История свияжска. Россия

Некоммерческий информационный проект «Остров-град Свияжск». История Свияжска. Виртуальная прогулка по острову. Научные статьи, публицистика, фотографии, видео и рассказы путешественников.

Предположительно, в дохристианскую эпоху место на Круглой горе в устье реки Свияги (30 километров вверх по Волге из Казани), где сейчас находится Свияжск, было языческим капищем (древней стоянкой). В окрестностях Свияжска после основания крепости находили кости мамонта.

К XIII-XIV веку относится первое упоминание свияжского останца в булгарских хро­никах Шарафетдина бин Хисаметдина аль-Муслими аль-Булгари под назва­нием «Кара кирмен» («Черная кре­пость»).

Город-крепость

Свияжск, основанный как крепость в 1551 году , не имеет аналогов в мировой истории военной операции.

В середине XVI века между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье.
С 1547 года Иван Грозный предпринимал безуспешные попытки разгромить Казанское ханство. Даже имея численный перевес и артиллерию, взять Казань русские не могли. Несмотря на то, что ханство переживало глубокий экономический кризис, Казань по-прежнему оставалась мощнейшей крепостью того времени, а ее защитники во главе с имамом Кул Шарифом отличались невероятным боевым духом.

Граница Казанского ханства пролегала всего в 20 километрах западнее его столицы, по реке Свияга, и Ивану Грозному была необходима хорошо укрепленная крепость, так как отрезанные из-за трудностей сообщения с Москвой московские войска не могли длительно осаждать Казань.

В 1551 году после очередного неудачного похода на Казань восйко Ивана IV разбило свой лагерь в устье Свияги на расстоянии суточного перехода до Казани. Для того, «дабы учинить тесноту казанской земле», царю необходимо было найти место для опорной базы влизи ханской столицы. Никольская летопись гласит, что татарские князья во главе с Шах-Али, сторонники Москвы, указали на Круглую гору, поросшую лесом — высокий холм с плоским верхом и обрывистыми склонами, омывавшийся двумя речками — Свиягой и Щукой. Вокруг холма располагались непросыхающие после половодья болота, что исключало возможность внезапного нападения на крепость. Здесь, в 26 верстах от Казани, решили заложить город-крепость. Но сделать это оказалось не так-то просто, ведь русское войско было на вражеской территории. Поэтому царь повелел срубить весь город в углических лесах, за 1000 км до предполагаемой крепости.

Зимой 1550-1551 года на Верхней Волге в лесах началась работа. Руководство постройкой и составление чертежей крепостных сооружений будущего города было поручено известному мастеру, дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову в городе Мышкин (современная Ярославская область). К весне деревянный кремль со стенами, башнями и церквами был готов.
Фрагмент иконы «Сергий Радонежский с житием» (середина VII века, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник):

Затем все бревна разметили, разобрали и связали из них несколько плотов .
В апреле 1551 года , как только Волга вскрылась ото льда, караван судов «везущи с собой готовы град деревян… того же лета нов, хитр сотворен» , отправился вниз по Волге к выбранному месту.

Одновременно из Москвы на Казань выступило государево войско, двинулись рати князя Хилкова из Мещеры, князя Серебрянного из Нижнего Новгорода и Бахтияра Зюзина из Вятки, которые блокировали Казань, перекрыв водные пути и заняв переправы через Волгу и Каму.

24 мая 1551 года русские войска заняли позицию у берега Свияги. На острове началась работа: гору разровняли и очистили от лесов. Царские люди выловили плоты с разобранным городом ниже по течению около устья Свияги, и из готовых бревен всего за 24 дня на горе Круглой была возведена крепость, по размерам превосходящая Московский кремль и Новгород. День и ночь трудились 75 тысяч человек. В этот же срок были поставлены и Рождественская церкви. Первоначально город-крепость был назван в честь царя Иван-городом, но уже скоро его начали называть «Новгород (Новоград, новый город) Свияжский».

В 1552 году стал базой русских войск при осаде Казани.

«Ступайте, дураки, — насмехались над русскими татары, — в свою Русь, напрасно не трудитесь; мы вам не сдадимся; мы и Свияжск отымем!»

Тем временем русские войска обложили Казань и началась затяжная осада. Перед штурмом, в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Государь провел часть ночи со своим духовником. А когда наступило утро штурма, Царь Иоанн приказал не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». И вот раздался мощный взрыв (русские саперы сделали тайный подкоп в который заложили бочки с порохом), разрушивший ворота и часть стены. Вскоре послышался второй взрыв, еще более сильный. Тогда русские люди, воскликнув: «С нами Бог!» — пошли на приступ. татары встретили их криком: «Магомет! Все помрем за юрт!» Когда Царь подъехал, на стенах уж развевались русские знамена.

По приказу Царя половина царской дружины сошла с коней; к ней пристали седые, степенные бояре, отроки, окружавшие царя, и все вместе двинулись к воротам. В своих блестящих доспехах, в светлых шлемах царская дружина врубилась в ряды татар, одержав над ними победу. Князь Воротынский прислал сказать Царю: «Радуйся, благочестивый Самодержец! Казань — наша, ее царь в плену, войско истреблено». Таким образом, разбойничье Казанское ханство было ликвидировано. (Русская линия)

Выполнив свою основную функцию, город не пришел в упадок.

В 1552 году в Свияжске на пути в Москву останавливалась царица Сююмбике с сыном Утямашем.

В 1606 году происходят волнения «гулящих людей» во главе с Илейкой Муромцем (Горчаковым).

В 1610-1911 году «бунташный люд» осаждает город, но восставшие царские войска разгромили восставших.
В 1612 году мимо Свияжска прошло Казанское ополчение с иконой Казанской Божьей Матери спасать Москву.
В конце XVII — начале XVIII века Свияжск сохранил за собой лишь функции первого христианского города в бывшем Казанском ханстве с действующими монастырями. Экономические, политические и административные функции постепенно отошли к Казани.

В 1710 году построили каменную .

В 1734 году построена каменная приходская церковь Николая Чудотворца.

В 1735 году построена каменная приходская Софийская (Тихвинская)
церковь.

В 1754 году на центральной площади города возведен каменный кафедральный Рождественский собор.

В 1764 году происходит закрытие Троице-Сергиевского монастыря.
В 1781 году
учрежден герб г. Свияжска.
Описание герба:
«В голубом поле, город деревянный на судах на реке Волге, и в той реке рыбы»

Монастырский город

В XVIII-XIX веках Свияжск был монастырским городком с Троице-Сергиевским, и монастырями. Его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими.

В 1795 году образован на месте бывшего Троице-Сергиевского мужского монастыря.

В 1798 году в Свияжске останавливался император Павел I.

В 1829 году выполнен проект регулярного плана развития города Свияжска.

В 1833 году в Свияжске останавливался А. С. Пушкин.

В 1836 году в Свияжске останавливался император Николай I в. пору пребывания наследником престола.

В июне 1847 года Тарас Шевченко проезжал через Свияжск, следуя в Оренбург во время путешествия на пароходе «Князь Пожарский», о чем упомянул 14 сентября 1858 в своем Дневнике.

В 1871 году в Свияжске останавливался император Александр II в. пору пребывания наследником престола.

