Что такое техногенная безопасность. Основы теории природной и техногенной безопасности

Безопасность в чрезвычайных ситуациях является одним из разделов научной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", изучающей комплекс мер защиты человека и окружающей среды от негативных природных и техногенных факторов. Эти факторы могут проявляться либо раздельно, либо в форме причинно-следственных связей, когда опасные природные явления вызывают аварии на опасных объектах техносферы, обусловливающих нарушение условий жизнедеятельности людей, или наоборот, когда неразумная техногенная деятельность человека приводит к деградации окружающей природной среды и инициированию стихийных бедствий.

Изучение теории и практики дисциплины "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" основано на понимании процессов формирования негативных факторов чрезвычайного характера в производственной и природной средах, их влияния на здоровье, жизнь человека и живых организмов окружающей природной среды и необходимой деятельности человека по разработке эффективных экономически обоснованных комплексных мер защиты.

Рассмотрение проблем, изучаемых в дисциплине "Безопасность в чрезвычайных ситуациях", необходимо начать с описания составляющего ее понятийного аппарата.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Дисциплина "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" имеет в качестве предмета изучения два вида деятельности: деятельность человека и "деятельность" природных сил. Главное в деятельности человека - обеспечение гармоничного развития и благополучия в природной и техногенной (созданной человеческим разумом) среде его обитания. "Деятельность" природных сил также направлена на сбалансированное дальнейшее развитие всех видов живых организмов, сохранение экосистемы и биосферы в целом на нашей планете. Однако, согласно аксиоме о потенциальной опасности деятельности, являющейся одной из научных основ науки "Безопасность жизнедеятельности", любая деятельность потенциально опасна. Как в деятельности, осуществляемой человеком, так и в природных процессах формируются факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на здоровье человека и развитие живых организмов в биосфере, называемые опасностями.

Опасность - центральное понятие изучаемой дисциплины. Она является обязательной составляющей любой деятельности, но ее качественная характеристика зависит от условий протекания техногенного или природного процесса.

Природная опасность - состояние определенных частей литосферы, гидросферы, атмосферы или космоса, представляющие угрозу для людей, объектов экономики, техносферы и биотехносферы.

Степень природной опасности зависит от повторяемости и силы опасных природных явлений, пространственных характеристик (площадей развития или зон действия негативных факторов неблагоприятных природных явлений, пространственного распределения очагов возникновения экстремальных природных явлений).

Антропогенная опасность - состояние, при котором негативные факторы, формирующиеся, главным образом, отходами хозяйственной деятельности человека (промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, повседневной жизни человека, животных), создают угрозу здоровью населения и окружающей природной среде.

Техногенная опасность - состояние, при котором негативные факторы, формирующиеся в зонах действия технологических процессов, технических систем и объектов, создают угрозу здоровью промышленному персоналу и населению.

Степень техногенной опасности в первую очередь зависит от видов и числа потенциально опасных объектов, накопленного на них потенциала опасности, надежности и устойчивости технологических систем, удаленности объектов от мест проживания людей.

Опасность территории - состояние территории, характеризующееся наличием источников природной и техногенной опасности. Эти опасности создают угрозу для жизнедеятельности населения, проживающего на данной территории. Угроза имеет место при хозяйственном освоении районов, где возможны неблагоприятные природные явления, а также зон возможного действия поражающих факторов экстремальных природных явлений, а также факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Источник опасности - это ограниченные в некоторой области пространства процессы, которые могут привести к возникновению негативных воздействий на людей, объекты техносферы и природную среду. Такой областью могут быть районы возможного возникновения опасных природных явлений, места захоронения токсичных отходов, промышленные объекты, промышленные зоны и селитебные территории с объектами жизнеобеспечения в целом.

Сопровождающие жизнедеятельность человека опасности можно классифицировать: по источнику возникновения, распределенности в пространстве, возможности реализации, неопределенности местоположения, продолжительности и регулярности действия (рис. 1.1).

По источникам возникновения, которыми могут быть природная среда, техносфера и само общество, выделяют природные (стихийные бедствия), техногенные (пожары, взрывы, аварии, катастрофы) и биолого-социальные (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии) опасности.

По степени распределенности в пространстве опасности делятся на сосредоточенные (от отдельных компактно размещенных объектов) и распределенные по координатам (от железных дорог, трубопроводов) или площади (районы, зоны), к которым относятся районы загрязнения окружающей среды и возможных чрезвычайных ситуаций: сейсмоопасные зоны, полигоны, позиционные районы ракетных дивизий, военно-морские базы, аэропорты, а также районы военных действий или активной террористической деятельности.

По возможности реализации различают опасности от вредных объектов (вредных или неблагоприятных для жизнедеятельности районов) и потенциально опасных объектов (районов). Например, объекты, содержащие источники ионизирующих излучений, являются вредными в процессе нормальной эксплуатации, а районы Крайнего Севера - неблагоприятными. К районам повышенной вредности относятся загрязненные ранее районы, связанные с развитием техносферы, например с разработкой, испытаниями, эксплуатацией и ликвидацией ядерно- и радиационно-опасных объектов; с произошедшими ранее техногенными катастрофами (например, Восточно-Уральский радиоактивный след, Чернобыльская зона).

Рис. 1.1. Классификация опасностей

Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. К ним относятся объекты ядерной энергетики, химические и биологические производства, взрывопожароопасные объекты, объекты вооружения и военной техники, гидротехнические сооружения напорного фронта и регулирующие стоки вод и др., на которых накоплен значительный разрушительный энергетический потенциал или имеются большие запасы веществ, которые вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств предопределяют собой опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений (потенциально опасные вещества).

Сосредоточенный на подобных объектах (районах) потенциал опасности создает угрозу причинения ущерба здоровью людей, объектам техносферы, окружающей среде и реализуется в форме опасных событий (например, пожар, взрыв, выброс опасных веществ и др.). Поэтому потенциально опасные объекты являются источниками возможных техногенных чрезвычайных ситуаций.

Потенциал опасности содержит и природная среда (реализуется в форме экстремальных природных явлений - стихийных бедствий, которые на урбанизированной территории могут привести к человеческим жертвам, разрушению или уничтожению объектов и компонентов окружающей природной среды), а также само общество (проявляется в виде эпидемий, тяжких преступлений, террористических актов, крайних форм социального протеста). Например, социальная напряженность, являясь источником опасности, проявляется в таких формах социального протеста, как забастовки, демонстрации, гражданское неповиновение, блокирование транспортных магистралей, восстания, революции. Неурегулированные межнациональные отношения, межнациональные противоречия являются источником опасности для территориальной целостности страны, которая проявляется в росте сепаратизма, террористических актах. Подобные опасности обусловливают потенциально опасные районы - территории возможных чрезвычайных ситуаций.

Опасности также делят:

по неопределенности местоположения - с известными (стационарный объект повышенной опасности, вулкан, зоны затоплений и наводнений и т.п.) и неизвестными (случайными) координатами (например, место возможного разрыва трубопровода, транспортной аварии, эпицентр землетрясения и т.п.);

по продолжительности действия - на кратковременно (реализуются в виде опасных событий) и долговременно (вредные объекты при нормальном функционировании, загрязнение окружающей среды) действующие;

по регулярности действия - на реализующиеся во времени и по масштабу случайным образом (в виде случайных событий) и детерминированные (постоянно действующие факторы загрязнения среды; вредные факторы, сопровождающие нормальную эксплуатацию объектов техносферы, например урановых рудников, ядерных реакторов, химических производств).

