Прокурорское предостережение военнослужащему. Предостережение прокурора

Полное разъяснение по теме: "предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона" от профессионального юриста с ответами на все интересующие вопросы.

  • Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

    AJAX – EU e-Privacy Directive
    This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.”>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX – EU e-Privacy Directive
    This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.”> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

    Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона

    Согласно ст. 25.1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме

      • должностным лицам,
      • руководителям общественных (религиозных) объединений (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности) и
      • иным лицам (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности),

    предостережение о недопустимости нарушения закона.

    В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

    Таким образом, законо­датель совершенно определенно высказался в том, что:

      1. правом объявления предостережения облада­ют только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
      2. предостережение объявляется только долж­ностным лицам;
      3. оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
      4. предостережение объявляется только в письменной форме;
      5. предостережение применяется в целях предуп­реждения правонарушений.

    Иными словами, положения ст. 25.1 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

    Сущность предостережения заключается в предъявле­нии прокурором соответствующему должностному лицу, го­товящемуся совершить противоправное деяние или совер­шающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу­дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, админис­тративной, уголовной или гражданско-правовой ответствен­ности, отстранение от должности).

    Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся со­вершить единоличные противоправные действия (бездей­ствие), не влекущие по своей общественной опасности уго­ловной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или об­щественным интересам.

    Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться:

      • в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или
      • в подготовительных действиях, например в даче распо­ряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям;
      • в бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопу­щению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причине­нием вреда публичному и личному (частному) интересу.

    Таким образом, гото­вящиеся противоправные деяния - это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные наруше­ния законов, не исключая и преступления.

    Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. На­ряду с объявлением предостережений прокуроры могут ис­пользовать внесение протестов и представлений. Предосте­режение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

    Нет видео!

    Применяя предостережение и тем самым непосредствен­но обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъяс­няет должностному лицу требования соответствующих пра­вовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необ­ходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправ­ные действия не будут прекращены. Поэтому предостереже­ние правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствую­щих законов должностным лицам, нарушенных ими, повы­шения их правовых знаний.

  • С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ №294), касающиеся в том числе организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Одним из таких мероприятий является вынесение предостережения хозяйствующему субъекту о недопустимости нарушения обязательных требований.

    • Необходимость использования этого подобного акта обусловлена функциями Трудовой инспекции, ФСБ и прокуратуры РФ, к которым относится как пресечение нарушений закона, так и воспитание должностных лиц, юридических и физических лиц в духе добросовестного исполнения законодательства и своих конституционных обязанностей.

    В 2019 году данное право получили сотрудники полиции в отношении физических лиц. Предостережения касаются недопустимости действий, которые создают условия для административных нарушений и преступлений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Как будет применяться данная право нет ясно, видимо будут сложности.

    Что такое предостережение

    Предостережение – это акт государственного надзора, направленный на предупреждение о недопустимости нарушения закона и на профилактику правонарушений, в ряде случае это первоначальная мера контроля соблюдения законодательства.

    Предупреждение структурами надзора, в т.ч. трудовой инспекции

    С 2017 года Федеральный закон №294-ФЗ предусматривает проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований. Для этого контролирующие органы на федеральном и местном уровне обязаны составлять ежегодные программы профилактики нарушений. В ряде ведомств планируется разработать и утвердить типовые программы профилактики нарушений обязательных требований, и трудовая инспекция не исключение.

    Как выглядит предупреждение трудовой инспекции

    Кто и в каких случаях может вынести предостережение?

    Согласно п. 5 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее — предостережение) объявляется органом контроля юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в следующем случае: при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти или местного самоуправления, из средств массовой информации.

    Но при наличии указанных сведений контролирующий орган вынесет предостережение только при выполнении следующих условий:

    • если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;
    • если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

    Предостережение выносится при наличии сведений о возможности (угрозе) нарушения требований законодательства или непосредственно о нарушениях, не причинивших какого-либо вреда и не создавших угрозу причинения данного вреда, а также если хозяйствующий субъект ранее не был привлечен к ответственности.

    Если контролирующий орган получил соответствующие сведения о нарушениях, но не выполняются условия для направления предостережения, то в отношении данного субъекта будет проведена внеплановая проверка.

    Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, которое вступило в силу 22 февраля 2017 года.

    Начнем с того, что вынести решение о направлении предостережения вправе следующие должностные лица контролирующего органа:

    • руководитель;
    • заместитель руководителя;
    • иное уполномоченное приказом должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

    Для вынесения и направления предостережения у контролирующего органа есть 30 дней на получение приведенных выше сведений, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

    Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению названных требований. При объявлении указанного предостережения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля.

    Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

    Предостережение может быть направлено в адрес хозяйствующего субъекта двумя способами:

    • в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
    • иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом.

    В данном случае под иным способом понимается направление предостережения в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием Интернета, в том числе по адресу электронной почты юридического лица (индивидуального предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо опубликованному на официальном сайте юридического лица (индивидуального предпринимателя) в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо размещенному через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

    Что делать при получении предостережения?

    Получив такое предостережение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны его рассмотреть, игнорировать его не рекомендуется. Каких-либо правил рассмотрения предостережения не установлено.
    Рассмотрев предостережение, хозяйствующий субъект вправе направить в орган контроля возражения или уведомление об исполнении данных требований.

    Заметим, что результаты рассмотрения возражений и уведомления будут использоваться контролирующими органами для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Если есть возражения

    В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя с вынесением предостережения в орган контроля, направивший предостережение, представляются возражения. Формы возражения не устанавливаются, но предусмотрен перечень сведений, которые должны в нем содержаться:

    • обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Способ представления возражений может быть различным:

    • в бумажном виде почтовым отправлением;
    • в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа контроля;
    • иными указанными в предостережении способами.

    Данные возражения будут рассмотрены органом контроля, который даст ответ в течение 20 рабочих дней со дня их получения. Порядок направления ответа аналогичен порядку направления предостережения. Дальнейшие действия субъекта будут зависеть от полученного ответа.

    Если возражений нет

    При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в отраженный в предостережении срок должны направить в орган контроля уведомление о его исполнении. Формы уведомления также не устанавливается, но предусмотрен обязательный перечень сведений, которые надо указать:

    • наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
    • ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;
    • дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
    • сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Обратите внимание! В предостережении должен быть приведен срок для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о его исполнении — не менее 60 дней со дня направления предостережения.

    Уведомление можно направить приведенными выше способами: в бумажном или электронном виде.

    Прокурорское предупреждение — особенности

    Предостережение о недопустимости нарушения закона на современном этапе развития прокурорского надзора в Российской Федерации является одним из основных актов прокурорского реагирования, широко используемых в правоприменительной практике.

    Так, за январь — май 2018 г. органами прокуратуры предостережено 43 978 лиц о недопустимости нарушения закона -, в 2017 г. — 86 036 лиц, в 2016 г. — 92 359 , в 2015 г. — 100 697 и в 2014 г. — 99 101.

    Когда выносится

    В соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» предостережение о недопустимости нарушения закона направляется прокурором в письменной форме должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

    Таким образом, в отличие от остальных актов прокурорского реагирования, которые прокурор использует после установления факта нарушения закона в целях его устранения, предостережение прокурора имеет ярко выраженную профилактическую (предупредительную) направленность.

    Каким законом регулируется

    Порядок применения предостережения урегулирован ст. 25.1 Закона о прокуратуре, ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также указанием Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», которыми определены основания применения, правовые последствия, а также соответствующая процедура.

    Предостережения объявляются при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях, в нем должна содержаться ссылка на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предостерегает прокурор.

    Доведение предупреждения

    Закон о прокуратуре предусматривает возможность как направления предостережения, так и объявления его должностному лицу. В ст. 6 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» указывается лишь на его направление. То есть этот акт реагирования может доводиться прокурором до сведения предостерегаемого лица как путем личного объявления его содержания прокурором с последующим вручением, так и опосредованно — путем направления почтой, курьерской связью и т.п.
    Опосредованное доведение предостережения путем его направления используется при отсутствии возможности личного вручения прокурором предостерегаемому лицу. Например, по причине сложных метеоусловий при удаленности места постоянного пребывания предостерегаемого, нахождения его в командировке и пр.

    Кроме того, наиболее эффективным будет являться способ направления, предполагающий подтверждение факта получения адресатом. Указанное обстоятельство связано со следующим аспектом применения предостережения — его последствиями.

    Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (п. 1.2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»).

    Предостережение прокурора как ненормативный правовой акт не затрагивает права, свободы и законные интересы указанных в ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» лиц, его применение связано с отсутствием нарушений закона и имеет своей целью только предупредить их совершение в будущем.

    Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (п. 2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 №39/7).

    Направляется прокурором или его заместителем должностным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам с целью предостережения о недопустимости нарушения закона.

    В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Ст. 25.1, ФЗ N2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации».

    Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме

      • должностным лицам,
      • руководителям общественных (религиозных) объединений (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности) и
      • иным лицам (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности),

    Сущность предостережения заключается в предъявле­нии прокурором соответствующему должностному лицу, го­товящемуся совершить противоправное деяние или совер­шающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу­дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, админис­тративной, уголовной или гражданско-правовой ответствен­ности, отстранение от должности).

    Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся со­вершить единоличные противоправные действия (бездей­ствие), не влекущие по своей общественной опасности уго­ловной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред , либо государственным или об­щественным интересам.

    Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться:

      • в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или
      • в подготовительных действиях , например в даче распо­ряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям;
      • в бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопу­щению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причине­нием вреда публичному и личному (частному) интересу.

    Таким образом, гото­вящиеся противоправные деяния - это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные наруше­ния законов, не исключая и преступления.

    Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. На­ряду с объявлением предостережений прокуроры могут ис­пользовать внесение протестов и представлений. Предосте­режение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

    Применяя предостережение и тем самым непосредствен­но обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъяс­няет должностному лицу требования соответствующих пра­вовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необ­ходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправ­ные действия не будут прекращены. Поэтому предостереже­ние правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствую­щих законов должностным лицам, нарушенных ими, повы­шения их правовых знаний.

    Предостережение о недопустимости нарушения закона оформляется на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытаю­щихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заяв­ления).

    Продолжение противоправной деятельности либо совер­шение нового правонарушения после применения к долж­ностному лицу предостережения должно влечь за собой бо­лее строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рас­сматривать как обстоятельства отягчающие наказание.

    Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорам предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

    Для обеспечения законности и единообразия применения этого правового средства реагирования в практической деятельности органов прокуратуры предлагаю:

    1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

    1.1. Применение предостережения отнесено Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

    Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

    1.2. Предостережение объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

    Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

    1.3. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

    1.4. Предостережение о недопустимости нарушения закона применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

    2. Установить, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

    2.1. Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

    2.2. Предостережение оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

    2.3. Предостережение должностному лицу объявлять под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

    3. Обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении. Применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

    4. Разъяснять должностным лицам, что согласно требованиям Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. В случае удовлетворения жалобы предостережение признается недействительным, о чем сообщается заявителю органом, принявшим такое решение.

    5. Ежегодно изучать эффективность объявления должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона. Результаты обсуждать при необходимости на заседаниях коллегий органов прокуратуры с принятием необходимых мер по совершенствованию этой деятельности, о чем информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в докладных записках по итогам работы за год.

    6. Организационно-контрольному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Смирнову Г.П.) подготовить изменения в статистический отчет о работе прокурора по форме П, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 16.02.93 N 20 (с изменениями и дополнениями, утвержденными Приказом и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 06.08.97 N 49), для отражения результатов применения предостережения о недопустимости нарушения закона (начиная с отчета о работе за 1999 г.).

    7. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на соответствующих заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

    Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, другим прокурорам специализированных прокуратур.

    И.о. Генерального прокурора

    Российской Федерации,

    Государственный советник

    юстиции 1 класса

    Ю.Я.ЧАЙКА

    ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

    О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА

    Г. (пос.) ________________ "__" _________ _____ г.

    Проверкой ________________________________________________________ (в порядке рассмотрения обращений граждан, иных сигналов о нарушениях закона) установлено, что _________________________________________________ __________________________________________________________________ (кратко излагаются неправомерные действия должностного лица, __________________________________________________________________ наименование закона, которому они противоречат, __________________________________________________________________ наступившие и возможные последствия и т.п.) __________________________________________________________________

    Во всем надо находить хорошее. Вот, например, недавно наши граждане стерли еще одно белое пятно в своем правовом образовании, услышав с экрана телевизора о таком юридическом понятии, как предостережение. Напомню, что оно вынесено Генпрокуратурой министру культуры М.Е. Швыдкому по поводу возможной передачи балдинской коллекции.

    Такая форма прокурорского реагирования действительно закреплена в Законе "О прокуратуре РФ". Для экономии места передаю лишь ее смысл: в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае же игнорирования предостережения должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

    Мне лично институт предостережения напоминает русскую сказку "Маша и медведь", где находчивая девочка постоянно напоминала простаку-медведю: "Не садись на пенек, не ешь пирожок"... У Машеньки, правда, это вызывалось крайней необходимостью, поскольку она пряталась в коробе и медведь ее обнаружил бы, открыв его. А вот чем вызываются прокурорские предостережения? Коренятся эта и другие подобные формы прокурорского реагирования в философии советского прокурорского надзора, которую провозгласил еще Ленин в статье "О "двойном" подчинении и законности". Справедливости ради надо сказать, что прокуратуру как "око государево" создал еще царь Петр. Но после реформ Александра II Россия обрела одну из самых передовых судебно-полицейских систем в мире. У нас появились независимый суд и состязательный судебный процесс, где прокурор выступал лишь в качестве одной из равноправных сторон (перечитайте хотя бы "Братьев Карамазовых", и вы поймете, что такое подлинно состязательное правосудие).

