Алексей Плещеев: биография. Годы жизни поэта Плещеева

Александр Блок в октябре 1908 года в статье «Вечера „искусств“» писал: «На днях один писатель (не моего поколения) рассказывал мне о прежних литературных вечерах: бывали они очень редко и всегда отличались особой торжественностью… Но почему потрясали сердца: Майков со своей сухой и изящной декламацией, Полонский с торжественно протянутой и романтически дрожащей рукой в грязной белой перчатке, Плещеев в серебряных сединах, зовущий „вперед без страха и сомненья“? Да потому, говорил мне писатель, что они как бы напоминали о чем-то, будили какие-то уснувшие струны, вызывали к жизни высокие и благородные чувства. Разве есть теперь что-нибудь подобное, разве может быть?»

Значение писателя в жизни своего времени не всегда соответствует масштабам его таланта и важности его вклада в развитие отечественной литературы. Нередко в истории поэзии мы видим, как, хотя бы и неполные, ответы на жгучие вопросы придают силу голосу художника. В не меньшей степени действуют на читателей жизнь и характер писателя, его личное обаяние, его убеждения и искренность. Именно таким был поэтический облик А. Н. Плещеева.

Мысль о значении гражданского начала в поэзии у Блока пробудила воспоминание о Плещееве. И действительно, симпатичная фигура поэта-революционера до конца дней его вызывала в молодом поколении горячее сочувствие. Участие Плещеева в революционном движении определило в равной мере и основные мотивы и особенности его произведений, и его личную судьбу. В день сорокалетнего юбилея Плещеев получил множество поздравлений, и среди них были письма участников революционного движения и революционно настроенной молодежи. Так, студент-художник восторженно отмечал как удивительный для годов реакции «славный малопонятный подвиг» служения поэта под «одним и тем же знаменем».

Характерно также и то, что для реакционной печати и царского правительства Плещеев до конца дней своих оставался живым воплощением революционных настроений русского народа. Недаром в день его смерти газетам было запрещено печатать какое бы то ни было «панегирическое слово покойному поэту».

Стихотворения А. Н. Плещеева – поэтическая биография лучших людей 40-60-х годов прошлого века, для которых неизменными оставались революционные идеалы. В этом смысле поэзия петрашевца неотделима от истории русской демократической поэзии и истории освободительной борьбы второй половины XIX столетия. Плещеев оценил и понял значение новых поколений русских революционеров и в течение весьма длинного жизненного и творческого пути стремился ответить на поставленные ходом общественного развития вопросы – именно поэтому его влияние на современность было так велико.

Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября 1825 года в Костроме. Отец его, Николай Сергеевич, потомок старинного и известного в истории России дворянского рода, служил при олонецком, вологодском и архангельском губернаторах. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, куда был переведен его отец. Получив отличное домашнее образование, он в 1839 году был, по желанию матери, определен в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Будущему поэту довелось здесь столкнуться с отупляющей и развращающей атмосферой николаевской военщины, которая навсегда поселила в его душе «самую искреннюю антипатию» (письмо к В. Д. Дандевилю от 24 мая 1855 года). Через полтора года он ушел из школы. В 1843 году будущий поэт поступил на восточный факультет Петербургского университета, в котором пробыл до лета 1845 года. Одновременно с ним здесь учились Н. Спешнев, А. Ханыков, Д. Ахшарумов и др. В этом кругу товарищей, большинство которых позже войдет в общество Петрашевского, складывались литературные и политические интересы Плещеева. Знаменательно, что приблизительно в то же время начинается поэтическая деятельность многих будущих участников кружка Петрашевского: Салтыкова-Щедрина, Пальма, Дурова и др. Именно в это «невыгодное для поэтов» (по выражению Некрасова) время в печати появились первые стихотворения А. Н. Плещеева. В февральском номере «Современника» за 1844 год он напечатал стихотворение «Ночные думы». Издатель «Современника» и ректор Петербургского университета П. А. Плетнев писал Я. К- Гроту 16 марта 1844 года: «Видел ты в „Современнике“ стихи с подписью А. П-в? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса Плещеев. У него виден талант. Я его призывал к себе и обласкал его. Он идет по восточному отделению, живет с матерью, у которой он единственный сын, и в университет перешел из школы гвардейских подпрапорщиков, не чувствуя расположения к ратной жизни». Вскоре обнаружилось идейное расхождение Плещеева с «Современником», которое сам же Плетнев объяснил влиянием идей Белинского или, как пишет он, «доктрины Краевского». Белинскому принадлежит важная роль в становлении политических и литературных взглядов Плещеева-студента. В своих статьях поэт с горячим чувством вспоминал о значении статей Белинского в его время, «когда с каким-то лихорадочным нетерпением ожидалась публикой каждая книжка журнала, где писал Белинский. Сильнее билось сердце молодого поколения в ответ на его могучий, страстный, энергический голос, говоривший о любви к истине, науке и человечеству, беспощадно преследовавший все низкое, противное достоинству человека – в жизни, и все ложное, напыщенное, риторическое – в искусстве». И затем он так определял роль Белинского в судьбе своего поколения: «Сколько людей обязаны ему своим развитием; скольких научил он сознательно смотреть на окружающую их действительность, скольким помог уразуметь всю пошлость и уродливость некоторых ее явлений, вопреки воспитанию, приучившему рабски склонять перед этими явлениями голову…»

