Как правильно написать актуальность темы курсовой работы? Актуальность исследования. Актуальность темы обусловлена тем, что

Актуальность темы обусловлена тем, что…

Необходимость разработки темы обусловлена тем, что…

Выбор темы (объясняется, вызван) продиктован тем, что…

…Все эти обстоятельства обусловливают (всё это обусловливает) актуальность исследования.

…Вот почему особую актуальность приобретает…

…Вот почему остается актуальным вопрос…

Цель реферата – проанализировать явление, понятие (чего?), проблему (чего?).

Основные задачи реферата:

· рассмотреть (затронуть, раскрыть)…;

· сопоставить (сравнить) …;

· изучить (исследовать) …;

· выявить (выделить)… и т.д.

Примеры формулировок для предмета и объекта исследования

Предмет исследования – описание речевого портрета персонажа в очерке как одном из жанров СМИ.

Объект исследования – очерковые тексты СМИ, содержащие речевой портрет персонажа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги анализа, можно сделать вывод о том, что…

Завершая рассмотрение вопроса, хочется подчеркнуть, что…

Сопоставив различные точки зрения, можно еще раз отметить, что…

Анализ литературы по теме исследования показал, что…

Проведенное исследование показало, что…

Рассмотрев проблему (чего?), можно сделать следующие выводы….

Задание 6. Разделите текст на абзацы.

СМИ образуют одну из влиятельнейших и авторитетных сфер в стилистической системе современного языка. Язык СМИ играет важную роль как в информировании населения, так и в повышении уровня его грамотности. Отражая сложные формы речевого взаимодействия, язык СМИ оказывает сильное влияние на формирование стилистических вкусов, языковых норм. И хотя налицо положительные результаты работы СМИ в популяризации знаний о русском языке, формировании уважительного отношения к нему, всё же в газетах мы по-прежнему сталкиваемся с огромным количеством ошибок, а с экранов телевизоров часто звучит отнюдь не образцовый русский язык. Отсюда следует высокая ответственность журналистов за качество языка СМИ. Но было бы заблуждением ограничивать роль СМИ лишь трансляцией знаний, просветительством. Создаваемая ими картина мира оказывает огромное воздействие на общественное сознание. Эта картина мира предназначена для убеждения, воздействия, поэтому во многом она зависит от политических, идеологических и моральных установок адресанта. Автор невольно, а порой и вполне осознанно выражает свою оценку какого-либо факта. При этом желательной считается объективная подача информации. Отбор и функционирование языковых средств определяются особенностями бытования в СМИ текстов публицистического стиля. Они многотемны и обращены к широкой аудитории. В языке СМИ встречается общеупотребительная и специальная лексика, с помощью которой можно информировать аудиторию обо всем, что затрагивает ее интересы. Тексты СМИ избегают развернутых, на несколько сотен слов конструкций официально-делового стиля или предложений, осложненных вставными конструкциями, перечислениями, характерных для научного стиля. Синтаксис текстов СМИ отличается балансированием между разговорной непринужденностью и умеренной книжностью, так как автор стремится установить почти дружеский контакт с адресатом и в то же время сохранить позицию информатора и аналитика.



Задание 7. Найдите ошибки, связанные с формулировкой заголовков глав и параграфов.

«Культура речи в СМИ. Роль и значение речевой культуры в СМИ»

«Языковая мода и современная языковая ситуация. Понятие языковой моды»

Глава 1. Особенности языка современного делового человека

§1. Понятие делового общения

§2. Типичные ошибки в профессиональном общении

§3. Роль языка в профессиональной культуре делового человека

Курсовая работа, прежде всего, должна отличаться актуальностью тематики, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки. При обосновании актуальности темы работы, написанной на материале конкретной организации, необходимо указать, почему решение данной проблемы особенно важно именно в этой организации.

Актуальность темы исследования формулируется следующим образом:

· Об актуальности темы свидетельствует...;

· Актуальность темы определяется...;

· Актуальность темы обусловлена...;

· Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что... .

· Актуальность выбранной темы обусловлена...

2.Анализ степени изученности темы представляет собой краткую характеристику достоинств и недостатков теоретических и методических трудов авторов, которые исследовали данную тему до того, как ее начал исследовать студент. Студент должен продемонстрировать осведомленность в литературе по данной теме, изложить существующие концепции и альтернативные подходы в решении исследуемой проблемы.

После обоснования актуальности и характеристики степени изученности темы нужно кратко констатировать необходимость дальнейшего изучения данной темы или необходимость ее разработки, если тема является новой, мало изученной в литературе.

3.Формулировка цели и задач курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения.

Цель должна быть сформулирована кратко и конкретно, вытекать из формулировки поставленной научной проблемы либо темы работы, но не совпадать с ней.

В формулировке цели следует избегать глаголов, имеющих значение длительного процесса, например: изучить, исследовать, рассмотреть, проанализировать и пр. Цель работы предполагает получение законченного результата, поэтому должна формулироваться с помощью таких глаголов и отглагольных существительных, как: выявить/выявление, систематизировать/систематизация, установить/установление классифицировать/классификация, разработать/разработка и др., например:

· Целью курсовой работы является разработка мероприятий (определение закономерностей, выявление особенностей, систематизация документов, классификация признаков и т.д.).

· Цель работы - выявить закономерности (установить последовательность, сформулировать предложения и др.).

Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.). Задачи работы должны быть сформулированы таким образом, чтобы это способствовало оптимальному достижению цели.

В курсовой работе принято ставить задачи по главам и параграфам. Такая постановка задач помогает проследить логику исследования, обосновать наличие тех или иных глав и параграфов. Рекомендуется формулировать не менее 4, но не более 6 задач, которые будут раскрыты в главах и параграфах курсовой работы.

Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий, например:

· описать (исторические этапы...);

· характеризировать (специфику...);

· проанализировать (систему...);

· определить (способы,...);

· обобщить (опыт...);

· конкретизировать (основные понятия...);

· сопоставить (приемы...);

· систематизировать (функции...) ;

· составить (проект...).

4. Указание на объект и предмет исследования является обязательным элементом введения. Под объектом понимаются сфера изучения в самом широком смысле, т.е. некие системы, структуры, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию и необходимость её изучения.

Предмет исследования представляет собой выделенную часть объекта, отвечает на вопрос: каким образом, зачем, с какой целью и для чего изучают объект.

В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе.

5. Обязательным элементом введения является указание научных методов, которыми пользовался автор.

Метод - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Методика исследования представляет собой комплекс общенаучных и частных методов.

К общенаучным методам относятся методы 1) эмпирического и 2) теоретического познания.

1) Методы эмпирического познания :

· Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

· Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

· Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

· Интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

· Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом.

· Эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности, проверки истинность выдвигаемых гипотез.

· Методы эмпирического познания служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

2) Методы теоретического исследования :

· Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.

· Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

· Индукция – умозаключение от частных суждений к общему выводу, к некоторой гипотезе (общему утверждению).

· Дедукция – умозаключение от общего суждения к частному выводу.

· Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.

· Исторический метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

· Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Методы частных наук – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний, например:

· в социологии – социометрия; метод экспертных оценок, контент-анализ, социологический тест, внешний и внутренний анализ документов и др.;

· в документоведении – моделирование, унификация, метод формулярного анализа, метод экспертизы ценности документов и пр.

При необходимости во введении могут обосновываться хронологические и территориальные рамки. В данном случае должно быть указано, почему выбран именно этот период (нижняя и верхняя даты) и именно эта территория.

Во введении можно указать элементы новизны и реальную или потенциальную практическую значимость курсовой работы.

