же передал, смотрите. Это какая-то глупая игра слов, вот от нее и решили избавиться”, - комментирует ситуацию эксперт.

В прежней версии этого регламента, утвержденного приказом МВД № 664, при необходимости воспользоваться чужой машиной, сотрудник ДПС должен был разъяснить водителю ответственность за отказ, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. Однако такая формулировка не понравилась Генеральной прокуратуре.

Дело в том, что часть 1 статьи 19.3 предусматривает наказание за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. За это водителю грозит штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток. Но дело в том, что в КоАП уже есть новелла, предусматривающая наказание за непредоставление транспортного средства сотруднику полиции. Это часть 1 статьи 12.25. А она предусматривает наказание только в виде штрафа 500 рублей. Поэтому Генпрокуратура сочла ссылку на более суровую статью вольным трактованием Кодекса.

Надо сказать, что часть 1 статьи 19.3 стала довольно часто применяться в отношениях сотрудник ДПС - водитель в последнее время. За тонировку также положен только штраф. Однако, если в течение суток после того, как инспектор выписал постановление, тонировка осталась на месте, водителя также привлекают за невыполнение законного требования полиции. Известны случаи, когда люди за это попадали под арест.

Сейчас сотрудник ДПС должен будет разъяснить последствия отказа в предоставлении машины, ссылаясь на законодательство. Конкретная статья не указывается. Из возможностей для проверки исключена формулировка, согласно которой инспектор мог остановить по подозрению в совершении административного нарушения. Мол, кажется мне, что вы где-то выехали на встречку, предоставьте документы. Осталось только подозрение в совершении преступления или о том, что документы находятся в розыске.

За непредоставление машины сотруднику полиции часть 1 статьи 12.25 КоАП предусматривает штраф 500 рублей

Напомним, что приказ № , в который и вносятся эти поправки, был принят взамен устаревшего знаменитого приказа № 185, устанавливающего все тонкости общения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. Он вступил в силу в октябре прошлого, но уже потребовал поправок. Причем поправки появились в нем не просто так, а по требованию Генпрокуратуры, которая сочла некоторые положения этого документа не соответствующими действующему законодательству. В свое время точно такая же история была и со 185 приказом. Дело в том, что в первоначальной редакции 185 приказ давал возможность сотрудникам ГИБДД отстранять от руля находящихся в нетрезвом состоянии прокуроров и судей. А также оформлять в отношении них административные протоколы. Однако, прокуратура потребовала убрать этот пункт.

В новом 664 приказе в отношении прокуроров действовали старые нормы. То есть составлять протоколы в их отношении нельзя, отстранять от управления тоже нельзя. Но требуется писать рапорт руководству, который руководство направит в прокуратуру. А в отношении судей вновь появилась возможность оформлять нарушения, как и в отношении обычных граждан. Однако поправки вернули все обратно.

В отношении судей сотрудник ДПС тоже может составить только рапорт своему руководству.

С 20 октября 2017 года начал действовать обновленный административный регламент ГИБДД, который будет регулировать процедуру надзора за соблюдением ПДД. Новые правила утверждены Приказом МВД РФ от 23.08.2017 г. № 664. Они обязательны и для инспекторов, и для автомобилистов.

Новый административный регламент содержит много норм, которые ранее не применялись, поэтому с ним нужно ознакомиться каждому водителю. Официальный текст уже опубликован в издании «Российская газета».

Как общаться с инспектором ГИБДД?

В новом регламенте прописаны нормы этикета, которые должен соблюдать инспектор ГИБДД, общаясь с водителем, автомобиль которого остановил. Он обязан:

  • воздерживаться от дискриминации в виде реплик или действий;
  • не допускать грубых высказываний, пренебрежения, ложных обвинений, заносчивости, оскорблений;
  • не совершать действия, которые могут спровоцировать противоправное поведение со стороны водителя.

Водитель в свою очередь должен предъявить по требованию сотрудника ГИБДД:

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации на машину;
  • страховой полис ОСАГО, который теперь можно представить в виде обычной распечатки электронного документа.

Все предъявляемые бумаги передаются инспектору без обложек или средств крепления.

Можно ли снимать на видео разговор с инспектором?

Много споров вызвало изъятие из официального текста Административного регламента ГИБДД в 2017 году (п. 25) нормы, прямо запрещающей инспекторам препятствовать аудио- и видеосъемке, если таковую решит делать водитель.