Человек, создавая технологические процессы, предусматривает наличие в них опасностей и возможность управления ими, чтобы их воздействия на человеческий организм были соизмеримы с его толерантностью (терпимостью к опасностям). Такие опасности называют штатными. Природная система - биосфера - также имеет "штатные" опасности, воздействия которых на растения, животных, микроорганизмы, т.е. живых составляющих экосистемы, не вызывают заметных ее изменений. Количественные значения штатных опасностей техногенного и природного происхождения находятся в области предельно допустимых уровней воздействия для производственной и бытовой деятельности человека, а для организмов живой природы - в пределах факторов занимаемых ими экологических ниш.

В процессе эксплуатации технических систем и технологических процессов возможно формирование условий перехода штатных производственных опасностей в нештатные, т.е. непредусмотренные технологией (ненадежность технических систем, ошибки человека, влияние природных факторов и т.д.). В природной среде в результате резкого изменения характера метеорологических, гидрологических, геологических и других процессов возможны "нештатные" природные ситуации, существенно усиливающие негативное действие природных сил. Такие нештатные ситуации в деятельности человека и сил природы, как правило, приводят к чрезвычайным ситуациям.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей *1 .

*1: {Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".}

Таким образом, чрезвычайные ситуации идентифицируются по возникающему (прогнозируемому) ущербу (вреду, урону). Этот ущерб проявляется через последствия природного или техногенного опасного явления, являющегося источником чрезвычайной ситуации. Под последствиями понимается результат воздействия поражающих и других факторов, сопровождающих бедствие, на человека, объекты экономики, социальную сферу, окружающую природную среду, а также изменения обстановки, произошедшей вследствие этого. Другими словами - наличие того или иного вида ущерба является необходимым условием, по которому сложившуюся обстановку можно характеризовать как чрезвычайная ситуация.

При изучении проблем безопасности в чрезвычайных ситуациях вводится понятие опасность в чрезвычайных ситуациях.

Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т.е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, энергетической, токсической и другой мощи поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Природные и техногенные опасности обычно выступают в форме вызовов и угроз.

Вызов - форма опасности, представляющая совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая в перспективе может превратиться в непосредственную опасность. Примерами вызовов в области природной и техногенной безопасности являются опасность падения на Землю крупных тел, нарастающее изменение глобального климата, перспективы создания новых опасных производств, видов оружия и др. Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, поскольку позволяет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.

Угроза - форма опасности в природной и техногенной сферах, которая представляет собой непосредственную опасность возникновения природных бедствий и техногенных катастроф, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти явления. В их качестве могут выступать природные и техногенные закономерности, обусловливающие опасность: технико-экономическая отсталость, структурные и функциональные недостатки системы безопасности, намерения нанести ущерб, ошибочные оценки степени опасности, нерациональное природопользование.

Оперируя понятиями форм опасности, следует учитывать, что границы между ними в определенной степени условны. Поэтому существуют некоторые трудности четкого разделения вызовов и угроз между собой. Наиболее употребляемой и распространенной в практике формой опасности является угроза.

Опасности представляют угрозу только тогда, когда могут причинить ущерб конкретным объектам. Опасность или несколько различных опасностей представляют угрозу для объекта только в том случае, если их опасные факторы могут на него воздействовать. Угроза причинения ущерба зависит от взаимного положения источника опасности и объекта воздействия его опасных факторов в пространстве и во времени (для стационарных объектов только в пространстве). Например, для людей угроза имеет место при их работе на объекте повышенной опасности или в зоне загрязнения; для перемещающихся объектов - при их нахождении в опасном районе. Степень угрозы для жизнедеятельности населения на рассматриваемой территории зависит от степени ее опасности, а также от географического и временного факторов. Если объект вывести за пределы этой территории, то угрозы для него не будет, хотя опасность территории для оставшихся объектов останется. Угроза для жизнедеятельности изменяется во времени: она может возникать, усиливаться, снижаться и исчезать.

Географический фактор связан с локальным центром проявления опасности, ее неопределенным местоположением в случае реализации, ослаблением уровней поражающих факторов с удалением от источника опасности. Чем ближе объекты и люди располагаются по отношению к источнику опасности (известному или предполагаемому), тем больше угроза.

Если u - это параметр, характеризующий поражающее действие опасных факторов от некоторого источника опасности на объект, а u кр - критериальное значение, начиная с которого объект разрушается, то разрушение объектов данного типа происходит на расстоянии r ≤ R n от источника опасности (рис. 1.2). Если зона поражения - круг, то площадь зоны поражения (S п.ф) равна его площади с радиусом R n:

При рассмотрении негативного действия вредных факторов на организм человека в качестве u кр рассматриваются предельно допустимые концентрации, пределы доз, летальные дозы и другие нормируемые величины в зависимости от цели оценки.

Площадь зоны поражения S п.ф оценивается для каждого источника опасности (экстремального природного явления, потенциально опасного объекта) по статистическим данным или с помощью математических моделей.

Взаимное положение источников опасности и объектов воздействия их опасных факторов может быть различным (рис. 1.3). Объект воздействия может попасть в зону возможного поражения от источника опасности или оказаться вне ее. В этом случае степень угрозы для объекта, размещенного на опасной территории, определяется его долей (У) в зоне возможного поражения

где S - площадь территории объекта; S п.ф - площадь зоны возможного поражения.

Временной фактор угрозы имеет место для перемещающихся объектов (например, транспортных средств с опасными грузами, людей).

При нахождении перемещающегося объекта на вредном производстве или районе, где постоянно действуют вредные факторы, временной фактор учитывается как доля времени, в течение которого объект там находится.

При перемещении объекта вблизи потенциально опасного объекта или по району возможных чрезвычайных ситуаций временной фактор учитывается как вероятность того, что объект в момент реализации опасного события будет находиться в зоне действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Рис. 1.2. Вид зависимости поражающего действия опасных факторов (и) от расстояния (г)

Рис 1.3. К определению степени угрозы для объекта

Если время наступления опасного события может быть спрогнозировано, то угроза для объекта зависит от величины ошибки 1-го рода - вероятности того, что опасное событие на рассматриваемом интервале времени произошло, хотя не было предсказано (и, следовательно, меры защиты не были приняты).

Угрозу для людей от природных и техногенных опасностей рассматривают для двух случаев:

  • а) люди уязвимы по отношению к первичным поражающим факторам экстремального природного явления или аварии;
  • б) люди неуязвимы к первичным поражающим факторам, но уязвимы ко вторичным поражающим факторам, формирующимся при разрушении зданий и сооружений (например, в случае землетрясения).

В первом случае оценка угрозы для людей проводится аналогично оценке угрозы для объектов техносферы.

Во втором случае угроза для людей имеет место при наличии угрозы для объектов техносферы при условии их нахождения в момент экстремального природного явления или аварии в зданиях и сооружениях. Степень угрозы в этом случае зависит от доли времени, проводимого произвольным человеком из некоторой группы в уязвимых по отношению к поражающим факторам экстремального природного явления зданиях и сооружениях.

Чем ближе люди размещаются к источнику опасности и больше продолжительность времени их нахождения в зоне действия или возможного действия опасных факторов, тем больше угроза. Ее степень характеризуется определенными показателями:

для потенциально опасных объектов и районов возможных чрезвычайных ситуаций условной вероятностью подвергнуться воздействию поражающих факторов в случае реализации опасного события в данном месте и в данное время (первичными поражающими факторами; вторичными поражающими факторами, например при условии нахождения в зданиях при землетрясениях, взрывах);

для вредных объектов и районов, где опасность характеризуется детерминированными уровнями воздействия (концентрациями вредных веществ, мощностями доз излучения и т.п.), дозой, полученной ими за время пребывания во вредной зоне. В дальнейшем риск причинения вреда здоровью определяется по зависимости "доза - эффект".

