Обогнал в зоне действия знака обгон запрещен. Обгон запрещен — штраф за нарушение знака

Обгон автомобиля — один из наиболее сложных маневров, который требует большой концентрации внимания, а также аналитической оценки как собственных сил, так и поведения остальных участников дорожного движения. Именно обгоны являются наиболее распространенными виновниками ДТП. Об этом далее в статье.

Обгон — опережение одного или сразу нескольких движущихся автомобилей, которое связано с выездом из используемой полосы. В данной ситуации ключевое слово «движущихся». Если опережаемый автомобиль неподвижен, данный маневр называется объездом.

Перед началом обгона автомобилист должен убедиться, что:


обгон разрешен, когда

Обгон оправдан лишь в том случае, когда интенсивность движения, возможности автомобиля и дорожные условия дают возможность обгоняющему после данного маневра продолжать передвижение на более высоких оборотах, а идущие впереди на меньшей скорости автомобили мешают этому.

На дорогах постоянно наблюдаются обгоны, которые совершаются без необходимости, с целью утверждения превосходства своего авто. Как правило, выполняются они с нарушением ПДД и не способны предоставить существенного преимущества.

Можно приступать к обгону лишь при условиях хорошей видимости дорожного полотна на протяжении всего участка предполагаемого маневра.

обгон запрещен, когда

  1. Если водитель впереди идущего авто включил левый поворотник.

  2. Следом за автомобилем, который уже начал обгон.

  3. Если по встречной полосе беспрерывно идут автомобили.

  4. Если на дороге плохая видимость.

  5. На перекрестках, поблизости железнодорожных переездов.

  6. Если идущий по встречке автомобиль едет с большой скоростью и есть вероятность столкновения.
  7. На трудных участках дороги — туннели, переправы через водоемы, плохо просматриваемые повороты, крутые участки трассы.

обгон через сплошную

Обгон через сплошную является потенциально опасным маневром, за который предусмотрен либо штраф, либо и вовсе лишение прав. Однако, если дорога довольно узкая, а разметка и дорожные знаки, что обгон запрещен, отсутствуют, наказания за это не будет.

Помимо этого, если автомобиль или прочее препятствие преградило вам путь, согласно правилам вы должны объехать его слева, сначала уступив дорогу другим авто. За это наказание не предусмотрено. Однако, если преграду можно было объехать с другой стороны, но данной возможностью вы не воспользовались ввиду того, что она не столь быстрая, вы будете вынуждены заплатить штраф.

двойной обгон

По сути, двойной обгон — обгон автомобиля, которое уже совершает объезд либо обгон. Однако в ПДД отсутствует конкретное определение данного маневра. При этом, существует правило, которое запрещает обгонять впереди идущую машину, которая сама совершает обгон.

Довольно часто появляются неприятности с инспекторами в случае, когда водитель производит обгон «паровозиком», то есть обгоняет несколько движущихся впереди автомобилей, не совершающих соответствующий маневр. Во избежание проблем, желательно не совершать подобные действия.

обгон на перекрестке

Для начала стоит отметить, что перекрестки бывают как регулируемые, так и нерегулируемые. На последних дорога бывает главной и второстепенной. При этом, главная дорога способна изменять направление. Помните, что знаки приоритета на регулируемых перекрестках не действуют.

Обгон запрещен в случае езды по регулируемому перекрестку или при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка. Помимо этого, обгонять другой автомобиль при езде через перекресток равнозначных дорог также запрещено.

Знак обгон запрещен

Данный знак обозначает, что в определенной зоне действия запрещается обгон любого транспорта, кроме тихоходного, гужевых повозок, мопедов, велосипедов и двухколесных мотоциклов. Зона действия знака распространяется от места его установки до ближайшего перекрестка, а при отсутствии последнего — до конца населенного пункта.

Если на знаке присутствует желтый фон, значит данный знак является временным. Если стационарные и временные дорожные знаки противоречат друг другу, водитель должен руководствоваться временными знаками.

Обгон на пешеходном переходе

Обгонять автомобиль на пешеходном переходе категорически запрещено, даже если поблизости нет ни одного пешехода. За данное нарушение предусмотрен административный штраф или изъятие у водителя прав до шести месяцев.

Завершение обгона

При совершении обгона необходимо как можно быстрее завершить его. Поэтому сильнее надавите на газ с целью увеличить скорость между вашим авто и обгоняемым. Когда вы увидите обгоняющий автомобиль в зеркале заднего вида, следует включить правый поворотник и спокойно вернуться на свою полосу.

Очень часто бывает, когда водитель начал обгон на прерывистой линии, а закончил уже на сплошной, что расценивается инспекторами, как выезд на сплошную и запрещается ПДД. Именно поэтому при обгоне следует объективно расценивать дорожные условия и возможности автомобиля.