6. Обоснование структуры работы - пункт введения, содержащий описание структуры всей курсовой работы, может быть представлена следующим образом:

· Цель, задачи и логика исследования позволили определить его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

· Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

· Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Требования к содержанию глав / разделов курсовой работы

Главы курсовой работы могут содержать:

· характеристику объекта исследования (учреждения, организации, ее структурного подразделения);

· описание проблемы (например, документационного обеспечения управления в определенной организации и при определенных условиях);

· анализ организационных или технологических особенностей документирования (или работы с документами);

· историю развития вопроса или проблемы.

В теоретической части отражается умение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение.

Практическая (аналитическая) часть работы должна содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, могут быть приведены расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта.

Например, курсовая работа по дисциплине «Организация и технология документационного обеспечения управления», состоящая из двух глав, может содержать:

1) в теоретической части (1-й главе) на основе изучения нормативно-методической базы и литературных источников – характеристику сущности исследуемой проблемы, анализ различных подходов ее решения, изложение собственной позиции студента;

2) в практической части (2-й главе) – анализ исследуемой проблемы на примере условного или конкретного предприятия, формулировки конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию той части делопроизводственного процесса предприятия, которой посвящена тема курсовой работы.

В практической части курсовой работы по теме «Организация документооборота на предприятии и проблемы его совершенствования» необходимо выявить количественные и качественные характеристики документооборота конкретной организации:

· указать основные документопотоки;

· определить видовой состав документов каждого потока;

· обозначить, откуда поступают или куда направляются документы каждого потока;

· раскрыть состав операций, производимых с документами каждого потока;

· выявить особенности последовательности выполнения операций, соответствие или несоответствие организации движения документов требованиям нормативно-методических документов;

· составить (желательно) схемы движения отдельных категорий документов;

В конце каждой главы студенты должны представить выводы, сделанные на основе анализа теоретического и/или эмпирического материала.

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.

Если по тексту встречаются громоздкие таблицы или графики, то их «выносят» в Приложение.

Требования к заключению

В Заключении курсовой работы отражаются следующие аспекты:

· значимость рассмотренных вопросов в курсовой работе (актуальность проблемы в целом или ее отдельных аспектов, современный взгляд на проблему;

· целесообразность применения тех или иных методов и методик;

· сжатая формулировка основных теоретических и практических выводов, полученных в результате исследования;

В начале заключения еще раз уточняется основная тема, которая должна была быть изучена в процессе написания работы. Последующие пункты демонстрируют ее раскрытие и выводы, сделанные на основе проанализированного материала. Обычно структура заключения курсовой работы соответствует структуре ее основной части. То есть если в работе имеется две главы, содержащие по три параграфа каждая, то в заключение выносятся шесть основных выводов.

Если работа помимо теоретической главы включает практическую часть, то результаты, полученные в ходе исследования, излагаются в заключении после всех теоретических выводов. Важно помнить, что заключение не должно содержать в себе подробных расчетов, доказательств или цепочек логических умозаключений. Это все входит в содержание самих глав основной части. Мысли, изложенные в заключении, должны быть тезисными и краткими.

В заключении хорошей курсовой работы всегда должна быть отражена собственная позиция автора работы. Все выводы заключения должны быть сформулированы кратко, лаконично и объективно, то есть не содержать эмоциональной оценки. Заключение курсовой должно быть целостным и подводить итог всей работы, придавать ей завершенность.

В заключении не допускается повторение содержания введения, глав и параграфов основной части.

Возможно изложение перспективы дальнейшей работы студента над темой (при подготовке выпускной квалификационной работы).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

7.1 Общие требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа представляется в машинописном (компьютерном) виде. Работа пишется на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210Х197 мм).

Способ оформления основного текста должен быть единым для всей курсовой работы:

· Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.

· Шрифт - «Times New Roman», кегль (размер) - 14.

· Междустрочный интервал - 1,5.

· Интервал между словами - 1 знак.

· Абзацный отступ - 1,25 (должен быть одинаковым по всей работе).

· Выравнивание связного текста - по ширине.

· Выравнивание заголовком и подзаголовков - по центру.

· Нумерация страниц - арабскими цифрами на нижнем поле листа, по центру, без кавычек, дефисов и других знаков препинания. Нумерация страниц основного текста и приложений - сквозная.

Для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах разрешается использование в работе выделения жирным шрифтом, курсивом.

Не допускаются использование подчеркивания, а также одновременное использование выделения курсивом и жирным шрифтом.

Внутри текста работы не допускается использование фамилий без инициалов. Инициалы всегда (кроме Списка использованной литературы) должны стоять перед фамилией, например: И.И. Иванов.

7.2 Требования к оформлению титульного листа и оглавления

Курсовой работы

Титульный лист должен содержать: наименование вуза, наименование кафедры, название учебного курса, название темы курсовой работы. Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в Приложении 1.

На титульном листе по порядку сверху вниз приводятся следующие данные: полное наименование образовательного учреждения, института, кафедры, тип работы (курсовая работа), тема работы, фамилия, имя, отчество (полностью) студента (в именительном падеже), ученая степень, звание, фамилия и инициалы научного руководителя.

Титульный лист не нумеруют, но включают в общий объем курсовой работы.

7.3 Требования к оформлению заголовком и подзаголовков

Разделы/главы и параграфы работы имеют заголовки, которые должны соответствовать их наименованиям в оглавлении. Желательно, чтобы заголовки не совпадали слово в слово ни друг с другом, ни с темой. Они должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них. Их назначение – направлять внимание на конкретный материал.

Заголовки структурных элементов работы («Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы») следует располагать в середине строки (выравнивание по центру) без абзацного отступа и без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Наименования глав и разделов нумеруются арабскими цифрами (без слов «глава», «раздел»). Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (за исключением приложений). Нумерация подразделов состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой, например: 1.2; 2.1. и т.д. Подзаголовки третьего уровня в курсовой работе не желательны.

Текст заголовка следует набирать полужирным шрифтом. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их следует разделять точками. Перенос слов по слогам в заголовках не допускается.

Например:

ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН И ИХ ОФОРМЛЕНИЮ.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что наличие в отечественной науке значительного числа работ, посвященных амнистии или касающихся ее, сочетается с существованием дискуссий о необходимости амнистии, ее назначении, влиянии ее на преступность, характере оформляющих ее актов и т.

Д. Указанные дискуссии создают поле для дальнейших исследований амнистии, направленных на выработку новых позиций, дополнительных аргументов в пользу той или иной из имеющихся точек зрения, а также проверку того, подходят ли для современной российской амнистии

имеющиеся суждения.

Практика объявления амнистии в Российской Федерации пополняется новыми актами, создавая потребность в их осмыслении. На сегодня последняя амнистия была объявлена в 2015 г. В 2016 г. появилась так называемая амнистия капиталов, требующая оценки ее правовой природы. В целом за время существования Российской Федерации была объявлена 21 «уголовная» амнистия 1 . В то же время, объем законодательного регулирования амнистии в Российской Федерации относительно незначителен, и некоторые вопросы находят разрешение лишь в практике амнистирования (что отчасти объективно обусловлено спецификой амнистии, отчасти может рассматриваться как недостаток, возможные пути устранения которого составляют поле для научного

исследования).

Закон устанавливает для амнистии пределы должного, которые могут уточняться, нарушаться практикой объявления амнистии. Изучение законодательного регулирования амнистии само по себе недостаточно для установления характеристик современной российской амнистии и должно быть дополнено исследованием имеющейся практики объявления амнистии, оформляющих ее актов. Потребность подобного изучения связана и с тем, что
знание практики позволяет предотвратить формирование видения амнистии, не соответствующего ее реальным характеристикам, избежать неоправданных ожиданий и опасений, связанных с амнистией.

