Установление структуры органов местного самоуправления. Понятие и структура органов местного самоуправления

Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, кото-рым население муниципального образования доверяет право решать вопросы местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организа-ции местного самоуправления в РФ» 2003 г. внес серьез-ные изменения в структуру органов местного самоуправ-ления. Эти изменения касаются не только самой струк-туры таких органов, но и способов наделения их полно-мочиями, порядка их формирования.

По закону о местном самоуправлении 1995 г. в струк-туре органов местного самоуправления обязательным яв-лялось наличие только выборных, т.е. представительных, органов местного самоуправления. Закон 2003 г. уже ис-ходит из обязательности разделения власти на представи-тельную и исполнительную и на местном уровне. В силу этого устанавливается, что в структуре органов местного самоуправления обязательно наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципаль-ного образования, местной администрации (исполнитель-но-распорядительного органа муниципального образова-ния), за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исходя из законодательства РФ, под структурой орга-нов местного самоуправления, очевидно, следует пони-мать систему имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образо-вания функции и полномочия местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления России составляют представительный орган муниципального об-разования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган му-ниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и об-ладающие собственными полномочиями по решению воп-росов местного значения.

К иным органам местного самоуправления Российской Федерации законодательство относит избирательную ко-миссию муниципального образования, отраслевые (фун-кциональные) и территориальные органы местной адми-нистрации, входящие в ее структуру. В уставах муници-пальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Уставом муниципального образования, имеющего ста-тус сельского поселения, может быть предусмотрено фор-мирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования» ис-полняющим полномочия председателя представительно-го органа муниципального образования.


Порядок формирования, полномочия, срок полномо-чий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципаль-ного образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядитель-ного органа муниципального образования) устанавлива-ются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь обра-зованного муниципального образования или в случае пре-образования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чело-век — на сходе граждан) или представительным орга-ном муниципального образования и закрепляется в ус-таве муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального об-разования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответ-ствующей инициативы жителей вновь образованного му-ниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения струк-туры органов местного самоуправления вновь образован-ного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответству-ющего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жи-телей муниципального образования. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципаль-ного образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей числен-ности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта России.

В этом случае избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комис-сию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату прове-дения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные законодательством РФ полномочия из-бирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.

При этом, полномо-чия избирательной комиссии муниципального образова-ния могут возлагаться на территориальную избиратель-ную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспече-нию проведения местного референдума осуществляет ис-полнительный орган государственной власти соответству-ющего субъекта Российской Федерации.

При отсутствии предусмотренной законом инициати-вы граждан о проведении местного референдума струк-тура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь созданного муниципально-го образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправ-ления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов мес-тного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муници-пального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправле-ния осуществляется на основании решения представительного органа муниципального образования путем вне-сения изменений в устав муниципального образования.

Финансирование расходов на содержание органов мест-ного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления

Основу местного самоуправления составляют предста-вительные органы, так как они традиционно рассматри-ваются как наиболее значимые в системе органов местно-го самоуправления, поскольку именно через такие выбор-ные органы население в большинстве случаев реализует свое право на осуществление местного самоуправления.

В статье 130 Конституции РФ указывается, что мест-ное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и иные органы местного самоуправления, при этом другие органы не называются. Это свидетельствует о том, что в структуре органов местного самоуправления законодателем отдается приоритет именно представитель-ным органам.

Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, состоящий из депутатов (избирае-мыхна муниципальных выборах), который обладает пра-вом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие юридическую силу на тер-ритории муниципального образования.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в РФ» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в слу-чае избрания не менее двух третей от установленной чис-ленности депутатов.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих изби-рательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществ-ляются сходом граждан.