Отрицание пошлости и уродливости тогдашнего общества, демократические и социалистические идеи – таков один из итогов студенческого периода. Недаром летом 1845 года он покинул университет и в письме к П. А. Плетневу объяснил свой уход неудовлетворенностью университетским курсом и желанием «посвятить себя наукам живым… близким к жизни и, следовательно, к интересам нашего времени…». Среди этих наук он называет далеко не случайно историю и политическую экономию. Этот перелом в настроениях Плещеева привел его также к отказу от сотрудничества в благонамеренном (донекрасовском) «Современнике». В том же 1845 году он попытался забрать у Плетнева под благовидным предлогом свои стихотворения, объясняя это тем, что их нельзя печатать без «значительных поправок и изменений».

Видимо, этим объясняется его переход с 1845 года в другие издания – «Репертуар и Пантеон» и «Иллюстрацию». Во всяком случае, характерно, что в 1844 году он напечатал в «Современнике» 13 стихотворений, в 1845 году – два, а в 1846-м появилось только одно – «На память», с датою –1844 год. С начала 1845 года Плещеев, по существу, прекратил участие в журнале Плетнева. Этим же объясняется и то обстоятельство, что стихотворения, опубликованные в «Современнике» в 1845–1846 годах, он вновь напечатал в других органах, а некоторые появляются одновременно в «Современнике» и «Репертуаре и Пантеоне». Во многом меняется и сам характер его поэтической деятельности.

Крайне знаменателен тот факт, что уход из «Современника» и университета совпадает с возникновением тайного общества Петрашевского. Общность литературных и философско-политических интересов сближает Плещеева с Н. В. Ханыковым, П. В. Веревкиным, И. М. Дебу, М. В. Петрашевским, братьями Майковыми, Милютиными и др. Из них и составилось в 1845 году тайное общество Петрашевского. Плещеев принадлежал к числу наиболее видных участников «пятниц» (или, как их называли участники, – «комитетов» или «сходок») Петрашевского. Он был посетителем «пятниц» с момента их возникновения, то есть с начала 1845 года. Вместе с Ханыковым, Баласогло, Дуровым, Вл. Милютиным, Салтыковым, Спешневым, Энгельсоном Плещеев входил в основное ядро этого политического общества уже в 1845–1846 годах. Кроме того, он был связан и с другими кругами оппозиционно настроенной интеллигенции Петербурга. В числе его знакомых были братья Бекетовы, в доме которых также «слышался негодующий благородный порыв против угнетения и несправедливости». Здесь он сдружился с рано погибшим критиком Валерьяном Майковым и Ф. М. Достоевским. Весной 1846 года Плещеев познакомил Ф. Достоевского с Петрашевским. Осенью 1848 года по почину Плещеева и Достоевского возник особый кружок С. Ф. Дурова, А. И. Пальма и Плещеева. В полицейской сводке сказано: «Григорьев отозвался, что они <вечера у Дурова> имели характер политический». По показаниям А. Н. Барановского, зимою 1846–1847 года в рассказывании различных антиправительственных анекдотов «отличались преимущественно Петрашевский и Плещеев».

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.

Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Плещеев Алексей Николаевич

Плещеев входил в нелегальный кружок Петрашевского, в котором проповедовались социалистические идеи. В частности, он доставил Петрашевскому запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. В апреле 1849 г., когда царское правительство разгромило кружок Петрашевского, поэт был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

22 декабря 1849 года Алексея Плещева вместе с другими петрашевцами привезли на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту. Поэт был приговорен к четырем годам каторги, замененной "во внимание к молодым его летам" ссылкой - рядовым в Оренбургский линейный батальон. Он получил разрешение на въезд в "обе столицы" и вернулся к литературной деятельности через десять лет солдатчины. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки".

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то…
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Плещеев Алексей Николаевич

Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое "хвалебное слово покойному поэту".

"Вперед! Без страха и сомненья..." - одно из самых известных стихотворений Алексея Николаевича Плещеева.

Часто мы готовы назвать человека дураком только за то, что он не сочувствует нашим убеждениям.

Плещеев Алексей Николаевич

Вперед! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет.
Жрецов греха и лжи мы будем
Глаголом истины карать,
И спящих мы от сна разбудим,
И поведем на битву рать!
Не сотворим себе кумира
Ни на земле, ни в небесах;
За все дары и блага мира
Мы не падем пред ним во прах!..
Провозглашать любви ученье
Мы будем нищим, богачам
И за него снесем гоненье,
Простив безумным палачам!
Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,
В заботах тяжких истощил;
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!
Пусть нам звездою путеводной
Святая истина горит;
И верьте, голос благородный
Недаром в мире прозвучит!
Внемлите ж, браться, слову брата,
Пока мы полны юных сил:
Вперед, вперед, и без возврата,
Что б рок вдали нам ни сулил!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Биография Алексея Николаевича Плещеева Работу выполнила Рудикова Ольга Александровна

Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893) п оэт переводчик прозаик д раматург критик

Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября 1825 года в Костроме в семье губернского чиновника. Отец и мать принадлежали к старинному родовитому дворянству. Однако семья Плещеевых жила небогато. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование.

В 1839 г. в Петербурге становится юнкером Школы Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Обстановка военного училища угнетала его и через год он поступает в университет, но через два года оставляет и университет. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств Плещеева и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с историей и политической экономией. Он писал стихи, а во второй половине 40-х годов Плещеев довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи.

1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

Любимый поэт русской молодежи 1840-х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».

Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором. Всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.

Три последних года жизни Плещеев оказался освобождён от забот о заработках. В 1890 году он получил огромное наследство от пензенского родственника Алексея Павловича Плещеева и поселился с дочерьми в Париже. Поэт внёс значительную сумму в Литературный фонд, учредил фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей.

В 1893 году, уже тяжело больной, А. Н. Плещеев в очередной раз направился на лечение в Ниццу и по пути, 8 октября 1893, скончался от апоплексического удара. Тело его было перевезено в Москву и погребено на кладбище Новодевичьего монастыря.

Где провёл детство Алексей Николаевич Плещеев? НИЖНИЙ НОВГОРОД

3. Известный детский сборник поэта?

4. Где жил Алексей Николаевич Плещеев после получения наследства и до самой смерти?

5. Где похоронен поэт?

Источники ru.wikipedia.org/ wiki / Плещеев,_Алексей_Николаевич


Ярошенко Н.А. Портрет А.Н. Плещеева. 1887. Холст, масло. ХХМ

Плещеев Алексей Николаевич (22.11/04.12.1825, Кострома - 26.09/08.10.1893, Париж ; похоронен в Москве) - писатель, критик; участник кружка М.В. Петрашевского.

Родился в обедневшей дворянской семье. Получив домашнее образование, поступил в Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, но, утратив интерес к военной службе, покинул школу (формально - уволившись «по болезни»). В 1843 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета по разряду восточных языков. В круг общения Плещеева в это время входили: ректор университета и издатель журнала «Современник » П.А. Плетнёв , А.А. Краевский , братья Майковы, Ф.М. Достоевский , И.А. Гончаров , Д.В. Григорович , М.Е. Салтыков-Щедрин . Первую подборку своих стихотворений он направил Плетнёву, который в письме Я.К. Гроту писал: «Видел ли ты в Современнике стихи с подписью А. П-въ ? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса, Плещеев. У него виден талант. Я его призвал к себе и обласкал его». В связи с болезнью, отсутствием средств, а также неудовлетворенностью системой преподавания Плещеев в 1845 г. ушел из Университета, посвятив себя исключительно литературной деятельности как поэт, затем как прозаик.