Угроза для людей изменяется стечением времени. С возрастанием опасности угроза также возрастает. В результате реализации мер по снижению опасности, защиты объектов техники и людей угроза снижается.

Важнейшими свойствами технического объекта и в целом системы "среда - технический объект", позволяющими противостоять определенным уровням воздействия на них природных и техногенных опасностей являются: стойкость, уязвимость, живучесть и надежность. Совокупность этих свойств обеспечивает безопасность системы "среда - технический объект".

Стойкость - это свойство объекта сохранять свои параметры в пределах установленных допусков и выполнять свои функции во время и после действия внешних нагрузок. Стойкость объекта характеризуется критической нагрузкой (уровнем поражающего фактора), меньше которого разрушение объекта еще не наступает (например, сейсмостойкость).

Уязвимость - свойство объекта, противоположное стойкости (будем называть ее условной, т.е. при условии действия нагрузки). Характеристикой условной уязвимости является критическая нагрузка, начиная с которой наступает разрушение.

Например, для промышленных зданий (табл. 1.1.) скорость ветра, равная 35 м/с, является критической нагрузкой *2 . При скоростях ветра меньше 35 м/с промышленные здания обладают свойством устойчивости, при скорости ветра более 35 м/с - эти здания уязвимы.

*2: {Приведенные в таблице диапазоны скоростей ветра являются статистической оценкой параметра.}

Таблица 1.1

Скорость ветра при ураганах, м/с, выше которой происходит разрушение зданий и сооружений

Тип сооружения

Степень разрушения

Промышленные здания

Кирпичные малоэтажные здания

Трансформаторные станции закрытого типа

Резервуары наземные металлические

Газгольдеры

Ректификационные колонны

Подъемно-транспортное оборудование

Трубопроводы наземные

Воздушные линии низкого напряжения

Кабельные наземные линии связи

Живучесть - свойство объекта сохранять работоспособность в условиях внешних воздействий со стороны окружающей среды, выходящих за пределы нормальных условий эксплуатации, на которые был рассчитан объект.

Защищенность - приобретенное свойство объекта, повышающее его живучесть за счет проведения заблаговременных мероприятий по инженерной и другим видам зашиты самого объекта, а также населения и территорий (например, сооружения инженерной защиты от затоплений).

Предметом живучести являются существенные причинно-следственные взаимодействия среды с объектом, при этом причина генерируется средой, а следствия проявляются в объекте.

Надежность - внутреннее свойство объекта, характеризующее его способность к функционированию в условиях действия внутренних дестабилизирующих факторов и внешних факторов, характерных для нормальных (регламентированных) условий эксплуатации. Условия нормальной эксплуатации объекта в течение срока его службы известны с большой степенью точности. Нерегламентированные воздействия на объект могут привести к авариям.

Предметом надежности считаются существенные причинно-следственные связи и причинно-следственные взаимодействия, не выходящие за пределы объекта.

Одним из ключевых понятий в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, определяющих их масштабность, является понятие ущерба.

Ущерб - потери некоторого субъекта или группы субъектов части или всех своих ценностей *3 . В качестве субъекта может выступать физическое или юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное или территориальное образование.

*3: {ГОСТ Р 22.10.01-2001. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения.}

Ущерб можно рассматривать как результат изменения состояния объектов, выражающийся в нарушении их целостности или ухудшении других свойств; фактические или возможные экономические, социальные и экологические потери, в том числе утрата имущества или других материальных, культурных, исторических или природных ценностей.

В области оценки ущерба от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций выделяют следующие основные виды ущербов: собственный ущерб - ущерб субъекта, который владел источником опасности, ставшим причиной возникновения ущерба;

сторонний ущерб - ущерб субъектов, которые не владели источником опасности, ставшим причиной возникновения ущерба;

совокупный ущерб - потери субъекта, включающие собственный и сторонний ущерб;

фактический ущерб - ущерб от свершившихся чрезвычайных ситуаций;

вероятный ущерб - интегральная величина, учитывающая величину ущерба и вероятность его возникновения;

возможный ущерб - ущерб от возможных чрезвычайных ситуаций;

максимально возможный ущерб - ущерб, равный максимальному ущербу из возможных чрезвычайных ситуаций.

Различают также ущерб физическому лицу, ущерб коммерческой организации, ущерб некоммерческой организации, ущерб муниципальному или территориальному образованию, ущерб субъекту Российской Федерации.

Под риском понимают ожидаемую частоту или вероятность возникновения опасностей определенного класса, или же размера возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события, или же некоторую комбинацию этих величин. Применение понятия "риск" позволяет переводить опасность в разряд измеряемых категорий. Риск, фактически, есть мера опасности. Часто используют понятие "степень риска" (level of risk), по сути, не отличающееся от понятия "риск", но лишь подчеркивающее, что речь идет об измеряемой величине.

Взаимосвязь рассмотренных понятий проявляется следующим образом. На основе анализа всевозможных опасностей в природной и техногенной сферах определяются возможные источники, которые могут вызвать гипотетические чрезвычайные ситуации. При этом анализируются опасности, как правило, проявляющиеся в форме вызовов. Одновременно проводится оценка рисков чрезвычайных ситуаций на основе вероятностной оценки возможного ущерба. По мере накопления отклонений от нормального состояния природной среды или нормального функционирования объектов техносферы, обладающих внутренним свойством надежности, формируются обстоятельства, непосредственно стимулирующие возникновение стихийного бедствия или аварии. При этом опасность приобретает форму угрозы. После инициирования природного бедствия или техногенной катастрофы (источника чрезвычайной ситуации) возникают поражающие факторы, которые воздействуют на различные объекты окружающей среды, обладающие свойствами стойкости (уязвимости), живучести, защищенности. В случае превышения критических нагрузок по свойствам объекта происходит его поражение (разрушение), в результате чего образуется ущерб и создавшаяся обстановка определяется как чрезвычайная ситуация.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Динамика чрезвычайных ситуаций может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения чрезвычайной ситуации образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного бедствия или техногенной катастрофы, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходят инициирование природного или техногенного бедствия и последующее его развитие, во время которого оказывается поражающее воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду.

На второй стадии осуществляется локализация источников чрезвычайной ситуации и ликвидация последствий разрушающего воздействия поражающих факторов. Этот период в некоторых случаях может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На третьей стадии проводится ликвидация долговременных последствий природного или техногенного бедствия. Она имеет место только тогда, когда эти последствия требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Практически после ликвидации большинства чрезвычайных ситуаций какая-то часть последствий остается неустраненной надолго или совсем. Последнее происходит в тех случаях, когда не имеет смысла, например, восстанавливать по-старому, а выгоднее сделать по-новому и лучше. Таким образом, некоторые чрезвычайные ситуации как бы частично компенсируют ущерб, расчищая место будущему и создавая предпосылки для развития.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации - составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие факторы могут быть первичными, т.е. прямого действия, и вторичными - побочного действия.

Природная чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Природные бедствия представляют собой сложную совокупность разнообразных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов. Именно это терминологическое словосочетание наиболее обобщенно, полно и точно отражает круг негативных природных проявлений. При этом эти явления и процессы в зависимости от их масштабов и интенсивности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы.

Неблагоприятное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать лишь негативные последствия для жизнедеятельности людей и экономики. Для этих явлений характерны сравнительно небольшие отклонения состояния природной среды от нормального диапазона природных условий, оптимальных для жизни человека и его хозяйственной деятельности. Такие явления чаще всего не инициируют чрезвычайные ситуации.

Стихийное бедствие - разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушения или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды. Стихийные бедствия являются основным источником чрезвычайных ситуаций природного характера, поскольку возникают они достаточно часто и имеют значительный масштаб.

