Конспект занятия по фцкм в подготовительной группе “зимующие птицы”. Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы

Для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми (свиристель, пищуха, поползень), изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему живому, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.), воспитывать чувство коллективизма, выдержки.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: беседы с детьми о зимующих птицах, рассматривание картинок, отгадывание загадок.

Материалы к занятию: мячик из мишуры («снежок»), фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макет дерева, картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «пряников», клей ПВА.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

А сейчас поиграем в игру «Снежок». (Дети становятся в круг и передавая «снежок», называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)

А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)

А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.)

А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стайка, и птички в этой стайке разные. Они собрались стайкой ещё осенью. Так вместе им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм и на её голос спешат другие. Обыщет стайка всё дерево и снег под ним, и соберёт всё, что можно: попрятавшихся насекомых, семена и плоды.

А сейчас угадайте, какие птицы сидят на дереве?

Игра «Угадай птицу»

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

5. Кто там прыгает, шуршит?

«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)

Воспитатель: Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? Это пищуха – длинноносая птица. Её назвали так потому, что она всё время попискивает. Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет. Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и на хвосте заметна жёлтая кайма. Свиристелей можно узнать по голосу. Они издают журчащие трели: свири-ри-ри-ри. Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Свиристели очень прожорливы. Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу, либо поедая её. А про какую птицу мы забыли? (Синица.)

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень (прыжки).

Игра «Верю – не верю».

Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».

Клесты выводят птенцов зимой.

У синицы жёлтое брюшко.

У воробья большой сильный клюв.

У свиристели на голове большой хохолок.

У сороки длинный чёрный хвост.

Поползень – это длинноносая птица.

Для птиц самое страшное зимой – это голод.

Клесты любят семена шишек.

Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п.

А как мы можем им помочь в это нелёгкое время? (Нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки. Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.)

Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки? (Показ всевозможных вариантов кормушек.)

Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.

Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – пряники из различных семян.

Но сначала подготовим наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

Птичка прилетела (машем кистями рук),

Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта),

Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).

Дети готовят «пряники для птиц», наклеивая на круг из картона, к которому приделаны верёвочки, различные зёрнышки.

Воспитатель: а теперь мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях.

Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.

В конце подводится итог занятия.

Цель: всестороннее гармоничное развития личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.

Область «Познание»

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
2. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху», предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «от»).
3. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

Область «Коммуникация»

1. Совершенствование речи детей как средства общения
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
4. Обучение составлению предложений со значением противопоставления (а).
5. Использование в речи имен существительных во множественном числе.
6. Практическое употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числах.

Область «Здоровье»

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.

Образовательная область «Труд»

1. Расширение представления детей о труде взрослых.
2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Область «Социализация»

1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Область «Художественное творчество»

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании, для создания выразительного образа (цветные карандаши, восковые мелки, пастель).

Область «Музыка»

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Оборудование и материалы:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Эмблемы (для подвижной игры).
Схема с изображениями и названиями птиц.
Запись «Птичьи голоса».
Контурное изображение зимующих птиц.
Ватман. («Паспорт» зимующих птиц).
Цветные карандаши, восковые мелки.
Д/ игра «Перышки».
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Ноутбук.

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Заучивание стихов о птицах.
5. Знакомство с профессией – орнитолог.
6. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Формы организации совместной деятельности

1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.

Проведение НОД:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. Звучит музыка (трель разных птиц).

Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса?

Хотите послушать их пение?

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Мы с вами в парке, здесь много птиц. Слышите их голоса?

1. «Найди птицу»

Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?

2. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.

Присаживаетесь на «Лавку». Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.

Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали).

Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка
(Дятел)

Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)

Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик»
(Воробей)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)

А теперь послушайте другую загадку.

Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. (сорока)

Мы с вами говорили о птицах, кормили их, рисовали и лепили, вы многое о них узнали. И можете сами загадать загадки. Хотите попробовать?

Дети составляют рассказ-описание других птиц (сова, голубь, синица).

2. Появляется изображение птиц клеста и снегиря.

Посмотрите на этих птиц. Это снегирь. Снегирь — птица, которая прилетает к нам из северного леса. Прилетает к нам с появлением первых заморозков. А весной снова улетает в свои северные леса. Грудка у нее красная, хвост, концы крыльев и голова темно – синие, на крыльях по белой полоске. Снегирь питается семенами растений, ягодами рябины.

