Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека. План-конспект урока по праву (10 класс) на тему: Нарушение и защита прав человека

Тема: «Международная защита прав человека»

Цели занятия:

1 .Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм Международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

2. Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях Международного гуманитарного права.

3. Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

Учебник: «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова издательство М: «Просвещение» 2006 год.

Основные понятия:

Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях, лица, прекратившие принимать участие в военных действиях

ПЛАН УРОКА

1. Жестокое лицо войны.

2. Сущность международного гуманитарного права.

3. Международная защита прав человека.

ХОД УРОКА

Сегодня мы изучаем тему: «Международная защита прав человека». Война.…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий.

Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. Путь ко всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности . Всталанеобходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.

1. Жестокое лицо войны.

Вспомните определение понятия «война»-…
Что интересует, что хотели бы узнать дополнительно?

Учащиеся задают вопросы:

Кто участвует? Какое оружие можно применять? Какое отношение должно быть к военным (людям с оружием), гражданским, медперсоналу, военным объектам, раненым, военнопленным.

Словарь

ВОЕННОПЛЕННЫЕ - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - раненые, больные, военнопленные.

ЛИЦА, НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ УЧАСТВУЮЩИЕ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ - медицинский персонал, гражданское население, духовный персонал.

ВОЕННЫЙ ОБЪЕКТ - объект, который в силу своего расположения, назначения, использования вносит эффективный вклад в военные действия (военный завод, ж/д вокзал, аэропорт).

КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему.

Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение силовых средств в вооруженных конфликтах.

Учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске).

Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.

Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).

Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.

2. Сущность международного гуманитарного права.

Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»

Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.

После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»

Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).

Вывод этой части урока : МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.

3. Международная защита прав человека.

Работа в группах. Класс делится на три группы. Работа ведется поэтапно.

1 этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие права и свободу человека средствами ООН (1 группа), Европейской региональной системой защиты прав человека (2 группа), Европейским судом по правам человека (3 группа). Записать в тетрадь.

2 этап . Учитель предлагает группам найти соответствующие источники в Интернете (Европейская система защиты человека, Международные преступления, Женевская конференция).

3 этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите прав человека, самостоятельно выработанные и выписанные из источника.

4 этап. Представление классу результатов работы.

5 этап. Первичная проверка результатов работы.

Главные идеи темы. Подумайте над эпиграфом к изученному материалу.

Обсудим, какой из предложенных эпиграфов подходит к изученной теме.

«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»

«Хочешь мира – блюди справедливость»

« Война – незаживающая рана, которую получил мир»

«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными»

Информация о домашнем задании.

Поразмышлять над вопросом: « Как вы думаете, является ли актуальным ознакомление школьниками с МГП?» Обоснуйте вашу точку зрения.

Рефлексия

В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».

Тема: «Права человека» 8 класс

Цели урока:

1. Дать учащимся представление, что такое права и свободы человека.

2. Познакомить их с международными документами о правах человека.

3. Способствовать формированию правовой и политической культуры.

План урока:

1. Вступительное слово.

2. Права человека. Что это?

3. Международные документы о правах человека.

4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

5. Заключение.

Основные понятия: право, свобода, ООН, декларация, конвенция, пакт.

Оборудование:

Тексты документов: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.

Компьютерная презентация к уроку. (Приложение 1)

Тестовые вопросы для закрепления. (Приложение 2)

Высказывания на плакатах:

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим» (М. Клаудиус, немецкий поэт 18 века)

«Редкое, счастливое время, когда позволено чувствовать что хочешь и говорить, что чувствуешь» (Тацит, римский историк 1 век н.э.)

Выставка правовой литературы.

Ход урока.

1. Вступительное слово.

Уважаемые гости, учащиеся. Наш урок сегодня посвящен правам человека. Проблема прав человека всегда волновала людей и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. Путь к свободной и счастливой жизни был долгим и нелегким. Жизнь устроена так, что за все в ней надо бороться и сражаться. И, наверное, почти всю свою жизнь люби боролись, отстаивали свои права и свободы и добились, наконец того, о чем мечтали и за что сражались. (слайд 1)

Сегодня на уроке мы рассмотрим, что такое права и свободы человека, какими правами обладают граждане мира и граждане Российской Федерации, какие существуют международные документы о правах человека. (слайд 2)

Запись темы урока в тетрадь.

2. Права человека

У нас на доске записаны новые понятия, с которыми мы должны познакомиться. Но прежде, чем мы дадим определение понятию «право», давайте подумаем с какими словами ассоциируется у вас это словосочетание.

Возможные ответы учащихся.

(права, данные природой, моральные права, возможности что-то делать, правила, без которых невозможно развитие личности и т.д.)

Все высказывания ваши верны. Только нужно подчеркнуть, что все эти возможности человека обеспечиваются и охраняются государством.

Вопрос к классу. А что такое свобода?

(различные высказывания)

Учитель. А теперь давайте запишем эти первые понятия.

Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять и иметь достойные условия жизни.

Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то, что не запрещено законом. (слайд 3)

Вопрос к классу. А зачем надо изучать права человека?

(Возможные ответы:

чтобы защитить себя, чтобы отстаивать свое мнение, свою точку зрения)

Учитель. Чем больше людей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам заложенных в них, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.

3. Международные документы о правах человека.

На прошлом уроке по обществознанию вы получили творческое задание. Класс был разделен на три группы. Нужно было представить, что вы находитесь на необитаемом острове. А так как человек существо (какое?) биосоциальное то вам нужно создать общество. А для создания идеального общества необходимо составить список прав его граждан. Итак, каждая группа должна представить список прав (представитель группы выходит и представляет на листе свой перечень. Учитель, просмотрев все три списка, здесь же подчеркивает те, которые повторяются. Так составляется итоговый перечень прав.). Итак, права вашего сообщества на необитаемом острове таковы: (перечислить).

А теперь давайте, выясним какие права вы считаете главными. Для этого немного поиграем.

Игра «Полет на воздушном шаре».

5-6 человек выходят, становятся в круг, в центре стол или стул на котором находятся написанные права человека.

Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.

(Заранее подготавливаются 14 карточек с надписями:

    все равны перед судом и законом;

    право на жизнь;

    право на свободу;

    право на охрану здоровья;

    свобода слова;

    свобода совести;

    право вступать в общественные организации, объединения;

    право на свободу труда;

    право на жилище;

    право на частную собственность;

    право вступать в брак;

    право на образование;

    право на собрание и митинги;

    право избирать и быть избранным.

Желательно, чтобы остались право на жизнь, свободу, здоровье).

Вопросы для обсуждения игры.

– Почему вы оставили именно эти 2 права?

(Ответ – Право на жизнь – это главное естественное право человека, если его не будет, то все другие теряют смысл.

Право на здоровье и свободу – это важнейшие человеческие начала необходимые каждому. Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать.)

А теперь проведем небольшой экскурс в историю. Подумайте, вспомнив историю, боролись ли люди древнего мира, средних веков, нового времени за свои права и свободы. (слайды 4–8).

– Право в Древней Греции (зарождение демократии в Афинах, гражданин Греции обладал правами как в личной, так и в политической жизни, а главная обязанность – ото соблюдать законы и защищать Отечество)

– Право в Древнем Риме (установление республики, права были разделены на публичные и частные)

– Восстание Спартака 74-71г. до н.э. (борьба за свои свободу и права)

– Средние века 13 век Англия (1215г. – духовенство, рыцари и горожане заставили короля подписать «Великую хартию вольностей», которая давала этим категориям ряд привилегий. Хартия – это грамота подтверждающая права.)

– 18 век – Новое время (Революции в Англии, Франции, США, которые привели к созданию Конституций, провозгласивших права и свободы)

– 19 век – Россия (Главная реформа по отмене крепостного права в России, которая предоставила крестьянам личные права и свободы)

– 1918г. – образование РСФСР и принятие «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа»

Но решающий шаг в борьбе за права и свободы был сделан в середине 20 века.