Одной из основных черт данного органа является то, что он является выборным. Выборность (представитель-ность) предусмотрена в Европейской хартии о местном самоуправлении, в Конституции РФ, федеральном зако-нодательстве и законах субъектов Федерации. Закреп-ляя права местного самоуправления в решении государ-ственных дел, Европейская хартия устанавливает, что эти права осуществляются советами или собраниями, со-стоящими из депутатов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Статья 9 Федерального закона «Об основных гаран-тиях избирательных прав и прав на участие в референ-думе граждан Российской Федерации» устанавливает, что выборы органов местного самоуправления являют-ся обязательными. Кроме того, обязательность форми-рования выборных органов местного самоуправления предусмотрена я в Федеральном законе «Об обеспече-нии конституционных прав граждан Российской Феде-рации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Представительный орган муниципального образова-ния обладает правами юридического лица.

В его исключительной компетенции находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его ис-полнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного рачения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными за-мами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Законом «Об общих принципах» регламентировано, что представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представит-ельных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, из-бираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района фор-мируется в соответствии с вышеуказанным пунктом 1, если такое решение в течение одного года со дня выдви-жения соответствующей инициативы поддержано пред-ставительными органами не менее чем двух третей посе-лений, входящих в состав муниципального района. Ини-циатива о формировании представительного органа му-ниципального района в порядке, установленном пунк-том 1, оформляется решением представительного орга-на, расположенного в границах муниципального района поселения.

В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. Этот порядок формиро-вания представительного органа муниципального райо-на закрепляется в уставе муниципального района в тече-ние одного месяца со дня начала работы соответствую-щего представительного органа муниципального района. Численность депутатов представительного органа му-ниципального района определяется уставом муниципаль-ного района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа посе-ления, в том числе городского округа, определяется уста-вом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 че-ловек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения уделяется уставом муниципального образования и не сет быть менее 10 человек.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном смотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие уста-новление, изменение и отмену местных налогов и сбо-ров, осуществление расходов из средств местного бюдже-та, могут быть внесены на рассмотрение представитель-ного органа муниципального образования только по ини-циативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Полномочия представительного органа муниципаль-ного образования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в следующих случаях:

1) в случае если соответствующим судом установле-но, что представительным органом муниципального об-разования принят нормативный правовой акт, проти-воречащий Конституции РФ, федеральным конститу-ционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, и при этом представительный орган му-ниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял в пре-делах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий норма-тивный правовой акт;

2) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске прини-мается в порядке, определенном уставом муниципально-го образования;

3) в случае вступления в силу решения соответствен-но верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автоном-ного округа о неправомочности данного состава депута-тов представительного органа муниципального образо-вания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования муниципального образо-вания.

Досрочное прекращение полномочий представительно-го органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

принципы из статьи 12: В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Понятие местного самоуправления

Действующая Конституция РФ впервые про­возгласила местное самоуправление второй (после государственной деятельности) формой осуществления публичной власти.

В соответствии с ФЗ: Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление - это комплексное, многообразное яв­ление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

Как основополагающий принцип осуществления власти в обще­стве и государстве, который определяет систему управления преиму­щественно на местах;

Как право граждан (жителей определенной территории) на само­стоятельное ведение дел местного сообщества;

Как способ организации и осуществления населением власти на местах, который обеспечивает решение вопросов местной жизни под свою ответственность.

Его суть заключается в автономности, самостоятельности населе­ния от органов государственной власти в решении местных проблем.

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государст­венного управления. С другой стороны, оно тесно связано с государственным управлением. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными госу­дарственными полномочиями с передачей необходимых для их осуще­ствления материальных и финансовых средств.

В основе местного самоуправления в РФ лежат следующие основные принципы , закрепленные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

1. самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

2. организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Население в соответствии со ст. 131 Конституции РФ самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

3. многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

4. соразмерность полномочий местного самоуправления с материально-финансовыми ресурсами. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии с п.2 ст.132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Хотя Конституция РФ, определяя пути осуществления местного самоуправления, ставит на первое место формы прямого волеизъявления граждан, а затем уже называет органы местного самоуправления (ч. II ст. 130), на практике основной объем самоуправления реализуется через органы местного самоуправления. Дело не только в том, что формы прямой демократии слабо используются в силу их неразвитости или апатии населения. Даже если эти формы будут применяться широко и эффективно, они не смогут конкурировать по объему решаемых вопросов с деятельностью органов местного самоуправления. Несмотря на то что использование форм прямого волеизъявления граждан на уровне местного самоуправления играет или, во всяком случае, должно играть более значительную роль, чем на федеральном или региональном уровнях государственной власти, оно не в состоянии заменить постоянную организационную деятельность специально созданных структур, исключая самые малые поселения, где такие структуры могут не создаваться (см. ниже).

