Повышение мрот: причины, прогнозы. Минимальный размер оплаты труда (мрот) Повышение мрот регионам в году

С 1 октября МРОТ в Москве увеличится с 17 300 до 17 561 рублей. То есть московский МРОТ увеличился на 261 рубль. Это предусмотрено
МРОТ в Москве привязан к прожиточному минимуму. Если прожиточный минимум становится больше, то со следующего месяца повышается и МРОТ (п. 3.1.1, 3.1.2 постановления Правительства Москвы от 15.12. 2015 № 858-ПП). Прожиточный минимум во II квартале в Москве был равен 17 561 рубль – постановление Правительства Москвы от 06.09. 2016 № 551-ПП. В связи с этим с 1 октября 2016 года МРОТ составляет 17 561 рублей.

Имейте в виду, что новый МРОТ с 1 октября (17 561 рублей) уже должен включать в себя все виды премий и доплат сотрудникам, кроме доплат:

  • за работу с вредными и опасными условиями труда
  • за сверхурочную работу;
  • за работу в ночное время;
  • за работу в выходные или праздники;
  • за совмещение профессий.

Также важно, что с новым московским МРОТ с 1 октября 2016 года нужно сравнивайте сумму до вычета НДФЛ. То есть, если работник отработал полную норму рабочего времени за октябрь. Значит «на руки» он получит не меньше 15 278,07 руб. (17 561руб. – 17 561 руб. х 13%).

Применение нового МРОТ

В любом субъекте РФ (в том числе, в Москве) может устанавливаться свой размер МРОТ. Но он не может быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). С 1 июля 2016 года федеральный МРОТ составляет 7500 рублей (« »).

Если зарплата в Москве к начислению за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года окажется ниже МРОТ (17 561 рублей), то работнику надо доплатить. Причем с 1 октября 2016 года. Установить доплату можно двумя способами:

  • повысить оклад;
  • установить в локальном акте (например, отдельном приказе или Положении об оплате труда) доплату до МРОТ. То есть, прямо прописать, что работникам устанавливается доплата до регионального МРОТ. Тогда не потребуется пересматривать оклады и менять трудовые договоры.

Работник, зарплата которого в Москве окажется меньше нового МРОТ, может потребовать:

  • доплату за период действия нового МРОТ с 1 октября 2016 года;
  • компенсацию за задержку выплаты с 1 октября 2016 года (ст. 236 Трудового кодекса РФ).

Имейте в виду: МРОТ в Москве с 1 октября 2016 года не влияет на размеры пособий. Пособия рассчитываются их федерального, а не регионального МРОТ (См. « »).

Если зарплата меньше 17 561 рублей: ответственность

Если московская зарплата за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года окажется ниже МРОТ, то работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности. На ИП или директора организации могут наложить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а на организацию – от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

За повторное нарушение директора могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Штраф для ИП за повторное нарушение: от 10 000 до 20 000 руб., для компании – от 50 000 до 70 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Отказ от применения нового МРОТ

Отказаться от применения московского МРОТ вправе любой работодатель. Для этого нужно составить и отправить в местное отделение Комитета по труду и занятости мотивированный отказ. Срок - 30 календарных дней с момента опубликования трехстороннего соглашения о региональном МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

При отказ должен быть мотивированным, то есть потребуется указать причины, по которым ваша организация не хочет платить своим работникам региональную «минималку». В качестве таких причин можно указать, допустим, «кризис», «мало заказов», «риск массового увольнения сотрудников». В Москве отправить отказ нужно в трехстороннюю комиссию по адресу: 121205, Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9.

Работодатель, который вовремя откажется МРОТ в Москве, вправе придерживаться федерального МРОТ. Сейчас он составляет 7500 рублей.

Однако обратите внимание, что пункт 8 статьи 133.1 ТК РФ обязывает работодателя приложить к отказу комплект документов, среди которых – предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного соглашением. То есть даже вовремя направленный отказ ещё не означает, что платить новый МРОТ, установленный с 1 октября 2016 года, вообще не придется. Просто работодателю дано право отсрочить его введение.

Также статья 133.1 ТК РФ дает право московским властям пригласить представителей работодателя, отказавшегося от принятия нового МРОТ с 1 октября 2016 года, для проведения консультаций. То есть, отказ от московского МРОТ грозит столкновением с административным ресурсом.

С первого июля минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышается почти на 21 процент до 7,5 тысячи рублей. Работодатели всей России не смогут платить сотрудникам меньше этой суммы при условии, что месяц работником отработан полностью, а трудовые обязанности выполнены.

Новый размер МРОТ установлен Федеральным законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ. Изменение затронет около миллиона работников. Из них 87 процентов трудятся в государственных и муниципальных учреждениях, а остальные - в негосударственной сфере.

Увеличение МРОТ является очередным шагом Минтруда России к повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума. Сравнять два показателя планируется к 2020 году. Прожиточный минимум в России за первый квартал 2016 года составил в среднем 9 776 рублей в месяц на душу населения, для работающего россиянина - 10 524, для пенсионера - 8 025 рублей, на ребенка - 9 677 рублей. Таким образом, с первого июля МРОТ будет составлять 77 процентов от средней величины прожиточного минимума.

Контроль за соответствием зарплат МРОТ осуществляет инспекция труда. "Трудовики" проводят как плановые проверки, так и работают по обращениям граждан. За нарушение законодательства об оплате труда работодатель может быть привлечен к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Для руководителей и предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 рублей. Для юрлиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Эксперты напоминают, что каждая территория дополнительно устанавливает МРОТ на региональном уровне. Однако несоответствие зарплаты сотрудника региональному МРОТ не карается так строго. "Специфика регионального МРОТ в том, что при нарушениях к работодателю не могут быть применены санкции, а только административные меры, к примеру, такие как запрет на участие в региональных проектах", - говорит Александр Сафонов, проректор РАНХиГС.

Увеличение размера минимальной оплаты труда связано с целым рядом последствий. Это мешает сравнять размер прожиточного минимума и МРОТ одномоментно. Повышение МРОТ увеличивает расходы федерального, регионального и местных бюджетов на оплату труду госслужащих. "Хотя, количество людей, получающих зарплату на уровне МРОТ не так велико, но на МРОТ, как на базовую величину, завязаны пропорции в оплате труда высококвалифицированных специалистов", - отмечает Александр Сафонов.

Кроме того, повышение МРОТ приведет не только к увеличению доходов населения, но и к росту отчислений подоходного налога (НДФЛ) и страховых взносов.

Способствует увеличение МРОТ и повышению расходов на выплату декретных и больничных пособий. Такие выплаты рассчитываются на основе МРОТ, если за два года до страхового случая у человека не было заработка или он был меньше МРОТ. Если же страховой стаж сотрудника меньше шести месяцев, его больничное либо декретное пособие за полный месяц не может превышать МРОТ.

В то же время повышение МРОТ позволит сократить размер "теневых" доходов. Не секрет, что многие предприниматели назначают сотрудникам формальную зарплату в один МРОТ для сокращения налогов. Теперь НДФЛ и взносы таких работодателей увеличатся на 21 процент.

Говоря о минимальном размере оплаты труда (МРОТ), мы имеем дело с показателем, который устанавливает планку, ниже которой не могут опускаться ни должностные оклады, ни тарифные ставки, ни выплаты работникам, полностью отработавшим положенную законом норму рабочего времени за месяц.

Динамика МРОТ за последние 15 лет

Впервые подобная формулировка, равно как и величина МРОТ, была установлена в 2000 году (Федеральный закон №82-ФЗ). А поскольку данный показатель изначально был привязан к стоимости потребительской корзины (читай – уровню инфляции), то в практике использования МРОТ имеют место постоянные пересмотры его величины. Как менялся минимальный размер оплаты труда, можно увидеть из следующей диаграммы:

В процентном соотношении эти изменения выглядели следующим образом:

Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, МРОТ действителен на всей территории страны и не может находиться на уровне, ниже прожиточного минимума. При этом в данном нормативном акте продолжает действовать статья 421, которая предусматривает поэтапное повышение МРОТ до момента соответствия требованиям статьи 133 (на практике ещё не все регионы сумели подтянуть минимальный размер оплаты труда до своего прожиточного минимума).

О понятии прожиточного минимума

Этот показатель используется для расчёта МРОТ и, в свою очередь, зависит от стоимости потребительской корзины. Величина прожиточного минимума выступает своего рода стоимостным эквивалентом потребительской корзины, в которую добавлены обязательные расходы: налоги, сборы и прочие платежи.

Считается, что прожиточный минимум помогает федеральным властям оценивать уровень жизни граждан, что позволяет разрабатывать и реализовывать наиболее действенные социальные программы, а также в целом формулировать основные направления социальной политики государства. Для региональных властей показатель также становится определяющим при внедрении региональных программ, формировании местных бюджетов, расчёта пособий и прочих выплат в рамках государственной помощи.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №178 от 10 марта 2016 года, прожиточный минимум в стране в четвёртом квартале 2015 года составил:

  • для детей – 9197 рублей,
  • для пенсионеров – 7781 рублей,
  • для трудоспособных граждан – 10187 рублей,
  • на душу населения – 9452 рублей.

Величина МРОТ в 2016 году (по регионам)

С 1 июля 2016 года МРОТ составит 7500 рублей. До этой даты в стране продолжает действовать показатель, установленный с 1.01.2016 г. - 6204 руб. Напомним, он обязателен для всех работодателей, работающих на территории РФ, а значит, минимальная оплата труда в регионах не может быть ниже федерального уровня.

Существует и другой уровень, который также устанавливает ограничения. Речь идёт о региональном МРОТ или минимуме, который устанавливается самими субъектами и действует исключительно на их территории. Согласно ст. 133.1 ТК РФ, он не может быть ниже федерального показателя. По состоянию на 1 июня 2016 года в регионах установлен следующий МРОТ в рублях (некоторые субъекты различают показатель для представителей бюджетной и внебюджетной сфер):

ЦФО

  • г. Москва - 17300
  • Московская обл. - 12500
  • Белгородская обл. - 8694
  • Брянская обл. - 6500
  • Владимирская обл. - 6204 (бюдж.) и 7000 (внебюдж.)
  • Воронежская обл. - 6204 (бюдж.) и 8787 (внебюдж.)
  • Ивановская обл. - 8645
  • Калужская обл. - 6204
  • Костромская обл. - 6204
  • Курская обл. - 6204
  • Липецкая обл. - 6000 (бюдж.) 8065 (внебюдж.)
  • Орловская обл. - 9778
  • Рязанская обл. - 6350 (бюдж.) и 7500 (внебюдж.)
  • Смоленская обл. - 6200
  • Тамбовская обл. - 6240 (бюдж.) и 7500 (внебюдж.)
  • Тверская обл. - 6000 (бюдж.) и 7000 (внебюдж.)
  • Тульская обл. - 10000 (бюдж.) и 12000 (внебюдж.)
  • Ярославская обл. - 6000 (бюдж.) и 8021 (внебюдж.)

СЗФО

  • г. Санкт-Петербург – 11700
  • Ленинградская обл. – 7800
  • Республика Карелия - 7213 (бюджетная сфера северных районов), 5796 (бюджетная сфера остальных районов), 6204 (внебюдж.)
  • Республика Коми – 6500
  • Архангельская обл. – 6204
  • Вологодская обл. – 6204
  • Калининградская обл. – 10000
  • Мурманская обл. – 13650
  • Новгородская обл. - 6204 (бюдж.) и 6204 (внебюдж.)
  • Псковская обл. – 6204
  • Ненецкий авт. округ – 6204

ЮФО

  • Республика Адыгея - 6204
  • Республика Калмыкия - 6204
  • Республика Крым - 6204
  • Краснодарский край - 6204
  • Астраханская обл. - 6204 (бюдж.) и 7350 (внебюдж.)
  • Волгоградская обл. - 6204 (бюдж.) и 7445 (внебюдж.)
  • Ростовская обл. – 6204

СКФО

  • Республика Дагестан - 6204
  • Республика Ингушетия - 6204
  • Кабардино-Балкарская Республика - 6204
  • Карачаево-Черкесская Республика - 6204
  • Республика Северная Осетия - Алания - 6204
  • Чеченская Республика - 8252
  • Ставропольский край – 8588

ПФО

  • Республика Башкортостан - 6900
  • Республика Марий Эл - 9251
  • Республика Мордовия - 6204
  • Республика Татарстан - 6204 (бюдж.) и 7309 (внебюдж.)
  • Удмуртская Республика - 6204
  • Чувашская Республика - 6204 (бюдж.) и 6988 (внебюдж.)
  • Пермский край - 6204
  • Кировская обл. - 6204
  • Нижегородская область – 6204 (бюдж.) и 9000 (внебюдж.)
  • Оренбургская обл. - 6204
  • Пензенская обл. - 6204
  • Самарская обл. - 6204
  • Саратовская обл. - 6200 (бюдж.) и 6900 (внебюдж.)
  • Ульяновская обл. - 6204 (бюдж.) и 9944 (внебюдж.)