Штраф за обгон

На текущий момент штраф за обгон при нарушении ПДД составляет около 5000 рублей. Помимо этого, за такое нарушение также предусмотрено лишение права управления автомобилем сроком от четырех до шести месяцев.

Некоторые водители применяют обгон гораздо чаще, чем другие. Их манера езды агрессивна, а остальных участников движения они воспринимают исключительно в роли досадного недоразумения, создающего помехи при езде. Другие стараются соблюдать нормы правил дорожного движения, однако и им часто приходится обгонять попутные автомобили, мотоциклы и т. д. Но и первая, и вторая категории обязаны знать и понимать принцип действия знака «Обгон запрещён». Недаром бывалые говорят, что ПДД «написаны кровью». А нарушение правил при обгоне является одной из тех ситуаций, которые потенциально опасны для жизни. Тем более что недавно в правилах, действующих в Российской Федерации, было внесено несколько изменений, которые касаются в том числе соблюдения этих норм. Какие штрафы и прочие меры наказания грозят нарушителю в 2019 году?

Как выглядит знак, где он обычно устанавливается и какова зона действия

Для начала следует сказать, что изменения в правилах обгона существенно изменили ситуацию на дорогах России. Определённая категория водителей, которые за рулём уже много лет (а их большинство) твёрдо усвоила принцип, согласно которому обгон справа запрещён. И поэтому автомобиль в их зеркале заднего вида, который приближается к ним справа, вызывает инстинктивное желание уступить ему дорогу и вывернуть руль в эту же сторону. Часто столкновение в подобной ситуации просто неизбежно. Именно поэтому необходимо строго соблюдать ПДД, следить за последними изменениями в них и следовать указаниям знаков и дорожной разметки.

Так выглядит стационарный знак, запрещающий обгон

Знак «Обгон запрещён» входит в число запрещающих знаков. Он имеет персональный номер в ПДД России - 3.20. Этот знак при установке должен категорически запрещать обгон практически всех транспортных средств. Исключением станут только мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски, гужевой транспорт, велосипеды и тихоходные транспортные средства. Знак «Обгон запрещён» устанавливается на тех участках дороги, которые могут стать аварийно-опасными в случае обгона: на поворотах, подъёмах, участках с плохим дорожным покрытием, местах сужения и т. д.

Участок дороги, на который распространяется действие знака, начинается от того места, где он установлен, и до первого перекрёстка по ходу движения. В населённых пунктах знак действует (при отсутствии перекрёстков) до конца населённого пункта. Действие знака не может быть прервано выездами с прилегающих территорий и в тех местах, где главная дорога пересекается просёлочными, лесными и другими дорогами, которые можно считать примыкающими и второстепенными. Таковыми могут считаться те дороги, которые не имеют твёрдого покрытия и знака, обозначающего перекрёсток.

Водителям следует помнить, что выезды из дворов не являются перекрёстками и, соответственно, не отменяют действия знака «Обгон запрещён».

Зона действия ограничивается также дополнительным указанием расстояния его актуальности, которое даётся непосредственно под установленным знаком. Зона ограничивается также знаками, обозначающими отмену действия данного знака («Конец зоны запрещения обгона» – № 3.21) и знаком «Конец зоны всех ограничений» (№ 3.31в ПДД).

Кстати, название этого знака отдаёт пафосностью: он отменяет только девять запрещающих знаков и никоим образом не может отменить все реальные ограничения, с которыми может столкнуться отечественный водитель, особенно если речь идёт о российской глубинке. Есть определённые ограничения, для которых знаки не требуются. Главным в их определении станет инстинкт самосохранения.

Так выглядит знак «Конец зоны всех ограничений»

Особо следует сказать об игнорировании знака «Обгон запрещён» (в том числе) в южных регионах России. Статистика говорит о том, что именно Южный федеральный округ отличается системным игнорированием дорожных знаков и разметки. На некоторых дорогах (например, в Башкирии) часто отсутствует дорожная разметка, которая не наносилась десятки лет. В больших городах водители стараются всё же соблюдать требования дорожных знаков, но, скорее, из чувства самосохранения ввиду большого трафика на дорогах.

Знак на жёлтом фоне

Если водитель увидел дорожный знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то такой знак является временным.

Если знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то он установлен временно и имеет приоритет перед постоянными знаками

Он устанавливается для обеспечения безопасного движения на тех отрезках дороги, которые строятся или ремонтируются. Знаки, которые водители видят на жёлтом фоне, могут быть запрещающими или предупреждающими.

Если рядом с «жёлтым знаком» установлен «белый» знак, а его действие противоречит «жёлтому», то приоритетным является как раз знак на жёлтом фоне. Это утверждение актуально и для разметки оранжевого цвета, которая служит для разделения транспортного потока на строящихся или ремонтируемых участках дороги. В ПДД указан приоритет подобной разметки перед разметкой белого цвета.

Возможные нарушения, которые могут совершить водители

Для начала следует определиться с самим понятием обгона. Ещё недавно в ПДД это означало, что движущееся транспортное средство совершает опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств и при этом покидает полосу своего движения. В нынешней редакции Правил обгон трактуется несколько иначе. Он означает, что транспортное средство опережает в процессе своего движения один или несколько автомобилей. При этом обгон происходит только в том случае, когда данное транспортное средство выезжает на полосу встречного движения, а далее возвращается на ту полосу, которую оно занимало ранее. Новая редакция ПДД существенно сузила понятие обгона. Водителям, которые получили водительскую лицензию давно и в последний раз открывали книжку с ПДД много-много лет назад, следует особо обратить внимание на данное нововведение.

Нарушением требований знака «Обгон запрещён» является обгон одного или нескольких транспортных средств в пределах его действия. Это может быть вызвано, в первую очередь, игнорированием водителем данного знака. Само собой разумеется, что невнимательный шофёр, не увидевший за разговорами с пассажирами этот знак, также является нарушителем.

Видео о том, что такое обгон на практике

Спорные ситуации

Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте. На практике же возникает большое количество спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее наиболее типичные.

Ситуация первая

Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его. В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию. Даже если водитель не увидел знака, то его действия вряд ли подлежат оправданию, а ГИБДД имеет все основания для его наказания.

Вторая

Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон. Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку. Если такого значка на обгоняемом транспортном средстве не наблюдается, то его тихоходным считать нельзя и обгон в этом случае станет явным нарушением ПДД.

Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства

Третья

Иногда просто нет возможности избежать нарушения действия знака. Это может случиться, например, когда приходиться объезжать большую яму (явление нередкое), стоящий автомобиль или место, где недавно произошла авария. В подобном случае следует попытаться объехать подобное препятствие справа. Если же подобной возможности нет, то придётся объезжать, выехав на встречную полосу. В этом случае сотрудники ГИБДД могут «инкриминировать» нарушение с последующим существенным уроном для личного или семейного бюджета. Но следует знать, что в подавляющем большинстве случаев в подобных ситуациях правила разрешают подобный манёвр. Но как ни странно, инспектор может трактовать это по-своему. Поэтому водителю следует понимать, что он сможет доказать свою невиновность в суде и, соответственно, не соглашаться с выводами инспектора в составленном протоколе.

Четвёртая

Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать?

По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация. Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет. Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.

Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.

Видео о спорных ситуациях при обгоне

Водители, будьте снисходительны (или кого обгонять всё же можно)

О тихоходных транспортных средствах сказано выше. Таковыми, к примеру, могут быть бульдозеры, тракторы, комбайны и так далее. Если на них сзади установлены соответствующие значки, то их можно обогнать безболезненно. Конечно, повозка крестьянина, запряжённая лошадьми (гужевой транспорт), вряд ли будет оснащена соответствующим знаком. Но вот её обгонять тоже можно. Равно как и велосипедистов, мотоциклистов (мотоциклы двухколёсные и без колясок), а также мопедистов. При их обгоне опытных водителей иногда бросает в холодный пот, поскольку они считают (и иногда обоснованно), что страшнее велосипедиста на трассе человека нет. От него можно ждать всё что угодно. Его может шатнуть порывом ветра, велосипед может подскочить на ухабе и резко изменить траекторию движения, в конце концов, велосипедист может быть в стельку пьян.

При обгоне велосипедистов следует быть особо осторожным

Ненамного более прогнозируемые действия мопедистов, байкеров и «водителей» гужевого транспорта. Именно поэтому при обгоне подобных участников дорожного движения следует соблюдать особую осторожность, притормаживать и стараться не приближаться к ним слишком близко, оставляя себе возможность сманеврировать или затормозить в случае критической ситуации.

Знак «Тихоходное транспортное средство» обозначается в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм по ГОСТу) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Абзац 10 пункта 8 Главы 26 ПДД

Не запрещающим знаком едины: когда обгонять всё равно нельзя

Немаловажно также напомнить некоторым водителям, успевшим основательно подзабыть ПДД (а то и вообще никогда не державших книжечку с подобным названием в своих руках), что знак «Обгон запрещён» является не единственным случаем запрещения подобного манёвра на дороге.

Категорически запрещён обгон на пешеходном переходе, неважно, идут по нему люди или нет. Также нельзя обгонять в тоннелях, на путепроводах и мостах. Нарушением станет обгон на перекрёстке, вне зависимости от того, регулируемый он или нет, а также в пределах стометровой зоны от железнодорожного переезда. Обгон на подъёмах или спусках, где видимость для обгона недостаточна, тоже запрещён.

В тоннеллях обганять нельзя категорически

При совершении же обгона следует очень внимательно следить за попутным и встречным транспортом, соблюдать безопасную дистанцию и не создавать помех другим водителям.