Природная катастрофа - стихийное бедствие особо крупных масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды. Такие события являются редкими, но наиболее разрушительными.

Вместо основного обобщающего термина - "неблагоприятные и опасные природные явления или процессы" - и его составляющих (неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы) часто используются такие словосочетания, как "природные бедствия" и "чрезвычайные события природного характера".

Большинство неблагоприятных и опасных природных явлений или процессов инициируют возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера различных масштабов и являются их источниками.

Техногенная чрезвычайная ситуация - обстановка, при которой в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Основным и наиболее распространенным понятием, обозначающим чрезвычайное техногенное событие, является авария.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Всякая авария характеризуется исходными событиями, направлениями протекания разрушительных процессов и последствиями. Развитие аварии может идти по различным каналам с исходами, различающимися тяжестью последствий:

  • - повреждение потенциально опасного объекта или его отдельных составных частей, связанное с потерей его работоспособности при использовании по назначению;
  • - разрушение потенциально опасного объекта с выходом поражающих факторов за пределы объекта (пролив, выброс).

Техногенная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, либо разрушение и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение нормативных правовых положений и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. Инцидент - менее масштабное неблагоприятное событие, чем авария и техногенная катастрофа, и чаше всего не ведет к возникновению чрезвычайной ситуации даже локального масштаба.

Биолого-социальная чрезвычайная ситуация - это обстановка, при которой в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация.

Реагируя на различного рода опасности, общество создает соответствующие организационные структуры, внедряет технические системы защиты, осуществляет различные мероприятия по противодействию опасным явлениям и событиям, формируя таким образом систему безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях - состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект экономики, окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайных ситуаций.

Организационной структурой противодействия опасным природным явлениям и техногенным событиям в мирное время является единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а для защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - гражданская оборона.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - система органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В настоящее время идет процесс объединения (интеграции) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы гражданской обороны на основе:

идентичности задач и сходства большинства методов защиты людей и объектов экономики и инфраструктуры от поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применения современных видов оружия;

возможности решения многих задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;

сходства методологии и организации наблюдения, контроля и оценки обстановки при различных воздействиях в мирное и военное время.

Вопросы и задания

  • 1. Дайте характеристику понятию "опасность".
  • 2. Что такое чрезвычайная ситуация?
  • 3. Раскройте взаимосвязь понятий "опасность - угроза - уязвимость - ущерб - риск".
  • 4. Что такое риск?
  • 5. Охарактеризуйте стадии развития чрезвычайной ситуации.
  • 6. Объясните понятие "безопасность в чрезвычайных ситуациях".
  • 7. Какие организационные структуры существуют для противодействия опасным природным явлениям и техногенным событиям в мирное время и для защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
1 В настоящее время проблема низкого уровня безопасности в техногенной сфере признается одной из наиболее значимых, о чем свидетельствует разработанная федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года». При этом стоит отметить, что проблема управления безопасностью в техногенной сфере постепенно оформляется в определенную область научного познания, о чем говорит рост числа исследований по данной проблеме, а также попытки, как теоретического осмысления, так и носящие практический характер попытки выработки комплекса мероприятий по противодействию роста риска в техногенной сфере.

В решении проблем безопасности исключительно важна экономическая составляющая. И дело даже не в том, чтобы правильно посчитать или спрогнозировать ущерб от аварий и катастроф, хотя это, конечно, необходимо уметь делать. Гораздо важнее построить и ввести в действие эффективные экономические механизмы стимулирования практической деятельности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и привлечения требующихся для этого немалых инвестиций. В настоящее время реализуется комплекс целевых исследований, направленных на разработку процедур оценивания уровня безопасности, с учетом взаимосвязанных факторов стоимости и надежности, построение отдельных элементов и в целом государственной системы экономики катастроф.

На региональном и объектовом уровне создаются системы поддержки принятия управленческих решений, включающие в себя экономические модели, методики и программные средства обеспечения живучести и безопасной эксплуатации сложных технических систем и особо опасных производств, стабильности работы отраслей и административных систем управления в условиях природных и техногенных катастроф.

На практике это, в частности, выражается в составлении планов развития предприятий с учетом требований безопасности. При этом осуществляется соответствующая экономическая проработка не только по вопросам технического перевооружения и совершенствования технологических процессов, но и по выполнению компенсационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В числе наиболее распространенных по отношению к деятельности предприятий в области безопасности следует назвать такие экономические механизмы как: плата за риск, квотирование риска; перераспределение риска; стимулирования снижения риска; комплексная оценка социально-экономического эффекта управления риском.

Экономические механизмы федерального и территориального уровней управления, используемые для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривают планирование, нормирование и финансирование мероприятий по безопасности объектов и территорий. В частности, установление платы и размеров платежей за использование территорий под размещение объектов, потенциально опасных для здоровья и имущества проживающего населения, за возможный ущерб окружающей природной среде. Широко распространена практика предоставления предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при реализации ими мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий.

Эффективной формой государственного регулирования безопасности являются договора и лицензии на использование, строительство, переоборудование потенциально опасных объектов, которые заключается между инвестором или пользователем объекта и органом исполнительной власти субъекта РФ (республики, края, области, автономной области, автономного округа, района, города). Подобного рода документы оформляются на основании заключения экспертизы МЧС России на уровень потенциальной опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности, а также при наличии лицензии на право ведения такой деятельности. Указанный договор обладает весьма широкими экономико-правовыми возможностями. Он предусматривает условия использования природных ресурсов, права и обязанности инвестора или пользователя потенциально опасного объекта, размеры платежей за обусловленный уровень риска, ответственность сторон, порядок возмещения ущерба и разрешения возможных споров. Лицензия на право ведения данного рода деятельности, выдается собственнику особо опасного объекта специально уполномоченными на это государственными органами Российской Федерации. В лицензии указываются виды, объемы и допустимые лимиты хозяйственной деятельности, а также требования по обеспечению безаварийности потенциально опасных производств и социально-экономические последствия их несоблюдения. Лимиты являются системой социально-экономических ограничений потенциально опасной деятельности и представляют собой установленные на определенный срок предприятиям предельно допустимые объемы возможного социально-экономического ущерба от чрезвычайной ситуации на данной территории. Лимиты формируются, исходя из необходимости поэтапного достижения предельного объема ущерба, с учетом экологической обстановки в регионе и степени его экономического развития.

Плата за возможные социально-экономи0ческие последствия чрезвычайных ситуаций включает в себя стоимость возможного ущерба экономике, окружающей природной среде, системам жизнеобеспечения населения, здоровью людей, а также размеры выплат за право вести потенциально опасную, сверхлимитную и нерациональную опасную деятельность. Порядок исчисления и применения нормативов платы за возможный социальноэкономический ущерб от деятельности потенциально опасных объектов определяется Правительством Российской Федерации. Сам факт внесения платы не освобождает потенциально опасные предприятия от необходимости выполнения мероприятий по снижению риска и смягчения последствий аварий и катастроф. Заметную роль в решении задач регулирования безопасности играет существующая в стране система государственных чрезвычайных страховых фондов, объединяющая федеральный чрезвычайный страховой фонд, страховые фонды субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такие фонды аккумулируют средства предприятий и организаций, отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, в том числе:

  • платы в связи с последствиями чрезвычайных ситуаций;
  • суммы по искам о возмещении ущерба и штрафов за правонарушения;
  • средства от реализации произведенной на потенциально опасных объектах и конфискованной продукции;
  • ассигнования, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных
  • средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • инвалютные поступления.