Гравюра по рисунку М. И. Махаева (середина XVIII века)

В 1877 году на IV археологическом съезде академик И. И. Срезневский ставит вопрос о сохранении уни­кальной фресковой живописи в свияжском Успенском монастыре.

В 1896 году в Свияжске произведена корректировка генерального плана города Свияжска (население 3,5 тыс. человек).

В 1902-1904 году профессор Д. В. Айналов исследует фрески свияжских соборов.

Во второй половине XIX — начале XX века ведется широкое строительство каменной и деревянной городской застройки, сохранившейся до настоящего времени.

В 1906 году возведен собор в честь иконы «Всех Скорбящих Радости», архитектор Ф. Малиновский.

Уничтожение памятников

В 1917 году произошли первые акты вандализма и экспроприации.

В 1918 году в Свияжск направляют Льва Троцкого, цель которого — борьба с белыми. По его приказу началось истребление духовенства:
настоятеля Успенского Богородицкого монастыря архиепископа Амвросия зверски убили за то, что он отказался отдать хлебные запасы монастыря и церковные ценности;
священник Софийской церкви отец Константин (Долматов), ветхий старик, был расстрелян за то, что он якобы палил из пулемета по красноармейам с колокольни своей церкви;
монахинь Предтеченского монастыря расстреливают без каких-либо обвинений.

«Газета «Le Journal» сообщает: «Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывает, что он присутствовал в Свияжске на открытии памятника Иуде Искариотскому . Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу» (из книги князя Н. Жевахова «Еврейская революция»).

В 1922 году
произошло вскрытие мощей Св. Германа уполномоченными Казанского ОПТУ.

В 1923-1924 году закрыли Успенский и Иоанно-Предтеченский монастырь.

В 1926 году Свияжск окончательно приходит в запустение и получает статус села Верхнеуслонского района.

В 1928 году в помещениях Успенского монастыря открыли детскую колонию с принудительным трудом с выселением из монастыря всех постояльцев и жильцов.

В 1929 году трудовую колонию преобразуют в трудкоммуну для беспризорных подростков с целью перевоспитания принудительным трудом.

С 1929 по 1930 год были :
надвратная церковь Вознесения Успенского монастыря;
Германовская церковь Успенского монастыря;
приходская Никольская церковь;
кафедральный Рождественский собор;
приходская Благове­щенская церковь;
приходская Софийская (Тихвинская) церковь.

В 1933 году закрыли колонию-коммуну с передачей ее хозяйства в ведение НКВД ТАССР.
В 1936 году колонию преобразовали в тюрьму с лимитом в 200 человек.
С 1937 по 1948 год за время функционирования политической тюрьмы ГУЛАГа погибло 5 тыс. репрессированных.

В. Голицын. Показатели за день по ИТК №5 (эскиз для стенда).
В. Голицын. «Папа, да иди же обедать!» (рисунок на обороте эскиза для стенда).
1942 год. ИТК №5, Свияжск.
Оберточная бумага, цветные карандаши, акварель.
Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» при Международном «Мемориале»


Владимир Михайлович Голицын (1901-1943), художник. Был трижды арестован на короткое время в 1925, 1926 и 1933. В 1930 выслан из Москвы с семьей. Арестован 22.10.1941 , в заключении в ИТК № 5 г. Свияжска под Казанью. Умер от пеллагры

В 30 километрах от Казани, в устье быстрой полноводной речки Свияги, расположился чудо-остров, остров-град Свияжск.

Уникальный город-крепость, построенный всего за четыре недели, несколько веков был общероссийской православной святыней, притягивавшей множество людей из самых разных концов страны.

Удивительна история этого древнего города. 12 февраля 1550 года московский царь Иван IV осадил Казань. Осада длилась одиннадцать дней, было много погибших с обеих сторон. 25 февраля царь отступил. Возвращаясь домой, русские войска остановились на правом крутом берегу Свияги. Здесь Ивану IV приглянулся поросший лесом остров “Круглая гора”, который возвышаясь над Волгой позволял держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань. Царь задумал выстроить здесь городок-крепость, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства. Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову составить чертежи крепости и начать строительство, но не на выбранном месте, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых. Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами. Весной 1551 года после пробной сборки все постройки разобрали, погрузили на суда, и сплавили к устью Свияги.

Город заложили 24 мая 1551 года. Вершину горы спешно очистили от леса, но выяснилось, что привезённого материала хватит лишь на половину города, остальное пришлось рубить из местного дерева. Небывалый случай в истории архитектуры - за четыре недели на Круглой горе, омываемой рекой Свиягой и Щукой, вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями. Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать “Новый город Свияжский”, а вскоре закрепилось короткое название Свияжск - от реки Свияги.

За почти 500-летнюю свою историю Свияжск пережил многое: взлеты и падения, бедность и богатство, славу и безвестность, почитание и поругание…

Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы. Позднее Свияжск - это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем - уездный город Казанской губернии, которому в 1781 г. учредили свой герб - на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы. Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. После революции Свияжск - это разграбленные, осквернённые храмы, в которых размещались тюрьмы и исправительные учреждения…

Сегодня город-крепость возрождается. Как и в былые времена, путешественника встречают белокаменные монастырские стены, золотые маковки церквей, как и прежде, здесь живут люди, возможно, потомки тех, кто создал это сказочное чудо, имя которому Свияжск. Гостеприимный остров посещают множество туристов со всех уголков страны. Попасть в Свияжск можно водным путем. Неторопливо приближается прогулочный теплоходик к удивительному острову, и так же неторопливо открывается нашему взору Свияжск.

И сразу на высоком берегу острова нас встречает скромная белая церковь с невысокой колокольней - церковь Константина и Елены, построенная в ХVI веке. Она видна со всех сторон и удивительно гармонично вписывается в природное окружение острова. Это единственная из сохранившихся в Свияжске посадских церквей. Когда-то она разделяла верхнюю часть города - крепость и нижнюю - посад, где жили ремесленники.

А на месте границы находились Рождественские ворота - главный въезд в город. По обе стороны Рождественских ворот располагалась главная городская площадь. Со стороны посада на площади находился гостиный двор и лавки. Торговые ряды спускались к реке Свияге, здесь была пристань, куда причаливали суда с товарами. Ежегодно 8 июля и 25 сентября (по старому стилю) в день престольных праздников в честь Казанской иконы Божьей Матери в Свияжске проводились ярмарки.

Город был известен своими купцами, которые строили здесь всем на диво деревянные и каменные дома. Первый этаж - пекарня, торговые лавки, магазины, второй этаж - жилые помещения для семьи купца.

Прогуливаясь по улицам Свияжска, невозможно не восхищаться деревянным кружевом, в которое одеты купеческие дома. Причудливой формы балкончики, замысловатые наличники, изящные въездные ворота - всё это создает неповторимый облик русского городка. Здесь каждый дом, каждое здание имеет свою историю. И чем дальше мы продвигаемся по неширокой тропинке в глубь острова, тем дальше погружаемся в глубь веков, в то время, когда Свияжск был, прежде всего, духовным центром. И вот перед нами Святые врата - вход на территорию женского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Один из интереснейших монастырских ансамблей Свияжска - это Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный в конце ХVI века. В 1795 году он был перенесен на место упраздненного Троице-Сергиевского монастыря, где находится и поныне.
Монастырь окружен каменной оградой, отделяющей святую обитель от суетного мира.

