Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения. Место нахождения (учета): код По месту нахождения юридического лица

Место нахождения (учета): код

При заполнении налоговых деклараций и расчетов на титульном листе необходимо указывать код места представления декларации (расчета) в налоговый орган. Как узнать код по месту нахождения (учета)? Для этого необходимо обратиться к порядку заполнения соответствующих декларации или расчета.

О применяемых в 2020 году кодах по месту нахождения (учета) при представлении основных налоговых деклараций и расчетов расскажем в нашей консультации и выделим наиболее типичные коды.

НДС

В показателе «По месту нахождения (учета) (код)» налоговой декларации по НДС указываются коды, которые приведены в приложении № 3 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@:

Код Наименование
116 По месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика
213 По месту постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика
214 По месту постановки на учет организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
215 По месту постановки на учет правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
216 По месту постановки на учет правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком
227 По месту постановки на учет участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета
231 По месту нахождения налогового агента
250 По месту постановки на учет налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции
331

Обращаем внимание, что, как в декларации по НДС, так и в остальных декларациях и расчетах, коды учета по месту нахождения для ИП и организаций различны.

Налог на прибыль

Коды мест представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций приведены в Приложении № 1 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@:

Код Наименование
213
214
215
216
218 По месту учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков
220
223 По месту нахождения (учета) российской организации при представлении декларации по закрытому обособленному подразделению
225 По месту учета организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»
226 По месту учета организации, осуществляющей образовательную и (или) медицинскую деятельность
228 По месту учета организации — участника регионального инвестиционного проекта
229 По месту учета некоммерческой организации, представляющей налоговую декларацию только за налоговый период
231 По месту нахождения налогового агента — организации
234 По месту учета театра, музея, библиотеки, концертной организации, являющихся бюджетными учреждениями
235 По месту учета налогового агента, представляющего сведения о доходах, выплаченных физическим лицам
236 По месту учета организации, осуществляющей социальное обслуживание граждан
237 По месту учета организации, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития
238 По месту нахождения (учета) организации, признаваемой контролирующим лицом иностранной компании
239 По месту учета организации, осуществляющей туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа
246 По месту учета музея, театра, библиотеки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования
249 По месту учета организации - участника специального инвестиционного контракта

Расчет по страховым взносам (РСВ): по месту нахождения (учета) (код)

Поле «По месту нахождения (учета) (код)» расчета по страховым взносам заполняется в соответствии с кодами, приведенными в приложении № 4 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@:

Код Наименование
112 По месту жительства физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем
120
121 По месту жительства адвоката, учредившего адвокатский кабинет
122 По месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой
124
214 По месту нахождения российской организации
217 По месту учета правопреемника российской организации
222 По месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения
240 По месту нахождения юридического лица - (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства
335
350 По месту учета международной организации в Российской Федерации

Форма 6-НДФЛ: коды по месту нахождения 2020

По строке «По месту нахождения (учета) (код)» указывается код места представления расчета налоговым агентом согласно приложению № 2 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@. Коды места нахождения (учета) в 6-НДФЛ применяются такие:

Код Наименование
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
124 По месту жительства члена (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства
125 По месту жительства адвоката
126 По месту жительства нотариуса
213 По месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика
214 По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
215 По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
216 По месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком
220 По месту нахождения обособленного подразделения российской организации
320
335 По месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации в Российской Федерации

Налог на имущество организаций

Коды представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций проставляются в соответствии с приложением № 3 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@:

Коды по месту учета: ЕНВД 2020

Код места представления налоговой декларации по ЕНВД указывается согласно приложению № 3 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@:

Код Наименование
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
214 По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
215 По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
245 По месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство
310 По месту осуществления деятельности российской организации
320 По месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя
331 По месту осуществления деятельности иностранной организации через отделение иностранной организации

Декларация по УСН: код по месту нахождения (учета)

Код места представления декларации по УСН в налоговый орган по месту учета налогоплательщика указывается согласно приложению № 2 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@:

Термины «юридический адрес» и «фактический адрес», так часто употребляемые в обиходе, в законодательстве не определены. На практике юридический адрес может отличаться от фактического местонахождения компании, где непосредственно ведется деятельность. Рассмотрим, какие правовые последствия могут возникнуть при несовпадении названных адресов.