А эта птица клест. У Клеста все туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть – вниз. Клест выводит птиц зимой. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек.

3. Игра « Найди отличия».

Я могу вам предложить поиграть в интересную игру. Посмотрите, еще раз на этих птиц. Орнитологи в своей работе часто сравнивают птиц. А вы можете найти отличия. Давайте поиграем?

У снегиря только грудка красная, а у клеста — все туловище.

Крылья у снегиря темно – синего цвета, а у клеста – черно – белые.

Снегирь питается ягодами рябины, а клест – семенами еловых и сосновых шишек.

Снегирь выводит своих птенцов весной, а клест – зимой.

5. Игра «Кто внимательный». Схема с изображением зимующих птиц.

Посмотрите внимательно на схему.

Я задумываю птиц, которые стоит после… (снегиря)

Это кто? Перед…? Справа от…? Слева от…? Сверху над…? Снизу под…? Между… А теперь вы.

Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть в парке.

6. Подвижная игра «Найди пару».

Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза).

Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару.

7. Игра « Один-много» — см. предыдущее задание. Дети встают парами (В игре «Найди пару») логопед спрашивает:

Вы какие птицы? (снегири).

Один – снегирь, а много — …

Сначала образуем множественное число птиц изображенных на эмблемах, а затем остальных.

8. Д/и «Чьи перышки».

Посмотрите ребята, что я нашла.

Как вы думаете, что это? (перья птиц)

Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем.

Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу.

Это перо чье? (воробьиное, воронье, голубиное и т.д.)

Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц, обратите внимание на цвет оперенья. Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. (Дети садятся за подготовленный стол).

9. Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц». Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). В конце дети называют, какую птицу раскрасили.

10. «Паспорт зимующих птиц».

Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.

На лист ватмана крепим птиц, раскрашенных детьми, недостающих птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. (Название, части тела, цвет, где живут чем питаются).

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы.
Как называются.
Части тела.
Составить рассказ…

Мы с вами в группе подпишем названия птиц.

ГБОУ СОШ № 305 г. Москва

Дошкольное структурное подразделение с группами для детей с ОНР

Опыт работы воспитателя логопедической группы Дворницыной А.Б.

НОД в подготовительной к школе группе

«Птицы – наши друзья»

Программное содержание:

Развивать связную и диалогическую речь;

Развивать коммуникативную функцию речи;

Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах активизировать словарь по данной теме;

Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Развивать умение ориентироваться на листе;

Познакомить детей с правилами поведения в лесу,

Учить сопоставлять правила с символическими знаками;

Развивать чувство партнерства и сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах;

Оборудование:

Мультимедийная система; заставка с изображением голубя, заставка с изображением зимующих и перелетных птиц, запрещающие знаки (экологические), 2 карточки с изображением ели и дуба, фишки по количеству игр и заданий, картинки с изображением птиц.

Предварительная работа:

чтение художественных текстов; К.Паустовский «Растрепанный воробей», Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди, Гадкий утёнок», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», р. н. сказки: «Гуси- лебеди», «Иван царевич и серый волк».

Наблюдение за птицами в природе и на участке детского сада. Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Птичья полька», «Совушка- сова».

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, к нам в детский сад прилетел почтовый голубь и принес письмо. Интересно о чем оно? Открывайте конверт, доставайте письмо и давайте его прочитаем.

(Воспитатель читает письмо):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам лесник Иван Иванович. В нашем лесу случилась беда: радуга потеряла свои цвета и птицы перестали петь! И только вы можете вернуть цвета радуге и голоса птицам. Для этого вам нужно выполнить задания, которые находятся в конвертах. Пронумерованные конверты с заданиями я разместил на дереве».

(Воспитатель обращает внимание детей на дерево с конвертами.)

Воспитатель:

Ребята! Как Вы думаете, с которого по счету конверта нам нужно начинать выполнять задания? (ответы детей )

Возьмите конверт, откройте его и достаньте письмо.

(воспитатель читает письмо ):

«Ребята, разместите птиц по местам. Посмотрите, на мольбертах условные обозначения. Рассмотрите их, и скажите, что они означают».