Рес урсы государственных чрезвычайных страховых фондов расходуются на:

  • разработку и реализацию мер по снижению опасности стихийных бедствий и ущерба окружающей природной среде;
  • компенсации материальных потерь в экономике;
  • выплаты по социальным гарантиям пострадавшим гражданам в связи с потерей имущества и нарушениям здоровью;
  • на научные исследования, образование и иные цели, связанные решением проблем безопасности.

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации нередко создаются внебюджетные негосударственные фонды за счет:

  • средств населения;
  • добровольных взносов;
  • пожертвований общественных организаций и других источников.

Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматриваются различные виды экономического стимулирования деятельности по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их возможных последствий.

К числу наиболее популярных льгот, предоставляемых государством, относятся:

  • освобождение от налогообложения чрезвычайных страховых фондов и внебюджетных негосударственных фондов;
  • передача на договорных условиях части средств чрезвычайных страховых фондов под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов предприятий, организаций, учреждений чрезвычайных страховых фондов;
  • применения поощрительных цен и надбавок на продукцию, производимую на предприятиях, снижающих риск чрезвычайных ситуаций и смягчающих последствия аварий и катастроф;
  • введение специального налогообложения продукции, производимой на потенциально опасных объектах с применением опасные технологии;
  • применение льготного кредитования организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих деятельность по снижению опасности производства.

В стране осуществляется добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, учреждений и организаций, объектов их собственности и доходов, а также граждан, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Средства, образующиеся в результате страховой деятельности, используются на осуществление превентивных мероприятий и компенсацию ущерба. Порядок страхования и перестрахования рисков и использования средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование программ и мероприятий по снижению опасности и компенсации возможного ущерба производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также из средств предприятий и организаций, резервов финансовых ресурсов, внебюджетных фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, инвестиций.

Разработка и применение указанных и других видов экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативно-правовой системы, позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного социально-экономического развития объектов и территорий. Поэтому результаты научных исследований и системного анализа опасностей в техногенной сфере оказывают, и будут оказывать определяющее влияние на концептуальные подходы государства к проблемам безопасности. Разработка и использование вероятностных моделей развития общества и основных производственных процессов с учетом риска возникновения техногенных аварий и катастроф становится одним из главных условий обеспечения гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности и приемлемого риска аварий и катастроф.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года»
  2. Бурков В.Н., Грацианский Е.В., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. Серия «Безопасность». - М.: СИНТЕГ, 2001, 160 с.

Библиографическая ссылка

Округин Д.Г., Яричина Г.Ф. О РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В УПРАВЛЕНИИ ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 71-73;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13975 (дата обращения: 30.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Управление риском

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности.

Очевидно, для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:

Совершенствование технических систем и объектов;

Подготовка персонала;

Ликвидация последствий.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и полученных выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей

Стадия 1 – предварительный анализ опасностей (выявление источников опасности и определение части системы, которые могут вызвать эти опасности, а также ввести ограничения на анализ, т.е. исключит опасности, которые не будут изучаться).

Стадия 2 – выявление последовательности опасных ситуаций.

Стадия 3 – анализ последствий.

Методы обеспечения безопасной деятельности.

Метод – способ достижения цели.

Существует три метода обеспечения безопасности.

Метод А состоит в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Эта совокупность мероприятий защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования средствами комплексной защиты.

Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности.

Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, инструктирования, применения индивидуальных средств защиты.

среда техногенная безопасность человек

Техногенная безопасность

К техногенным относят опасности, возникающие в процессе функционирования технических объектов по причинам непосредственно не связанных с деятельностью человека, обслуживающего эти объекты.

Иначе говоря, техногенными называют опасности, связанные непосредственно с природой механизмов, машин, сооружений, технических устройств.

Техногенные опасности следует предупреждать соответствующими мероприятиями, направленными на совершенствование техники.

Техногенные опасности по воздействию на человека могут быть:

Механическими;

Физическими;

Химическими;

Психофизиологическими.

Механические опасности создаются падающими, движущимися, вращающимися объектами природного и искусственного происхождения.

Механическими опасностями естественного свойства являются обвалы и камнепады в горах, снежные лавины, сели, град и др.

Носителями механических опасностей искусственного происхождения являются механизмы и машины, различное оборудование, транспорт, здания и сооружения, воздействующие в силу различных обстоятельств на человека своей массой или другими свойствами.

В результате действия механических опасностей возможны телесные повреждения различной тяжести.

Объекты, представляющие механическую опасность можно разделить на два класса – энергетические и потенциальные.

Механические опасности распространены во всех видах деятельности людей (спортивной, бытовой, производственной).

Рассмотрим некоторые опасности техногенного характера и их влияние на людей.

Вибрация

Вибрация – это малые механические колебания, возникающие в упругих телах, которые воспринимаются организмом человека как сотрясение.

Для всего тела в положении сидя резонанс наступает на частотах 4 – 6 Гц. При повышении частоты колебаний выше 0,7 Гц возможны резонансные колебания в органах. Для органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости (грудь, диафрагма, живот) резонансными являются частоты 3 – 3,5 Гц.

В зависимости от характера контакта работника с вибрирующим оборудованием разделяют на:

Локальную вибрацию (передается в основном через конечности рук и ног);

Общую (передается через опорно-двигательный аппарат)

При действии на организм общей вибрации в первую очередь страдает:

Опорно-двигательный аппарат;

Нервная система;

Анализаторы (такие как вестибулярный, зрительный, тактильный).

У рабочих вибрационных профессий отмечены головокружения, расстройства координации движений, симптомы укачивания. Под влиянием общих вибраций отмечается снижение болевой, тактильной и вибрационной чувствительности.

Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации и толчков регистрируется у водителей транспорта и транспортно-технологических машин и агрегатов на заводах железобетонных изделий. Рабочие жалуются на боли в пояснице, конечностях, в области желудка, отсутствие аппетита, бессонницу, раздраженность, быструю утомляемость.

Бич современного производства, особенно машиностроения – локальная вибрация. Локальной вибрации подвергаются, главным образом, лица, работающие с ручным механизированным инструментом. Локальная вибрация вызывает спазмы сосудов кисти, предплечий, нарушая снабжение конечностей кровью. Одновременно колебания действуют на нервные окончания, мышечные и костные ткани, вызывают отложения солей в суставах пальцев.

Интенсивность вибрации в жилых домах зависит от расстояния до источника. Наибольшие уровни вибрации, зарегистрированные в радиусе 20 м от источника, вызывает негативную реакцию у 73 % жителей, а на расстоянии 35-40 м колебания ощущают 17 % жителей.

К факторам производственной среды, усугубляющим вредное воздействие вибрации на организм, относятся:

Чрезмерные мышечные нагрузки;

Неблагоприятные климатические условия, особенно пониженная температура, повышенная влажность;

Шум высокой интенсивности;

Психо-эмоциональный стресс.

Влияние вибрации на организм человека

Источники вибрации:

Транспортеры сыпучих грузов;

Опыт эксплуатации потенциально опасных промышленных объектов как сложных организационно-технических систем показывает, что имеющиеся на них средства и способы защиты далеки от совершенства, В разных отраслях производства требования к системам защиты организационно-технических комплексов, принципы их построения и нормы эксплуатации весьма различны. В некоторых случаях требования к таким системам защиты или вовсе отсутствуют, или не отвечают.