Одновременно формирование целостного представления об амнистии невозможно без обращения к тем концепциям, которые, предлагая некоторое представление о преступиении, вариантах и целях реагирования на него, дают

возможность понять место амнистии в механизме такого реагирования (относительно него). Обращение к подобным концепциям дает возможность понять основания тех или иных суждений об амнистии, а значит и условия, при которых они будут справедливы. Одна из таких концепций изложена Ч. Беккариа 2 .

Идеи Ч. Беккариа 3 оказали и продолжают оказывать влияние на законодательство, практику его осуществления, научные исследования в нашей стране 4 . К ним отсыпают и в современных российских исследованиях 5 . Так, к примеру, имя Ч. Беккариа присутствует в списках цитируемой литературы 801 публикации по тематике государство и право, юридические науки, размещенной в Научной электронной библиотеке eLIBRARY RU 6 . В частности, и сегодня в работах, посвященных современной российской амнистии, встречаются ссылки на

2 См, например Фокс В Введение в криминологию / пер Л А Нежинской и М А Тумановой, под ред и со вступит ст Б С Никифорова, В М Когана М. 1985 С 45

2 Когда говорится об идеях Ч Беккариа, подразумеваются идеи, изложенные в его работах Для целей настоящего исследования не имеет значения, был ли он их автором или только изложил их в систематизированном виде

4 БерковП Н Книга Ч Беккариа;;0 преступлениях и наказаниях;; в России // Россия и Италия из истории русеко-итальянских культурных и общественных отношений М, 1968 С 73-74, Медведева Н Т Идеи позитивной школы и их отражение в уголовном законодательстве России Рязань, 2001 С 23, Советское уголовное право Часть общая / под ред В Д Менынагина, Н Д Дурманова, П С Ромашкина М.1 962 С 430, Фельдштейн Г С Главные течения в истории науки уголовного права в России / под ред и с предисл В А Томсинова М. 2003 С 84. 172

5 См, например Кудрявцев В Н Стратегии борьбы с преступностью М, 2003 С 45, Новоселов Г П Учение об объекте преступления Методологические аспекты М, 2001 С 1-2, Сумачев А В Публичность и диспозитивность в уголовном праве монография М, 2003 С 21

‘ Такой результат получен по запросу на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY RU (URL http ∕∕elibrarv m∕guervbox asp7scope=newauerv (дата обращения 02 09 2016 г)) с параметрами что искать - Беккариа, где искать - в списках цитируемой литературы, во всех типах публикаций, предлагаемых базой по тематике государство и право, юридические науки, поступивших в базу за все время при поиске с учетом морфологии

Ч. Беккариа, в том числе относящие сказанное им к современной российской амнистии ’ Реализация данной концепции в российском уголовном

законодательстве проявляется, в частности, в том, что в нем находят воплощение требования правовой определенности, регламентации уголовно-правовых отношений законом, представление о предупреждении преступлений как цели наказания, ограничение толкования уголовного закона (запрет на применение его по аналогии) и др.

С учетом отмеченного, обращение к идеям Ч. Беккариа, рассмотрение через их призму современной российской амнистии позволяет как объяснить ее, так и лучше понять позиции, высказываемые в отношении нее; выработать предложения по усовершенствованию практики осуществления амнистии, ее

нормативного регулирования.

Степень научной разработанности темы. В отечественной и зарубежной литературе неоднократно излагались и интерпретировались взгляды Ч. Беккариа (С. К. Гогель, М. Куссон, Э. Ферри, В. Фокс и др.). Достаточно обширен и круг исследований, посвященных амнистии, решающих вопросы: о понятии и видах амнистии (например, Б. С. Утевский), о необходимости амнистии и возможности отказа от нее (например, И. В. Нестеренко); о необходимой форме и субъекте принятия решений об амнистии (например, И Г Баранникова); об отраслевой природе института амнистии (например, А. В. Мохорев); о природе актов, оформляющих амнистию (например, Г. Д. Коробков, И. Л. Марогулова); о целях амнистии - должных и существующих (например, А. П. Фильченко); о влиянии амнистии на преступность (например, С. М. Иншаков); о соотношении амнистии и помилования (например, В. Г. Максимова); об истории амнистии (например, К. Ф. Хартулари); об особенностях амнистирования отдельных категорий лиц (например, А. А. Павлов); о характеристике личности амнистированных (например, С. А. Сотников); об отдельных амнистиях (С. И. Зельдов, А. П. Фоков и др.) ит. д.

А Амнистия в уголовном праве России монография / под

См, например. Сотников С ред А И Чучаева М. 2010 С 6-7

Ряд авторов, обсуждая амнистию, ссылаются на Ч. Беккариа и делают выводы о ней, опираясь на сказанное им (В. В. Дубровин, В. В. Лунеев, А. К. Хачатрян и др.). Трактовку идей Ч. Беккариа, в рамках исследования амнистии, помилования осуществляли, в частности, П. И. Люблинский, Н. С. Таганцев, К. Ф. Хартулари.

Цель исследования - дать характеристику современной российской амнистии на основе идей Ч. Беккариа. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) определить, что есть современная российская амнистия; 2) изучить взгляды Ч. Беккариа, касающиеся заявленной темы; 3) рассмотреть современную российскую амнистию с точки зрения тех понятий из концепции Ч. Беккариа, которые подходят для ее осмысления.

Научная новизна исследования заключается в том, что: получены новые эмпирические данные об имеющейся практике объявления амнистии в Российской Федерации (с учетом последних амнистий); сформулировано новое определение амнистии; предложена интерпретация воззрений Ч. Беккариа, отличающаяся от ряда имеющихся; оценена возможность влияния амнистии на поведение людей по тому механизму, который описан Ч. Беккариа; показано место амнистии в современном российском уголовном праве и отношение ее к иным его институтам с точки зрения того, воплощается ли в них описанная Ч. Беккариа модель уголовной системы порядка.

Методологической основой исследования является сочетание эмпирических методов юридической социологии и формально-юридического метода получения данных о современной российской амнистии с интерпретацией этих данных на основе концепции, изложенной Ч. Беккариа. Использовались, в том числе, такие методы, как обобщение юридической практики (актов, которыми оформлялись амнистии, связанных с ними актов, решений судов), документальное наблюдение (анализ стенограмм заседаний Государственной Думы), анализ статистических данных (ФСИН, Росстат), толкование (в том числе юридическое).

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная российская амнистия может быть определена как заключенные в одном или нескольких актах веление или комплекс велений о полном или частичном освобождении категории лиц от уголовной ответственности или ее элементов (наказания, судимости), которые: 1) издаются органом власти, определяющимся в своих действиях самостоятельными побуждениями, а не указаниями каких-либо иных властей; 2) имеют силу закона; 3) адресованы персонально неопределенному кругу исполнителей; 4) могут быть исчерпаны исполнением; 5) существуют наряду с нормами, предписывающими освобождение от уголовной ответственности или отдельных ее элементов.

Исходя из присущих ей свойств, амнистия может быть оценена либо как такая особая разновидность индивидуальных велений, как веление акта- директивы, либо как ненормативное веление общего характера, не принадлежащее ни к индивидуальным велениям, ни к нормам права.

2. Амнистия может воздействовать на поведение людей по тому механизму, который описан Ч. Беккариа для награды, обеспечивая выполнение определенных условий лицом в обмен на его освобождение, если: освобождение по амнистии предсказуемо и неотменимо; уголовная ответственность уже реализуется, или известно, что ее применение неизбежно, и ее реализация более обременительна дня лица, чем выполнение условия освобождения; отсутствуют иные возможности освобождения; поставленное условие освобождения выполнимо.

Семь амнистий, объявленных за время существования Российской Федерации, предполагавших освобождение в обмен на прекращение преступления и устранение последствий преступления, могут быть описаны как награда в вышеозначенном понимании.

3. Амнистия может способствовать совершению преступлений по описанному Ч. Беккариа механизму только при условии предсказуемости освобождения по ней. В современной российской практике время объявления амнистии и категории лиц, на которых она будет распространяться, становятся относительно предсказуемыми только в период между появлением проекта амнистии и вступлением в силу акта об ее объявлении. В полной мере
освобождение по амнистии предсказуемо лишь в то время, когда акт об объявлении амнистии принят, но еще не вступил в силу. Способствовать совершению престугшений (по указанной схеме) такая предсказуемость может, если амнистия распространяется на деяния, совершенные до вступления в силу акта об ее объявлении, т. е. возможно амнистирование за деяния, совершенные после принятия акта об объявлении амнистии. Такая возможность имела место для 11 амнистий, объявленных за время существования Российской Федерации, когда между принятием и вступлением в силу актов об объявлении амнистии был разрыв, составлявший от одного до двадцати дней.

4. Чтобы устранить возможность влияния предсказуемости освобождения по амнистии на совершение преступлений, сохранив при этом способность амнистии быть стимулом к прекращению преступления, предлагается дополнить статью 84 Уголовного кодекса Российской Федерации частями 6 и 7 следующего

«6. Амнистия распространяется на деяния, совершенные до дня внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта акта об амнистии или иного дня, предшествующего ему, определенного в акте об

амнистии.

7. Амнистия может распространяться на преступления, начатые до дня, указанного в части 6 настоящей статьи, если они прекращены после этого дня путем совершения действий, предусмотренных актом об амнистии, в пределах установленного им срока.».

5. Российское уголовное право наряду с иными моделями стремится

воплотить в жизнь описанную Ч. Беккариа уголовную систему порядка, которая предполагает: разграничение правотворческой и правоприменительной

деятельности; регулирование уголовно-правовых отношений исключительно законом, власть которого выше власти людей (даже общества в целом); существование закона не как произвольного установления, но как норм права, в которых воплощается общая воля, положения общественного договора.

Амнистии, предписывающие осуществить освобождение в тех случаях, в каких оно не предусмотрено уголовным законом, не будучи нормами права, являются тем элементом уголовного права, который построен не на основе указанной модели и препятствует полному воплощению ее в жизнь.

6. Амнистия является лишь одной из форм реализации запроса на ситуативное регулирование уголовно-правовых отношений, строящееся на иных началах, нежели требования, составляющие уголовную систему порядка. Поэтому отказ от амнистии повлечет не исчезновение такого регулирования, но

расширение использования иных его механизмов, некоторые из которых, как думается, более противоречат основам уголовной системы порядка, чем амнистия (создание, изменение норм уголовного права под конкретную ситуацию; включение в уголовный закон предписаний об освобождении, сходных по содержанию с амнистией, таких, как положение ч. 3 ст. 76\" Уголовного кодекса Российской Федерации).

7. Уголовная система порядка не является универсальной моделью, которая должна воплощаться независимо от имеющихся условий. Разрушение общественного договора (то есть полное или частичное исчезновение молчаливого или явного согласия членов общества на отказ от части своей свободы и подчинение их общей власти в обмен на обеспечение со стороны последней общих блага и безопасности) предполагает необходимость осуществления мер, способствующих восстановлению общественного договора, и реализацию иных моделей, нежели уголовная система порядка.

Амнистия за счет того, что она предполагает принятие решения под конкретную ситуацию, способна фиксировать договоренности, достигнутые между сторонами, не связанными общественным договором, или быть этапом достижения таких договоренностей. То есть амнистия может служить для регламентации не основанных на общественном договоре отношений и способствовать восстановлению общественного договора. Ряд амнистий, объявленных за время существования Российской Федерации, опосредовали
отношения, не основанные на общественном договоре (например, амнистия 1996 г.).

8. Нормативное регулирование амнистии не должно приводить к такому ограничению свободы Государственной Думы при объявлении амнистии, которое сделало бы невозможным использование амнистии как средства опосредования отношений, не основанных на общественном договоре. Невозможно формализовать в виде норм права ситуации, составляющие разрушение общественного договора. Не имеет смысла заранее устанавливать правила, регламентирующие применение амнистии в случае его разрушения В силу сказанного, нормы права могут тем или иным образом определять возможности амнистии, но не должны решать, в каком случае Государственная Дума должна прибегнуть к амнистии, и какими из предусмотренных в них возможностями ей следует при этом воспользоваться

9. Амнистия обеспечивает учет специфики конкретной ситуации за счет возможности по-разному решать те или иные вопросы в актах, оформляющих разные амнистии. При регламентации амнистии нормами права исчезновение такой возможности должно компенсироваться созданием иных механизмов дифференциации, - в частности, сохранением у Государственной Думы возможности сделать исключение из общего правила в установленной форме.

10. Существуют смежные с амнистией веления, которые могут выступать ее альтернативами (помилование; изъятие из регулятивных норм, влияющее на реализацию норм охранительных отраслей; включение предписания, сходного с амнистией, в уголовный закон н др.). Чтобы предотвратить использование данных альтернатив для осуществления освобождения вне тех рамок, которые установлены законом для амнистии, вводя то или иное нормативное ограничение на объявление амнистии, следует по возможности распространять его н на ее альтернативы.

11. С целью упорядочения имеющейся практики ограничения неоднократного амнистирования представляется необходимым законодательно закрепить предписание о нераспространении по общему правилу амнистии на
ранее амнистированных лиц, равно как и лиц, ранее освобожденных на основании ч. 3. ст. 76\" Уголовного кодекса Российской Федерации. Дня этого предлагается дополнить ст. 84 частями 3-5 следующего содержания:

«3. Действие актов об амнистии, если в них прямо не установлено иное, не распространяется:

а) на лиц, вновь совершивших умышленные преступления после

применения к ним амнистии в одной из форм, перечисленных в части второй настоящей статьи, произошедшего не ранее чем за лет до принятия акта об

амнистии;

б) на лиц, вновь совершивших умышленные преступления после освобождения их от уголовной ответственности на основании части третьей

статьи 76\" настоящего Кодекса, произошедшего не ранее чем за____________________ лет до

принятия акта об амнистии.

4. Ограничение, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, распространяется на лиц, к которым была применена амнистия, предусмотренная актами об амнистии, принятыми в Российской Федерации.

5. В акте об амнистии может быть предусмотрено, что применение предписанной им амнистии к лицу не может учитываться как обстоятельство, препятствующее распространению на него действия иных актов об амнистии. Если такая оговорка сделана, она действует независимо от содержания актов об амнистии, принимаемых в последующем. Указанная оговорка не может быть включена в текст акта об амнистии путем внесения в него изменений.».

12. Дифференциацию доступа к амнистии лиц, освобожденных до принятия общего правила о нераспространении амнистии на ранее амнистированных, предлагается обеспечить, предусмотрев в Федеральном законе о внесении изменений в статью 84 Уголовного кодекса Российской Федерации возможность Государственной Думы определить в пределах установленного срока перечень актов, освобождение на основании которых не может быть основанием отказа в амнистии без права пересмотра такого перечня, который действует независимо от содержания актов об амнистии, принимаемых в последующем.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: введены в научный оборот новые эмпирические данные (результаты, полученные в ходе обобщения практики объявления и исполнения амнистии, обработки статистических данных); выработаны схемы исследования амнистии, которые могут использоваться в дальнейших изысканиях; сформулировано определение амнистии, подходящее для современной российской амнистии; осмыслено место современной российской амнистии в уголовно-правовом регулировании с точки зрения предложенной Ч. Беккариа модели уголовной системы

Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения в закон и практику осуществления амнистии предложений диссертанта, а также возможности учета при объявлении амнистии, применении актов, оформляющих амнистию, законодательном регулировании и др. выявленных им сведений о российской амнистии.

Степень достоверности полученных результатов обеспечивается: 1) анализом текстов всех актов, оформлявших амнистию за время существования Российской Федерации; обращением к официальным интернет - ресурсам для получения текстов таких актов, сопровождавших их актов, информации о датах их опубликования, для формирования их перечня и т. и.; 2) анализом трактовок идей Ч. Беккариа, данных иными авторами, с учетом издания (перевода), с которым они работали; 3) анализом стенограмм заседаний Государственной Думы, решений судов, статистических данных, размещенных на официальных интернет - ресурсах; 4) сопоставлением статистических данных из различных источников, разнообразием судов, чьи решения анализировались и субъектов Российской Федерации, в которых расположены данные суды; 5) обращением к редакции нормативных актов, действующей (действовавшей) на тот момент времени, для которого разрешается тот или иной вопрос.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Уральского государственного юридического университета, где она прошла рецензирование, обсуждение и была одобрена. Основные итога и промежуточные результаты диссертационного исследования

нашли отражение в восьми публикациях автора, в том числе в четырех научных статьях в изданиях, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий (Кокотова Д. А. Анализ практики осуществления амнистии в Российской Федерации с точки зрения наличия (отсутствия) цели исправления недостатков применения уголовного закона // Право н политика. 2015. № 5. С. 684 - 689; Кокотова Д А. Амнистия как фактор совершения преступлений // Право и политика. 2015. № 9. С. 1257 - 1264; Кокотова Д. А. Фактор времени как условие влияния амнистии на поведение людей // Библиотека уголовного права н криминологии. 2016. № 2 (14). С. 38 - 42; Законодательное закрепление

ограничения неоднократности амнистирования // Библиотека уголовного права н криминологии. 2016. № 5 (17). С. 43 - 48) н четырех публикациях в иных

изданиях (Кокотова Д А. Совместимость амнистии и идей классической криминологической школы // Актуальные вопросы публичного права: материалы ХП всерос. науч. конф. молод, учен, н студ. (25-26 окт. 2013 г.) / Отв. ред. М. В. Гончаров. - Екатеринбург, Издательство УМЦ УПИ, 2014. С. 331 -333; Кокотова Д А. Значение для определения направленности амнистии закрепления в ней отбытия определенной части наказания как условия освобождения // Эволюция российского права: тезисы докладов ХШ Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 23-24 апреля 2015 года) / Уральский государственный юридический университет. - Екатеринбург, 2015. С. 235 - 237; Кокотова Д. А. Часть 3 статьи 76\" уголовного закона - непоименованная амнистия //Российское право: образование, практика, наука. 2016. №2. С. 65 -67; Kokotova D. A. Les idees de Beccaria et Γamnistie russe moderne // Современные тенденции мирового сотрудничества: материалы V междунар. науч.-практ. конф. на ни. яз. 20 мая 2016 г.; РАНХиГС, Сиб. Ин-т кпр. - Новосибрск: Изд-во СИБАГС, 2016. С. 97).

∏p омежуточные и итоговые результаты работы были обсуждены на научно- практических конференциях, в числе которых: ХП всероссийская научная конференция молодых ученых и студентов «Актуальные вопросы публичного права» (Екатеринбург, 25-26 октября 2013 г.); ХП Всероссийская научная
конференция молодых ученых и студентов «Эволюция российского права» (Екатеринбург, 25-26 апреля 2014 г.); XI Международная конференция молодых ученых и студентов «Правовая реформа в России» (Екатеринбург, 6 ноября 2015 г.); V международная молодежная научно-практическая конференция на иностранных языках «Современные тенденции мирового сотрудничества» (Новосибирск, 20 мая 2016 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения; двух глав, включающих шесть параграфов; заключения; списка использованных источников и приложений.

Одним из главных вопросов, на какой обязательно нужно ответить в ведении к курсовой работе, является актуальность выбранной темы. То есть необходимо твердо знать, почему следует заниматься изучением выбранной темы. Потому что если исследование не актуально в данное время, то не имеет никакого смысла начинать писать работу.

В актуальности нужно указать уровень важности темы курсовой на сегодняшний день, ее перспективность. Пишется все коротко, ясно и конкретно, без всякой «лишней воды». Как правило, актуальность темы связывают с экономической, социальной или политической ситуацией в стране. При этом, указывают как данное исследование может помочь в улучшении ситуации на конкретном объекте или в стране в целом. Обычно, объем, достаточный для написания актуальности, составляет полстраницы.

При написании актуальности можно выделить две основные характеристики, на которые следует ориентироваться:

  1. Изученность темы. В этом случае будет актуальна потому, что некоторые аспекты были изучены недостаточно и данное исследование ориентировано на устранение этих пробелов.
  2. Актуальность ориентирована на возможность найти решение некоторой практической задачи на основе данных, полученных в результате исследования.

Либо одна, либо обе характеристики присутствуют при составлении этой важной части .

Следует помнить, актуальность темы курсовой работы располагается вначале, а потом идут цели и задачи.

Если все же в ходе написания научного исследования возникло множество вопросов, то можно воспользоваться услугами наших специалистов и с правильно написанными всеми ее частями.

Пример 1. Актуальность проблемы. Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего состоянием современной эргономики, в которой накоплен огромный фактологический материал о человеке как ведущем звене в системе «человек-человек» (СЧЧ). Этот материал требует систематизации, обобщения, осмысления, структуризации и представления его как единого комплекса знаний об эргатических системах.
Эргономическая антропология является одним из первых направлений исследований в области синтеза эргономических знаний. Она отражает одну из сторон морфо-психологических исследований комплексного и системного характера, сложившихся на стыке антропологии и психологии в рамках эргономики».

Возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Пример 2. «Актуальность и постановка проблемы исследования. Существующая тенденция роста преступлений в России в последние годы, гибель многих сотрудников ОВД при выполнении служебного долга, все возрастающие требования в обществе к проблеме борьбы с преступностью предопределяют необходимость существенного повышения уровня боевой, физической и морально-. психологической подготовки личного состава, поиска новых, эффективных путей его обучения.
О наличии проблемной ситуации неоднократно подчеркивалось в решении Коллегии МВД России, на встречах Министра внутренних дел с профессорско-преподавательским составом учебных заведений МВД России, где было прямо указано, что выпускники учебных заведений не всегда способны противостоять криминальной среде и имеют слабую физическую и психологическую подготовленность.

Перспективы развития психологической подготовки в органах внутренних дел могут быть определены лишь на основе научно обоснованной концепции. Однако, на наш взгляд, такой концепции в МВД сегодня нет».


ТЕМА: НОВЫЕ ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ

Введение

Глава 1.Теоретико-методологические основы судебной экспертизы

§2. Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в

Российской Федерации

§3. Новые виды исследований в системе судебных экспертиз

Глава 2. Возможности, проблемы и тенденции новых видов судебных экспертиз

§2. Анализ компьютерной информации

§3. Полиграфология

§4. Одорологическая экспертиза

§5. Перспективы развития судебной экспертизы в эпоху глобализации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что изменения, происходящие в России на экономическом, политическом уровнях, оказывают как положительное, так и негативное влияние на состояние общества, в частности - увеличивается количество совершаемых преступлений. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными органами в борьбе с преступностью.