А.Н. Плещеев начал печататься в журналах с 1843 г. В 1846 г. выпустил сборник «Стихотворения». В творчестве Плещеева 1840-х гг. присутствует влияние М.Ю. Лермонтова. В духе социально-утопических воззрений Ш. Фурье и Ф. Ламенне развивал тему лермонтовского «Пророка» в стихотворениях «Любовь певца» (1845), «Поэту» (1846), «Сон» (1846). Стихи «Вперёд! без страха и сомненья», «По чувствам братья мы с тобой» стали революционными песнями. В. Н. Майков в рецензии на первый сборник стихов А.Н. Плещеева писал о вере поэта в «торжество на земле истины, любви и братства».

В 1872–1884 гг. А.Н. Плещеев жил в Петербурге. По приглашению Н.А. Некрасова состоял членом редакции «Отечественных записок», а после его кончины заведовал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии «Отечественных записок» Плещеев способствовал созданию журнала «Северный вестник », в котором проработал до 1890 г., также руководя стихотворным отделом. Глубокая дружба связывала его с начинающим А.П. Чеховым , которого А.Н. Плещеев считал самым многоообещающим из молодых литераторов.

В 1870–1880-х гг. поэт занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Важное место в творчестве А.Н. Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература (сборник «Подснежник»).

Многие произведения А.Н. Плещеева положены на музыку. На его стихи создано более ста романсов и песен Н.А. Римским-Корсаковым («Ночь пролетала над миром»), П.И. Чайковским («Ни слова, о друг мой…»), М.П. Мусоргским , Ц.А. Кюи , А.Т. Гречаниновым , С.В. Рахманиновым .

А.Н. Плещеев скончался в Париже 26-го сентября 1893 г.; похоронен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря., 3.

В Санкт-Петербурге: 1872–1890 - дом М.Б. Булатовой - Большая Спасская улица , д.1.

Библиография :

  • Стихотворения. 1845–1846. СПб., 1846.
  • Стихотворения А.Н. Плещеева. СПб., 1858.
  • Стихотворения А.Н. Плещеева. М., 1861.
  • Подснежник. Стихотворения для детей и юношества. СПб., 1878.
  • Житейское. Повести и рассказы. СПб., 1880.
  • Сборник театральных пьес для домашних и любительских спектаклей. Т. 1‒3. СПб., 1880.
  • Песни старого друг Стихотворения. М., 1891.
  • Дедушкины песни. Стихотворения для детей. М., 1895.
  • Повести и рассказы / Под ред. и вступ. ст. П.В. Быкова. Т. 1‒2. СПб., 1896‒1897.
  • Стихотворения / Под ред. и вступ. ст. П.В. Быкова. Изд. 4-е. СПб., 1905.
  • Стихотворения. М., 1950.
  • Избранное. М., 1960.
  • Полн. собрание стихотворений / Вступ. ст. М.Я. Полякова. 2-е изд. М.‒Л., 1964.
  • И сердца жар и чистые стремленья. М., 1978.
  • Житейские сцены. М., 1986.
  • Стихотворения. Проза. М., 1988.
  • Мой садик. СПб., 2013.

Литература :

  • Пустильник Л.С. Жизнь и творчество А. Н. Плещеева. М., 1981. (2-е изд. М., 1988; 3-е изд. М., 2008)
  • Арсеньев К.К. Один из поэтов сороковых годов. Стихотворения А. Н. Плещеева. // Вестник Европы . 1887. Март. С. 432–437.
  • Майков В. Стихотворения А. Плещеева // Майков В. Критические опыты. СПб., 1891. С. 129–135.
  • Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы. СПб., 1900.
  • Дандевиль М.В. А.Н. Плещеев в форте Петровском. (По неизданным письмам). // Минувшие годы. 1908. Октябрь. С. 103–141.
  • Венгеpов С.А. Героический характер русской литературы. СПб., 1911.
  • Сакулин П.Н. Алексей Николаевич Плещеев. (1825–1893). // История русской литературы XIX века/ Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского . М., 1911. Т. 3. С. 481–490.
  • Поэты-петрашевцы. Л., 1940.
  • Бушканец Е. Неизвестное стихотворение А.Н. Плещеева // Вопросы литературы. 1957. № 9. С. 190–195.
  • Жданов В.В. Поэты кружка петрашевцев // Поэты-петрашевцы. Л., 1957. С. 37–40.
  • История русской литературы XIX в.: Библиографический указатель. М.‒Л., 1962.
  • Добролюбов Н.А. Стихотворения А. Н. Плещеева // Собр. соч. М.‒Л., Т. 3. 1962.
  • Добролюбов Н.А. Благонамеренность и деятельность // Собр. соч. М.‒Л., Т. 6. 1963.
  • Салтыков-Щедрин М.Е. Новые стихотворения А. Плещеева // Собр. соч. М.‒Л., Т. 5. 1966.
  • Щуров И.А., Лирика А.Н. Плещеева // Писатель и жизнь. Вып. 3. М., 1966.
  • А.Н. Плещеев и русская литература: Сборник научных статей. Кострома, 2006.

Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893) - русский поэт, писатель, переводчик, критик. Произведения Плещеева вошли в хрестоматию русской поэзии, прозы, детской литературы и стали основой около сотни романсов русских композиторов.

Детство и юность

Алексей Плещеев происходил из дворянского рода, который к моменту рождения будущего поэта в 1825 году обеднел. Мальчик, будучи единственным сыном родителей, родился в Костроме и провел свое детство в Нижнем Новгороде. Начальное образование получил дома, знал три языка.

В 1843 году Плещеев поступает в Петербургский университет на факультет восточных языков. В Петербурге складывается круг его общения: Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, братья Майковы. К 1845 году относится знакомство Плещеева к кружком петрашевцев, исповедующими идеи социализма.

Первый сборник стихов поэта вышел в 1846 году и был пронизан революционными устремлениями. Опубликованный в нем стих «Вперед! Без страха и сомненья» молодежь воспринимала как «русскую Марсельезу». Стихи Плещеева раннего периода являются первым русским откликом на события Французской революции, некоторые из них были запрещены цензурой до начала ХХ века.

Ссылка

Кружок Петрашевского, активным участником которого был Плещеев, был накрыт полицией весной 1849 года. Плещеев и другие участники кружка были заключены в Петропавловскую крепость. Результатом следствия стал смертный приговор для 21 из 23 заключенных, предполагающий расстрел.

22 декабря состоялась инсценировка казни, в последний момент которой был зачитан императорский указ о помиловании и ссылке осужденных. Плещеев был отправлен в качестве рядового на Южный Урал, близ Оренбурга. Военная служба поэта длилась 7 лет, первые годы он практически ничего не писал.

За смелость, проявленную в ходе туркестанских походов и осаде Ак-Мечети, Плещеев был повышен в звании и вышел в отставку. В 1859 году он вернулся в Москву, а с 1872 года жил в Петербурге.

Творчество после ссылки

Второй сборник стихов поэта был опубликован в 1858 году с предпосланными словами Гейне «Я не в силах был петь…». По возвращению в Москву Плещеев активно сотрудничал с журналом «Современник», публиковал стихи в различных изданиях Москвы. К этому времени относится обращение к прозе. Созданы повести («Наследство», «Отец и дочь», «Пашинцев», «Две карьеры» и др.).

В 1859-66 гг. Плещеев вступил к группу руководителей «Московского вестника», направив его в сторону либерализма. Смелым политическим актом многие критики посчитали публикации Плещеевым произведений и автобиографии Т. Шевченко, с которым поэт познакомился в ссылке. Политизированным было и стихотворное творчество, например, стихотворения «Мольба», «Честные люди, дорогой тернистою…», «К юности», «Лжеучителям» и др.

В 60-х годах Плещеев впадает в депрессивное состояние. Уходят его товарищи, закрываются журналы, где он печатался. Названия стихотворений, созданных в этот период, красноречиво говорят о перемене внутреннего состояния поэта: «Без надежд и ожиданий», «Я тихо шел по улице безлюдной».

В 1872 году Плещеев вернулся в Петербург и возглавил журнал «Отечественные записки», а затем «Северный вестник». Возвращение в круг единомышленников способствовало новому творческому импульсу.

В последние годы жизни поэт много писал для детей: сборники «Подснежник», «Дедушкины песни».

Перу Плещеева принадлежат переводы стихотворений и прозы целого ряда зарубежных авторов. Значительны работы поэта в драматургии. Его пьесы «Счастливая чета», «Нет худа без добра», «Командирша» с успехом ставятся в театрах.

Алексей Плещеев умер 26 сентября 1893 года в Париже, находясь там проездом в Ниццу на лечение. Похоронен в Москве.