Какой город 1 время назывался чкалов. «Волжская атлантида»: село Василёво, ныне город Чкаловск

На вопрос Какой город одно время назывался Чкалов? заданный автором **З@ Любовь... лучший ответ это Оренбург 1938-1957 годы

Ответ от Испросить [гуру]
Город Оренбург основан 19(30) апреля 1743 года. До этого его дважды закладывали в других местах. Первый раз специальная экспедиция, называвшаяся в целях обеспечения секретности "известной", заложила Оренбург у впадения реки Орь в Яик 31 августа 1735 года. Начальником ее был инициатор освоения края, обер-секретарь Сената И. К. Кирилов. Город по ряду причин сразу строить не стали, но Оренбургом некоторое время называли малую крепость, заложенную 15 августа, и предназначавшуюся для прикрытия будущего города с востока. Из этой крепости позже появился город Орск, теперь это, так называемый, "старый город". В 1737 году экспедицию переименовали в Оренбургскую комиссию, начальником которой, в связи со смертью И. К. Кирилова, назначен был известный административный деятель и ученый В. Н. Татищев. Он пришел к заключению, что место для административного центра края не удобно, так как оно слишком удалено и "все нужное к жительству получать туда принуждено с великим трудом и дороговизною", к тому же оказалось, что в большое половодье местность заливается. По его представлению, но уже в его отсутствие, в 1739 году начали подготовку к строительству Оренбурга у урочища Красногор; 6 августа 1741 года заложили его, произвели некоторые работы, но строить не начали из-за спора между инженерами о необходимости некоторого изменения расположения города. Новый начальник комиссии, контрадмирал и тайный советник И. И. Неплюев, прибывший весной 1742 года на место службы, нашел расположение города у Красной горы неподходящим, и летом 1742 года выбрал то, где сейчас расположен исторический центр Оренбурга. История подтвердила правильность этого выбора. Более двух с половиной веков спустя Оренбург остается административным и хозяйственным центром обширной территории. Строился он как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России; Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостинный и меновой дворы, таможня. Город и крепость строились одновременно. Крепостная ограда - земляной вал - в плане представлял собой овал с выступающими из него десятью бастионами и двумя полубастионами. Вал начинался на набережной, там, где сейчас установлено орудие как памятник обороны Оренбурга во время гражданской войны. Отсюда он шел по направлению к удице Бурзянцева, составляя перекресток с улицей Максима Горького вне крепости, и дальше по улице Бурзянцева и ее геометрическому продолжению до стадиона "Динамо", пересекая Хлебный переулок у дома 2 и улицу Володарского у перекрестка с улицей 9-го Января. Затем вал шел севернее улицы Володарского до Комсомольской, откуда, меняя направление на восточное, затем на юго-восточное, проходил севернее Лечебного переулка на улицу Студенческую, через территорию сельскохозяйственной академии и, постепенно поворачивая на юг, оканчивался у водоканала. Таковы были пределы города при закладке, эта же территория называлась собственно городом вплоть до упразднения крепости в 1862 году.


Ответ от Андрей захаров [гуру]
Оренбург


Ответ от Бракосочетание [эксперт]
Оренбург


Ответ от Oldest [гуру]
В 1938-1957 годах так назывался г. Оренбург!


Ответ от Домонгол [гуру]
Словарь современных географических названийОРЕНБУ́РГ (в 1938-57 гг. Чкалов) , адм. центр Оренбургской обл. при впадении р. Сакмара в р. Урал. 549 тыс. жителей (2002). Основан в 1735 г. в устье р. Орь (в районе совр. Орска) , в 1740 г. перенесён вниз по течению р. Урал в урочище Красная гора, а в 1743 г. - на совр. место. Строился как город-крепость опорной линии для защиты юго-вост. рубежей России; центр торговли с азиатскими народами. В 1920-25 гг. столица Казахской АССР. Архит. памятники XVIII-XIX вв. : Гостиный двор, караван-сарай (архитектор А. П. Брюллов) и др. В городе 4 НИИ, 8 гос. вузов, 5 театров, филармония, 4 музея, планетарий, цирк. Маш-ние и металлообработка, энергетика, газо- и нефтедоб. , нефтепер. , пищ. , лёгкая пром-сть, пр-во стройматериалов. Здесь производится лучшая в России элементарная сера, находится крупнейший в Европе и 2-й в мире гелиевый завод. Жел. -дор. узел, аэропорт. Отбывали ссылку декабристы, поэты Т. Г. Шевченко, А. Н. Плещеев; род. и отбывал ссылку композитор А. А. Алябьев.

Т.И. ГЕРАСИМЕНКО
доктор геогр. наук, зав. кафедрой географии и регионоведения,
декан геолого-географического факультета
Оренбургского государственного университета

Выезд из Оренбурга. Фото Дядя Ванятка, фотосайт.ру

«Я недавно услал к своим вид, снятый неискусною, но услужливою рукою с зауральской природы, сидя на вышке оренбургского менового двора, или, пожалуй, на крыльце бывшего губернаторского дома, все равно; видом этим я служить не могу, потому что я его услал; но если вам угодно сделать снимок, не имея подлинника, то возьмите в руки перо или карандаш, положите перед собою большой лист бумаги или склейте их несколько десятков вместе; начните карандашом с одного конца и ведите прямо, до другого края бумаги, а потом подпишите выше черты: небо, а ниже: земля, и я, не видав художественного произведения вашего, скреплю: с подлинным верно, приложу и руку и печать, или, пожалуй, тамгу, которая здесь, у нас, занимает место креста нашего безграмотного мужика и к коей мусульмане здешние оказывают большое уважение, уверяя что сам Чингисхан роздал во все роды и племена рукоприкладные знаки. Итак, вы познакомились с видом в зауральскую степь; справедливость требует, однако же, сказать, что такой печальный вид степь представляет только, начиная от Оренбурга до взморья; Оренбург, по уверению книжников, стоит мало выше океана; здесь-то и степь наша принимает вид сухого моря. Выше - места разнообразные, частью гористые и лесистые; но бедный Оренбург, перенесенный с места на место до трех раз, судьбы своей не миновал: он наконец-таки расположился в безлесной и голой пустыне».

В.И. Даль. Бикей и Мауляна

«Сегодняшний Оренбург с полумиллионным населением сохраняет свое очарование. Красивые неоклассические дворцы города находятся по соседству с улочками с деревянными домами, окна которых, кажется, являются воплощением вечной России. Я возвращаюсь из Оренбурга, который меня соблазнил, восхитил и покорил. Часть моих предков жила там, и я решил отправиться туда. Оренбург стал как бы последним местом моего паломничества перед тем, как я покину этот мир».

М. Дрюон. Газета «Фигаро»
Цитируется по:
И. Савельзон// Лехаим.
Сентябрь, 2005

Вопросы без ответов

В статье, посвященной Владивостоку, Т.Г. Нефедова и А.И. Трейвиш справедливо заметили: «В России есть регионы с особой судьбой» («География», № 15/2006). Следует уточнить: в России каждый регион имеет особую судьбу. Таково и Оренбуржье. Присоединенный к России позже многих других (даже после Сибири и Дальнего Востока) по причинам и мотивам, которые являются предметом многочисленных споров современных исследователей, регион то процветал и оживал (при этом сам Оренбург становился центром огромной губернии, городом, куда стекались торговые караваны азиатских и российских купцов), то приходил в упадок из-за разорения изнурительными восстаниями аборигенов либо вследствие ослабления интереса России к этой территории. В любом случае, во все времена город и регион жили своей жизнью, были самодостаточными, а население отличалось трудолюбием, любовью к земле и к своему городу. Людям некогда было выяснять отношения: они трудились - выращивали хлеб, разводили скот, растили детей. Сам облик современного города, без архитектурных изысков, но в то же время крепко стоящего на земле, располагает к труду. Оренбуржцы не привыкли отдыхать, поэтому и мест для отдыха в городе немного. Любимым местом отдыха (или труда?) для большинства горожан является дача, кормилица, которая и называется здесь «сад-огород».

Оренбург - город разный, многогранный, его пространство многослойно, а образ сложен, неоднозначен и противоречив, что связано с его маргинальным положением, насыщенной событиями историей, поликультурностью населения. Маргинальность территории (от marginal - край) предопределяет то, что нередко можно выразить только через отрицание: «не-Европа» и «не-Азия»; «не-Урал» и «не-Поволжье»; «не-Россия» и «не-Казахстан». При характеристике Оренбурга больше вопросов, чем ответов: само его существование - результат дальновидной политики российского государства или политической авантюры его представителей? Оренбург - поликультурный рай или клубок будущих противоречий? Это город с большим будущим или «мертвый» город, любые вложения в развитие которого абсолютно бесперспективны? Это центр инноваций или сырьевой придаток центральных российских регионов и зарубежных стран? Окрестности города - степной рай или экологическая пустыня?