Самая древняя постройка монастыря - это деревянная Троицкая церковь - единственное сохранившееся до наших дней сооружение из тех, которые были срублены под Угличем и доставлены к устью Свияги весной 1551 года. Вот уже почти пять столетий насчитывает история этой церкви, которая была свидетелем многих событий, происходивших в Свияжске. Пожары и время пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества. По форме церковь святой Троицы напоминает крест - символ христианской веры, обращённый на восток. Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу. Деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева создают атмосферу домашнего уюта. Вся суета внешнего мира вдруг отступает. Создается ощущение, что после долгих бесцельных скитаний ты, наконец, вернулся туда, где тебя любят и ждут, где всё поймут и простят, согреют лаской и заботой.
В этом и есть особенность русских деревянных церквей. Срубленное дерево здесь будто продолжает жить - согревает зимой и дарит желанную прохладу летом. Ощущение чего-то родного, близкого усиливает тонкий, едва уловимый запах свечного воска, которым насквозь пропитаны древние стены. Простое убранство церкви дополняет четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой. Царские врата украшены иконами с изображением Благовещенья и апостолов-евангелистов. Обращают на себя внимание яркие одежды святых и латинские надписи - чуждые православному храму. Происхождение иконостаса пока не установлено и является одной из загадок Троицкой церкви.

В центре монастыря располагается Сергиевская церковь - первое каменное здание на территории обители. Толстые стены храма выложены из тесаного белого камня.
Здание имеет два этажа. Внизу размещались кельи для монахов, а наверху церковь. При храме была трапезная, где прихожане дожидались начала службы, угощались. Там же размещались богомольцы, приходившие в монастырь издалека в дни больших праздников, эта часть храма использовалась также для поминальных обрядов и для чтения царских указов.

Самым молодым храмом Иоанно-Предтеченского монастыря является Собор Божьей матери "всех скорбящих радость". Он был заложен в мае 1898 года. Архитектор Малиновский построил его в распространённом в те годы ложно—византийском стиле. Украшенный величественным куполом, собор и сегодня возвышается над древними монастырскими строениями. Всякого входящего в него, храм поражает огромным внутренним пространством. Солнечный свет проникает через множество окон, украшающих купол и арочные перекрытия собора. В центре храма, солнечные лучи встречаются и даруют Божью благодать всякому, входящему с открытым сердцем и чистой душой.
На территории Иоанно-Предтеченского монастыря привлекают внимание кельи, где издавна жили монахини. Проста и нетороплива была их жизнь в обители. Скромное убранство келий: узкая кровать, столик, скошенная подставка-аналой, помогали отрешиться от мирских забот и полностью посвятить себя служению Богу. Чуть поодаль находится корпус игуменьи - простое строение, служившее домом матушке-настоятельнице монастыря.

Вот таким дошел до наших дней ансамбль Иоанно-Предтеченского женского монастыря. А в южной части острова взорам путешественников открывается, пожалуй, самый знаменитый в Свияжске мужской Успенский монастырь.
Он был основан в 1555 году архиепископом Гурием. Здесь сохранились два уникальных памятника времён Ивана Грозного - Успенский собор и Никольская трапезная церковь.

Собор Успенья Пресвятой Богородицы был возведен в 1560 году из белого камня. Строили храм псковские мастера при участии Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Небольшой храм восхищает гармонией линий. Причудливые архитектурные детали придают Успенскому собору воздушность, легкость. Создается впечатление, что перед нами сказочный теремок, сошедший с картины неизвестного художника.

Сразу после возведения Успенский собор был расписан внутри и снаружи. К сожалению, внешняя роспись храма не сохранилась. Но внутреннее убранство собора производит неизгладимое впечатление, и надолго остается в памяти всякого, кто однажды открыл тяжёлую дверь и оказался под сводами древнего храма. Удивительный, фантастический мир фресок волнует своим великолепием, от них веет далёкой стариной. Заботливые руки неизвестного мастера вдохнули в них жизнь, кажется, что им не чужды людские страдания, мечты, радости и переживания. Художники, расписавшие Успенский собор, черпали сюжеты для своих красочных композиций не только из канонических книг, но и из Апокалипсиса и апокрифических легенд (история первых людей в раю и т.д.). На куполе мы видим изображение бога Саваофа. Облачённый в белые одеяния, отливающие прозрачными розовыми и светло-зелёными тонами, Саваоф восседает на золотом троне на двух подушках - зелёной и красной. Он творит, благословляя всех обеими простертыми руками. Огненно- красный круг за троном символизирует "неприступный свет", в котором живет Господь. Голубая полоса, огибающая круг, обозначает небо и заполнена изображениями херувимов и двукрылых ангелов. Подножие, на которое опираются ступни творца, а также ножки трона стоят тоже на голубой полосе. Глядя на это изображение, невольно вспоминаешь строки Святого Писания: "Небо есть мой трон".
Чуть ниже взору предстают семь Архангелов и Ангел Хранитель. Это небесное воинство - хранители престола Господня. Им отдано право посредничества между небом и землёй.
На стенах Успенского собора можно увидеть интересные фрески, посвящённые теме "Дни Творения". Художник развивает сюжет росписи, двигаясь по стене слева направо, вслед за солнечным светом. Создается впечатление сопричастности событиям, изображённым древним мастером. Яркие красочные фрески рассказывают нам о сотворении мира - шаг за шагом, день за днём, в той последовательности, как это делал Господь.
Множество фресок посвящено Святой Троице, житиям святых, апостолам, библейским событиям и, конечно, жизни Девы Марии. Храмовая фреска “Успение Пресвятой Богородицы” поражает богатством красок, яркостью, чёткостью линий.
Она рассказывает нам о последнем пути самой святой женщины православии Девы Марии. Именно в честь этого события и освящен Успенский собор.
Есть в храме и фреска, рассказывающая о низвержении сатаны и его воинства, что является редким изображением для православных церквей. Свергнутые с неба падшие ангелы летят, неестественно согнувшись, вниз головой.
Можно бесконечно рассказывать о великолепии внутреннего убранства храма. Но лишь однажды, увидев его собственными глазами, можно почувствовать на себе притягательную силу старинных фресок.
Храмовая роспись Успенского собора понятна и близка каждому. Одни, глядя на яркие, запоминающиеся образы укрепляются в своей вере, другие, впервые попавшие в православный храм, невольно замирают, испытывая священный трепет и благоговение перед необыкновенной силой таланта древних мастеров, сумевших донести до нас величественную красоту внутреннего убранства Дома Божьего. Трудно переоценить значение свияжских фресок: ведь это единственный, почти целиком сохранившийся до наших дней полный цикл стенной росписи ХVI века.

Неохотно покидая Успенский собор, мы оказываемся в монастырском дворе, где нашему взгляду предстаёт Никольская церковь - самое старое каменное здание Свияжска. Она заложена осенью 1555 года почти одновременно с Успенским собором. Через год строительство было закончено. Возвести эту небольшую церковь было необходимо, потому, что вновь основанному монастырю срочно понадобилось помещение для церковных служб, а начатое строительство Успенского собора, из-за большого объема работ не могли быстро закончить.