УФО

  • Курганская обл. - 6204 (бюдж.) и 7321 (внебюдж.)
  • Свердловская обл. – 6204
  • Тюменская обл. - 7700 (бюдж.) и 9300 (внебюдж.)
  • Челябинская обл. – 6100 (бюдж.) и 8300 (внебюдж.)
  • Ханты-Мансийский авт. округ - Югра 6204
  • Ямало-Ненецкий авт. округ – 12431

СФО

  • Республика Алтай - 7005
  • Республика Бурятия - 6204
  • Республика Тыва - 6204
  • Республика Хакасия - 6204
  • Алтайский край - 6204 (бюдж.) и 8116 (внебюдж.)
  • Забайкальский край - 6044 (бюдж.) и 8095 (внебюдж.)
  • Красноярский край - 6204 (бюдж.) и 9544 (внебюдж.)
  • Иркутская обл. - 6204
  • Кемеровская обл. - 14115
  • Новосибирская обл. - 9030
  • Омская обл. - 6204 (бюдж.) и 7135 (внебюдж.)
  • Томская обл. - 6204 (бюдж.) и 8581 (внебюдж.)

ДФО

  • Республика Саха (Якутия) - 15390
  • Камчатский край - 15800-18230
  • Приморский край - 6204
  • Хабаровский край - 9485
  • Амурская обл. - 6204
  • Магаданская обл. - 17100
  • Сахалинская обл. - 16838
  • Еврейская авт. обл. - 6204
  • Чукотский авт. округ – 6204

Республика Крым

  • Республика Крым – 6204
  • г. Севастополь - 6204 (бюдж.) 7343 (внебюдж.)

МРОТ для налогов, штрафов и пеней

Сфера применения МРОТ не ограничивается регулированием оплаты труда. Показатель становится базовым для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также для расчёта большого перечня штрафов, пеней, сборов и налогов, которые согласно законодательству обязаны рассчитываться, исходя из величины МРОТ. Важно отметить, что МРОТ, по которому рассчитываются штрафы и пени, отдельным законом был установлен на уровне 100 рублей (ФЗ № 82-ФЗ). С 2007 года штрафы, размер которых зависел от МРОТ, были заменены фиксированными суммами (в соответствии с Федеральным законом №116-ФЗ от 22 июня 2007 г.)

Дополнительные материалы по теме:

МРОТ с 1 января 2019 года в России: последние новости
Коэффициент К2 для ЕНВД на 2019 год Пособие по безработице в 2019 году

В данное время многих волнуют последние новости, связанные с МРОТ, или минимальным размером оплаты труда в июле 2016 года, и как эта реформа повлияет на уровень жизни населения.

Вообще, закон о МРОТ был принят еще в 1970 году на Конвенции международной организации труда. Его цель поддержать бедных жителей страны, а также заставить работодателя периодически увеличивать заработную плату. Сумму МРОТ начальник обязан выплатить работнику, если тот отработал целый месяц по 40 часов в неделю. Одним словом, если человек трудился только половину месяца, то он получит ½ МРОТ.

По каким причинам работодатель может выдать зарплату меньше МРОТ

Сделать это легально и законно фактически невозможно. Единственное, во многих регионах, МРОТ намного выше федерально и является также обязательным для выплат. Для того чтобы зарплаты были ниже регионального МРОТ, необходимо иметь довольно серьезные причины вроде только начавшегося бизнеса или финансового кризиса на предприятии. Их документально доказательство нужно представить правительству в течение 30 суток после выхода указа в СМИ.

Как все начиналось

Эта проблема озвучивалась на повестке дне еще в мае 2015 года. Она стала актуальна из-за резкого роста цен и, соответственно, прожиточного минимума, а также отсутствия при этом индексации. По словам Андрея Исаева, рост прожиточного минимума за последний период составил 43%. Поэтому решили поднять МРОТ до 7 189 рублей. После долгих споров и разногласий решили, что таких денег в казне нет. В связи с этим с 1 января 2016 года минимальную оплату труда увеличили только на 4%. Она составила 6 204 рубля – это на 239 рублей больше прошлой суммы.

Дмитрий Медведев 25 марта 2016 года поднял еще раз эту тему, и издал указ о повышении МРОТ на 20,5%, и теперь с 1 июля 2016 года он должен составить 7 500 рублей. Для реализации этого проекта потребуется выделить из бюджета порядка 6,1 млрд. рублей. При этом премьер-министр обратился к депутатам Госдумы и партии «Единая Россия», чтобы они как можно быстрее подготовили законопроект. Слушание было назначено на 17 мая.

Постепенно к 2020 году планируется выровнять МРОТ и прожиточный минимум, который недавно еще составлял 10 524 рубля, а после был снижен до 9 452 рублей. При этом, по словам Баталиной, профсоюзы согласны повысить МРОТ до прожиточного минимума хоть завтра. Но союз работодателей выступает против, и говорит, что такое возможно не раньше 2020 года, иначе некоторые предприятия почти моментально придут к банкротству.

Как это повлияет на другие выплаты

МРОТ влияет не только на увеличение заработной платы, но и на пособие по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам. Также не нужно забывать про добавочные коэффициенты. Таким образом, повышение зарплат и выплат в некоторых регионах будет гораздо больше.

При этом в отличие от прожиточного минимума, он не влияет на рост пенсий и стипендий, социальных выплат и расчет федерального бюджета.

Можно увидеть, что получается очень интересный способ снизить расходы бюджета страны. Потому что если меньше прожиточный минимум, то и меньше денег должно быть затрачено на регион. В то же время увеличение МРОТ отразится на сумме налогов, которые будут поступать в казну. Это, несомненно, положительно скажется на количестве бюджета страны в период кризиса.

МРОТ в разных регионах

Вполне возможно, что повышение с 1 июля в некоторых регионах будет больше. Это связано с тем, что во многих районах страны МРОТ выше установленного из-за того, что в разных уголках России экономическая ситуация отличается. По регионам его определяют путем соглашения трех сторон:

  • местной власти;
  • союза предпринимателей;
  • промышленников и объединений профсоюзов.

С 1 января в Москве МРОТ равен 17 300 рублей. В Санкт-Петербурге – 11 700 рублей, Сахалинской области – 16 838 рублей, Камчатском крае – 15 800 рублей, Магаданской области – 17 100 рублей и Республике Саха (Якутия) – 15 390 рублей. Эти округа с самыми большими МРОТ, но не стоит забывать, что в каждом районе есть также свои дополнительные надбавки. Размеры МРОТ во всех регионах на 2016 год можно посмотреть на государственном портале и там же оставить жалобу, если цифры отличаются.

Влияние на налоги

Более всего это повышение повлияет на индивидуальных предпринимателей, так как страховые взносы в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд считаются по величине МРОТ. За месяц работы владельцы ИП обязаны внести 26% в Пенсионный фонд, 5,1% – в медстрахование. В настоящее время эта сумма составляет 1 929,5 рубля, а с 1 июля 2016 года – планировали 2 332,5 рубля. Но было принято решение, что до 1 января 2017 года взносы оставить на том же уровне.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в 2017 году налоги будут увеличены минимум на 4 тысячи рублей в год. Максимальный размер на пенсионное страхование, вычисляемое исходя из 8 МРОТ, составит около 32 тыс. рублей за год.

Данное увеличение налогов более всего отразится на предпринимателях с малым бизнесом, чей доход за 2016 год менее 470 тыс. рублей. Потому что в этом случае они не смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УПС). Это может привести к тому, что множество ИП уйдут в тень и начнут уклоняться от налогов. Или просто обанкротятся и, как следствие закроются, и еще большее количество граждан пополнят число безработных. Плюс ко всему расходы вырастут у тех предпринимателей, которые официально платят зарплату в размере МРОТ.

По словам Павла Сигала, депутата партии «Опора России», первоначально МРОТ призвано, чтобы было как можно меньше теневой зарплаты. Но в этом случае, скорее всего, будет диаметрально противоположный эффект.

Как отразится эта реформа на простом населении страны

Уже 1 числа увеличение заработной платы на 21% ощутят на себе порядка 1 млн. человек. При этом 150 тыс. из них не относятся к госслужащим. Увеличатся не только зарплаты, но и штрафы. Они, так же как и налоги, напрямую зависят от этой величины.

В то же время большая сумма налоговых выплат и, как следствие, банкротство некоторых предпринимателей, может привести к серьезному увеличению числа безработных в стране. Особенно остро население на себе это ощутит, когда МРОТ выровняется с прожиточным минимумом.

Некоторые работодатели будут стараться выйти из положения, переводя персонал на частичный рабочий день или производя сокращение штата, из-за чего на плечи других сотрудников практически за те же деньги ляжет больше обязанностей.