Будучи важнейшим средством реализации права граждан на осуществление самоуправления, органы муниципальной власти находятся и должны находиться в таких отношениях с населением, которые обеспечивали бы людям возможность решающего влияния на их деятельность. Речь идет прежде всего об определении гражданами структуры этих органов.

Федеральный закон N 131-ФЗ уточнил понятие структуры органов местного самоуправления, которая в соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ определяется населением самостоятельно. В научной литературе до этого предлагалось разное толкование термина «структура органов местного самоуправления». Одни авторы считали, что Конституция не дает основания ограничивать содержание этого термина узким смыслом и что он предполагает не только систему органов, но и внутреннее разделение каждого из них. Другие авторы высказывались в том смысле, что конституционное понятие «структуры органов» равнозначно понятию «системы органов», и потому вопрос о внутреннем структурном устройстве местных органов следует решать в уставах муниципальных образований, а право населения самостоятельно определять структуру органов предполагает право устанавливать их систему.

Федеральный закон N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления обозначил как «перечень» этих органов. По сути, это понятие идентифицировано с понятием системы органов, поскольку перечень органов предполагает не хаотичное, а в определенном порядке их расположение. Именно самих органов, а не их внутренних подразделений. В этом же смысле Закон употребляет понятие структуры местной администрации, куда входят органы администрации.

Указанный Федеральный закон по-новому подошел к содержанию конституционной формулы о роли населения в определении структуры органов местного самоуправления. После определения Конституцией этой формулы возникли споры о разнице в понятиях «самостоятельного» и «непосредственного» определения структуры. В 1996 г. Конституционный Суд РФ в Постановлении по делу о конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области указал, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, но в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, устанавливающими общие принципы организации местного самоуправления. Поскольку содержание «общих принципов» в Конституции не определено, законы об этих принципах могут, как уже выше отмечалось, включать различные ограничения самостоятельности населения. Используя эту правовую возможность, новый Федеральный закон указывает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом в структуре органов местного самоуправления обязательно должны быть не только представительный орган, но и глава муниципального образования и местная администрация.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Поскольку согласно Конституции РФ население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления, это предполагает разнообразие этих структур. С одной стороны, такое разнообразие позволяет учесть специфические условия разных муниципальных образований, наличие или отсутствие управленческих кадров, их подготовленность, гарантирует населению свободу в создании форм местного самоуправления и, следовательно, воспитывает уверенность в своих силах, самостоятельность в решении вопросов организационного устройства местной власти. С другой стороны, все это было бы так, если различие форм местного самоуправления цементировалось нормальными экономическими и социальными условиями их применения, сложившимися устойчивыми демократическими традициями. Пока их в современной России нет. Это и привело к необходимости сформулировать единые, оправданные интересами развития местного самоуправления и подкрепленные накопленным практическим опытом, подходы к определению структуры органов местного самоуправления.

Следуя Конституции РФ (ч. II ст. 130), органы местного самоуправления следует разделять на выборные и невыборные. Закон N 131-ФЗ не устанавливает полного перечня выборных органов. Предусматривая обязательность таких органов, он определяет основные из них, относя образование иных выборных органов на усмотрение муниципального образования. Теоретически это, например, могут быть выборные заместители глав муниципальных образований.

Выборность и невыборность органов местного самоуправления — это разграничение органов по порядку их образования. Такое разграничение не дает представления о функциональном назначении органов местного самоуправления в их системе. Содержательная классификация данных органов сводится прежде всего к их делению на представительные и исполнительные. Представительные органы выборные — суть органы, осуществляющие «проектную» функцию, которая заключается в выявлении и формировании интересов населения муниципального образования, т.е. в выработке на основе сопоставления, обсуждения, консенсуса общей воли многих депутатов, выражающих, в свою очередь, интересы различных групп населения и, в конечном счете, в выработке решений, определяющих пути развития муниципального образования. Такие проектные (в широком смысле) решения требуют, в свою очередь, решений и действий, направленных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительно-распорядительные органы, которые могут быть выборными и невыборными.