План Оренбурга. Обращают на себя внимание исторические названия: Берды (на северо-западе), Аренда (на западе), Форштадт (на востоке)

Оренбург - город центральный (экономический и политический центр трансграничного региона) или периферийный (утраченные административные и транспортно-географические позиции, провинциальная пустыня - «дыра»)? Это ворота в Азию (таковым он замышлялся, так и развивался до определенного времени) или задворки российской цивилизации (город у границы, лишенный прямой транспортной связи с большинством регионов России)? Это культурный центр (поэты, писатели, художники, музеи, театры, филармония и любители классической музыки, университеты, библиотеки, национально-культурные и религиозные центры) либо город, который характеризуется полным бескультурьем («Азия-с», грубые люди, которые не подают дамам пальто, грязный, замусоренный город)? Это спокойный (тихий, провинциальный) либо криминальный город (транзит наркотиков и наркоторговля, пышные похороны и безумно дорогие памятники криминальным авторитетам на городском кладбище)? Это город индустриальный (газ, нефть, НПО «Стрела») либо сельскохозяйственный (пуховые козы, целина, пшеница, сады-огороды)? Сама постановка этих вопросов - результат маргинального положения, а однозначных ответов на них быть не может.

Территория региона мало известна за ее пределами. Разумеется, многие слышали об Оренбурге, но в большинстве случаев представления о нем (если таковые вообще есть) весьма далеки от реальности. Это явно не место паломничества туристов, и вряд ли таковым станет в ближайшее время. Вместе с тем это город (и регион), не лишенный экзотики. Какие аналогии возникают чаще всего с ойконимом «Оренбург»? Оренбургский пуховый платок. Уральские горы. Степь. Пугачев. Казаки. Всё? Платок - бренд, раскрученный благодаря известной песне на стихи В. Бокова. Но песню молодежь уже не помнит, а платков не носит. Гор здесь практически нет, лишь отроги. Степь распахали в годы освоения целины.

Смоленские студенты-географы описали свои ассоциации с Оренбургом до поездки сюда в следующих выражениях: эклектика, «микс» азиатской и европейской культур, верблюды, тихий провинциальный город, почти деревня. Молодые люди в Перми сообщили, что Оренбург - это город где-то в Сибири, а красноярцы решили, что в Германии (это к вопросу о географическом образовании в средней школе, которое заведомо хуже лингвистического: немецкое название уловили сразу).

После знакомства с городом и горожанами одни меняют взгляд к худшему («не за что зацепиться взгляду», «серый», «низкий» город, «грубые водители», «продавцы хамят», «мало мест для отдыха и прогулок»), другие, напротив, характеризуют Оренбург как «очень хороший», «приветливый» город с нераскрытым потенциалом. В этих противоречивых взглядах нет ничего удивительного. Все зависит от времени, мест посещения, контактов. Приехавшие сюда впервые отмечают замусоренность улиц, плохие дороги. Однако, пожив здесь, привыкают и перестают обращать внимание на такие мелочи. Но большинство не принимают плохо обустроенный город и уезжают. Область имеет отрицательное сальдо миграций за счет межрайонного обмена, несмотря на положительное сальдо внешних миграций. Лучше всего приживаются здесь выходцы из Средней Азии и Кавказского региона. Сложнее складываются отношения с Оренбуржьем у мигрантов из Сибири, Дальнего Востока и прочих лесных районов.

Коренные оренбуржцы не замечают и не пытаются объяснить многие тонкости. Они просто живут и любят свой город. «Оренбург - это наша родина, и мы его любим таким, какой он есть». Город вполне устраивает молодых жителей, особенно тех, кто не бывал в других местах. Уехавшие в столицу и другие крупные города на учебу, как правило, не возвращаются. Но часть посетивших более крупные российские города вполне довольны Оренбургом и ценят его. Город «не слишком большой», «легко перемещаться практически в любую его часть»; «город меняется к лучшему»: «обустраивают дворики, сажают цветы»; подъезды, по их мнению, чистые и ухоженные. Вместе с тем оренбуржцы отмечают, что город проигрывает по внешнему облику, например, Екатеринбургу или Челябинску.

Образ Оренбурга, сложившийся в сознании оренбуржцев, мифологичен. Мифы связаны с преувеличением роли тех или иных лидеров, места города в экономической, политической и культурной жизни страны и региона, тех или иных событий. Справедливо замечено, что роль Пушкина, который провел здесь всего 3 дня, явно преувеличена. А вот о В. Дале мало известно, несмотря на то, что он прожил здесь 8 лет и оставил богатейшее литературное наследие. Вряд ли горожане объяснят, где находится совсем небольшая улица Даля. Явным преувеличением является образ В.П. Чкалова, с которым во многом связан образ Оренбурга . Одна из главных улиц города носит его имя.

Памятник А.С. Пушкину
у музея истории Оренбурга (гауптвахта)

В последнее время раскручен образ Ростроповичей, живших здесь в годы войны в эвакуации; в Оренбурге целых два музея-квартиры, Институт искусств, конкурсы юных музыкантов. Морис Дрюон после визита в Оренбург также хорошо известен горожанам. А вот Муса Джалиль и Юрий Гагарин, так же как и Владимир Даль, имеют право на большее присутствие в образе города. Несмотря на то, что есть памятник М. Джалилю, мало кто из оренбуржцев расскажет о поэте и герое и назовет его настоящее имя. С Оренбургом связаны имена Тараса Шевченко, Виктора Черномырдина и многих других известный людей.

Окно в Азию или задворки
Российской цивилизации?

Образ Оренбурга географичен. Географичность определяется, прежде всего, положением на границе Европы и Азии, чему множество подтверждений: стела «Европа-Азия», кафе на берегу Урала с зазывающим названием «Евразия», мост с соответствующими символами и даже фуникулер через Урал, содержащий пограничную маркировку. Образ границы частей света представлен широко, несмотря на сомнения относительно ее истинности (по геотектоническим и некоторым другим параметрам следует считать, что граница на самом деле проходит восточнее). Еще Петр I хотел основать в этих краях город - ворота в Азию, отлично понимая потенциальную геополитическую роль территории, но увлекся Европой. Оренбург был основан его последователями на 40 лет позже Петербурга. Не случайно одна из аналогий, часто встречающаяся при характеристике города в художественной, публицистической, краеведческой и научной литературе - сравнение Оренбурга, который нередко называют «окном в Азию», с Петербургом. В. Каганский даже назвал один из своих теоретико-географических этюдов «Степной Санкт-Петербург» (Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. Сборник статей. - М., 2001).

Памятник В.П. Чкалову.
В 1938-1957 гг. город назывался Чкалов

Уже почти навязчивыми и даже банальными стали вопросы: нужно ли нам это окно и для чего на самом деле осваивался Россией этот регион. Это частный случай раздающихся в разных аудиториях мнений, в том числе авторитетных ученых, о том, что присоединение к России некоторых территорий было исторической ошибкой . Авторитетные ученые рассуждают, как было бы замечательно, если бы Россия занимала значительно меньшие площади, поскольку их легче было бы обустраивать. Б.Б. Родоман в одном из выступлений заявил, что восточные регионы России нужны лишь для улучшения экологической обстановки страны.

Мост через реку Урал и пилоны «Европа-Азия»

Сама постановка вопроса представляется странной. О какой России идет речь? Какой России нужны (или, точнее, не нужны) ее пространства (и какие именно)? Европейской России? Москве? Эти пространства уже есть, и это тоже Россия! Они заселены нашими согражданами, родственниками, друзьями. И в этом ракурсе очевидна вся абсурдность такой постановки вопроса, который должен звучать следующим образом: нужна ли России Россия?

Роль города менялась и сильно зависела от геостратегии и геополитики государства. Когда в России приходили к власти «западники», город утрачивал свои позиции. Его роль возрастала, когда Россия обращала свой взор в сторону Средней Азии и Казахстана. Интерес был взаимным. Это регион, где России следовало бы усилить свои позиции, иначе это сделают другие государства . Для этого у нее есть все необходимые предпосылки и даже обязательства: исторические (длительное совместное развитие территории), экономические (сложившийся хозяйственный и инфраструктурный комплекс, взаимная потребность в ресурсах и товарах), гуманитарные (ответственность сопредельных государств за своих граждан, проживающих по обе стороны границы), культурные (этнокультурная, языковая общность), географические (единое пространство). Совместное развитие в течение длительного периода позволяет рассчитывать на определенную роль России в регионе, а географическое и геополитическое положение делают взаимодействие сопредельных регионов неизбежным. В настоящее время характеристика Оренбурга как «окна в Азию», к сожалению, может считаться не соответствующей реальности, преувеличенной. Город создавался и развивался как форпост перед Азией, но со временем утратил эти позиции. Многие шансы были упущены, а напрасно. Один из них пока еще существует и связан с возможным строительством транспортного коридора в Азию. Оренбург еще имеет основания стать звеном этого коридора, хотя и этот шанс почти утерян. Город остался в стороне от главных российских транспортных магистралей, а приграничность требует больших усилий и финансовых затрат по преодолению негативных сторон периферийного положения.

