Соотнести понятия и их определения. Экология – это наука о

1. Деспотия

2. Иерархия

3. Ирригация

6. Привилегия

7. Рациональный

8. Теория «вызова-и-ответа»

9. Тотемизм

Определения понятий.

a. система орошения полей с помощью искусственных каналов, водохранилищ и т. д.

b. исключительное право, преимущество, предоставленное избранным людям.

c. теория известного английского историка А. Тойнби (1889 - 1975): естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

d. в переводе с греческого означает «неограниченная власть»; форма самодержавной власти.

e. последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения.

f. в буквальном переводе с греческого «слово». Сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о богах и героях.

g. в переводе с греческого означает «чародейство», «волшебство».

h. вера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, т. е. группой людей, и каким-либо животным, птицей и т. д. Тотемизм - одна из первых ступеней религиозного сознания.

i. в переводе с латыни означает «разумный», «целесообразный», «обоснованный». Рациональное мышление, основанное на законах разума, логики и научных достижениях, в данном случае противопоставляется мифологическому, образному мышлению.

Семинар № 1.Цивилизации Востока в эпоху древнего мира

ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ - К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Вопросы и задания

1 . Вспомните, что представляла собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

2 . Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.

3 . Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?

ВОСТОЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА-ДЕСПОТИИ

Вопросы и задания

1. Что такое деспотия? Какие основные функции выполняла централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

2. Подумайте, какое значение имело то, что царь считался собственником всей земли. В какое положение по отношению к нему это ставило все остальные слои населения, в том числе и знать?

3. Почему в древности цари обожествлялись? Приведите примеры, свидетельствующие об этом.

4. Расскажите о структуре обществ в древних цивилизациях Востока. Почему такое общество называют иерархическим? Какую роль в нем играли рабы и свободные или зависимые общинники?

3. ПРАВО ИЛИ БЕСПРАВИЕ?

Вопросы и задания

1 . Как регулировались отношения между людьми в эпоху первобытности?

2. Почему возникла необходимость в письменных законах? Кто был самым выдающимся законодателем на Древнем Востоке?

3 . Можно ли назвать древние законы гуманными? Обоснуйте свой ответ.

4. Приведите примеры неравенства людей, принадлежащих к разным социальным слоям, перед законом

5. Какими правами обладали низшие социальные слои? Приведите примеры.

ПРЕДЕЛЫ ВЛАСТИ И ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ

Вопросы и задания

1 . Какие силы в древних восточных обществах представляли угрозу для централизованной власти? Как сказывалась раздробленность на жизни восточных цивилизаций? Почему?

2 . В каких цивилизациях сохранились органы первобытной демократии? В чем состояли их функции? Достаточны ли они были для того, чтобы выразить волю большинства?

3 . Назовите основные пути, с помощью которых средний человек мог повысить свое социальное положение Почему такое большое значение придавалось обучению грамоте?

4 . В какой из древних цивилизаций границы между разными социальными слоями были наиболее непреодолимы? Объясните почему.

5 . Объясните, в чем заключается своеобразие отношения власти к средним слоям общества в Китае. Приведите примеры.

1. Соотнесите понятие и определение.

Понятие:
1. Гражданин.
2. Гражданство.
3.Правовой статус гражданина.

Определение:
а) Совокупность прав и обязанностей гражданина.
б) Лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством.
в) Устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.

2. Дайте определение понятиям: гуманизм, культура, личность, экономика, нация.

3. Расставьте заданные понятия в логической последовательности.

Понятия:
а) Человек осваивает природу.
б) Человек приспосабливается к природной среде.
в) Человек зависит от природы.
г) Человек преобразует природу.

4. Закончите определение:
«Унитарное государство – это государство:

а) части которого объединены одной религией и одними культурными традициями;
б) в названии которого есть слово «союз»;
в) состоящее из единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства, в них назначаются управителями, которые формируют местные органы управления».

5. Гражданское общество – это деятельность:

а) государственных органов;
б) граждан и их организаций;
в) религиозных организаций;
г) судебных органов.

6. Что характерно для рыночной экономики?

А) преобладание государственных предприятий;
Б) самостоятельность предприятий в вопросах производства;
В) государственное ценообразование
Г) централизованное планирование производства

7. Соотнесите понятие и их наиболее точные признаки.

а) Правопорядок.
б) Законность.
в) Законопослушание.

1) Порядок жизни общества, охраняемый государством.
2) Свидетельство уважения граждан по отношению к государству, ответственное отношение.
3) Порядок жизни общества.
4) Повсеместное исполнение законов гражданами, государственными органами, предприятиями.

8. Согласитесь или опровергните следующие утверждения.
15- летний подросток может:

1) Согласиться на изменение своего имени или фамилии.
2) Выехать за пределы РФ без заграничного паспорта.
3) Положить деньги в банк.
4) Получить вознаграждение за сочиненную им песню
5) Стать членом жилищного кооператива.
6) Потратить свою стипендию без согласия родителей.
7) Купить квартиру с письменного согласия своих родителей.
8) Получить в нотариальной конторе свидетельство о праве наследования.
9) Работать в свободное от учебы время.
10) Лично обратиться в суд а защитой своих прав.

9. Вставьте пропущенные буквы в слова:

А) Гл….б…лизац…я
Б) Мир…в…зрение
В) Сп….с…бн.. сти
Г) Т…л….рантность

10. Соотнесите понятия и определения:

11. Напишите эссе.
Почему в современной России так обострились проблемы экологии? Каковы на Ваш взгляд гуманные и правовые меры обеспечения гармоничных отношений человека и природы.

Ответы:

п/п

Ответ

1-б, 2-в, 3-а
определение детей
1-в,2-б,3-а,4-г
в, б, г
б

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС (46 баллов)

2015-2016 г.

I . Соотнесите понятия и их значения. Ответы впишите в таблицу (6 баллов).

1) средние века А. место пребывания монахов

2) монастырь Б. эпоха в истории человечества с V по XV век.

3) халиф В. роспись, выполненная на стене по сырой

штукатурке

4) бриты Г. система власти католической церкви

5) фреска Д. глава государства у арабов

6) папство Е. кельтские племена, населявшие Британию

II . Впишите правильную букву(ы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям. (всего 9 баллов: за вставленную букву – 1 балл, пояснение - 2 балла).

1. Ве…е ___

____________

2. П…люд…е ______________________________________________________

_______________________________________________________ ___________

3. Д…с…тина ______________________________________________________

________________________________________________________________ __

III

1. От, хан, покорённый Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.

____________________

2. Великий, совет, князь, высший, царь, роды, представители, знатные, VIX - XVI вв., состоявший.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________

3. Подвиги, сказание, русский, герои, народный.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________

IV . Установите соответствие между цифрами и буквами (всего 10 баллов: за каждое правильное соответствие 2 балла).

1. Объединение Новгорода и Киева под властью одного князя

2. По его приказу был ослеплен его родственник – один из претендентов на московский престол

3. Перестал платить дань орде

4. Были установлены «погосты» и «уроки»

5. Руководил войсками на Куликовом поле

А) Андрей Боголюбский Б) Василий II Темный В) Дмитрий Донской

Г) Иван III Д) Княгиня Ольга Е) Олег Вещий

V . Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы (5 баллов)

Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.

«И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышан был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские боем как по воздуху и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

1. О каком событии идет речь в отрывке?

2. Когда оно произошло?

3. Как звали полководца, одержавшего победу в этом сражении?

4. В чем вы видите причины победы?

Ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание VI (1балл) Однажды английский король Георг II лег спать вечером 4 октября и проснулся только утром 15 октября. Его врачей и никого из его окружения это не беспокоило, возможно потому, что всем был известен подобный случай с французским королем Генрихом III, который заснул 9 декабря, а проснулся 20 декабря. Что произошло со спящими королями? __________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

I . Соотнесите понятия и их значения.

1 б

2 а

3 д

4 е

5 в

6 г

II . Впишите правильную букву(ы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям (всего 9 баллов: за вставленную букву – 1 балл, пояснение - 2 балла).

1. ВеЧе - народное собрание в древней и средневековой Руси.

2. ПОлюдЬе - в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ("людей") для сбора дани.

3. ДЕсЯтина - налог собираемый в пользу церкви, обычно 1/10 от дохода.

III . Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам (всего 15 баллов: 2 - определение термина, 3 - составление определения).

1. Иго – система зависимости покорённой Батыем Руси от ханов Золотой Орды.

2. Боярская дума – высший совет при великом князе (царе), состоявший из представителей знатных родов (XIV - XVI вв.)

3. Былина – русское народное сказание о подвигах героев.

IV . Установите соответствие между цифрами и буквами (всего 10 баллов: за каждое правильное соответствие 2 балла).

V . . Ледовое побоище - Русские войска под предводительством 22-летнего новгородского князя Александра Ярославовича (НЕВСКОГО) разбивают немецких рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера.

VI . С королями ничего не произошло. В 1582 году во Франции, а в 1752 в Англии – введение нового григорианского календаря Папой Григорием. До этих дат использовался юлианский календарь, отстававший от астрономического времени на 10 и соответственно на 11 дней.

Соотнесите понятия и термины. Акватория ЭГП Полуанклав Государственная территория. Часть водного пространства, принадлежащая государству, включая территориальные воды. Часть территории, удаленная от основной территории государства, окруженная территориями других государств, и имеющая выход в море. Позволяет оценить экономико-географическое положение страны на политической карте Часть территории, на которую распространяется власть государства.

Слайд 9 из презентации «Особенности ЭГП России» . Размер архива с презентацией 702 КБ.

География 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Электроэнергетика России» - Мутновская ГеоЭС. Тип ЭС. Факторы размещения. Районы с наибольшими запасами гидроэнергии. Информацию оформить в виде таблицы. Почему человечество ищет нетрадиционные источники энергии. Гидроэлектростанции. Дайте характеристику ТЭС, ГЭС и АЭС. Приливные электростанции. Топливно-энергетический комплекс. Геотермальные электростанции. Значение, роль и состав электроэнергетики России. Теплоэлектростанции.

«Северный морской путь» - Начало рационального использования. Освоение и значение Северного морского пути. Высокоширотный маршрут Северного морского пути. Особенности развития Северного морского пути. Северный морской путь. Исторический и сравнительный анализ научной литературы. Начало новой эпохи для морского флота СССР. Сокращение грузоперевозок. Ледовая разведка. Изменение ледокольного флота. Выход к Северному полюсу. Плавания грека Пифея из Мессалии.

«Омск» - Описание герба гласило: «В верхней части щита герб Тобольский. В Омске проживают представители 102 национальностей. Климат. Крупный транспортный узел. В Омске проживает 56,1 % всех жителей Омской области. Герб. Административный центр Омской области. Зарегистрированы 2 иудаистские общины. Национальный состав населения по всероссийской переписи 2010 года: Зарегистрировано 85 религиозных организации.

«Факторы размещения металлургии» - Факторы размещения предприятий чёрной металлургии. Выплавка первичного алюминия по заводам России. Лидирующие страны мира по выплавке кобальта. Задание. Лидирующие страны мира по выплавке никеля. Факторы размещения предприятий черной и цветной металлургии. Определение по картам главных факторов размещения. Факторы размещения предприятий цветной металлургии. Структура потребления алюминия в России.

«Тесты по населению России» - Буддизм. Миграции. Население России. Средняя плотность населения. Ростовская область. Республика Башкортостан. Коми. Республика Дагестан. Народ России. Превышение количества родившихся. Доля городского населения. Чита. Основная часть населения Сибири. Новосибирск. Скопление близко расположенных населенных пунктов.

«Comedie-Francaise» - Самые известные актрисы. Театр базируется на улице Ришелье. Станиславский. Мария Казарес. Жанна Самари. Сара Бернар. Мольеровский «Отель Генего». Жанна Сильвани Арну-Плесси. Драматург-сатирик Э.Бурдэ. Комеди Франсэз. Генеральная реформа театра. Жанна Моро. Актеры театра. Рокур. Мари Мадлен Гимар. Монополия на работу в Париже. Спектакль театра. Театр. Генеральный администратор.