(ответы детей )

Условные обозначения: перелетные птицы –

Зимующие птицы –

Воспитатель:

Ребята, возьмите по одной картинке, рассмотрите, какая на ней изображена птица, и поместите её на мольберт с тем условным обозначением, который её подходит.

(дети выполняют задание)

(после выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что они объединились в две команды)

Воспитатель:

Ребята, у нас стало две команды, придумайте названия своим командам и представьте их (дети договариваются ).

А теперь проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

(После выполнения задания на экране появляется радуга и у нее появляется первая красная дуга!)

Воспитатель:

Ребята, под каким номером будет следующий конверт?

(дети называют номер)

Воспитатель:

Снимайте и открывайте его. Здесь вопросы от Ивана Ивановича.

Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди.

  1. Птица, призванная лучшим певцом в мире?
  2. Птица, лучший почтальон?
  3. Птица, которая не растит своих птенцов?
  4. Какие птицы служили Бабе-Яге.
  5. Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко?
  6. С какой птицей дружит Винни-Пух
  7. Какая птица не летает?
  8. В какую птицу превратился гадкий утёнок?
  9. Какая птица славится своим необычным хвостом?
  10. Птицы, с которыми путешествовал Нильс.
  11. Птицы, которые взяли лягушку в теплые края.
  12. Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком

Воспитатель:

Ребята, вы правильно ответили на все вопросы, и у радуги появился еще один цвет (оранжевый ).

Подойдите к дереву снимайте и открывайте следующий конверт. Под каким он номером? (ответы детей) В нем тоже письмо с заданием от Ивана Ивановича и он предлагает нам игру «Угадай птицу».

Подойдите к столу, на котором лежат картинки. Каждая команда выберет по две картинки с изображением птиц. Первая команда расположит на мольберте одну картинку так, чтобы другая команда не видела ее и сообщит: «Мы загадали картинку, угадайте какую».

Другая команда должна отгадать эту птицу, называя повадки, внешний вид, место обитания и т.д.

(дети выполняют задание, команды работают по очереди )

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, и у радуги появился еще один цвет (желтый ).

Снимайте следующий конверт. Какой он по счету? (ответы детей), что же нам еще предлагает Иван Иванович?

(воспитатель читает письмо):

«Дети, я знаю, что вы любите играть. И предлагаю еще одну интересную игру. Она называется «Птичья полечка». Правила игры таковы: когда звучит музыка, вы танцуйте, но как только музыка прекратится, вы остановитесь, и выполняете движения: если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – разведите руки в стороны. Будьте внимательны! правильное выполнение задания в этой игре, поможет вернуть еще один цвет радуге. Раз, два, три – музыка, звучи!»

(игра повторяется 3-4 раза)

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вот еще одна дуга радуги заиграла своим цветом! (зеленый )

Нам надо снять следующий конверт под номером… ? Что же еще нам пишет Иван Иванович?!

(воспитатель читает письмо):

«Ребята, в нашем лесу много птиц, как-то они сели в ряд и затеяли спор, какая из них может быть лишней. Помогите им разрешить спор».

Воспитатель:

Ребята, рассмотрите птиц на картинках, расположенных на мольберте, назовите их. Скажите, какая птица может быть лишней, объясните, почему вы так считаете.

(на мольберте выставляются сначала картинки для первой команды, потом для второй, команды выполняют задание по очереди и объясняют свой выбор)

Воспитатель:

Молодцы ребята. В каждом ряду любая птица может быть по определенному признаку лишней, но все птицы важны и нужны!

Вот и радуга изменилась, и у нее появился еще один цвет (голубой ), а нам осталось открыть еще один конверт и он под номером…, снимайте его и давайте прочитаем, что нам еще предлагает выполнить Иван Иванович.

(дети снимают конверт, называют цифру, воспитатель читает письмо):

«Ребята, я предлагаю вам игру, выполнив задания которой вы поможете птицам найти свои дома. Игра называется «Найди дом для птицы», послушайте правила игры, которые вам прочитает воспитатель».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите в центре экрана птица, назовите ее. Вокруг нее картинки с разными гнездами. Рассмотрите их внимательно, найдите гнездо этой птицы и назовите, где оно расположено на экране. Для этого вам нужно пользоваться словами: в верхнем углу слева, справа в среднем ряду, в нижнем ряду посередине …

Воспитатель:

Вы отлично справились с этим заданием, и радуга получила еще один цвет (синий ).