Официального комментария МВД, разъясняющего причины изъятия нормы, на этот счет не последовало, однако водителю стоит знать, что российское законодательство на его стороне. В частности, в ФЗ «О полиции» (в ч.1 ст. 8) говорится, что деятельность правоохранительных органов несет открытый характер до тех пор, пока это не противоречит законам, не нарушает права других лиц и не раскрывает государственные тайны. На эту норму закона, а также на ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу получения и распространения информации законным способом, можно ссылаться, если инспектор будет препятствовать съемке.

Где могут остановить автомобиль?

В новом регламенте значительно расширился перечень оснований, по которым инспектор ГИБДД может остановить автомобиль.

К основаниям, которые действовали ранее, прибавились следующие:

  • точные или приблизительные данные о том, что машина в угоне;
  • необходимость запретить или ограничить движение, в том числе для обеспечения проезда спецтранспорта – аварийных служб, скорой помощи и т.д.;
  • мероприятия по предотвращению ДТП или уменьшению их последствий;
  • угроза безопасности движению;
  • проверка паспортов водителя и пассажиров – это допустимо, когда есть данные о том, что они в розыске, совершили преступление или правонарушение.

Кроме того, было снято ограничение, согласно которому инспектор ГИБДД мог остановить автомобиль для простой проверки документов только на стационарном посту либо при проведении спецоперации. С 20 октября 2017 года инспектор ГИБДД на патрульном автомобиле имеет право останавливать транспортные средства для проверки документов в любом месте.

Что делать при возникновении конфликта с инспектором?

Если в процессе общения с представителем ГИБДД возникает спор, то инспектор обязан:

  • дать разъяснения, как обжаловать его действия;
  • объяснить водителю, какое правонарушение он совершил, в чем оно заключалось;
  • доложить о возникшем конфликте по месту службы, пригласить на выезд руководителя или иное ответственное лицо – по необходимости;
  • сообщить телефон дежурного и адрес места службы – по требованию водителя.

Если водитель не подчиняется законному требованию инспектора, его можно привлечь к ответственности (ст. 19.3., часть 1 КоАП) со штрафом до 1 000 руб. или административным арестом до 15 суток.

Контроль технического состояния автомобиля

Поводом для оценки техсостояния автомобиля, в соответствии с Административным регламентом 2017 года, может быть:

  • обнаружение неисправностей или признаков избыточного выброса вредных веществ в атмосферу;
  • участие в ДТП или наличие ориентировок об участии автомобиля в аварии, правонарушении или преступлении;
  • меры по предотвращению аварий на дорогах.

Процедура проверки ТС на предмет соответствия его технического состояния стандартам и нормам установлена другим документом – Административным регламентом, утв. Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. № 727 (п. 96-99).

Камеры и патрули: что изменилось?

Теперь можно ставить камеры и прочие устройства автофиксации там, где есть временные знаки или разметка. Инспектор может контролировать движение на таком участке на патрульной машине.

Инспектор на автомобиле ГИБДД вправе нести службу там, где видимость ограничена естественным рельефом местности, изгибом дороги, частями обустройства трасс или улиц.

Новые правила оформления ДТП

Инспектор больше не обязан составлять справку о ДТП, но по-прежнему должен составить протокол или постановление, схему места аварии, провести опросы свидетелей, зафиксировать данные на фото- или видео-носители, собрать имеющиеся доказательства.

Новшеством стало то, что инспектор при вызове его по телефону на место ДТП должен предложить участникам оформить европротокол, если случай допускает оформление такого документа. Если участники отказываются от применения упрощенной схемы или ее невозможно использовать по объективным причинам, то тогда к месту аварии направляется свободный сотрудник полиции или указывается местонахождение стационарного поста и время, когда участники могут прибыть для оформления ДТП. При этом участникам напомнят о необходимости фотосъемки и составления схемы.

Как прокомментировал новшества глава МВД Владимир Колокольцев, инспекторы должны выезжать на оформление ДТП с человеческими жертвами, а царапины на автомобилях – дело страховых компаний.

Административный регламент ГИБДД 2017 – официальный текст

Документ рекомендован к изучению всем водителям. Кроме описанных выше, в нем есть и другие новшества, которые важно знать автомобилистам. Полезно будет прочитать новый регламент ГИБДД 2017 года с комментариями юристов – текст доступен в справочно-правовой системе «Консультант Плюс».