Под юридическим адресом принято понимать официальное местонахождение организации, которое согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом ее государственной регистрации, то есть адресом, внесенным в ЕГРЮЛ. В той же норме уточняется, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Изменение адреса без предупреждения. Ответственность

Если адрес, внесенный в ЕГРЮЛ, меняется, компания в течение трех рабочих дней с момента такого изменения обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).

За нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выразившееся в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении недостоверных сведений о юридическом лице регистратору, если таковое предусмотрено законом, ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ установлен административный штраф для должностных лиц в размере 5000 руб.

Учитывая особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд извещает лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) данной организации о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить компании принять меры по устранению указанного нарушения путем представления регистратору достоверных сведений о своем адресе. Второй вариант: судебное разбирательство отложат (ст. 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

Если компания не выполнит названные указания суда, суд решает вопрос о ее ликвидации. Аргумент: такое поведение компании свидетельствует о грубом нарушении подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации , допущенном при осуществлении деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

Вместе с тем признание недействительными госрегистрации юрлица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений невозможно (см. п. 6 постановления № 61).

Неполучение юридически значимых сообщений

Юридически значимыми ст. 165.1 ГК РФ называет заявления, уведомления, извещения, требования или иные сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица.

Указанные сообщения влекут для этого лица гражданско-правовые последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Иными словами, не получив важную информацию по причине отсутствия по юридическом адресу, организация не может апеллировать к этому в конфликтах с контрагентами.

Приведенные правила применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Учитывая нормы ст. 51 ГК РФ (п. 2), лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Организация не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юрлица.

Более того, в силу той же статьи юрлицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

Конфликт с обслуживающим банком

Закон возлагает на банки, как организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязанность идентифицировать клиентов, находящихся на обслуживании, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование, место государственной регистрации и адрес места нахождения, а также систематически обновлять такую информацию о клиентах (не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений). Сказанное следует из п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № ­115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ).

Пункт 5.4 ст. 7 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Клиенты же в силу п. 14 той же статьи обязаны представлять банку необходимую информацию.

В связи с этим в договорах банковского счета банки стали предусматривать обязанность клиентов представлять такую информацию при открытии счета и при изменении указанных идентификационных признаков сообщать об этом банку в кратчайшие сроки с момента их изменения.

Порядок и основания расторжения договора банковского счета по требованию банка регламентированы п. 2 ст. 859 ГК РФ. Сообщение банку, в частности, недостоверных сведений о местонахождении клиента или несообщение данных об изменении юридического адреса клиента не является, на первый взгляд, основанием для расторжения договора по инициативе банка.

Вместе с тем наличие специальной нормы, регулирующей растор­жение договора банковского счета, не исключает возможнос­ти применения общих норм главы 29 ГК РФ, касающихся изменения и расторжения договоров.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Для банков крайне важна информация об идентификационных признаках клиентов, определяемая ст. 7 Закона № 115-ФЗ , и корреспондирующие им условия договоров банковского счета, определяющие обязанность клиентов в кратчайшие сроки информировать банк об изменении своих идентификационных признаков, в том числе об изменении адреса. Поэтому непредставление сведений об изменении местонахождения юрлица суд, куда банк вправе обратиться, может квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета и как основание для расторжения банком договора банковского счета по решению суда.

Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 и применяется судами при рассмотрении аналогичных дел.

Для того чтобы способствовать банкам в выявлении проблемы, налоговые органы стали при выявлении фактов отсутствия налогоплательщика - юридического лица по адресу, который, по данным ЕГРЮЛ, является адресом регистрации этого юридического лица, в десятидневный срок с момента выявления таких фактов доводить информацию о них до банков, в которых открыты счета налогоплательщиков. Это делается по поручению ФНС России уже не первый год (см. письмо ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@ «О представлении в банки информации об организациях, отсутствующих по месту регистрации»).

Указания налоговым органам о предъявлении требований к банкам о безусловном принятии мер по расторжению договоров банковского счета не доводились (письма Минфина России от 13.06.2012 № 05-06-05/3-86, ФНС России от 11.05.2012 № АС-4-2/7732). То есть решение о том, будет ли банк обращаться в суд с целью расторжения договора с клиентом, банк должен принимать исключительно самостоятельно. И, надо сказать, такое решение принимается далеко не всегда. Однако этим дело не ограничилось.

Заботясь о соблюдении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Центробанк рекомендовал кредитным организациям (см. письма от 28.06.2012 № 90-Т, от 28.02.2013 № 32-Т):

Использовать сведения, предоставляемые ФНС России (в том числе на сервисе «Проверь себя и контрагента»), при рассмотрении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами (включая проверку сведений о постановке на учет в налоговых органах), а также при организации работы по оценке риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

В случае, предусмотренном п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ , воспользоваться правом отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с юридическим лицом, а при наличии договора банковского счета - отказать такому юридическому лицу в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанного аналогом собственноручной подписи, и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе (соответствующие условия рекомендуется предусмотреть в договоре между кредитной организацией и клиентом);

Обеспечить повышенное внимание операциям такого клиента;

Сведения об операциях такого клиента направлять в Росфинмониторинг в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в рамках осуществления внутреннего контроля.

В письме от 28.06.2012 № 90-Т Банк России предложил банкам усилить контроль за выполнением требований по идентификации клиентов, а также их представителей (включая установление (проверку) адреса местонахождения юридических лиц).

Кроме того, Банком России сформирован информационный ресурс, размещенный в официальном представительстве Банка России в Интернете, в разделе «Информация о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует» по адресу http://www.cbr.ru/egrulinfo.

Банк России рекомендовал кредитным организациям использовать сведения из этого информационного ресурса при рассмот­рении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами, при обновлении информации о находящихся на обслуживании компаниях, при организации работы по оценке кредитного риска, а также риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. И банки восприняли эти рекомендации как руководство к действию.

1 Подробнее о двух последних проблемах читайте в следующем номере журнала.

Налоговые инспекции регулярно проводят проверки на выявление недостоверных сведениях включенные в ЕГРЮЛ.

Проверяют содержащуюся в ЕГРЮЛ информацию в отношении следующих данных:

  • Юридический адрес (место нахождения), по которому осуществляется связь с ООО;
  • Учредители ООО;
  • Размер и номинальная стоимость доли;
  • Паспортные данные и ИНН руководителя организации.

Если в случае проверки будет установлено, что информация недостоверна, ИФНС направит в адрес общества, учредителям и руководителю на адрес прописки соответствующее уведомление. В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверных сведениях организация должна будет внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, подтверждающие достоверность информации. Если же ни того, ни другого не произойдет, то ИФНС по истечению 30 дней внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся ЕГРЮЛ, что влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Что делать если получили письмо о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений

Чаще всего налоговая выявляет недостоверные сведения в отношении адреса государственной регистрации юридического лица. Как правило выявляют они проверкой юридических адресов на массовость, либо получили заявление от собственников об окончании срока аренды вашей организации.

Получив уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об юрадресе вам необходимо сделать следующее:

  • В случае если юридический адрес является вашим фактическим адресом местонахождения ООО, тогда вам потребуется подготовить полный комплект документов, подтверждающих факт аренды помещения, написать сопроводительное письмо (уведомление) и подать в налоговую инспекцию в канцелярию. В случае успешной повторной проверки достоверность адреса будет подтверждена.
  • В случае если юридический адрес не является вашим фактическим местом нахождения юрлица, либо юридический адрес был вами куплен, вам потребуется в течении 30 дней с момента отправки вам уведомления о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ сменить юридический адрес и обязательно подать в канцелярию уведомление что вы подали документы на смену юрадреса, чтобы избежать наложения на вас административной ответственности.
  • В случае если вы не получали уведомление о недостоверных сведениях, содержащихся ЕГРЮЛ, но в выписке ЕГРЮЛ уже внесена запись о недостоверности данных вам необходимо в кротчайшие сроки уточнить или сменить юрадрес и подать сопроводительное письмо в канцелярию.

Помощь в смене юридического адреса

Компания БУХпрофи оказывает услуги по смене юридического адреса ООО под ключ в случае получения уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений или внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ.

Стоимость смены юридического адреса под ключ составляет - 6 000 рублей.

