Собор 12 апостолов. Чему молятся перед иконами святых апостолов

Собор 12 Апостолов

Собор святых славных и всехвальных 12 Апостолов Христовых – древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из 12 первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга", то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть міру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.

Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).

Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога .

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.

Андрей Первозванный , брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.

Иаков Заведеев , брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.

Иоанн Богослов , евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.

Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.

Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.

Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии.В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.

Иаков Алфеев , брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.

Иуда Иаковлев , или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.

Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.

Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний праздник. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов.

Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.

Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два "взвода" в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноапостольного Владиміра, Крестителя Руси.

Практически в каждой мировой религии помимо фигуры посланника Господа или пророка присутствует ряд людей, которые помогали распространять веру. В христианстве такими людьми являются апостолы, для почитания которых используется соответствующая икона 12 апостолов, где изображаются самые ближайшие ученики Христа, великие проповедники христианской веры.

По-гречески слово апостол и означает посланник, то есть указывает на основную деятельности этих людей. Они были посланы Христом для того чтобы распространять его веру по всей земле.

Проповедовать апостолы начали после Воскресения Христа и то не сразу, а после Пятидесятницы, когда обрели дары Духа Святого.

Кто стал апостолами

На самом деле группа учеников Христа сформировалась не сразу. Даже после знакомства со Спасителем многие апостолы продолжали рыбачить и оставили свои занятия только после чудес, которые Он явил. Теперь они стали «ловцами человеков», а не рыб.

Помимо сформировавшейся группы из 12 наиболее близких учеников была и другая из 70 апостолов. Они разделились на пары, и каждая имела свободный выбор страны для проповеди.

Самые близкие ученики в свою очередь наделялись большими задачами, но и большими возможностями. Для того чтобы они могли проповедовать в языческих странах Господь даровал им не только стойкость, но и возможность являть различные чудеса и распространять благодать. Таким образом апостолы имели возможность подкреплять веру простых людей и привлекать оных к истинной вере.

Имена 12 святых апостолов

Кратко расскажем про каждого изображенного на иконе 12 апостолов.

  • Петр. Стал первым римским епископом и при этом был распят в Риме перевернутым. Проповедовал по странам Востока и Малой Азии, а также в Британии.
  • Андрей Первозванный. Особенно ценен для жителей России, так как на этой территории он проповедовал, а также в Македонии, Фракии и Византии. Брат Петра. Распят в Патрах на Х-образном кресте.
  • Иаков Заведеев. Является братом Иоанна Богослова, вел проповедь в Испании. Погиб от меча в Иерусалиме.
  • Иоанн Богослов. Единственный апостол, который мирно почил от старости. Автор известного откровения, евангелист.
  • Филипп. Нес проповедь по территориям Аравии и Эфиопии, Греции и Фригии, где был распят перевернутым.
  • Варфоломей. Составлял компанию Филиппу в его путешествиях, также ездил в Индию и Армению, где тоже был распят и тоже вниз головой, дополнительно язычники заботливо содрали с него кожу. Мощи частично располагаются в Риме.
  • Фома. Тот самый, которого Христос укрепил в вере, проповедовал в Парфии, Мидии, Персии, Индии, где был пронзен копьями и оставил бренный мир. Часть мощей осталась в Индии, городе Эдесс, остальные в Венгрии и Константинополе.
  • Матфей. Является первым евангелистом, нес проповедь по землям Сирии и Македонии, был распят в Африке, после чего сожжен и, вероятно, съеден людоедами.
  • Иаков Алфеев. Является братом Матфея, проповедовал в Палестине, Иудее, Эдессе, Газе и Египте, где был распят.
  • Иуда Иаковлев. Является братом Христа, проповедовал на территории современного Ближнего Востока. Распят, и пронзен стрелами в Армении.
  • Симон Зилот. Проповедовал на территории Северной Африки и в Абхазии, где был распят на кресте.
  • Матфий. Он заменил Иуду Искариот, которого, по понятным причинам, из числа апостолов исключили. Проповедовал в Македонии, Колхиде и Иудее, где был побит камнями.

Как видите, только единственный из тех, кто включен в композицию иконы святых апостолов завершил свой земной путь мирно. Остальные были поруганы и преданы мученической гибели наподобию Христа. Тем не менее, как свидетельствуют христианские источники, каждый апостол достойно выполнил собственное дело.

Дополнительно следует отметить Павла (Савл) которого не наблюдается ни в числе 12, ни в числе 70 апостолов. Тем не менее, он относится к первоверховным апостолам (наряду с Петром) и был призван на служение самим Христом, после Воскресения.