Рядом с церковью была возведена колокольня. Это самое высокое сооружение Свияжска имеет высоту 43 метра. Наверх ведет крутая лестница, по которой когда-то поспешно поднимался звонарь, чтобы вдохнуть жизнь, наполнить силой, и заставить говорить пять тяжелых колоколов. Колокола созывали монахов к молитве, возвещали окончание службы, прославляли имя Божье. Их веселый перезвон, протяжный, заунывный голос или тревожный набат приносили обитателям монастырских стен радость, печаль или весть о пожаре.

Из нижнего яруса колокольни по подземному ходу был выход к берегу Свияги. Кто пользовался этим тайным ходом? Может быть те несчастные, которые по воле судьбы оказались в “земляной тюрьме” для усмирения и исправления непослушных монахов и сумевшие каким-то образом оттуда выбраться и прибегнуть к помощи свияжских братьев? А, может быть, пользуясь тайным ходом, монахи могли вовремя заметить приближающееся к Свияжску войско неприятеля и, предупредив братию, подготовиться к обороне… Подлинное назначение этого хода до сих пор остается одной из загадок Успенского мужского монастыря.

А на территории обители мы можем увидеть ещё немало интересных построек: братские кельи, покои настоятеля - постоянные и летние, больничные кельи. Эти здания живут своей особенной жизнью, каждая постройка здесь имеет свою историю. Мы можем прикоснуться к молчаливым, прохладным камням и как бы перенестись на несколько веков назад, в те времена, когда Успенский монастырь процветал, занимал седьмое место в списке 1105 монастырей Российской империи.
Значительную часть территории монастыря занимал великолепный сад - символ райских кущ. В летний зной он дарил желанную прохладу обитателям монастыря. Можно было отдохнуть от повседневных забот в красивой беседке, покрытой деревянной щепой и украшенной резными деталями. А осенью сад давал богатые урожаи, являясь источником пищи монастырской братии. Этой же цели служил огород, где находилась оранжерея для выращивания ранних овощей и рассады.

Чуть поодаль можно увидеть старинное монастырское кладбище. Долгие годы здесь находили успокоение обитатели монастыря. Это кладбище стало последним пристанищем и мученикам, погибшим в Свияжске в послереволюционный период. Те годы были тяжелым испытанием для чудо-острова Свияжска и его жителей. Разрушение храмов, надругательство над древними святынями, постоянные аресты и расстрелы - одна из печальных страниц истории острова. Но, несмотря на это, Свияжск сумел сохранить свою самобытность - облик старинного русского городка с золотыми куполами белокаменных храмов, стройными колокольнями, причудливо украшенными купеческими домами.
Сегодня вновь возрождаются древние святыни острова - града Свияжска. С 1997 года вновь начал действовать Успенский мужской монастырь. Братия во главе с настоятелем отцом Кириллом взяла на себя ответственность за реконструкцию храмов и зданий монастыря, являющихся архитектурными жемчужинами Свияжска.

Окруженный со всех сторон водой сказочный остров как магнитом притягивает путешественников. Человек, однажды ступивший на святую, полную неразгаданных тайн землю Свияжска, навсегда сохранит в памяти ту особую атмосферу чего-то возвышенного, нерушимого, которая как бы окутывает остров, превращая его в чудо-град.

Свияжск был основан 24 мая 1551 года как стратегическая крепость Московского царства. Строили град как перевалочный пункт для завоевания Казанского ханства. Град был воздвигнут под руководством Ивана IV Грозного всего за четыре недели. Однако после Советской власти и пережитков ГУЛАГа не может придти в себя уже несколько десятилетий. Свияжск стал пристанищем для многих художников, среди них главный декоратор фильма Тарковского - Сталкер. Сам Пушкин признавался, что именно таким представлял себе свой сказочный остров Буян. Это поистине волшебное и неописуемой красоты место. Мой рассказ об истории острова, его особенностях, музеях, достопримечательностях и людях.

Изучать Свияжск можно бесконечно, недаром в его архиве хранится несколько десятков тысяч экспонатов. Гора, на которой был основан град, образовалась еще в период таяния ледников. В 8-9 веках на вершине горы проводили свои обряды Сувары. Молодой русский царь Иван IV, увидев это место, решает возвести тут военную базу. Необходимость в перевалочном пункте возникла из-за желания добиться захвата Казанского ханства. Многочисленная армия Московского царства выбивалась из сил, доходя до Казани, солдатам был необходим отдых в укрепленной крепости.

Для будущего града подготовили ровную площадку, для этого пришлось полностью срезать верхушку горы. Примерно за тысячу километров, в угличевских лесах, были полностью возведены все сооружения будущего Свияжска, затем град был разобран и сплавлен вниз по Волге. За 28 дней 75 тысяч человек собрали готовый город, который превосходил по размерам Московский кремль. Это стало единственным и уникальным примером самой короткой закладки города. Были возведены более тысяч дворов, в которых проживало примерно 5 тысяч человек.

В строительстве использовалась лиственница, которая со временем становится прочной как камень и устойчива к погодным условиям. Многие европейские города стоят на лиственнице, к примеру, всем нам знакомая Венеция.

На острове есть деревянная церковь, которой 462 года. На бревнах можно увидеть зарубки, которые ставили в то время для счета. Тогда считали, что пила терзает дерево и в строительстве использовали лишь грубый топор. Строили без гвоздей, чтобы с течением времени дерево не загнивало.

Церковь построили за один световой день. В ней находится алтарь, где перед походом на Казань молился Иван IV, после чего завоевание прошло успешно. Считается, что это самая древняя деревянная церковь на Волге.

Декоративные элементы иконостаса выполнены из липы, сами же иконы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. Сейчас планируется вернуть иконы на прежнее место, но уже не оригиналы, а их копии. В 16 веке церковь освещали благодаря специальным раздвижным проемам, они же использовались для вентиляции.

На острове была проведена большая социальная программа, 88 свияжских семей были переселены из монастырских строений и памятников архитектуры в новые дома. Раньше приходилось отапливать дома дровами, а воду носить из колодца. В новых домах предусмотрены все коммуникации. Хорошим примером переселения стала Земская больница, сейчас ее реконструируют под музей.

В Свияжске многонациональное население. Среди 248 человек большая часть русские, также можно встретить марийцев, чувашей, грузин и даже есть одна крещеная татарская семья. Чуть меньше 100 лет Свияжск официально является сельским поселением, до этого 4 века был остров-градом. Тут есть своя школа, где обучается 27 детей и детский сад, куда ходит 14 ребят. В местном отделении полиции трудится 3 сотрудника.

В 1555 году в Свияжске был основан монастырь, за первые 5 лет было возведено два храма: Никольский собор и Успенская церковь. Возводили храмы каменщики из известной псковской артели. Те же люди строили мощные стены казанского Кремля и собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади.

Уже в 17 веке появилась 43-х метровая колокольня – самое высокое сооружение Свияжска. В 18 веке был построен братский корпус.