    После 1917 года все это было уничтожено. В ленинской концепции государства ("Россия - единая фабрика") уже не было места независимому правосудию. Соответственно радикально изменилась и роль прокуратуры. Из обычного органа исполнительной власти, главная задача которого - выдвигать и поддерживать государственное обвинение, а также контролировать законность действий полиции и спецслужб, она превратилась в репрессивный орган. Однако прокуратуре отводилась более лукавая роль, нежели ОГПУ, НКВД, МВД или КГБ. Прокуратура должна была олицетворять собой "торжество социалистической законности", осуществляя, как гласили и сталинская, и брежневская конституции СССР, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов государственными органами, учреждениями, предприятиями, общественными организациями и гражданами. Короче, за всеми (разумеется, кроме тех, кого "партия" запрещала трогать).

    Эта прокурорская функция получила название - "общий надзор". Он был действительно общим. С чем и за что только ни боролась прокуратура: за сохранность социалистической собственности и соблюдение трудовой дисциплины, с порожними перевозками и выпуском недоброкачественной продукции, даже с безбилетным провозом пассажиров на железнодорожном транспорте... Но, как известно, общий надзор не спас от краха советскую экономику, поскольку не может быть эффективной экономика, держащаяся на страхе.

    Зато спасся сам общий надзор. Его сторонники нынче лишь изменили аргументы. Оказывается, без прокуратуры и граждане не могли бы защищать свои права, и ведомства устроили бы правовую вакханалию, и субъекты Федерации распоясались бы окончательно. Но почему тогда в обществе массовое ощущение беззащитности перед произволом не уменьшается, а даже усиливается? Да потому, что эффективен не административный, а судебный способ защиты права. Другое дело, что правосудие должно быть независимо и доступно любому человеку. Поэтому, вместо того чтобы наращивать общенадзорную функцию, основные государственные силы и средства должны быть брошены на укрепление системы судебной защиты. Страна тогда получила бы двойной выигрыш. С одной стороны, эффективный судебный контроль позволил бы снизить уровень произвола, а с другой - люди, преследуя своих чиновных обидчиков по суду, начали бы наконец сознавать свою правовую силу. У них гораздо быстрее вызревало гражданское самосознание, т.е. расчет не на "доброго начальника", а на возможность через суд добиться справедливости. Да и сама прокуратура, если бы сконцентрировалась на уголовном преследовании, смогла бы резко повысить эффективность борьбы с преступностью.

    Однако одно из принципиальных положений Концепции судебной реформы 1991 г., которую, между прочим, никто не отменял, осталось нереализованным. Концепция гласит: "Общий надзор прокуратуры служит державным орудием принуждения в условиях отсутствия материальной заинтересованности производителя и неразвитости гражданского общества... Должны отойти в область предания плановые общенадзорные проверки, отнимающие много сил и времени, проводимые наудачу и заставляющие впоследствии вымучивать акты прокурорского реагирования: протесты, представления, предостережения".

    Казалось бы, ситуация с предостережением Швыдкому показывает, что наконец-то все у нас стали равны. Вон ведь самому министру прокурор пальцем грозит. Неужели на дворе уже правовое государство? К сожалению, все далеко не так. Хотя бы потому, что прокурорское предостережение нарушает презумпцию невиновности. Если вы считаете, что Швыдкой - злоумышленник, готовящий "противоправное деяние", значит, возбуждайте уголовное дело, собирайте доказательства виновности и обращайтесь в суд. Если же нет состава преступления, все равно придется обращаться в суд, и уже в рамках гражданского процесса, доказывать, что решение министра культуры незаконно и наносит ущерб государству. Другими словами, только суд вправе принять решение о том, есть ли нарушение закона, и решить вопрос о виновности. В противном случае мы так и будем считать, что любой арестованный - уже преступник, а любой "предостереженный" - одной ногой в тюрьме.

    Что же до равенства, то вспомним, о скольких готовящихся незаконных государственных (вернее, антигосударственных) решениях говорит пресса, а их принимают, и не слышно, чтобы кого-то привлекли к ответственности...

    Михаил Краснов, доктор юридических наук