Говоря об оборонно-промышленном комплексе, отметим, что многие его объекты спроектированы, построены и эксплуатируются в соответствии с действующими государственными и отраслевыми нормативными документами, учитывающими штатные условия эксплуатации и возможные проектные аварийные ситуации. Вероятность их возникновения в связи с увеличением количества потенциально опасных объектов в отрасли, естественно, растёт. Проведенный анализ позволил определить основные проблемные ситуации, которые обусловили снижение надежности предприятий, и выявить причинно-следственные связи между ними. Так вот, состояние объектов ОПК ныне характеризуется ростом дополнительных нагрузок и воздействий на них. Это обусловлено тем, что номинальные проектные нагрузки действуют на работоспособные конструктивные элементы предприятий, требующие ремонта или замены. По понятным причинам до последнего времени такой возможности фактически не было. Далее, выявились редкие сочетания функциональных нагрузок и природно-климатических воздействий на указанные элементы, ранее не принимавшиеся в расчёт.

Система защиты предприятий представляет собой упорядоченную совокупность элементов (сооружений, конструкций, устройств и т.д.), мер (экономического, политического, социального, правового и иного характера) и предназначена для предотвращения или уменьшения возможного ущерба в случае аварии на потенциально опасных организационно-технических комплексах. Под общими принципами обеспечения их безопасности следует понимать концептуальные положения о путях предотвращения и эффективной локализации последствий в случае возникновения тех или иных катаклизмов природного и техногенного происхождения. Эти пути можно условно разделить на три направления: предотвращение потенциальных аварий; их локализация и минимизация последствий, если ЧС всё же произошла; прекращение функционирования опасных объектов.

Общие принципы обеспечения безопасности организационно-технических систем учитываются на стадиях их проектирования, строительства, эксплуатации и плановой ликвидации (остановки). Речь идёт о возведении безаварийных объектов, создании препятствий развитию опасных факторов, мероприятиях, способствующих эффективной ликвидации последствий аварий.

Анализируя работы, посвященные рассматриваемой проблеме, нельзя не отметить, по нашему мнению, присущий им технократический подход, стремление свести многосложную проблему к решению нескольких групп научно-технических задач. При таком подходе опускается комплексность и системность в оценке эффективности мероприятий по обеспечению техногенной безопасности объектов. Это уже привело к формированию узковедомственных направлений исследований, нацеленных главным образом не на предупреждение чрезвычайных ситуаций и защиту от их поражающих факторов, а на ликвидацию последствий аварий и катастроф. Использование упрощенных технократических подходов приводит к негативным последствиям, о чём свидетельствует подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Последующая же интеграция узковедомственных направлений обеспечения устойчивости, построенных на основе различных принципов и стандартов, неизбежно ведет к возникновению значительных трудностей технического и организационного характера, к неоправданно большим финансовым затратам. Да, в интересах обеспечения техногенной безопасности предприятий, скажем, ОПК в условиях угрозы возникновения ЧС растут объемы диагностики, увеличиваются объемы выборочного ремонта, однако затрачиваемые на всё это финансовые средства не приносят ожидаемого эффекта и не могут коренным образом изменить ситуацию. Используемые сейчас экономические механизмы для решения проблемы оказались неадекватными в сложившихся условиях. Следовательно, необходимо искать и внедрять новые экономические механизмы для повышения устойчивости функционирования предприятий в чрезвычайных обстоятельствах, К сожалению, мы ещё далеко не избавлены от различных угроз и рисков как техногенного, так и природного характера.

Экономические механизмы управления рисками в техногенной сфере

Воздействие современных производств на условия общественно-экономического развития столь велико, что принимает глобальные последствия, и темпы изменения окружающей среды становятся соизмеримыми с темпами изменения самого общества. Возрастающее воздействие техносферы на природную среду приводит к тому, что соответственно возрастает и воздействие самой природы на развитие общества. Отсюда возникает необходимость учитывать закономерности взаимодействия производства и природы. Одна из них - возрастающее воздействие производственно-экономических систем на природную среду другая - возрастающая зависимость общества от природной среды. Причём вторая закономерность может рассматриваться как неизбежное следствие первой.

Их учёт существенно меняет понимание взаимосвязи производственной и природной среды в сравнении с тем, которое преобладало до недавнего времени. В соответствии с ним географическая среда рассматривалась как фактор в основном инвариантный, развивающийся по своим естественным законам настолько медленно, что им можно пренебречь при определении стратегии развития производства. Это противоречит современной парадигме развития общества, ибо в нынешних условиях его зависимость от состояния природной среды нарастает. Стало быть, темпы и характер развития промышленности требуется согласовывать с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть - в целое. И тут становится очевидно противоречие между возможностями развития общественного производства и ограниченными компенсаторными возможностями биосферы, что является существенным тормозом для наращивания объемов производства.

Ещё одна закономерность, определяющая пути и средства развития предприятий промышленного комплекса страны, - оптимальное соответствие состояния природной среды темпам и характеру развития этого комплекса. Учет её, как и предыдущих, позволяет по мере продвижения по пути устойчивого развития экономики неуклонно повышать гарантии обеспечения техногенной и экологической безопасности населения и территорий, а также их защищённость при опасных природных явлениях и катастрофах. Одновременно будет возрастать их экономическая безопасность.

В качестве экономических регуляторов для предупреждения и снижения уровня техногенной опасности предприятия помимо мероприятий инвестиционно-инновационного характера могут рассматриваться экономические механизмы: ответственности; фондовые и бюджетного финансирования; резервирования финансовых, трудовых и материальных ресурсов;стимулирования повышения уровня безопасности (льготное налогообложение, кредитование); перераспредления риска и страхования; применение штрафных санкций.

Эти механизмы могут применяться на всех уровнях управления - государственном, региональном, отраслевом, корпоративном, муниципальном, а также внутри предприятия. На рис. изображена обобщенная схема функционирования предприятия, рассматриваемого с позиций его взаимодействия с основными экономическими контрагентами и средами.

На рисунке предприятие представлено в виде точки пересечения финансовых, материальных, кадровых и информационных потоков, отражающих производство продукции, перемещение и потребление инвестиций, сырья, материалов, перерабатываемой продукции, оборудования, используемых и разрабатываемых технологий. Основные для данной классификации факторы социально-экономической игеографической сред изображены в виде широких заостренных полос (сверху и снизу). Они играют роль фоновых, увеличивающих или уменьшающих риски во взаимоотношениях с данным предприятием.

Его функционирование с позиций воздействия техногенных факторов постоянно подвержено угрозе срыва или ухудшения вследствие возможного нарушения указанных на рисунке потоков (входных и выходных). Их изменения нельзя заранее предвидеть и однозначно предсказать, пользуясь обычной информацией и интеллектуальными ресурсами. Однако некоторые факторы долгосрочного риска, например отказ технологического оборудования, если число таких отказов в среднем стабильно сохраняется на протяжении длительного периода, можно с достаточной достоверностью экстраполировать на будущее.

В общем случае техногенный риск срыва деятельности предприятия определяется одной или несколькими причинами: внезапно наступившими и непредвиденными изменениями в состоянии или функционировании промышленного оборудования; изменениями физических условий перемещения ресурсов и др. При этом важно точно определить сущность риска (суть, описание неожиданных и неблагоприятных событий); его причины (объективные или субъективные действия или бездействия, ведущие к наступлению неблагоприятных событий); факторы риска (предпосылки, увеличивающие вероятность и реальность рисковых событий); методы и механизмы его снижения и компенсации (предотвращения таких событий или ослабления их негативного эффекта).

Оценить эффективность экономических механизмов снижения и компенсации риска можно по величине остаточной прибыли после введения соответствующих экономических рычагов управления уровнем техногенной безопасности на предприятии. При такой оценке используют подход, применяемый для соответствующих экономических оценок работы предприятий.

При нарушениях заданных ограничений в функционировании предприятия осуществляется принудительное уменьшение объёмов производства, времени, мощности, других значений в деятельности объекта. Их величина пропорциональна наносимому им ущербу.