4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

10 декабря 1948г., 60 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. (слайд 9). Этот документ вошел в Международную хартию прав человека. Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Мир понял, что любой конфликт, война – это подавление прав и свобод человека, нарушение прав и свобод целых народов

С историей создания этого документа, а также с другими международными документами о правах человека и ребенка мы познакомимся, послушав сообщение наших учащихся.

Сообщение 1. (слайды 10-14)

Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому, что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...” Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом. Все комитеты, советы, агентства ООН поставлены на службу разрешения проблем экологического, социального и гуманитарного характера.

Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

В 1966г. декларация была дополнена 2 документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности называют Международным биллем о правах. В последующем были подготовлены и другие документы: Конвенция о правах ребенка и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинствах видов обращения и наказания.

Сообщение 2. (слайды 15-27)

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье др.

Сообщение 3 (слайды 28-31)

Одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют через внутреннее национальное право. Положения, закрепленные в них воплощаются в соответствующих законах каждой страны – в Конституциях, кодексах, указах, постановлениях. Примером для нашей страны является Конституция РФ 1993 года, в которой в главе 2 закрепляются основные права и свободы человека. Впервые признаны и гарантированы права и свободы в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Итак, мы с вами познакомились с международными документами по правам человека.

Назовите их?

(Декларация прав человека 1948г. Конвенция о правах ребенка 1989г. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.)

Назовите основной закон в нашей стране, закрепляющий права и свободы человека? (Конституция РФ)

Здесь прозвучали новые для вас понятия. Посмотрите и запищите их (слайд 32)

1. ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира.

3. Конвенция – международный документ, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединялись.

4. Пакт – международный договор, налагающий на его участников обязательства о его выполнении

4.. Значение Всеобщей декларации о правах человека.

Учитель. А теперь давайте поработаем с документами.

У вас на столах находятся тексты всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ. Мы уже говорили, что Всеобщая декларация прав человека была адресована всему человечеству. Большое влияние на принятие этого документа оказала Вторая мировая войн, и мировое сообщество решило не допустить больше гибели людей, т.к. каждый человек…

Задание классу.

(имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д.)

Вопрос к классу.

Сделайте вывод, как в данных отрывках отражено право на жизнь?

(Ответ. Все документы признают высшей ценностью право на жизнь, а государство обязано соблюдать и защищать данное право) .

Учитель. Сколько статей содержит декларация?

Учитель. Все права и свободы, провозглашенные в ней подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В 28 статьях этого документа уделяется внимание правам человека и лишь в одной 29-й обязанностям. О чем это говорит?

Ответ. Что этот документ определил систему прав человека.

Учитель. А теперь сравните ст.19 декларации, ст.13 Конвенции, ст.29 Конституции. О чем эти статьи?

Ответ. О свободе выражения своего мнения.

Ответ. О праве на охрану здоровья, медицинскую помощь.

Учитель. В Декларации прав человека, Конвенции о правах человека и Конституции РФ много статей совпадают по содержанию. О чем это говорит?

Ответ. О том, что наша Конституция РФ была составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.

Учитель. И не только наша Конституция, но и многие национальные Конституции составлены на ее основе. И если ваши права нарушаются в своей стране, то вы можете обратиться в Международный комитет по защите прав человека в г.Женева, ссылаясь на Всеобщую декларацию.

Учитель. А теперь, ребята, подумайте и сделайте вывод. В чем историческое значение Всеобщей декларации прав человека? (слайд 33)

Ответ. Это международный документ, который определил систему естественных прав человека. Декларация утверждает и защищает права человека во всех его сферах деятельности. Основные идеи документа вошли в национальные Конституции. Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий образец права, к которому должны стремится все народы и все государства.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Я хотела бы услышать ваше мнение. Дал вам что-то этот урок, узнали ли вы что-то новое, или он для вас был неинресен. Причем, хочу заметить, что высказывая свое мнение, вы реализуете еще одно из прав – право на свободу слова. (Заслушиваются высказывания учащихся)

Для закрепления материала учащимся предлагаются тестовые вопросы. (Приложение 2)

5. Заключение.

Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека. Так зачем нам эти права? И есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями.

Приложение 1

Компьютерная презентация

Приложение 2

Вопросы к теме «Права человека»

    Выбери из следующих мыслей те, которые соответствуют духу прав человека.

      Свобода есть возможность делать все, что мне хочется.

      Свобода есть право делать все, что позволено законом.

      Свобода есть независимость от заветов Бога.

      Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.

      Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

    Выбери правильный ответ.

А. Свобода есть право делать все, что позволено законом.

Б. Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

      Верно только А;

      Верно только Б;

      Верны А и Б;

      Неверны и А и Б.

    Ответьте на вопросы «да» или «нет».

      Демократия означает народовластие.

      Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами, ее подписавшими.

      Пакт – это документ, возлагающий на участвующие в нем государства конкретные обязанности в области прав человека.

      Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства.

      Всеобщая декларация провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.

      В Декларации сказано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

      Права человека означают, что каждый человек может ими пользоваться.

      Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей.

      В ООН существуют специальные органы по защите прав человека.

1.Общая характеристика правозащитного механизма ОАГ

2. Общая характеристика правозащитного механизма АС

II.2 План практического занятия «Защита прав человека в рамках обсе» (2ч.)

1.Механизмы защиты прав человека в рамках ОБСЕ

2. Хельсинское движение

3. Деятельность ОБСЕ на современном этапе: проблемы и перспективы развития

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическим занятиям

Выполнение заданий необходимо начинать с изучения лекционного материала и соответствующих тем в учебной литературе. Нужно чётко представлять систему органов ОАГ, задействованных в защите прав человека, среди которых такие, как Межамериканский Суд и Комиссия по правам человека.

Межамериканская система защиты прав человека сформировалась многим позже чем универсальная и европейская, в связи с чем многое заимствовала у этих систем, в том числе и основы правового регулирования этой отрасли международного права. Необходимо сделать сравнительный анализ предложенных в первом задании источником по двум параметрам: общие черты и отличия (особенности). Результаты можно отразить в таблице. Особое внимание следует уделить регламентации контрольных механизмов защиты прав человека.

Защита прав человека в Африканских государствах представляется интересной с позиции того, что сама концепция прав человека в этих странах отличается от общепринятой и привычной нам. В соответствии с европейской концепцией, права человека – это комплекс принципов и правил, которые дают возможность индивиду защищать себя против группы, общества или органа, его представляющего. Такой подход не находит своего подтверждения в Африке. Африканское общество базируется в большей степени на коллективности (коммунативности), чем на индивиде. Анализируя источники африканской системы защиты прав человека, прежде всего необходимо обращать внимание на то, что постулат африканской этнофилософии о коллективной природе традиционного общества заложил краеугольный камень Африканской Хартии прав человека и народов.

Анализ международно-правовых механизмов защиты прав человека невозможен без, хотя бы, краткого рассмотрения основных подходов к защите прав человека в отдельных государствах, входящих в ту или иную международную организацию. При присоединении к международным договорам по правам человека государства Африки сделали ряд важных оговорок. Изучая сделанные государствами Африки оговорки к основным международным документам (Пакт об экономических и социальных правах, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о политическом статусе женщин), важно установить причины и цели их заявления.

Изучение защиты прав человека в рамках ОБСЕ необходимо начинать с ознакомления с Заключительным актом СБСЕ 1975, документом, хотя и не являющимся юридически обязательным, но внёсшим значительный вклад в развитие институтов прав человека. Важно определить ключевое понятие в системе защиты прав человека в ОБСЕ – «человеческое измерение».

Права человека и механизм их защиты стали предметом рассмотрения Конференции по человеческому измерению, состоящей из трёх совещаний – в Париже, Мадриде и Вене. Каждое из этих Совещаний внесли свой вклад в прогресс в области человеческого измерения.

В рамках первого вопроса, помимо характеристики Венского и Московского механизмов защиты прав человека необходимо охарактеризовать деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека, Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации.

При ответе на второй вопрос практического занятия необходимо отразить: зарождение Хельсинского движения в СССР, показав значение встречи 12 мая 1976 года, цели создания и деятельности Движения, характер взаимоотношений представителей Московской Хельсинской группы с официальными властями, создание Украинской Хельсинской группы, роль и значение Хельсинского движения в осуществлении и защите прав и свобод человека.

В настоящее время в литературе всё чаще встречаются публикации, связанные с критикой деятельности институтов ОБСЕ. 3 сентября 2004 года в Москве было подписано заявление государств-участников СНГ относительно положения дел в ОБСЕ. Для подготовке к третьему вопросу практического занятия необходимо ознакомится с этим документом, а также с предлагаемой дополнительной литературой и, используя изученный материал, выработать свою позицию о проблемах и перспективах развития ОБСЕ.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.

Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с работой малыми группами, индивидуальная.

Средства обучения: наглядные (Приложение 1 ) мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; рисунки студентов о правах и свободах человека) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы – Приложение 2 , документы: выдержки из Конституции РФ – Приложение 3 , выдержки из «Всеобщей декларации прав человека» – Приложение 4 ).

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран,фотоаппарат.

Вид контроля: тематический.

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов, стандартизированный контроль (Тест Приложение 5 ).

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Межпредметные связи: история Отечества, основы социологии и политологии, русский язык, право.

Внутрипредметные связи: темы «Право в системе социальных норм», «Государственное право», «Гражданское право», «Правовое государство».

Содержание и последовательность учебного занятия

I . Организационный момент (1 мин.)

  • подготовка аудитории к занятию;
  • проверка списочного состава;
  • организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

II. Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)

Образовательные: формирование знаний о параметрах правового обеспечения общечеловеческих факторов.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений, таких как сравнительный анализ правовых документов, самостоятельного мышления; в процессе активной учебной деятельности развитие познавательных интересов студентов средствами самого урока.

Воспитательные: воспитывать у студентов умение отстаивать свои права гражданина,содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, продолжить приучать работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место.

III . Работа над темой (1 час 10 мин.)

План работы над темой:

  1. Работа с терминами «права» и «свободы».
  2. Рассмотрение данных терминов по группам (художественное изображение ассоциаций с данными понятиями и их защита).
  3. Выполнение задания на соответствие новых терминов и понятий (социальные, экономические, политические и личные права) в процессе коллективной работы по группам. В качестве закрепления, определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране.
  4. Заполнение таблицы «Права и свободы гражданина РФ» в ходе самостоятельной работы студентов над исследованием и анализом статей Конституции РФ.
  5. Анализ результатов социологического исследования по теме «Права человека» (выполнение студентом опережающего задания по теме).
  6. На основе анализа материалов из СМИ о соблюдении прав человека в России сегодня решение проблемного задания: Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (Общие выводы по вопросу)
  7. Лекция с элементами самостоятельной работы по вопросу о «Международных документах о правах человека»
  8. Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам. Решение проблемной задачи о соответствии прав человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прави свобод человека.
  9. Презентация по вопросу «Страсбургский суд», подготовленная студентами.
  10. Определение качества изучения студентами учебного материала по изученной теме в процессе стандартизированного контроля знаний (индивидуальная работа по тесту, взаимопроверка в паре)9-10 мин.

IV. Подведение итогов. (5 мин.)

Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.

V. Домашнее задание:

  1. Ответить на вопросы: Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

Развёрнутый конспект урока

Тема: Международные документы по правам человека .

(мультимедиа, название темы «Международные документы по правам человека», слайд 1)

(мультимедиа, план темы, слайд 2)

План:

  1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.
  2. Международные документы по правам человека.
  3. Страсбургский суд.