Первый губернатор Оренбурга И.И. Неплюев
окончательно определил местоположение города

Оренбуржцы считают Оренбург культурным и экономическим центром огромного региона, однако это явное преувеличение. Когда-то город был таковым. Он возник как крепость, однако быстро превратился в торговый центр. Киргиз-кайсаки (казахи) постепенно приобщались к торговым отношениям. Они торговали лучшими в регионе лошадьми, баранами и овцами; шкурами волков, лисиц, корсаков, продавали овчинки с молодых ягнят, верблюжью шерсть, а также за-нимались перепродажей, в частности азиатских тканей. Город был центром огромной губернии, его влияние простиралось до Каспийского и Аральского морей на юге, до Башкирии на севере. Несколько лет (с 1920 по 1925 г.) Оренбург был столицейКиргизской (Казахской) АССР, оставаясь губернским центром. После ряда преобразований в 1934 г. была образована Оренбургская область в современных границах. Сейчас в значительной степени центральные позиции Оренбурга утрачены. Даже на территории собственной области нельзя считать его влияние безраздельным (например, западные районы со всей очевидностью тяготеют к Самаре).

Достопримечательность Соль-Илецка (70 км к югу от Оренбурга) - соленое озеро Развал. Утонуть здесь нельзя. В расположенной на берегу озера шахте добывается каменная пищевая поваренная соль высшего качества

Углеводородное сырье, гелий, металлы, другие минеральные ресурсы - главное, что привлекает сюда европейских партнеров, на которых делается ставка. Сырье по большей части вывозится, его запасы не беспредельны. К примеру, весь производимый гелий идет за границу. Роль сырьевого придатка не слишком перспективна и привлекательна, и странно, что это не удручает руководителей. Более того, в «Стратегии развития Оренбургской области», принятой администрацией, несмотря на поставленную цель «инновационного развития», фактически прописан сырьевой путь.

Первый исследователь края П.И. Рычков.
Мемориальная доска

Сейчас возможен поворот геоэкономического и геополитического векторов в сторону Азии в связи с новой политикой нашего государства (укрепление российско-казахстанских отношений, серия новых договоров, в том числе об использовании Карачаганакского газоконденсатного месторождения).

Город-кочевник

Географичность образа Оренбурга определяется не только макро- и мезоположением, но и его природоцентричностью и связана с его месторазвитием - бескрайними степными просторами (Степной поселок, Степная улица), Уралом и Сакмарой (город основан на стрелке), составляющими основу гидрографии, старицей (Урал меняет свое русло), Зауральной рощей (пойменный лес и посадки в левобережной части города, любимое место отдыха горожан), Уральскими горами (которых практически нет) и другими элементами рельефа (гора Маяк); сухим континентальным климатом, снежными морозными зимами, буранами, жарой; суховеями и засухами летом, наводнениями весной, чудным «бабьим летом» осенью. Буранная улица - символическое название. «Оренбургским дождем» называют местные жители знаменитые пыльные бури . Из-за знойной погоды летом город становится ночным: он оживает ближе к полуночи, когда спадает жара.

Оренбург - часть степной цивилизации, город-миф, город-кочевник. Он дважды менял свое положение. Первые два раза место для закладки было выбрано стратегически неудачно. В 1743 г. первый губернатор Оренбурга И.И. Неплюев окончательно определил местоположение Оренбурга и построил его рядом с Бердянской крепостью у впадения в Урал Сакмары.

Аналогия, которая приходит в голову при характеристике Оренбуржья: сравнение степи с морем, а кочевников с пиратами. Еще первый исследователь края П.И. Рычков неоднократно отмечал склонность киргиз-кайсаков к войне. Они грабили караваны купцов, мешая оренбургской коммерции. Лишь действия форпостов оградили от их набегов калмыцкие и русские поселения. После принятия киргиз-кайсаками российского подданства было освобождено из плена много российских граждан. Есть в 264-летнем существовании города что-то от романтики флибустьеров. Возможно, поэтому хорошо выражены в сознании горожан стороны горизонта, что нечасто встретишь в других регионах. Все отлично знают Южный и Восточный поселки, прекрасно ориентируются по сторонам света. Оренбуржец безошибоч-но определит, на какую сторону выходят окна его квартиры.

Оренбург. Водонапорная башня на проспекте Победы

Явным преувеличением и даже мифологизацией можно считать природные красоты окрестностей города, воспетые местными жителями. Степь разнообразна и многолика, но это очевидно лишь для самих оренбуржцев. Приезжие могут оценить это лишь при определенном ракурсе или настроении. К тому же и степи-то настоящей почти не осталось: по большей части ее заменила пашня во время освоения целины. Правда, в настоящее время сельскохозяйственные земли заброшены и по большей части не используются по назначению (выражаясь языком Т.Г. Нефедовой, превратились в «черные дыры»), что должно радовать экологов и огорчать экономистов, однако настоящей степью эти исковерканные ландшафты уже вряд ли станут. Нет единства во взглядах на дальнейшее использование этих территорий даже среди ученых. Одни (например, директор Института степи, член-корр. РАН А.А. Чибилев) убеждены в необходимости вернуться к ограниченному традиционному отгонному животноводству, которое позволит не только сохранить, но и восстановить утраченные ландшафты (копытные - недостающее звено современных оренбургских степей). Распашка недопустима. Эта позиция встречает серьезные возражения. Аргументы таковы: население (и его потребности) гораздо больше, чем было во времена кочевничества, кормовая база ограничена. Следовательно, нужно использовать земли более продуктивно для интенсивного орошаемого земледелия.

Облик города во многом определяет одноэтажная застройка

Оренбург - по сути сельский город. Это город дачников, которые здесь и дачами-то никто не называет. «Сад-огород» - место, куда устремляется душа настоящего оренбуржца, как только первые весенние солнечные лучи начинают растапливать накопившиеся за зиму сугробы. В летнее время перестраивается работа всего городского транспорта. Значительная часть автобусного парка устремляется по дачным маршрутам. Трудно назвать отдыхом самоотверженный труд огородников, однако попробуйте уговорить настоящего оренбуржца отказаться от такого образа жизни. Более того, оренбуржцы хоть и довольно снисходительно, но несколько свысока относятся к тем, кто не имеет сада-огорода, полагая, что это просто лентяи.

Оренбуржцы непременно расскажут о наличии в регионе горных и лесных массивов. И это очередной миф. Есть, конечно, небольшие участки леса на севере, низкогорные ландшафты - на востоке области. Бо"льшая часть лесов на территории области - пойменные либо это лесопосадки. Трудно жителям лесной зоны оценить красоты реликтового Бузулукского бора, в котором к тому же довольно много посадок. Знаменитое, но плохо обустроенное Ириклинское водохранилище с его лишенными лесной растительности берега-ми - тоже сомнительное достояние. А вот то, что могло бы быть действительно интересно для туристов, вполне обыденно для местных жителей и поэтому мало раскручено. Это соленое озеро в Соль-Илецке, кумыс, бахчи, знаменитый оренбургский хлеб, цветущие тюльпаны в майской степи, ковыль летом, этнографическая специфика, археологические памятники территории (знаменитые Каргалинские рудники, сарматские захоронения, следы материальной культуры кочевых народов, мало сохранившиеся, но все же присутствующие в виде некрополей).

Оренбургский пуховый платок - и любимый женщинами головной убор, и бренд, раскрученный благодаря известной песне на стихи В. Бокова в исполнении Л. Зыкиной

Промышленный ландшафт также ярко выражен и составляет неотъемлемую часть городского пространства: «Шелкокомбинат», «Инвертор», «Газзавод», Ша?льная фабрика» (фабрика пуховых платков), что нашло свое отражение в названиях районов. Кроме того, сохранились и исторические производственные названия: Кузнечный, Хлебный поселки, Овчинный городок.

Оренбургский хронотоп

Образ Оренбурга историчен. Существует Оренбург сарматский, кочевнический, золотоордынский (в границах города на горе Маяк была ставка хана), казачий, неплюевский, пугачевский, пушкинский (после открытия памятника Пушкину и Далю - «пушкин-дальский»), советский (целинный, газодобывающий). Оренбуржцы интересуются историей своего города и чтят ее, вместе с тем отмечают, что история не слишком-то выражена в его облике (например, Пугачевское восстание).

Пространство города историко-географично. Здесь сложился своеобразный хронотоп, сохранивший не только материальные, но и виртуальные следы прежних эпох. Жители сами формировали пространство в течение всего периода существования. Именно поэтому местные названия районов отчетливо присутствуют в сознании горожан и являются историко-культурными ядрами. Сохранились многие исторические названия, появились и новые. Вы не найдете на карте эти названия, но все знают, что такое Беловка, Биржа, Хлебный городок, Тополя, Педаль, Шанхай. Эти географические объекты жители города вам покажут или объяснят, как до них добраться, быстрее, чем, например, Дзержинский район.

Особенности формирования города хорошо описаны в работах краеведов - В.В. Дорофеева и др. Город изначально был полифункционален, формировался вокруг ядра-крепости. Наряду с опорными функциями Оренбург выполнял роль торгового, экономического и культурного центра. Поэтому пространство центра города, несмотря на архитектурное и планировочное единство, все же фрагментарно и даже мозаично. Наряду с казармами, пороховыми погребами и другими военными учреждениями с самого начала функционировали таможня, меновой и гостиный дворы. Планировка центра во многом сохранилась. Она отвечала задачам обороноспособности, поэтому не имеет четкой квартальной застройки и магистральных улиц.

К набережной Урала, к памятнику Чкалову
приезжают оренбургские свадьбы

Вслед за расширением территории города за пределами городской крепости по мере ее роста формировались предместья, которые позже срослись с городом. Некоторые предместья росли планомерно, некоторые - стихийно (отсюда название Нахаловка). Наиболее известен казачий Форштадт , построенный в конце XVIII в. на месте выжженной пугачевцами в 1773 г. казачьей слободы, где жили преимущественно крещеные калмыки, поэтому одно из неофициальных названий слободы - Калмыцкая (она же Георгиевская - по названию церкви). Любопытно, что многие районы города носят исторические названия. На месте Форштадта сейчас построены многоэтажные дома, сохранилась лишь небольшая часть исторической застройки. Шли разговоры о создании здесь этнографического музея под открытым небом, но до дела не дошло - район почти полностью перестроен. Остался только яркий топонимический след (Пугачевская улица, остановка Казачества) да несколько домов.

Еще одним сохранившимся в сознании горожан районом является Аренда (или Ренда, как часто ее называют), застроенная в основном ремесленниками и промышленниками с середины 1860-х годов западная часть города. Это «арендованные места» (отсюда название), где размещались гончарные и промышленные заведения, а позже стали селиться и их владельцы.

В конце XIX в. город продолжал расширяться. За Новой слободкой появились Новые места, или Новостройка, - этим районом, название которого до сих пор сохраняется, завершена официальная дореволюционная застройка города. Между Новой слободкой и Новостройкой, а также Форштадтом были каретные и кузнечные ряды, сенной базар, ветряные мельницы, сенные карды, женский монастырь. Отсюда названия - Кузнечный поселок, Хлебный городок, Ситцевый поселок. До сих пор сохранились улицы Каретная, Кузнечная. К востоку от монастыря, в районе современной Харьковской улицы, были пороховые склады. Местность вокруг них именовалась «Пороховые». Еще недавно, в середине прошлого века, это название широко употреблялось.

Форштадт и Аренда - наиболее известные исторические районы города. Есть еще Голубиная (Солдатская) слободка (между современной улицей Чичерина и поймой Урала), где селились отставные солдаты, мастеровые люди и купцы. Позже ее стали называть Старой слободой, в отличие от Новой, появившейся через полвека и располагавшейся от современной улицы Постникова до Цвиллинга, Караван-Сарайской и Комсомольской.

Есть в городе свой Шанхай. Его посещение оставляет сильное впечатление. Почему-то сразу вспоминается «Женщина в песках» Кобо Абэ. Жизнь в этих местах остановилась. Безысходность, безнадега…

Облик города во многом определяет одноэтажная застройка. Сохранились целые районы индивидуального строительства. Однако жители вряд ли поведут гостей в эти районы. Предпочтут показать новые многоэтажные микрорайоны, сложившиеся вокруг исторических ядер в годы индустриального строительства, красивые, по их мнению, новоделы или коттеджи, появившиеся в 90-е годы как продукт субурбанизации в престижных пригородах, где живут газовики и нефтяники, - такие как Ростоши или Пригородный. Стараниями краеведов восстанавливают исторические памятники (так, гостиному двору вернули его прямое предназначение, отреставрировав и выселив размещавшийся в его стенах в годы социализма шелкокомбинат). Отреставрированы знаменитый Караван-Сарай, где до недавнего времени размещался планетарий, сохранившиеся православные храмы, служившие долгие годы кинотеатрами.

Одна из характеристик Оренбургского хронотопа - его поликультурность и поликонфессиональность. Многие приезжие обращают внимание на то, что город на границе Европы и Азии характеризуется взаимопроникновением культур, сосуществованием рядом православных храмов, мечетей, протестантских, католических и других церквей, синагоги и т.д. 85-летний Морис Дрюон, побывавший на родине предков в 2003 г., отозвался о городе следующим образом: «В Оренбурге мне очень понравилось соседство бок о бок православных храмов, синагоги и мечетей». Наряду с по-европейски одетыми людьми обычное явление - татарские девушки в хиджабах и казашки в традиционной одежде. Летом ярким пятном выделяются среднеазиатские мигранты и переодетые под них цыгане. Однако здесь нет, как в других городах, разделения города на «русский», «татарский», «немецкий» и т.д. В отличие от сельских районов, где исторически компактное расселение встречается чаще и является скорее правилом, в самом городе невозможно выделить ни географические, ни отдельные этнические слои. Скорее, это конгломерат культур, и эта характеристика наиболее приемлема для города. Это подтверждают проведенные исследования по определению самоидентификации населения. В первую очередь жители города - оренбуржцы, и уж потом представители этнической группы. В последние годы среди некоторых групп населения ситуация меняется, - как представляется, искусственно. Администрация уделяет большое внимание национальной политике, - возможно, большее, чем этого требует ситуация. Это подтверждают такие «болезни роста», как массовое появление на улицах города казахов в традиционной одежде в 90-е годы. Прошло, наигрались. Сейчас ситуация характеризуется более серьезным подходом. Интерес к национальным традициям любой житель может удовлетворить в рамках национальных культурных центров. Открыты национальные школы и классы, однако они не пользуются большой популярностью. Это и понятно: гораздо важнее для карьерного роста хорошо знать язык межнационального общения и иностранные языки, чем родной, который часто употребляется только в быту (да и то далеко не во всех семьях). Всплеск интереса к религии тоже быстро поугас, он гораздо меньше, чем возможности для реализации религиозных чувств. Возможности для реализации этнических и религиозных потребностей предоставлены, за людьми - право выбора.

Чтобы почувствовать дух города, непременно надо летним вечером пройтись по Советской (бывшей Николаевской) улице, выйти на Беловку (набережная Урала, называемая так в память купца Белова, много сделавшего для ее обустройства), к памятнику В.П. Чкалову, через мост перейти в Зауральную рощу - в Азию. Даже в будние дни здесь массовые гуляния. Представлены, похоже, все слои населения города - и возрастные, и социальные. Нарядно одетые граждане степенно прогуливаются по пешеходной улице, беседуют. Кто-то лихо выписывает на велосипедах, роликовых коньках или иных средствах передвижения. Наряду с вполне интеллигентными фразами можно услышать грубые выражения. Крайне редко можно стать свидетелем какого-нибудь митинга. Чаще это просто прогулки. Живут городские мифы, живет и город, он продолжает развиваться, он меняется к лучшему. Формирование хронотопа не закончено. Оренбург непохож на другие города, а его жители вполне уверены в себе и в завтрашнем дне.

Оренбург назывался Чкаловым, а Оренбургская область Чкаловской с 1938 по 1957 гг. в память о погибшем великом летчике, ни разу не бывавшем в городе, лишь из-за того, что в город переместилось военное училище, в котором учился Чкалов. В 1957 г. историческая справедливость была восстановлена. Городу вернули первоначальное название.

Петербургская тематика маркировалась топонимами. Поселения за рекой Урал в 20-30-е гг. XX в. носили названия Новый Петроград, позже Новый Ленинград. Есть улицы Невская, Гороховская (почти Гороховая!).

Нередко среди политиков и ученых можно услышать мнение о том, что центральноазиатский (и даже казахстанский) геополитический и геоэкономический векторы для России не только не имеют значения, но даже ошибочны. Так, Ю.Н. Гладкий указывает на то, что присоединение Средней Азии к Российской империи было политической ошибкой (Гладкий Ю.Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. – СПб.: Издательство Р. Арсланова «Юридический центр Пресс, 2006), а Д.А. Сафонов считает проникновение России в XVII в. на территорию Оренбургской губернии результатом авантюры, не подкрепленной ни потребностями, ни возможностями страны (Сафонов Д.А. Начало Оренбургской истории: создание Оренбургской губернии в середине XVIII в. - Оренбург: Оренбургская губерния, 2003).

Среднеазиатский и Казахстанский регионы весьма привлекательны для США, Китая, Ирана, Турции, которые так или иначе предпринимают попытки для усиления своего влияния здесь.

Не случайно в годы Первой мировой войны, когда все немецкие названия вызывали раздражение, возникала идея о переименовании Оренбурга, одним из вариантов был ойконим «Пыльград», наряду с такими как Сакмарбург, Аннодар, Святогеоргиевск, Щитоград. Есть предположение, что свое название Оренбург получил по реке Орь, на берегу которой он был заложен впервые в 1735 г. Однако вероятнее всего, по мнению известного краеведа В.П. Дорофеева, название города, полученное им в царствование Анны, когда иностранцы имели большое политическое влияние, не связано с рекой. Ohren в переводе с немецкого означает «уши», вurg - «крепость». Вполне вероятно, что название имеет двойное значение, сочетая местную топонимику с символическим смыслом - «крепость-уши». Город должен был стать российским форпостом, поэтому и получил такое название.

Калмыки с XVII в. некоторое время проживали на этой территории.

Официально его называли станицей Оренбургской. Сюда наряду с казаками было переселено и некоторое число мещан. Станица жила самостоятельной жизнью.

Город Чкалов — воюющий тыл

Оренбург, называвшийся тогда Чкаловом, оказался в глубоком тылу. Война не могла достать город снарядами самых дальнобойных своих орудий. Но сюда хлынули беженцы — женщины, дети, старики. Сюда были направлены десятки эвакуированных заводов, фабрик, учреждений.

Здесь, в военных училищах, готовились кадры для истекавшей кровью, воюющей из последних сил армии. Из тыловых городов и деревень, из рук женщин, подростков, без выходных, без праздников, по 12-16 часов трудившихся у станков, на швейных машинках, в мастерских.

Всё для фронта, всё, всё для Победы! Сейчас трудно даже себе представить, каким несущим, каким трепетным, каким могучим был для людей того времени этот простой лозунг-призыв.

Занятия по военному делу в годы Великой Отечественной войны

Небольшой провинциальный город. Сто семьдесят с лишним тысяч жителей. На пыльных улицах его можно было встретить повозки, запряжённые верблюдами. Учительский и сельскохозяйственный институты. Большой промышленности не было: дореволюционной ещё постройки паровозовагоноремонтные мастерские, завод «Орлес», кирпичный заводишко, шорно-седельная, швейная, сапоговаляльная фабрички, мукомольные мельницы... Глухая, неторопливая, но по-своему прекрасная провинция — областной центр сугубо сельскохозяйственной области. Восточный промышленный узел только ещё начинал развиваться. Один за другим поступающие от западных рубежей составы. Забитые товарняком, пассажирскими вагонами железнодорожные пути, рвущие душу гудки паровозов...

Многолюдные митинги и собрания прошли в военных училищах города. Так, в шестой авиаэскадрилье Чкаловской школы пилотов капитан В.И.Туровский, лётчики-инструкторы Ф.И.Сокрутов, А.В.Мельников взяли обязательство ускорить выпуск лётчиков для фронта. Такая же обстановка царила в классах, казармах, полигонах Чкаловского зенитного и других училищ города.

Вечером 22 июня митинги состоялись в драмтеатре, в саду имени Октябрьской революции, имени Карла Либкнехта. В цирке собралось полторы тысячи тревожных и гневных жителей города. Люди собирались у репродукторов, висящих на столбах, вслушивались в голос диктора, в интонации его. О чём говорили выступавшие? О своём возмущении коварством, жестокостью врага, о гневе, переполнявшем сердца. А главное — о своей готовности всё отдать, всё сделать для того, чтобы освободить страну от захватчиков. Тыл на нашествие фашистских орд ответил небывалым сплочением, самоотверженным трудом и стойкостью духа.

На 120-150 процентов поднять производительность труда дали слово рабочие линейного цеха паровозовагоноремонтного завода, мельзавода, других предприятий областного центра.

Под ружьё становились мужчины призывного возраста. Среди них немало было и тех, кто добровольно пошёл на фронт.

Нагрузка на железную дорогу легла колоссальная — небывалая во всю мировую историю эвакуация, перемещались на восток сотни заводов, высших учебных заведений, фабрик, военных училищ, государственных учреждений, учреждений культуры, музеев, картинных галерей и беженцы, беженцы...

Город переживал не только трудные, а чрезвычайно трудные времена. Только в самый начальный период войны в Чкалов прибыли десятки промышленных предприятий. Прибывали станки, оборудование заводов, фабрик, предприятий. А с ними инженеры, техники, высококвалифицированные рабочие. Их в первую очередь нужно было разместить, найти более менее приспособленные производственные помещения или создать новые, подвести электричество, воду, тепло, позаботиться о жилье, наладить общественное питание, медицинское обслуживание — какая нужна была организованность, строжайшая исполнительная дисциплина. Огромная организаторская работа легла на плечи областного и городского комитетов коммунистической партии, местных властей всех уровней. К осени 41-го в областной центр привезли оборудование Великолукского, Воронежского и Ворошиловградского паровозоремонтных заводов, часть которых была переведена на производство танков, боеприпасов, снарядов для «катюш». Кроме 19 заводов, фабрик и артелей, в Чкалов переведены 25 предприятий легкой и пищевой промышленности. На основе 4 фабрик, прибывших из Москвы и других городов, создан шёлкоткацкий комбинат, ставший базой для производства парашютов.

Фронт требовал пополнения подразделений армии солдатами. Но особенно остро стоял вопрос с командирскими кадрами. В Чкалове до войны было несколько военных училищ. К действующим добавились новые, например, танковое и пулемётное. Первое разместили в здании, где сегодня музей изобразительных искусств. Занят курсантами был и Караван-Сарай. А танкодром — за городом, по дороге на Каргалу. Приспосабливали различные постройки и под нужды пулемётного училища. Обучение строилось по законам военного времени, выпуски ускоренные. Только в зенитно-артиллерийском училище в первый месяц войны приступило к учёбе 1,5 тысячи молодых людей. То же самое происходило и в военноавиационной школе пилотов, в других военных учебных заведениях. Занятия шли по 10-12 часов в сутки. Через 6-9 месяцев — выпуск, на фронт. Город оделся в шинели. Полигонами служили Зауральная роща, Ситцовка, Карачи, Меновой двор. Остатки окопов в Зауральной роще сохранились до наших дней.

Только танковое училище за годы войны подготовило более 5 тысяч офицеров-танкистов и самоходчиков. В 1942 году выпуск курсантов проходил практически ежемесячно. Ежемесячно!

Военные занятия в Зауральной роще

Группа выпускников Чкаловского танкового училища сражалась в боях за Сталинград. Бились они с железными армадами Манштейна на Курской дуге. Танкист акбулачанин А. Г. Ковалёв закончил свой боевой путь в Берлине. Прославили себя выпускники ЧТУ В. И. Ерасов и И. Проходченко, ставшие Героями Советского Союза. Столь же напряжённо работали и другие военные училища тылового города. Иногда обстановка на фронтах складывалась столь критическая, что курсантов одевали в солдатские шинели и бросали в бой. Так произошло в октябре 1941 года под Москвой, куда был срочно переброшен сформированный из курсантовзенитчиков стрелковый батальон.

Как ни далёк от фронта был наш город, но всё же и сюда могли долететь вражеские бомбардировщики. На базе зенитно-артиллерийского училища была создана противовоздушная оборона города. Производство боеприпасов на Оренбургском паровозоремонтном заводе совсем уже тайное, немыслимое, невероятное, но неистребимое ожидание перелома в войне. О, ни в одном учебнике истории вы не прочтёте об этом томительном, изнуряющем и вдохновляющем ожидании, которым жил весь тыл страны, которым были охвачены все, буквально все от мала до велика. Им дышали, потому что им — жили.

Огромное количество эвакуированных предприятий, в том числе и сугубо оборонных заводов, прибыло в Чкалов. К маю 1942 года число эвакуированных достигло 75 тысяч. Всех принимали, размещали, кормили, стригли, мыли. Вот, например, завод № 545. Он изготавливал то, без чего невозможно воевать, — винтовочные патроны. Он прибыл в Чкалов из Луганска в июле-августе, а уже в декабре 1941 года на его счету было 74 095 тысяч штук патронов.

Производство боеприпасов

на Оренбургском паровозоремонтном заводе

Мужчины шли на фронт, но и женщины тоже. Отбирали наиболее рослых, здоровых — поток пополнения боевых частей не ослабевал. 106 женщин отправлено на Волховский фронт, под Сталинград — 200 девушек-комсомолок из Дзержинского района Чкалова, из Кагановичского — 150, из Кировского — 195. Их заменяли подростки. А нормы, сроки, производственные задания не сокращались. Наоборот! Нужно было работать за двоих, за троих — за тех, кто ушёл воевать. И требования технологической дисциплины никто не отменял.

Вал эвакуации поистине был девятым! Судите сами: тысячи беженцев из Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтийских республик, Белгородской, Брянской, Курской, Смоленской, Воронежской областей. Из Киева прибыл завод №245 Главного управления Гражданского флота. Из Великих Лук — паровозоремонтный. Всё оборудование удалось доставить к месту назначения. Из Витебска прибыла мебельная фабрика. Из Гомеля — трикотажная. Артиллерийский завод из Балаклеи Харьковской области. С ним — 928 рабочих, 336 инженеров и служащих, а также 1300 членов их семей. Из Одессы завод «Автозапчасть». Из Киева авиазавод, пивзавод. Из Ленинграда фабрика «Стандарт» — единственная в стране, изготавливающая флегматизаторы для зенитной артиллерии. Из Харькова завод медицинской аппаратуры. К концу 1941 года в тыл эвакуировано 498 предприятий. Среди них завод свёрл, путеремонтный механический завод № 2, завод масел № 8, полиграфический комбинат, части текстильного комбината из Москвы. Эвакуация промышленных предприятий резко повысила оборонный потенциал области. В 1942 году эвакуированные только в Чкалов заводы и фабрики дали 84,4 процента объёма продукции города в 1940 году. Не менее энергично переводились предприятия на военные рельсы.

Из 25 фабрик и заводов Чкалова 12 уже к октябрю полностью производили оборонную продукцию. К 1943 году объём валовой продукции промышленности области увеличился с начала войны более чем в 4 раза, а металлообрабатывающей и машиностроительной — в 125, станкостроительной — в 26, добыча нефти — в 8,7 раза.

С первых месяцев войны в далёкий тыловой Чкалов эшелон за эшелоном шли составы, на вагонах которых виднелись широкие красные кресты. Было сформировано 16 эвакогоспиталей, действовало 4 полевых подвижных госпиталя, три хирургических полевых подвижных, один инфекционный. Не только военные лечебно-санитарные организации готовились к приёму раненых, весь тыловой город принял участие в этой подготовке. Жители города в массовом порядке делились с лечебными военными учреждениями постельными принадлежностями, деньгами, запасами мыла, золой, из которой делали щёлок для стирки. Рабочие, служащие города передали на обустройство госпиталей 50 тысяч рублей, отработали на городских воскресниках 1500 рабочих дней. Около 2 тысяч домохозяек в июле 1941 года включились в подготовку помещений, отведённых к приёму раненых: мыли окна, полы, белили, красили и ремонтировали.

В Чкалов был эвакуирован Харьковский медицинский институт. Он-то и стал базой не только для подготовки медицинских кадров, но и внедрения в лечебную, хирургическую практику всего нового, передового, что было в то время в медицинской науке. Особенно это касалось травматологии с её возросшими объёмами. Лекции по этой дисциплине читал Городнинский. По инициативе профессора А. З. Цейтлина были организованы курсы по военно-полевой хирургии, на которой занимались по обширной программе с отрывом от производства. Эту специальность стали осваивать и врачи-педиатры, среди них Бурова, Шулухина, Муравская, Акопян, Макарова и другие. С именем главного хурурга А. К. Силантьева связано начало плановой хирургической работы, переливания крови, внедрения новых методов лечения. За четыре года в госпитали Чкалова поступило 28 095 раненых и больных, из них только так называемых носилочных 17 000. Профессор С. Г. Миронов нашёл способ лечения септической ангины. Профессор М. М. Левин разработал новую методику лечения язвы голени грамицидином и альбуцидом. В госпиталях Чкалова стала применяться пластика коротких культей голени — метод, освоенный врачом госпиталя № 1655 Л. А. Смирновой. Широчайший, поистине патриотический размах приобрело донорское движение. Отдавали фронту всё, в том числе и часть своей крови. В годы войны знака «Почётный донор СССР» удостоено более 4000 человек. Г. И. Бабаскина сдала за годы войны 30 литров своей крови. Ни одна армия мира не имела столь высокого процента возвращения в строй больных и раненых, как Красная армия.

В горячке, неимоверной спешке отхода страны на восток под натиском превосходящего в военной мощи врага не были забыты и учреждения культуры — театры, филармонии, киностудии, издательства, музеи, архивы с их уникальными историческими документами. В Чкалове под архивное хранилище была отведена даже Никольская церковь. Кстати сказать, в наш город, как установила историк А. В. Фёдорова, были эвакуированы из Москвы Главное управление лагерей, прокуратура СССР, Главное тюремное управление, Главное управление милиции.

В перенаселённом, битком набитом городе нашлось место и для Государственного академического Малого театра оперы и балета, прибывшего к нам 5 сентября 1941 года из Ленинграда. И уже 20 сентября на сцене летнего театра в парке «Тополя» театр показал своим новым зрителям спектакль «Черевички». Была поставлена опера «Травиата», восстановлены оперы «Севильский цирюльник», «Кармен», «Евгений Онегин». Настоящим праздником стала премьера оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама». В роли Германа — Б.О.Гефт, графиня — заслуженная артистка РСФСР О.Н.Головина, Лиза — Ф.Л.Ратнер. А месяц спустя в концертном исполнении зазвучала опера А.П.Бородина «КнязьИгорь». Здесь, в Чкалове, жили и творили эвакуированные композиторы Д. Дзержинский, М. И. Чулаки, В. В. Волошинов, В. П. Соловьёв-Седой, Д. Г. Френкель и другие. Здесь плодотворно работал поэт-песенник А. Фатьянов. И город наш, как и вся страна, пел. Здесь, в тыловом Чкалове, созданы или опробованы такие замечательные песни Василия Павловича Соловьёва-Седого, как «Вечер на рейде» — нежная, чуточку грустная и мужественная песня, потрясающие, бессмертные «Соловьи», «Играй, мой баян», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были». Шестьдесят песен за годы войны создал В. П. Соловьёв-Седой, и многие из них на слова Алексея Фатьянова.

В Чкалове в суровые, но наполненные творческой энергией годы жили и работали известный литературовед Н.Е.Прянишников, художник Кудашев, виолончелисты отец и сын Ростроповичи, будущий композитор, а тогда курсант одного из военных училищ Я. Френкель. Старший Ростропович, Леопольд Витольдович, умер 31 июля 1942 года. Он завещал сыну не продавать рояль и виолончель, несмотря ни на какие трудности.

Чкаловцы военных лет отдали всё, что имели, сделали всё, что смогли во имя победы.

Восьмого мая была подписана безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Мы выстояли. Выстоял солдат и маршал, выстоял Верховный Главнокомандующий и тыл. Выстоял, всё превозмог и Чкалов — наш родной Оренбург.

Ушли на фронт 360-я Невельская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская кавалерийская дивизия, 211-я стрелковая дивизия. Из Оренбурга отправлены на фронт 2 стрелковые бригады, 4 авиаполка, кавалерийское училище, 28-я и 36-я отдельные бронедивизии, 2 отряда железнодорожников, санпоезд № 50. Военными училищами выпущено 3612 лётчиков и штурманов, 7316 танкистов, 7312 зенитчиков, 4000 пулемётчиков. В городе размещались 17 госпиталей, в которых было вылечено более 66 тысяч раненых.

Оренбург дал фронту самолётов 1125, бронепоездов 3, снарядов и мин 2,8 млн, гранат, 2 млн, патронов 741 млн. Изготовлено шинелей 330 тысяч, валяной обуви 311 тысяч пар, кавалерийских сёдел 235 тысяч, парашютного шёлка 2561 тыс. квадратных метров.

Внесено в фонд обороны 29 млн рублей и облигациями займов 27 млн рублей, для фронтовиков собрано: 240 тысяч подарков, 87 тысяч тёплых вещей, выстирано 1,1 млн комплектов обмундирования, выезжало на фронт 17 концертных бригад, дано 1330 концертов.

За годы войны заводом поставлено фронту 1595 самолётов. Практически каждый сотый самолёт, изготовленный за это время, был с маркой завода № 47. Ушли на фронт 614 человек, 99 из них не вернулись домой. За героизм, проявленный в боевых действиях, награждены 255 заводчан, а Н. А. Рощин и М. Н. Серогодский удостоены звания Героя Советского Союза.


Использованный

В детстве я читал какую-то иллюстрированную детскую книжку о полёте в Америку через Северный полюс на самолёте с огромными красным крыльями. Тогда я даже не запомнил, что лётчика звали Валерий Чкалов, и не думал о том, что в его честь называют улицы и города: по сути, Чкалов - это такой прото-Гагарин, молодой и красивый советский покоритель небес, взмывший туда прямиком из народа. Краснокрылый самолёт, между тем, сохранился и преспокойно стоит себе в музее в Чкаловске (11 тыс. жителей) - родном городке лётчика, бывшей Василёвой Слободе на Волге в 120 километрах выше Нижнего Новгорода, окрестностям которого была посвящена . Впрочем, город хотя и одной легенды, а всё равно не Чкаловом единым - есть тут и кое-какая старина, и другая персоналия - гениальный корабел Ростислав Алексеев...

Василёва Слобода зародилась как крепость древней линии обороны - не вполне очевидно, что в 12 веке Русь вела колониальную экспансию в кажущиеся теперь исконно нашими финно-угорские земли, и процесс этот шёл не всегда мирно. Основателем слободы был Василий Юрьевич, сын Юрия Долгорукого, в 14-17 веках ей владели Шуйские, в том числе Василий Шуйский, неудачливый царь Великой Смуты, после падения которого слобода стала сначала монастырской, а с 1764 года - и вовсе императорской. Местные занимались кто ремёслами (слобода славилась на всю Волгу своими гончарами), кто бурлачеством, а в 1883 году здесь заработали мастерские по ремонту и обслуживанию землечерпалок, в 1920-е годы выросшие в крупный завод, первый в СССР с такой редкой специализацией. В общем, жизнь текла своим чередом, и вряд ли в 1904 кто-то обратил особое внимание на рождение будущего героя в семье котельщика тех самых мастерских. Зато населённого пункта имени себя Валерий Чкалов удостоился ещё при жизни, в 1937-м, но городом слобода сделалась лишь в 1955 году, когда её старая часть ушла на дно Горьковского водохранилища. Большая часть нынешнего Чкаловска - какой-то самодельный, искусственный, неуютный массив бараков, пятиэтажек и частного сектора, в который мы с dima1989 забурились практически наугад:

Посреди всей этой серости - огромная треугольная площадь, достойная областных центров:

Дворец Спорта да памятник Чкалову - он здесь главный, я даже не помню, видел ли я в Чкаловске памятник Ленину:

Где-то в окрестностях площади ещё есть церковь Анастасии Узорешительницы , перестроенная в 1995 году из магазина, да некая школа в конструктивистском стиле, но мы их не стали даже искать. Зато если поехать в сторону Волги, среди изб и бараков вдруг поднимается тонкий, почти адмиралтейский, кабы ни суровый дух сталианса, шпиль. Нам туда:

Это местный Дом культуры (1938-40), обращённый фасадом к Волге, в унылом пейзаже городка выглядящий настоящим дворцом среди трущоб. У входа было людно - кажется, мы попали на День учителя или ещё что-то в этом роде:

Но во дворец пойдём позже - по соседству с ним находится собственно Мемориальный музей Чкалова, включающий ангар:

И избушку, построенную в 1896 году отцом Валерия Павловича и перенесённую после войны из зоны затопления ГЭС. Видно, что для пролетарских людей Чкаловы жили очень неплохо:

Перечислять в ЖЖ экспонаты - занятие в общем неблагодарное, но экспозиция оказалась действительно интересной, причём биография, авиатехника и этнография волжского села тут переплелились как-то уж очень плотно и неразрывно. Вот скажем вещи из обыкновенного дома, где ещё не знали, что в честь одного из сыновей назовут через тридцать лет всю слободу:

В 1919 (то есть в 15 лет) Валерий Чкалов пошёл кочегаром на пароход "Баян", и именно там, увидев с его палубы пролетающий над Волгой гидросамолёт, впервые понял, чего в жизни хочет. В армии он сразу пошёл в авиацию - но сначала авиаслесарем в Нижнем Новгороде, и лишь потом учился на лётчика: год в Егорьевске (1921), два в Борисоглебске под Воронежем, ещё два в Серпухове и наконец в 1924 в должности лётчика-истребителя заступил на службу на Комендандтском аэродроме Ленинграда. Тут надо сказать, удалью лётчик отличался вполне русско-народной, и потому вечно нарушал дисциплину - то какой-нибудь пируэт несанкционированный выкинет (по известной легенде, как-то он взял да пролетел под одним из мостов на Неве, но вроде бы это только легенда), то пьяную драку устроит. Наконец, когда в 1928 уже в Брянске он разбил самолёт и сам чудом жив остался, терпением начальства лопнуло - его уволили из вооружённых сил и от тюрьмы его тогда спасло только ходатайство Клима Ворошилова. О подвигах лихого парня наверху уже знали, и потому пригласили сначала в Осоавиахим, лётчиком-испытателем. В последующие годы, в Ленинграде и Москве, Чкалов совершил более 800 полётов, часто оказываясь на волосок от гибели - вот например слева цилиндр разбившегося самолёта, сохранённый Валерием Павловичем как память:

А справа... К середине 1930-х годов Чкалов перерос уже и уровень лётчика-испытателя, и вместо опытов занялся рекордами. Летом 1936 года его экипаж совершил перелёт на остров Удд в Охотском море (ныне, как нетрудно догадаться, остров Чкалова) - 56 часов, 9375 километров, и по возвращении на подмосковном аэродроме Щёлково (ныне, разумеется, Чкаловском) их встречал лично Сталин, а награды, звания и подарки посыпались на Валерия Павловича как из рога изобилия. Но кульминация наступила следующим летом - тот самый легендарный полёт в Америку через полюс. Преодолев 8504 километра в сложнейших условиях, самолёт Чкаловского экипажа приземлился в городке Ванкувер, штат Вашингтон (не путать с канадским Ванкувером!), немного не дотянув до конечной цели - Портланда в Орегоне. Ванкувер почему-то (действительно?) Chakolov-city так и не стал, но улица Chkalov street, памятник лётчику и вроде даже небольшой музей на военном аэродроме Пирсон-Филд там есть. Так что в правой половине кадра, как вы уже догадались - одежда Чкалова из этих перелётов и красный бортовой журнал "Сталинского маршрута" к острову Удд. Чкалов после этого стал героем всесоюзного масштаба, два месяца спустя в его честь переименовали Василёву Слободу, отдельный зал в музее даже посвящён подаркам - вот например такой перочинный ножик ему сделали рабочие из нижегородского же Павлова (это где ПАЗики делают):

А вот как всё закончилось... Чкалов, как и Гагарин после покорения космоса, оставался действующим лётчиком-испытателем, а это, тем более в те времена, действительно опасная работа, и Чкалов и Гагарин были не единственными, кто погиб в небе героями вдали от всяких войн. Слева - одежда, в которой он был в свой последний полёт и не раскрывшийся парашют, справа - злополучный самолёт и описание крушения. В 1938 городом Чкаловом стал Оренбург (до 1957-го), а улицы, районы, станции метро и конечно же аэродромы с именем Валерия Павловича связаны в десятках городов бывшего СССР:

Музей начался создавать практически сразу после гибели Чкалова, ни разу не оказывался в зоне военных действий, и потому весьма богат и информативен, подавляющее большинство вещей в нём - подлинные:

В общем-то сейчас, когда человечество огорчается, что не достигло даже какого-то паршивого Марса, не говоря уж про Альфу Центавру, а то и туманность Андромеды, значение Чкалова и почему в его честь назывались города не вполне очевидно. Но думаю каждый слышал об этой жестокой романтике ранней авиации, сюда же Сент-Экзюпери с его "Планетой Людей". Например, в Литве лётчики Дарюс и Гиренас , совершавшие перелёт из Нью-Йорка в Каунас и разбившиеся над Германией за пару сотен километров до цели, герои одного порядка со всеми князьями, поэтами и борцами за независимость. Да, спустя каких-то 30 лет их всех затмили Гагарин и Армстронг, вырвавшиеся за пределы Земли, но лётчики 1930-х годов были героями последней ступени перед космосом, предтечами космонавтов.

Но конечно ради одной этой экспозиции я бы сюда не поехал, и всё же куда больше дома-музея впечатляет его ангар. Слева направо, по мере удаления от входа: По-2, АНТ-25, И-16 и И-17.

Гвоздь программы - конечно же, "краснокрылый гигант" АНТ-25 , построенный как уникальный самолёт в 1932 под руководством Сухого и Туполёва (основоположники "Су" и "Ту" соответственно), потом долго доводился до ума, а в сентябре 1934 года кругами налетал непрерывно 75 часов и 12 тысяч километров, поставив мировой рекорд, так и не превзойдённый Чкаловым "в поле". На нём Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков летали на Удд и в Ванкувер, а буквально через месяц, в июлне 1937-го второй такой же самолёт с экипажем Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина совершил ещё более дальний (10 тысяч километров), чем все чкаловские, перелёт, так же через полюс достигнув Калифорнии ... но они уже не были первыми и затмить Чкалова не смогли. Всего, получается, было построено два таких самолёта, плюс в 1988-м была сделана полноразмерная копия для музея ВВС в Монино. Здесь стоит, конечно, чкаловский:

Лодка, палатка, печка и снегоступы прилагаются - авиационная романтика тут тесно переплетена с полярной, и если герои-лётчики были предтечами космонавтов, то к полярникам свою родословную через пару веков будут возводить покорители других планет.

У АНТ-25 потрясающе, непропорционально длинные крылья - при длине корпуса 13 метров, размах крыльев все 34. Рядом - биплан По-2 , созданный в 1929 году Николаем Поликарповым и бывшим одни из самых массовых самолётов в истории - всего таких было сделано 33 тысячи штук, не всякий автомобиль подобным тиражём похвастается. Конкретно этот подарили Чкалову в апреле 1937 года, и в последний год он периодически с понтом заявлялся в посёлок имени себя и даже катал на нём земляков.

Под красным крылом - макеты ещё нескольких самолётов (например, бело-красный "Тен Ромео", на котором американец Миллард Харман к 50-й годовщине пролетел чкаловский маршрут в обратную сторону), а также ещё два подарка Чкалову 1937 года - моторная лодка (от Рыбинского катерного завода) и автомобиль "Паккард" (от советского посла в США Трояновского):

С другой стороны - то, что Чкалов испытывал. И-17 (который маленький с красными крыльями) в серию так и не пошёл, зато истребитель И-16 был одним из самых массовых военных самолётов в истории (более 10 тыс. эксземпляров). От него ещё прилагается отдельно стоящий двигатель:

МиГ-15 же, до которого Чкалов уже не дожил, здесь стоит как самолёт, о котором герой мог бы только мечтать. Тоже между прочим самый массовый в истории (15 тысяч машин), один из самых дешёвых (себестоимость производства была примерно как бронетранспортёра) и прослужил разным странам больше полувека.

Ещё один МиГ-21 стоит уже за музейной оградой, на фоне ДК:

Последний был, видимо, подарком советской власти василёвцам в компенсацию за то, что не убергли их героя. Интересное здание, только вот мне одному здешний барельеф Чкалова выражением лица напоминает трололо?

Увидев открытую дверь, мы зашли внутрь и почти сразу были посланы охранником на... второй этаж, где обитает некий Музей скоростей:

В Чкаловск редко заезжают по земле, но однако город это весьма туристический - ведь у ДК и мемориала частенько останавливаются круизные теплоходы. Музей Чкалова для всего теплохода сразу, ясное дело, тесноват, а иногда что-то сделать под нужды туризма умеют даже у нас, и в общем-то всяких мелких музейчиков по "мышкинскому" образцу на Волге хватает.
И первые залы тут отнюдь не скоростные - обычные краеведческий музей с витринами сельского быта и макетом Васильёвой Слободы до затопления (запомните крайний правый дом):

Слобода - то есть считай ПГТ, вроде и город, а вроде и нет. В центре стояли Вознесенский собор (1755), бывший храмом местного "филиала" московского Вознесенского монастыря, и церковь Анастасии Узорешительницы (1797). Первый взорвали примерно в те же годы, когда строился ДК, а вот вторую разобрали в 1913-м году - начали "реконструировать со сносом", а потом, как у нас часто бывает, стало уже не до того. Ещё один стенд посвящён деревянной Покровской церкви в Милино (1780), рухнувшей пару лет назад, но в целом главным храмом Чкаловского района остаётся Спасо-Преображенская церковь показанного в прошлой части села Пурех.

Макеты земснарядов - основное промышленной специализации города:

Но почему это называется именно Музеем скоростей, становится понятно чуть дальше - около половина коридора и самый большой зал посвящены ещё одной советской легенде - экранопланам:

Думаю, каждый хоть раз видел на советских и постсоветских реках, озёрах, морях суда на подводных крыльях - "Ракеты", "Кометы", "Метеоры" и прочие. Быстрые и красивые, с обязательными крыльями из поднятых брызг, они и в наше-то время смотрятся футуристично, что уж говорить про 1950-е годы, когда на поднятых ими волнах вполне могли ещё подскакивать деревянные пароходы? Менее очевидно, что у них был свой "отец", очередной русский изобретатель, опередивший на сто лет своё время, и как инженер Шухов с его гиперболоидам - при этом вполне себе признанный. Ростислав Алексеев , родом из Новозыбкова, ещё в 1942 разрабатывал военный катер на подводных крыльях, и хотя до боевых действий они так и не дошли, сама технология была в 1951-м отмечена Сталинской премией и Ростислав Евгеньевич занялся созданием "Буревестников", "Восходов" и "Ракет", к 1962-му году создав практически всё известное по нашим рекам семейство этих судов. Ну а следующим детищем стали именно экранопланы , легендарные в силу того, что остались в основном лишь экспериментами, машины: катера, способные двигаясь низко над поверхностью воды на воздушном экране развивать скорости самолётов Чкаловских времён и неподвластные волнам и отмелям. На испытаниях экраноплана Алексеев и погиб в 1980-м году, а дальше история в общем та же, что и с шуховской башней - идея витает в воздухе, с ней экспериментируют то у нас, то у них, но для массовости чего-то не хватает, возможно - ростилавова гения?

Строилось всё это великолепие, конечно же, на нижегородских верфях, но именно в Чкаловске музей не случайно - на широком заливе подпёртой водохранилищем речки Троца (она опознаётся по дороге из Нижнего по металлическому мосту) Ростислав Алексеев испытывал свои разработки и провёл в Чкаловске (уже Чкаловске, а не Василёвой Слободе) несколько лет чистого времени. Вот ещё пара экспериментальных моделей экранопланов:

И личные вещи - как связанные с работой:

Так и просто - но всё, как и у Чкалова, подлинное. Один раз двое здешних героев пересекались - Ростислав Алексеев был увлечённым яхтсменом, и живя с 1933 в Нижнем Новгороде, как-то выиграл здесь регату, которую молодому человеку вручил на церемонии награждения лично легендарный лётчик:

Ну а пока самым популярным устройством скоростных судов остаётся воздушная подушка - первые опыты с ними проводились ещё в Швеции 18 века, и в отличие от подводных крыльев и экранопланов, ярко выраженного отца-основателя у них нет. Вроде бы, "подушек" сейчас много курсирует между Нижним Новгородом и Бором. Ещё можно вспомнить, что танкер и теплоход тоже были изобретены в начале ХХ века на Волге по заказу братьев Нобель (см. , ), то есть в ХХ веке Волга отличалась самым современным и технологичным флотом среди всех мировых рек.

Выйдя из ДК, немного прогулялись и по самому Чкаловску, бывшей Василёвой слободе. Рядом - Воскресенская часовня, построенная в память о затопленных водохранилищем культурных ценностях:

На горизонте - Нижегородская ГЭС (см. прошлую часть):

Залив речки Санахты, а где-то за тем мысом носились экранопланы:

Тот самый "крайний правый дом" с макета:

И просто дома и виды бывшей слободы:

На мостике школьницы стрельнули у нас сто рублей на "ягу" и сигареты, и это было довольно противно. Всё-таки круизный туризм как ни один другой развращает местное население, регулярно привозя богатеньких белых мистеров, рядом с которыми небогатые жители начинают ощущать себя туземцами. Чкаловск же производит впечатление города откровенно бедного и деградирующего, скорее печальная Ивановщина, чем добротная Нижегородчина.

И кстати об Ивановщине - на той стороне Волги, между прочим, живут сепаратисты: в 1994 году Сокольский район отделился от Ивановской области, присоединившись к Нижегородской... ну, по современным меркам это кажется вполне логично, ведь Ивановщина могла бы своим патриотам только гимнастёрок нашить, а вот нижегородцы всякой крутой военной техники вплоть до экранопланов "Лунь", могли наклепать немерено, так что губернатору Текстильного края пришлось смириться, да и противостоял ему в те времена могущественный губернатор Борис Немцов. Хотя безусловно дело не в идентичности, а бунт был "колбасным" - ведь Нижегородская область намного богаче Ивановской, но и район "чемодан без ручки" и весь 1994 год в Нижнем Новгороде на любую фигню было принято язвительно отвечать "Зато Сокольский наш!". Хотя вообще-то всё вышесказанное - горький юмор на злобу дня, а на самом деле всё было буднично и прозаично: просто отрезанный водохранилищем район ещё в советское время был целиком завязан на Нижний Новгород и Городец, и все проблемы спокойно решились на бумаге, хотя обращения к властям на тему передачи района в Нижегородскую область шли с советских времён.
Городец. Верхний город.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. За пределами вала.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.