Согласно проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", который был одобрен Государственной Думой РФ 17 мая 2016 года и подписан президентом 02 июня 2016 года , с 1 июля 2016 года новая величина МРОТ составляет 7500 рублей 00 копеек , т.е. минимальная зарплата для граждан России повышена на 1296 рублей по сравнению с предыдущим значением .

С 1 января 2017 года величина МРОТ остается на том же уровне. На сегодняшний день (до 01.07.2017 года) она составляет 7500 рублей.

Размеры минимальной заработной платы по регионам

С изменениями и дополнениями от 01.01.2017

Регион Российской Федерации Размер МРОТ в 2016 - 2017 годах
Центральный федеральный округ
Белгородская область 8694
Брянская область 6500
Владимирская область
7000 (для организаций внебюджетной сферы)
Воронежская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
8787 (для организаций внебюджетной сферы)
Ивановская область 8645
Калужская область
Костромская область
Курская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Липецкая область
Московская область 12500
Орловская область 9778
Рязанская область 6350 (для организаций бюджетной сферы)
Смоленская область 6200
Тамбовская область 6240 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Тверская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7280 (для организаций внебюджетной сферы)
Тульская область 11000 (с 01.08.2016) (для организаций бюджетной сферы)
13000 (с 01.08.2016) (для организаций внебюджетной сферы)
Ярославская область 6000 (для организаций бюджетной сферы)
8021 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Москва 17300
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 7213 (для организаций бюджетной сферы северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5796 (для организаций бюджетной сферы остальных районов)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Коми 6500
Архангельская область 7500
Вологодская область 7500
Калининградская область 10000
Ленинградская область 7800
Мурманская область 13650
Новгородская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Псковская область 7500
г.Санкт-Петербург 11700
Ненецкий авт.округ 6204
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 7500
Республика Калмыкия 7500
Краснодарский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Астраханская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7350 (для организаций внебюджетной сферы)
Волгоградская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Ростовская область 7500
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 7500
Республика Ингушетия 7500
Кабардино-Балкарская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Карачаево-Черкесская Республика 7500
Республика Северная Осетия - Алания 7500
Чеченская Республика 8252
Ставропольский край 8588
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8900 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Марий Эл 9251
Республика Мордовия 7500
Республика Татарстан 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7309 (для организаций внебюджетной сферы)
Удмуртская Республика 7500
Чувашская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
6988 (для организаций внебюджетной сферы)
Пермский край на уровне прожиточного минимума
Кировская область 7500
Нижегородская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9000 (для организаций внебюджетной сферы)
Оренбургская область 7500
Пензенская область 7500
Самарская область 7500
Саратовская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7900 (для организаций внебюджетной сферы)
Ульяновская область 6500 (для организаций бюджетной сферы)
10000 (для организаций внебюджетной сферы)
Уральский федеральный округ
Курганская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7620 (для организаций внебюджетной сферы)
Свердловская область 8862
Тюменская область 7700 (для организаций бюджетной сферы)
9300 (для организаций внебюджетной сферы)
Челябинская область 6100(для организаций бюджетной сферы)
8300 (для организаций внебюджетной сферы)
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра МРОТ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате
Ямало-Ненецкий авт.округ 12431
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8751 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Бурятия 7500
Республика Тыва 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 6300 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Хакасия 7500
Алтайский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9400 (для организаций внебюджетной сферы)
Забайкальский край 6044 (для организаций бюджетной сферы)
8095 (для организаций внебюджетной сферы)
Красноярский край 6204 (для организаций бюджетной сферы)
9544 (для организаций внебюджетной сферы)
Районы Крайнего Севера Красноярского края 16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14269 (Северо-Енисейский район)
19009 (Эвенкийский муниципальный район)
15313 (Туруханский район)
15200 (г.Енисейск)
Иркутская область 7774 (для организаций бюджетной сферы)
9717 (для организаций внебюджетной сферы)
Кемеровская область 13617
Новосибирская область 9030 (для организаций бюджетной сферы)
9390 (для организаций внебюджетной сферы)
Омская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7135 (для организаций внебюджетной сферы)
Томская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8581 (для организаций внебюджетной сферы)
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 15390
Камчатский край 16910-19510
Приморский край 7500
Хабаровский край 11414-15510
Амурская область 7500
Магаданская область 18750 (для организаций бюджетной сферы)
20250 (для организаций внебюджетной сферы)
Сахалинская область 16838
Еврейская авт.область 7500
Чукотский авт.округ 6204
Крым
Республика Крым 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7042 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Севастополь 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7343 (для организаций внебюджетной сферы)