Права человека в процессе глобализации. Права человека в контексте глобализации е

Политический обозреватель РИА Новости, Юрий Филиппов.

Как влияют процессы глобализации на мировое положение дел в области прав человека? Данная тема многогранна и включает в себя не только политические и юридические, но и множество экономических, экологических, культурных, социальных и других аспектов. Одно только их перечисление и краткая характеристика потребовали бы солидной брошюры. Тем не менее, существуют путеводные маяки, по которым можно ориентироваться и в этой теме.

Например, в ежегодном докладе «Фридом Хауз» (Freedom House), опубликованном в декабре 2005 года, утверждается, что 46 процентов мирового населения (а это три миллиарда человек!) сейчас живет в так называемых «свободных» странах, то есть в условиях «открытой политической конкуренции, уважения к гражданским правам, значительной степени развития гражданского общества и независимых СМИ». Три десятилетия назад, в 1973 году, когда мир был поделен на сферы влияния и о глобализации мечтали лишь самые смелые западные интеллектуалы, в условиях подобной свободы, по данным той же «Фридом Хауз», жило только 35 процентов человечества, то есть, менее его третьей части - то, что было принято называть «золотым миллиардом». Иными словами, с тех пор как глобализация властно заявила о своих правах, в мире существенно увеличилась доля демократизированных обществ. Следовательно, связь между глобализацией и правами человека существует и эта связь в основном позитивна.

Интересны и другие изменения: доля населения стран, охарактеризованных «Фридом Хауз», как «несвободные», сократилась с 47 до 36 процентов, а доля демократических правительств в мире достигла 64 процентов. Это значит, что почти две трети правительств государств - членов ООН являются сегодня демократическими согласно весьма строгим критериям международной неправительственной организации. Это поистине всеобщий мировой рекорд, причем есть основания предполагать, что в ближайшие годы он будет побит.

Взаимодействие процессов, связанных с глобализацией (в том числе и с глобальным распространением и упрочением прав человека), с одной стороны, и государственных суверенитетов, с другой, часто рассматривается как одно из системных противоречий современного мира. Действительно, многие суверенные государства долгое время ставили во главу угла свою абсолютную самостоятельность и независимость, а потому объявляли соблюдение прав человека на собственной территории своим внутренним делом. В значительной степени во многих регионах такая ситуация сохраняется до сих пор. В последние годы европейские и мировые СМИ широко освещали коллизии, разыгрывавшиеся на сессиях Парламентской Ассамблеи Совета Европы, когда, например, речь шла о положении с правами человека в Чечне, где Россия проводила контртеррористическую операцию. Гораздо меньше мировой общественности известно о дискриминационном отношении к русскому языку на Украине, где русскоязычные составляют до половины населения, или о притеснениях русских в странах Балтии, где самое крупное национальное меньшинство, насчитывающее десятки тысяч человек, имеет статус «неграждан».

Впрочем, вступление государств Балтии в Европейский Союз, попытки их интеграции в единое европейское правовое и культурное пространство позволяют надеяться, что положение с правами человека в этих странах будет меняться к лучшему.

Известно, что глобализация в современном мире идет рука об руку с регионализацией, то есть экономической, правовой, культурной и т.п. интеграцией больших регионов планеты. С этой точки зрения европейскую интеграцию, включающую не только процессы, протекающие на территории Европейского Союза, но и, шире - на огромных просторах до Урала и Большого Кавказского хребта, и даже перешагивающие через них, можно рассматривать как часть общих процессов глобализации.

Надо сказать, что взятая в таких широких границах Европа - наиболее благоприятное место для реализации прав человека. Богатый исторический опыт, общая добрая воля, продуманные и достаточно эффективные национальные и международные институты (на первое место здесь, пожалуй, надо поставить именно Совет Европы), позволяют поддерживать правовой режим, максимально отвечающий требованиям основных международных документов по правам человека.

Разумеется, такое положение существовало в Европе не всегда. Только в прошлом столетии она прошла через две самые кровопролитные в истории человечества мировые войны, с огромным напряжением сил уничтожила фашизм, который уже начал превращать ее территорию в арену своих человеконенавистнических планов, увидела дряхление и падение тоталитарных режимов. Самым существенным образом положение с мониторингом прав человека в Европе изменилось во второй половине 90-х годов прошлого века, когда Совет Европы был расширен за счет новых восточных членов. В 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод была дополнена Протоколом № 11, что позволило реформировать Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Юрисдикция ЕСПЧ была распространена на все государства - члены Совета Европы. Таким образом, права человека в европейских странах были не просто продекларированы, но и получили наднациональную судебную защиту. Каждый европеец получил возможность добиваться реализации своих прав в рамках международной юридической процедуры. Решения ЕСПЧ являются обязательными для всех государств - членов Совета Европы и выступают одним из источников их внутригосударственного права.

Политический обозреватель РИА Новости, Юрий Филиппов.

Как влияют процессы глобализации на мировое положение дел в области прав человека? Данная тема многогранна и включает в себя не только политические и юридические, но и множество экономических, экологических, культурных, социальных и других аспектов. Одно только их перечисление и краткая характеристика потребовали бы солидной брошюры. Тем не менее, существуют путеводные маяки, по которым можно ориентироваться и в этой теме.

Например, в ежегодном докладе «Фридом Хауз» (Freedom House), опубликованном в декабре 2005 года, утверждается, что 46 процентов мирового населения (а это три миллиарда человек!) сейчас живет в так называемых «свободных» странах, то есть в условиях «открытой политической конкуренции, уважения к гражданским правам, значительной степени развития гражданского общества и независимых СМИ». Три десятилетия назад, в 1973 году, когда мир был поделен на сферы влияния и о глобализации мечтали лишь самые смелые западные интеллектуалы, в условиях подобной свободы, по данным той же «Фридом Хауз», жило только 35 процентов человечества, то есть, менее его третьей части - то, что было принято называть «золотым миллиардом». Иными словами, с тех пор как глобализация властно заявила о своих правах, в мире существенно увеличилась доля демократизированных обществ. Следовательно, связь между глобализацией и правами человека существует и эта связь в основном позитивна.

Интересны и другие изменения: доля населения стран, охарактеризованных «Фридом Хауз», как «несвободные», сократилась с 47 до 36 процентов, а доля демократических правительств в мире достигла 64 процентов. Это значит, что почти две трети правительств государств - членов ООН являются сегодня демократическими согласно весьма строгим критериям международной неправительственной организации. Это поистине всеобщий мировой рекорд, причем есть основания предполагать, что в ближайшие годы он будет побит.

Взаимодействие процессов, связанных с глобализацией (в том числе и с глобальным распространением и упрочением прав человека), с одной стороны, и государственных суверенитетов, с другой, часто рассматривается как одно из системных противоречий современного мира. Действительно, многие суверенные государства долгое время ставили во главу угла свою абсолютную самостоятельность и независимость, а потому объявляли соблюдение прав человека на собственной территории своим внутренним делом. В значительной степени во многих регионах такая ситуация сохраняется до сих пор. В последние годы европейские и мировые СМИ широко освещали коллизии, разыгрывавшиеся на сессиях Парламентской Ассамблеи Совета Европы, когда, например, речь шла о положении с правами человека в Чечне, где Россия проводила контртеррористическую операцию. Гораздо меньше мировой общественности известно о дискриминационном отношении к русскому языку на Украине, где русскоязычные составляют до половины населения, или о притеснениях русских в странах Балтии, где самое крупное национальное меньшинство, насчитывающее десятки тысяч человек, имеет статус «неграждан».

Впрочем, вступление государств Балтии в Европейский Союз, попытки их интеграции в единое европейское правовое и культурное пространство позволяют надеяться, что положение с правами человека в этих странах будет меняться к лучшему.

Известно, что глобализация в современном мире идет рука об руку с регионализацией, то есть экономической, правовой, культурной и т.п. интеграцией больших регионов планеты. С этой точки зрения европейскую интеграцию, включающую не только процессы, протекающие на территории Европейского Союза, но и, шире - на огромных просторах до Урала и Большого Кавказского хребта, и даже перешагивающие через них, можно рассматривать как часть общих процессов глобализации.

Надо сказать, что взятая в таких широких границах Европа - наиболее благоприятное место для реализации прав человека. Богатый исторический опыт, общая добрая воля, продуманные и достаточно эффективные национальные и международные институты (на первое место здесь, пожалуй, надо поставить именно Совет Европы), позволяют поддерживать правовой режим, максимально отвечающий требованиям основных международных документов по правам человека.

Разумеется, такое положение существовало в Европе не всегда. Только в прошлом столетии она прошла через две самые кровопролитные в истории человечества мировые войны, с огромным напряжением сил уничтожила фашизм, который уже начал превращать ее территорию в арену своих человеконенавистнических планов, увидела дряхление и падение тоталитарных режимов. Самым существенным образом положение с мониторингом прав человека в Европе изменилось во второй половине 90-х годов прошлого века, когда Совет Европы был расширен за счет новых восточных членов. В 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод была дополнена Протоколом № 11, что позволило реформировать Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Юрисдикция ЕСПЧ была распространена на все государства - члены Совета Европы. Таким образом, права человека в европейских странах были не просто продекларированы, но и получили наднациональную судебную защиту. Каждый европеец получил возможность добиваться реализации своих прав в рамках международной юридической процедуры. Решения ЕСПЧ являются обязательными для всех государств - членов Совета Европы и выступают одним из источников их внутригосударственного права.

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

г. Москва

КЕМЕРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Юридический факультет

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Выполнила :

Студентка 3 курса

очной формы обучения

Научный руководитель:

старший преподаватель

Кемерово 2008

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Взаимозависимость процессов глобализации и защиты прав человека…...4

1.1 Обострение проблем бедности, безработицы и поляризация жизненного уровня……………………………………………………………………………...5

1.2 Противоречия глобализации………………………………………………..13

1.3 Управление глобальными процессами……………………………………..15

2 Аспекты самосохранения глобальной цивилизации………………………...18

2.1 Социальный мир глобализации……………………………………………..18

2.2 Экологический мир глобализации………………………………………….20

2.3 Мир экономики………………………………………………………………22

2.4 Мир политики глобализации………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………………...26

Введение

Глобализация все более ощутимо и настойчиво входит в жизнь человечества, охватывая все страны и регионы мира. Она консолидирует международные экономические, информационные, технические связи народов. Вместе с тем процессы глобализации выдвигают все новые проблемы, обостряют существовавшие ранее противоречия, порождают конфликты, которые могут иметь самые пагубные последствия для мирного развития.
Глобализация жестко делит планету на элитные страны, имеющие доступ к распределению огромных доходов, получаемых в результате развития мирохозяйственных связей, и страны, поставляющие сырье и отстраненные от перераспределения таких доходов. Глобализация не смогла поднять экономический уровень развития таких стран, породила противостояние богатых и бедных, миграцию, которая поставляет дешевую рабочую силу в страны «золотого миллиарда», усилила экологический кризис.
Процессы глобализации не привели к сплочению народов, а напротив, обострили противостояние цивилизаций, отстаивающих свое право на самобытную культуру, религию, образ жизни, обычаи, свои понятия о нравственности и справедливости.

Цивилизация и окружающая ее среда едины и взаимосвязаны процессами всеобщей деятельности. Социально-политические, правовые, эколого-экономические, социокультурные, технико-технологические, потребительские, эстетико-воспитательные аспекты самосохранения глобальной цивилизации должны рассматриваться и оцениваться совместно с интересами и целенаправленностью самоорганизации среды их обитания.

Актуальность проблемы состоит в том, чтобы глобализация стала позитивной силой для всех народов мира, при этом люди должны уважать друга, друга во всем многообразии их взглядов, культуры и языков.

1 Взаимозависимость процессов глобализации и защиты прав человека

Глобализация слишком сложный процесс для того, чтобы можно было охарактеризовать его в одном определении. Глобализация - это взаимодействие государств, народов; этносов, социальных общностей в единой системе отношений на планетарном уровне; это система открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и адаптация культурных стереотипов; это расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности и возникновение единого экономического, экологического, информационного пространства, вызывающего необходимость выработки согласованных действий народами и государствами. В таком мире люди общаются друг с другом независимо от их географического местонахождения благодаря телекоммуникациям, интернету, компьютерам, аудиовизуальным средствам связи. Основой глобализации является настолько интенсивная информатизация, когда возникает информационное гиперпространство.

Глобализация как процесс глубоких качественных изменений несет в себе и положительный, и отрицательный заряды. В ее основе лежат новейшие технологии , “взорвавшие” современное производство и представления человека о его возможностях.

В экологическом плане она проявляет себя в планетарных изменениях климата, в потере атмосферного озона и мировых эпидемиях.

В экономическом отношении глобализация выражается в образовании непрерывных во времени финансовых рынков и мировых производственных линий, в появлении глобального потребительского рынка и электронной торговли .

В демографическом отношения глобализация ставит особенно остро проблему роста населения и интенсивности миграционных процессов.

Психологически глобализация проявляется в растущем осознании того, что мир - единое пространство.

В сфере законодательства - это распространение всемирных стандартов, охватывающих большинство стран.

В 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН принята Всеобщая Декларация прав человека, провозгласившая, что все члены человеческой семьи обладают равными и неотъемлемыми правами, что является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Основная задача – это создание такого мира, в котором основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин должны охраняться властью закона, содействовать и социальному прогрессу улучшению условий жизни членов мирового сообщества.

Но растет не только минимальная зарплата, но и цены. На Конференции инвесторов в Москве министр финансов Алексей Кудрин намекнул о готовности плана по удержанию инфляции в пределах 10,5 %.

Антиинфляционная программа по удержанию инфляции в пределах 10,5 % будет внесена в правительство 25 июня .

· Перестанет действовать около 115 ограничений во внешней торговле в отношении России.

· Получим поддержку ВТО во время торговых споров с другими странами.

Для этого в России разрешены вопросы по правовой защите интеллектуальной собственности. Принята и введена в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ, увеличиваются объемы финансирования государством сельского хозяйства. Вместе с тем, со вступлением России в ВТО влияние государства на рыночные отношения будет ограничено, будут сокращены ввозные пошлины на импорт, сектора сельского хозяйства, которым не достанутся госинвестиции, не выдержат конкуренции.

2 Аспекты самосохранения глобальной цивилизации

2.1 Социальный мир глобализации

Человек - сложная конструкция. Он имеет двойную систему управления: природные программы, обеспечивающие биологическую самодостаточность, а также психогенную систему самоуправления.

Традиционно философия относит к основным проявлениям экономической жизни общества, производство, распределение, обмен, а потребление разного рода предметов и услуг. Это могут быть материальные блага и духовные ценности, в получение которых вкладывается интеллектуальный и физический труд человека.

Необходимо понять, что обмен, потребление и производство - это действия, которые человек скопировал с естественных циклов преобразований, и они происходят не только в отношениях между людьми, но и одновременно между деятельностью людей и естественными

процессами.

Интеллектуальные начала в экономической жизни общества определяют рациональность действий людей.

Как показывает теория экогармоничной самоорганизации естественной природы, фундаментальной, бессменной и вневременной ценностью в мире

является мера или скорость самоорганизации целостностей, включая в это

понятие человека и общество.

2.2 Экологический мир глобализации

И бесспорно, Россия кроме нефти и газа, обладает колоссальными запасами пресной воды.

Байкал – это 20 % мировых запасов пресной воды. Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО в 1996 году официально признал Байкал уникальным природным объектом, имеющим общечеловеческую ценность. Ученые, экологи, политики, бизнесмены не одно десятилетие озабочены сохранением байкальского феномена для человечества.

Принимаются меры по перепрофилированию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, ведь стоки ЦБК нарушают экосистему озера. Перенесен маршрут строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Финансируемые «Фондом содействия сохранению озера Байкал» исследования которые будут проведены экипажами глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» позволят более пристально и детально взглянуть на будущее озера. Нельзя допустить, чтобы Байкал повторил судьбу Арала, Великих Американских озер.

Примером заботы государства может служить перенос санно-бобслейной трассы в районе города Сочи, поскольку проект нарушал уникальный природный заповедник.

…Я завещаю любить тебе все, что служит ко благу, чести и достоинству России. В политике внешней держись независимой позиции. Помни, у России нет друзей. Нашей огромной боятся. Избегай войн. В политике внутренней, прежде всего, покровительствуй церкви, она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

Как показывает время, эти слова актуальны и сегодня.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

Научная и обзорная литература

2. Алисов и социальная география мира. – М.: Гардарики, 200с. ISBN -8.

3. Герасимова география. – СПб.: Спец Лист, 2001.-368с. ISBN -9.

4. Лукашева человека. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 573с. ISBN 5-89123- 352-5.

5. Римашевская и глобализация.- М.: Наука, 2002.-322с. ISBN -8.

6. Прыкин. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-463с. ISBN 1161-5.

7. Торкунов: человеческое измерение. - М., 2003.-112с. ISBN -9.

Прыкин. М.,2007.- С.463.

Торкунов: человеческое измерение. М., 2003.-С.112.

Лукашева человека. М., 2002.-С.573.

Римашевская и глобализация. М., 2002.-С.322.

С. Бабенко, старший помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры.

В условиях глобализации среди тенденций развития прав человека выделяется их интернационализация, которая внешне выразилась прежде всего в том, что государства - члены ООН официально признали и документально зафиксировали важность и ценность прав человека не только на национальном, но и на международном уровне.

Свидетельством этого могут служить такие международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению прав и свобод, содержащихся в Декларации, и их всестороннему обеспечению и осуществлению как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., провозгласившая, что подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире; Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него 1973 г., обязавшая государств - участников Конвенции принять любые меры законодательного или иного характера, необходимые для пресечения, а также предотвращения любого поощрения преступления апартеида и наказания лиц, виновных в этом преступлении.

С учетом современного состояния российского законодательства общепризнанные принципы и нормы международного права фактически не подлежат применению при производстве по уголовным делам в силу их неопределенности. Непосредственному применению в уголовном судопроизводстве подлежат лишь ратифицированные и официально опубликованные для всеобщего сведения международные договоры России. В связи с этим представляется целесообразным внести в УПК РФ изменения, которые конкретизировали бы конституционное положение об общепризнанных принципах и нормах международного права.

Первая попытка сформулировать общие правила для применения судами норм международного права по конкретным делам была предпринята Пленумом Верховного Суда РФ, в Постановлении которого от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано, что неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права может также являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение норм международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права. Эта формулировка фактически воспроизводит ст. 363 ГПК "Нарушение или неправильное применение норм материального права" и не дает ответа на вопросы практики.

Очевидно, что для формирования эффективного механизма применения европейских стандартов в области прав человека в российском уголовном процессе необходимо принятие специального федерального закона, основное содержание которого могли бы составить положения о порядке толкования так называемых конвенционных прав с целью официального установления соответствия или несоответствия российских законов положениям Европейской конвенции.

Еще одна тенденция, характерная для российской правовой политики, в арсенале которой есть институт амнистии и помилования, это гуманизация законодательства. Об этом институте высказываются противоречивые суждения, поскольку, когда в стране часто применяются акты об амнистии, это формирует в общественном сознании, особенно у потенциальных правонарушителей, чувство вседозволенности и безнаказанности за содеянное. Следует также помнить о том, что мы имеем дело с милосердием, осуществляемым в основном за счет жертв преступления, а не за счет преступивших закон.

Явно выраженную тенденцию к гуманизации, в основу которой положены "европейские стандарты", имеет исключение норм уголовного законодательства, предусматривавших в качестве санкции по отдельным статьям Особенной части УК конфискацию имущества. Главным аргументом сторонников исключения конфискации имущества из числа наказаний стал тот факт, что этого вида наказания нет во многих "развитых" странах, следовательно, его не должно быть и в российской системе наказаний.

Но механический перенос на российскую почву подходов иных правовых систем к решению тех или иных вопросов вреден. Да и подход мирового сообщества к конфискации имущества не столь однозначен. Например , отказ от конфискации имущества не согласуется с Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.). В связи с чем отказ от конфискации имущества для российской уголовной политики как уголовного наказания вследствие колоссальных различий европейских и российских реалий представляется преждевременным.

Вызывает недоумение и поспешное, недостаточно продуманное реформирование целых институтов законодательства на западный манер. В качестве примера можно привести особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл. 40 УПК) - широко распространенный за рубежом институт, известный под названием сделки о признании вины. Законодатель не последовательно, но достаточно настойчиво внедряет в российское уголовно-процессуальное законодательство институты или отдельные нормы англосаксонской системы права, в то время как преступность в нашей стране растет.

Анализ судебно-прокурорской практики свидетельствует о том, что российская уголовная политика отличается своей гуманностью в большей мере по отношению к лицам, совершившим насилие, а не предупреждает это насилие, не защищает права жертв. Принцип гуманизма не должен доминировать над иными принципами уголовного права, прежде всего - над принципом справедливости (ст. 6 УК). Тенденция гуманизации российского законодательства не должна противоречить концепции приоритетной охраны прав и свобод человека (ст. 2 УК).

Так, в январе 2007 г. в Ростовской области зарегистрирован рост числа выявленных преступлений на 19,8%, что составляет 7639 против 6377 за аналогичный период 2006 г. На 3,4% увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. На 60% увеличилось число учтенных изнасилований. За указанный период с 64,9% до 63,5% снизился показатель раскрываемости преступлений. При этом следует отметить наметившуюся тенденцию снижения с 71,8% за январь 2006 г. до 71,5% за аналогичный период 2007 г. показателей раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений.

Таким образом, слепая ориентация законодателя на европейские стандарты, в конечном счете, ослабляет защиту интересов личности, общества и государства, подрывая тем самым авторитет государственной власти. Это в очередной раз заставляет вернуться к вопросу о пересмотре в уголовно-правовой политике России принципиальных положений, в которых должна идти речь не о снисходительности со стороны государства, а об адекватности наказания за совершенное преступление.

Тенденция либерализации российского законодательства находит свое непосредственное выражение и в Конституции РФ, нормы которой, указывая на явное доминирование прав граждан над их обязанностями, свидетельствуют о тенденции превалирования прав. Так, в ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, заботиться о детях и их воспитании, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу и защищать Отечество (ст. ст. 15, 38, 43, 44, 57 - 59). В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции только семь статей посвящено обязанностям граждан. Между тем на практике обязанности незримо "сопровождают" все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, т.е. в процессе реализации. Иначе права могут превратиться в "пустой звук". Ведь обязанности - это способ обеспечения прав.

Между этими двумя полюсами не должно быть резких расхождений и несогласованностей. Поскольку естественные права человека предполагают столь же естественные его обязанности, то эти два начала призваны взаимодействовать и уравновешивать друг друга.

К следующей тенденции развития прав человека следует отнести тенденцию расширения международного контроля за соблюдением прав человека с помощью судебных, а также негосударственных органов и организаций. В институциональном отношении Европейский суд по правам человека и Комитет ООН по правам человека не связаны между собой и действуют автономно, независимо друг от друга. Однако в функциональном плане, в плане решения однородных задач и выполнения сходных (контрольных) функций их можно рассматривать как составные части единой системы международного контроля за соблюдением прав человека.

В условиях глобализации государство как таковое стало терять положение монопольного защитника прав человека. Решение правозащитных задач вышло за рамки исключительной компетенции одного государства.

Вполне обоснованно утверждение о проявлении тенденции нарастания разрыва между теорией и практикой соблюдения прав человека. Общепризнан факт, что круг прав и свобод человека с момента их появления и вплоть до наших дней постоянно расширяется и пополняется все новыми их видами и разновидностями, большинство из которых официально признается и законодательно закрепляется.

Однако это только одна, формальная сторона явления, именуемого правами человека. Она весьма важна, в том числе для более четкой фиксации и констатации прогресса в развитии прав человека. Но более важной представляется качественная, не формальная, а реальная сторона, суть которой заключается не в формально-юридическом провозглашении прав человека, а в их жизненном, фактическом воплощении.

Важнейшая задача состоит в том, чтобы вернуть абстрактным, формальным конституционным установлениям их истинный смысл - "работающих" ценностей современности, сделать их обязательным достоянием повседневной общественной практики.

Процессы глобализации, происходящие в современном мире, оказали существенное воздействие на режим прав человека, установленный в середине XX в. принятием Устава ООН и Международного билля о правах человека. Конец XX - начало XXI в. характеризуется созданием целого ряда международных структур в сфере прав человека, которые берут на себя надгосударственные функции, принимая решения, обязательные для государств - участников международных договоров, иногда даже в случаях, когда они не согласны с ними. Тем самым ограничивается суверенитет государств и сужаются границы их внутренней юрисдикции.

Права человека, закрепленные во Всеобщей декларации, в Международных пактах о правах человека и в ряде других международных документов, получают всеобщее признание и становятся нормами, имеющими характер jus cogens.

В международных отношениях признается, что все права взаимосвязаны, неделимы и взаимозависимы. Однако это не противоречит тому, что в глобализирующемся мире меняется отношение к вопросу о равенстве всех прав и свобод. Если раньше признавалось равенство прав и свобод, то сейчас делается упор на их определенную иерархию. Устав ООН не закрепил перечень прав и свобод человека. Они были позднее зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах о правах человека и в других международных документах. Среди них следует выделить права, имеющие всеобщий или абсолютный характер: их нельзя не только отменить, но и ограничить, т. е. они должны соблюдаться при любых обстоятельствах.

Международные договоры дают возможность установить определенную иерархию среди основных прав и свобод. Устав ООН провозгласил принцип равноправия и самоопределения народов (п. 2 ст. 1) и принцип уважения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии (п. 3 ст. 1). Эти принципы, развитые затем в международных пактах о правах человека и в других международных договорах, являются обязательными и всеобщими. Согласно Уставу

ООН в случае, когда обязательства по нему вступают в противоречие с обязательствами государств по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103). При этом даже государства, не являющиеся членами ООН, обязаны действовать в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе ООН (п. 6 ст. 2).

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах всеобщий или абсолютный характер имеют права, которые должны соблюдаться во всех обстоятельствах, даже когда «жизнь нации находится под угрозой» (п. 1 ст. 4). К таким правам Пакт относит: право на жизнь; запрещение подвергать кого-либо пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению и наказанию; запрещение рабства и подневольного состояния; запрещение лишения свободы за невыполнение договорного обязательства; запрещение признания кого-либо виновным в совершении уголовного преступления, которое согласно действовавшему в момент его совершения законодательству не являлось таковым; признание за каждым человеком его правосубъектности; право на свободу мысли, совести и религии. Нормы, запрещающие нарушать ряд основополагающих прав и свобод человека во время войны или иного чрезвычайного положения, содержатся и в региональных договорах (ст. 15 ЕКПЧ, ст. 27 Американской конвенции о правах человека и др.).

Наконец, к всеобщим или абсолютным правам следует отнести те из них, нарушение которых признано международным преступлением и в отношении которых государства обязаны принять национальные законы, устанавливающие уголовную ответственность индивидов. Преступный характер нарушений основополагающих прав человека закреплен соответственно в ст. 6 и 5 уставов Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов, в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., в Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и в Дополнительных протоколах к ним, Римском статуте МУС 1998 г.

Основополагающее значение имеют не только некоторые гражданские и политические права, но и ряд экономических, социальных и культурных прав. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам выделяет из этой категории права, имеющие первоочередной характер и обладающие «особой важностью»: право на необходимую для жизни пищу, элементарное медицинское обслуживание, жилье и начальное образование. Данная категория прав является

jus cogens и действует как erga omnes. Их объем и число в глобализирующемся мире постоянно расширяются. При этом особенно важно, чтобы большинство государств признали приоритет международного права над национальными законами и тем самым взяли на себя обязательство соблюдать основополагающие права и свободы, которые должны быть обеспечены повсеместно.

Тенденции развития современного мира свидетельствуют о все возрастающем влиянии международного права на внутригосударственное. Эти тенденции особенно ярко проявляются, как уже отмечалось выше, в международном регулировании прав человека. За последние годы все большее признание получает положение о том, что права человека не входят исключительно во внутреннюю юрисдикцию государств. Речь идет не только о массовых и грубых нарушениях прав человека, имеющих систематический характер, но и об отдельных посягательствах на права личности.

Значение международно-правового регулирования прав человека возрастает за счет рассмотрения вопросов, которые ранее входили во внутреннюю юрисдикцию государств. На смену примату внутреннего права приходит верховенство международного права; увеличивается число новых международных договоров в сфере прав человека, и их нормы инкорпорируются во внутреннее право. Этот процесс стал четко отслеживаться после принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. В тот период государства создавали нормы международного права таким образом, чтобы они были совместимы с их внутренним правом. В настоящее время государства принимают многие международные соглашения, которые далеко не полностью соответствуют их национальному законодательству. Поэтому они все чаще и чаще вынуждены приводить свое внутреннее право в соответствие с новыми международными нормами. В связи с этим достаточно сослаться на Римский статут МУС, документы, принятые ЕС, СЕ, ОБСЕ, а также МОТ и ВТО. Процесс «вторжения» международного права во внутреннюю юрисдикцию государств приводит фактически к их «переплетению» и «сращиванию». При этом прослеживается все большее признание государствами примата международного права.

В условиях глобализации государства добровольно отказываются от части своих суверенных прав и передают некоторые из них международным органам. В настоящее время происходит укрепление суверенитета индивида. Государственный суверенитет не может больше служить лицензией на попрание прав человека. Широко применяемые принципы и нормы международного права превалируют над суверенитетом государств и национальными законами. Даже в случаях отдельных посягательств на права человека суверенитет не действует в полном объеме, а если происходят массовые и грубые нарушения этих прав, официальные лица государства, виновные в их преступном совершении, несут уголовную ответственность, предусмотренную международными нормами.

Предупреждение преступных нарушений прав человека является обязанностью как государства, так и международного сообщества в целом. Выдвинутая главами государств и правительств на Всемирном саммите 2005 г. концепция «Обязанность государств и международного сообщества защищать права человека» состоит из четырех взаимосвязанных элементов:

  • 1) обязанность государств защищать свое население от преступных нарушений прав человека;
  • 2) обязанность международного сообщества предотвращать преступные нарушения прав человека;
  • 3) обязанность международного сообщества пресекать преступные нарушения прав человека;
  • 4) обязанность международного сообщества принимать меры по постконфликтному миростроительству .

В настоящее время принцип уважения прав человека обязывает государства не только соблюдать и защищать права личности, но и совместно с международным сообществом принимать меры для пресечения их преступных нарушений.

Возрастающее значение международного регулирования прав личности не означает, что роль государства в вопросах защиты прав человека отодвинулась на второй план. В условиях глобализации она становится значительно сложнее. Помимо своих классических функций в области защиты основных прав и свобод человека, правопорядка, повышения уровня здравоохранения и образования, государство должно брать на себя все большую ответственность за обеспечение равенства, справедливости, ликвидацию бедности и нищеты, обеспечение здоровой окружающей среды и многие другие сферы внутригосударственных отношений.

Глобальные процессы неизбежно приведут к выравниванию уровня развития многих стран, принятию и прогрессивному развитию многих норм и принципов в сфере прав человека. Международное право все в большей степени будет отражать интересы всего международного сообщества в целом. В этом процессе приоритетным направлением станет защита прав и свобод человека.

  • См.: Evans G. The Responsibility to Protect. Washington, 2008.