Соглашение на проведение совместных закупок 223 фз.

Иногда одновременно у нескольких государственных заказчиков возникает потребность в одном и том же товаре или услуге. В этом случае, в соответствии с деуствующим законодательством в сфере государственных закупок, они могут объявить совместные торги. В этой статье мы разберем то, как проходит эта процедура и в чем особенности ее проведения.

Совместные торги по 44 ФЗ

По действующим нормам закона № , в том случае, если два или несколько заказчиков, обязанных совершать свои сделки в соответствии с данным законом, хотят приобрести одни и те же товары или услуги, они вправе организовать совместный конкурс или аукцион.

Согласование взаимоотношений заказчиков

Взаимоотношения заказчиков между собой в ходе этих торгов, распределение прав, обязанностей перед поставщиками, ответственности за нарушение условий конкурс должны быть распределены между ними самостоятельно, в отдельном соглашении. Такие соглашения регулируются или нормами 44-ФЗ или общими положениями о договоре, предусмотренными Гражданским кодексом.

Соглашение о распределении обязанностей

В связи с тем, что 25 статья закона о закупках дает возможность правительству регулировать порядок организации таких торгов, 28.11.2013 года было принято Постановление Правительство, которое и установила общие и обязательные для всех Правила проведения совместных закупок. Этими правилами также предусмотрена обязанность участников еще до выхода на торги составить и подписать соглашение, предусматривающее их взаимные обязательства. Соглашение в обязательном порядке должно содержать информацию, предусмотренную 25 статьей закона.

Определение организатора совместных торгов

Следующим шагом после подписание соглашения станет определение его участниками организатора аукциона и указание его наименования в плане-графике. Организатором будет являться один из участников аукциона, определенный ими в соглашении. Ему стороны соглашения передают часть своих полномочий, которые будут необходимы для поведения торгов. Само проведение аукциона полностью регулируется нормами закона №44-ФЗ.

Функции организатора

Согласно Закону и соглашению организатор возлагает на себя выполнение следующих функций:

  1. Создает комиссию по закупкам и утверждает состав ее членам. В комиссию включаются представители от каждого участвующего в торгах заказчика. По общему правилу, они делегируют туда количество членов, пропорциональное их доле в закупке, но соглашением сторон может быть предусмотрен и другой способ формирования комиссии;
  2. Разрабатывает конкурсную документацию и подает в единую информационную систему заявку на проведение торгов. Нижняя и верхняя планка цен на закупку определяется организатором исходя из совокупности нижних и верхних (максимальных) порогов цен каждого из заказчиков, участвующих в совместных закупках;
  3. Взаимодействует со всеми заинтересованными в торгах лицами, осуществляет их ознакомление с документацией;
  4. Разъясняет положения документации по запросам заинтересованных лиц;
  5. При возникновении необходимости меняет документацию или содержание объявления о торгах;
  6. Размещает всю предусмотренную законом №44-ФЗ информацию и иные сведеня в общей информационной системе;
  7. После того как составлены протоколы по итогам торгов, направляет их копии каждому участнику, а также в государственные уполномоченные органы. Копии протоколов должны быть разосланы не позднее, чем на следующий день после того, как они были подписаны;
  8. Выполняет иные функции, возложенные на него данным соглашением.

Подведение итогов совместных торгов по 44 ФЗ

Расходы на проведение аукциона распределяются между всеми участника соглашения пропорционально. Пропорция рассчитывается исходя из соотношения начальной или верхней цены контракта, выставленной каждым заказчиком, и общей максимальной или начальной ценой контракта. Договоры с поставщиком каждый из участников соглашения заключает самостоятельно.

Если по тем или иным причинам, которые были указанны в законе, конкурс был признан несостоявшимся, то каждый из участников торгов вправе самостоятельно, предварительно согласовав такое решение в установленном порядке, заключить контракт с единственным поставщиком.

Совместные торги по 223 ФЗ

Проведение совместных торгов в соответствие с нормами закона № проводится уже на основании другого постановления правительства. Для реализации на практике норм этого закона было принято постановление N 631. Им были утверждены основные нормы и положения, регулирующие взаимоотношения заказчиков, как государственных, так и муниципальных, и органов, которым на основании федеральных законов были переданы все полномочия на размещение таких заказов. Постановление гласит, что и в этом случае при проведении совместных торгов участники должны заключить между собой соглашение и назначить в нем одного из них организатором торгов.