Значение иконы Иисус Христос и 12 апостолов

Иконописное изображение включает в себя самых первых христианских подвижников, именно благодаря этим людям, остальные верующие узнали о пути ко Спасению. Помимо этого они просто совершили немало пользы на земле и помогали людям, являя собой идеалы человеколюбия и кротости. Поэтому значение этих личностей и молитвы перед иконой двенадцати апостолов для каждого православного было и остается весьма существенным.

По значению икона 12 апостолов помогает в примирении между людьми и исцеление недугов. Помимо этого апостолы также считаются защитниками от злых духов.

Молитва иконе 12 апостолов

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.

Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!

Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Несмотря на то, что после Сошествия Святого Духа, произошедшего на 50-й день после Пасхи, жизнь развела учеников Христа, существует православная икона святых апостолов, на которой они изображены все вместе. Написана чудотворная икона в честь празника Собор славних и всехвальных 12-ти апостолов, который празднуется православной церковью ежегодно 13 июля, на следующий день после памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания об этом празднике встречаются в источниках, датированных IV веком.

Имена икон святых апостолов должен знать каждый православный христианин: Андрей Первозванный с братом Петром, братья Иаков Зеведеев и , Варфоломей, Филипп, Матфей, Фома Близнец, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев (Фаддей), Матфий и Симон. На иконе святых апостолов апостол Павел не изображается, потому что не входит в число двенадцати, так как он обратился в христианство уже после Распятия и Воскресения Христа.

Иконы святых апостолов – страстотерпцы за имя Христово

Святые апостолы были ближайшими соратниками и последователями Христа. После Его смерти и Воскресения они получили благодать говорить на разных языках и разошлись в разные концы земли. Из всех только лишь один Иоанн Богослов умер своей смертью в городе Эфес. Остальные погибли от рук язычников: Варфоломей, Матфей, Филипп, Иуда, Симон, Иаков Алфеев, Андрей и Петр были распяты, Матфий забит до смерти камнями, Фома погиб, пронзенный копьями, Иакову Зеведееву отсекли голову.

Перед иконами святых апостолов молятся об укреплении и распространении православной веры, об избавлении от преследований на религиозной почве, о возвращении заблудших в лоно православной церкви, об умножении любви между людьми. Иконы святых Апостолов Христовых учеников являются небесными покровителями не только для тех, кто носит их имена, но и для всех верующих. Католическая церковь также почитает их память.

Где можно купить иконы святых апостолов для домашнего иконостаса?

Православные иконы святых апостолов по отдельности или всех вместе можно купить в любом православном храме, в иконных лавках. Но что делать, если нужной Вам в ближайшем храме не оказалось, и совершенно нет времени на поиски? В таком случае на помощь придут православные интернет-магазины, которые специализируются на продаже икон и прочей церковной утвари. Здесь Вашему вниманию всегда предложат широчайший ассортимент вышитых бисером образов, крестиком, золотом, написанных вручную, украшенных жемчугом, янтарем, полудрагоценными и драгоценными камнями. Вышить бисером икону святого апостола Петра и Павла Вы сможете и самостоятельно – благодаря существованию наборов для вышивания, эту кропотливую работу сегодня под силу выполнить даже начинающим рукодельницам. Хорошим подарком для Ваших близких станет золотая или серебряная нагрудная икона с изображением святых апостолов Петра и Павла.

Слушать на видео молитву святым апостолам Петру и Павлу

Текст молитвы святым апостолам Петру и Павлу

Молитва первая

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите , не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Молитва третья

О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: — ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

Молитва четвертая

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

С 14 в., с тех пор, как Москва стала духовным центром Руси, к северо-западу от Успенского собора находился двор московских митрополитов, а с 1589 г., после избрания на патриарший престол владыки Иова, патриархов. Здесь имелись жилые и хозяйственные постройки, управлявшие хозяйством приказные палаты, три церкви: Ризположенская - к западу от Успенского собора, Соловецких чудотворцев - к востоку от жилых палат и Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы "на патриарших сенях".