Тема нашего занятия «Международные документы по правам человека». На уроке мы должны с вами раскрыть сущность понятий «права и свободы человека», определить какие международные документы защищают права человека любого государства, а также, куда можно обратиться, если ваши права нарушены. Работа на уроке будет организована по группам. Поэтому просьба ко всем участникам быть терпимыми к любой высказываемой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

На прошлом занятии каждая группа получила задание художественно изобразить свои ассоциации с понятиями «права и свободы человека». Предлагаю защитить свою работу. А затем, мы попытаемся определить, чье творчество было ближе всего к истине. (творческая защита по группам)

– Есть ли различие между двумя этими понятиями? В чем оно заключается? (Обсуждение)

– А теперь давайте посмотрим на экран. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», различие понятий «Права» и «Свободы», слайд 3) (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», слайд 4)

Учение о естественных правах разработал Джон Локк (англ. философ) в XVII в. Естественные права появляются с рождения и неотъемлемы. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Естественные права, слайд 5)

Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить права человека? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 6)

Сегодня существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация в соответствии со сферами общественных отношений: гражданские (личные) права, экономические права, социальные права, политические права. Мы сегодня рассмотрим социальные, экономические, политические и личные права. В связи с этим, предлагаю выполнить задание каждой группе на соответствие. Приведите в соответствие понятие и определение. (В данном случае используются знания студентов по дисциплине «Право», изучаемой в школе) (работа в группах по заданию в дидактическом материале)

Правильный вариант ответа(мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 7)

А теперь запишите в тетради правильный вариант. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», коллаж «Права человека», слайд 8)

В качестве закрепления определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», таблица «Права и свободы граждан», слайд 9)

Заполните таблицу . Ознакомьтесь со статьями Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Задание выполняем в тетради. (Индивидуальная работа, но каждая группа характеризует только одну группу прав. Затем общая проверка по группам)

По сообщениям СМИ вам необходимо было подготовить материал о том, как реализуются в государстве права человека. Что вам известно о проблеме соблюдения прав личности в нашей стране?

– А теперь рассмотрим данный вопрос с позиции студентов и преподавателей нашего учебного заведения. Таймасова Татьяна провела небольшое социологическое исследование по теме «Права человека», анализ которого вам представит. (См. Приложение 6 ) (мультимедиа, раздел «Анализ данных социологического исследования», слайды 10-12)

На одном из занятий по разделу «Политика» мы рассматривали тему «Правовое государство». Давайте вспомним принципы правового государства. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Принципы формирования правового государства, слайд 13)

Проблемное задание. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы:

  • основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения;
  • права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить;
  • перед законом все равны;
  • основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны;
  • коллективные права граждан не должны противоречить правам личности;
  • права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения.

Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Вывод, слайд 14)

Таким образом , действующее сегодня Российское законодательство предоставляет гражданину широкий спектр прав. Мы знаем, что не все права человека у нас соблюдаются. В Конституции РФ записано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Это значит, что гражданин может осуществлять свои права, защищать их, обратившись в суд и ссылаясь на Конституцию.

А что делать, если твои права нарушаются, и суд не может их защитить?

Ответ на данный вопрос мы получим, рассмотрев следующий вопрос нашего занятия – «Международные документы по правам человека».

2. Международные документы по правам человека.

(мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 15)

После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) развивалось международное сотрудничество в области защиты прав человека, которое привело к созданию организаций и законов, обеспечивающих совместные действия стран в этом направлении.

Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» . Послание Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос Гали гласит «…всеобщее уважение прав человека является общей заботой всех правительств и всех народов». (мультимедиа, раздел «Международный Билль о правах человека», слайд 16)

Были приняты основополагающие документы по правам человека, которые составляют Хартию прав человека, или Международный Билль о правах человека. Это комплекс документов:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948) 10 декабря – день прав человека. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Всеобщую декларацию прав человека;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).
  • Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1991), цель – отмена смертной казни.

– Многие ученые и государственные деятели считают, что Декларация – самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека. Откройте стр. 3 «Всеобщей декларации прав человека» и назовите назначение данного документа (Ответ: служить в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства» в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод).