Первый наместник монастыря Герман в 1564 году был приглашен в Москву. Иван Грозный собирался возвести его в чин главного митрополита всей страны. Но Герман отказался, так как был не согласен с царской политикой опричнины.

Другой храм был построен в псевдовизантийском или старо русском стиле на деньги матушки Апфии. Матушка не дожила несколько лет до открытия храма и скончалась в 1905 году, ее могила находится в подвале церкви. Архитектором выступал Павел Малиновский, которые проектировал Троицкий собор Раифского монастыря и храм Великомученицы Варвары в Казани.

В 1911 году собор был расписан, но по технической ошибке художника уже через 3 года понадобилось обновление. Краску должны были наносить на холст, а затем приклеивать к стенам. В 1914 году вместо холста использовали обычный линолеум. Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости означает просящих у богоматери радость.

Монастыри раньше были самыми богатыми организациями, имели свое производство. Они были крупнейшими землевладельцами той эпохи, по этой причине Советская власть невзлюбила их. В 4-х километрах от острова Лев Троцкий участвовал в бою против белого движения, где его отряд дал отступление. Приплыв в Свияжск, он вышел на Рождественской площади, где произнес пламенную речь о том, как испокон веков попы дурили головы людей. После чего на площади был установлен памятник Иуде Искареот, как первому революционеру на земле. Простоял памятник несколько недель, после чего был уничтожен местными жителями.

15 мая 2011 года состоялось открытие свияжского музея. До этого в здании располагался интернат, а в 20-м веке расстрельная тюрьма – некий прообраз татарского Алькатраса. Стену, возле которой расстреливали заключенных, пришлось разобрать, так как под ней находилась братская могила. Но двор для прогулок заключенных сохранился.

Удалось восстановить камеру номер 8, в ней сделали небольшой музей. На стенах висят фотографии заключенных, взятые из архива. Представлены предметы повседневного быта заключенных.

В небольшой камере содержалось до 18 заключенных. Узники переживали страшные болезни, которые приводили к развитию гангрен и ампутации. Среди экспонатов находится настоящий протез, который пришлось носить жертве политических репрессий, чтобы облегчить свою короткую жизнь в ожидание расстрела.

В свияжском филиале ГУЛАГа погибло более 5 тысяч человек. Здесь находился выдающийся татарский поэт Хасан Туфан и изобретатель известной игры Пираты - известный художник и представитель именитого рода Голициных. Здесь он создал многие свои шедевры, копии которых находятся в музее. Плотность населения тюрьмы постоянно был превышена, в некоторые года почти в три раза.

Каждый год остров посещает большое множество художников, многие из них остаются здесь жить. Сами жители про таких шутят, что приехал на несколько дней, но задержался на несколько десятилетий. Среди таких художников – главный декоратор фильма Тарковского «Сталкер» Рашид Сафиуллин. Он рисует Свияжск в разные времена года.

Многие уверены, что остров Свияжск и есть тот самый остров Буян, который Пушкин описывал в своей сказке. История же гласит, что великий поэт посетил остров спустя два года после написания «Сказки о царе Салтане». Во время своего визита он признал, что именно таким представлял сказочный остров Буян. Художники Голубцов и Артамонов воссоздали калейдоскоп жизни обычного человека на острове:

Люди живут в своих домах.

Уходят на работу.

Ухаживают за детьми и читают молитву.

А их души возносятся к небесам.

Кстати, Свияжск не всегда был островом. В 1957 году люди проснулись и сказали «Теперь вокруг нас море». В результате образования Куйбышевского водохранилища дорогу, связывающую столицу и остров, затопило. До этого земли Свияжска были на 70 гектаров больше, сейчас все это скрывается под водой. Была вероятность того, что Свияжск будет затоплен полностью, но люди не стали переселяться. До 2008-го года на остров можно было добраться только по воде.

Еще одной особенностью острова является отсутствие гражданского кладбища, оно находится на противоположном берегу. Раньше тело умершего человека можно было доставить либо по воде, либо по льду. Весной же добраться до кладбища было невозможно. Если верить легенде острова, то весной люди просто не умирали, а рожениц заранее доставляли на большую землю.

На острове присутствует монастырское кладбище. Тут хоронили только служителей или почетных меценатов. Самым богатым благотворителем был Каменев, его семья похоронена на острове, но захоронение полностью утрачено в годы Советской власти.

Самым главным и нарядном местом в русских домах считается печь. Чтобы печь стала еще более нарядной, было принято украшать ее изразцами ручной работы. Глиняный изразец удачно отображает уклад и самобытность своей эпохи.

Совсем недавно в Свияжске открылась выставка «Путь изразца». На ней представлены изразцы Москвы, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Нового Иерусалима и других городов. Встретить целый и сохраненный изразец – это большая редкость. В экспозиции можно увидеть достаточно интересные экспонаты.

За время своего существования остров-град Свияжск не пережил военных действий. Большой истории маленького острова могут позавидовать многие государства. На изучение собранных тут крупиц истории может уйти не один десяток лет. Остается только позавидовать людям, проживающим и нашедших себя в этом историческом месте.

Остров-град Свияжск необычное и невероятно живописное место, привлекающее туристов своими историческими достопримечательностями и красивыми панорамами. Городок стоит на небольшом участке суши посреди зелено-голубого разлива образованного водами могучей Волги и реки Свияги. Свияжск можно назвать большим музеем, где перед посетителями разворачиваются увлекательные страницы истории.

В городе сохранились монастыри и церкви, построенные 400-500 лет назад. Они выстояли тяжелое время и все невзгоды, чтобы после возродиться и вновь стать духовными центрами Поволжья. Многие архитектурные памятники Свияжска уникальны не только для Татарстана, но и для всей России. Их культурная ценность признается всемирными организациями.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Свияжске?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Со времени своего основания в середине XVI века обитель была главным духовным центром всего Поволжья и одним из богатейших монастырей России. В XVIII столетии после секуляризации земель она постепенно начала приходить в упадок, а в период советской власти и вовсе была разграблена и закрыта. Возрождение началось в 1997 году. Главные архитектурные памятники комплекса: Успенский собор и Никольская трапезная церковь с колокольней, возведенные 400 лет назад.

Собор является частью ансамбля Успенского монастыря. Он представляет собой уникальный образец русского средневекового зодчества. Храм был возведен в классическом псковско-новгородском стиле мастерами из Пскова из белого тесаного камня. Внешние украшения фасада выполнены в виде узорчатых кокошников, которые были достроены позже – в XVIII веке. Внутри почти полностью сохранилась фресковая живопись эпохи Ивана Грозного.

Храм начала XVIII века, возведенный на месте обветшавшей деревянной церкви. Первое здание было построено с элементами барочного стиля. После разрушения в 1930-х годах от него остался только нижний ярус с фрагментами фресок. Восстановление храма началось после тщательного анализа исторических данных, который позволил воссоздать его изначальный облик. Реставрационные работы закончили в 2015 году.

Пятиярусная башня 43 матра в высоту, возведенная в XVI-XVII веках. Подобные сооружения на территории России – большая редкость. Она является неотъемлемой частью Никольской трапезной церкви (храм как будто специально выстроен под нее). В начале XIX столетия общее количество колоколов достигло 22, самый крупный из них весил 8,5 тонн. Вход внутрь звонницы разрешен только монахам.