Предмет совместных торгов по 223 ФЗ

Совместные торги по 223-ФЗ проводятся в целях закупки продукции только одного наименования. Одинаковое наименование означает то, что продукция имеет идентичные коды по Общероссийской классификации. Если несколько заказчиков, которые работают в оном городе, намерены приобрести совместно одинаковую продукцию, они могут и самостоятельно организовать торги по закупке, и передать эту обязанность уполномоченному органу, чтобы избавить себя от несвойственных функций.

Особенности проведения торгов

Все потребности каждого заказчика суммируются между собой, и на торги выставляется один лот. Как в предыдущем случае, при определении победителя торгов, каждый заказчик заключает с ним индивидуальный договор.

Проведение совместных закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ, где таким закупкам посвящена отдельная статья (в части проведения совместных конкурсов и аукционов) 1 , никак не регулируется. Но и не содержит ограничений для проведения подобных закупок. Поэтому у заказчиков по 223-ФЗ есть возможность такие закупки проводить, хотя распространенной такую практику не назовешь. Их общая суть заключается в том, что один заказчик, имеющий потребность в определенных товарах, работах или услугах (далее - ТРУ), осуществляет закупку общего объема этих ТРУ, в который входит не только потребность именно этого заказчика, но и потребность в данных ТРУ других заказчиков. По результатам осуществления закупки, данный «головной» заказчик заключает договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свою потребность в ТРУ, а другие заказчики также заключают договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свои потребности. Считается, что в силу большего объема осуществляемой закупки такая конструкция позволяет обеспечить закупку ТРУ заказчиками по меньшей («более оптовой») цене, если бы они проводили каждый свою закупку самостоятельно.

Необходимость совместных закупок может возникать, например, если у нескольких подведомственных автономных или бюджетных учреждений 2 (например, региональных образовательных учреждений) имеется потребность в ГСМ для своего автотранспорта, или потребность в какой-то продукции (например, трубах для трубопроводов) имеется у нескольких дочерних предприятий какой-то коммерческой организации (в том числе, возможно, и у этой самой головной организации). Отметим, что инициатором проведения совместной закупки, как правило, является как раз некий «вышестоящий» орган - например, это может быть учредитель автономных или бюджетных учреждений, заинтересованный в обеспечении экономии средств своих подведомственных учреждений, или головная коммерческая компания, заинтересованная в повышении экономичности закупок своих «дочек», а в каких-то случаях и в повышении экономичности и своих собственных закупок при наличии общих потребностей с этими «дочками». Хотя не исключается вариант, при котором заказчики по 223-ФЗ могут объединять свои закупки в целях оптимизации расходов и без какого-то сигнала сверху. Также для совместных закупок характерна ситуация, при которой среди заказчиков присутствует некий «заказчик-паровоз» с самой большой потребностью в ТРУ, который и обеспечивает «крупнооптовость» закупки, а остальные заказчики присоединяются к проводимой им закупочной процедуре со своими относительно небольшими потребностями. Хотя бывает и так, что потребности всех заказчиков в ТРУ примерно могут быть примерно одинаковы, а крупный опт как раз получается от сложения всех этих потребностей.

Приведем для наглядности несколько примеров из практики.

Пример 1.

В декабре 2016 г. государственное бюджетное учреждение «Брянская станция по борьбе с болезнями животных» провела электронный аукцион для закупки различных видов вакцин с начальной (минимальной) ценой договора 88 086 руб. 3 Данная закупка проводилась для нужд 3 заказчиков - Брянской станции по борьбе с болезнями животных, которая одновременно выступила и в качестве организатора торгов, а также еще двух областных бюджетных учреждений: Центр ветеринарии «Пригородный» и Выгоничская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных. В техническом задании по каждому заказчику была указана номенклатура необходимых ему вакцин и их количество. Начальная (минимальная) цена договора также была определена как сумма таких цен в разрезе каждого заказчика, при этом доля цены организатора торгов - заказчика составила 74 %. И в документации о закупке обоснование начальной (минимальной) цены договора было тоже приведено в разрезе каждого из 3 заказчиков.

В аукционе, состоявшемся 19.12.2016, приняло участие 3 поставщика, победителем было признано ООО «Брянскзооветснаб», предложившее цену договора в размере 75 313,88 руб. По результатам аукциона каждый заказчик, в том числе и организатор торгов, должен будет заключить договор с данным поставщиком на поставку своей части вакцин.

Пример 2.

В ноябре - декабре 2015 г. ПАО «Ленэнерго» провело открытый конкурс в электронной форме для закупки услуг корпоративной сотовой связи в 2016-2018 гг. для нужд 4 заказчиков - самого ПАО «Ленэнерго», ОАО «Энергосервисная компания Ленэнерго», ЗАО «Царскосельская энергетическая компания», ЗАО «Курортэнерго» с начальной (минимальной) ценой договора в размере 47 169 тыс. руб. 4 Обратим внимание, что последние три заказчика являются дочерними компаниями ПАО «Ленэнерго», а само ПАО «Ленэнерго» в свою очередь является дочерней компанией ПАО «Россети».

В документацию о закупке были включены 4 отдельных технических задания в отношении каждого заказчика, утвержденные руководителями или уполномоченными должностными лицами заказчиков. Отметим для сведения, что технические задания состояли из сведений о количестве необходимых прямых и федеральных телефонных номеров, описания технических требований к услуге, плановому ежемесячному объему потребления услуг, перечня населенных пунктов Ленинградской области, где должна предоставляться услуга. Так же, как и в предыдущем примере, в закупочной документации были приведены начальные (минимальные) цены договоров в разрезе каждого заказчика, причем доля организатора торгов - заказчика опять же была львиной - 43 563 тыс. руб. Кроме этого, в документации о закупке были указаны единые для всех заказчиков максимальные тарифы по направлениям вызовов за минуту (вызовы на мобильные номера оператора в рамках корпоративного договора, исходящие вызовы в роуминге по России и т.д.). А вот обоснование начальной (минимальной) цены договора ни в целом, ни в разрезе отдельных заказчиков здесь в отличие от предыдущего примера в документацию не включалось - этого не требовалось положениями о закупке данных заказчиков.

В конкурсе приняли участие 3 сотовых оператора - МТС, Мегафон и Билайн (Вымпелком). Согласно протоколам закупки, в конкурсную комиссию входили только сотрудники одного из заказчиков (организатора торгов) - ПАО «Ленэнерго». Все участники конкурса подали заявки, содержавшие одинаковое предложение по цене договора, равное начальной (минимальной) цене договора. По результатам рассмотрения поданных заявок заявки компаний МТС и Билайн были отклонены в связи с их несоответствием техническим заданиям. В связи с этим конкурс был признан несостоявшимся, и заказчики заключили договоры с компанией Мегафон как с единственным исполнителем.

Пример 3.

В мае 2015 г. муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 181» (г. Оренбург) провело запрос котировок для закупки хлеба для собственных нужд, а также нужд еще 6 таких же муниципальных учреждений дошкольного образования 5 . Общая начальная (минимальная) цена договора здесь не определялась, а в закупочной документации были определены 7 лотов (по числу заказчиков), каждый из которых имел свою начальную (минимальную) цену договора (от 23 540 до 66 750 руб.), спецификация же (техническое задание) в свою очередь содержала 7 разделов по каждому лоту, в которых были приведены конкретные потребности каждого заказчика в хлебе. Отметим, что в отличие от предыдущих примеров в этой закупке какого-то одного «заказчика-паровоза» не было.

Также в отличие от предыдущих примеров данная закупка закончилась неудачей - на участие в запросе котировок не было подано ни одной заявки. Возможно, причиной этой неудачи было как раз то, что закупка была разделена по лотам, а закупочная документация (в частности, форма заявки) позволяла участвовать в закупке только в отношении одного или нескольких лотов (то есть не всех). Это могло не создать у потенциальных участников закупки представление о том, что речь идет о единой закупке большого размера у одного поставщика.

В ЕИС также можно встретить совместные закупки, которые проводили и проводят заказчики по 223-ФЗ для приобретения топлива, новогодних подарков детям сотрудников, путевок в оздоровительные лагеря для детей сотрудников, лакокрасочных материалов, технического обслуживания газового оборудования, страховых услуг, клининговых услуг, строительно-ремонтных материалов (песка, щебня), программного обеспечения, расходных материалов для оргтехники и компьютеров, электрооборудования, медицинских услуг и т.д.

Условия и порядок проведения совместных закупок по 223-ФЗ, как и многие другие правила осуществления закупок, не регламентированные самим законом и его подзаконными нормативными правовыми актами, определяются в положениях о закупке конкретных заказчиков. И как это имеет место в отношении разных правил закупки, здесь тоже наблюдается заметное разнообразие. Вот как, например, осуществление таких закупок регулируется в положении о закупке упоминавшегося выше ПАО «Ленэнерго» - данный заказчик, являясь «дочкой» ПАО «Росссети», принял решение руководствоваться Единым стандартом закупочной деятельности ПАО «Россети» (положением о закупке) 6 .

Данный документ содержит отдельный раздел «Управление совместными закупками» , перечислим его основные нормы .

  1. ПАО «Россети» и его дочерние компании могут заключать с другими заказчиками, в том числе осуществляющими закупочную деятельность не по стандарту ПАО «Россети, соглашение о совместных закупках продукции, однако, такое соглашение может быть подписано только при внесении в него условия, что правила проведения совместной закупки не могут нарушать нормы стандарта ПАО «Россети».
  2. В соответствии с соглашением совместные закупки могут проводиться с соблюдением следующих условий:
  3. Соглашение должно устанавливать права и обязанности заказчиков в рамках закупки, в том числе порядок согласования и утверждения извещения и документации о закупке, изменений и разъяснений документации о закупке, порядок формирования закупочной комиссии и порядок ее работы, порядок проведения заседаний закупочной комиссии и оформления ее решений.
  4. В соглашении должны определяться заказчик, выступающий организатором закупки, его права и обязанности.
  5. При планировании каждый заказчик включает совместную закупку в своей части в свой собственный план закупок. Обратим внимание на этот важный момент - такой подход является единственно правильным при любой совместной закупке по 223-ФЗ, так как в соответствии с нормативно-правовой базой в план закупки конкретного заказчика должны включаться сведения о закупке ТРУ, необходимых для удовлетворения потребностей данного заказчика 7 . Вместе с тем, отметим, что форма такого плана не предусматривает какого-либо указания на то, является ли та или иная закупка совместной 8 .
  6. По результатам совместной закупки может быть заключен либо многосторонний договор между всеми заказчиками совместной закупки и ее победителем, либо несколько отдельных договоров между каждым из заказчиков и победителем.

А вот какие правила касательно совместных закупок мы видим в соответствующем разделе относительно мелкого заказчика по 223-ФЗ - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 323» (г. Уфа) 6 - см. ниже.

  1. При наличии у двух и более заказчиков нужд в одних и тех же ТРУ такие заказчики вправе проводить совместные закупки на основании соглашения, в котором определяются права, обязанности и ответственность заказчиков.
  2. При проведении совместных закупок могут применяться следующие способы, в том числе в электронной форме: открытый аукцион; открытый конкурс; запрос котировок цен. Отметим, что в данном случае в отличие от вышеприведенного примера имеет место ограничение способов закупки для осуществления совместных закупок - в положении о закупке данного заказчика также предусматривается применение такого конкурентного способа закупки как запрос предложений, но в перечень для совместных закупок он включен не был.
  3. Договор с победителем совместных закупок или с участником, с которым заключается договор, заключается каждым заказчиком. Отметим, что в отличие от предыдущего примера возможность заключения многостороннего договора здесь не предусматривается.
  4. Организатором совместных закупок выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких закупок.
  5. Соглашение должно содержать:
  • информацию о сторонах соглашения;
  • информацию о предполагаемых закупках, в отношении которых проводятся совместные закупки;
  • права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
  • информацию об организаторе совместных закупок, в том числе перечень полномочий, передаваемых указанному организатору сторонами соглашения;
  • порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
  • порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
  • примерные сроки проведения совместных закупок;
  • порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных закупок.

Таким образом, в любом случае важной регулирующей составляющей осуществления совместных закупок является соглашение о проведении таких закупок, которое заключают между собой разные заказчики. Если какие-то процедурные моменты не упомянуты в положении о закупке, то они могут устанавливаться в этом соглашении. В качестве примера рассмотрим содержание соответствующего соглашения, которое было заключено между уже знакомым нам уфимским детским садом № 323 и другим таким же городским автономным учреждением «Детский сад № 28» 9 .

Предметом данного соглашения является осуществление совместных закупок продуктов питания. Организатором закупок определен один из заказчиков - детский сад № 28. В его обязанности были включены:

  1. формирование комиссии по проведению совместных закупок;
  2. установление формы заявки на осуществление закупок, которую должен подавать другой заказчик организатору торгов;
  3. подготовка документации о закупке и ее утверждение, в том числе проекта договора;
  4. организация и проведение процедур закупок, в том числе размещение в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке (в том числе проекта договора), разъяснений по документации о закупке, протоколов, а также изменений, внесенных в соответствующие документы; прием и регистрация заявок от участников закупки;
  5. организация работы комиссии по проведению совместных закупок, составление протоколов и предоставление их другому заказчику;
  6. хранение всех документов, связанных с закупкой, в течение 1 года с даты размещения в ЕИС извещения о закупке.

В свою очередь к обязанностям заказчика, не являющемуся организатором торгов , были относены:

  1. представление организатору торгов кандидатур своего представителя для участия в работе комиссии по проведению совместных закупок, обеспечение их участия в этой работе;
  2. предоставление организатору торгов заявок на осуществление закупок по установленной им форме в следующие сроки: конкурс или аукцион - ежеквартально, не позднее 60 дней до наступления квартала, в течение которого должны осуществляться закупки; запрос котировок цен - по мере необходимости, но не позднее 30 дней (закупка свыше 500 тыс. руб.) или 20 дней (закупка до 500 тыс. руб.) до начала исполнения договора;
  3. участие в определении организатором торгов требований к условиям поставки и начальной (минимальной) цены договора с целью установления единых требований и цены, применяющихся при осуществлении закупки;
  4. рассмотрение документации о закупке, составленной организатором торгов, ее утверждение в течение 3 рабочих дней с даты получения;
  5. в случае принятия решения об отказе от проведения закупки или внесения изменений в документацию о закупке - своевременное уведомление организатора торгов для проведения им необходимых процедур.

Особым условием соглашения является то, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки с тем или иным заказчиком, срыва поставки продуктов данное обстоятельство служит основанием для повторного осуществления закупки организатором торгов без оформления новой заявки со стороны заказчика. В случае нарушения заказчиком, не являющимся организатором торгов, установленных сроков выполнения своих обязанностей, а также в случае ненадлежащего оформления заявки организатор торгов имеет право исключить данного заказчика из числа заказчиков, для нужд которых должна осуществляться закупка.

В заключение следует сказать, что при проведении совместных закупок ключевое значение имеет стыковка правил осуществления закупок, установленных в положениях о закупке разных заказчиков. Именно поэтому, в числе прочего, совместные закупки практикуют, как правило, те заказчики, которые имеют, так сказать, «родственные» положения о закупках. Здесь может идти речь о коммерческих заказчиках, осуществляющих закупки на основании положения о закупке компании, которая является их учредителем, или чьи положения о закупке хоть и являются формально разными нормативными документами, но «списаны» с одного источника - с того же самого положения о закупке головной компании. Также таким случаем может быть ситуация, когда разные заказчики пользуются положениями о закупке, составленными на основе типового положения о закупке, утвержденного их общим учредителем. Например, в г. Новосибирске городская мэрия утвердила такое типовое положение и предложила своим муниципальным унитарным предприятиям, своим муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, а также хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия г. Новосибирска в совокупности превышает 50 %, использовать его в качестве основы для формирования положений о закупке 10 . Хотя отметим, что в этом типовом положении проведение совместных закупок как раз не предусматривается. А вот, напротив, в типовом положении о закупке, утвержденном в Калининградской области в отношении областных государственных медицинских учреждений проведение совместных закупок предусмотрено 11 .

1 Ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

2 Бюджетные учреждение вправе осуществлять закупки по 223-ФЗ за счет части своих средств, в том числе за счет средств, полученных от оказания платных услуг и платных работ - в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 www.zakupki.gov.ru - закупка № 31604366856.

4 www.zakupki.gov.ru - закупка № 31502923654.

5 www.zakupki.gov.ru - закупка № 31502342451.

6 www.zakupki.gov.ru.

7 П. 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932

8 Форма плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932

9 http://detsad323.ru (раздел «Сведения об образовательной организации», подраздел «Документы»).

10 Постановление мэрии города Новосибирска от 05.12.2013 № 11420 «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

75 772 просмотра

Совместные торги это процедура приобретения товаров, работ и услуг для нескольких организаций, которая осуществляется организатором закупки на основании заключенного между такими организациями соглашения

Несмотря на разнообразие приобретаемых товаров, работ и услуг, как в сфере государственного заказа, так и корпоративных закупок, основную массу составляют достаточно типовые товары, работы и услуги, которые требуются практически каждому заказчику. Учитывая этот момент и руководствуясь принципом эффективности, законодатель предусмотрел и установил такой инструмент как совместные торги, который позволяет заказчиком минимизировать свои временные и финансовые затраты на осуществление одинаковых закупок. Организация совместных торгов позволяет значительно сократить издержки связанные с необходимостью проведения конкурентных процедур. Поэтому подробно рассмотрим процедуру проведения совместных тендеров, а также отметим ключевые положительные и отрицательные стороны данного института.

Процедура совместных торгов

Первоначально мы осветим вопрос проведения совместных тендеров по 44 ФЗ. Статья 25 Закона о контрактной системе устанавливает общие положения проведения совместных торгов. В частности закреплено, что формой определения победителя могут быть только конкурсы или аукционы. Иные способы для совместных тендеров Законом о контрактной системе не предусмотрены.

Поскольку взаимодействие заказчиков осуществляется только в части процедурных моментов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), то после их проведения, дальнейшие действия заказчиков уже не подлежат координации и в частности контракт с победителем заключает каждый заказчик самостоятельно. Так же, норма закона определяет, что основным документом, определяющим права, обязанности и ответственность организатора и участников обоюдных тендеров является соглашение, которое должно быть заключено в соответствии с гражданским законодательством, с учетом Закона о контрактной системе. Дополнительно установлено, что выступать в роли организаторов обоюдных торгов может либо один заказчиков, либо уполномоченный орган или учреждение из сферы централизованных торгов. Кто в конкретных тендерах должен быть организатором, определяется в соглашение между участниками.

Несмотря на иное нормативно-правовое регулирование для юридических лиц работающих в соответствии с Законом 223-ФЗ, институт совместных торгов практически полностью соответствует сфере государственных и муниципальных закупок, с небольшими отличиями, о которых будет уточнено дополнительно при их наличии.

Соглашение о проведении совместных торгов

Для проведения общих торгов в соответствии с Законом о контрактной системе потребуется заключить соглашение с другими заказчиками. В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о контрактной системе такое соглашение должно содержать некоторые обязательные сведения, в частности: ИКЗ (код закупки), существенные условия, НМЦК в отношении каждого заказчика, сведения об организаторе, порядок разделения расходов, срок соглашения, а так же иные сведения. Форма соглашения обязательно должна быть письменная. При наличии технической возможности оно может быть заключено в форме электронного документа, при условии соблюдения требований Закона об электронной подписи.

Помимо соглашения, правила проведения процедуры установлены также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088. В частности в данных правилах определенны полномочия организатора, к которым отнесено, в том, числе создание и утверждение комиссии по осуществлению закупок, которая должна будет оценивать заявки участников торгов. В состав такой комиссии включаются члены каждого из участников-заказчиков относительно объему осуществляемых закупок в общем объеме. Так же организатор закупки осуществляет все процедурные действия для определения победителя, составляет документацию, протоколы, дает разъяснения, вносит изменения и другие действия, предусмотренные Законом о контрактной системе или Законом 223-ФЗ.

Предметом соглашения по Закону 223-ФЗ могут быть только товары, работы и услуги с одинаковыми кодами Общероссийских классификаторов. Потребности нескольких заказчиков суммируются и представляются в виде одного лота. По итогам совместных торгов договоры заключаются с победителем заказчиками индивидуально.

Положительные и отрицательные моменты совместных тендеров

К неоспоримым достоинствам таких тендеров естественно относится возможность участия в них крупных представителей бизнеса, которым тендеры заказчиков по отдельности не могли бы быть настолько интересны. Так же, значительно снижается возможность возникновения коррупциогенных факторов, поскольку организатор закупки проводит все необходимые действия для определения победителя, и интерес отдельного заказчика никоим образом не может повлиять на конечный итог процедуры. Эффективность закупок конечно также очень сильно повышается, поскольку заказчики в таком случае значительно освобождаются от многих требований Закона о контрактной системе, что позволяет им сконцентрироваться на своей основной деятельности.

Но, несмотря на указанные достоинства, такие торги имеют также ряд значительных недостатков. Например, в процессе подготовки документации неизбежно разные заказчики по-разному сформулируют описание объекта закупки, и подготовят обоснование цены. И организатор должен будет все эти данные привести к общей форме и типу, что может значительно усложнить процесс подготовки документации закупки. Так же, такие тендеры практически закрывают участие в них для представителей малого бизнеса, что в конечном итоге негативно сказывается на экономических процессах.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В 2014-2015 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) провела анализ практики применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ).

По итогам проведенной работы антимонопольная служба разработала Стандарт осуществления закупочной деятельности, который прошел обсуждение с представителями крупных заказчиков.

Документ включает в себя предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

По словам начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, Стандарт направлен на единообразие применение Закона № 223-ФЗ, повышение открытости и прозрачности, увеличение количества участников, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с разработанным Стандартом в целях повышения эффективности закупочной деятельности заказчика, сокращения издержек на содержание штата сотрудников и проведения закупочных процедур, повышения профессионализма лиц, осуществляющих закупочную деятельность, возможна централизация закупочной деятельности заказчиков.

Для централизации закупочной деятельности заказчика может быть создано (определено) уполномоченное лицо либо структурное подразделение, которое в силу решения о его создании либо передаче ему полномочий заказчика, осуществляет функции по закупке товаров, работ, услуг для нужд таких лиц (фактических получателей товаров, работ, услуг).

Функции уполномоченного лица определяются положением о его создании, наделении его соответствующими полномочиями, в том числе путем:

передачи уполномоченному лицу функций по организации и проведению закупок (подготовка и размещение извещения о проведении закупки, документации о закупке, выбор наилучшего предложения участников закупки (определение победителя закупки);

наделения уполномоченного лица полномочиями по осуществлению полного цикла закупочной деятельности от формирования, размещения извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора до заключения договора, а также приемки товаров, работ, услуг по договору.

Кроме того, при централизации закупочной деятельности возможно осуществление закупки товаров, работ, услуг заказчиком для удовлетворения потребностей нескольких лиц. При этом в зависимости от условий договора поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг может осуществляться как по месту нахождения получателей такого товара, работы, услуги так и исключительно по месту нахождения уполномоченного лица, с последующей доставкой таких товаров получателям уполномоченным лицом.

Проведя краткий анализ разработанных стандартов, был сделан вывод, что централизация закупочной деятельности заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ возможна.

Иные способы закупки могут быть предусмотрены в положении о закупке (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Поэтому заказчики, которые собираются проводить одни совместные торги в первую очередь должны предусмотреть способ закупки «совместный конкурс» или «совместный аукцион» в своих положениях о закупке. Заказчики могут сформировать соглашение о проведении совместных торгов, в котором определят организацию и порядок проведения совместных торгов. Для проведения совместных торгов необходимо выбрать организатора. Организатора можно выбрать из числа заказчиков.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.