На исполнительно-распорядительные и представительные органы в «чистом» виде делить органы местного самоуправления подчас довольно сложно, поскольку имеются варианты выполнения отдельных функций представительных органов исполнительно-распорядительными органами, и наоборот. Однако при этом нельзя согласиться с мнением о том, что могут быть и такие «модели» местного самоуправления, в которых создается не один представительный орган, а несколько с заранее определенными полномочиями: бюджетные органы, контрольные органы, органы, распоряжающиеся муниципальной собственностью, и др. Здесь явно смешивается понятие представительного органа с другими понятиями. Нескольких представительных органов в одном муниципальном образовании не может быть, поскольку представлять все население этого образования одновременно разные структуры не в состоянии. Главный признак представительного органа в том и состоит, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице территориальное сообщество и уполномочен этим сообществом на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности.

Могут быть избраны коллегиальные органы, которые будут выполнять отдельные функции местного самоуправления, но они не получат и не могут получить функции общего характера, которыми наделены представительные органы.

Еще одно основание классификации органов местного самоуправления — это классификация по способу принятия решений — коллегиальному или единоличному. Он предопределяется как функциональным назначением органа, так и характером принимаемых им решений. Представительный орган не может быть единоличным. Его основное назначение — интегрирование интересов различных групп населения, представленных коллективом депутатов. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэтому свои решения от имени всего населения представительный орган принимает в коллегиальном порядке большинством голосов депутатов. Причем этот порядок — прямое следствие и характера принимаемых решений — представительный орган решает наиболее значимые для муниципального образования вопросы.

Коллегиальными органами являются также органы муниципального контроля, которые со своих позиций могут рассматривать важные вопросы местной жизни.

Вопросы в сфере исполнительно-распорядительной, в сфере оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, когда конкретными участками деятельности руководят профессионалы, и они же несут персональную ответственность за результаты своей работы. Хотя и в сфере исполнительно-распорядительной наиболее существенные решения могут в принципе приниматься с применением элементов коллегиальности.

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями в решении вопросов местного значения. Собственные полномочия — это относительно постоянные, устойчивые полномочия, отраженные в базовом документе местного самоуправления — уставе муниципального образования. Их изменение возможно на основе изменения устава. В то же время изменения компетенции в уставе могут быть вызваны федеральными законами. При этом речь может идти не только о вопросах местного значения, но и об отдельных государственных полномочиях, которыми наделяются органы местного самоуправления. Если в Законе о передаче полномочий муниципальному образованию речь идет о конкретном органе, которому поручается осуществление этих полномочий, то значение устава не столь велико, как в случае с решением вопросов местного значения. В последнем случае именно устав может определять, какой конкретно орган решает эти вопросы. При передаче государственных полномочий с фиксированным органом-исполнителем в уставе просто воспроизводится поручение данному органу.

Органы, наделенные собственными полномочиями, вполне самостоятельно принимают решения в пределах этих полномочий. Вместе с тем в системе органов местного самоуправления есть и такие подразделения, которые только обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц. Таким образом, при анализе системы органов местного самоуправления возможны разнообразные подходы к их классификации.

Если Федеральный закон N 154-ФЗ оставлял порядок определения населением структурных элементов на усмотрение субъектов Федерации, то Федеральный закон N 131-ФЗ сам устанавливает этот порядок. Структура органов местного самоуправления, согласно этому Закону, может определяться двояким образом: населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, — на сходе граждан) или представительным органом вновь образованного муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Согласно Закону референдум применяется для определения структуры муниципальных органов в случае создания на межселенных территориях вновь образованных муниципальных образований или в случае преобразования существующего муниципального образования (при объединении, разделении муниципальных образований или изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его этого статуса).

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Федерации в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума.

Избирательная комиссия субъекта Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения референдума, а также осуществляет иные, предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации, полномочия комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: структура (перечень) и наименование органов местного самоуправления; порядок избрания и полномочия главы муниципального образования — в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ.