В настоящее время появляются новые виды преступлений, для раскрытия которых необходимо развивать и применять новые виды экспертиз. Между тем комплекс уголовно-процессуальных и криминалистических мер, направленных на совершенствование следственной работы и усиление борьбы с преступностью, остался несовершенным. Так, в настоящее время уголовно-процессуальные нормы не содержат регулирования применения вновь возникающих в большом количестве новейших методов исследования в ходе расследования преступлений. Анализ экспертной, следственной и судебной работы показывает, что не теряют своей актуальности вопросы применения новых методов исследования как самим субъектом расследования, так и приглашаемыми им специалистами в широком смысле этого слова. Руководящих же разъяснений и инструкций в подзаконных нормативных актах, в условиях дефицита правового регулирования даже на уровне закона, в настоящее время явно не достаточно.

Проблемы применения новых видов экспертиз и методов исследования привлекают большое внимание как юристов, так и медиков, психологов, биологов, программистов и представителей других наук. В отечественной криминалистике вопросы применения новых и нетрадиционных методов исследования разрабатывали: Р. С. Белкин, В. А. Образцов, Е. П. Ищенко, Л. Г. Бидонов, Н. Н. Китаев, Т. А. Седова, Л. Л. Каневский, Н. Г. Находкина, В. И. Гончаренко, И. В. Постика, М. В. Салтевский, Н. Т. Ведерников, В. X. Меркурисов, Н. А. Родионов, В. В. Яровенко и другие. Однако, несмотря на многочисленные попытки исследовать теорию и практику использования новых методов в криминалистике, многие проблемы по-прежнему не нашли однозначного решения. Отдельные проблемы затрагивались в работах Ф. В. Глазырина, А. Ф. Лубина, А. Н. Чистикина, Г. А. Пашиняна, В. Н. Звягина, Ж. В. Слепцовой, В. П. Крючкова, В. К. Комарова, В. М. Быкова, А. И. Скрыпникова, Н. В. Скорика, М. И. Розанова, В. А. Варламова, А. А. Шмидта и других исследователей.

Цель исследования – проанализировать содержание новых видов судебных экспертиз и возможность их применения в судебно-экспертной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и методологические положения в отношении методов и видов судебных экспертиз, применяемых в судебно-экспертной деятельности.

2. Рассмотреть нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

3. Определить место новых видов исследований в системе судебных экспертиз.

4. Выявить возможности и проблемы применения некоторых новых видов экспертиз в судебно-экспертной деятельности.

5. Определить основные тенденции применения новых видов судебных экспертиз и перспективы их развития.

Объект исследования – судебно-экспертная деятельность.

Предмет исследования – закономерности развития новых видов судебных экспертиз.

Методологическую основу и методику исследования составили диалектический, формально-логический, сравнительный, системный, статистический методы.

Теоретическую основу работы составили труды ученых и специалистов по криминологии, судебной экспертизе, медицине, биологии, психологии, информатики, физики и химии.

Положения и выводы исследования основываются на Конституции РФ, действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, подзаконных ведомственных нормативных актах Министерства внутренних дел РФ.

Эмпирическая база исследования (дорабатывается??????????).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе систематизированы и расширены знания о предмете исследования, сформулированы проблемы и указаны направления для дальнейших научных разработок в криминалистике с использованием новых видов экспертиз. Материалы исследования могут быть использованы как в процессе организации следственной и судебно-экспертной деятельности, а также в учебном процессе по курсу «Криминалистика» и в системе повышения квалификации практических работников – экспертов.

Структура дипломной работы обусловлена ее целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении раскрыта актуальность темы исследования, определены объект и предмет, цели и задачи исследования; указаны методологическая основа, нормативная и эмпирическая база исследования, теоретическая и практическая значимость исследования. В первой главе рассматриваются основные теоретические и методологические вопросы, связанные с изучением судебных экспертиз: история возникновения и развития судебно-экспертной деятельности в России; классификация методов и видов судебных экспертиз; место новых видов исследований в системе судебных экспертиз. Во второй главе анализируется возможность применения таких новых видов судебных исследований, как экспертиза ДНК в процессе исследования биометрических данных человека; компьютерно-техническая экспертиза; одорологическая экспертиза; экспертиза с применением полиграфа. В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.

^ Глава 1.Теоретико-методологические основы судебной экспертизы

§1. История, методы и классификация судебных экспертиз

В истории человечества применение судебной экспертизы при решении определенных вопросов имеет давний характер. Так, уже в трудах Гиппократа рассматривались вопросы исследования механических повреждений на теле, определения жизнеспособности младенцев при исследовании их трупов и др. Следовательно, первой на службу правосудия была поставлена судебная медицина. Именно медицина как область специальных знаний легла в основу развития основных направлений экспертных исследований. Практически одновременно с судебно-медицинской экспертизой появилась и экспертиза документов, в которой исследованию подвергались как графические формы – почерк, так и те движения, которыми они выполнялись. Годом официального становления судебной экспертизы в России считают 1716 г., когда Воинским уставом Петра 1 было предписано привлекать лекарей для исследования повреждений на одежде и теле пострадавшего.

Долгое время судебно-экспертные исследования проводились случайными лицами и не имели под собой достаточной научно-методической основы. К примеру, получило развитие такое направление исследования, как графология – учение об определении характера человека по почерку. Поскольку графология базировалась не на научной основе, а лишь на некотором опыте, приобретенном сведущими лицами в процессе их профессиональной деятельности (письмоводители, дьяки), все попытки использовать ее в судебной экспертизе документов были безуспешны. В настоящее время эксперты-почерковеды используют некоторые признаки почерка и письма, описанные графолагами, для решения таких задач, как установление поле, состояния пишущего и других.

В конце XIX – начале ХХ вв. с особенной силой проявились тенденции консолидации экспертных знаний. Свое выражение они нашли в целенаправленной деятельности целой плеяды ученых, способствовавших развитию одного из направлений становления криминалистической науки – разработке научных методов исследования вещественных доказательств. Этот период становления и развития судебной экспертизы характерен ярко выраженным практическим уклоном, решением самых неотложных задач борьбы с преступностью. Особенностью этого этапа явилось накопление эмпирических данных: об объектах, методах и средствах исследования; о возможности разработки собственно экспертных средств, методов и методик исследования вещественных доказательств; о приспособлении методов и средств других наук к нуждам экспертной практики. Закончился данный этап организацией и становлением первых экспертных учреждений. Так, 28 июля 1912 г. был принят закон о создании в России первого специализированного судебно-экспертного учреждения - кабинета научно-судебной экспертизы. Квалифицированные сотрудники и новейшее по тому времени оборудование позволили с самого начала деятельности кабинетов обеспечить достаточно высокий уровень судебных экспертиз. При этом использовались методы фотографии, дактилоскопии, химии, микрохимии, за исключением судебно-медицинских исследований. С 1 марта 1919 г. по решению Коллегии НКВД РСФСР при Центророзыске начал работу кабинет судебной экспертизы, ставший основой научно-технической службы уголовного розыска. Эта дата считается днем зарождения экспертно-криминалистической службы российских органов внутренних дел. Параллельно с развитием криминалистической службы в Центророзыске возникали научно-технические кабинеты и подотделы в крупных городах. Уже в 1923 г. они действовали помимо Москвы в Ленинграде, Харькове, Самаре.

Конец 40-х – начало 70-х гг. ознаменовались интенсивными научными исследованиями в судебной экспертизе. Направленность этих исследований была двоякой: одни из этих исследований носили фундаментальный, в значительной части теоретический характер, другие представляли собой прикладные, практические приложения формирующихся частных теорий, в том числе теорий отдельных родов и видов экспертиз, играли методическую или чисто рекомендательную роль. Общенаучное значение имели взгляды того времени на предмет и систему криминалистической экспертизы как области практической деятельности. В этот же период стала формироваться и расширяться сеть государственных судебно-экспертных учреждений различных ведомств. Так, в 1969 г. был создан практический орган Центральная криминалистическая лаборатория (ЦКЛ) при Оперативно-техническом управлении МВД СССР. В 1977 г. ЦКЛ была преобразована в Центральную научно-исследовательскую криминалистическую лабораторию (ЦНИКЛ) МВД СССР. В 1983 г. ЦНИКЛ вошел в состав ВНИИ МВД СССР и образовал НИЛ-6. В 1988 г. НИЛ-6 выделился из ВНИИ МВД СССР и стал Всесоюзным научно-криминалистическим центром (ВНКЦ). В 1992 г. в МВД было ликвидировано экспертно-криминалистическое управление, осуществлявшее контрольно-методические функции в системе экспертных подразделений органов внутренних дел. Его управленческие отделы были включены в ВНКЦ, который преобразовался в экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. В настоящее время в Российской Федерации создана система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ, которая состоит из Российского федерального центра судебной экспертизы, 8 региональных центров судебной экспертизы, 41 лаборатории судебной экспертизы в крупных административных центрах субъектов РФ.

Таким образом, становление судебно-экспертной деятельности имеет достаточно длительную историю. В процессе ее развития по мере необходимости появлялись те виды судебных экспертиз, которые в настоящее время образуют базу для организации судебных исследований. При этом, необходимо отметить, что параллельно с накоплением практических данных, получаемых в ходе судебных исследований, развивалась и теоретико-методологическая база судебно-экспертной деятельности.

В настоящее время методологическая база общей теории экспертизы продолжает активно разрабатываться. Одним из ее элементов является определение методов решения задач судебной экспертизы.

Согласно определению Словаря основных терминов судебных экспертиз, «метод экспертизы (экспертного исследования) - система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом. Операции, образующие метод, представляют собой практическое применение знаний закономерностей объективной действительности для получения новых знаний».

Методы экспертизы основываются на соответствующих научных методах; характере и свойствах объекта экспертизы; опыте решения практических задач, в том числе на алгоритмических правилах и разработанных самим экспертом приемах изучения объектов экспертизы.

Принято различать методы исследования, применяемые в науке при разработке теоретических и экспериментальных проблем, и методы, применяемые в экспертной деятельности. Однако это деление весьма условно, так как используемые в экспертной практике методы также имеют научный характер, поскольку основываются на достижениях науки и техники.

Структура экспертного метода состоит из трех элементов - обосновывающая, операционная и техническая части. Обосновывающая часть содержит изложение научной базы, на которой создан метод и представление о результате его применения. В операционную часть входят действия, операции и приемы осуществления метода. Техническая часть включает различные материальные средства и приборы, которые позволят реализовать метод.

Как отмечает Т.В. Аверьянова, в экспертной практике нередки случаи применения комплекса методов исследования. При производстве комплексных и комиссионных экспертиз могут быть применены различные методы каждым экспертом. Но даже тогда, когда экспертиза проводится единолично, эксперт может применить комплекс дополняющих друг друга методов одной или разных областей знания. Интеграция знаний приводит не только к интеграции наук, но и интеграции их методов, что особенно наглядно проявляется при производстве экспертиз.

В работах Т.В. Аверьяновой, А.И. Винберга, И.В. Постика, Е.Р. Россинской, А.Р. Шляхова существующие экспертные методы подвергаются классификации по различным основаниям:

Степени общности и субординации;

Целевому назначению и результатам;

Характеру получаемой информации (свойствам, признакам объектов);

Стадиям экспертного исследования;

Областям наук, из которых они заимствованы:

Физические;

Химические;

Биологические и др.

Этапам реализации методов, применяемых на стадиях:

Подготовительной;

Аналитической;

Экспериментальной;

Сравнительной;

Синтезирующей.

Применительно к потребностям экспертной практики подставляется целесообразной классификация методов с точки зрения их общности и субординации, в соответствии с которой выделяются четыре уровня.

Первый уровень - всеобщий диалектический метод, пронизывающий все остальные уровни, всю структуру методов, так как является базой для их развития.

Этот всеобщий метод включает в себя и широко используемые в экспертной практике такие формально-логические категории, операции познания, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др., которые учитывают основные этапы и закономерности процесса познания.

Второй уровень - общие (общенаучные) методы - система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов. К общим методам относятся: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.

Классификация методов третьего уровня в литературе по судебной экспертизе представлена тремя основными точками зрения и соответственно тремя системами.

В системе, предложенной А.И. Винбергом и А.Р. Шляховым, методы этого уровня названы частно-научными методами судебной экспертизы. Это инструментальные, аналитические и иные вспомогательные технические методы, применяемые либо в одной, либо в нескольких науках. Они применяются для изучения морфологических и субстанциональных свойств объектов исследования.

Методы этого уровня по классификации А.И. Винберга и А.Р. Шляхова систематизируются в соответствии с их общим научно-техническим назначением и получаемыми результатами на 12 классов: измерительные, микроскопические, фотографические, физико-технические, спектральные, рентгенографические, хроматографические, электрохимические (физико-химические), аналитико-химические, радиационные, математические, электронно-вычислительные.

Четвертый уровень - специальные (монообъектные) методы (Т.В. Аверьянова); частно-экспертные методы (Е.Р. Россинская), под которыми понимают методы, разрабатываемые или приспосабливаемые для исследования конкретного, единичного объекта или применяемые только в экспертизах данного рода.

Такие методы создаются либо на основе приспособления существующих в других областях знаний, науках методов, либо создаются специально экспертами на основе их практики исследования конкретных объектов. Специальные методы, разработанные экспертами, используются почти в каждом роде, виде криминалистических экспертиз, и прежде всего таких, как судебно-баллистическая, судебно-трасологическая, судебно-портретная, судебно-почерковедческая, судебно-техническая экспертиза документов.

Таким образом, понятие метода имеет важное значение в проведении судебной экспертизы, поскольку определяет способ достижения цели деятельности. От того насколько верно выбран метод исследования зависит и полученный результат судебной экспертизы.

Согласно определению ФЗ № 73 «О Государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», под понятием «судебная экспертиза» понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Судебная экспертиза – это одна из форм использования научно-технических достижений в уголовном, гражданском и арбитражном процессе. Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя (суда) сведущим лицом – экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов, с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного его разрешения. По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом источником доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем – доказательствами. Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств.

Судебную экспертизу от экспертиз, осуществляемых в иных сферах человеческой деятельности отличают следующие признаки:

Подготовка материалов на экспертизу, назначение и проведение с соблюдением специального правого регламента, определяющего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, субъекта, назначившего экспертизу, участников уголовного и гражданского процесса;

Проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;

Дача заключения, имеющего статус источника доказательств.

Классификация судебных экспертиз имеет существенное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет определить направления их методического и организационного обеспечения. Она может осуществляться по различным основаниям: характеру (отрасли) специальных познаний, месту и последовательности проведения, объему исследования, составу экспертов.

/ выделения цветом – не нужны!/

По характеру, отрасли специальных познаний, используемых при производстве экспертиз принято выделять четыре уровня: 1 – классы (типы); 2 – роды; 3 – виды; 4 – разновидности (подвиды).

Такое деление судебных экспертиз с учетом основных решаемых ими задач имеет существенное значение:

Помогает определить роды и виды экспертиз, производство которых должно быть организовано в судебно-экспертных учреждениях, прогнозировать создание новых;

Облегчает разработку краткосрочных и перспективных планов НИР для развития теории и методики экспертного исследования;

Предопределяет подготовку и переподготовку экспертных кадров, их компетенцию и специализацию;

Помогает лицу, назначающему судебную экспертизу, в правильном выборе соответствующего рода (вида) экспертизы.

^ Класс экспертизы составляет экспертные исследования, объединяемые общностью знаний, служащих источником формирования теоретических и методических основ судебных экспертиз, и объектов, исследуемых на базе этих знаний. Таковыми, например, являются класс криминалистических экспертиз, класс судебно-медицинских экспертиз и т.д.

^ Роды экспертиз различаются по предмету и объектам и соответственно методикам экспертного исследования. Например, в криминалистической экспертизе на уровне рода выделяют судебные: почерковедческие, автороведческие, технические экспертизы документов, трасологические, баллистические, портретные и другие экспертизы.

^ Вид экспертизы составляют элементы рода, отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих для рода объектов и методик. Например, в судебно-технической экспертизе документов различают: экспертизы реквизитов документов; экспертизы материалов документов (красителей, бумаги и т. п.), используемых для их изготовления.

Подвид экспертизы – составные части вида, отличающиеся своеобразной группой задач, характерных для предмета данного вида экспертизы, и комплексами метода исследования отдельных объектов или их групп. Например, в рамках криминалистической экспертизы реквизитов документов можно выделить экспертизы оттисков печатей (штампов) для их отождествления и решения диагностических задач; документов, полученных с применением копировальной техники; машинописных текстов и т. д.

Все судебные экспертизы можно разделить на двенадцать классов: 1 – криминалистические; 2 – медицинские и психофизиологические; 3 – инженерно-технические; 4 - инженерно-транспортные; 5 - инженерно-технологические; 6 – экономические; 7 – биологические; 8 – почвоведческие; 9 – сельскохозяйственные; 10 – пищевых продуктов; 11 – экологические; 12 – искусствоведческие.

С учетом родов экспертиз классификация выглядит следующим образом:

1 класс. Криминалистические.

Данный класс включает в себя три рода экспертиз: А – традиционные криминалистические, формирование которых относится в основном к периоду возникновения и становления судебных экспертиз; Б – экспертизы, сформировавшиеся в последние десятилетия 20 века; В – различные виды исследований материалов, веществ, изделий, выделяемые в самостоятельный род, также именуемый материаловедческим.

Б. – Видеофонографическая (видеофоноскопическая), взрывотехническая, фототехническая, экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений.

В. – Экспертиза объектов волокнистой природы; экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий; экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; экспертиза стекла; экспертиза металлов, сплавов и изделий из них (металловедческая); экспертиза полимерных материалов, пластмасс, резин и изделий из них; экспертиза наркотических средств и психотропных веществ; экспертиза спиртосодержащих жидкостей; экспертиза парфюмерных и косметических средств.

2 класс. Судебные медицинские и психофизиологические.

1) Судебно-медицинская: судебно-медицинское исследование трупов, судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, судебно-медицинское исследование вещественных доказательств (крови, волос, выделений организма и т.п.)

2) судебно-психиатрическая

3) судебно-психологическая

4) судебная психолого-психиатрическая

3 класс. Судебные инженерно-технические: пожарно-техническая, экспертиза по технике безопасности, строительно-техническая, электротехническая, компьютерно-техническая.

4 класс. Судебные инженерно-транспортные: автотехническая, авиационно-техническая, железнодорожно-техническая, иные инженерно-транспортные.

5 класс. Судебные инженерно-технологические: технологические, товароведческие.

6 класс. Судебные экономические: бухгалтерская, финансово-экономическая, инженерно-экономическая.

7 класс. Судебно-биологические: ботаническая, зоологическая, микробиологическая, энтомологическая, ихтиологическая, орнитологическая, одорологическая.

8 класс. Судебно-почвоведческие: почвоведческая, минералогическая.

9 класс. Сельскохозяйственные: агробиологическая, агротехническая, зооветеринарная, ветеринарно-токсикологическая.

10 класс. Пищевых продуктов

11 класс. Судебно-экологические: экология среды, экология биоценоза.

12 класс. Искусствоведческие.

Приведенные роды экспертиз находятся на разном уровне развития. Некоторые из них существуют десятилетиями, другие только начали создаваться; третьи – рассматриваются в перспективе общего развития судебных экспертиз. Следует также иметь в виду динамичность процесса создания экспертиз и их трансформации: появление новых родов экспертиз, трансформацию видов экспертиз в самостоятельные роды (например, фототехническая, видеофонографическая (видеофоноскопическая)).

По месту проведения экспертизы делятся на два вида: проводимые в экспертных учреждениях и проводимые вне экспертных учреждений, поскольку процессуальное законодательство позволяет назначить экспертом любое лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для разрешения возникших по делу вопросов.

По объему исследования экспертизы делятся на: основные и дополнительные. Дополнительная экспертиза назначается при неполноте или неясности выводов основной экспертизы.

По последовательности проведения экспертизы подразделяются на первичные и повторные. Повторной называется экспертиза, производимая по тем же объектам и решающая те же вопросы, что и первичная экспертиза, заключение которой признано необоснованным или вызывает сомнения.

По численности и составу исполнителей судебные экспертизы подразделяются на единоличные, комиссионные и комплексные. Единоличную экспертизу проводит один эксперт, комиссионную – комиссия, состоящая из двух или более экспертов одной специализации. Комплексной является экспертиза, в которой эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением одних и тех же вопросов и формулированием общего вывода.

Таким образом, изложенная выше классификация не является окончательной, полностью завершенной и будет совершенствоваться. Тем не менее, в целях осуществляемой паспортизации экспертных методик Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по проблемам экспертной деятельности утвержден перечень экспертиз, использованный в вышеприведенной классификации.

§2. Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации осуществляется на основании законных и подзаконных нормативно правовых актов, а также на основании ненормативно? (как понять – нецензурно что-ли?) правовых актов.

Закон – нормативно правовой акт, применяемый органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений.

Подзаконные нормативные акты – это нормативно правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции.

Ненормативно? правовые акты – правоприменительные акты, или акты применения права, а также акты официального толкования.

Правоприменительные акты – это правовые акты, применяемые полномочными органами государственной власти или должностными лицами, содержащие обязательные для определенного круга лиц предписания по конкретным вопросам (положения, инструкции, решения и т.д.).

Акты официального толкования – это официальные юридические акты, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права и действующие в единстве с самой этой нормой.

К законным нормативно правовым актам, регулирующим судебно-экспертную деятельность, относятся: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и ряд Федеральных законов. В частности, Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон № 128-ФЗ от 25.07.98 . «О государственной дактилоскопической регистрации»; Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», а также законодательства Российской Федерации о здравоохранении.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, в нашем государстве, существует семь видов публичного правоприменительного процесса (категорий дел), участником которых может стать судебный эксперт: конституционный процесс, процесс по делам об административных правонарушениях, уголовный, таможенный, налоговый, арбитражный и гражданский процессы.

Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Данный закон статьей 1 определяет, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно - экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно - экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Государственная судебно - экспертная деятельность основывается на следующих принципах:

Принцип законности,

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица,

Принцип независимости эксперта,

Принцип объективности,

Принцип всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Государственная судебно - экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно - экспертные исследования, требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно - экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принцип объективности применяется в процессе экспертной деятельности специалиста (эксперта) на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы Глава 2. Возможности, проблемы и тенденции новых видов судебных экспертиз

§1. Изучение биометрических данных человека

Биометрия – идентификация человека по уникальным, присущим только ему биологическим признакам. Биометрическая идентификация – новый метод опознания подлинности по индивидуальным биологическим признакам человека – отпечаткам пальцев, ДНК, глазному дну, радужной оболочке, почерку, голосу, форме уха, геометрии лица и т.п.

Необходимо отметить, что биометрические технологии уже давно применяются в судебной экспертизе, в частности, отпечатки пальцев, а также определение личности человека по почерку (графология). Кроме того, в в рамках криминалистическ