Воспитатель:

А вот и последний конверт, под номером (7), снимайте и открывайте, а в нем какие-то интересные знаки. Рассмотрите знаки и расскажите, что они обозначают? (ответы детей).

Нельзя шуметь в лесу. - Нельзя разжигать огонь

Нельзя разбрасывать мусор - Нельзя разорять муравейники

Не разорять гнезда. - Не стрелять из рогатки

Воспитатель:

Молодцы! Как здорово вы все объяснили!

Так что же нам рассказали знаки? (ответы детей )

Вы справились с последним заданием лесника Ивана Ивановича, и посмотрите: радуга засияла всеми своими цветами! Назовите их. (ответы детей )

А сейчас, прислушайтесь, что мы слышим? (включается запись со звуком пения птиц) (Голоса птиц ).

(ребенок читает стихотворение о птицах )

Валерий Шульжик
«У КАЖДОЙ ПТИЦЫ МУЗЫКА СВОЯ...»

На экране появляется картинка с изображением Лесника,

Воспитатель:

Ребята, Лесник благодарит вас за помощь, посылает вам в подарок книгу «Энциклопедия о птицах».


Елена Покатилова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Капелька»

на тему : «Зимующие птицы » .

Занятие подготовила и провела

Программное содержание : Закрепить знания детей о зимующих птицах , условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц . Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам , желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии .

Словарная работа : существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.

Предшествующая работа : рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц , чтение рассказов о птицах , загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц , кормление птиц , наблюдения за птицами .

Оборудование : картины с изображением зимующих птиц , два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, емкости с зернами риса и пшена

Литература :

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» . Москва, «Мозаика-Синтез» , 2005г.

2. Л. Г. Селихова «Интегрированные занятия . Ознакомление с природой и развитие речи ». Издательство «Мозаика-Синтез» , 2005г.

3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». «ВАКО» Москва, 2005г.

Ход занятия

Ход занятия:

1. Воспитатель : Ребята,сегодня утром,когда я вошла в группу , на приоткрытом окне сидит сорока, в клюве у нее конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки) . Вы умеете отгадывать загадки?Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки) . При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц .

1. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Назови его скорее

Кто там скачет? (воробей) .

2. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика, (синица)

3. Грудка ярче, чем заря

У кого? (У снегиря.)

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее. (ворона)

5. Всех я за день навещу

Все, что знаю растрещу (сорока)

Воспитатель : Молодцы! Правильно отгадали загадки.

Воспитатель : Ребята,а как можно назвать одним словом этих птиц ?

Дети : Зимующие .

Воспитатель : А почему их называют зимующими ?

Дети : Потому что они не улетают на юг,остаются зимовать в наших краях.

Воспитатель : Ребята,а посмотрите внимательно,что есть общего у этих птиц ?

Дети : Туловище,крылья,клюв,перья,лапы,хвостик.

Воспитатель :Молодцы. А чем они отличаются?

Дети :Размером,окраской оперенья,формой клюва.

Воспитатель :Ребята,как живётся птицам зимой ?

Дети :Трудно-голодно и холодно.

Воспитатель :Почему?

Дети :Снег укрыл землю,зёрнышек не найти.

Воспитатель :Правильно,поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой ?

Дети :Покормить их.

Воспитатель : А чем люди кормят птиц ?

Дети :Семечками,крупой,крошкой,салом.

Воспитатель :Ребята,я вам сейчас покажу пшено и рис. Опишите мне их.

Дети :Пшено мелкое и жёлтое,а рис крупный и белый.

Воспитатель :А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь» .Возьмите мешочек в руки,в них насыпан корм для птиц . Определите на ощупь,какой корм у вас в мешочках?

Катя,скажи,что у тебя в мешочке? (опрашиваю ещё 2-3 ребёнка) .

А теперь развяжите мешочек и посмотрите правильно ли определили.

Дети развязывают мешочки и называют , что в них.

Воспитатель :Все мешочки положите на поднос. Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.

Физкультминутка :

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят .

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

В. –Ребята,подскажите мне если у сороки белый бок, то она какая?

Белобокая.

В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?

Желтогрудая.

В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?

Красногрудый.

В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?

Кар - кар.

В. - Значит, она что делает?

Синь - синь - синь.

В. - Что она делает?

Чик-чирик.

В. - Что он делает?

Чирикает.

Воспитатель :А в следующем задании,ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.

Чёрный ворона-чёрная ворона.

Сорока сидел на заборе-…

Ворона чирикала на солнышке-…

Снегирь клевала хлеб-…

Воспитатель :Ребята,а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири» , потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

По Ю. Дмитриеву

Вопросы :

1. Как выглядят снегири.

2. Когда появляются в наших местах снегири?

3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете ?

Воспитатель : Молодцы. Ребята, сорока вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах,что у вас на столах,лежат разрезные картинки,на которых изображены птицы . Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица .

Воспитатель :Какие вы молодцы,все справились с заданием.

Итог. Оценка деятельности детей.

О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? зимующих .)

Каких зимующих птиц вы запомнили , назовите.

Как люди должны помогать птицам ? Почему? (делать скворечники,кормушки,кормить) .

Публикации по теме:

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.

«Зимующие птицы» Вашему вниманию предложен конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» с детьми средней группы.

Цель. Развитие связной речи. Задачи. 1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Программные задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму. Учить составлять описательные.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы» возраст: 6-7лет

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.
Программное содержание:
расширять представления о зимующих птицах
закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
активизировать словарь детей
воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Беседа:
-Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?
-А ведь мы - то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?
-Хотите помочь сороке?
-Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.
- Катя, кто мы сегодня?
- Дима, кто мы сегодня?
-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
-Вот мы с вами и в лесу.
–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы. Но где - же они?
- А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором
«сидят» птицы).
-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
-Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
-По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)
-Птички в этой стайке разные.
-Давайте познакомимся с ними поближе.
-Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).
-Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
-Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
-Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
-Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
-Молодцы, ребята.
-Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.
-Почему?
-Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.
- Как назовем их, одним словом?
-Зимующие.
-Почему их так назвали?
-Потому что остаются зимовать.
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?
-Да.
-Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
-Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему?
-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
-Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму.
-Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.
-Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.
Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.
У каждой птицы свой любимый корм.
Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.
Чем питается?......
-Воробей - питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
-Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили
-Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
2. Основная часть.
-Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.
-Загадки вы любите отгадывать?
Игра «Отгадайте загадки»
Отгадывание загадок.
- Присаживаетесь удобнее, я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдете на столе.
И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(снегирь).
2. Окраской – серовата, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(ворона).
3. В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются
(синички).
Синица съедает корма в день столько, сколько (весит сама)..
4. Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (воробей)
Если воробьи нахохлились, притихли - будет снег.
6. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока.)
Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли?
А эта птичка к нам тоже не прилетала, но мы о ней тоже много знаем.
7. Вот птичка, так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Ни лебедь, ни утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой (Клест.)
Клёст выводит своих птенцов - в январские морозы.
А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло
Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
Давайте вы все будете маленькими птичками кто-то один - совой.
Физкультминутка
Подвижная игра
«Сова» .
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
-Ребята, наверняка вы все задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?
-Ну, конечно, не всё.
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то вы отвечаете:
«Верю» , а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
Продолжаем играть. Игра «Четвертый лишний».
А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя?
(Дети объясняют свой выбор).
Игра ‘’Поломанные слова’’
(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы).
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.
Составление рассказа «Зимующие птицы»
-Что - то наши птички загрустили на дереве.
- Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.
Давайте, вспомним, что есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья). Что есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)
-Ребята, кто расскажет о синице…… (сове, воробье, снегире).
-А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют.
-Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц и тоже поместим их в свою книгу.
-Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.
Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула. Машем кистями рук.
Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.
На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.
Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.
Машем кистями рук.
Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе
Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать.
(Дети садятся за подготовленный стол).
Обратите внимание на цвет оперенья.
Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц».
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона).
Мы с вами подпишем названия птиц. - Этот книгу мы поместим в группе. Звучит музыка «пение птиц».
Итог.
-О каких птицах мы говорили?
-Почему им надо помогать?
Чтение детьми стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима…
Молодцы, а пока мы изучали и помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.
-Что начинают делать птицы весной?
-Птицы начинают вить гнезда
- А что же делают люди, ожидая птиц весной?
-Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях. Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.
Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.
Большое вам спасибо! Желаю всем добра!