По инициативе населения в 2004-2005 гг. в 22 субъектах Российской Федерации было проведено более 400 местных референдумов по определению структуры органов местного самоуправления во вновь созданных муниципальных образованиях. Они проводились в основном в сельских поселениях — таких было более 320.

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ при отсутствии инициативы населения о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Причем решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ внес ряд дополнений в порядок решения вопросов, связанных с определением структуры органов местного самоуправления в условиях, когда отсутствует инициатива граждан.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со ст. 14-16 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Администрация города — это исполнительный орган власти на территории определенного муниципального образования.

§ 2. Структура органов местного самоуправления

Полномочия, статус и обязанности Администрации определяются Уставом города. За исполнением обязанностей органа власти следит Глава администрации города.

Поскольку Администрация трудится на благо жителей города, народ может принимать активное участие в городской жизни. Так, если у вас есть жалоба или социальный проект, вы можете записаться на прием к должностному лицу или написать заявление и отправить его по почте с обратным уведомлением о получении. С развитием интернет-технологий в некоторых городах стало возможным оставлять жалобы и пожелания на официальном сайте Администрации. Там же можно узнать об основных направлениях деятельности исполнительного органа. Учтите, что в городах-миллионниках у каждого административного округа есть своя администрация. Например, в Москве существует более ста Администраций. Среди телефонов компаний Москвы ищите нужное подразделение по адресу, который будет указан в жалобе, а не по адресу своей прописки (если она не совпадает), как многие ошибочно думают.

Обычно муниципальные служащие занимаются распределением городского бюджета, благоустройством территорий, организацией общегородских праздников, вопросами градостроительства, здравоохранения, образования, ремонта дорожного полотна и т.п. Двенадцатого декабря, то есть день Конституции РФ, объявлен общероссийским ежегодным днем приема граждан, где в порядке живой очереди можно задать любой волнующий вас вопрос, связанный с проживанием в городе.

Проблемы в любом населенном пункте обычно похожи: разбитые дороги, бездействие коммунальных служб, отсутствие муниципальных приютов для бездомных животных и жестокое обращение с ними, нехватка мест в детских садах и тому подобное. Чтобы вас услышали, не надо в заявлении писать абстрактные жалобы, вроде «дураки и плохие дороги в России неистребимы». Напротив, нужно как можно уже обозначить проблему: указать конкретный двор, приложить фотографии, собрать подписи недовольных жильцов, позвать журналистов, чтобы проблему увидел весь город.

К сожалению, жители городов обладают низким уровнем юридической грамотности. Чтобы каждый горожанин знал свои права, Администрация города периодически проводит публичные слушания, обучающие курсы для молодежи, на которых студенты могут узнать не только о том, как работает Администрация изнутри, но и создать социально значимый проект для родного города.

Статья 6. Органы местного самоуправления городского округа

1. Структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

1) представительный орган муниципального образования — Дума городского округа Стрежевой (далее — Дума городского округа);

2) глава муниципального образования — Мэр городского округа Стрежевой (далее — Мэр городского округа);

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) — Администрация городского округа Стрежевой (далее — Администрация городского округа);

4) контрольный орган муниципального образования — Ревизионная комиссия городского округа Стрежевой (далее — Ревизионная комиссия);

2. Органы местного самоуправления городского округа Стрежевой, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

§ 1. Система и структура органов местного самоуправления

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления городского округа, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.

4. Органы местного самоуправления городского округа, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и настоящим Уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

5. Дума городского округа, Администрация городского округа, Ревизионная комиссия обладают правами юридического лица.

6. Изменение структуры органов местного самоуправления городского округа осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

7. Решение Думы городского округа об изменении структуры органов местного самоуправления городского округа вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Думы городского округа, принявшей указанное решение.

8. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления городского округа осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета.

Местное самоуправление в РФ

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

    Конституция Российской Федерации,

    общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

    федеральные конституционные законы,

    Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

    конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

    уставы муниципальных образований,

    решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

    иные муниципальные правовые акты.

    Европейская хартия местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Р Ф и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

местный референдум

муниципальные выборы

сход граждан

правотворческая инициатива граждан

территориальное общественное самоуправление

публичные слушания

собрание граждан

конференция граждан (собрание делегатов)

опрос граждан

обращения граждан в органы местного самоуправления

наказы избирателей

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В РФ существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений

сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов

городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района

внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003-2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

представительный орган муниципального образования

глава муниципального образования

местная администрация

контрольный орган муниципального образования

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ структура органов мест-ного самоуправления определяется населением самостоятельно. Насе-ление может утвердить структуру органов местного самоуправления на местном референдуме. Решение о структуре органов местного само-управления может быть принято представительным органом муници-пального образования и закреплено в уставе муниципального образова-ния.

Структура органов местного самоуправления — это элемент их системы, которой охватываются не только набор органов местного самоуправления, взаимоотношения ме-жду ними, внутренняя структура отдельных органов местного самоуправления, но и компетенция органов, должностных лиц, нормативная основа их деятельности, матери-ально-финансовые ресурсы.

Формы самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления

Кроме того, в систему наряду со структурой органов местно-го самоуправления могут входить органы, которые наделяются признаками, свойствен-ными государственным органам, и нацелены на выполнение отдельных государственных полномочий.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона об общих принципах органи-зации местного самоуправления в структуру органов местного самоуправления входят :

Представительный орган муниципального образования;

Глава муниципального образования;

Местная администрация (исполнительно-распорядитель-ный орган);

Контрольный орган муниципального образования;

Иные органы местного самоуправления, предусмотрен-ные уставом муниципального образования и обладающие соб-ственными полномочиями по решению вопросов местного зна-чения.

В структуру местной администрации могут вхо-дить отраслевые (функциональные) и территориальные органы мест-ной администрации.

В решении о структуре органов местного самоуправления му-ниципального образования, принимаемом на местном рефе-рендуме (сходе граждан), устанавливаются :

структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;

порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчет-ность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов опреде-ляются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образо-вания, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образова-ния) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом историче-ских и иных местных традиций.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществ-ляется путем внесения изменений в устав муниципального образования.

В целом система органов местного самоуправления определяется на-личием определенных элементов и отношениями между ними. Можно классифицировать взаимоотношения между органами местного само-управления по различным основаниям:

1) по способу образования органов:

— глава муниципального образования избирается всем населением; избирается представительным органом местного самоуправления из числа депутатов;

— представительный орган местного самоуправления избирается на основе мажоритарной системы; избирается на основе пропорциональ-ной системы, в том числе по единому многомандатному округу; избира-ется на основе смешанной системы формируется иным способом;

— исполнительный орган формируется главой муниципального об-разования самостоятельно; формируется главой муниципального обра-зования с согласия представительного органа местного самоуправления; в части назначения главных должностных лиц формируется с согласия представительного органа, в остальной части — главой муниципального образования самостоятельно;

2) по месту главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления:

Глава муниципального образования возглавляет местную адми-нистрацию;

Глава муниципального образования возглавляет представитель-ный орган местного самоуправления;

3) по взаимоотношениям между главой муниципального образования и исполнительным органом:

— глава муниципального образования лично руководит деятель-ностью исполнительного органа;

— глава муниципального образования осуществляет общее руково-дство, а оперативное управление осуществляет назначенный (нанятый на контрактной основе) руководитель (управляющий) администрации;

— глава муниципального образования не участвует в деятельности исполнительного органа, а местная администрация возглавляется назна-ченным (нанятым на контрактной основе) руководителем (управляю-щим) администрации.

Лекция добавлена 15.03.2013 в 16:10:24

Статус главы местного самоуправления и его полномочия.

Как определяется структура органов местного самоуправления в сельских поселениях

Особенности взаимоотношений главы муниципального образования с представительным органом и государственной властью.

Глава муниципального обра­зования является высшим должно­стным лицом муниципального обра­зования и обладает собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, установленной уставом муниципального образова­ния в соответствии с Законом.