Как водится, все постройки двора не раз горели в пожарах, разорялись неприятелем, ветшали и часто перестраивались и поновлялись. Каждый новый владелец двора старался что-нибудь переделать по собственному вкусу, так что в целом обиталище владык выглядело скопищем разновеликих и разновременных построек, соединенных множеством внутренних и наружных галерей, лестниц, извилистых ходов и крылечек.
В середине 17 в., после того, как царь Алексей Михайлович, минуя жребий, назначил патриархом Московским и всея Руси своего любимца новгородского митрополита Никона, территория патриаршего двора подверглась особенно интенсивной перестройке.
Как писал современник архидиакон Павел Алеппский, "должно знать, что теперешний патриарх Никон имеет большую любовь к возведению построек, памятников и к благолепию... Здешний патриарший дом существует с очень древних времен, со времени святителя Петра, первого митрополита Московского. Он мал, тесен и не имеет двора... Нынешний патриарх, любя строить и обновлять, выпросил у царя двор, находящийся близ патриаршего дома... и приступил к возведению на нем огромного чудесного здания... Это здание поражает ум удивлением, так что, может быть, нет подобного ему и в царском дворце, ибо мастера нынешнего века, самые искусные, собранные отовсюду, строили его непрерывно три года".

С 1652 по 1655 г. на старом Патриаршем дворе и прилегающем к нему бывшем дворе Годунова соорудили трехэтажные жилые покои, парадную Крестовую палату и новую церковь на месте разобранного храма Соловецких чудотворцев. Потом еще около трех лет постройки интенсивно отделывались (для росписей храма пригласили известных мастеров из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря во главе с И. Владимировым и С. Ушаковым), но ссора Никона с царем летом 1657 г., отъезд патриарха в Новый Иерусалим и восьмилетняя его опала "заморозили" строительство. В 1666 г. Никон был лишен патриаршего сана. Заканчивались работы в палатах и новой церкви только при патриархе Иоакиме. В 1680-1681 гг. церковь лишилась с южной стороны галереи и лестницы-схода, ведущей к Успенскому собору (с тех пор дверной портал храма повис над пустотой), зато с северной стороны обзавелась открытой галереей-папертью, украшенной ширинками и полихромными изразцами. В 1681 г. церковь освятили во имя Двенадцати апостолов.

Это был бесстолпный пятиглавый храм сдержанного для своего времени декора. Три главы были световыми, две - декоративными; под ними находились закрытые хоры, соединявшие церковное пространство с жилыми покоями патриарха, находившимися на третьем этаже палат. До наших дней не дошли ни росписи, ни иконостас. Тот, что стоит в храме сейчас - происходит из Вознесенского собора одноименного кремлевского монастыря и относится к 1680-м гг. Некогда иконостас церкви был увенчан большим "Распятием с предстоящими" - как считается, впервые в истории православного храма. Затем эта традиция установилась повсеместно.

В 1703 г. Петр Первый упразднил патриаршество, и через несколько лет в Патриарших палатах разместился Синодальный дом, в котором вплоть до переезда в Петербург в 1731 г. происходили заседания Священного Синода - нового коллегиального органа управления Церковью. На третьем этаже в жилых покоях патриарха была размещена знаменитая Патриаршая ризница.
В 1763 г. обветшавшую церковь Трех Святителей разобрали и перенесли из нее в Крестовую палату Синодального дома печь для приготовления церковного мира - ароматического масла, используемого в различных обрядах. С тех пор палату стали часто называть Мироваренной.
В 19 в. церковь Двенадцати апостолов заново расписали масляными красками и в ней установили новый иконостас. На протяжении всего 19 и начала 20 столетий в ней одной - из немногих кремлевских церквей - службы проводились ежедневно.
С 1918 г. в Патриарших палатах и церкви Двенадцати Апостолов производились ремонтно-реставрационные работы, в результате в ней появился иконостас из Вознесенского монастыря, а в алтаре - резная надпрестольная сень, стоявшая ранее в соборе Михаила Архангела кремлевского Чудова монастыря.

В настоящее время в здании Патриарших палат находится Музей прикладного искусства и быта России. Постоянная экспозиция, повествующая о русской культуре и быте 17 столетия, включает в себя около 1000 экспонатов. В двух залах дворца, где был полностью воссоздан первоначальный интерьер, представлены к просмотру старинные столы, кресла, сундуки и ларчики, настольные часы, шахматы, рукописные книги, первые учебники, драгоценная посуда, ювелирные украшения. Здесь встречаются работы как российских мастеров, так и иностранных.
В помещении церкви располагается экспозиция икон 17 века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлевские соборы. Экспозиция дает возможность проследить за развитием иконописи 17 века, которое делится на два этапа:
- Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства "грозненской школы") и повышенной его эстетизацией (линия искусства "строгановской школы");
- Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.
В экспозиции представлены иконы прославленных царских изографов конца 17 века: икона "Федор Стратилат" Симона Ушакова, икона "Андрей Первозванный" Федора Зубова, икона "Распятие с апостольскими страстями" Федора Рожнова и другие.