Ныне бывшая женская обитель является подворьем Успенского монастыря, но до 1917 года она была самостоятельным учреждением. Первое упоминание о ней относится к середине XVI века. В 1919 году монастырь упразднили и организовали на его территории музей-заповедник. Главные архитектурные памятники – деревянная Троицкая церковь 1551 года постройки, одноглавый храм Сергия Радонежского 1604 года и собор во имя иконы Божией Матери, возведенный в неовизантийском стиле на рубеже XIX-XX столетий.

Небольшой храм середины XVI века – единственное деревянное здание в Свияжске, сохранившееся с тех времен. Церковь срубили из лиственницы и поставили буквально за один день. В последующие столетия вид здания изменялся в результате переделок и реставраций, что привело к значительному искажению исторического облика. Церковь напоминает деревянную усадьбу, и только купол с крестом указывают на религиозное предназначение.

Облик собора разительно отличается от внешнего вида церквей Свияжска. В отличие от последних, выстроенных в манере русского зодчества, его возвели в нарядном неовизантийском стиле. Храм имеет внушительные размеры – сферический центральный купол достигает 32 метра в высоту. Внешний облик сооружения полностью сохранился, но внутренний интерьер был утрачен в советское время.

Храм возвели в 1604 году, изначально он строился как подворье Троице-Сергиева монастыря. Он представляет собой двухэтажное каменное здание: раньше на первом уровне располагались хозяйственные и жилые помещения, на втором – сама церковь. Внутри сохранился фрагмент фрески XVII века с изображением Ветхозаветной Троицы (копия одноименной иконы Андрея Рублева).

Первая церковь была возведена при Иване Грозном в 1551 году, до наших дней дошло здание, построенное в XVIII веке в манере древнерусского зодчества. С 1939 года на ее территории располагался музей, пока в 1993 году храм не передали православной общине. Церковь является единственным религиозным сооружением в Свияжске, не относящимся к какому-либо монастырю.

Церковь была сооружена в середине XVIII столетия в стиле барокко, классическую колокольню пристроили позже. В начале XX века здание разобрали и все, что сегодня может видеть турист, – это сохранившийся кирпичный фундамент. Сейчас на месте церкви установлен деревянный крест. На памятной табличке помещена фотография храма и его краткая история. В последние годы начались работы по восстановлению.

Главная городская площадь, заложенная на месте уничтоженного в 1930-х годах храма Рождества Пресвятой Богородицы (его руины находятся неподалеку). Здесь располагаются основные административные и общественные здания: управа, почта, школа, полиция, а также кафе и магазины. Для туристов оборудована смотровая площадка с видом на живописные разливы Волги.

Музейная коллекция размещена на территории здания середины XIX века. Она состоит из нескольких постоянных выставок: «Страницы истории Свияжска», «Древний город Свияжск», «Очарованные островом», «Как по Волге-матушке…» и других тематических вернисажей, рассказывающих об истории города и знакомящих посетителей с его культурным наследием.

Музей открылся в 2016 году и сразу привлек внимание посетителей. Экспозиция располагается в городской усадьбе XIX века, ранее принадлежавшей семье зажиточных мещан. Она посвящена истории Красной и Белой армий, их противостоянию, а также личностям, сыгравшим ключевую роль в исходе войны. Отдельная экспозиция рассказывает об одном из вождей Революции – Льве Троцком.

В 1940-х годах после окончания ВОВ Свияжск стал подразделением ГАУАГа и использовался для содержания заключенных (преимущественно политических), а также инвалидов, получивших увечья в ходе боевых действий. Памятник жертвам репрессий установили в 2011 году. Он представляет собой решетку в камне, через которую заключенный выпускает на волю голубя.

Сооружение находится на Рождественской площади, в нем размещается одноименная гостиница. Историческое здание из камня и дерева было построено в XIX веке, оно принадлежало купцу Ф. Т. Каменеву. Но эта постройка до наших дней не сохранилась. В 2011 году на ее месте был возведен новый дом. Реставраторы постарались максимально воссоздать первоначальный облик и интерьер.

Сооружение из красного кирпича, построенное в начале XX века. Оно до сих пор выполняет свое предназначение (здесь расположена средняя школа). На центральном фасаде здания можно разглядеть готические элементы – на них указывают стрельчатая форма окон и витраж-роза, расположенный под крышей, – характерный для католических церквей архитектурный прием.

Один из многочисленных выставочных залов Музея-заповедника «Остров-град Свияжск», расположенный в двухэтажном здании, когда-то входившем в систему гидротехнических сооружений Свияжска. Первый этаж-основание башни выполнен из камня, второй – из дерева. Внутри располагается небольшая экспозиция картин местных художников и выставка ремесленных изделий.

Комплекс представляет собой историческую реконструкцию Свияжска, где можно погрузиться в неповторимую атмосферу ушедших столетий. Здесь работают ремесленные лавки и стрельбища, регулярно устраивают импровизированные военные поединки в полном историческом облачении и готовят национальные блюда. Также можно посетить выставку старинного оружия и доспехов.

Конный двор располагается неподалеку от Успенского монастыря. Ансамбль зданий является архитектурным памятником. После реставрации на территории двора заработал развлекательный комплекс. Здесь можно покататься на лошади, посетить кузницу, хлебную и медовую лавки, заказать карету и прокатиться в ней по всему Свияжску, пообедать в ресторане и купить сувениры на память.

Свияжск находится на острове, соединенном с «большой землей» перешейком, как раз на том месте, где встречаются Свияга и Волга, образуя невероятные по красоте широкие разливы. Город очень живописно смотрится с проплывающих мимо прогулочных судов. Посреди зеркальной водной глади разбросаны небольшие островки, и участки суши, придающие окружающему пейзажу неповторимый колорит.

Фото 2.

12 февраля 1550 года московский царь Иван IV осадил Казань. Осада длилась одиннадцать дней, было много погибших с обеих сторон. 25 февраля царь отступил. Возвращаясь домой, русские войска остановились на правом крутом берегу Свияги. Здесь Ивану IV приглянулся поросший лесом остров “Круглая гора”, который возвышаясь над Волгой позволял держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань.

Фото 3.

Царь задумал выстроить здесь городок-крепость, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства. Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову составить чертежи крепости и начать строительство, но не на выбранном месте, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых. Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами. Весной 1551 года после пробной сборки все постройки разобрали, погрузили на суда, и сплавили к устью Свияги.

Фото 4.

Город заложили 24 мая 1551 года. Вершину горы спешно очистили от леса, но выяснилось, что привезённого материала хватит лишь на половину города, остальное пришлось рубить из местного дерева. Небывалый случай в истории архитектуры - за четыре недели на Круглой горе, омываемой рекой Свиягой и Щукой, вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями. Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать “Новый город Свияжский”, а вскоре закрепилось короткое название Свияжск - от реки Свияги.

За почти 500-летнюю свою историю Свияжск пережил многое: взлеты и падения, бедность и богатство, славу и безвестность, почитание и поругание…

Фото 5.

Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы. Позднее Свияжск - это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем - уездный город Казанской губернии, которому в 1781 г. учредили свой герб - на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы. Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. После революции Свияжск - это разграбленные, осквернённые храмы, в которых размещались тюрьмы и исправительные учреждения…

Фото 6.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы, начало 18 века

Сегодня город-крепость возрождается. Как и в былые времена, путешественника встречают белокаменные монастырские стены, золотые маковки церквей, как и прежде, здесь живут люди, возможно, потомки тех, кто создал это сказочное чудо, имя которому Свияжск. Гостеприимный остров посещают множество туристов со всех уголков страны.

Фото 7.

И сразу на высоком берегу острова нас встречает скромная белая церковь с невысокой колокольней - церковь Константина и Елены, построенная в ХVI веке. Она видна со всех сторон и удивительно гармонично вписывается в природное окружение острова. Это единственная из сохранившихся в Свияжске посадских церквей. Когда-то она разделяла верхнюю часть города - крепость и нижнюю - посад, где жили ремесленники.

А на месте границы находились Рождественские ворота - главный въезд в город. По обе стороны Рождественских ворот располагалась главная городская площадь. Со стороны посада на площади находился гостиный двор и лавки. Торговые ряды спускались к реке Свияге, здесь была пристань, куда причаливали суда с товарами. Ежегодно 8 июля и 25 сентября (по старому стилю) в день престольных праздников в честь Казанской иконы Божьей Матери в Свияжске проводились ярмарки.

Город был известен своими купцами, которые строили здесь всем на диво деревянные и каменные дома. Первый этаж - пекарня, торговые лавки, магазины, второй этаж - жилые помещения для семьи купца.

Фото 8.

Прогуливаясь по улицам Свияжска, невозможно не восхищаться деревянным кружевом, в которое одеты купеческие дома. Причудливой формы балкончики, замысловатые наличники, изящные въездные ворота - всё это создает неповторимый облик русского городка. Здесь каждый дом, каждое здание имеет свою историю. И чем дальше мы продвигаемся по неширокой тропинке в глубь острова, тем дальше погружаемся в глубь веков, в то время, когда Свияжск был, прежде всего, духовным центром. И вот перед нами Святые врата - вход на территорию женского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Фото 9.


автор Александр Рачук

Фото 10.


Софийская церковь, конец 18 века.

Раскопки и реставрация на острове продолжается и по сей день.

Фото 11.

А вот интересное место выстроено для туристов. Этнографический комплекс - Ленивый торжок. Тут вас познакомят с традициями и бытом местных жителей. Название "ленивый" произошло то того, что тут был рынок в старые времена, но торговали как то неторопливо и леново. Совсем не в правилах рыночной экономики.

Фото 12.

Достаночно эффектное и колоритное место

Фото 13.

Фото 14.

Вот вам народные промыслы. Настоящий кузнец прямо при вас делает свое изделие.

Фото 15.

А вот ребята готовятся к реконструкции исторического боя.

Фото 16.

Общий вес упрощенной брони составляет 15-18 кг.

Фото 17.

С левой стороны воин русского княжества в личине, а справа - воин татарского ханства. Ребята нас сразу предупрелили, что бой не постановочный и они будут в полной мере стараться реконструировать его по историческим канонам.

Фото 18.

Фото 19.

В ход шли и мечи и щиты и ноги и голова. Победил воин Московского княжества.

Фото 20.

Интересно было повертеть в руках элементы боевых доспехов. В музее все под стеклом, а тут хоть и реплика, зато доступная.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Отдельный павильончик, где учат стрелять из лука и арбалета. Я попробовал "стрельнуть" из арбалета, но по моему все улетело в молоко. Надо приноровиться.

Фото 24.

Фото 25.

Выходим на набережную и идем в сторону монастыря.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 29.

Самая древняя постройка монастыря - это деревянная Троицкая церковь - единственное сохранившееся до наших дней сооружение из тех, которые были срублены под Угличем и доставлены к устью Свияги весной 1551 года. Вот уже почти пять столетий насчитывает история этой церкви, которая была свидетелем многих событий, происходивших в Свияжске. Пожары и время пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества. По форме церковь святой Троицы напоминает крест - символ христианской веры, обращённый на восток. Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу. Деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева создают атмосферу домашнего уюта. Вся суета внешнего мира вдруг отступает. Создается ощущение, что после долгих бесцельных скитаний ты, наконец, вернулся туда, где тебя любят и ждут, где всё поймут и простят, согреют лаской и заботой.

Фото 30.

В этом и есть особенность русских деревянных церквей. Срубленное дерево здесь будто продолжает жить - согревает зимой и дарит желанную прохладу летом. Ощущение чего-то родного, близкого усиливает тонкий, едва уловимый запах свечного воска, которым насквозь пропитаны древние стены. Простое убранство церкви дополняет четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой. Царские врата украшены иконами с изображением Благовещенья и апостолов-евангелистов. Обращают на себя внимание яркие одежды святых и латинские надписи - чуждые православному храму. Происхождение иконостаса пока не установлено и является одной из загадок Троицкой церкви.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Самым молодым храмом Иоанно-Предтеченского монастыря является Собор Божьей матери "всех скорбящих радость". Он был заложен в мае 1898 года. Архитектор Малиновский построил его в распространённом в те годы ложно—византийском стиле. Украшенный величественным куполом, собор и сегодня возвышается над древними монастырскими строениями. Всякого входящего в него, храм поражает огромным внутренним пространством. Солнечный свет проникает через множество окон, украшающих купол и арочные перекрытия собора. В центре храма, солнечные лучи встречаются и даруют Божью благодать всякому, входящему с открытым сердцем и чистой душой.

На территории Иоанно-Предтеченского монастыря привлекают внимание кельи, где издавна жили монахини. Проста и нетороплива была их жизнь в обители. Скромное убранство келий: узкая кровать, столик, скошенная подставка-аналой, помогали отрешиться от мирских забот и полностью посвятить себя служению Богу. Чуть поодаль находится корпус игуменьи - простое строение, служившее домом матушке-настоятельнице монастыря.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

В центре монастыря располагается Сергиевская церковь - первое каменное здание на территории обители. Толстые стены храма выложены из тесаного белого камня.
Здание имеет два этажа. Внизу размещались кельи для монахов, а наверху церковь. При храме была трапезная, где прихожане дожидались начала службы, угощались. Там же размещались богомольцы, приходившие в монастырь издалека в дни больших праздников, эта часть храма использовалась также для поминальных обрядов и для чтения царских указов.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Вот таким дошел до наших дней ансамбль Иоанно-Предтеченского женского монастыря. А в южной части острова взорам путешественников открывается, пожалуй, самый знаменитый в Свияжске мужской Успенский монастырь.
Он был основан в 1555 году архиепископом Гурием. Здесь сохранились два уникальных памятника времён Ивана Грозного - Успенский собор и Никольская трапезная церковь.

Собор Успенья Пресвятой Богородицы был возведен в 1560 году из белого камня. Строили храм псковские мастера при участии Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Небольшой храм восхищает гармонией линий. Причудливые архитектурные детали придают Успенскому собору воздушность, легкость. Создается впечатление, что перед нами сказочный теремок, сошедший с картины неизвестного художника.

Фото 51.

Сразу после возведения Успенский собор был расписан внутри и снаружи. К сожалению, внешняя роспись храма не сохранилась. Но внутреннее убранство собора производит неизгладимое впечатление, и надолго остается в памяти всякого, кто однажды открыл тяжёлую дверь и оказался под сводами древнего храма. Удивительный, фантастический мир фресок волнует своим великолепием, от них веет далёкой стариной. Заботливые руки неизвестного мастера вдохнули в них жизнь, кажется, что им не чужды людские страдания, мечты, радости и переживания.

Художники, расписавшие Успенский собор, черпали сюжеты для своих красочных композиций не только из канонических книг, но и из Апокалипсиса и апокрифических легенд (история первых людей в раю и т.д.). На куполе мы видим изображение бога Саваофа. Облачённый в белые одеяния, отливающие прозрачными розовыми и светло-зелёными тонами, Саваоф восседает на золотом троне на двух подушках - зелёной и красной. Он творит, благословляя всех обеими простертыми руками. Огненно- красный круг за троном символизирует "неприступный свет", в котором живет Господь.

Фото 52.

Голубая полоса, огибающая круг, обозначает небо и заполнена изображениями херувимов и двукрылых ангелов. Подножие, на которое опираются ступни творца, а также ножки трона стоят тоже на голубой полосе. Глядя на это изображение, невольно вспоминаешь строки Святого Писания: "Небо есть мой трон".

Чуть ниже взору предстают семь Архангелов и Ангел Хранитель. Это небесное воинство - хранители престола Господня. Им отдано право посредничества между небом и землёй.

Фото 53.

На стенах Успенского собора можно увидеть интересные фрески, посвящённые теме "Дни Творения". Художник развивает сюжет росписи, двигаясь по стене слева направо, вслед за солнечным светом. Создается впечатление сопричастности событиям, изображённым древним мастером. Яркие красочные фрески рассказывают нам о сотворении мира - шаг за шагом, день за днём, в той последовательности, как это делал Господь.

Множество фресок посвящено Святой Троице, житиям святых, апостолам, библейским событиям и, конечно, жизни Девы Марии. Храмовая фреска “Успение Пресвятой Богородицы” поражает богатством красок, яркостью, чёткостью линий.
Она рассказывает нам о последнем пути самой святой женщины православии Девы Марии. Именно в честь этого события и освящен Успенский собор.

Фото 54.

Есть в храме и фреска, рассказывающая о низвержении сатаны и его воинства, что является редким изображением для православных церквей. Свергнутые с неба падшие ангелы летят, неестественно согнувшись, вниз головой.
Можно бесконечно рассказывать о великолепии внутреннего убранства храма. Но лишь однажды, увидев его собственными глазами, можно почувствовать на себе притягательную силу старинных фресок.

Храмовая роспись Успенского собора понятна и близка каждому. Одни, глядя на яркие, запоминающиеся образы укрепляются в своей вере, другие, впервые попавшие в православный храм, невольно замирают, испытывая священный трепет и благоговение перед необыкновенной силой таланта древних мастеров, сумевших донести до нас величественную красоту внутреннего убранства Дома Божьего. Трудно переоценить значение свияжских фресок: ведь это единственный, почти целиком сохранившийся до наших дней полный цикл стенной росписи ХVI века.

Фото 55.

Неохотно покидая Успенский собор, мы оказываемся в монастырском дворе, где нашему взгляду предстаёт Никольская церковь - самое старое каменное здание Свияжска. Она заложена осенью 1555 года почти одновременно с Успенским собором. Через год строительство было закончено. Возвести эту небольшую церковь было необходимо, потому, что вновь основанному монастырю срочно понадобилось помещение для церковных служб, а начатое строительство Успенского собора, из-за большого объема работ не могли быстро закончить.

Фото 56.

Рядом с церковью была возведена колокольня. Это самое высокое сооружение Свияжска имеет высоту 43 метра. Наверх ведет крутая лестница, по которой когда-то поспешно поднимался звонарь, чтобы вдохнуть жизнь, наполнить силой, и заставить говорить пять тяжелых колоколов. Колокола созывали монахов к молитве, возвещали окончание службы, прославляли имя Божье. Их веселый перезвон, протяжный, заунывный голос или тревожный набат приносили обитателям монастырских стен радость, печаль или весть о пожаре.

Из нижнего яруса колокольни по подземному ходу был выход к берегу Свияги. Кто пользовался этим тайным ходом? Может быть те несчастные, которые по воле судьбы оказались в “земляной тюрьме” для усмирения и исправления непослушных монахов и сумевшие каким-то образом оттуда выбраться и прибегнуть к помощи свияжских братьев? А, может быть, пользуясь тайным ходом, монахи могли вовремя заметить приближающееся к Свияжску войско неприятеля и, предупредив братию, подготовиться к обороне… Подлинное назначение этого хода до сих пор остается одной из загадок Успенского мужского монастыря.

Фото 57.

А на территории обители мы можем увидеть ещё немало интересных построек: братские кельи, покои настоятеля - постоянные и летние, больничные кельи. Эти здания живут своей особенной жизнью, каждая постройка здесь имеет свою историю. Мы можем прикоснуться к молчаливым, прохладным камням и как бы перенестись на несколько веков назад, в те времена, когда Успенский монастырь процветал, занимал седьмое место в списке 1105 монастырей Российской империи.

Фото 58.

Значительную часть территории монастыря занимал великолепный сад - символ райских кущ. В летний зной он дарил желанную прохладу обитателям монастыря. Можно было отдохнуть от повседневных забот в красивой беседке, покрытой деревянной щепой и украшенной резными деталями. А осенью сад давал богатые урожаи, являясь источником пищи монастырской братии. Этой же цели служил огород, где находилась оранжерея для выращивания ранних овощей и рассады.

Фото 59.

Чуть поодаль можно увидеть старинное монастырское кладбище. Долгие годы здесь находили успокоение обитатели монастыря. Это кладбище стало последним пристанищем и мученикам, погибшим в Свияжске в послереволюционный период. Те годы были тяжелым испытанием для чудо-острова Свияжска и его жителей. Разрушение храмов, надругательство над древними святынями, постоянные аресты и расстрелы - одна из печальных страниц истории острова. Но, несмотря на это, Свияжск сумел сохранить свою самобытность - облик старинного русского городка с золотыми куполами белокаменных храмов, стройными колокольнями, причудливо украшенными купеческими домами.

Фото 60.

Сегодня вновь возрождаются древние святыни острова - града Свияжска. С 1997 года вновь начал действовать Успенский мужской монастырь. Братия во главе с настоятелем отцом Кириллом взяла на себя ответственность за реконструкцию храмов и зданий монастыря, являющихся архитектурными жемчужинами Свияжска.

Фото 61.

Окруженный со всех сторон водой сказочный остров как магнитом притягивает путешественников. Человек, однажды ступивший на святую, полную неразгаданных тайн землю Свияжска, навсегда сохранит в памяти ту особую атмосферу чего-то возвышенного, нерушимого, которая как бы окутывает остров, превращая его в чудо-град.

Фото 62.

Фото 63.

Фото 64.

А вот малый ракетный корабль «Град Свияжск», построенный на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» вооруженный ракетами "Калибр"

Фото 65.

источники исторического текста: