Чины госслужащих. Присвоение федеральным государственным гражданским служащим классных чинов

Классным чином называют уровень пригодности должностного лица к определенной деятельности. Она определяется по имеющимся у человека знаниям и профессиональным навыкам. Регулируется вопрос присвоения таких чинов Федеральным законом. Здесь четко прописаны все положения, касающиеся данной темы.

Важно! Классный чин является характеризующим показателем квалификации. Поэтому он касается непосредственно гражданского служащего. Это отличает его от категорий и групп должностей . Но, присваивается он в пределах последних . Классный чин отождествляется с квалификационным разрядом .

ФЗ № 58, ч. 2, ст. 13 указывает, что существуют четко установленные условия, согласно которым присваиваются классные чины.

Здесь предполагаются следующие правила:

  • каждый последующий класс присваивают по прошествии определенного периода. Здесь подразумевается время, в течение которого служащий имел предшествующий квалификационный разряд и полностью справлялся с закрепленными за ним обязанностями;
  • квалификационный разряд присваивают согласно должности, занимаемой человеком;
  • возможно досрочное повышение квалификационного разряда с целью поощрения;
  • последний классный чин сохраняется за лицом, занимавшим должность на гражданской службе, даже после увольнения.

Важно! Лишить служащего присвоенного квалификационного разряда могут исключительно по решению судебного органа .

На сегодняшний день существует 5 классных чинов. Каждый из них имеет 3 степени классности.

Особенности присвоения

Говоря о том, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины , стоит остановиться на . Она говорит о том, что классный показатель присваивают в таких ситуациях:

  • прохождение квалификационного экзамена;
  • поощрение служащего.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Стоит отметить, что присваивается квалификационный разряд по порядку. Это позволяет максимально результативно организовать конкурс на замещение должности более высокой группы, принимать на него исключительно служащих с 1 классным чином предшествующей группы. Такой порядок способствует и формированию у сотрудников стимула для продолжения совершенствования и развития.

Классные чины бывают двух видов. Это первые и очередные показатели квалификации.

Первый классный чин присвоят служащему после прохождения соответствующего испытания. Если оно не предусматривалось, квалификационный разряд смогут присвоить по истечению 3 месяцев после утверждения человека на должности. Главное условие – соответствие лица существующим требованиям.

Последующий или очередной чин присваивают после истечения срока действия предыдущего. Обычно это 1-2 года. Решение о присвоении принимает Правительство РФ.

Важно! Как только служащий получил соответствующий чин, ему начнут выплачивать деньги за уровень квалификации. Они начисляются ежемесячно, вместе с окладом становятся частью дохода .

Если гражданский служащий – женщина, и она находится в декретном отпуске, чины не присваиваются и не повышаются классом, потому как фактически работника на занимаемой должности нет.

Досрочное присвоение


Оно имеет место, и в большинстве ситуаций рассматривается как мера поощрения. Присваивается только классный чин, который на одну ступень выше предусмотренного конкретной должностью. Следует отметить, что вопрос о присвоении более высокого квалификационного класса решается на уровне местных властей, потому как не является обязательным условием.

Важно! Когда человека переводят на другую должность в государственной службе, его классный чин обязательно учитывается при определении квалификационного разряда. Это позволяет сохранить и реализовать права на свое развитие в профессиональной области .

Видео – Оклады чиновников

Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского

Реферат

по теме: «Классные чины государственной гражданской службы»

Выполнила: студентка 5 курса

531 группы

Завадская Т.С.

Введение………………………………………………………………………….3

Должности гражданской службы………………………………………………4

Классные чины гражданской службы………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………….11

Введение.

Государственная гражданская служба - по законодательству Российской Федерации, «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)». Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Законами, устанавливающими основы государственной гражданской службы Российской Федерации, являются Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Первый из них устанавливает разделение государственной службы Российской Федерации на три вида (государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба), а второй принят в его исполнение и регулирует отношения, связанные непосредственно с государственной гражданской службой. До принятия Федерального закона № 79-ФЗ данную сферу регулировал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Должности гражданской службы.

Как явствует из определения государственной гражданской службы Российской Федерации, для того, чтобы считаться государственным гражданским служащим, гражданин Российской Федерации должен занимать должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы устанавливаются указом Президента, а государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Категория должности связана со спецификой служебных обязанностей государственного гражданского служащего. Всего существует 4 категории должностей государственной гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Существует 5 групп должностей государственной гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. Соотношение групп и должностей можно представить в следующем виде:

    руководители: высшая группа, главная группа, ведущая группа;

    помощники (советники): высшая группа, главная группа, ведущая группа;

    специалисты: высшая группа, главная группа, ведущая группа, старшая группа;

    обеспечивающие специалисты: главная группа, ведущая группа, старшая группа, младшая группа.

Существуют определенные квалификационные требования к должностям гражданской службы, определенные Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент)

Классные чины гражданской службы.

В соответствии с должностью государственной гражданской службы государственным гражданским служащим присваивается классный чин. Классный чин (в отличие от категории или группы должностей) характеризует самого служащего, а не должность, которую тот занимает.

Классный чин гражданского служащего - это персонально присваиваемый по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному ведомству и заслугам.

Для отдельных видов гражданской службы предусмотрены другие специальные звания, например для дипломатической службы предусмотрены дипломатические ранги. Что касается присвоения квалификационного разряда, то если в ранее действовавшем законодательстве о государственной службе разряд мог быть присвоен по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации, то в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ классный чин присваивается только по результатам квалификационного экзамена. Присваиваемый на основе квалификационного экзамена классный чин выполняет функцию морального и материального стимула, повышения авторитета государственного гражданского служащего и престижа государственной гражданской службы как вида деятельности.

Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в группах. Всего Законом от 27.07.04 № 79-ФЗ установлено пять групп классных чинов:

Секретарь - младшая группа;

Референт - старшая группа;

Советник - ведущая группа;

Государственный советник - главная группа;

Действительный государственный советник - высшая группа.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы.

Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 27.05.03 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон от 27.05.03 № 58-ФЗ) устанавливает общие условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. К ним относятся:

Последовательное присвоение классного чина гражданской службы по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине после его присвоения впервые;

Присвоение классного чина государственной гражданской службы государственному гражданскому служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта РФ);

Досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина государственной гражданской службы либо присвоение классного чина на одну ступень выше классного чина, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.04 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон от 27.07.04 № 79-ФЗ);

Сохранение присвоенного классного чина государственной гражданской службы при освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы или увольнении с государственной гражданской службы.

Лишение присвоенного классного чина государственной гражданской службы возможно по решению суда.

Статьей 11 Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ устанавливается исчерпывающий перечень оснований для присвоения классного чина. Такими основаниями являются результаты квалификационного экзамена и присвоение классного чина в порядке поощрения.

В числе условий присвоения очередного классного чина устанавливается принцип последовательности присвоения чинов и определенного срока пребывания в классном чине. С выполнением этих требований закладывается механизм реализации важнейшего принципа прохождения гражданской службы - "чин в чин". Реализация принципа последовательности присвоения классных чинов служит условием участия в конкурсе на должности вышестоящей группы только при наличии 1-го класса классного чина предшествующей группы должностей. Этот принцип также обеспечивает формирование внутренних механизмов стимулирования повышения профессионализма государственных гражданских служащих, их саморазвития и самообразования.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим (далее - Положение), утв. Указом Президента РФ от 01.02.05 № 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим" (далее - Указ от 01.02.05 № 113).

В соответствии с п. 7 указанного Положения первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем тот, который присваивается федеральному гражданскому служащему.

Положением установлены сроки для прохождения гражданской службы (не менее года, не менее двух лет) и присвоения очередного классногочина, а также случаи, когда сроки не устанавливаются. Также определен порядок присвоения (в случае успешного завершения испытания, после сдачи квалификационного экзамена) классного чина.

Решения о присвоении классных чинов принимаются Президентом РФ, Правительством РФ, руководителями федеральных государственных органов, представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя.

Высший классный чин гражданской службы "Действительный государственный советник Российской Федерации" присваивается Президентом РФ. В соответствии с п. "б" ст. 89 Конституции РФ в правомочия Президента РФ включено присвоение высших воинских званий (маршал, генерал армии) и высших специальных званий (генерал-полковник внутренней службы, милиции, юстиции). Между тем о высших классных чинах гражданских служащих (действительный государственный советник) в Конституции РФ упоминаний нет, и в этой части, очевидно, необходимо внесение поправки в ст. 89 в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ.

В Положении приводятся случаи, когда классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен до истечения установленного срока и по истечении установленного срока - в качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе.

Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в т. ч. в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Ранее присвоенные федеральным государственным служащим квалификационные разряды по соответствующим классам считаются классными чинами гражданской службы по классам, предусмотренным Законом от 27.07.04 № 79-ФЗ.

Гражданин РФ может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы гражданским служащим субъекта РФ, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ Указом от 01.02.05 № 113 не регулируется. На основании ч. 11 ст. 11 комментируемого Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Заключение.

В русском государстве в XVI - XVII веках существовала практика ведения "чинов" - разрядных книг, в которые ежегодно заносились записи о состоявшихся назначениях служилых людей на высшие военные и государственные должности и о царских поручениях отдельным должностным лицам.

Первая разрядная книга была составлена в 1556 г. при Иване Грозном и охватывала все назначения за 80 лет с 1475 г. (начиная с княжения Ивана III). Книга велась в Разрядном приказе. В приказе Большого дворца параллельно велась книга "дворцовых разрядов", в которую заносились "повседневные записи" о назначениях и поручениях в придворных службах служилых людей.

Разрядные книги были отменены при Петре I, который ввел единую систему чинов, закрепленную Табелью о рангах 1722 г. В Табели о рангах устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе.

В русском языке термин "чин" означает степень отличия, ранг, звание, разряд, категорию, класс.

Декретом советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. В наши дни термин "ранг" сохранился в Военно-морском флоте России (капитан 1-го, 2-го, 3-го ранга), в иерархии дипломатов и служащих ряда других ведомств.

Таким образом, введение классных чинов является своеобразным возвратом к российским традициям.

Список литературы.

    Журнал «Справочник кадровика» № 3-2007.

    Табель о рангах РФ.

    Указ Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим» № 113 от 01.02.2005.

    государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»; от 16.02 ...

  1. Условия присвоения классных чинов

    Доклад >> Государство и право

    ... государственному гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы РФ ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин ...

  2. Особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих в Российской

    Закон >> Государство и право

    О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным служащим: Указ Президента РФ...

  3. Поступление на государственную гражданскую службу

    Реферат >> Государство и право

    Отсутствии у государственного гражданского служа­щего соответствующего замещаемой должности классного чина проводится... гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе ...

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Классификация государственных служащих Российской Федерации

Классификация государственных служащих - одна из сложных в административной науке и практике. Нормативно она решена лишь частично. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют, что классификация государственных служащих многовариантна. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.

1. По уровням государственной власти:

  • федеральные государственные служащие;
  • государственные гражданские служащие субъектов РФ.

2. По ветвям государственной власти:

  • государственные служащие законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • судебной власти и прокуратуры;
  • иных высших государственных органов.

3. По видам государственной службы.

  • гражданский служащий;
  • военнослужащий;
  • служащий правоохранительных органов.

4. По условиям прохождения службы:

  • карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
  • замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.

5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам. Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ классные чины на гражданской службе введены в Российской Федерации вместо квалификационных разрядов, установленных еще в 1995 г. Классные чины, воинские и специальные звания - одна из фундаментальных основ государственной службы, поэтому на ней следует остановиться подробно.

Чины, ранги, звания. В современном российском законодательстве определено четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу РФ, присваиваются:

  • классные чины;
  • дипломатические ранги;
  • воинские звания;
  • специальные звания.

Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются только классные чины 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 13. .

Законодательно установлены общие условия (принципы) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственных служащих РФ:

  • их последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
  • присвоение классного чина, воинского звания и т.д. государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
  • досрочное присвоение классного чина воинского звания и т.д. либо присвоение классного чина и т.д. на одну ступень выше, предусмотренных для замещаемой должности государственной службы, в качестве меры поощрения;
  • учет классного чина воинского звания и т.д. при переводе или поступлении служащего с государственной службы одного вида на другой;
  • сохранение присвоенного классного чина, воинского звания и т.п. при освобождении от замещаемой должности государственной службы или увольнения с государственной службы;
  • лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания только по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также пребывание в них учитываются при присвоении классного чина и т.д. по новому виду государственной службы. Заметим: учитываются, но не переносятся автоматически.

В частности, в указе Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими» 2005 г. № 113 говорится, что при поступлении на гражданскую службу гражданина РФ, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида службы, дипломатического ранга воинского или специального звания, то ему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Классный чин гражданского служащего РФ - это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.

Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:

  • секретарь государственной гражданской службы РФ;
  • референт государственной гражданской службы;
  • советник государственной гражданской службы РФ;
  • государственный советник Российской Федерации;
  • действительный государственный советник РФ 2 .

В каждой группе чинов предусматривается три класса - 1, 2, 3-й (1-й класс высший). Всего, таким образом, в гражданской службе России 15 классных чинов.

Классные чины строго дифференцированы по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:

  • чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует младшей группе должностей;
  • чин референта государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует старшей группе должностей;
  • чин советника государственной гражданской службы РФ 1-3-го класса соответствует ведущей группе должностей;
  • чин государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует главной группе должностей;
  • чин действительного государственного советника Российской Федерации 1-3-го класса соответствует высшей группе должностей.

Присвоение классных чинов гражданских служащих РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.

Высшие классные чины - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3-го класса - присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ.

При этом:

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ;
  • в иных федеральных государственных органах (законодательной, судебной власти) или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

  • в федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ;
  • в иных федеральных государственных органах - руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя.

Гражданским служащим субъектов РФ классные чины присваиваются в соответствии с законами субъектов Федерации 3 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 11. . Как правило, классные чины высших и главных групп должностей присваиваются губернаторами, а остальные - руководителями местных администраций и их структурных подразделений.

С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.

Законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским служащим:

  • классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы;
  • гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена;
  • классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, причем с соблюдением последовательности присвоения чина, с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности государственной гражданской службы РФ в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический ранг, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы России.

Например, первым классным чином для младшей группы должностей является секретарь государственной гражданской службы РФ 3-го класса для старшей группы должностей - референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса и т.д.

Первый классный чин федеральному гражданскому служащему присваивается после успешного завершения испытания. Если испытание не устанавливалось по условиям служебного контракта, то первый классный чин присваивается не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый служащему.

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

  • в классных чинах секретаря государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса - не менее одного года;
  • в классных чинах советника государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - не менее двух лет;
  • в классных чинах действительного государственного советника РФ 3-го и 2-го класса - как правило, не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря гражданской службы 1-го класса референта гражданской службы 1-го класса, советника гражданской службы 1-го класса и государственного советника РФ 1-го класса сроки не устанавливаются.

При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче этого экзамена принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа.

В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

  • до истечения срока, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в занимаемой должности и не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
  • по истечении срока - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы, но в пределах группы должностей, к которой относится занимаемая должность.

Важно, что очередной классный чин не присваивается гражданскому служащему, имеющему дисциплинарные взыскания, а также служащему, в отношении которого проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от занимаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, в том числе с выходом на пенсию, а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Дипломатические ранги. В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.

Законодательством установлено, что лицам, заметающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МИД РФ на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера присваиваются в соответствии с их квалификацией и занимаемой должностью дипломатические ранги. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса советник 1-го класса советник 2-го класса, первый секретарь 1-го класса, первый секретарь 2-го класса, второй секретарь 1-го класса, второй секретарь 2-го класса, третий секретарь, атташе.

Воинские звания. На государственной военной службе традиционно существуют воинские звания. Они были и в армии императорской России, и в Советской Армии, есть и в современных Российских Вооруженных силах. Составы военнослужащих и их воинские звания Российской Федерации установлены Федеральным законом № 53-ФЭ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и рядом других нормативных актов. Согласно действующему законодательству все воинские звания делятся на войсковые и корабельные. Их иерархический уровень и старшинство зависят от состава военнослужащих и замещаемых ими должностей. На военной службе существует три состава (группы) военнослужащих: солдаты (сержанты), прапорщики и офицеры.

Группе солдат, матросов, сержантов и старшин соответствуют следующие воинские звания:

  • войсковые - рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина;
  • корабельные - матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина.

Группе прапорщиков и мичманов соответствуют воинские звания:

  • войсковые - прапорщик и старший прапорщик;
  • корабельные - мичман и старший мичман.

Офицерский состав подразделяется на три категории: младшие,

старшие и высшие офицеры.

Воинские звания младших офицеров:

  • войсковые - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • корабельные - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.

Воинские звания старших офицеров:

  • войсковые - майор, подполковник, полковник;
  • корабельные - капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.

Воинские звания высших офицеров:

  • войсковые - генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал- полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации;
  • корабельные - контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.

Соответствие званий и чинов. Своя классификация специальных званий существует в правоохранительной государственной службе.

Сложный и пока до конца не решенный вопрос - правовое определение соответствия воинских званий званиям правоохранительной службы или классным чинам. Как уже отмечалось, они учитываются, но не переаттестуются автоматически. Все зависит от замещаемой должности в новом виде государственной службы.

Разработан табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам (теперь классным чинам) государственных служащих 4 Указ Президента РФ от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащего». .

Согласно нему соответствует:

  • генералу армии, адмиралу флота генерал-полковнику, адмиралу - квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника РФ 1-го класса;
  • генерал-лейтенанту, вице-адмиралу - действительный государственный советник РФ 2-го класса;
  • генерал-майору, контр-адмиралу - действительный государственный советник РФ 3-го класса;
  • полковнику, капитану 1-го ранга - государственный советник РФ 2-го класса;
  • подполковнику, капитану 2-го ранга - государственный советник РФ 3-го класса;
  • майору, капитану 3-го ранга - советник РФ 1-го класса;
  • капитану, капитан-лейтенанту - советник РФ 2-го класса;
  • старшему лейтенанту - советник РФ 3-го класса;
  • лейтенанту - советник государственной службы 1-го класса;
  • младшему лейтенанту - советник государственной службы 2-го класса;
  • старшему прапорщику, старшему мичману, прапорщику, мичману - советник государственной службы 3-го класса;
  • старшине, главному корабельному старшине, старшему сержанту, главному старшине - референт государственной службы 1-го класса;
  • сержанту, старшине 1-й статьи, младшему сержанту, старшине 2-й статьи - референт государственной службы 2-го класса;
  • ефрейтору, старшему матросу, рядовому, матросу - референт государственной службы 3-го класса.

Следовательно, введение и присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий служащим являются фактором упорядочения государственно-служебных отношений, закрепления иерархии государственных должностей, стимулом повышения квалификации государственного служащего и фактом государственного признания его заслуг.

Одно из главных требований, которое предъявляется к государственным служащим, - их профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Данное требование вытекает из принципа современной государственной службы РФ - профессионализма и компетенции служащих. Возрастание сложности управленческого труда потребовало от служащего профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Основные формы специализации персонала государственной службы - профессия, специальность, должность. Диагностика управленческих кадров по определению их профессиональной компетентности осуществляется с помощью специальных методов оценки персонала: конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, испытаний, составления профессиограмм, индивидуальных собеседований, наблюдений и т.д.

Весьма важен вопрос мотивации поступления граждан на государственную службу. Что влечет их стать государственными служащими? Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянности работы (44,7%), а далее - желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию 5 Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики. М.: РАГС. 2005. С. 36. .

Результаты исследования говорят о том, что в целом у российских государственных гражданских служащих превалирует личная и одновременно общественно-государственная мотивация поступления на государственную службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ


ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим.

2. Установить на основании части 8 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , что ранее присвоенные федеральным государственным служащим в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации согласно таблице соответствия (прилагается).

Пункт 3 вступает в силу с момента вступления в силу Указа Президента РФ о денежном содержании федеральных гражданских служащих (пункт 6 данного документа). 3. Установить, что со дня присвоения федеральному государственному гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин).

4. Руководителям федеральных государственных органов (их аппаратов) принять меры, направленные на решение вопросов, связанных с реализацией пункта 2 настоящего Указа, предусмотрев при этом внесение в 2-месячный срок необходимых изменений в нормативные правовые акты федеральных государственных органов, а также в личные дела и трудовые книжки федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этих органах.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1963);

Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1997 г. N 1135 "О внесении изменений в Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 44, ст. 5056);

пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. N 1458 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 6014);

пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 444 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1508);

пункт 6 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 1389 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст. 4659).

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г., за исключением пункта 3, который вступает в силу одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.

7. Установить, что впредь до вступления в силу пункта 3 настоящего Указа федеральным государственным гражданским служащим, которым присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, соответствующий присвоенному классному чину, в размерах согласно приложению N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1164) с учетом повышений, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 1103 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 34, ст. 4224), от 9 ноября 2000 г. N 1853 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4541) и от 23 сентября 2003 г. N 1117 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 39, ст. 3743).

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее — федеральные гражданские служащие).

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее — должности гражданской службы):

Классные чины Группы должностей
гражданской службы
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
младшая группа
Референт государственной гражданскойслужбы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
старшая группа
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

ведущая группа

Государственный советник Российской Федерации 3 класса Государственный советник Российской Федерации 2 класса Государственный советник Российской Федерации 1 класса

главная группа

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

высшая группа

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящего Положения.

4. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

5. Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

7. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

8. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

9. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса — не менее двух лет.

10. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

11. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

12. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

13. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

14. Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче квалификационного экзамена этим гражданским служащим принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

15. Классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

16. Классные чины, указанные в пункте 15 настоящего Положения, присваиваются:

а) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, — по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлению Правительства Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах или их аппаратах — по представлению руководителей этих органов.

17. Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

а) в федеральных органах исполнительной власти — Правительством Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах — руководителями этих органов.

18. Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

19. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

20. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего.

21. В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

а) до истечения срока, установленного пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, — не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;

б) по истечении указанного срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.

22. При поступлении на гражданскую службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания, федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

При присвоении классного чина гражданской службы учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида государственной службы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

23. Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

24. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

25. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

26. Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ТАБЛИЦА
СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАЗРЯДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КЛАССНЫМ ЧИНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 27 ИЮЛЯ 2004 Г. N 79-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Квалификационные разряды федеральных государственных служащих Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Государственный советник Российской Федерации 1 класса государственный советник Российской Федерации 1 класса
Государственный советник Российской Федерации 2 класса государственный советник Российской Федерации 2 класса
Государственный советник Российской Федерации 3 класса государственный советник Российской Федерации 3 класса
Советник Российской Федерации 1 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Советник Российской Федерации 2 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник Российской Федерации 3 класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Советник государственной службы 1 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Советник государственной службы 2 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Советник государственной службы 3 класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной службы 1 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Референт государственной службы 2 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной службы 3 класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАЗРЯДОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КЛАССНЫМ ЧИНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

СООТНОШЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧИНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, ВОИНСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ, КЛАССНЫХ

ЧИНОВ ЮСТИЦИИ, КЛАССНЫХ ЧИНОВ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ

Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113 (ред. от 30.09.2013) "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим"

2. Аттестационная комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации", от 01.02.2005 N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)", от 01.02.2005 N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим", от 27.09.2005 N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих", иными нормативными правовыми актами и настоящим Порядком.