Водителю же обгоняемого транспортного средства запрещается увеличивать скорость, поскольку это может привести к препятствию совершения обгона и создать аварийную ситуацию на дороге.

Чем чревато игнорирование знака «Обгон запрещён»: штрафы в 2019 году

Нарушение правил обгона очень часто приводит к трагичным последствиям. Поэтому, в первую очередь, оно угрожает жизни водителя, его пассажиров, «экипажа» встречного автомобиля и порой совершенно непричастных участников дорожного движения, которые очутились не вовремя и в неудачном месте. Именно ввиду вышеперечисленного штрафные санкции к нарушителям довольно жёсткие. На протяжении последних лет мы можем наблюдать значительный рост размеров штрафов. То, что ещё десять лет назад можно было нарушить относительно безболезненно для кошелька, сегодня чревато серьёзными финансовыми потерями.

Как и ранее, штрафные санкции за нарушение правил обгона определяет Статья 12.15 КоАП.

В частности, пункт четвёртый Ст. 12.15 КоАП гласит о следующем:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.

п. 4 ст. 12.15 КоАП

Итак, минимальное административное наказание грозит нарушителю в виде штрафа в размере 1000 рублей и максимальное - лишение водительской лицензии на срок от четырёх до шести месяцев. Промежуточными штрафами станут 1500 и 5000 руб. Первый - за выезд на полосу встречного движения или трамвайные рельсы при объезде препятствия (если его можно было объехать справа) и второй - за игнорирование требований знака, запрещающего обгон и выезд на «встречку».

Особо злостные нарушители правил обгона могут расстаться с водительским удостоверением на год, если они повторно успели нарушить действие правил обгона в течение года. Важно помнить о том, что возвращение водительских прав становится возможным только при пересдаче теории ПДД и поэтому может вылиться в очень долгосрочный проект, поскольку к моменту лишения прав всё, чему учили в автошколе, было уже основательно забыто.

Минимально можно надеяться на штраф в 500 рублей, который будет выписан за нарушение требований разметки на дороге и запрещающего знака. Хотя, по правде сказать, подобные случаи являются скорее исключением, чем правилом. Обычно водителя стараются наказать максимально. Поэтому единственным плюсом в данной ситуации станет чувство глубокого удовлетворения водителя от того, что он пополнил бюджет родной страны на немалую сумму.

Если нарушение правил обгона было зафиксировано с помощью технических средств (фото- или видеорегистраторами), автоматически регистрирующих нарушение без участия инспектора ГИБДД, то водителя могут оштрафовать максимум на пять тысяч рублей, даже если само нарушение тянет на лишение прав.

Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав

Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.

Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов. Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.

Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.

Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд

Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д. Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.

Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения. Опыт говорит о том, что доказать несоответствие знака техническим требованиям можно, но сложно. Поэтому придётся повоевать в суде.

Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами. Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.

Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции - дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами. Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением. До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.

Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя. Если водителю удастся доказать свою правоту, то инспектор будет наказан, вплоть до увольнения с работы. В подобном случае опять будет крайне важна информация с видеорегистратора.

Видео о некоторых случаях установки знака «Обгон запрещён»: практика общения с инспекторами ГИБДД

Смягчение и льготы при оплате штрафов

Выписанный штраф можно уменьшить вдвое, если успеть оплатить его в течение 20 дней после составления протокола или «письма счастья». Но при этом льгота не распространяется на все штрафы. В 2019 году нельзя уменьшить размер штрафа в следующих ситуациях:

  • при совершении нарушения правил дорожного движения водителем, который управлял транспортным средством в нетрезвом виде;
  • при повторном зафиксированном превышении в течение года максимальной скорости движения более, чем на 40 км;
  • при повторном (в течение года) игнорировании запрещающего сигнала светофора;
  • при повторном нарушении за год требований знака «Обгон запрещён»;
  • в случае создания аварийной ситуации;
  • при признании виновником в результате дорожно-транспортного происшествия, где есть пострадавшие;
  • при управлении автомобилем, не прошедшим регистрации согласно нормам российского законодательства.

Повторное нарушение в течение года с момента предыдущего правонарушения означает, что водитель склонен к системному игнорированию правил дорожного движения. Поэтому закон предусматривает более строгую меру наказания за подобные повторные деяния.

На общих основаниях штрафы ГИБДД можно оплатить в течение 80 дней с даты их получения. Указанные 80 дней можно условно разделить на три стадии:

  • в течение 10 дней нарушитель может обжаловать протокол в суде, когда он не выражает согласие с указанными в нём нарушениями;
  • решение суда вступает в действие спустя 60 дней;
  • 10 дней даётся на передачу дела из судебного производства в исполнительное производство.

Необходимо понимать, что начало отсчёта срока по всем нарушениям правил дорожного движения может начинаться исключительно с даты получения копии протокола. Данная норма актуальна и для тех водителей, которые получили штраф на месте, и для тех, кто получил «письмо счастья» по результатам фиксации средствами фото- и видеонаблюдения.

Важно также сказать несколько слов о сроке давности штрафов за нарушения правил дорожного движения. Если не спешить в первый же день в банк с оплатой штрафа, то теоретически можно его не заплатить вообще. Конечно, это очень рискованно, но такие случаи бывают. Как правило, за мелкие нарушения выписываются относительно незначительные штрафы, за оплатой которых дорожные службы следят не очень бдительно. Поэтому о нарушителях иногда просто забывают в процессе текущей работы, которой, как правило, много каждый день. Если же через 80 дней не пришло никакого извещения, то есть шанс «скостить» штраф на основании срока давности. Но для этого, согласно Кодексу об административных правонарушениях, придётся подождать целых два года. Именно такой промежуток времени составляет срок исковой давности. В последнее время он не менялся на законодательном уровне. При этом водителям не следует забывать, что решение об оплате штрафа вступает в силу только через 10 дней с момента его вручения нарушителю. Если же он пытался обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящем суде, то отсчёт срока давности начинается с момента вынесения решения последним. Штраф продолжит «висеть» на водителе в информационной базе ГИБДД, но через два года его обладателю уже не смогут предъявить требование о его оплате.

Также в законе есть несколько нюансов, которые следует знать. Они, если бюрократическая машина даст сбой, помогут сохранить деньги.

Штраф можно не оплачивать на законных основаниях, если постановление о нём выносилось в срок, превышающий 60 дней со дня совершения нарушения правил дорожного движения. Также это же правило актуально и в ситуации, когда судебное решение было обжаловано, а постановление Апелляционного суда выносилось более, чем через 90 дней с даты правонарушения.

А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Следует добавить, что неоплаченные штрафы могут послужить основанием для отказа в пересечении границы (при штрафе от 10 тыс. рублей и соответствующем решении суда о запрете на выезд за границу). Отказ оплаты штрафа грозит также встречей с судебными приставами и ещё множеством возможных неприятностей, наименьшей из которых станет увеличение штрафа вдвое. Поэтому каждый должен решать для себя вопрос о том, платить или не платить. Самым же лучшим способом уберечь себя от подобной головной боли является неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.

В правила дорожного движения постоянно вносятся изменения. Они соответствуют духу времени и всё увеличивающемуся количеству автомобилей на наших дорогах. Следует внимательно следить за всеми нововведениями, поскольку чёткое соблюдение ПДД является залогом безопасной езды (ну почти всегда, главное - чтобы другие это тоже понимали). Лучшего способа уберечь себя и своих близких от аварии до сих пор не придумали.

Важно знать, в каких случаях можно совершить обгон под знак обгон запрещен и как не стать нарушителем дорожного движения.

Согласно новым правилам, в зоне действия знака, запрещающего обгон 3.20, можно опережать и обгонять некоторые тихоходные транспортные средства, а так же мотоциклы без колясок, гужевой транспорт.
Важным нововведением стало то, что все обгоны, которые производятся без выезда на встречную полосу , таковыми не являются. Теперь подобные маневры перемещения называются опережением.

"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Даже в том случае, если на четырех полосной дороге (по две в каждую сторону) висит знак 3.20, запрещающий обгон - возможно опережение, если не осуществляется выезд на встречную полосу!

Если же дорога имеет по одной полосе для движения и установлен знак 3.20 то обгонять можно только тихоходные транспортные средства. Однако, именно здесь скрыт подвох и возможность для обмана водителей.


По правилам, тихоходное транспортное средство должно иметь специальный знак в виде равностороннего треугольника, со специальным красным покрытием, а также со световозвращающей каймой желтого или красного цвета.

Подобный знак устанавливается сзади транспортных средств, для которых максимальная скорость ограничена до 30 километров в час заводом изготовителем. Этот знак был узаконен в 1993 году, его описание присутствует в «Основных положениях», регулирующих допуск транспортных средств к эксплуатации.

Поэтому обгон под знак обгон запрещен, возможен только в том случае, если машина или трактор имеют красный треугольник. В противном случае, водитель может быть лишён прав на четыре - шесть месяцев.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Читайте другие, полезные статьи

Fliper (20.08.2011 00:17:18)
Сколько не ездил по дорогах, никогда не видел знаков тихохода. Наверное знак есть только в нормативных документах.

Михаил (03.09.2011 23:09:00)
А если например в суде запрашивать информацию является ли трактор тихоходом (на тракторе знака тихоход не было), который я обогнал в зоне запрета. Как вы думаете поможет это вернуть права?

dalnoboishik (09.10.2011 21:29:50)
Где-то в лесу медведь издох! А скорее всего, где-то у дамочки мохнатая лапа + толковый адвокат. Дело в том, что у мировых судей есть негласная установка: наказывать водителей за нарушения ПДД максимально жёстко

Тимур (17.04.2012 20:58:55)
Я обогнал легковой автомобиль (он был без спецзнаков, без знака тихоходное транспортное средство - короче обычный легк авто) перед которым ехала группа велосипедистов - они ехали все вместе со скоростью примерно 20-25 км/час. В зоне знака 3.20 была прерывистая полоса (а всего было две полосы - одна навстречу, другая по которой я ехал). Сзади конечно же меня) засняли сотрудники ГИБДД, догнали и остановили. Начали втирать лишение. Хорошо говорю, я согласен, нарушил. А почему, спрашиваю, вы не наказываете авто сопровождения велосипедистов, они едут медленно а знак тиход.тр.ср-во водила авто не вешает. Они в ответ: он может ехать и быстрее поэтому нет такого знака. Я в ответ: они должны вешать такой знак, учитывая специфику работы. Тем более что на этом участке очень часто катаются велосипедисты с такими авто.

Тимур (17.04.2012 21:04:20)
И вообще я езжу на авто 16 лет и ни разу не видел чтобы на каком-нибудь тр.ср-ве знак тиходное трансп.ср-во. А гайцы всегда тут как тут. Это подло. Надо лишать тогда тоже прав тех кто должен вешать такой знак и не вешает его. И то что велосипедисты у нас ездят в три-четыре ряда тоже гайцев не волнует. Короче реформа ГИБДД осталась блефом. Как брали так и берут. Только делают это осторожнее. 1 т.р. была цена моего спора с гайцем.

Т45 (17.04.2012 21:10:14)
И вообще не чего велосипедистам устраивать тренировки на дорогах для общего движения. Камикадзе они, мало того, они еще и угарным газом дышат. Дело это все было в Адыгее, на участке от Майкопа до пос. Каменномостский, каждое лето велосипедисты со всех регионов сюда ездят тренироваться, забодали уже блин.

Tимур (17.04.2012 21:16:08)
Именно то что их нельзя обогнать в любом месте (ну соответственно не создавая аварийной ситуации) и приводит к пробкам на дороге и к нервности водителей и к аварийным ситуациям. А если бы можно было - все бы спокойно обгоняли бы (при отсутствии встречного транспорта и чтобы дорога проглядывалась) и все было бы ок. Нет же, только в нашей стране все не для людей)

семён (25.02.2013 22:42:27)
Ситуация: на окраине города,но не за городом дорога имеет по одной полосе движения в обе стороне.Ширина дороги вполне позволяет опережать попутно двигающееся т.с.,без выезда на полосу встречного движения.Будет ли нарушением, опережение попутно двигующегося т.с.,если это случилось в зоне действия знака -обгон запрещен?

АвтоПравоЗащита (26.02.2013 09:33:31)
Если на дороге есть разметка и опережение происходит без ее пересечения то нарушения нет.

raif (28.03.2015 21:13:35)
Тихоходность транспортного определяется техническими характеристиками, а не наличием какой-то наклейки.Если,образно установить наклейку на любой транспорт, это не остановит инспектора,от составления протокола, с пояснениями, что суд разберется.И в этом случае, с помощью гибдд будет доказано, что это не тихоходное средство, соответственно-лишение.Почему в результате безнаказанного нарушения одним, страдает другой, не виновный водитель.Почему ПДД пишут далекие от реальной жизни депутаты (кому не лень), а страдают тысячи водителей.Все это происходит по цепочке, в гибдд-план любой ценой (личные интересы при безнаказанности), мировой суд-нет оснований не доверять протоколу, рапорту идеальным сотрудникам ГИБДД.Да, за 2-3 часа до суда, следует звонок, и за 20-30.000р.., Вам обещают сделать штраф-5000р.Ну а если не согласны, суд лишает прав, так как у каждого из нас за год будет хоть одно нарушение скоростного режима.И начинается хождения, там где ничего не должно быть.

воркута (03.03.2017 01:09:37)
я обогнал учебный автомобиль под знак 3.20 без разметки 1.1. учебка ехала 30 км.ч, встречных машин не было.я объяснял что опережал автомобиль так как дорога по ширине позволяла. а он мне 12.15 4ч. завтра в гай

Обгон автомобилей – это один их самых популярных маневров на дороге. Во время любой, даже непродолжительной, поездки, каждый водитель хотя бы раз объезжает препятствие, машины или прочие транспортные средства.

Но, к сожалению, при выполнении такого маневра многие автомобилисты игнорируют нормы правил дорожного движения и не обращают никакого внимание на знаки, установленные вдоль дороги.

Для некоторых же участников дорожного движения существует их собственное «правило» о том, что соблюдать ПДД нужно только в присутствии сотрудником ГИБДД. О том, что нарушение таких норм может привести к ДТП и гибели людей, они не задумываются.

