Увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава воинской части. Основания и порядок увольнения военнослужащих Досрочное увольнение военнослужащих по контракту со службы

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

​Согласно действующему законодательству одним из оснований для досрочного увольнения военнослужащего является его желание расторгнуть заключенный им контракт. Увольняясь по данному основанию, военнослужащий должен обозначить те причины, которые побудили его принять такое решение, а аттестационная комиссия их всесторонне рассматривает, оценивает и дает командиру свое заключение по этому вопросу.

Невзирая на то, что вышеуказанное основание законодателем сформулировано достаточно четко, многим командирам, принимающим окончательное решение по вопросу увольнения военнослужащего, непонятен механизм применения данного основания. Поэтому мы постараемся раскрыть ключевые моменты процедуры прекращения действия контракта по инициативе военнослужащего.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

При расторжении контракта по желанию военнослужащего должен быть соблюден определенный порядок и самим инициатором, и его непосредственным командиром (начальником):

  1. Военнослужащий должен предупредить командира в письменном форме о своем намерении прекратить военную службу . Подобное уведомление на имя командира или другого должностного лица воинской части (например, начальника отдела кадров) составляется в виде рапорта. Так как законом не предусмотрен типовой бланк для этого документа, военнослужащий составляет рапорт в произвольной форме. В нем обязательно указываются личные данные командира части (звание, фамилия, инициалы), а также личные данные самого подателя рапорта, его подпись и дата составления.

Примерная форма рапорта может выглядеть следующим образом:

Командиру (начальнику)

воинской части №____

Рапорт

Меня, (указать звание, фамилию, имя, отчество и должность), прошу уволить (или направить вышестоящему командиру (начальнику) ходатайство о расторжении контракта) из рядов Вооруженных сил по собственному желанию. Вескими основаниями, способствовавшими моему увольнению, являются ________ (указать, желательно, несколько обстоятельств).

Прошу направить меня перед увольнением на медицинское обследование военно-врачебной комиссией (или отказываюсь от прохождения подобного освидетельствования).

Приложение: (копии всех необходимых документов)

Должность, воинское звание Подпись Фамилия

Дата

Рапорт оформляется в двух экземплярах, которые подлежат регистрации в строевом отделе воинской части. Сотрудник отдела наносит специальные отметки, содержащие информацию о номере регистрации входящего документа и дате его поступления. Первый экземпляр остается в воинской части, а второй - возвращается подавшему его военнослужащему. При этом представители строевого отдела не могут отказать в приеме указанного рапорта, так как это будет являться грубым нарушением основ делопроизводства и документооборота . При наличии возможности военнослужащий также может передать рапорт командиру воинской части лично в руки.

Срок, в течение которого указанные в обращении вопросы должны быть разрешены, не может превышать тридцати дней с момента регистрации . По истечении указанного времени военнослужащему должен быть направлен (или передан лично в руки) письменный мотивированный ответ. Если это сделано не будет, то военнослужащий может воспользоваться своим правом и направить жалобу на неправомерные действия (или бездействие) командира в гарнизонный суд или прокуратуру по месту своей службы.

  1. В рапорте указывается причина, обосновывающая желание военнослужащего завершить военную службу . При этом аргументы для удовлетворения ходатайства военнослужащего должны быть уважительными. Исходя из практики применения подобного основания, уважительными причинами являются такие обстоятельства, наличие которых препятствует выполнению военнослужащим условий контракта. Можно выделить следующие причины:
  • если близкие родственники военнослужащего (родители, жена, дети и др.) проживают за пределами Российской Федерации;
  • такие религиозные взгляды и личные убеждения, которые препятствуют прохождению службы военнослужащим;
  • если размер денежного довольствия настолько невелик, что у военнослужащего отсутствует возможность обеспечивать свою семью, а иные источники дохода при этом отсутствуют (данная причина оценивается исходя из минимального размера заработной платы, установленного для той области, где военнослужащий служит);
  • если военнослужащий самостоятельно (без материальной поддержки другого родителя, который в судебном порядке не лишен родительских прав) воспитывает и содержит несовершеннолетних (малолетних) детей (эта причина увольнения может быть рассмотрена при условии, что расторгнуть контракт по семейным обстоятельствам невозможно);
  • если во время беременности военнослужащей-женщины существенно изменилось состояние ее здоровья в худшую сторону (при условии, что у военнослужащей-женщины отсутствуют основания для прекращения действия контракта по состоянию здоровья);
  • если смерть одного из членов семьи военнослужащего стала причиной того, что военнослужащий не может продолжить свою военную службу;
  • если военнослужащий не может использовать на той должности, которую он занимает, весь свой потенциал и уровень знаний, а назначение на вышестоящую должность невозможно.

Военнослужащий должен приложить к рапорту копии (или оригиналы) документов, подтверждающих наличие одной (или нескольких) из вышеуказанных причин увольнения.

  1. Командир воинской части после получения рапорта передает его аттестационной комиссии для рассмотрения , в состав которой входят заместители командира части, представители кадрового и юридического отделов, а также командиры подразделений. Комиссия рассматривает (не более семи дней) все представленные материалы дела, заслушивает военнослужащего по вопросу изъявленного им желания уволиться с военной службы и дает объективную оценку данному обращению, признавая или не признавая указанные военнослужащим причины расторжения контракта уважительными. По результатам рассмотрения рапорта составляется протокол, который подписывают все участники аттестационной комиссии. Решение комиссии, указанное в протоколе, по своей природе является рекомендацией для командира, которой он может (если сочтет нужным) воспользоваться.
  2. Окончательное решение принимает тот командир, которому делегированы полномочия по изданию приказа по личному составу об увольнении военнослужащих с военной службы. В тех случаях, когда военнослужащий не согласен с выводами аттестационной комиссии или решением командира, он может обжаловать действия указанных должностных лиц в суде или обратиться с заявлением в прокуратуру для защиты нарушенных (по его мнению) прав.

Российским законодательством не установлены конкретные сроки для издания приказа об увольнении военнослужащего по собственному желанию. Предполагается, что командиром подобное решение принимается в разумный срок, но на практике часто встречаются случаи, когда процесс увольнения затягивается.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

В соответствии с нормами приказа Министра обороны № 2700 военнослужащему, изъявившему желание расторгнуть контракт, при увольнении производятся следующие выплаты :

  1. Единовременное пособие . Размер его зависит от продолжительности службы. Если на момент исключения из списков части срок службы составляет более двадцати лет, то военнослужащий имеет право на получение семи окладов своего денежного содержания, если продолжительность службы менее двадцати лет, то военнослужащий получит два оклада. Если у военнослужащего имеются государственные награды, которыми он был удостоен за несение воинской службы, то дополнительно ему может быть выплачен один оклад денежного содержания.
  2. Премия . Перед увольнением военнослужащий за добросовестное и эффективное выполнение своих обязанностей может быть поощрен в виде премии, размер которой может составлять до двадцати пяти процентов от оклада военнослужащего.
  3. Материальная помощь . Эта ежегодная выплата производится в размере одного (не менее) оклада военнослужащего.

Размеры вышеуказанных выплат для каждого военнослужащего будут разными. Окончательная сумма зависит от воинского звания военнослужащего и занимаемой им должности на момент увольнения.

Если у вас остались какие-либо вопросы по поводу увольнения военнослужащего по собственному желанию или вам требуется помощь для обжалования решения об увольнении в суде, то наш дежурный юрист готов оперативно ответить вам на все вопросы.

Увольнение с военной службы - неизбежность, с которой столкнется любой защитник родины. Эта процедура не так проста, как уход с обычной, гражданской работы. Чтобы уйти с военной службы, одного желания контрактника иногда бывает недостаточно. Об этом следует помнить при выборе военной профессии, так как изменить его впоследствии будет довольно сложно.

Законодательные основы для увольнения

Военная служба – особый вид деятельности, и Трудовой кодекс распространяется на нее лишь отчасти. В основном, нюансы добровольного и принудительного увольнения военнослужащих регулируются специальными нормативными актами:

  1. Главный закон-регулятор – ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе», раздел (VII).
  2. ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего», статья 23.
  3. Положение о прохождении военной службы». Содержится в Указе Президента России № 1237 от 16 сентября 1999 года, статья 34.

Эти документы являются основными, но не единственными законодательными источниками, регламентирующими данные вопросы. В частности, Приказом министра обороны № 660 от 30 октября 2015 г. установлен порядок увольнения с военной службы, подробно описана его процедура.

Порядок увольнения с военной службы

За своевременное увольнение подчиненных отвечают командиры войсковой части. В обязанности военачальников входит отслеживать, кто во вверенных им подразделениях вскоре достигнет предельного возраста, или у кого заканчивается контракт. За полгода до этого события, командир:

  • уточняет, будет ли заключаться новый контракт;
  • при отрицательном ответе адресовывает личное дело подчиненного в специальную уполномоченную службу, где подсчитают выслугу лет;
  • направляет военнослужащего на ВВК (военно-врачебную комиссию), если есть необходимость или желание увольняющегося контрактника;
  • предоставляет не только очередной отпуск, но и дополнительные дни, на которые подчиненный вправе рассчитывать (все они должны быть отгуляны перед тем, как будет издан приказ);
  • организовывает итоговую аттестацию (за 4 месяца до окончания службы);
  • сообщает подчиненному решение о его профессиональной судьбе и проводит с ним беседу о его предстоящих действиях, в том числе, и в отношении трудоустройства (за 3 месяца до расчета);
  • подготавливает представление на увольнение и направляет его в кадровую службу военного ведомства.

Представление должно быть отправлено кадровикам с расчетом, что они получат его за 2 месяца до срока завершения военной службы подчиненного. К нему прикладывают комплект документов:

  • лист проведенной беседы (копия, оригинал подшивается в личное дело военного);
  • результаты итоговой аттестации (копия);
  • медзаключение ВВК, при проведении обследования (копия);
  • рапорт об увольнении (если требуется согласие военнослужащего на оставление службы, или по каким-то причинам он покидает ее досрочно).

В завершение регламента командиром или начальником воинского подразделения готовится приказ об увольнении, в соответствии с которым контрактник оставляет военную службу.

Основания для увольнения военнослужащего

Полный перечень оснований, по которым военнослужащий может уволиться (или быть уволенным) приведен в законе о военной службе. Их несколько десятков. В рамках статьи будут рассмотрены наиболее распространенные из них.

По состоянию здоровья (по болезни)

Военные вынуждены часто уходить в отставку по состоянию здоровья. Служба в Вооруженных Силах полна трудностей и бытовых тягот, что впоследствии сказывается на самочувствии контрактника.

Важный аргумент для оставления ВС по здоровью – медицинское заключение ВВК, где человек признается либо вовсе не годным к военной службе, либо допускается к ней ограниченно.

Получив подобную бумагу, офицер вправе подать рапорт на увольнение из армии. В документе он указывает болезнь как основание для такого шага. К заявлению в обязательном порядке прикладывается заключение врачей, подтверждающее наличие серьезных проблем со здоровьем.

Аналогичный рапорт может подать не только кадровый военный, но и работник различных правоохранительных органов – МВД, МЧС, ФСИН, ФСБ и прочих силовых ведомств. Однако, что бы ни написали медики, решение подать в отставку зависит только от самого военнослужащего. Если он желает продолжать службу и находит для этого силы, насильно отправить его на отдых нельзя.

По окончании контракта

Когда срок действия контракта заканчивается, военному человеку нужно сделать выбор:

  • или продлить его;
  • или уволиться на гражданку.

Решив оставить военную службу, контрактник подает соответствующий рапорт начальству. Сделать это надо за четыре месяца до завершения срока службы. По истечении действия контракта военнослужащий будет исключен из списков кадрового состава подразделения. Он сможет бесплатно доехать до нового места жительства со всеми членами семьи.

В связи с окончанием контракта, военнослужащий уходит в запас, а не в отставку. Отличие состоит в том, что в отставку отправляют контрактников, негодных к службе по здоровью, если они решили больше не служить. В остальных случаях совершается увольнение в запас.

За нарушение условий контракта

Несоблюдение условий контракта – не лучшее основание для увольнения. Военному оно грозит:

  • лишением полагающихся по закону пособий;
  • неполучением ежегодной матпомощи;
  • невыплатой премии за эффективную службу.

Для не обеспеченных жильем контрактников, участвующих в военной ипотеке, последствия такого увольнения будут особенно плачевны. Им придется не только самостоятельно погашать долг перед банком, но и вернуть Министерству обороны полную сумму внесенных за него средств. В 2018 году максимальная сумма жилищного займа по военной ипотеке составляет 2 400 000 рублей.

Невыполнение контрактных условий подразумевает совершение военнослужащим:

  • дисциплинарного проступка;
  • административного правонарушения;
  • уголовного преступления.

Если дисциплинарный проступок является прямым нарушением заключенного контракта, то относительно совершенных преступлений и правонарушений иногда возникает вопрос: почему они считаются его нарушением? Однако, подписывая контракт, кадровый военный обязуется соблюдать российское законодательство. Преступая закон, он нарушает данный пункт документа.

По собственному желанию

Собственное желание является одним из оснований для законного увольнения военнослужащего по контракту. Его еще называют досрочным, так как военнослужащий покидает службу раньше установленного срока.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту в добровольном порядке возможно только при наличии определенных обстоятельств. К ним относятся:

  • ухудшившееся состояние здоровья (при признании человека частично годным к военной службе):
  • необходимость ухаживать за больными родителями, ребенком или другими близкими родственниками;
  • систематическое нарушение контракта со стороны военного ведомства;
  • необходимость переезда в другую местность;
  • избрание депутатом Госдумы или иным органом представительной власти.

В этих и иных случаях, обозначенных в законе (ст. 51 ФЗ о воинской службе), военнослужащий подает рапорт, в котором указывает причину, по которой он хочет досрочно уйти на «гражданку». Если аттестационная комиссия сочтет ее уважительной, то контрактник может уволиться по собственному желанию.

Увольнение военных пенсионеров

Имея 20 лет выслуги, военнослужащий вправе покинуть армию, удалившись на пенсию. По достижении установленного выслужного срока он приобретает статус военного пенсионера и право на получение пенсии независимо от того, продолжит ли службу.

За полгода до окончания 20-летнего срока контрактнику надо определиться, собирается ли он уйти на пенсию. Приняв положительное решение, составить соответствующий рапорт и подать его командиру части. Далее запускается описанная выше процедура. В кадровом подразделении, куда направляется рапорт, производится расчет выплат будущему пенсионеру.

Военная пенсия назначается Минобороны, ее размер должны утвердить в двухмесячный срок. После издания руководством части приказа об увольнении контрактник становится пенсионером и начинает регулярно получать денежные выплаты.

Пенсия по выслуге лет назначается и в случаях, если кадровый военный подлежит увольнению в связи:

  • с достижением предельно возможного возраста;
  • с состоянием здоровья;
  • организационно-штатными изменениями.

Увольнение военнослужащих срочной службы

Срочники, которые проходят службу по призыву, увольняются из армии по двум основаниям:

  • в связи с окончанием срока исполнения почетной воинской обязанности;
  • в связи со слабым здоровьем (коммисуются досрочно).

При первом варианте командиры ждут издания президентского указа о демобилизации, после чего уже сами подготавливают приказ об увольнении в связи с окончанием срочной службы. Вернувшись домой, отслужившие в армии молодые люди становятся на учет в военкоматах по месту жительства.

Если в армию довелось призвать физически нездоровых людей, то по состоянию здоровья их могут отправить обратно на «гражданку». Негодность или ограниченную годность устанавливает врачебная комиссия. Если она выдает именно такое заключение, то военнослужащего комиссуют, не дожидаясь срока окончания службы. В его военном билете делается отметка о его досрочном уходе со службы, с указанием причины такого шага командования.

Незаконное увольнение контрактников

Неправомерное увольнение с военной службы, проходящей по контракту, человек может оспорить. Ему дается на это 3 месяца. В течение данного времени он вправе обратиться в военный суд, чтобы обжаловать приказ командира. Военнослужащий подает исковое заявление, где излагает, в чем состояло нарушение и просит восстановить его на службе.

Дело рассматривается в 10-дневный срок. На судебном заседании должны присутствовать как истец, так и ответчик. Если суд поддерживает контрактника, тот восстанавливается в должности с даты принятия соответствующего постановления.

Наиболее часто обжалуются дела:

  • беременных контрактниц;
  • не обеспеченных жильем военнослужащих;
  • без получения согласия военного;
  • без расчета причитающихся выплат;
  • без материального обеспечения.
  • Единовременное пособие при увольнении военнослужащих

Размер единовременной выплаты при уходе со службы контрактника не зависит ни от класса, ни от звания, ни от категории военнослужащего. Имеет значение лишь основания, по которым он оставляет службу, и как долго она проходила.

При увольнении контрактникам положены единоразовые выплаты в следующих размерах:

  • 5 окладов – находившимся на службе меньше 10 лет;
  • 10 окладов – находившимся на службе от 10 до 15 лет;
  • 15 окладов – находившимся на службе от 15 до 20 лет;
  • 20 окладов – отслужившим больше 20-летнего срока.

На такие денежные пособия смогут рассчитывать кадровые военные, оставившие службу по следующим основаниям:

  • достижение максимально возможного возраста;
  • установление военными врачами негодности (или ограниченной годности) к службе;
  • несоблюдение условий действующего контракта военным ведомством;
  • ОШМ (то есть, организационно-штатные мероприятия);
  • избрание депутатом в законодательные органы;
  • состоявшееся назначение на исполнительный пост.

Как, в каком порядке и по каким причинам происходит увольнение военнослужащего с военной службы, в чем суть вопроса, какие льготы от государства полагаются данной категории граждан. Это самые распространённые вопросы касающиеся действующих офицеров и военных пенсионеров. В данной статье мы рассмотрим информацию: основания увольнения с военной службы, сама процедура увольнения и какие права и гарантии, установленные законом, предусмотрены для бывших военнослужащих.

Общие законодательные положения об увольнении военнослужащих из рядов Вооруженных Сил РФ

Увольнение с военной службы происходит в соответствии с правилами, обозначенными в Уставе ВС и Федеральных законах:

  • Федеральный закон (Далее ФЗ) «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года с изменениями от 15.02.2016. Основной закон о военной службе для российских граждан и иностранцев. Порядок увольнения военных, основания и применение взысканий за коррупцию описаны в разделе 7.
  • Указ Президента РФ № 1237 от 16.09.99 года «Вопросы прохождения ВС» с изменениями за 2016 год. Вопросы о порядке увольнения изложены в статье 34.
  • ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 с изменениями от 2016 года. Закон регулирует права и свободы военнослужащих и основные обязанности по несению службы. В ст. 23 прописаны правила увольнения и право на дальнейшее трудоустройство.
  • Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2002 «Об организации прохождения ВС офицерами и прапорщиками (мичманами) в ВС РФ». Порядок увольнения военных и круг ответственных лиц определены в п. 22, 23, 25 одноименной инструкции, утвержденной этим приказом.

Причины увольнения из Вооруженных Сил РФ

Федеральные законы устанавливают три возможных способа увольнения военнослужащих со службы:

  • Увольнение с ВС в запас. Осуществляется автоматически, военнослужащий признан не годным военно-врачебной комиссией (ВВК) к несению службы и до достижения ими максимальной возрастной границы.
  • Выход в отставку.Если превышен максимальный возраст для несения военной службы или человек признан не годным по состоянию здоровья.
  • Увольнение с ВС в связи с осуждением по уголовной статье. В ЭТОМ случае происходит прекращение службы в армии, с занесением данной информации в военный билет.

Также есть безусловные основания для увольнения:

Согласно статье 51 «Закона о военной службе», оставить Вооруженные Силы РФ можно, если:

  • По возрасту. В случае превышения максимального возраста при пребывании на военной должности. Для мужчин возраст от 50 до 65 лет, в зависимости от воинского звания, а для женщин - 45 лет. Иными федеральными законами могут устанавливаться и другие возрастные пределы. С военнослужащими в предельном возрасте возможно подписать новый контракт. Для высших чинов возраст может быть увеличен до 70 лет, для остальных - до 65 лет. При продлении сроков контракта человек имеет право уволиться в любое время.
  • При окончании сроков службы по призыву или контракту.
  • При признании военнослужащего не годным к прохождению военной службы медицинской комиссией. Или признании ограниченно годными.
  • В случае если у офицера прекращено гражданство РФ или он считается подданным другой страны.
  • При отчислении из среднего профессионального учреждения военной направленности или из военного ВУЗа следующего круга лиц: мужчин до 18 лет, женщин не офицерского звания, а также контрактных военных-мужчин и женщин-офицеров, которые не хотят заключать новый контракт.
  • Офицер избран в Государственную Думу или региональный парламент.
  • Военнослужащий лишился своего воинского звания и права допуска к военным тайнам.
  • При утрате доверия к военнослужащему со стороны человека, в чьих полномочиях уволить его. Утратить доверие можно по различным причинам: не принял усилия для улаживания конфликта, в котором представлял одну из сторон; не подал справки о своих доходах и расходах, имущественных обязательствах; осуществлял коммерческую деятельность или помогал в ней за отдельную плату; хранил свои деньги или общие деньги семьи в иностранных банках; был членом некоммерческих иностранных организаций и т.д.
  • В случае приостановления на определенный срок деятельности армии.
  • При решении суда, запрещающем человеку занимать воинские должности в определенный временной период.

Личный мотив

Увольнение с военной службы по личным мотивам граждан. В этом случае военнослужащий должен известить своего командира части, подать рапорт с вескими мотивами, подтверждающими необходимость решения покинуть службу. Командир части данный рапорт о досрочном увольнении может отклонить без объяснений.

Увольнение со службы военнослужащих по контракту

Граждане, проходящие службу в ВС России по контракту, могут быть уволены в следующих случаях:

  • Военнослужащим не выполняются условия, обозначенные в контракте.
  • Если вступило в силу лишение свободы гражданина за совершение им неумышленного преступления.
  • Не пройдено химико-токсикологическое обследование.
  • Если военнослужащий употребляет запрещенные вещества без разрешения врача.
  • Военнослужащий совершил административное или дисциплинарное правонарушение.
  • Для досрочного увольнения достаточно двух разных проступков.

Досрочное увольнение военнослужащих по контракту со службы

Рассмотрим случаи досрочного увольнения:

  • Гражданин начал нести службу в МВД, национальной гвардии, пожарной службе или в другой силовой структуре.
  • По причине нарушений условий контракта заключенного с военнослужащим, относительно него: отсутствие обещанных ему по контракту выплат и премий. Увольнение осуществляется после подачи военнослужащим своему начальству рапорта, в котором изложена проблема. Если сложившуюся ситуацию изложенную в рапорте исправить невозможно, то в таком случае контрактник инициирует увольнение.
  • В связи с возникшими семейными обстоятельствами, препятствующими его дальнейшей службе в армии. Если у военнослужащего есть несовершеннолетний ребенок и второй родитель отказывается за ним ухаживать. Также сюда можно отнести болезнь близкого родственника, нуждающегося в уходе, или смерть близкого человека.
  • Увольнение с военной службы по состоянию здоровья: наличие проблем со зрением, сердечно-сосудистой системой, заболевания - рак или СПИД, психические расстройства.
  • Избрание в Государственную Думу РФ, парламент или муниципальное образование.
  • Организационно-штатные мероприятия.
  • Лишение воинского звания.
  • Военнослужащему не дали допуск к формам секретности, не прошёл проверку.
  • Суд назначил условный уголовный срок.
  • Нарушил обязанности по несению воинской службы на основе статьи 10 и 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и правил несения службы в органах госбезопасности и государственной охраны.
  • Произведен перевод на общегражданскую федеральную службу.
  • Стал гражданином другой страны.
  • По собственному желанию

Основания для подачи рапорта на увольнение из рядов ВС РФ по собственному желанию:

  • Заключение военно-медицинской комиссии (ВВК) о признании военнослужащего не годным или ограниченно годным к прохождению военной службы.
  • Назначение членом Совета Федерации или депутатом.
  • Смерть родителей, родных братьев и сестер во время исполнения ими обязанностей при несении военной службы.
  • Вступление в права высшего должностного лица субъектов РФ или избрание его военным судьей.
  • Уход за ребенком до исполнения 18 лет, если военнослужащий воспитывает его один, без матери (или отца).
  • Наличие других уважительных причин для увольнения, признанных таковыми специальной аттестационной комиссией после подачи рапорта для увольнения по собственному желанию.
  • Невозможность по медицинским показаниями проживать с членам семьи военнослужащего в местности несения военной службы, при невозможности перевода в другую местность, где нет противопоказаний по здоровью.
  • Назначение опекуном для малолетних братьев или сестер, при отсутствии иных родственников, на которых есть возможность возложить данные обязанности.
  • Необходимость содержать, осуществлять медицинский уход, помощь или надзор в отношении близких родственников по заключению медицинской социальной комиссии, если некому это сделать.
  • Изменение места несения воинской службы, когда оно связано с необходимостью переезда в другую местность (статья 80 ТК РФ).

Порядок увольнения с военной службы

Как правило военнослужащий покидает ряды ВС РФ когда истекает срок контракта. Соответствующая записью вносится в трудовую книжку военнослужащего с указанной датой и номером приказа. Также в ней обозначается, основание увольнения военнослужащего.

Порядок увольнения военнослужащего:

Весь процесс увольнения военнослужащих регулируется федеральными законами. За 6 месяцев до достижения предельного возраста военнослужащего или окончания срока контракта командир в/ч обязан:

  • Определить, можно ли заключить новый контракт. При этом учитывается физическое и моральное состояние военнослужащего, его обеспеченность площадью для проживания, выслуга лет и прочее.
  • Если принято решение об увольнении, личное дело направляется на подсчет выслуги лет.
  • Также военнослужащего могут направить на прохождение медицинского обследования или обследования военно-врачебной комиссии.
  • Военнослужащий должен отгулять очередной отпуск и дополнительные отпуска при наличии таковых.
  • Проводится беседа об увольнении в закрытой форме и делается запись о ней в личном деле военнослужащего.

Незаконное увольнение военнослужащего

Если военнослужащий не согласен с причинами, по которым его уволили из ВС МО РФ, или порядок проведения самой процедуры был не соблюдён. В этом случае он вправе обжаловать данное решение своего командования в течение трех месяцев. Данными исковыми заявлениями занимаются военные суды. Согласно правилам, закрепленным в «Статусе военнослужащих», исковыми можно считать следующие ситуации:

  • Офицера без его согласия увольняют до окончания выслуги лет на пенсию.
  • Офицер с выслугой в календарном исчислении свыше десяти лет (включая учёбу в Военном УЗ) без предоставления жилья.

Военнослужащим, не имеющим собственного жилья, на время досудебного разбирательства, командование части обязано предоставить временное жилье, даже если не собирается в дальнейшем восстанавливать его на прежней должности. Часто военные суды принимают компромиссные решения: обязуют командование обеспечить жилплощадью уволенного военнослужащего без восстановления в ВС РФ.

Так же командование части не имеет права исключать из списков личного состава беременных женщин. Данное действие являются грубейшим нарушением норм закона, которые нужно оспорить в гарнизонном суде первой инстанции или военном суде по месту жительства. Истец имеет право требовать своего восстановления на прежней должности и компенсации морального вреда.

Судебное разбирательство длится 10 дней. На заседании обязательно должны присутствовать истец-заявитель (уволенный военнослужащий) и ответчик (представитель командования части). Если суд занимает сторону заявителя, то он имеет право инициировать возмещение всех издержек (услуги военного юриста), а командование части восстановить его на прежней должности.

Выплаты при увольнении

Военнослужащим при увольнении положено выплачивать единовременные пособия на основании Федерального закона:

На размер выплат влияет категория военнослужащего, место его службы, основание, по которому его уволили из армии. При начислениях учитывается звание и среднемесячный оклад. После увольнения с военной службы человек имеет право на получение пособия. Размер исчисляется в окладах. Если армии отдано свыше двадцати лет службы, то размер пособия составляет семь окладов. Таким образом, для каждого военнослужащего предусмотрен размер единовременного пособия:

  • При выслуге лет менее 20-ти - 2 оклада месячного содержания
  • При выслуге лет более 20-ти - 7 окладов месячного содержания

При начислении единовременных пособий действуют и ограничения.

Кому не выплачивается пособие

Выплата единовременных пособий не предусмотрена в следующих случаях:

  • Офицер разжалован. Военнослужащий осужден и отбывает наказание.
  • Отчислен из общеобразовательных организаций.
  • Осуществлен переход в МВД или другую силовую структуру.
  • Военнослужащий имеет условную судимость.
  • Не прошедшим испытания, не получившим допуск к государственной тайне.
  • Не выполнившим условия военного контракта.

Дополнительные выплаты при увольнении военнослужащего

Увольнение с военной службы по здоровью дает право на дополнительную страховую помощь. Специализированная комиссия определяет, в каком размере будет осуществлена данная выплата. В случае если военнослужащий является сиротой или был представлен к государственным наградам, он может рассчитывать на увеличенную материальную помощь.

Льготы для участников боевых действий

Офицерам, уволенным в запас, за которыми закреплен статус участника боевых действий, правительством России предоставляются следующие льготы:

  • Государство на 50 % компенсирует расходы по оплате за жилье. По данной программе офицерам, проживающим в Москве, город компенсирует на 50 % расходы на оплату ЖКХ услуг. Военные из других городов о перечне льгот могут узнать в жилищном департаменте по месту проживания.
  • Предоставляет внеочередную медицинскую помощь.
  • Возможность оформить отпуск в удобное для офицера в запасе время.
  • Военнослужащий может за счет своего работодателя пройти курсы по переподготовке.
  • Офицер запаса имеет право на поступление вне конкурса в учебные заведения и на получение специальных стипендий.

Увольнение военнослужащего до обеспечения жильём

Сдача ранее полученного жилья Министерству Обороны

Обеспечение жильем за три года до достижения предельного возраста пребывания на военной службе

Зачастую у военнослужащих и членов их семей возникают спорные вопросы по данной тематике, мы можем помочь в решении данного вопроса.

Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами
и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие
по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами:Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон);Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237);приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»;документы органов государственной охраны и других войск, в которых предусмотрена военная служба по призыву. Срок военной службы для военнослужащих по призыву установлен в 12 месяцев. Он начинается в день присвоения призванному на военную службу гражданину воинского звания рядового. Эта дата указана в военном билете военнослужащего.Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской частив приказе командира воинской части. При этом срок военной службы военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца военной службы.Например, если воинское звание рядового военнослужащему присвоено 12 ноября 2015 года, то днем увольнения с военной службы является 12 ноября 2016 года.Следует учесть, что в срок военной службы не засчитываются:время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.Так, например, если в период службы военнослужащий дважды отбывал дисциплинарное наказание в виде ареста на 3 и 5 суток, самовольно оставлял воинскую часть на 14 суток, то эти дни в срок его военной службы не засчитывается и он подлежит увольнению на 22 суток позже установленной даты.Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:военнослужащий находится на стационарном лечении;военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;военнослужащий участвует в походах кораблей;в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.Увольняемые с военной службы военнослужащие по призыву направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.В Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что военнослужащие при увольнении должны иметь на руках:военный билет;
учетно-послужную карточку;
карту профессионального психологического отбора;
предписание в военный комиссариат;
воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).Аттестаты на продовольствие, вещевое имущество и денежные аттестаты им не выдаются. Об обеспечении их продовольственно-путевыми деньгами и денежным довольствием делаются отметки в предписании.Командование воинских частей наделено определенными обязанностями по обеспечению надлежащего увольнения военнослужащих по призыву с военной службы и оформлению документов.Начальники штабов воинских частей обязаны не позднее чем за 10 дней до увольнения лично проверить у лиц, увольняемых с военной службы, наличие документов и правильность их заполнения.Увольняемым военнослужащим, которым определенное время не засчитано в срок военной службы, в военном билете и учетно-послужной карточке делается отметка с указанием причины, по которой не засчитано время в срок военной службы.Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.В соответствии с пунктом 146 Порядка обеспечения денежным довольствием в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700) при увольнении с военной службы военнослужащему по призыву, помимо ежемесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанным лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей – пять таких окладов.Согласно пункту 1 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации
на мирное время») увольняемые военнослужащие по призыву вправе получить в собственность предметы вещевого имущества личного пользования согласно сезону года – один из находящихся в носке на момент увольнения комплектов обмундирования (парадного или повседневного). Решение о такой передаче обмундирования принимается командиром воинской части.Кроме того, в случае сдачи в начале военной службы в кладовую подразделения своих личных вещей при увольнении военнослужащий
по призыву получает их на руки.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и подлежащие увольнению с военной службы, но находящиеся в отпуске по болезни или по личным обстоятельствам, срок которого истекает не более чем за 5 суток до истечения их срока военной службы (не считая времени, необходимого для проезда от места проведения отпуска до места прохождения военной службы и обратно), к месту военной службы невозвращаются, а увольняются с военной службы военными комиссарами районов по месту проведения отпуска, о чем извещаются командиры воинских частей. При этом военнослужащие, находящиеся в отпуске по болезни, увольняются после освидетельствования военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе.В этих случаях командиры воинских частей обязаны выслать в военные комиссариаты по их запросам документы для зачисления военнослужащих в запас и их личные вещи.Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, выслужившие установленные сроки военной службы и находящиеся на излечении в лечебных учреждениях, освидетельствуются военно-врачебными комиссиями после окончания лечения или определившегося исхода заболевания (ранения, контузии, травмы, увечья). Увольнение этих военнослужащих производится начальниками военно-медицинских учреждений, о чем сообщается командирам соответствующих воинских частей.Солдаты, матросы, сержанты и старшины могут быть досрочно уволены с военной службы по причинам и в случаях, определенных в статье 51 Закона.Досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья военнослужащих, признанных негодными или ограниченно годными
к военной службе, осуществляется командирами воинских частей на основании заключения военно-врачебной комиссии, оформленного свидетельством о болезни, и после утверждения его штатной военно-врачебной комиссией вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, флотилии в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565).При рассмотрении командиром воинской части рапорта военнослужащего (заявления от его родственников) о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте (заявлении) мотивы досрочного увольнения и проверить наличие документов, подтверждающих его законность.В случае, если к рапорту (заявлению) документы, подтверждающие законность досрочного увольнения, не приложены, командир воинской части должен в трехдневный срок направить в военный комиссариат района по месту жительства семьи военнослужащего запрос на представление в воинскую часть указанных документов.Военный комиссар района, получив такой запрос, в 10-дневный срок обязан на основании представленных членами семьи военнослужащего документов подготовить заключение, которое с приложением подтверждающих документов после утверждения военным комиссаром субъекта Российской Федерации направить командиру воинской части. Подпись военного комиссара субъекта Российской Федерации при утверждении заключения военного комиссара района заверяется гербовой печатью. Копия этого заключения остается в военном комиссариате района.Командир воинской части, рассмотрев поступившие из военного комиссариата документы, со своим ходатайством представляет их на решение по подчиненности соответственно начальнику главного штаба вида Вооруженных Сил Российской Федерации, штаба военного округа, штаба рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, объединения и соединения, в подчинении которых находится воинская часть.На основании полученного разрешения командир воинской части досрочно увольняет военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам. Номер и дата приказа командира воинской части об увольнении военнослужащего указываются в его военном билете.Старший военный прокурор 2 отдела
организационного управления
Главной военной прокуратурыполковник юстиции
Марат Шарипов