Для смены юридического адреса при получении уведомления или записи о недостоверных сведениях включенных в ЕГРЮЛ нам необходимо прислать копии следующих документов:

  • Копию свидетельства о регистрации общества - ОГРН;
  • Копию паспорта (фото + прописка) и ИНН действующего генерального директора;
  • Копию устава (первые 3 страницы и последняя с печатью налоговой);
  • Уведомление из налоговой недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ;
  • Документы на новый юрадрес (гарантийное письмо с указанием офиса или комнаты (помещения), свидетельство права собственности и договор аренды).

Последствия записи в ЕГРЮЛ о недостоверности данных и административная ответственность

Последствиями при получении записи в ЕГРЮЛ о недостоверности данных будут следующие:

  • Блокировка расчетного счета в банке. Территориальные ФНС рассылают предупреждения в банки о том, что ваша организация не располагается по юридическому адресу, а также юр адрес является адресом "массовой" регистрации организаций имеющих признаки фирм "Однодневка", что может стать причиной блокировки расчетного счета и невозможность открыть новый счет в другом банке;
  • Проблемы с контрагентами, т.к. все контрагенты при заключении договора изучают ваши данные и обязательно получат на вашу фирму выписку из ЕГРЮЛ;
  • В течении трех лет нельзя будет зарегистрировать новую фирму или внести изменения в существующую пока не устраните внесенную запись. Закон о государственной регистрации предусматривает, что руководители и участники, владеющие не менее 50% долей в фирме с отметкой о недостоверности, не смогут провести регистрационные действия в отношении других юридических лиц, если они там будут являться руководителями или участниками.
  • Если общество игнорирует требование представить достоверные сведения об адресе, то через 6 месяцев с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверных сведениях налоговая инспекция без суда исключает фирмы из ЕГРЮЛ.
  • Административная ответственность. Согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. Кроме того, в п. 5 ст. 14.25 КоАП РФ установлено, что повторное представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

Позиции высших судов по ст. 54 ГК РФ >>>

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

(см. текст в предыдущей редакции)

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений , доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ, ст. 8 Закона о регистрации).

В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица

Налоговым органам предоставлено право осуществления контроля соответствия указанного в учредительных документах места нахождения действительному размещению организации. Обнаружив нарушения, налоговые органы обращаются в арбитражный суд с исками о ликвидации организаций.

Пример.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Северному административному округу г. Москвы (ИМНС N 14 по САО г. Москвы) обратилась в Арбитражный Суд г. Москвы с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Ремарсеналстрой".

Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Ремарсеналстрой" зарегистрировано Московской регистрационной палатой 16 октября 2000 г. с местонахождением по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7, указанному в учредительных документах, однако в ходе проведения контрольных мероприятий по установлению местонахождения юридических лиц, поставленных на учет в качестве налогоплательщиков в ИМНС N 14 по САО г. Москвы, было установлено, что ООО "Ремарсеналстрой" по вышеуказанному адресу не находится, помещение в качестве местонахождения органа управления либо основного места деятельности не используется; актом от 14 апреля 2003 г., составленным с участием собственника помещения по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7 (ООО "Ассоль Ко"), подтверждено, что договор о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 7, по которому ООО "Ассоль Ко" предоставило обществу помещение для размещения его руководящего органа, расторгнут 6 декабря 2000 г. по инициативе ООО "Ремарсеналстрой".

В связи с указанными обстоятельствами истец просил ликвидировать ООО "Ремарсеналстрой" в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, поскольку указанное общество указало в своих учредительных документах недостоверные и не соответствующие действительности сведения о своем местонахождении, что является грубым и длящимся правонарушением норм ст. 54 ГК РФ.


Вопрос о возможности осуществления предпринимательской деятельности в жилых помещениях в настоящее время решается следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Вместе с тем согласно ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

С целью разрешения данных противоречий Федеральная налоговая служба изложила своё мнение о возможности государственной регистрации юридического лица по адресу места жительства учредителя в письме №ПА-21-6/293 от 23.09.2011 года, указав, что такая регистрация возможна, если по указанному адресу будет осуществляться связь с юридическим лицом.

Вывод: зарегистрировать ООО по домашнему адресу учредителя (адрес постоянной регистрации/прописки) можно.

В качестве адреса организации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом компании может быть и адрес арендованного помещения. Главное, чтобы по адресу регистрации можно было действительно связаться с компанией.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.