Предусматриваются 3 спо­соба избрания главы муниципаль­ного образования (конкретный спо­соб устанавливается уставом муни­ципального образования):

На муниципальных выборах (населением непосредственно);

Представительным органом муниципального образования из сво­его состава;

Представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Глава муниципального обра­зования, обладая собственными полномочиями по решению вопро­сов местного значения, кроме того, в соответствии с Законом либо вхо­дит в состав представительного ор­гана муниципального образования с правом решающего голоса и явля­етсяего председателем, либо воз­главляет местную администрацию (это определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования).

При этом, если глава муниципального образования избирался депутатами из своего состава, его полномочия как депутата представительного органа, прекращаются.

В случае избрания главы МО представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, он возглавляет местную администрацию.

Для случая, когда представи­тельный орган муниципального рай­она формируется из выборных лиц поселений, законодатель устанавли­вает, что глава муниципального рай­она является председателем пред­ставительного органа муниципаль­ного района.

По закону глава МО не может быть одновременно главой администрации и председателем представительного органа. Исключение составляют ор­ганы местного самоуправления сельских поселений и внутригородских территорий городов федерального значения. В этих муниципальных образова­ниях глава независимо от способа его из­брания может быть (в соответствии с уставом муниципального образо­вания) одновременно главой мест­ной администрации и председате­лем представительного органа.

Если в поселении, являющемся административным центром района местная администрация не создается, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.

В пределах своих полномо­чий, установленных уставом муни­ципального образования в соответ­ствии с Законом, глава муници­пального образования:

Представляет муниципаль­ное образование в отношениях с органами местного самоуправле­ния других муниципальных образо­ваний, органами государственной власти, гражданами и организация­ми, без доверенности действует от имени муниципального образова­ния;

Подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, пра­вовые акты, принятые представи­тельным органом муниципального образования;

Издает в пределах своей компетенции правовые акты;

Вправе требовать созыва внеочередного заседания предста­вительного органа муниципального образования.

В случае если глава МО является главой администрации, он не имеет права:

§ занимать оплачиваемые должности в других предприятиях и организациях

§ заниматься предпринимательством

§ получать какие-либо доходы от предприятий муниципальной собственности или связанных с местным бюджетом (кроме вознаграждений за педагогическую, научную и другую творческую работу)

§ состоять в руководящих органах партий, движений, предприятий и организаций.

В зависимости от исполняемых дополнительных полномочий по-разному могут складываться отношения между главой муниципального образования и представительным органом.

Если глава муниципального образования – глава администрации, то он:

1. имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО (право отлагательного вето)

2. выступает с инициативой (делает заключение) в представительный орган МО о принятии нормативно правовых актов, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета

3. подписывает (обнародует) решения представительного органа.

Если глава муниципального образования – председатель представительного органа, то он: обладает правом решающего голоса, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом МО.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен:

Населению;

Представительному органу муниципального образования (представляет ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования).

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, осуществляющие функции публичной власти на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией на решение вопросов местного значения, а также могут исполнять некоторые государственные полномочия по поручению органов государственной власти.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

Представительный орган;

Глава муниципального образования;

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

Контрольный орган муниципального образования;

Иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу регионального закона об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом о проведении местного референдума.



Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Вопрос № 27. Представительные органы в системе местного самоуправления: понятие, порядок их формирования и определение численности. Исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления.

Правовой статус представительного органа местного самоуправления устанавливается Федеральным зако­ном № 131 -ФЗ. Этот орган занимает центральное ме­сто в системе органов местного самоуправления.



Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Депутаты представительного органа избираются на муници­пальных выборах.

Представительный орган муниципального района может:

· состоять из глав поселений, входящих в состав муни­ципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых предста­вительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства;

· избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, из­бираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности предста­вительного органа муниципального района.

Численность депутатов представительного органа посе­ления, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и устанавливается пропорци­онально численности населения.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек- при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек- при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определя­ется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории горо­да федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому необходимы дополнительные меры по усилению представительной функции этого органа. На первый план должно выходить выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование гражданской позиции населения. Представительный орган должен являться своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования.

Наименования представительных органов муниципальных образований различны. Чаще всего - дума (городская, сельская или поселковая), городское собрание.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Представительный орган обладает правами юридического лица. Представительный орган муниципального образования имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Говоря о местном самоуправлении часто можно столкнуться с вопросом – а какая у него вообще структура? Кто ее определяет? Откуда берется штатная численность работников?

Попробуем рассмотреть эти вопросы на примере низового уровня местного самоуправления в России – сельских поселений.

Начнем с того, что представляет этот уровень, это низовое звено среди муниципалитетов. Согласно закону «Об общих принципах местного самоуправления в России» сельское поселение — это один или несколько населенных пунктов, причем один из них является центром этого поселения. Должно выполняться условие – до этого населенного пункта можно добраться в течение одного рабочего дня. Также предъявляются требования к плотности населения и роду их занятий.

Сельское поселение обычно входит в состав образования более высокого уровня – муниципального района.

Как и в любой другой организации у сельских поселений есть свой Устав . Это словно конституция в миниатюре. Устав утверждают депутаты представительного органа поселения на самом первом заседании, когда сельское поселение только создается.

Согласно Уставу, в населенном пункте, являющемся центром поселения, находятся и ведут работу следующие органы местного самоуправления :

  • Администрация – или, официально говоря, исполнительно-распорядительный орган сельского поселения. Он может состоять из отдельных структурных подразделений или из специалистов, каждый из которых курирует определенные направления работы администрации: бухгалтерия, сельское хозяйство, издание нормативных правовых актов. Кстати, тут важно отметить, что все нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления, акты о которых пойдет речь в этой статье, являются подзаконными. Законодательство в РФ начинается с уровня субъекта, т.е. области, края итд.
  • Совет или Дума – это представительный орган, он состоит из депутатов, прямо избираемых населением на определенный срок, обычно пять лет.
  • Высшее должностное лицо – под этим названием может скрываться как глава администрации, так и председатель представительного органа. В небольших населенных пунктах он может совмещать эти должности.
  • Контрольно-счетный орган – орган внешнего финансового контроля. Специфика сельских поселений (малая численность, проблема с кадрами) состоит в том, что им можно не создавать этот орган, а передавать его полномочия на уровень выше – в свой район. Передавать полномочие нужно вместе с деньгами.

Как происходит определение структуры органов самоуправления сельского поселения? Рассмотрим поподробнее этот вопрос.

В Уставе отдельные главы или разделы посвящены администрации, совету, главе и контрольно-счетному органу. В главах подробно расписываются их полномочия – какие вопросы местного значения они компетентны решать.

Отметим, что этот список не постоянен и меняется вместе с российским законодательством. За этим следят органы прокуратуры.

Но есть в этих главах и про структуру – обычно, структуру представительного органа: сколько депутатов, порядок избрания председателя и его зама, комиссии или комитеты которые создает представительный орган.

В главе посвященной администрации обычно применяются отсылочные, т.н. бланкетные нормы – структура администрации обычно определяется решением самого представительного органа на год. Впрочем, структуру в любой момент можно изменить – тоже решением Думы или Совета, подписанным высшим должностным лицом. Это решение часто оформляется в виде схемы – кто кому подчинен.

Администрация тоже издает свои правовые акты – например, о возложении обязанностей, штатное расписание и т.д.

Структуру контрольно-счетного органа в Уставе не расписывают, тем более что у них обычно очень малая численность: два-три человека.

А вот к главе посвященной высшему должностному лицу есть смысл присмотреться поподробнее. Именно высшее должностное лицо возглавляет муниципалитет в целом, именно оно подписывает принятые нормативные акты.

Как ни странно, но на практике могут встречаться случаи, когда глава поселения не возглавляет администрацию . Это бывает в том случае, если в Уставе закреплено что администрацию возглавляет некий нанятый специалист.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу: структура органов местного самоуправления в сельских поселениях определяется комплексом подзаконных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, который включает в себя:

  • Устав сельского поселения;
  • Решения представительного органа о структуре исполнительно-распорядительного и контрольно-счетного органа, и решения, их изменяющие;
  • Постановления или распоржения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, касающиеся обычно бухгалтерской и технической стороны вопроса.