Режимно секретное подразделение на предприятии. Положение о первом отделе

Режимно-секретное обслуживание – это предоставление услуг по защите государственной тайны сторонней организацией, имеющей собственное подразделение по защите государственной тайны (первый отдел) и соответствующую лицензию.

В соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. №5485-1, наличие режимно-секретного подразделения необходимо для получения лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Организации, не имеющие своего режимно-секретного подразделения, для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, могут заключать договор на предоставление услуг по защите государственной тайны с организацией, которая такое подразделение имеет.

Режимно-секретный отдел (РСО) ООО «ТЕЛЕКОМКРИПТ» оказывает услуги по защите государственной тайны организациям, предприятиям, учреждениям различных форм собственности, не имеющим собственных режимно-секретных подразделений.

Комплекс услуг по обслуживанию в режимно-секретном отделе:

1. Организация и ведение отдельного секретного делопроизводства:

  • организация и ведение секретного делопроизводства в полном объеме, обеспечение установленного в организации режима секретности;
  • разграничение доступа работников к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • контроль соблюдения установленного в организации порядка работы с носителями сведений, составляющих государственную тайну;
  • ведение учета документов, их прием и отправка через ФГУП ГЦСС ‒ Управление специальной связи по г. Москве и МО;
  • формирование дел, их ведение, архивация, хранение;
  • ознакомление, проверка, отбор и уничтожение носителей сведений, составляющих государственную тайну.

2. Ведение допускной работы в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 06.02.2010г. № 63):

  • участие в оформлении допусков работникам к государственной тайне, контроль сроков действия допусков;
  • оформление и согласование с органами ФСБ России номенклатуры должностей работников, внесение в нее изменений и дополнений;
  • оформление, учет и хранение учетных карточек формы 1 по допуску к государственной тайне;
  • оформление, выдача, учет и хранение справок о допуске к государственной тайне;
  • учет осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну.

3. Обеспечение в соответствии с руководящими документами режимных условий для работы исполнителей с носителями сведений, составляющих государственную тайну.

4. Предоставление в рамках заключенных договоров технических средств для обработки документов ограниченного доступа, аттестованных в соответствии с требованиями нормативно-методических документов ФСТЭК России.

5. Подготовка проектов документов и оказание консультационных услуг по организации защиты государственной тайны в организации, на предприятии, в учреждении.

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я. Чайка

26.03.2018

ПОЛОЖЕНИЕ

о Первом отделе (на правах управления)
Генеральной прокуратуры Российской Федерации

1 . Общие положения

1.1. Первый отдел (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - отдел) является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О государственной тайне», правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением.

1.3. Отдел организует свою работу с учетом возложенных на него задач и предоставленных полномочий на основе планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и отдела, а также в соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Отдел взаимодействует с главными управлениями, управлениями и отделами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Университетом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним военными и иными специализированными прокуратурами, а также с правоохранительными и

иными федеральными государственными органами.

1.4. Отдел контролирует соблюдение установленного порядка работы с секретными документами. Осуществляет прием, отправку и учет всех секретных документов, в том числе в рамках единой автоматизированной системы ведомственного документооборота. Имеет печать со своим наименованием и соответствующие штампы.

2. Структура отдела

2.1. Руководство деятельностью отдела осуществляет начальник отдела - старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации.

2.2. В штат отдела входят старшие прокуроры, прокурор и федеральные государственные гражданские служащие, имеющие допуск к государственной тайне не ниже второй формы и необходимые для работы деловые качества и уровень квалификации. Должностные обязанности работников отдела определяются настоящим Положением, распоряжениями начальника отдела и должностными регламентами федеральных государственных гражданских служащих.

2.3. В структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации распоряжением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначаются уполномоченные Первого отдела по ведению секретного делопроизводства (далее - уполномоченные отдела) из наиболее подготовленных работников, имеющих допуск к государственной тайне по второй форме.

3. Основные задачи отдела

3.1. Обеспечение в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации выполнения требований Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и иных нормативных правовых актов, методических и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обеспечению режима секретности.

3.2. Организация и контроль деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по обеспечению режима секретности.

3.3. Организация и ведение секретного делопроизводства.

4. Функции отдела

4.1. Планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению режима секретности при проведении секретных работ.

4.2. Планирование и осуществление мероприятий по разграничению доступа работников к сведениям, составляющим государственную тайну.

4.3. Принятие мер по выявлению и закрытию возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну.

4.4. Координация деятельности других структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам защиты государственной тайны и соблюдения законодательства Российской Федерации в этой области.

4.5. Анализ деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по обеспечению защиты государственной тайны.

4.6. Учет нарушений режима секретности и анализ их причин, принятие мер к их устранению.

4.7. Информирование органов государственной власти Российской Федерации, наделенных полномочиями распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну, и органов безопасности о фактах разглашения таких сведений, а также случаях их утраты либо хищения.

4.8. Участие в проведении служебных расследований в случае утраты либо хищения носителей сведений, составляющих государственную тайну, других нарушений режима секретности, а также по фактам их разглашения.

4.9. Контроль за обоснованностью засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, правильностью определения и изменения степени их секретности.

4.10. Оценка материалов на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, и подготовка соответствующих заключений по ним.

4.11. Осуществление методического руководства режимно-секретными подразделениями прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур и оказание им практической помощи. Контроль деятельности уполномоченных отдела.

4.12. Участие в пределах компетенции в проведении комплексных и отраслевых проверок организации деятельности нижестоящих прокуратур.

4.13. Участие в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению режима секретности при приеме иностранных граждан.

4.14. Участие в обеспечении пропускного режима.

4.15. Разработка номенклатуры должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям.

4.16. Участие в оформлении допуска работников к государственной тайне, контроль сроков действия допусков.

4.17. Проведение инструктажа работников, допущенных к государственной тайне, контроль знания ими требований нормативных документов по режиму секретности.

4.18. Учет осведомленности работников в сведениях, составляющих государственную тайну.

4.19. Подготовка заключений об осведомленности прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур в сведениях, составляющих государственную тайну. Обеспечение процесса согласования выездов за границу по частным делам и в служебную командировку работников прокуратуры.

4.20. Принятие мер по предотвращению случаев утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну.

4.21. Размножение и учет секретных документов.

4.22. Учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и режимных помещений, ключей от их замков, а также множительной аппаратуры и персональных компьютеров, предназначенных для обработки секретной информации.

4.23. Учет, хранение и выдача печатей и штампов.

4.24. Иные функции, связанные с обеспечением режима секретности и ведением секретного делопроизводства.

5. Полномочия отдела

5.1. Требование от работников соблюдения положений Инструкции по обеспечению секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1 (далее - Инструкция № 3-1), других нормативных правовых актов, а также организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам защиты государственной тайны.

5.2. Разработка единой номенклатуры секретных дел в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и ее согласование с начальниками подразделений.

5.3. Проведение проверки состояния работы по обеспечению режима секретности в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.

5.4. Требование от работников представления письменных объяснений в случае утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну, разглашения таких сведений, других нарушений режима секретности.

5.5. Дача рекомендаций руководителям подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по обеспечению режима секретности.

5.6. Внесение руководству соответствующего органа прокуратуры представления о запрещении ведения секретных работ при отсутствии необходимых условий защиты государственной тайны или обнаружении нарушений режима секретности, а также предложений о прекращении допуска работников к государственной тайне или привлечении к ответственности работников, допустивших нарушение режима секретности.

5.7. Внесение предложений руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации о совершенствовании деятельности по обеспечению режима секретности.

5.8. Внесение в установленном порядке предложений по структуре, численности и персональному составу отдела.

5.9. Ведение в установленном порядке переписки с другими организациями по вопросам обеспечения режима секретности.

6. Полномочия работников отдела

6.1. Начальник отдела:

организует работу отдела и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач, издает распоряжения по вопросам организации работы отдела, подписывает документы, относящиеся к его компетенции;

координирует деятельность главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам защиты государственной тайны. Осуществляет контроль за деятельностью отделов общего и особого делопроизводства прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, Университета Генеральной прокуратуры Российской Федерации в области защиты государственной тайны;

докладывает заместителям Генерального прокурора Российской Федерации поступившие документы и материалы;

организует аналитическую работу отдела;

организует стажировку начальников отделов общего и особого делопроизводства прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, а также работников, вызываемых на стажировку по плану Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам режима секретности;

информирует руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации о вскрытых нарушениях, принимает меры к устранению их причин;

вносит руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации предложения об изменении структуры и штатной численности отдела, о назначении и об освобождении от должности работников отдела, об их аттестации, о присвоении классных чинов, поощрениях и привлечении к дисциплинарной ответственности, об изменении должностных окладов, установлении подчиненным работникам доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в труде;

принимает меры к повышению квалификации работников отдела, к созданию им надлежащих условий труда;

выполняет другие обязанности в соответствии с поручениями Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

6.2. Старшие прокуроры и прокурор отдела:

осуществляют свои полномочия по предметному принципу;

контролируют деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур в части исполнения законодательства о защите государственной тайны, исполнение приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

организуют в установленном порядке сбор и анализ данных о состоянии защиты государственной тайны в органах и организациях прокуратуры, по результатам анализа вносят предложения по совершенствованию этой работы, осуществляют подготовку информационно-аналитических и методических материалов;

принимают участие в выездах, в том числе в составе комиссий, в прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры для проведения проверок и оказания практической помощи;

осуществляют первичное рассмотрение поступающих в Генеральную прокуратуру Российской Федерации секретных документов и докладывают начальнику отдела;

организуют разработку и обновление номенклатуры должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

проверяют организацию работы с секретной информацией в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах;

проводят стажировку начальников отделов общего и особого делопроизводства прокуратур субъектов Российской Федерации, а также работников, вызываемых на стажировку в соответствии с планами работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам режима секретности;

организуют работу по отбору дел с истекшими сроками хранения, подлежащих уничтожению или сдаче в архив;

по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвуют в качестве экспертов в работе рабочей группы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, по рассекречиванию историко-архивных материалов;

вносят в установленном порядке предложения о совершенствовании действующего законодательства, участвуют в подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов организационно-распорядительных документов по вопросам защиты государственной тайны;

рассматривают жалобы и обращения, поступающие в отдел, а также запросы структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

проводят служебные проверки по фактам выявленных нарушений режима работы с секретными документами;

осуществляют взаимодействие с ФСБ России по вопросам обеспечения режима секретности;

осуществляют контроль за сохранностью сведений, ставших известными работникам по службе, пресекают противоправные действия других работников, которые могут привести к разглашению этих сведений;

принимают участие в работе ведомственных и межведомственных рабочих групп.

Старшие прокуроры выполняют наиболее сложные и ответственные поручения руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и начальника отдела.

Обязанности начальника отдела во время его отсутствия исполняет один из старших прокуроров.

6.3. Федеральные государственные гражданские служащие:

осуществляют ведение секретного и общего делопроизводства в соответствии с Инструкцией № 3-1, Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450, в том числе в рамках единой автоматизированной системы ведомственного документооборота;

проводят полугодовые проверки наличия секретных документов в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

ведут учет, систематизацию и хранение секретных документов;

ведут учет материальных ценностей и их целевое использование;

выполняют иные функции по поручению начальника отдела.

6.4. Прокурорские работники и федеральные государственные гражданские служащие отдела несут персональную ответственность за сохранность находящихся у них служебных документов, дел, иной документации, печатей, штампов, гербовых бланков и соблюдение установленного порядка доступа к содержащейся в документах информации.

Работники отдела, получившие печати и штампы в пользование по журналу учета, несут персональную ответственность за их сохранность и обоснованность использования.

7. Делопроизводство

Секретное и общее делопроизводство в отделе осуществляется в соответствии с Инструкцией № 3-1 и Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 №450.

8. Положение о Первом отделе (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации 27.11.2013, считать утратившим силу.


Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 28.06.2010.

УТВЕРЖДЕНО
приказом
от 00.00.0000 N 000
ПОЛОЖЕНИЕ
о режимно-секретном отделе
г. _________________
Настоящим Положением определяются место режимно-секретного отдела
(далее - Отдела) в структуре _____________________________________________,
(наименование организации)
задачи и функции Отдела, права и ответственность руководителей и работников
Отдела, порядок образования и ликвидации Отдела, управления деятельностью
Отдела.
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
- секретные сведения - сведения, составляющие государственную тайну, и
сведения, составляющие коммерческую тайну;
- сведения, составляющие государственную тайну, - защищаемые
государством сведения в области его военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести
ущерб безопасности Российской Федерации;
- сведения, составляющие коммерческую тайну, - сведения любого
характера (производственные, технические, экономические, организационные и
другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-
технической сфере, а также сведения о способах осуществления
профессиональной деятельности, которые имеют действительную или
потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам,
к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в
отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой
тайны;
- допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан
на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций -
на проведение работ с использованием таких сведений;
- доступ к секретным сведениям - санкционированное полномочным
должностным лицом ознакомление конкретного лица с секретными сведениями при
условии сохранения их конфиденциальности;
- гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности
сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и
(или) в сопроводительной документации на него;
- средства защиты информации - технические, криптографические,
программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений,
составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а
также средства контроля эффективности защиты информации.
1. Общие положения
1.1. Отдел является самостоятельным структурным подразделением ________
__________________________________________________ (далее - Организация).
(наименование организации)
1.2. Отдел находится в подчинении непосредственно _____________________
(наименование

должности руководителя Организации либо профильного заместителя

(по административной работе, по режиму, пр.))
1.3. Отдел в своей деятельности руководствуется:
- Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О
государственной тайне", Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О
коммерческой тайне", другими федеральными законами, устанавливающими
порядок обращения с секретными сведениями;
- Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской
Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 63, Перечнем
сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом
Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, иными нормативными правовыми актами,
регламентирующими отношения в связи с допуском к государственной тайне и
работой со сведениями, составляющими государственную тайну;
- инструкциями по обеспечению режима секретности на предприятиях, в
учреждениях и организациях и о порядке допуска должностных лиц и граждан
Российской Федерации к государственной тайне;
- настоящим Положением;
- _____________________________________________________________________
(реквизиты локального нормативного акта (инструкции, положения, др.)
___________________________________________________________________________
о порядке допуска работников к государственной тайне, секретным сведениям;
__________________________________________________________________________;
о требованиях, предъявляемых к работе с государственной тайной)
- иными локальными нормативными актами, определяющими порядок допуска
работников к государственной тайне, правила работы со сведениями,
составляющими государственную тайну;
- ____________________________________________________________________.
1.4. _________________________________________________________________.
(другие положения)
2. Основные задачи Отдела
Основными задачами Отдела являются:
2.1. Организация получения лицензий на проведение работ, связанных с
использованием сведений, составляющих государственную тайну, допуска
граждан к государственной тайне.
2.2. Организация доступа граждан к сведениям, составляющим коммерческую
тайну.
2.3. Обеспечение режима секретности при выполнении всех видов секретных
работ и обращении с секретными документами.
2.4. Организация секретного делопроизводства.
2.5. Предотвращение утечки, хищений, утраты, подделки и искажения
секретных сведений, несанкционированного доступа к секретным сведениям.
2.6. _________________________________________________________________.
(иные задачи)
3. Функции Отдела
3.1. В области организации получения лицензий на проведение работ,
связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
допуска граждан к государственной тайне функциями Отдела являются:
3.1.1. Подготовка документов, необходимых для получения Организацией
лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений,
составляющих государственную тайну, представительство интересов Организации
при получении указанных лицензий в соответствии с Положением о
лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по
проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих
государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с
осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите
государственной тайны, при возобновлении действия приостановленных
лицензий, обеспечение условий для организации и проведения специальных
экспертиз Организации.
3.1.2. Разработка с участием руководителей структурных подразделений
Организации номенклатуры должностей работников Организации, подлежащих
допуску к государственной тайне, подготовка изменений в номенклатуру на
основании итогов анализа доступа работников к сведениям, составляющим
государственную тайну.
3.1.3. Разработка рекомендаций для ____________________________________
(наименование подразделения
_______________________ по порядку оформления на работу (службу) граждан на
по кадровой работе)
должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими
государственную тайну.
3.1.4. Методическое руководство работой по разработке условий трудовых
договоров, предусматривающих обязательства граждан перед государством по
соблюдению требований законодательства Российской Федерации о
государственной тайне, по структуре и содержанию расписок граждан, с
которыми не заключается трудовой договор.
3.1.5. Анализ материалов, представляемых ______________________________
(наименование подразделения
___________________________ на оформление допуска граждан к государственной
по кадровой работе)
тайне, оценка представленных материалов для определения необходимости
проведения проверочных мероприятий (при оформлении допуска граждан к
государственной тайне по третьей форме).
3.1.6. Запрос карточек (форма 1) в режимно-секретных подразделениях тех
организаций, в которых оформляемые на работу (службу) граждане работали
(служили) в течение последних 5 лет, анализ полученных от режимно-секретных
подразделений с прежних мест работы (службы) материалов граждан,
оформляемых на работу (службу), на предмет выявления наличия возможных
оснований для отказа гражданину в оформлении допуска к государственной
тайне, для определения необходимости проведения проверочных мероприятий
(при оформлении допуска граждан к государственной тайне по третьей форме).
3.1.7. Оформление и переоформление допуска к государственной тайне,
оформление, учет и хранение карточек (форма 1), копий трудового договора
(контракта) и расписок, содержащих обязательства граждан по соблюдению
требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне
(форма 2).
3.1.8. Ведение журнала учета карточек на допуск к государственной тайне
(форма 9), журнала учета справок о допуске (форма 13), журнала учета выдачи
предписаний на выполнение заданий (форма 14).
3.1.9. Организация в установленном порядке доступа лиц, не являющихся
работниками Организации, к сведениям, составляющим государственную тайну,
при совместном выполнении работ (командированным, др.).
3.1.10. Выдача и учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и
справок о соответствующей форме допуска (формы 6 - 8) в отношении
командируемых и командированных граждан.
3.1.11. Подготовка представления на отстранение работника от работы со
сведениями, составляющими государственную тайну, на основании уведомления о
возникновении обстоятельств, которые могут послужить основанием для
прекращения гражданину допуска к государственной тайне, полученного из
органа безопасности, подготовка проекта решения о прекращении допуска к
государственной тайне и других необходимых материалов.
3.1.12. Информирование органов безопасности о прекращении допуска к
государственной тайне уволенных (переведенных) граждан, в отношении которых
в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1) с новой работы.
3.1.13. Контроль за исполнением подразделениями и работниками
Организации установленных требований по допуску граждан к государственной
тайне.
3.1.14. Инструктаж, проведение обучающих семинаров, иных мероприятий
для работников, допущенных к секретным сведениям, по соблюдению режима
безопасности в Организации, инструктаж работников Организации,
командируемых в органы власти и сторонние организации для выполнения работ
(осуществления функций), связанных со сведениями, составляющими
государственную тайну.
3.1.15. Представительство Отдела и Организации в отношениях с органами
безопасности по вопросам допуска граждан к государственной тайне.
3.1.16. ______________________________________________________________.
(другие функции)
3.2. В области организации доступа граждан к сведениям, составляющим
коммерческую тайну, функциями Отдела являются:
3.2.1. Разработка проектов локальных нормативных актов, определяющих
порядок доступа и обращения со сведениями, составляющими коммерческую
тайну.
3.2.2. Оформление обязательств принимаемых на работу граждан, а также
работников, которым предоставляется доступ к сведениям, составляющим
коммерческую тайну, о неразглашении коммерческой тайны.
3.2.3. Ознакомление под расписку работников, доступ которых к
сведениям, составляющим коммерческую тайну, необходим для выполнения ими
своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей
коммерческую тайну, обладателями которой являются Организация и ее
контрагенты, с установленным режимом коммерческой тайны и мерами
ответственности за его нарушение.
3.2.4. Учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим
коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была
предоставлена или передана.
3.2.5. Методическое руководство работой по разработке условий трудовых
и гражданско-правовых договоров, предусматривающих обязательства граждан о
неразглашении коммерческой тайны, по соблюдению требований законодательства
Российской Федерации о коммерческой тайне.
3.2.6. _______________________________________________________________.
(другие функции)
3.3. В области обеспечения режима секретности при выполнении всех видов
секретных работ и обращении с секретными документами функциями Отдела
являются:
3.3.1. Организация работы по засекречиванию сведений, полученных
(разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и
иных видов деятельности Организации, присвоение грифов секретности;
формирование внутреннего перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
контроль за своевременным засекречиванием, правильным определением и
изменением степени секретности документов (изменением или снятием
соответствующих грифов).
3.3.2. Разработка проектов локальных нормативных актов по защите
государственной тайны в Организации, организация их согласования и
утверждения.
3.3.3. Разработка и проведение в Организации мероприятий по обеспечению
режима секретности при ведении всех видов работ, связанных с обработкой,
хранением или передачей сведений, составляющих государственную тайну.
3.3.4. Контроль за выполнением в подразделениях Организации требований
режима секретности (проведение проверок выполнения требований режима,
соответствия используемого для обработки секретной информации оборудования
установленным требованиям, др.).
3.3.5. Организация в установленном порядке взаимной передачи сведений,
составляющих государственную тайну, между Организацией и другими
организациями, органами власти.
3.3.6. Представление Отдела и Организации в органах безопасности по
вопросам обеспечения государственной тайны.
3.3.7. Составление смет и других платежных документов по работам,
связанным с обеспечением сохранности секретных сведений.
3.3.8. Составление установленной отчетности, оперативных сводок по
Организации для руководства Организации.
3.3.9. _______________________________________________________________.
(другие функции)
3.4. В области организации секретного делопроизводства функциями Отдела
являются:
3.4.1. Организация и ведение секретного делопроизводства (прием, учет,