Старинная намоленная паломническая икона «12 апостолов Господа Иисуса Христа» или «Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых» написана во второй половине XIX века в Святом Граде Иерусалиме и была привезена русскими паломниками на просторы родной Российской Империи. Икона написана на доске размером: 30х22,7х2,2 см. На иконе изображены апостолы: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, сыновья Заведея, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев или Фаддей, Симон Зилот и Матфий. Двенадцатым апостолом вместо Иуды Искариота на Соборе апостолов был избран Матфий. Икона киотного хранения, очень хорошее коллекционное состояние. Имеются незначительные поновления по нижнему и правому краю иконы (черная граница - опушь), общий объем тонировок менее 1%. Интересный редкий сюжет для истинных ценителей икон связанных с православным паломническим движением XIX века.

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

За свою верную службу апостолы теперь на небе окружают Божий престол, а на страшном суде они вместе с Господом будут судить живых и мертвых за грехи. Христианская молитва апостолам это прошение о ходатайстве святых за нас грешных перед Богом. Чудотворная молитвы святым 12 апостолам помогают победить болезнь, решить семейные проблемы, удачно выйти замуж, добиться финансового благополучия и во многих других житейских ситуациях. Перед иконой «12 апостолов» молятся тогда, когда желают молитвенного заступничества и покровительства святых апостолов.
Полное название праздника - Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов. Этот праздник отмечается 13 июля (30 июня по старому стилю) на следующий день после чествования первоверховных апостолов Петра и Павла.

Полное название праздника - Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов. Этот праздник отмечается 13 июля (30 июня по старому стилю) на следующий день после чествования первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания о нем встречаются с IV века, когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех двенадцати апостолов Христа. Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга", то есть апостолы были посланниками Христа проповедовать Евангелие по всему миру. Из множества Своих учеников Христос Сам избрал их и наделил чудесной силой. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
В этот день вспоминаются все 12 первых учеников, апостолов Христовых: апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, сыновья Заведея, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев или Фаддей, Симон Зилот и Матфий. Двенадцатым апостолом вместо Иуды Искариота на Соборе апостолов был избран Матфий. По молитве апостолов Господь через жребий указал на него, как наиболее достойного принять апостольское служение. Ни один из апостолов, кроме Иоанна Богослова, не умер своей смертью: их истязали, побивали камнями, сажали в темницы, всячески мучили, - все они приняли мученическую кончину.
В честь праздника построен ряд православных храмов. Император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм, посвященный Двенадцати Апостолам. Единственная в Москве освященная во имя этого праздника церковь Двенадцати Апостолов в Кремле. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона одновременно с Патриаршими палатами и стала домовым патриаршим храмом.
Изображения апостолов всех вместе встречается уже в древнейших сохранившихся ансамблях, иллюстрируя разные евангельские события, в которых все апостолы принимали участие. В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой ростовые фигуры апостолов помещались в простенках барабана, поддерживающего купол (например, мозаики Софийского собора в Киеве, 1030-е годы). Атрибутами апостолов являются свитки, как образ христианского учения, у евангелистов - кодексы. Иконография собора двенадцати апостолов сложилась в Византии, наиболее ранней можно считать византийскую икону Собора двенадцати апостолов первой четверти XVI века из Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), где ростовые фигуры апостолов расположены двумя рядами. В древнерусском искусстве помимо византийской иконографии сложился другой вариант композиции - в виде лозы, в верхней части которой представлен поясной Деисус, а в завитках фигуры апостолов, как на иконе-таблетке XV века из Софийского собора в Новгороде (ныне в собрании Третьяковской галереи). Этот извод, похожий на композиции «Древо Иесеево» и «Лоза Христова», вошел в иконописные подлинники. В композиции Собора 12 апостолов всегда выдерживается число 12 апостолов, как имеющее большое символическое значение, при этом изображается апостол Павел, который не видел Христа во время Его земной жизни, в композиции иконы он заменяет апостола Матфия, избранного в число апостолов по жребию.

Молитва Собору 12 апостолам, оберегающая от беды и проблем.
Освятии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые и помозите нам, рабам Божии (имена), вашим мощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохра-няти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святым 12 апостолам Господним
Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь. www.pravmir.ru

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна.