Медиация в уголовном судопроизводстве россии. Применение медиации в уголовном процессе Цель диссертационного исследования

О широком распространении института медиации в уголовном процессе свидетельствует не только серьезная европейская практика, но и наличие немалого количества Рекомендаций, Деклараций и Резолюций ООН и Совета Европы. К примеру, Рекомендация №R (99) 19 Комитета министров государствам-членам Совета Европы, посвященная посредничеству в уголовных делах, учитывает существование самых разнообразных форм и подходов к медиации и указывает, что «законодательство должно способствовать проведению медиации» и «посредничество в уголовных делах должно быть повсеместно доступной услугой… на любой стадии отправления правосудия» . Статья 7 «Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года, предусматривает, что в тех случаях, когда это необходимо, следует использовать и неофициальные механизмы урегулирования споров, включая посредничество, арбитраж и суды обычного права или местную практику с тем, чтобы содействовать примирению и предоставлению возмещения жертвам.

Следует отметить, что такие документы рекомендуют правительствам государств-членов пересмотреть их законодательства и практику относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса и «изучить возможные достоинства систем посредничества и примирения» (Рекомендация R (85) 11 Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 года), «давать возможность жертве воспользоваться преимуществами медиации, восстановительного правосудия» (Рекомендация №R (2003)20 КМСЕ от 24 сентября 2003 г.), призывают «к использованию посредничества как способа сокращения рецидивизма» (Резолюция Экономического и социального совета ООН №1995/9 от 24 июля 1995 г.), предлагают «внимательно рассматривать возможность выведения уголовных дел из системы официального судопроизводства, с безусловным соблюдением прав подозреваемых и жертв» (Рекомендация №R (2000) 19 КМСЕ), отмечая, «что посредничество способствует повышению в сознании людей роли человека и сообщества в предотвращении преступлений и разного рода конфликтов, что может привести к новым, более конструктивным и менее репрессивным исходам того или иного дела» (Рекомендация №R (99) 19 КМСЕ от 15 сентября 1999 г.).

Вышеперечисленные международные документы - результат успешного продвижения института медиации в западных странах, где он прошел большой путь от полного игнорирования законодателем к достаточной уголовно-процессуальной регламентации. Они призваны послужить ориентиром для тех стран-участниц ООН и Совета Европы, где институт медиации только зарождается, в том числе и для Республики Беларусь .

В отличие от развитых стран, где медиация подтверждала свою значимость в первую очередь в частноправовых конфликтах, в Республике Беларусь институт примирения сначала получил свое признание в основном в коммерческой сфере.

Один из наиболее значимых законотворческих шагов в этой сфере - Проект Закона Республики Беларусь «О медиации», подготовленный в соответствии с п.17 Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2011 г. №10 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2011 год». Документ призван регулировать деятельность посредника (медиатора) преимущественно в хозяйственных спорах. Однако необходимо отметить, что в предлагаемом законопроекте не учитывается перспектива возможного использования примирительных процедур, например, в деятельности судей, на разных стадиях уголовного судопроизводства, в разрешении административных споров и т.д. На наш взгляд, наиболее острой является проблема законодательного урегулирования процедуры применения медиации в разрешении именно криминальных конфликтов (как на досудебной, так и на судебной стадиях рассмотрения уголовных дел). Белорусская правоприменительная практика практически полностью игнорирует положительный опыт развитых стран в данной области.

Тем не менее, в становлении медиации в Беларуси уже сделаны первые шаги: проведены серии обучающих семинаров, организованы стажировки за рубежом, открыт сайт, посвященный медиации, в БГУ и при курсах повышения квалификации юридических профессий появился спецкурс по медиации, проходят публичные выступления, пишутся статьи. В июле 2010 года ООО «Белорусский республиканский союз юристов» приняло решение создать Центр разрешения конфликтов, перед которым поставлена глобальная задача интеграции медиации в правовую культуру общества.

Но в современном уголовном законодательстве Республики Беларусь имеются базовые нормативные предпосылки появления медиации в уголовных делах: ст. 89 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее -УК РБ) (уголовно-правовой институт освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим) и ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее УПК РБ) (уголовно-процессуальный институт прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон).

Медиация - это четко структурированный метод посредничества в разрешении спора между двумя сторонами (потерпевшим и правонарушителем), где третья сторона (посредник-медиатор) сохраняет нейтралитет.

Принципы начинаются с определения медиации между правонарушителем и потерпевшим: « любой процесс, в рамках которого потерпевшему и правонарушителю дается возможность, при условии их добровольного согласия, активно участвовать в разрешении проблем, связанных с преступлением при помощи объективной третьей стороны (медиатора) ».

В этом определении отражены два основных понятия: участие и восстановление. Из этих понятий возникают основные принципы: независимость служб медиации в рамках системы уголовного правосудия; добровольность, конфиденциальность и объективность; доступность услуг медиации для всех и доступность их на всех стадиях уголовного процесса.

Цель медиации - способствовать достижению конструктивного урегулирования конфликта, но не гарантировать это заранее. Еще одной целью медиации является честная, открытая проработка интересов и ценностей участников повышающая вероятность выполнения достигнутого соглашения.

Задачи медиации: достижение соглашения и договоренности при уважении ко всем сторонам; выявление практических решений, с которыми согласны все участники; избежание утомительных разбирательств, длительных судебных процессов и больших расходов; создание обстановки уважение и укрепления автономии участников конфликта.

Основные этапы проведения процедуры медиации:1)предложение об обращении к процедуре медиации; 2) соглашение о проведении процедуры медиации; 3) проведение процедуры медиации; 4) медиативное Соглашение; 5) прекращение процедуры медиации .

Предложение об обращении к процедуре медиации, на данной стадии одна из сторон направляет в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации, содержащее сведения: 1) о предмете спора; 2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; 3) о порядке проведения процедуры медиации; 4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; 5) о сроках проведения процедуры медиации.

Соглашение о проведении процедуры медиации. Процедура медиации начинается с даты подписания сторонами соглашения о проведении процедуры медиации, содержащее те же сведения, что и в предложении об обращении к процедуре медиации. В описании предмета спора сторона (стороны) указывает положения, которые подлежат обсуждению и подтверждены фактическими обстоятельствами, на основании которых сторона делает соответствующие выводы и предъявляет требования.

Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Медиативное соглашение. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Медиативное соглашение должно исключать нарушение требований закона, ограничение прав сторон, а также не должно затрагивать права и интересы третьих лиц. Во всех остальных случаях медиативное соглашение может не содержать ссылки на нормы права.

Прекращение процедуры медиации. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами: заключение сторонами медиативного соглашения - со дня подписания такого соглашения; заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения; заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, - в день направления данного заявления; заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации - со дня получения медиатором данного заявления; истечение срока проведения процедуры медиации - со дня его истечения.

Предназначение медиации: первую очередь, - обсудить, проработать и решить сложную ситуацию. В этом обсуждении должно быть место различным точкам зрения, часто несовместимым взглядам на события или варианты выхода из трудного положения. Принцип самоопределения сторон остается решающим в ходе всей медиации. Решения становятся именно решениями только в том случае, если каждый отдельно взятый участник (потерпевший и подозреваемый) признает их таковыми. В конфликтных ситуациях нарушается способность к диалогу и конструктивному взаимодействию. Достигая положительного сдвига на пути к восстановлению этой способности, медиаторы добиваются того, чтобы каждый участник был услышан, чтобы к нему относились с уважением. Только так становится возможным преодоление конфликтных эмоций, размывание отрицательных чувств. Вслух проходит обсуждение не только сути дела, но и ценностей, и интересов. В идеале после окончания медиации эмоциональный диссонанс между сторонами (потерпевшим и правонарушителем) должен исчезнуть. Это не означает обязательную гармонизацию или всепрощение, но понимание, ясность и умение управлять возможными оставшимися противоречиями - обязательный результат медиации.

Развитие уголовно-процессуального права – постоянный процесс, следующий за изменением общественных отношений, которые оно регулирует. При отсутствии такого развития возникает разрыв между отношениями, складывающимися в обществе, и их правовым регулированием.

К сожалению, отечественная правовая система в сфере уголовного судопроизводства характеризуется тем, что многие ее правовые институты не используются должным образом, хотя могли бы, при правильном подходе, значительно упростить достижение целей, закрепленных в законодательстве.

Одним из таких институтов является примирение сторон, закрепленное в ст. 25 УПК РФ, и разновидность такого примирения сторон – медиация.

Что представляет собой институт примирения сторон, медиация в уголовном судопроизводстве в настоящее время, и каким образом медиация может дополнить и развить примирение сторон?

Примирение сторон – совместная деятельность потерпевшего и обвиняемого по достижению приемлемого результата для обеих сторон в рамках уголовного дела, закрепленного в соглашении между ними, выраженного в возмещении вреда потерпевшему обвиняемым в обговоренной форме и в отказе потерпевшего от требования привлечь обвиняемого к уголовной ответственности.

Примирение сторон означает оформленный в надлежащей процессуальной форме отказ потерпевшего от своих первоначальных претензий и требований к лицу, совершившему преступление, отказ от просьбы привлечь его к уголовной ответственности или просьбу прекратить уголовное дело, возбужденное по его заявлению; другими словами – прекращение конфликта между виновным и потерпевшим путем восстановления нарушенных преступлением отношений.

Медиация не закреплена в российском уголовно-процессуальном законодательстве, УПК РФ не содержит норм о возможности использования посредников для достижения примирения между сторонами, не регулирует вопросы участия государственных органов в данной деятельности.

Тем не менее медиация в уголовном судопроизводстве является предметом оживленной дискуссии в научных кругах в качестве альтернативы традиционному уголовному преследованию.

Законодатель видит место медиации в отечественном правовом регулировании исключительно в рамках цивилистики, чему свидетельствует федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в соответствии со ст. 1 которого медиация применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

А.П. Гуськова и Д.В. Маткина определяют медиацию, как процесс совместного решения проблемы участниками конфликта, шансы которого на успех высоки в силу особых процессуальных условий и профессиональной помощи медиатора в осуществлении взаимодействия сторон на пути к урегулированию спора; внесудебное урегулирование споров между субъектами при участии незаинтересованной стороны.

Е.В. Марковичева определяет медиацию как форму разрешения уголовно-правового конфликта путем прекращения уголовного преследования в связи с примирением, проведенным профессиональным посредником (медиатором).

Л.В. Головко определяет медиацию как любые процедуры, в рамках которых пострадавшему и правонарушителю предоставляется возможность, в случае их добровольного на то согласия, принимать активное участие в разрешении проблем, возникших в результате преступления, с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора).

Представляется, что медиацию в уголовном судопроизводстве можно определить как примирение сторон, достигаемое с помощью независимого от участников уголовного судопроизводства посредника (медиатора) в выработке соглашения между сторонами, обратив внимание на два существенных момента.

Во-первых, медиация должна осуществляться в рамках процедуры примирения сторон, в соответствии со ст. 25 УПК РФ.

Почему важно следовать именно этой процедуре?

Прежде всего, потому что введение отдельной процедуры медиации в уголовном судопроизводстве может привести к путанице в правовом регулировании.

Для того, чтобы медиация работала, а не была лишь закрепленной на бумаге процедурой, необходим механизм. По примирению сторон механизм есть. Он не совершенен, он допускает злоупотребления, но он есть и работает, для этого достаточно ознакомиться с судебной статистикой. Введение независимого от участников уголовного судопроизводства посредника позволит придать необходимый импульс развития правовому институту примирения сторон, который при использовании в полной мере с должной эффективностью позволит значительно разгрузить правоохранительную систему при выполнении назначения уголовного судопроизводства, закрепленного в ст. 6 УПК РФ.

Во-вторых, медиатором может быть только лицо независимое от всех участников уголовного судопроизводства.

В научных статьях встречается мнение, что медиатором может выступать, например, суд, точнее, судья, используя приемы медиации, сможет подтолкнуть стороны к примирительным процедурам. Представляется, что это неверная позиция. Медиатором может быть лишь независимое лицо. Если суд, органы предварительного расследования или прокуратура будут «подталкивать» потерпевшего и обвиняемого к примирительным процедурам, то возможно подозрение или даже уверенность в заинтересованности этих лиц, что является прямым нарушением ст. ст. 7 и 15 УПК РФ.

Введение в институт примирения сторон медиатора именно как независимого как от обвиняемого, так и от потерпевшего лица позволит дать дополнительные гарантии соблюдения принципов уголовного судопроизводства при примирении сторон.

Список литературы

1. Багмет А. Прекращение уголовных дел судом в связи с примирением сторон // Законность. 2007. № 4. С. 38-40.

2. Волеводз А.Г., Дубровин В.В. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлением, по законодательству США // Юридический мир. 2010. № 4. С. 35-42.

3. Волеводз А.Г., Дубровин В.В. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлением, по законодательству зарубежных стран // Юридический мир. 2009. № 11. С. 50-67.

4. Воскобитова Л.А. Перспективы развития института примирения сторон в уголовном судопроизводстве России // Мировой судья. 2007. № 1. С. 8-11.

5. Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. СПб. 2002. 544 с.

6. Головко Л.В. Институт уголовно-правовой медиации и его перспективы в Российской Федерации // Закон: Апрель. 2009. № 4. С. 127-135.

7. Гуськова А.П. Медиация как метод восстановительного правосудия в уголовном судопроизводстве // Уголовный процесс. 2009. № 10. С. 25-27;

8. Гуськова А.П., Маткина Д.В. Медиация в уголовном процессе // Российский судья. 2009. № 2. С. 34-37.

9. Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М., 2004. 320 с.

10. Дубровин В.В. Возмещение вреда, причиненного преступлением, путем компенсации со стороны государства (отечественный и зарубежный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. № 3. С. 15-19.

11. Дубровин В.В. Государственная компенсация потерпевшему вреда, причиненного преступлением // Законодательство. 2010. № 11. С. 75-78.

12. Дубровин В.В. Из истории развития правового регулирования института гражданского иска в уголовном процессе России // История государства и права. 2009. № 4. С. 20-23.

13. Дубровин В.В. От примирения сторон к медиации в уголовном судопроизводстве России // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2011. № 1. С. 90-95.

14. Дубровин В.В. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлением, по законодательству Федеративной Республики Германии // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 4. С. 31-36.

15. Дубровин В.В. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлением, по законодательству Французской Республики // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. № 1. С. 18-23.

16. Дубровин В.В. Регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного преступлением, в международно-правовых документах Организации объединенных наций // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 1. С. 26-33.

17. Комбарова Е.Л. Процессуальные особенности примирения сторон при рассмотрении уголовных дел мировыми судьями России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2007. № 1. С. 291-293.

18. Марковичева Е.В. Потенциальные возможности института медиации в ускорении российского уголовного судопроизводства // Современное право. 2009. № 11. С. 114-116.

19. Пахомова С.Ю. Правовые и социальные предпосылки становления примирительных процедур (в том числе медиации) в уголовном процессе России // Третейский суд. 2010. № 1. С. 143- 150.

20. Попаденко Е.В. Альтернативные средства разрешения уголовно-правовых конфликтов в российском и зарубежном праве. М., Издательство «Юрлитинформ», 2009. 176 с.

21. Рябцева Е.В. Судебная деятельность в состязательном уголовном процессе. Воронеж, 2005.320 с.

На сегодняшний день чрезвычайно злободневна проблема внедрения в отечественный уголовный процесс элементов восстановительного правосудия, которое уже длительное время применяется во многих странах мира. Теория восстановительного правосудия сформировалась как альтернатива классическому уголовному преследованию, которое на данном этапе общественного становления не позволяет в полной мере результативно решить уголовно-правовой конфликт и должным образом отстоять права потерпевшего.

В странах Западной Европы вероятность и потребность применения программ альтернативного решения споров возникла только в 80-х годах ХХ века. Среди ученых и юристов США мысль о возможности введения в судебную систему США альтернативного способа решения конфликта, когда спор стремятся решить обе стороны независимо от подведомственности и подсудности, зародилась в начале 90-х годов ХХ века. Медиация, в свою очередь, заняла среди них ведущее место как один из методов достижения консенсуса.

В уголовном судопроизводстве медиацией между потерпевшим и правонарушителем является процедура, благодаря которой потерпевший и обвиняемый по обоюдному согласию могут достичь консенсуса по и примирится. Посредником урегулирования конфликта путем примирения является медиатор, который содействует сторонам в реализации их прав на примирение, обеспечивает установление между ними контакта, организовывает и проводит сам процесс медиации. Под примирением сторон необходимо понимать добровольное волеизъявление потерпевшего на прощение лица, совершившего преступление, и достижению с ним согласия о порядке, размере, условиях возмещения ущерба, который был причинен преступлением.

Рассматривая медиацию как дополнение к официальному правосудию, очень важно обратить внимание на то, что она применяется синхронно с официальной системой в случаях совершения и более тяжких преступлений. Также медиация может применяться и после вынесения приговора по уголовному делу или даже отбывания наказания.

Медиация по своему характеру является процедурой менее формальной по сравнению с уголовным судопроизводством и необходимой для обеспечения установления контакта между сторонами, учета их особенностей, поиска возможного варианта решения конфликта без жестокого контроля со стороны государства.

Процесс заключения соглашения о примирении состоит в письменном оформлении тех договоренностей между сторонами, которые были достигнуты в предшествующих стадиях. По завершении переговоров медиатор готовит и подает в орган, который направил дело на медиацию предварительный отчет о результатах проведения медиации. Приложением к предоставленному отчету является соглашение между сторонами.

Также необходимо отметить что, если примирение не было достигнуто, то это не может быть основанием для отягощения ответственности лица, поэтому следует предусмотреть положение о том, что не достижение между обвиняемым и потерпевшим примирения не имеет юридического значения и не может быть использовано против обвиняемого при решении вопроса о его ответственности и наказания.

На сегодняшний день весьма актуальным вопросом является медиация при участии несовершеннолетних.

Особенность медиации с участием несовершеннолетних заключается в их правовом статусе. В связи с этим следует установить повышенные требования к медиаторам, работающих с несовершеннолетними, установить целесообразность привлечения квалифицированного психолога или педагога. Необходимо также разграничивать процедуру проведения медиации с участием несовершеннолетних, впервые совершивших правонарушения и при повторном совершении. Поскольку в первом случае целью медиации должно быть предотвращение совершения повторного преступления, а во втором - возмещение или устранение соответствующего вреда потерпевшему.

Исходя из выше изложенного, следует закрепить положение об обязательной передаче уголовного дела, участником которого выступает несовершеннолетний, на медиацию путем вынесения постановления о рассмотрении дела с участием медиатора или постановления о направлении дела на рассмотрение в порядке восстановительного правосудия. Проведенная работа позволяет сделать выводы о том, что институт медиации в нашей стране должен существовать и развиваться, поскольку он позволяет, кроме примирения сторон, достичь перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя и в перспективе снизить уровень рецидива и взрослой преступности.

Итак, медиация в уголовных делах является очень перспективным институтом. В действующем отечественном законодательстве существует достаточно предпосылок для внедрения института медиации. Практическая актуальность проблемы медиации заключается в том, что, помимо чисто уголовно-правового значения, она имеет определенные уголовно-процессуальные аспекты, а также играет профилактическую роль в борьбе с преступностью.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 2410-700Х

агентства.

В азиатском регионе существуют страны, которые, можно сказать, примирились с коррупцией. Здесь в пример можно поставить Таиланд, в котором, по результатам опроса населения, 68,5% населения мирятся с коррупцией.

Таким образом, опыт азиатских стран по борьбе с коррупцией показывает, что наиболее эффективны антикоррупционные меры там, где структуры, создаваемые для борьбы с изучаемым явлением, независимы и подчиняются исключительно главе государства. Список использованной литературы:

1. Бутков А.В. Зарубежный опыт повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1 (33). С.225-232

2. Луданова В.Г. Противодействие коррупции в отдельных странах Азиатско-тихоокеанского региона: сравнительный анализ// Сборник статей международной научно-практической конференции «Наука, образование и инновации» (Казань, 12.07.2017). Стерлитамак: АМИ, 2017. - С.151-153.

3. Смирнова Л.Н. Принцип прозрачности и борьба с коррупцией в КНР: мировой опыт и «Особая китайская модель» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2013. №18. С.349-358

4. Суханов В.А. Коррупция в органах государственной власти как глобальная проблема // Вестник МГИМО. 2013. №4 (31). С.212-218

5. Шаликова Наталья Ивановна Особенности противодействия коррупции в Сингапуре // Вестник БГУ. 2015. №2-2. С.323-324

© Луданова В.Г., 2017

Минаева Венера Данисовна

МЕДИАЦИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация

Тема статьи посвящена медиации в уголовном судопроизводстве. Предпосылки к медиативной процедуре заложены в законодательстве, но не развиты. Урегулирование конфликтов возложено на сторон

Ключевые слова Медиация, уголовное судопроизводство, беспристрастный.

В современном уголовно-процессуальном законодательстве нет четкого закрепления медиации, как самостоятельной процедуры, единственное, что имеется на сегодняшний момент это Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ (последняя редакция). Однако данный закон в основном касается гражданского судопроизводства. Но нельзя сказать, что в УПК РФ нет предпосылок к медиативной процедуре, так статья 25 УПК РФ закрепляет: «Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_

причиненный ему вред».2 В данном случае роль медиаторов исполняют адвокаты. Однако у адвоката цель отстаивать интересы своего доверителя, что не согласуется с назначением медиатора - независимого, беспристрастного третьего участника переговоров.

Прекращаемые дела за примирением сторон, в уголовном процессе есть значительный круг дел, по которым обвиняемый и потерпевший вступают в переговоры с целью достижения определенного компромисса. Это связанно с наличием такого смягчающего наказание обстоятельства, как «добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему» (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).3

Есть еще один разряд уголовных дел, по которым обвиняемый и потерпевший на законных основаниях самостоятельно регулируют взаимные требования. Это дела, рассматриваемые в порядке гл. 40 УПК РФ при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением рассмотрение дела в особом порядке. Но обязательным условием выступает согласие потерпевшего (ч. 1 ст. 314 УПК РФ). Такое волеизъявление потерпевший высказывает, если ущерб, причиненный преступлением, ему возмещен.4

УПК РФ допускает переговоры для обвиняемого и потерпевшего с целью сглаживания уголовно-правового конфликта по значительному количеству уголовных дел с целью: а) прекращения дела за примирением сторон; б) смягчения наказания виновному в связи с возмещением потерпевшему ущерба от преступления. Эти дела выступают той необходимой основой, на которой возможна регламентация процедуры медиации в уголовном судопроизводстве.5

Как видно из анализа уголовно-процессуального законодательства в настоящее время имеется ряд конфликтных ситуаций, право урегулирования которых закон предоставляет самим сторонам: обвиняемому и потерпевшему. Однако порядок проведения ими переговоров, а также юридическая значимость достигнутого компромисса еще не получили нормативного закрепления. Применение в данном случае медиации во многом разрешило бы эту проблему.

© Минаева В.Д., 2017

Минаева Венера Данисовна

Магистр 2 курс юр. фак-та, Набережночелнинский институт К(П)ФУ

МЕДИАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация

Тема статьи посвящена медиативной процедуре в зарубежных странах. Ее история становления. Развитие института медиации в зарубежных странах.

Ключевые слова Медиативная процедура, зарубежные страны, судебная медиация.

Первая программа медиации в отношении лица, совершившего противоправное деяние появилась в 1974 г. в Канаде, штат Онтарио. Распространение в Канаде получила не только медиация, но и другие

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ [ред. от 17.04.2017] [с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2017] // Российская газета. 2001. 22 декабря.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. №63-Ф3 [ред. от 17.04.2017] // Российская газета. 1996. 17 июня.

4 Арутюнян А.А. Медиация в уголовном процессе: дис. ... канд. юр. наук. Москва, 2012. С. 208.

5 Арутюнян А.А. Медиация в уголовном процессе: дис. ... канд. юр. наук. Москва, 2012. С. 412.

В последнее время в уголовно - процессуальное законодательство многих зарубежных государств активно внедряются различные процедуры восстановительной юстиции.

Восстановительная юстиция основана на применении примирительных процедур и, в частности, процедуры медиации, которая представляет собой способ разрешения уголовно-правового конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора), который может быть использован в случае добровольного согласия на это пострадавшего (потерпевшего) и правонарушителя (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого) для разрешения проблем, возникших в результате совершения преступления .

Действующее российское уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает процедуру медиации в качестве способа разрешения уголовно-правового конфликта. Однако все больше исследователей подчеркивают необходимость внедрения процедуры медиации в российский уголовный процесс.

Вопрос относительно внедрения процедуры медиации в российский уголовный процесс в настоящее время все ещё открыт. Для ответа на этот вопрос необходимо, на наш взгляд, тщательное изучение опыта и практики применения в зарубежных государствах процедуры медиации в уголовном судопроизводстве. Институт медиации уже давно применяется в уголовном судопроизводстве различных зарубежных стран (США, Англии, Новой Зеландии, Германии, Австрии), а также в некоторых странах СНГ: Республики Беларусь, Молдавии, Киргизии, Казахстане. Также Комитетом министров Совета Европы 15 сентября 1999 года была принята Рекомендация № Я (99) 19, посвященная применению процедуры медиации в уголовных делах.

Институт медиации на законодательном уровне в зарубежных государствах закреплен по-разному. В некоторых странах нормы о медиации закреплены как в Уголовно - процессуальном кодексе (например, Польша, Австрия, Бельгия, Франция), так и в Уголовном кодексе (например, Германия, Польша). Также в некоторых государствах приняты отдельные законы:

  • - о ювенальной юстиции, в которых регламентированы вопросы медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (например, Финляндия, Германия),
  • - о посредничестве, в которых регламентированы вопросы применения медиации по уголовным делам, как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении взрослых (например, Норвегия).

Процедура медиации в зарубежных странах имеет общие и особенные черты. К общим чертам можно отнести то, что данная процедура применяется, в подавляющем большинстве, по преступлениям небольшой и средней тяжести, если такие преступления совершены впервые или преступления совершили несовершеннолетние. Однако, государства, в целях ускорения, упрощения и гуманизации уголовного процесса, проявляют интерес и готовность расширить область применения медиации по уголовным дела, а государства, в которых медиация по уголовным делам еще не предусмотрена, ищут пути постепенного внедрения медиации в уголовный процесс путём экспериментальных программ.

Так, в Финляндии с 1983 по 1985 г.г., процедура медиации по уголовным делам была внедрена как экспериментальная, на базе трех муниципалитетов. К 1991 году количество муниципалитетов, применяющих процедуру медиации, возросло до 40, а к 1996 году до 280 (3/4 от всех муниципалитетов). Применение медиации по уголовным делам в Финляндии долгое время носила неформальный характер, пока в июне 2006 не вступил в силу Закон о примирении в уголовных и некоторых гражданских делах, включающий положения об организации служб медиации, о порядке финансирования медиативных процедур и о правилах проведения самой процедуры.

С 1985 года медиация по уголовным делам в отношении несовершеннолетних была внедрена в Австрии в качестве эксперимента, а в 1989 году ее закрепили па законодательном уровне. С 1992 медиацию по уголовным делам начали применять и в отношении взрослых лиц, совершивших преступления, а в 2003 году в Австрии был уже принят Закон о медиации .

Особенности процедуры медиации в уголовном судопроизводстве зарубежных стран связаны с их национальными особенностями.

Так, в Великобритании, в зависимости от стадии уголовного процесса, выделяют полицейскую и судебную медиацию. Отличие полицейской медиации от судебной заключается в том, что полиция перед принятием решения о возбуждении уголовного преследования может передать материалы дела в службу медиации, которая обычно состоит из членов службы пробации, представителей соответствующих общественных организаций. При этом в Великобритании медиация по уголовным делам, независимо от формы, может применяться по всем категориям преступлений .

В Португалии, согласно Закону N 21/2007 «О медиации», на разрешение с помощью названной процедуры могут быть переданы уголовные дела о преступлениях против личности или собственности, относящиеся к категории дел частного или частно-публичного обвинения, максимальное наказание за совершение которых не превышает пяти лет лишения свободы. Медиация не может применяться по делам о преступлениях в отношении лиц, не достигших возраста 16 лет, и против половой свободы и неприкосновенности, а также в случае применения упрощенных процедур рассмотрения дела. Медиация может быть инициирована прокурором па любой стадии предварительного расследования. Стороны процесса также вправе ходатайствовать о проведении процедуры медиации для разрешения конфликта .

В настоящее время также активно применяют медиацию в уголовном судопроизводстве некоторые страны СНГ, например Молдова и Казахстан.

В Молдове Закон о медиации действует с 2007 года. При этом медиацию можно применять по всем преступлениям, однако, если это дела частного обвинения, то дело подлежит прекращению, если публичного - медиация учитывается как смягчающее вину обстоятельство. Более того, примирение сторон возможно и после вступления обвинительного приговора в законную силу, а также и после отбытия наказания. Ведь если осужденный осознал тяжесть совершенного преступления и по моральным и нравственным основаниям решил примириться с пострадавшей стороной, то препятствовать в этом никто не вправе. Вместе с тем процесс медиации ие заменяет и не приостанавливает уголовный процесс, а факт участия в медиации не может служить доказательством признания вины.

В Республике Казахстан применение медиации в уголовном судопроизводстве стало возможным после принятия Законов Республики Казахстан от 28 января 2011 г. N 401-IV «О медиации» и от 28 января 2011 г. N 402-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации». Так, ст. 67 УК РК закрепляет, что виновное лицо освобождается от ответственности при заглаживании вреда по категориям преступлений небольшой тяжести и впервые совершенных преступлений средней тяжести, если при этом не причинен тяжкий вред здоровью или смерть. В связи с принятием вышеуказанных Законов, данные действия стороны могут осуществить при помощи медиации. Применение медиации в Казахстане возможно на любой стадии процесса (в том числе и до возбуждения уголовного дела). При этом УПК РК определяет процессуальный статус медиатора, права участников судопроизводства на инициирование процедуры медиации, сроки проведения медиации, последствия заключения договора о медиации итд.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что внедрение процедуры медиации в уголовное судопроизводство направлено на уменьшение нагрузки судов, гуманизацию уголовного судопроизводства, а также сокращению уголовных наказаний и разгрузку уголовно-исполнительной системы. Однако, как показывает опыт зарубежных государств, внедрение медиации в национальное уголовное судопроизводство - довольно продолжительный процесс, характеризующийся поэтапным принятием соответствующих законодательных актов и устранением противоречий с традиционными институтами уголовного судопроизводства.

Денисюк А.М.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н., доцент Г.И. Седова

  • См.: Забуга Е.Е. Медиация как альтернативная форма уголовного преследованиянесовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2014. С. 104.
  • См.: Гроенхейзен М. Медиация жертвы и правонарушителя: правовыеи процедурные гарантии. Эксперименты и законодательство в некоторых европейских странах // Восстановительное правосудие. М., 2003. С. 38.
  • См.: Блакитная О.С. Правовое регулирование процедуры посредничествана общеевропейском уровне // Третейский суд. 2007. N3.0. 104.
  • См.: Большова А.К. О примирительной процедуре с участием посредника // Журнал российского права. 2008. N 5. С. 98 - 103.