Следует заметить, что эти принудительные меры могут рассматриваться и как следствие определенных директивных санкций (штрафов).

Ограничительный экономический механизм регулирования уровня устойчивости функционирования предприятия в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера предусматривает введение таких ограничений для фактора промышленного производства (обусловливающего увеличение техногенной опасности), при котором обеспечивалось бы достижение максимума остаточной прибыли.

Условие соблюдения ограничений, установленных на параметры деятельности объекта, сводится к следующему: потери в прибыли или уменьшение до требуемого уровня фактора, определяющего отрицательное воздействие объекта на уровень техногенной безопасности всего предприятия, должны быть меньше, чем потери в результате снижения такой безопасности или в результате штрафов за повышение этого уровня.

Итак, в современных условиях для функционирования предприятия с учетом необходимого уровня техногенной безопасности важно учитывать и совершенствовать экономические механизмы управления рисками в техногенной сфере.

Управление техногенной безопасностью предприятий

Одним из перспективных направлений обеспечения техногенной безопасности предприятий в современных условиях может быть развитие системы управления ими. Сущность последнего состоит в идентификации, выявлении и предупреждении инцидентов и аварий на объектах. По своей внутренней основе это единый функционально и организационно структурированный механизм, в котором органически увязаны системная и целенаправленная социальная, экономическая и иная деятельность администрации предприятия, органов управления отраслью, государственных и муниципальных органов власти и других структур, занимающихся в большей или меньшей степени вопросами обеспечения безопасности на опасных производственных объектах.

В иерархических системах обычно рассматриваются задачи как централизованного, так и децентрализованного управления (когда учитываются интересы управленческих структур нижних уровней). При этом принимается во внимание, что самостоятельные действия управленческих подсистем, преследующих свои цели, в определенной мере могут снизить эффективность решения задач центром.

С учетом этого управление техногенной безопасностью, в частности, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на федеральном уровне должно быть направлено на достижение долгосрочных стратегических целей. Они заключаются, во-первых, в формировании стратегии управления риском опасных производственных объектов; во-вторых, в формировании нормативно-правовой базы в интересах установления приемлемых уровней риска для каждого типа техногенных воздействий и вместе с этим обеспечения необходимых условий жизнедеятельности персонала предприятий и населения.

Конкретнее эти цели могут быть сформулиро ваны следующим образом:

    устранение причин возникновения опасностей и угроз техногенных аварий и катастроф на производстве и обеспечение безопасного и устойчивого функционирования предприятия;

    локализация опасных техногенных ситуаций и предотвращение развития опасной техногенной обстановки на предприятии, если по тем или иным условиям невозможно устранить причину ее возникновения и начинается «цепная реакция» негативных событий;

    максимальное ослабление последствий опасных техногенных воздействий на население, персонал предприятия, окружающую среду и ликвидация последствий ЧС в кратчайшие сроки.

Как видно, первая из этих целей имеет предупредительный характер. Управление техногенной безопасностью и рисками при ее реализации может быть названо превентивным. Оно осуществляется в плановом порядке и включает многие мероприятия. Проводится идентификация возможных техногенных опасностей и рисков, анализируются и оцениваются уровни риска, разрабатываются нормативные и правовые акты, регулирующие управление техногенными рисками, создаются и адаптируются к региональным и местным условиям методические, нормативно-технические и другие документы по идентификации техногенных опасностей, принципам и организации мониторинга, процедурам контроля уровня риска, критериям для принятия решений по защите от опасных воздействий и обеспечению безопасности предприятия, его персонала, населения, а также окружающей среды.

Кроме того, вырабатываются принципы размещения потенциально опасных в техногенном отношении предприятий и создаются нормативные документы по выбору оптимальных вариантов их размещения, лицензируются проекты строящихся объектов, проводится их паспортизация. Осуществляются государственный надзор и контроль на потенциально опасных производствах ОПК.

Формируются и развиваются пространственно-распределенные базы данных для анализа и оценки всех видов техногенных рисков, устойчивости функционирования предприятия, здоровья и жизни его персонала и населения, состояния окружающей среды. Принимаются управленческие решения по переходу на другой уровень техногенного риска, обоснованный и установленный исходя из изменившихся социально-экономических условий, а также из новых научных данных.

Подготавливаются силы и средства, предназначенные для нормализации техногенной обстановки, обеспечения техногенной безопасности при угрозе опасных событий. Персонал предприятия, органы местного управления, надзора и контроля в сфере техногенной безопасности, население, общественные и другие заинтересованные организации информируются о характере и степени опасности, уровне риска и о предусматриваемых мерах по его снижению.

Наконец, вырабатываются соответствующие предложения в программы экономического развития предприятия, в планы распределения финансовых средств в интересах эффективного управления техногенными рисками. Две другие названные выше цели реализуются в порядке оперативного реагирования на возникновение и развитие аварий, катастроф и других опасных событий. Управление техногенной безопасностью предприятия при этом включает:

выявление, оценку и прогнозирование развития обстановки, влияния факторов воздействия опасных производственных объектов на персонал, население, инфраструктуру и окружающую среду;

выработку и принятие решений по локализации аварий, недопущению или максимально возможному ослаблению, а также ликвидации их последствий, возмещению причиненного объекту ущерба;

постановку задач службам и другим организационно-управленческим структурам предприятия, привлекаемым к реализации принятых решений, информирование органов власти и местного самоуправления, населения и общественности об обстановке и принимаемых мерах по обеспечению безопасности;

руководство действий администрации предприятия, отрасли и органов власти всех уровней и их координацию в ходе мероприятий по локализации и предотвращению развития опасных техногенных событий, максимальному снижению вероятного ущерба и ликвидации последствий ЧС в соответствии с принятыми управленческими решениями и планами.

Каждая из трех целей управления техногенной безопасностью предприятия ОПК не исключает и другие, а, наоборот, предполагает дополнительные, направленные на повышение эффективности такого управления. А политика, обеспечивающая достижение стратегических целей, есть стратегия управления техногенной безопасностью и рисками. В сферу стратегического управления входят высший менеджмент отрасли (ОПК), органы государственной власти, отвечающие за осуществление военно-технической политики, другие управленческие структуры, . через которые выбираются и реализуются организационно-технические, экономические и нормативно-правовые механизмы регулирования уровня техногенной безопасности предприятий.

На уровне органов государственной власти управление в данной сфере должно быть сосредоточено на решении перспективных, долгосрочных задач, формировании целевых установок и стратегий управления, создании необходимой нормативно-правовой базы.

На уровне руководства отраслью (ОПК), органов управления субъектов Федерации и муниципальных образований, кроме выполнения перечисленных задач, целесообразно предусматривать: адаптацию принятых в государстве, регионе и отрасли стратегий управления техногенной безопасностью и рисками предприятий к условиям региона; формирование пространственно-распределенных баз данных и знаний в сфере техногенной безопасности; решение практических задач по реализации проводимой стратегии управления, анализу и оценке показателей техногенной безопасности и риска; организацию, руководство и координирование действий по защите объектов предприятия, его персонала, населения, а также по ликвидации последствий аварий и снижению техногенных рисков до приемлемого уровня. Иными словами, стратегическое управление на указанных уровнях сводится главным образом к адаптации и реализации выработанных стратегий руководства.

На предприятиях ОПК (опасных в техногенном отношении объектах) управление техногенной безопасностью и рисками должно сосредоточиваться на решении практических задач, связанных с организацией комплексного мониторинга и осуществлением всех видов контроля за источниками возможных техногенных воздействий, с выявлением, оценкой и прогнозированием развития обстановки в условиях повседневного функционирования объектов и в аварийных ситуациях, с разработкой и принятием решений по внедрению экономических механизмов регулирования степени техногенной опасности, по нормализации обстановки и защите персонала, населения и окружающей среды на прилегающих территориях, по снижению уровня техногенных рисков и ликвидации последствий аварий.

На этом уровне предусматриваются также: выработка и обоснование оптимальных вариантов структуризации предприятия, направлений его развития исходя из критериев обеспечения безопасности и приемлемых уровней риска при вероятных техногенных воздействиях; лицензирование и паспортизация потенциально опасных объектов; создание и развитие необходимых баз данных. Решаются важные задачи по подготовке штатных и нештатных подразделений и формирований различных ведомств и объектов, привлекаемых к выполнению задач по обеспечению защиты и безопасности персонала, населения и окружающей среды, к реализации управленческих решений.

Как и во многих других случаях, при управлении безопасностью и рисками могут приниматься индивидуальные и групповые решения. При этом учитывается четкое распределение задач и полномочий между органами управления, представляющими те или иные структуры.

В рамках системы управления техногенной безопасностью и рисками целесообразно совместно использовать два принципа: централизации руководства, основывающегося на единстве полномочий и ответственности; распределенных обязанностей и ответственности, что обеспечивает проведение соответствующих согласований и консультаций, создает условия для устранения возможных разногласий и даже конфликтов при осуществлении мероприятий.

Анализ современного состояния и тенденций развития промышленной безопасности предприятий ОПК свидетельствует, что при принятии управленческих решений в этой области следует учитывать значительную неопределенность относительно рисков. Она заключается в вероятности возникновения таких аварийных ситуаций, которые не могут быть заранее спрогнозированы и учтены. В этих условиях традиционный планово-директивный подход к управлению функционированием предприятия (с негибкой его организационной структурой, действующей по строго определенному алгоритму) неприемлем с точки зрения всего спектра возможных труднопрогнозируемых сценариев развития ЧС. Поэтому необходимо формировать адаптивную систему управления, которая в наибольшей степени была бы приспособлена к меняющимся условиям обстановки.

В частности, подобный подход предлагается использовать для формирования организационной структуры системы управления инновационно-инвестиционным процессом обеспечения техногенной безопасности предприятия. Именно свойство адаптивности этой системы в наибольшей мере соответствует требованию повышения уровня такой безопасности. При этом рекомендуется руководствоваться некоторыми основными принципами совершенствования управления инновационными и инвестиционными процессами в сфере обеспечения техногенной безопасности предприятий ОПК. Вот эти принципы.

1. Система управления должна использовать рыночные критерии оценки эффективности инноваций, основанные на анализе и прогнозе интегрированного показателя стоимости бизнеса.

2. Экономические механизмы управления инновациями и инвестициями в сфере обеспечения устойчивости функционирования предприятий ОПК должны совершенствоваться на единой системной основе функциональной, информационной и организационной интеграции инновационных и инвестиционных процессов. В свою очередь интеграция последних представляется возможной на основе логически согласованной системы организационно-экономических и эксплуатационно-технических показателей. Формализация и систематизация этих показателей позволяет разработать организационно-экономическую модель интегрированного адаптивного управления инновациями и инвестициями в сфере обеспечения промышленной безопасности.

3. Гибкости и эффективности системы управления можно достигнуть путем динамической оптимизации комплекса мероприятий по обеспечению техногенной безопасности предприятий с учетом значимых внутрен­них и внешних ситуационных факторов.

Таким образом, адаптивная система управления в наибольшей степени способна обеспечить поддержку принятия управленческих решений в условиях неопределенности и рисков, связанных с угрозой возникновения различных ЧС техногенного характера, путем применения методов оптимизации для расчета вариантов управленческих решений по обеспечению техногенной безопасности объекта при изменении этих условий. Такая система охватывает весь процесс принятия решений на всех уровнях и является основой для формирования организационно-экономической системы управления техногенной безопасностью предприятий ОПК, основанной на проблемно-ориентированном применении современных информационных технологий.

Обязанность по обеспечению техногенной безопасности (то есть отсутствия риска возникновения аварий и/или катастроф на потенциально опасных объектах, а также у субъектов хозяйствования, которые могут создать реальную угрозу их возникновения) возложена ч. 2 ст. 51 Кодекса гражданской защиты на руководителя предприятия.

При этом подобная деятельность признается составной частью деятельности соответствующих должностных лиц и работников предприятий, учреждений, организаций. Следовательно, такое требование должно быть закреплено в соответствующих уставах либо положениях как ключевых документах предприятия, учреждения, организации.

Кроме того, в зависимости от опасности, которую потенциально представляет конкретное предприятие либо объект, руководитель предприятия должен утверждать соответствующие внутренние нормативные документы и создавать подразделения гражданской защиты либо назначать ответственные лица по вопросам гражданской защиты.

Ключевым показателем в данном случае является категория по гражданской защите. Она определяется на основании ст. 54 Кодекса в соответствии с Порядком отнесения объектов национальной экономики к категории по гражданской обороне (гражданской защите), утвержденному постановлением КМУ № 227 от 02.03.2010, который имеет статус информации с ограниченным доступом (гриф "для служебного пользования"). Кроме того, учитывается и численность людей, постоянно пребывающих на территории (в здании и помещениях) субъекта хозяйствования.

Согласно ч. 2 ст. 20 Кодекса создание подразделения по вопросам гражданской защиты обязательно для субъектов хозяйствования, отнесенных к соответствующим категориям по гражданской защите, при численности работающих более 3 тысяч человек. Таким образом, отдельные службы создаются только на очень крупных предприятиях, имеющих важное значение для экономики и обороны государства, а также предприятиях, создающих опасность радиоактивного или химического загрязнения либо катастрофического затопления.

Назначение специального должностного лица по вопросам гражданской защиты обязательно для:

1) субъектов хозяйствования с общей численностью работающих от 200 до 3000 человек;

2) субъектов хозяйствования, отнесенных ко второй категории по гражданской защите, если для них не обязательно создание службы гражданской защиты;

3) учреждений здравоохранения с общей численностью работающих и лиц, пребывающих на лечении, от 200 до 3000 человек;

4) учебных заведений с дневной формой обучения при численности учащихся 500 и более человек.

Остальным субъектам хозяйствования достаточно назначения уполномоченного лица (не должностного) по вопросам гражданской защиты за счет штатной численности работников.

Именно на указанных лиц (службы) и возлагается осуществление всех необходимых мер обеспечения техногенной безопасности. Перечень таких мер определяется ответственными лицами и руководством предприятия с учетом требований ст. 52 Кодекса, в зависимости от категории по гражданской защите, рода потенциальной опасности, количества работающих, рода деятельности предприятия и т. п. При этом необходимо соблюдать нормы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, нормы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, нормы охраны окружающей природной среды, нормы экологической, пожарной и промышленной безопасности, нормы охраны труда, нормы строительства, а также соответствующие национальные стандарты.

Обязанность по обеспечению техногенной безопасности законодательством возлагается непосредственно на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Кроме того, предприятия, работающие с объектами повышенной опасности, согласно ст. 53 Кодекса обязаны установить автоматические системы выявления угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и/или оповещения об их возникновении.

На объектах повышенной опасности обязательно наличие системы раннего выявления угроз и оповещения персонала и населения, попадающего в зону возможного поражения. В свою очередь, на объектах с массовым пребыванием людей обязательно наличие объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Требования к таким системам разрабатываются и утверждаются МВД как органом, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты. Проверки соблюдения предприятием требований по обеспечению техногенной безопасности осуществляются ГСЧС.