Нация курды кто такие и откуда. Курды: кто они такие на самом деле 

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость


    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

Кто такие курды?

В настоящее время курды, населяющие Ирак, Турцию и Иран, не имеют своего независимого государства, но в течении всей своей истории курды стремились к его созданию.

Кто такие курды? Откуда они взялись на Ближнем Востоке. Существует много теорий о происхождении курдов. По теории В.Минорского курды являются потомками древних мидийцев, и с тех времен, когда государство Мидия было ликвидировано Ахеменидами, курды никак не могли создать своего государства. Но под своим названием курды (бывшие мидийцы) стали известны во время арабских завоеваний. С VII по IX век Курдистан оказался в составе арабского халифата.

Но есть и другие теории о происхождении курдов. Некоторые исследователи считают что курды существовали уже во время шумерской цивилизации (конец 4-го тыс.днэ) и были составной частью многочисленного в те времена хурритского народа (кстати урарты были тоже частью хурритского народа). Хурриты - это южная часть всех древних народов Кавказа. Но хурриты говорили на хурритском языке, относящемуся к кавказским языкам (языкам кавказской языковой семьи народов). Поэтому свой современный язык курды приобрели от персов, так как долго жили под их властью.

По другой теории предки курдов - это древние индоевропейцы, которые проникли на территорию Малой Азии в начале 2-го тыс.днэ (совместно с хеттами, лувийцами и палайцами). Если историю хеттов и лувийцев мы хорошо знаем, историю палайцев мы знаем плохо.


По моей версии палайцы и восточные группы фригийцев стали основой для формирования армянского народа в начале 1-го тыс.днэ. Армяне заняли территорию бывшего государства Урарту и создали там государство Великая Армения. А территория у этого государства была большой - от берегов Каспийского моря до берегов Черного и Средизеного моря. И у меня возник вопрос - а не является ли древняя история армянского и курдского народа общей???

Посмотим, какие же события происходили в те времена в тех местах. Примерно в 1100 г.днэ «народами моря» было разрушено Хеттское государство, которое было населено хеттами и палайцами. В разрушении государства хеттов активно участвовали фригийцы (мушки). При этом основная территория хетского государства вошла в состав Фригийского государства. И именно в эти же времена начинается формирование армянского народа (на основе палайцев и восточной группы фригийцев). Примерно в это же время из хурритских племен в тех же местах формируется урартский народ, который создал на территории Южного Кавказа большое государство Урарту. В составе этого государства жили и древние армяне (на западе Урарту) и урарты (хурриты), живние в восточной части Урарту. Южнее Урарту в те времена существовало мощная Ассирийская держава, народ которой - ассирийцы говорили в основном на арамейском языке (семитский язык). Если мы будем считать урартов предками курдов (язык у них в те времена был еще хурритским) то увидим, что история древних армян и курдов в те времена была общей.


В 7-начале 6 века днэ Урарту было нанесено сильное поражение от Ассирии, а затем оно окончательно уничтожено Мидией. Вскоре и сама Мидия попала под власть персов и стала частью государства Ахеменидов. Возможно именно в это время древние курды (уратты) начали пользоваться все больше мидийским и персидским языками. Именно после этих времен они сохранили свой современный язык (язык западноиранской группы языков). А древние армяне сохранили свой язык, так как они жили более удаленно от персов и мидийцев.

После исчезновения Урарту армяне создали свое государство, признав зависимость о Ахеменидов, потом от Македонского и от Селевкидов. Во время этого периода оно постепенно укрепляется, и наконец в период ослабления Селевкилов, Армения Великая становится крупнейшим государством Ближнего Востока. Древние курды и армяне опять стали жить в одном государстве. Но этом период закончился, когда на международной арене появились Римская и Парфянская империи. И Армения стала местом борьбы между римской (затем Византийской) и парфянской (персидской) империями. Во время этих войн Армению постоянно делили на сферы влияния. Окончательно это государство исчезло когда его завоевали арабы в 7 веке нашей эры. В это время курды уже имели свое современное название, армяне тоже сохранили свое название и свой язык.

Во время ослабления Халифата курды создали свои независимые княжества Шахрезур и Мерванидов. Но эти государства были разгромлены турками-сельджуками и монголами.

Многочисленные курдские феодальные государства, на которые делился Курдистан в средние века, лишь номинально входили в состав деспотических монархий. Они сохраняли свою независимость. В 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между Турцией и Ираном.

Но почему все таки у таких близких по истории народов - армян и курдов такой разный итог?. Это произошло (по моему мнению) потому, в события на Ближнем Востоке вмешалась Россия и она смогла взять под покровительство армян (и у них есть сейчас свое государство) . А курды и в настоящее время не имеют своего государства


(территория Курдистана разделена между Турцией, Ираком и Ираном.).

Для справки

Курды - народ индоевропейского происхождения, широко распространенный на территории четырех государств. Курды - горный и исторически кочевой народ, их количество насчитывается от 25 до 35 миллионов.

Курды проживают на полумиллионе квадратных километрах горной территории, простирающейся от юго-востока Турции до центральной части Ирана, включая Ирак и Сирию.

Большинство курдов (12-15 миллионов) проживает в Турции, составляя пятую часть населения страны. Курдское население Ирана составляет около пяти миллионов, что составляет около 10 % населения, в Ираке - 4.6 млн (15-20 %), а в Сирии - около двух миллионов (9 %).

Не смотря на отсутствие государственности, курды сохранили свой язык, традиции и клановую форму социальной организации.

Курды обладают большой европейской диаспорой. Согласно данным Совета Европы о курдской диаспоре: 800 000 в Германии, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании и 120 000 - 150 000 во Франции.

У курдов есть два отличных друг от друга диалекта. На курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, на сорани разговаривают в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Большинство курдов - мусульмане суннитского толка. Курды-шииты, которые жили в Ираке, были уничтожены или депортированы Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в Иране. Кроме того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана.

Информация взята

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

3. Отношение курдов к евреям

Читатель мало что знает об отношении курдов к евреям, а между тем этот вопрос не лишен интереса, поскольку он связан с любопытной и малоизученной формой восточного еврейства. Среди них имеются таты - горские евреи Кавказа, говорящие на иранском диалекте; это персидские евреи со своей святыней - могилой Эстер Хатун в Хамадане и гетто Джубара в Исфагане, живущие, впрочем, и далее до самой Бухары; по всей территории Курдистана разбросаны по селениям и предместьям еврейские общины. Эти израильтяне говорят на восточноарамейском диалекте, распространенном и среди христианских народностей (ассиро-халдеи, несториане, якобиты). Они живут торговлей и мелкими ремеслами.

К евреям иногда обращаются в тех случаях, когда нужно выполнить деликатную дипломатическую миссию, например добиться у заносчивого курдского аги согласия на брак с его дочерью. Евреи и курды живут в тесном общении друг с другом: вспомним, как, например, сказитель-еврей Пинхас исполнял для Сосина сказания о народном герое курдов Езданшире. Следует упомянуть здесь о гипотезе американского миссионера Гранта, посетившего несториан-горцев в 1840 году и предположившего, будто они потомки плененных евреев из Вавилона («исчезнувшие племена»).

Анализируя здесь вопрос об отношении курдов ко всем народностям, чуждым им в религиозном и национальном плане, я не буду останавливаться на отношении их к христианам, поскольку мы уже касались этой темы в предыдущих главах (см. гл. IV и IX). Заметим, кстати, что понятия «религия» и «национальность», как мы уже говорили в гл. VIII, нередко совпадают на мусульманском Востоке. Очень возможно, что в некоторые эпохи (войны Саладина с крестоносцами, борьба шеддадидов с армянами, грузинами, византийцами) «священная война» вдохновлялась мусульманским фанатизмом курдов; было бы, однако, непростительной ошибкой забывать при этом, что и христиане воевали против ислама во имя религии! В наше время, судя по авторитетным высказываниям шейха Обейдуллы, Сурейя-бек Бадр-хана, муллы Сайда и других, курды уже понимают, что фанатизм способен лишь повредить им в общественном мнении и тем нанести ущерб освободительному движению. История курдов тесно переплетена с историей христиан. В фундированной работе проф. Н. Я. Марра, посвященной езидизму, мы находим любопытные данные, подтверждающие эту мысль. Мне также удалось собрать кое-какие факты, свидетельствующие, что часть курдов в давние времена исповедовала христианство 1) ; тем самым я внес свой скромный вклад в подтверждение тезиса, с таким блеском выдвинутого моим великим соотечественником.

1) См. мою статью «Курды и христианство», в «Revue de 1"Histoire des Religions», 1922.

В. Язычество курдов в Армении

Итак, продолжает Марр, народно-религиозная языческая закваска могла быть внесена уже непосредственно курдскими массами в мусульманский мир Малой Азии. Курды влились в среду сельджуков и момент зарождения в ней мусульманства на обломках официальнон христианской религии, истощенной борьбой против народных религиозных движений. Когда в географических рамках дуги, протянувшейся от гор Исаврии до гор северо-западной Армении, сформировался новый религиозный мир - ислам, - он столкнулся с сопротивлением народно-религиозных движений. Это был дервишизм, а именно, по утверждению проф. В. Д. Смирнова 1) , манихейство. Мы имеем в виду не отвлеченный, всеобщий, космополитический дервишизм, но лишь ту его форму, которую он принял в интересующей нас среде. Наряду с дуализмом мы встречаем в нем символику цвета одежды 2) , значение формы и цвета головного убора (kolah) 3) , мистический смысл круга 4) , тайную роль света 5) , радения с пением и экстазами - иначе говоря, все черты, присущие и езидизму. Разумеется, дервишский орден (mevlevi), обладавший известной литературной культурой в период его формирования в Конии в XII веке, не мог ограничить свою эволюцию рамками одного только езидизма. Вся духовная атмосфера была насыщена идеей внутреннего обновления человека путем непосредственного общения с богом, вне церковной обрядности и иерархии. В соседней Армении в X и XI веках шла ожесточенная борьба церкви против народных-религиозных течений. Среди последних мы остановимся на идеях дервишизма, которые проповедовал в начале XI века Иаков Харкский (Харк-Баязитский пашалык). Босые, в одежде из грубой шерсти, его ученики, даже из среды знати, но большей частью из народа, призыали к чистоте нравов, посту, покаянию и самоусовершенствованию, отрицая духовенство и обряды официальной церкви 6) . Это мощное народное религиозное движение, поставившее себя выше религиозных предубеждений, увлекало не одни только христианские общины. Прежде чем искать в Индии или Александрии основы дервишизма, определенного во времени и месте, как, например, ионийский дервишизм при сельджуках, следовало бы пролить свет на связи, неизбежно возникавшие между двумя религиозными течениями, столь близкими географически и хронологически. Не следует забывать о «значительном религиозном влиянии» Армении в Малой Азии XI и XII веков 7) , которое только теперь начинают признавать.
___________________________________
1) V. D. Smirnоv, Le Christianisme des Turcs et le soufisme derviche, p. 125.
2) John Brown, The Dervisches or oriental spiritualism, London, p. 53.
3) Ibid., p. 56.
4) Ibid., p. 54.
5) Ibid., p. 57, 65.
6) Cм. M. Wagner, op. cit., S. 262-263.
7) См. Gerhard Picker, Die Phundagiagiten; Ein Beitrag zur Ketzergeschichte der Byzantinischen Mittelalters

Очаги дервишизма сельджуков в Сивасе и Конин возникали под влиянием народно-религиозных традиций, не западных, а восточных, и притом наиболее близких 1) . Общее указание на христианский источник мы не можем считать достаточным, как это делал Уинфильд, ссылавшийся на тождественность суфийского слова «любовь» ("ichq) с άγάπη Нового завета 2) . Нам важно не происхождение идентичных понятии, выступающих в самом общем виде и потому абстрактных, но интересна родственность религиозных течений, определенных но месту и времени и принявших конкретные формы. Если факт пребывания благочестивой Рабин в Иерусалиме в 752 году может помочь нам и определении источников суфизма сельджуков, то еще большего внимания заслуживает несомненно установленный факт, что Джелал-Эддин сжился с близкой ему по духу армянской средой: ведь он провел четыре года в Эрзинджане 3) .

Помимо езидизма, среди курдов-немусульман бытует ряд народно-религиозных верований, являющихся пережитками язычества, более или менее сродных езидизму. Некоторые езиды называют себя дасынами; проф. Хвольсон отождествляет их с дайцанитами, последователями Бар-Дайцана 4) . Несколько дальше стоит секта ахле-хакк, хотя по происхождению она близка к курдскому езидизму. К югу от Эрдзинджана, в чьих стенах проповедовал свое учение Джелал-Эддин Руми, основатель конийского дервишизма, высятся горы Дерсим. Там и по сей день живут курды, долгое время считавшиеся мусульманами, но в действительности близкие к езидам. Их называют то таджиками, то кизылбашами. Они сохраняли независимость вплоть до пятидесятых годов прошлого века и могли выставить войско в 30-40 тысяч человек. Разумеется, в древности среди курдов было гораздо больше езидов. По мере того как курды приобщались к исламу, сила и значение езидизма падали, однако курды не могли полностью отрешиться от своих исконных верований. И быть может, дервишизм, зародившийся в Конии, лишь утвердил никогда не исчезавшие пережитки родовых верований или возродил их а среде курдов, которые уже задолго до того приняли мусульманство и отуречились.
___________________________________
1) См. проф. В. Бартольд, «Энциклопедия ислама», т. I, 1913, стр. 852. «Язычество курдов оказало явное влияние на религиозную жизнь мусульман, и в частности па дервишей Малой Азии; сходную картину дает курдская секта ахле-хакк, очень распространенная в Персии».
2) Whinfield, Methnevi of Djelal-oud-Din Roumi: Никольсон полагает, что Уинфильд преувеличивает роль христианства в формировании суфизма (см. «Selected Poems from the Divani Shamsi Tabriz!, Cambridge, 1898, XXXV, n. 3).
3) Nicholson, op. cit., p. XVII.
4) Сhwоlsоn, Die Ssabier, S. 812.

Итак, по мнению Марра, езидизм является собственно курдской религией, существовавшей среди курдов до их приобщения к исламу и сильно сдавшей свои позиции после проникновения мусульманства в жизнь этого парода. Аргументы Марра, приведенные им в 1911 году, выглядят убедительными; пользуясь своей широкой эрудицией, ученый старается показать влияние, которое оказывали друг на друга религиозная среда Армении и Малой Азии, с одной стороны, и курдов - с другой. Выше мы говорили о более поздних взглядах на езидизм.

Продолжим изложение теории Марра, представляющей интерес не только для изучающих историю курдов, но и вообще для всех, не безразличных к судьбам религиозных идей, тем более что труд русского ученого остался неизвестным на Западе.

Современные исследователи нациеобразущих процессов и самого явления национальной идентичности твердят, что важнейшим фактором в формировании любой нации является образование собственного государства, через которое она сможет выражать свои фундаментальные интересы и жизненные приоритеты. Оттого так долго живут движения басков, каталонцев и некоторых других меньшинств в Западной Европе. Однако самым многочисленным народом, который, очевидно, уже готов оформить себя как нацию, но до сих пор не имеет собственного государства, являются курды. Национальность эта насчитывает большее количество представителей, чем многие европейские народы. По различным подсчетам, курдами являются от тридцати до сорока миллионов человек, проживающих в разных странах нашей планеты.

Кто такие курды?

Национальность эта представляет собой совокупность целого ряда племенных групп тюркского происхождения. Их родина и наиболее плотный ареал современного расселения - территория на самом востоке Малой Азии. Современный Курдистан (так называется этот регион) разделен сразу между несколькими государствами: Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Естественно, абсолютное большинство представителей этого народа исповедует ислам суннитского толка. Хотя встречаются и христиане: католики и даже православные курды. также широко распространена в других странах Ближнего Востока, а также в Европе и СНГ.

Происхождение курдов

Этот народ является одним из самых древних в передней Азии. Его происхождение сегодня представляет собой весьма спорный вопрос. Так, существуют мнения о том, что курды являются наследниками скифов. Иные ученые выводят их родословную от населявших в древности Персию и Месопотамию племен куртиев. Генетические исследования гаплогрупп указывают на родство современных курдов с народами Кавказа: азербайджанцами, грузинами и армянами, а также евреями.

Курдский вопрос в Турции

Собственно, состоит он в несоответствии столь значительной численности народа их фактическому статусу национального меньшинства в нескольких восточных государствах. Так, курды, национальность которых долгое время отрицалась турецким правительством, подвергались культурным притеснениям вплоть до 2000-х годов. В течение долгих лет был под запретом в местных СМИ. Положение усугубляется также и тем, что курды в Турции в основной своей массе находятся на достаточно низком этапе социального развития в сравнении с самими турками. При этом, по некоторым экспертным оценкам, их численность достигает 20% населения страны. Интенсивный рост национального сознания происходил здесь после На протяжении всего XX века в Курдистане велась слабая неорганизованная борьба. Всерьез оформиться она смогла лишь под влиянием марксистской идеологии уже в конце 1970-х - первой половине 1980-х. Под влиянием сепаратистских военизированных организаций курдов и под давлением европейских государств, настаивающих на демократизации Турции, местное правительство было вынуждено пойти на уступки в 2000-е годы. Смягчаются запреты на использование их языка и проявление культуры. С некоторых пор появились регулярные телеканалы на курдском языке, открываются национальные школы.

Курдский вопрос в других странах Ближнего Востока

Курды в Ираке, как и в Турции, живут компактными группами на определенных территориях. Долгое время они боролись за свою идентичность с местной монархией, а позже - с режимом Саддама Хуссейна. В начале 1990-х годов Кувейтская война даже чуть не помогла создать им собственное независимое государство. Однако попытка сепаратистов провалилась. В 2000-е годы получил весьма широкую автономию в пределах государства. проживают в северных регионах страны, составляя 9% населения. Культурное положение этого народа здесь пока еще хуже, чем в Ираке и Турции, так как в Сирии все еще запрещено использование курдского языка, имен, частных школ, книг и других печатных изданий. Вместе с тем здесь существуют местные военизированные организации, тяготеющие к созданию автономии.