размножение, рассылка, хранение и уничтожение секретных документов),
разработка номенклатуры дел Отдела, оформление документов, связанных с
открытием и закрытием дел.
3.4.2. Подготовка форм и образцов документов секретного
делопроизводства и обеспечение ими подразделений Организации.
3.4.3. Разработка совместно с _________________________________________
(наименование структурного подразделения,
___________________________________________________________________________
ответственного за информационно-техническое обеспечение деятельности
____________________________ регламентов работы с электронными документами,
организации)
содержащими секретные сведения; организация и обеспечение безопасности
обмена электронными документами, содержащими секретные сведения.
3.4.4. Организация и обеспечение защиты информации о секретных
сведениях, передаваемой по каналам связи.
3.4.5. Инструктаж работников, допущенных к секретным документам, по
соблюдению режима секретности, методическая и практическая помощь
структурным подразделениям и работникам Организации при подготовке
документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
3.4.6. Контроль:
- за соблюдением правил размножения и рассылки секретных документов,
хранения и эксплуатации технических средств, предназначенных для
размножения секретных документов;
- за изготовлением, хранением, выдачей и использованием печатей и
штампов, используемых для засекречивания документов, учет ключей к сейфам
хранения секретных документов;
- за обеспечением сохранности секретных дел и документов в
подразделениях Организации, правил работы с секретными документами.
3.4.7. Организация доставки документов, содержащих секретные сведения,
адресатам.
3.4.8. _______________________________________________________________.
(другие функции)
3.5. В области предотвращения утечки, хищений, утраты, подделки и
искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к секретным
сведениям функциями Отдела являются:
3.5.1. Изучение и анализ содержания деятельности Организации с целью
выявления и предотвращения утечки секретных сведений (экспертиза
документов, производственных, технологических и управленческих операций,
схем взаимодействия, пр.) на предмет возможности утечки, хищений, утраты,
подделки и искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к
секретным сведениям.
3.5.2. Фиксация фактов утечки секретных сведений, хищений, утраты,
подделки и искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к
секретным сведениям, расследование причин таких нарушений режима
секретности, выявление виновных.
3.5.3. Информирование органов безопасности о выявленных и
расследованных нарушениях режима секретности, подготовка материалов об
уголовном преследовании виновных, а также лиц, предпринявших попытку
получения секретных сведений или получивших таковые, принятие иных мер по
устранению причин и условий, способствующих нарушениям требований режима
секретности.
3.5.4. Подготовка совместно с _________________________________________
(наименование подразделения по кадровой
_______ документов на привлечение к юридической ответственности работников,
работе)
разгласивших секретные сведения, допустивших иные нарушения режима
секретности, законодательства о защите государственной тайны.
3.5.5. _______________________________________________________________.
(другие функции)
3.6. В области _____________________________ функциями Отдела являются:
(другие области)
3.6.1. _______________________________________________________________.
3.6.2. _______________________________________________________________.
3.7. Возложение на Отдел функций, связанных с обеспечением режима
секретности, не предусмотренных настоящим Положением, производится путем
внесения изменений и дополнений в настоящее Положение.
4. Права Отдела
4.1. Отдел для выполнения возложенных на него функций наделяется
правами:
4.1.1. Требовать от структурных подразделений и работников Организации
необходимые Отделу документы, материалы и сведения.
4.1.2. В любое время проводить проверки (документальные и обследования)
структурных подразделений Организации по направлениям, указанным в пунктах
2 и 3 настоящего Положения, относящимся к компетенции Отдела.
4.1.3. Давать руководителям структурных подразделений Организации и
работникам, допущенным к секретным сведениям, обязательные для исполнения
указания по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.
4.1.4. Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений
работников других подразделений к осуществлению мероприятий, связанных с
обеспечением режима секретности в Организации.
4.1.5. Пользоваться согласно установленному порядку корпоративными
информационными системами, а также создавать собственные базы данных.
4.1.6. Принимать участие в совещаниях и иных мероприятиях, проводимых в
Организации по вопросам обеспечения режима секретности в Организации.
4.1.7. Совершать иные действия, предусмотренные локальными нормативными
актами Организации.
4.1.8. _______________________________________________________________.
4.2. Указанные в пункте 4.1 функциональные права уточняются и
распределяются между работниками Отдела в должностных инструкциях.
4.3. _________________________________________________________________.
(другие права)
5. Структура (штат) Отдела. Организация деятельности
5.1. Отдел возглавляет начальник Отдела.
5.2. Структура (штат) и численность работников Отдела определяются в
соответствии с штатным расписанием Организации.
5.3. По предложению начальника Отдела и представлению _________________
(наименование
___________________________________________________________________________
должности соответствующего руководителя при подчинении Отдела
____________________________ решением _____________________________________
не руководителю Организации) (наименование должности
______________________________________________ Организации в составе Отдела
соответствующего руководителя Организации)
могут быть образованы бюро (секторы, группы), отвечающие за отдельные
направления деятельности Отдела (обеспечение режима, секретное
делопроизводство, другие). Положения о бюро (секторах, группах) и
должностные инструкции работников бюро (секторов, групп) разрабатываются
начальником Отдела на основе настоящего Положения и утверждаются приказом.
5.4. Прием на должность начальника Отдела и увольнение с нее
производятся на основании приказа по представлению ________________________
(наименование должности
__________________________________________________________________________.
руководителя при подчинении Отдела не руководителю Организации)
5.5. Прием на должности руководителей, специалистов и технических
исполнителей Отдела производится на основании приказов по представлению
начальника Отдела.
Принятые в Отдел работники допускаются к самостоятельной работе после
оформления соответствующего допуска, изучения ими требований нормативных
документов по вопросам обеспечения режима секретности и секретного
делопроизводства и проверки этих знаний начальником Отдела.
5.6. Начальник Отдела:
1) осуществляет планирование деятельности Отдела;
2) распределяет обязанности между работниками Отдела;
3) обеспечивает своевременное и надлежащее выполнение работниками
Отдела задач и функций, возложенных на Отдел;
4) осуществляет методическое руководство работниками, входящими в
состав других структурных подразделений Организации, допущенными к работе с
секретными сведениями;
5) обеспечивает и контролирует соблюдение работниками Отдела
законодательства Российской Федерации, локальных нормативных актов
Организации;
6) несет персональную ответственность за соответствие актам
законодательства и локальным нормативным актам Организации принимаемых
Отделом решений и подготавливаемых документов;
7) вносит в соответствии с установленным порядком представления о
замещении должностей Отдела, предложения о поощрении работников Отдела,
применении к работникам мер дисциплинарного воздействия, представления по
иным кадровым вопросам в отношении работников Отдела;
8) обеспечивает своевременное представление руководству Организации
отчетов о деятельности Отдела, информационно-аналитических материалов,
справок и сведений по обеспечению режима секретности в подразделениях
Организации;
9) организует ведение делопроизводства в Отделе с соблюдением
стандартов и инструкций по делопроизводству;
10) представляет интересы Отдела во взаимодействии с другими
структурными подразделениями Организации, в других организациях, органах
государственной власти и органах местного самоуправления по вопросам
обеспечения режима секретности в Организации;
11) обеспечивает надлежащее и правильное использование и эксплуатацию
работниками Отдела закрепленного за Отделом имущества (мебели, инвентаря,
оргтехники, др.);
12) обеспечивает ознакомление работников Отдела с настоящим Положением
при приеме (переводе) на должности, входящие в состав Отдела, а также при
введении новой редакции Положения (отдельных его пунктов);
13) осуществляет другие функции, предусмотренные своей должностной
инструкцией, локальными нормативными актами Организации, трудовым
договором.
5.7. В период отсутствия начальника Отдела руководство деятельностью
Отдела осуществляет заместитель начальника Отдела или иной работник,
наделенный приказом соответствующими полномочиями.
5.8. Должностные обязанности работников Отдела определяются
должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке, а также
заключенными трудовыми договорами.
5.9. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и
во взаимодействии с другими структурными подразделениями Организации.
Взаимодействие осуществляется посредством обмена документами и
сведениями, необходимыми для осуществления согласованных действий,
получения материальных ценностей и финансовых ресурсов, необходимых для
выполнения возложенных на Отдел функций.
5.10. ________________________________________________________________.
(другие положения)
6. Ответственность
6.1. Начальник Отдела несет персональную ответственность за
неисполнение или ненадлежащее выполнение задач, функций и обязанностей,
предусмотренных настоящим Положением.
6.2. Работники Отдела несут ответственность в установленном
законодательством Российской Федерации порядке в случаях неисполнения или
ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, вытекающих из настоящего
Положения и закрепленных в должностных инструкциях, превышения своих
полномочий или использования их для решения вопросов, не обусловленных
служебной необходимостью, либо совершения ими иных правонарушений.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и пунктов 5.6 и 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398, а также в целях качественной организации мобилизационной подготовки в территориальных органах приказываю:

1. Начальникам территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:

к 15 декабря 2011 г. доложить о завершении мероприятий по организации мобилизационной подготовки в территориальном органе.

2. Утвердить по организации работы с государственной тайной в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

3. Заместителям руководителя, начальникам управлений и начальнику отдела режима, мобилизационной подготовки и гражданской обороны центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта организовать контроль и методическую помощь начальникам территориальных органов в организации мероприятий по работе с государственной тайной и по мобилизационной подготовке.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Методические рекомендации
по организации работы с государственной тайной в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(утв. Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 2 февраля 2011 г. N ГК-76фс)

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по организации работы с государственной тайной в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (далее - Инструкция 63) и других документов в области обеспечения режима секретности.

2. В соответствии с пунктом 20 закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статья 20"

3. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях:

"государственная тайна" - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

"носители сведений, составляющих государственную тайну", - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

"система защиты государственной тайны" - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

"допуск к государственной тайне" - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

"доступ к сведениям, составляющим государственную тайну", - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

"гриф секретности" - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

"режимное помещение" - помещение, в котором проводятся секретные работы и (или) хранятся в нерабочее время носители сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечивается сохранность указанных сведений;

"секретные работы" - работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

"средства защиты информации" - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

"перечень сведений, составляющих государственную тайну", - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;

"доступ к сведениям, составляющим государственную тайну", - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

"близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

"постоянное проживание за границей" - проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

"номер допуска к государственной тайне" - номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1).

4. Допуск территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, как органа государственной власти Российской Федерации, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется без получения лицензии (п. 5 "Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 г. N 3-1).

5. Организация работы с государственной тайной включает:

изучение нормативных и правовых документов по обеспечению режима секретности;

получение разрешения местного управления ФСБ России об организации работ с государственной тайной;

подбор, согласование с ФСБ России и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, а также допуск к государственной тайне начальника режимно-секретного подразделения (режимного работника);

создание режимного подразделения;

допуск к государственной тайне начальника территориального органа;

выделение и оборудование режимных помещений;

организация секретного делопроизводства;

заключение договоров на доставку корреспонденции с местными подразделениями специальной связи и (или) фельдъегерской связи;

аттестация персонального компьютера и другой оргтехники для обработки сведений, содержащих государственную тайну;

внесение дополнений в положения о территориальных органах.

Все мероприятия и разработка документов по организации работы с государственной тайной проводятся по согласованию с местным управлением ФСБ России.

6. Разрешение на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается территориальному органу при следующих условиях:

выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

II. Нормативные и правовые документы по обеспечению режима секретности

7. Основными нормативными и правовыми документами по обеспечению режима секретности являются:

Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63;

Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333;

Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 г. N 3-1;

Специальные требования и рекомендации по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам, утвержденные решением Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 23 мая 1997 г. N 55.

III. Получение разрешения местного управления ФСБ России об организации работ с государственной тайной

8. Основанием для допуска территориального органа к работе с государственной тайной и создания в нем режимно-секретных подразделений является решение (приказ) руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

9. Разрешение на работу территориального органа с государственной тайной и создание в нем режимно-секретных подразделений выдаётся местным управлением ФСБ России.

10. В письме, направляемом в местное управление ФСБ России, для получения допуска территориального органа к работе с государственной тайной и создания в нем режимно-секретных подразделений указывается:

наименование территориального органа;

наименование вышестоящей организации, её адрес и необходимые реквизиты;

правовой акт вышестоящей организации, на основании которого организуется работа с государственной тайной;

организационно-правовая форма, место нахождения территориального органа, номера расчетного счета в банке и наименования банка;

вид деятельности, на осуществление которого должно быть выдано разрешение на работу с государственной тайной (мобилизационная подготовка);

степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы (совершенно секретно, Пункты 47, 49, Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 05, пункт 11 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденного приказом начальника Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 31 октября 2007 г. N 08).

11. По требованию органов ФСБ России могут представляться другие сведения и документы.

IV. Согласование с ФСБ России и Федеральной службой но надзору в сфере транспорта назначения начальника режимно-секретного подразделения (режимного работника)

12. В письме по согласованию с ФСБ России и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта назначения начальника режимно-секретного подразделения (режимного работника) указывается:

фамилия, имя и отчество режимного работника;

год рождения;

образование;

последнее место работы;

имел ли работник допуск к государственной тайне и по какой форме;

должность, на которую назначается работник;

имеются ли основания для отказа в допуске к государственной тайне режимно-секретного подразделения (режимного работника) (ст. 22 закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне").

13. По требованию органов ФСБ России могут представляться другие сведения и документы.

V. Допуск к государственной тайне начальника территориального органа и начальника режимно-секретного подразделения (режимного работника)

14. Допуск к государственной тайне начальника территориального органа и начальника режимно-секретного подразделения (режимного работника) осуществляется по второй форме в соответствии с требованиями Инструкции 63.

15. Подготовка материалов для оформления допуска начальнику территориального органа и начальнику режимно-секретного подразделения (режимному работнику) к государственной тайне осуществляется кадровыми подразделениями территориального органа в соответствии с пунктами 27-30, 33 Инструкции 63.

16. При подготовке письма в управление ФСБ России с обоснованием необходимости оформления допуска, в соответствии с подпунктом "а" пункта 33 Инструкции 63 указать: "документы мобилизационной подготовки. Пункты 47, 49, Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 05, пункт 11 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденного приказом начальника Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 31 октября 2007 г. N 08.

17. Списки на оформляемого гражданина и его родственников (форма 11) (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия) отрабатываются кадровым органом.

18. Кадровый аппарат готовит списки по форме 11 на оформляемого гражданина и его ближайших родственников (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 14 лет) в том числе умерших, а также жену (мужа), в том числе бывших. При составлении списков необходимо руководствоваться следующими правилами:

Списки составляются отдельно на лиц, имеющих одинаковую фамилию и проживающих в одном субъекте Российской Федерации (республике, крае, области) не по степени родства, а строго по алфавиту (по именам) мужчин и аналогичным порядком женщин. Например: "оформляемый Иванов Иван Петрович, брат - Иванов Олег Петрович, отец - Иванов Петр Федорович, мать - Иванова Елена Васильевна, сестра - Иванова Зинаида Петровна, жена - Иванова Клавдия Георгиевна";

На девичью фамилию матери и жены, а также сестры вышедшей замуж и принявшей фамилию мужа, составляются отдельные списки;

Аналогичным образом должны быть составлены списки на близких родственников оформляемого лица, проживающих в других субъектах Российской Федерации, т.е. отдельно на лиц, имеющих одинаковую фамилию и проживающих в одном субъекте Российской Федерации (республике, крае, области);

Если оформляемый гражданин в течение последних 5 лет проживал в разных регионах, списки составляются отдельно, соответственно по этим регионам. Например, в случае, если оформляемый Иванов И.Л. в настоящее время проживает в г. Москве, а до этого последние 5 лет проживал в г. Екатеринбурге, то списки должны быть составлены отдельно по месту жительства в настоящее время и отдельно по прежнему месту проживания (с указанием родственников, которые проживали в это время совместно с ним);

На оформляемых граждан и их близких родственников, имеющих двойную фамилию (например, Гревцов-Томский), списки по форме 11 составляются на каждую фамилию раздельно, чтобы сначала располагалась первая фамилия, а затем вторая (отдельно по фамилии Гревцов, и отдельно по фамилии Томский).

Если данные об оформляемом гражданине в списках формы 11 размещены правильно, то в третьей колонке списка будут указаны лица с одинаковыми фамилиями, а в пятой колонке списка будет указан один и тот же субъект Российской Федерации.

VI. Оборудование режимных помещений

19. Размещение режимных помещений и их оборудование должны исключать возможность бесконтрольного проникновения в эти помещения посторонних лиц и гарантировать сохранность находящихся в них носителей сведений, составляющих государственную тайну.

20. Входные двери режимных помещений оборудуются приспособлениями для опечатывания, а также замками, имеющими два экземпляра ключей и гарантирующими надежное закрытие помещений в нерабочее время (могут устанавливаться кодовые или электронные замки).

21. Режимные помещения оснащаются охранной и пожарной сигнализацией, связанной с охранным подразделением.

22. Если режимное помещение расположено на первом, втором (третьем) или последнем этаже и (или) к его окнам имеется доступ, на окна ставятся решетки.

23. Для осуществления приема и выдачи носителей сведений, составляющих государственную тайну, в режимных помещениях оборудуются специальные окна, не выходящие в общий коридор, или выделяется часть комнаты, изолированная барьером.

24. Ознакомление работников управления с носителями сведений, составляющих государственную тайну, и работа с ними осуществляется только в режимных помещениях, для чего они оборудуются специальными кабинами или выделяется часть комнаты, изолированная барьером.

25. Для хранения носителей сведений, составляющих государственную тайну, режимные помещения обеспечиваются необходимым количеством хранилищ, замки которых оборудуются приспособлениями для опечатывания. Исходя из объема предстоящего секретного делопроизводства представляется целесообразным в первый период иметь один сейф и один металлический шкаф, которые должны иметь замки с двумя экземплярами ключей. Замки оборудуются приспособлениями для опечатывания.

26. Кроме того необходимо иметь 4-6 тубусов для хранения ключей и необходимое количество металлических печатей для опечатывания дверей и хранилищ.

VII. Организация секретного делопроизводства и допуск к государственной тайне работников управления

27. Секретное делопроизводство организуется после получения разрешения от местного управления ФСБ России о начале работ с государственной тайной.

28. Секретное делопроизводство организуется в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 января 2004 г. N 3-1 (далее - Инструкция 3-1). Для получения Инструкции 3-1 делается запрос в региональное подразделение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, в котором указывается номер разрешения управления ФСБ России на работу с государственной тайной и прикладывается копия договора на получение и отправку корреспонденции со специальной связью.

29. Допуск к государственной тайне работников управления осуществляется в соответствии с Инструкцией 63, после согласования с органом ФСБ России и утверждения начальником управления Номенклатуры должностей работников управления, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

VIII. Заключение договоров на доставку корреспонденции с местными подразделениями специальной связи и фельдъегерской связи

30. Договоры со специальной связью согласовываются и подписываются в соответствии с действующем законодательством.

IX. Аттестация персонального компьютера и другой оргтехники для обработки сведений, содержащих государственную тайну

31. Аттестация персонального компьютера и другой оргтехники для обработки сведений, содержащих государственную тайну, осуществляется в соответствии со "Специальными требованиями и рекомендациями по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам", утвержденными решением Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 23 мая 1997 г. N 55.

32. В региональном подразделении Федеральной службы по техническому и экспортному контролю необходимо запросить список организаций, имеющих лицензию на проведение аттестационных работ по допуску персонального компьютера и другой оргтехники для обработки сведений, содержащих государственную тайну. Заключить с одной из организаций, имеющих лицензию на проведение аттестационных работ, договор па проведение работ в соответствии с действующим законодательством.

X. Заключение

33. О готовности территориального органа к работе с государственной тайной сообщается письменно в отдел режима, мобилизационной подготовки и гражданской обороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

34. После получения доклада от территориального органа о готовности к работе с государственной тайной отдел режима, мобилизационной подготовки и гражданской обороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта высылает документы для организации мобилизационной подготовки.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 2 февраля 2011 г. N ГК-76фс "Об организации мобилизационной подготовки в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"

Обзор документа

Территориальным органам Ространснадзора необходимо до 31 мая 2011 г. организовать работу с гостайной.

С 1 июня 2011 г. им следует выполнять мероприятия мобилизационной подготовки. Об их завершении необходимо доложить к 15 декабря 2011 г.

Организация такой работы включает создание режимного подразделения, допуск к гостайне начальника территориального органа и названного подразделения, оборудование режимных помещений. Необходимо также заключить договоры на доставку корреспонденции с местными подразделениями специальной и (или) фельдъегерской связи, провести аттестацию персонального компьютера и др.

Все мероприятия и разработка документов по организации работы с гостайной согласовывают с местным управлением ФСБ России.

Чтобы получить разрешение на работы с использованием гостайны, необходимо наличие специального структурного подразделения и сотрудников, сертифицированных средств защиты информации. Кроме того, должны соблюдаться установленные требования в данной области.

О готовности к работе с гостайной территориальный орган сообщает письменно в отдел режима, мобилизационной подготовки и гражданской обороны Ространснадзора.

После этого названный отдел высылает документы для организации мобилизационной подготовки.