Использование знака «Обгон запрещен» необходимо для того, чтобы предупредить автомобилистов об опасном участке дороги (резкий поворот, близость населенного пункта). Но большинство водителей не воспринимают такой запрет в качестве обеспечения их безопасности и игнорируют его, что становится причиной аварийных ситуаций на дороге.

Что такое обгон

После недавних изменений законодательство, понятие «обгон» было сильно изменено.

Если ранее данное определение звучало как опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из полосы, то теперь под таким маневром подразумевается определение одного или нескольких автомобилей. Выполнение такого маневра непосредственно связано с движения, а потом возвращением на ранее занимаемую полосу.

Если ранее под обгоном подразумевался маневр, при котором водитель опережал движущееся авто, то теперь данный пункт был убран из правил.На данный момент ни один нормативный правовой акт не содержит четкой трактовки данному поводу. Соответственно, сотрудники ГИБДД может трактовать в качестве обгона даже объезд стоящего транспортного средства.

Правила выполнения маневра

Основной причин, которым должен руководствоваться любой участник дорожного движения во время всей поездки и, в особенности, при выполнении каких-либо маневров – безопасность.

Перед тем, как начать обгон, автомобилист должен убедиться в том, что у него есть возможность совершить такой маневр, и что выезд на авто на встречную полосу не доставит неудобств прочим участника движения.

На практике, выполнение такого маневра должно проходить следующим образом:

  1. Водитель должен удостовериться, что все транспортные средства, идущие поблизости с ним, еще не начали выполнение аналогичного маневра.
  2. Если хотя бы один аз автомобилей уже подал сигнал поворота, необходимо дождаться окончания его обгона.
  3. Перед началом выполнения маневра необходимо удостовериться в том, что полоса, на которую собирается выехать водитель, свободна. Если же навстречу двигается транспортное средство, автомобилист может обогнать авто только в том случае, если за время до встречи он сможет обогнать идущий впереди транспорт и благополучно вернуться на свою полосу движения.
  4. После того, как водитель убедился в безопасности планируемого им маневра, он должен включить соответствующий сигнал поворота и плавно перестроиться в другой ряд.
  5. Далее – увеличение скорости и обгон впереди идущего транспортного средства. Обгонять автомобиль нужно с «запасом», чтобы не препятствовать его движению и не создавать никаких неудобств.

В соответствии с нормами правил дорожного движения, обгоняемый автомобиль не может мешать автомобилисту. К примеру, водителю такого транспортного средства запрещено увеличивать скорость и препятствовать нормальному возвращению в свой ряд.

Если дистанция между авто достаточная, можно притормозить и продолжить движение в скорости, равной скорости потока

Когда обгон запрещен

Правила дорожного движения предусматривают исчерпывающий перечень ситуаций, в которых автомобилисту нельзя выполнять такой маневр. К ним относятся:


Значение знака и зона его действия

Чаще всего знак «Обгон запрещен» встречается между населенными пунктами. Как правило, установка такого знака производится в опасных местах, которые представляют опасность для каждого участника дорожного движения.

В соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях и Правил дорожного движения, в зоне, на которую распространяется действие этого знака, запрещено выполнять обгон. Однако эти же нормативные правовые акты выделяют ряд случаев, когда выполнение такого маневра возможно, при соблюдении определенных условий.

Требование знака о запрете обгона распространяется на все виды транспортных средств. В правилах отдельно определен порядок определения расстояния опасного участка. В частности, зона действия этого знака определенна длиной участка, на которой:

  1. Есть риск столкновения со встречными или движущимися в том же направлении авто.
  2. Не обеспечена возможность увидеть транспорт, двигающийся по встречной полосу движения.

О том, что зона действия знака, запрещающего выполнение данного маневра, закончилась, свидетельствуют следующие признаки:

  1. Проезд автомобилем расстояния, указанного на специальной табличке, установленной вместе со знаком.
  2. Есть специальный знак, запрещающий запрет на выполнение обгона.
  3. Наличие следующего перекрестка города или прочего населенного пункта. В соответствии с нормами правил дорожного движения, наличие пересечения главной и второстепенной дороги на загородной территории является основанием для прекращения запрета.
  4. Есть знак, свидетельствующий о снятии всех ограничений.
  5. Конец населенного пункта, при въезде в котором стоял запрещающий знак.

Стоит помнить о том, что данный знак действует исключительно до выполнения любого из вышеперечисленных условий. Существует несколько спорных ситуаций, в которых автомобилист должен руководствоваться именно этим правилом.

К примеру, если на дорожном знаке «Обгон запрещен» указано, что он действует в течение следующих 500 метров, но практически сразу после него дорогу пересекает городской перекресток, ограничение снимается. Значит, обгон возможен сразу после такого пересечения дорог, проезжать 500 метров не обязательно.

Вторая распространенная ситуация – если нет пересечений с другими дорогами населенных пунктов, табличка с указанием времени ограничения не установлена, водитель должен продолжать движение без выполнения этого маневра вплоть до окончания населенного пункта.


