Правда ли что мчс расформируют. О грядущей реформе в мчс россии

Время чтения ≈ 4 минут

Реформа МЧС России, старт которой состоялся еще в 2017 году, продолжается и в нынешнем, 2018 году. Как это обычно и бывает в любой ситуации, призванной оптимизировать работу ведомства и убрать количество управленцев, сокращение тех, кто сидит в региональных центрах управления, вызвало неоднозначную реакцию. Последние новости в СМИ разделились на 2 противоположные точки зрения. Недовольные властью считают, что реформа проводится в целях сугубой экономии из-за кризиса и нестабильности бюджета.

Объективно настроенные говорят о стремлении заменить администрируемых людьми, которые будут реально приносить пользу населению в сложных ситуациях, упростив тем самым взаимодействие командования с рядовыми структурами, и ускорив реагирование в чрезвычайных ситуациях.

Темпы и задачи

Реформа МЧС России, которая стартовала в прошлом году – продолжение заранее намеченного поэтапного выстраивания линии власти в министерстве. Предварительно расписаны необходимые меры, которые, предположительно, будут безболезненно осуществляться вплоть до 2020 года, в котором они благополучно завершатся. Некоторое количество перейдет на работу в гражданские формирования, что приведет к потере льгот. Это не особенно вдохновляет тех, кто попадет в ходе реформы под кадровые ротации.

Основная задача проводимого переустройства службы спасения в России состоит в создании более короткой цепочки взаимодействия между центральной властью и людьми, осуществляющими непосредственные действия на местном уровне. Сокращение в основном коснется звеньев-посредников между федеральными властями и местными структурами, и цепочка станет более мобильной, получив возможность ускоренного реагирования.

В ходе пертурбаций, как предсказывают журналисты в последних новостях, останется Министерство в Москве, структура регионального значения – в центре субъекта Федерации, и местное отделение, которое работает по основному предназначению.

Цель реформы МЧС России в оптимизации работы структуры

Главная цель реформы МЧС России, которая будет осуществляться и в 2018 году – оптимизировать работу ведомства и добиться максимально возможного выполнения основных функций силовой структуры, для которых она и создавалась:

  • быстрого реагирования на создавшиеся чрезвычайные ситуации;
  • моментального прибытия на место происшествия и оказания помощи;
  • профессиональных действий пожарного гарнизона и эффективного тушения пожаров;
  • спасения людей, жилья и техники с максимальной эффективностью, на уровне специалистов высокого класса.

Последние новости по сокращению еще не так давно состояли в том, что реформа завершится уже в 2018, потому что МЧС провела начальные этапы наиболее успешно, и ставилась всем остальным силовым структурам в пример. Однако сейчас, в свете последних событий, подход к разворачиваемому процессу, несколько видоизменился.


МЧС России

Профилактика и риск-контроль

Многочисленные жалобы предпринимателей, шумиха, поднятая оппозиционной прессой и интернет-порталами, привела к тому, что противопожарный надзор в МЧС был переориентирован на осуществление контроля жилых строений. Там происходило 7 пожаров из 10, потушенных вовремя, или выгоревших дотла. Бизнес, связанный с производством или торговыми операциями, на некоторое время оставили в покое.

Но сеть пожаров, которая за последние дни состоялась в крупных российских городах, дала возможность убедиться в неправомерности такого противопожарного надзора. Жертвы и разрушения в крупных местах скопления людей, по мнению аналитиков, приведут к усилению риск – контроля именно в этом направлении.

Глобальная реорганизация коснется в этом году практических всех силовых структур. Но как раз деятельность МЧС (в отличие от расформированной ФСКН, перешедшей в ведомство из-за скандальных историй и бесконечных нареканий на ее работу, и ФМС, о работе которой, вообще, практически ничего не было слышно), менее всего подвергалась критике.


Власти отрицают возможность расформирования МЧС

Непроверенные слухи утверждают, что расформирование МЧС – дело ближайшего будущего, а функции министерства поделят между собой Минобороны и МВД. В источниках, близким к федеральным властям, такая возможность напрочь отрицается, а слухи о радикальных изменениях в силовых структурах соотносят с непрофессионализмом оппозиционных журналистов, желающих повысить свой низкий рейтинг.

Еще недавно говорилось об отмене репрессивной политики (назначения штрафов и административных наказаний) и замене ее на профилактическую работу, беседы с гражданами и предпринимателями, но, видимо, из-за чрезвычайных и ужасающих происшествий, ничего такого в ближайшее время не ожидается.

Факты

Число работников МЧС сокращено недавним указом , а 100 отдельный полк матобеспечения, предназначенный для ликвидации последствий стихийных бедствий передается в Минобороны. Но, несмотря на них, работникам МЧС в городах, где будет проводиться ЧМ мира по футболу выдается новая форма, что может косвенно подтверждать новости о сохранении МЧС.


Однако стоит ожидать сокращения затрат, которые раньше выделялись на вспомогательные отделы организации, что может стать косвенной причиной временного ухудшения их работы, хотя организация ведущих подразделений ведомства при этом существенно укрепится.

  1. уменьшение членов руководящего состава (они будут плановыми и должны положительно повлиять на власть организации);

Свыше пяти тысяч профилактических мероприятий с москвичами провели в 2019 году сотрудники МЧС

Помимо работы с населением, сотрудники ведомства проводят профилактические работы в объектах социальной сферы, обходы частично отселенных зданий.

По словам Дмитрия Боровлева, всего с начала года в выходные дни провели более 15,5 тысячи мероприятий профилактики. В настоящее время надзорные органы Главного управления МЧС по Москве проводят работу по предупреждению горожан перед осенне-зимним периодом, напоминая о правилах эксплуатации отопительных устройств.

Сокращение МЧС в 2019 году

Но, чиновники в полной степени уверяют и уверены, что это никаким образом не отразится на качестве и эффективности работы, которая по-прежнему будет оставаться на высоком уровне.

Ещё в 2015 году, правительство озвучило план реконструкции реорганизации всей структуры МЧС, в которые входило расширение финансирования боевых подразделений, кризисных центров и систем ВУЗов. Именно эти перечисленные действия были необходимы для решения на тот момент острого и актуального вопроса, связанного с недостающим некомплектом пожарных подразделений.

Планы по масштабным сокращениям и реорганизации были приняты ещё в 2015 году. В 2019 году планируется их завершить.

Как было сказано выше, под сокращение попадают:

Представители управленческого аппарата; служащие кадровых отделов; финансисты ведомства; и представители различных структур, обеспечивающих работу ведомства.

На данный момент со 100% гарантией можно сказать о том, что сокращение МЧС в 2019 году в первую очередь коснётся руководящего состава.

По предварительным оценкам, процесс затронет 10% старших офицеров, и 18% руководителей службы.

Также под предстоящую оптимизацию попадут около 2 тыс.

обычных работников. В итоге в будущем году служба МЧС станет меньше на 10% штата и 15% гражданского персонала. По мнению депутатов, именно такими шагами удастся существенно сэкономить бюджетные средства.

Реформа МВД России 2019 года

С этого же года в систему МВД были добавлены Российская гвардия и ее Федеральная служба войск, которая имеет свободный доступ к боевому оружию, бронетехники, ВВС. При этом практически во всех регионах страны начались мероприятия по реформированию системы внутренних дел. Они, как правило, направлены на снижение численности полицейских, а также, передачи части полномочий иным подразделениям и структурам.

Функции МЧС, возможно, будут поделены между министерствами внутренних дел и обороны.

Но пока власти никак не комментируют такую версию. Активно распространяются слухи о том, что неизбежно расформирование МЧС России в 2019 году - последние новости же не подтверждают это. Для таких нововведений, необходимо, как минимум, нормативное подкрепление, однако никакого правового основания по этому поводу пока не издано.

Максим

Реформирование МЧС России в 2019 году не затронет подразделения, на которые возложены оперативные задачи. Напротив, бойцам будет организована дополнительная поддержка, техническое оснащение и материальное обеспечение. Глава Министерства отмечает потребность в молодых, здоровых ребятах, способных быстро и высокорезультативно справляться с возникающими задачами.

В состав ведомства входят 11 региональных центров:

ГУ по Республике Крымспасение на реке

Напротив, пожаротушению будет уделено большое внимание.

За счет того, что снизится количество единиц административного состава, сэкономится часть средств, которая будет направлена на стимулирование оперативников, тех, кто непосредственно осуществляет тяжелейшую работу по устранению стихийных катастроф и чрезвычайных происшествий. Зарплата Некоторые источники сообщают о вероятности создания Министерства Государственной безопасности.

В последнее время практически все силовые ведомства страны претерпели ряд изменений в своей структуре. Сей процесс до сих пор продолжается, тем более, если верить официальным слухам в будущем все структуры, которые принято относить к силовым и военизированным, ждет еще более глобальная перетряска всего и вся. В данной статье попытаемся вместе рассмотреть вопрос о том, каким будет повышение зарплаты работникам МЧС в 2018 году и что ожидает их помимо этого.

Как формируется зарплата у мчсников

На работу в это подразделение приходит не за большой зарплатой или сделать хорошую карьеру. Нет, есть и такие, тем более что во многих регионах оплата труда сотрудникам МЧС намного больше, чем получают большинство простых жителей.
Но все же приоритетом их работы является спасение человеческих жизней, и зачастую спасая, чужие сотрудники рискуют своей. С учетом всей этой информации, каждый настоящий или будущий работник этой структуры желает достойное обеспечение этим рискам. И чтобы понять, каким будет повышение денежного довольствия МЧС в 2018 году необходимо знать сам процесс формирования оплаты за труд в данной структуре. Она формируется из таких показателей:
  • оклад с фиксированным значением;
  • оклад согласно штатного звания;
  • ​ различные дополнительные надбавки.


По окладам никаких вопросов не должно возникнуть – это величины постоянные и от внешних факторов никак не зависящие. Показатели едины для всей страны, разве что в зависимости от региона трудоустройства сотрудника могут быть некие различия. Различие оклада по званию также понятна, чем больше оно (звание) тем больше оклад. Осталось только дождаться, когда повысят оклады в МЧС в 2018 году.
А вот третий показатель – надбавки – стоит рассмотреть более подробно. Ведь именно от того, как они распределяются, и получается та сумма, которую мчсник получает в итоге за месяц работы. Эта же система распределения влияет и на разницу в доходах у разных сотрудников структуры.
К основным условиям распределения надбавок относят:
  • труд в особых условиях;
  • работа с информацией, которая проходит по категории «государственная тайна»;
  • успех в работе;
  • премиальные и различного рода поощрения;
  • так называемые премии лояльности – это выплаты за выслугу и стаж;
  • региональные выплаты;
  • вредные и опасные условия труда.

Из всего перечисленного списка последний пункт стоит отметить особо, ибо в таких случаях стандартная надбавка по своей величине ровняется месячному окладу. В итоге получается, что работник получает удвоенную зарплату.
Также на распределение зарплаты влияет и то, что в самой структуре имеется разграничение на непосредственно самих сотрудников и вольнонаемных работников. Первые являются профессионалами, у которых есть официальные ранги и звания, весь руководящий состав организации избирается только из их числа.

Вторая категория – это наемные работники, им в отличие от первых не положены слишком уж большие привилегии. Да и разница между оплатой за работу между этими категориями уж очень существенная. На данный момент практически в два раза. К тому же повышение зарплаты вольнонаемным работникам МЧС в 2018 году не предусмотрено.

Ожидать ли сотрудникам реформирование системы?

О том, что все силовые ведомства ожидают реформы, стало понятно, после того как власти упразднили ФСКН с передачей ее функций полиции. Затем наступила очередь ФМС. И стало ясно, что реформированию подвергнутся все аналогичные структуры, включая даже ФСБ.
Пока о том, что структуру спасателей что-то ждет, официальной информации нет. Но вот СМИ регулярно публикуют некие слухи, в которых со ссылкой на источники, которые не называются, говорится о том, что будет реформа МЧС в 2018 году. Согласно им функционал организации разделят между двумя другими ведомствами – МВД и вооруженными силами. К первым уйдет тушение пожаров, ко вторым – организация спасательных работ и борьба с чрезвычайными ситуациями.
Несмотря на то, что официальных подтверждений этим высказываниям нет, имеются несколько реальных поступков правительства, которые как раз попадают под данные слухи.


И первым шагом в подтверждение будущих кардинальных реформ стал указ нынешнего руководителя страны о том, что будут сокращения в МЧС в 2018 году в России. И после него штатное расписание организации будет выглядеть примерно следующим образом:
  • общее количество служащих не более 288.5 тысяч человек, из которых около 7 тысяч будут числиться в воинских формированиях, и находиться в прямом подчинении министерства;
  • на гражданских должностях принято решение оставить порядка 30 тысяч человек;
  • в самом министерском аппарате будет трудиться не более 820 человек.

В эту же струю попадает и создание в структуре отдельного полка материального обеспечения. Он будет заниматься только борьбой со стихийными бедствиями и их последствиями. И самое интересное он находится в подчинении министерства обороны. Один только этот факт подтверждает слухи о том, что в будущем часть спасательной службы будет переподчинена военным.
Правда эксперты говорят, что вряд ли в 2018 году будет реформирование структуры, ведь нас ожидает чемпионат мира по футболу и там сотрудники организации будут задействованы в полной мере. Какая уж тут реформа. Тем более что официально было заявлено, что на время чемпионата оперативные пожарные бригады будут доукомплектовываться за счет сотрудников из состава управления. Также для усиления караулов будут оставлены на это время и те сотрудники, которые собрались на пенсию. Им просто продлят срок службы на какое-то время. Причем возможно и в принудительно-добровольном режиме. Так что вероятно, что и зарплата МЧС для вольнонаемных в 2018 году повысится.
К тому же тем бойцам, которые будут работать на чемпионате, руководство обещало предоставить новую форму. Факт малозначимый, но громко говорящий – ведь если в 2018 запланировано ликвидация организации, то зачем выдавать новое обмундирование. Нелогичный поступок, хотя с другой стороны можно припомнить немало нелогичных поступков со стороны нашего руководства.

А что говорит само руководство МЧС?

По словам самого руководства организации, принято решение сократить многие руководящие должности. Сокращение же отрядов в планах руководства пока не предусмотрено, единственное, что могут уменьшить количество штатных психологов. Таким образом, предполагается довести оплату труда спасателей до 40-50 тысяч рублей. Ради этого ведомственное начальство согласно пойти на такой «жертвенный» шаг как уменьшение своих премиальных.
Что касается зарплаты у рядовых пожарной службы, то, как писалось выше, это не предусмотрено. Но им предлагается получить смежную профессию, тогда их оклад повысится до 25 процентов от имеющегося. Получается, что чем «универсальнее» будет рядовой работник, тем больше он сможет получать. Сотрудники боевых подразделений будут получать за свой опасный труд на 6-15 % больше, это в зависимости от того, какую должность занимает, и сколько проработал здесь.
Индексация зарплаты 2018 МЧС будет проведена по распоряжению президента где-то на уровне 5-5.5 %. Более точная информация будет к концу нынешнего года, ибо для этого необходимо будет знать уровень инфляции за 2017 год.

Сколько получают спасатели в других странах?

А как правительства других стран оценивают труд своих борцов со стихийными бедствиями и другими катастрофами. Ведь по сути что наши, что забугорные спасатели занимаются одним и тем же делом – спасают жизни других, зачастую рискуя своей.
Конечно, в списке присутствуют не все страны, но даже из представленных можно понять, где и сколько платится.
На первом месте рейтинга стоит Финляндия. Там труд спасателя оценивается примерно в две с половиной тысячи евро. Сотрудники немецкого МЧС получают чуть меньше – две тысячи, в тех же евро.

У американцев несколько ниже – 1620, правда их зарплата оценивается в долларах. Кто хочет, может перевести в евро и сравнить с показателями европейских стран.
А что в бывших республиках СССР. Более всех платят спасателям в Казахстане. Если считать в евро, то примерно выходит 750. чуть меньше в прибалтийских странах – к примеру, эстонские спасатели получают порядка 650 евро. Меньше всех среди бывших республик платят своим сотрудникам аналогичной службы Украина – всего 150 долларов.
А как выглядят российские сотрудники на фоне остальных? Последние данные таковы – 570-600 евро или 670-700 долларов. Конечно, если сравнивать с европейцами, то мы окажемся в конце списка, ну а если сравнивать со странами СНГ, то вполне на уровне. К тому же, как обещает руководство ведомства, то ожидается увеличение зарплаты работникам МЧС в 2018 году.
Плюс аналитики указывают на тот факт, что многие товары народного потребления в нашей стране намного дешевле аналогичных в Европе и это не вранье.


В внутри самого государства также есть разделение по регионам, причем отличия в оплате труда иногда выходят довольно таки существенными. Судите сами, спасатели Магаданского края получают наиболее высокую зарплату в стране – в месяц у них выходит порядка 70 тысяч рублей. В два раза меньше получают их соседи из Красноярского края и сотрудники столичного региона и самой столицы – 26-30 тысяч. Нижний Новгород своим представителям сей опасной профессии платит порядка 18 тысяч. И меньше всех оценивает труд своих спасателей Кировская область – там они поучают чуть более 10 тысяч.
Конечно, все области стараются, как-то повысить оплату за такой опасный труд. Поэтому на вопрос будет ли премия на день МЧС в 2018 году сотрудникам можно ответить утвердительно.
На вот ожидать ли повышение зарплаты работникам МЧС 2018, свежие новости отвечают так. Руководить организации пучков обещает, что в 2018 постарается поднять среднюю по структуре до 50 тысяч по стране. Будем ждать. количество ФПС увеличилось на 30 тыс чел.

Диву даешься. Ну, может в Самарской области численность в пожарных частях и удвоилась (а может, утроилась?), не знаю, не был. Однако уверен, что не утроилось. Скорее наоборот...

Вы задайтесь вопросом: что такое ФПС?

Ст. 5 ФЗ "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ установлено, что Федеральная противопожарная служба включает в себя:

Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.03.2015 N 37-ФЗ)

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ).

Возьмите последний абзац- договорные подразделения. Есть, остались, но без погон и без зарплат. Однако ФПС. По п. 1б) указа №386- 29 975 работников договорных подразделений ФПС ГПС. Кстати, после произведенных обрезаний и усекновений (до 1 января 2014 года их было 36 тыс.-постановление Правительства РФ от 29.05.2013 г. N 450) эта численность до одного человека совпадает с численностью п. 2 постановления Правительства о ФПС.

Теперь возьмите первый абзац - центральный аппарат. Попробуйте найти, сколько их было на 01.01.2013 (ПП РФ от 20.06.2011 N 484). А теперь скажите, на сколько увеличилось их количество.

Еще момент. Через месяц после утверждения Правительством Положения о ФПС появляется указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 1010 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и соответствующих этим должностям специальных званий".

Улавливаете цепочку? Президенту преподнесли (кстати, совершенно справедливо), что ФПС-серьезная сила, более 221 тыс. чел. Ими же руководить надо. Он это понял и принял. В результате Указ состоялся.

Дальше пошло-поехало. Сегодня за счет ФПС введены ВОСЕМЬ должностей генерал-полковников внутренней службы (3 заместителя министра, 4 начальника РЦ, начальник ГУ по г. Москве), ДВАДЦАТЬ должностей генерал-лейтенантов внутренней службы (три директора департамента, начальник Управления стратегического планирования и организационной работы МЧС, 14 начальников ГУ, три начальника образовательных учреждений) и т.д. Только должности генерал-майоров внутренней службы за счет ФПС введены у 63 нач. ГУ субьектов...
http://base.garant.ru/55171808/

Теперь смотрите. Как объяснить, что должность директора ДКП (п. 3 указа 1010) содержится за счет ФПС? Он что, пожарный? Или ЧЕТЫРЕ заместителя начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях - старших оперативны дежурных на должностях генерал-майоров внутренней службы (п.19.1 указа 1010)? Какие они пожарные? Не пожарные вовсе. Зато осуществляют управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы...

Еще. В РФ есть численность ФПС, не предусмотренная законом. Так, в ст. 5 ФЗ-69 отстутствует, а в ч.5) п. 3 "Положения о ФПС" присутствуют подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
http://www.consultant.ru/cons/cgi/on...

Если обеспечивающие подразделения ввести в состав ЦА МЧС, то их легко можно сделать МЧС и без данного пункта постановления Правительства. А если подразделение на территории или в субъекте-то можно объявить, что оно обеспечивает деятельность ФПС. Например: бухгалтерия обеспечивает? Обеспечивает. Снабженцы обеспечиваю? Еще как... Ну и так далее.

Для полноты картины. В России в МЧС не должно было остаться пожарных частей ВООБЩЕ. Как не осталось гарнизонов пожарной охраны. Поскольку с 2015 года есть только пожарно-спасательные гарнизоны (Федеральный закон от 13.07.2015 N 234-ФЗ). Как теперь развести пожарных и спасателей, если придется...Как в мультфильме про золотую антилопу раджа золото в своем сундуке поделить не мог...

На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?

По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.

Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС

На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.

Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прош­лом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.

Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.

Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.

При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.

На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС

Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.

Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.

Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.