Штраф за знак «Обгон запрещен»

Если автомобилист игнорирует требования знака «Обгон запрещен», сотрудники ГИБДД имеют право не только выписать ему штраф, но и лишить его водительского удостоверения. Наказание за такое нарушение предусмотрено статьей 12.15 Кодекса об административных правонарушениях.

Точный вид и размер ответственности напрямую зависит от обстоятельств, при которых водитель совершил правонарушение. К примеру, за выезд на трамвайные пути встречного направления во время обгона под запрещающий знак, автомобилист получает штраф в размере 5000 рублей.

Кроме того, нарушение данных требований правил дорожного движения может грозить водителю лишением его прав на срок от 4 до 6 месяцев. За повторное нарушение данного правила, автомобилист лишается своего водительского удостоверения уже на 1 год.

В связи с этим, у многих автолюбителей возникает вопрос – можно ли заменить лишение прав на штраф? Решение о мере наказания принимает сотрудник дорожной инспекции, остановивший автомобиль за нарушение правил. Если он решит, что в этой ситуации можно ограничиться штрафом, он выпишет только его.

Если же сотрудник ГИБДД примет решение о том, что в такой ситуации необходимо лишиться водителя его удостоверения, дело будет рассматриваться в суде. В этом случае у автолюбителя появляется возможность постановление и изменить наказание.

По правилам дорожного движения, если обгон под запрещающим знаком был зафиксиварован камерами, водитель не может быть лишен своего удостоверение. По почте ему придется письмо о штрафе в размере 5000 рублей, который придется уплатить в установленные законом сроки.

Однако если нарушение было установлено не стационарными камерами, а переносными (к примеру, факт обгона был заснят сотрудником ГИБДД), автомобилист может быть лишен своих водительских прав. При попытке обжаловать полученное постановление в суде, видеозапись может быть использована в качестве дополнительного доказательства.

Когда штраф за обгон не применяется?

В 2015 году в правила дорожного движения были внесены изменения, в результате которых у автомобилиста появляется возможность совершить обгон транспортного средства под запрещающим знаком.

Выполнение такого маневра возможно только в отношении определенных видов транспорта и при выполнении некоторых условий:

  1. Выполнение обгона . Об этом должна свидетельствовать специальная наклейка на корпусе машины.
  2. Допускается выполнение обгона конных повозок или гужевых.
  3. Правилами разрешено выполнение маневра в отношении мототранспорта, который имеет два колеса.

Правила обгона двухколесного транспорта

В правилах дорожного движения определен порядок обгона велосипедов, мопедов и мотоциклов. Однако не все автомобилисты знают об их существовании, поэтому на практике такой порядок применяется достаточно редко.

А между тем правильный обгон таких двухколесных транспортных средств обеспечивает безопасность на дороге и в случае возникновения аварийной ситуации может помочь сохранить жизнь водителя и других участников движения.

Двухколесный транспорт менее устойчив, чем обычная машина. Поэтому при желании выполнить его обгон, стоит помнить о том, что траектория такого водителя может несколько меняться из-за покачиваний транспортного средства.

Кроме того, мотоциклисты и велосипедисты во время движения предпочитают придерживаться правой стороны дороге – так гораздо безопаснее. Однако именно эти участки имеют большое количество неровностей, при объезде которых водитель может выехать на середину или левую часть волосы.

Именно по этим причинам, автомобилист, желающий совершить обгон, перед выполнением маневра должен убедиться, что мотоциклист или велосипедист пропускает его. Также стоит помнить о том, что нужно оставлять небольшую дистанцию – это позволит избежать аварий при непредвиденной ситуации.

Если трасса мокрая и скользкая, нельзя исключать падения велосипедиста. Чтобы не спровоцировать это, не стоит прижиматься к нему слишком сильно. Кроме того, при аварии это позволит автомобилю успеть остановиться и не наехать на человека.

Перед перестроением в свой ряд, водитель должен включить поворотники и взглянуть в зеркало заднего вида и убедиться, что остальные участники движения поняли его маневр. Чтобы избежать столкновения с двухколесным транспортом, нужно тормозить медленно.

Временный знак «Обгон запрещен»

Достаточно часто автомобилисты сталкиваются с ситуацией, когда в месте, в котором раньше допускалось обгонять автомобили, данное право ограничено временным знаком «Обгон запрещен». Как правило, установка такой таблички сопровождает различные ремонтные работы.

Желтый фон знака свидетельствует о том, что он является временным и установлен только на период проведения ремонтных работ дорожного полотна. Если стационарные и временные обозначения противоречат друг другу, автомобилисты должны руководствоваться требованиями временных знаков.

В некоторых случаях в дополнение к временным знакам устанавливается еще и временная разметка. В соответствии с нормами российского законодательства, данные обозначения имеют преимущественное значение перед стационарными, и водитель должен руководствоваться только ими.