– Как вы думаете, с какой целью были приняты Международные пакты? (Ответ: если положения Всеобщей декларации не обязательны для выполнения, то данные пакты имеют силу закона для стран, которые их ратифицировали). (мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 17)

Проблемная задача: Соответствуют ли права человека в Конституции РФ международным стандартам о вопросах защиты прави свобод человека? Ответ аргументируйте. (Сравнительный анализ материала таблицы «Права и свободы граждан РФ» с текстом «Всеобщей декларации прав человека» - работа по группам)

– Какой вывод можно сделать, сравнивая эти два документа?

Итак, в Конституции РФ отражены права и свободы, провозглашенные в Декларации. Это связано с тем, что в СССР данный документ был ратифицирован, поэтому эти положения страна обязана соблюдать. (мультимедиа, раздел «Права человека в нашей стране», слайд 18)

Но всегда ли соблюдались и соблюдаются права человека в нашей стране? Еще в СССР появилось инакомысли е (мнение и идеи некоторых граждан шли в противовес мнению большинства или тех, кто находился у власти). 5 декабря 1965 г. в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека – эта дата День рождения правозащитного движения. Правозащитники требовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвующий в создании водородной бомбы. Он говорил: «Я … против стремления огородить нашу страну… от Запада… только в глобальном масштабе возможна разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле». Главным правозащитники считают отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.

3. Страсбургский суд.

(Мультимедиа, раздел «Страсбургский суд», слайды 19-27)

В случае, если гражданин не нашел правды в судах своего государства, то может обратиться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, расположенные в городе Страсбурге. Европейский Суд решает исключительно определенные правовые нарушения, не нашедшие должной защиты на национальном уровне. (Презентация по теме «Страсбургский суд», подготовленная студентами с использованием СМИ и Интернет-ресурсов)

Вступает в силу Европейская система защиты прав человека в рамках Совета Европы. Эти организации могут рассматривать жалобы государств или отдельных лиц. Решения этого суда обязательно для государств-участников. Именно Факультативный протокол дал возможность гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав, которые можно подать в комитет по правам человека при ООН.

В данную организацию сегодня обращаются и Россияне. Количество дел из России постоянно растет: в 2001 году – 2490 жалоб, в 2002-м – 4716, в 2003-м – 6602, в 2004-м – 7855, в 2005-м – 10 009. «Россия, как и год назад, рекордсмен по количеству поступивших к нам исков. По данным на сентябрь 2006 года, к нам поступило 18500 дел из России, и это 20,8 процента всех поступивших исков», заявил председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдбахер. В целях повышения эффективности мер по соблюдению прав человека указом Президента РФ создана Комиссия по правам человека. Особый институт по правам человека в РФ называется Уполномоченный по правам человека в РФ.

В завершение нашего занятия вы выполняете тестовые задания в течение 10 минут. По окончании работы меняемся работами в паре и проверяем по ключу на экране. Затем сдаем работы.Кроме оценки за тест наиболее активные студенты получают оценки, а также те, кто выполнял опережающее задание.

Домашнее задание:

  1. Приведите конкретные примеры международных преступлений;
  2. Что понимается под международным гуманитарным правом? Почему возникла потребность в его создании? Подумайте, возможно ли соблюдение всех правил международного гуманитарного права во время военных конфликтов?

Учебно-методическая литература :

Основная:

  1. Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. Заведений/ Важенин А.Г.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Конституция Российской Федерации. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2008.
  4. Всеобщая декларация прав человека.

Дополнительная:

  1. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов/ А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.

План: 1) Понятие международного права прав человека 2) Население и гражданство в международном праве 3) Международные стандарты в области прав человека и их защита 4) Защита прав человека и гражданина в РК

Международное гуманитарное право, Международное право прав человека, Международная защита прав человека и т. п. - совокупность норм и принципов обеспечивающих права и свободы человека

Население- -это совокупность всех физических лиц, находящихся на территории определенного государства и подчиняются его юрисдикции

Гражданство-устойчивая связь физического лица с государством Приобретение По рождению- «право крови» «право почвы» Смешанный В результате натурализации Восстановление в гражданстве Гражданства Вследствие пожалования В результате оптации Трансферт

Международные договоры в области гражданства 1) Конвенция о гражданстве замужней женщины 2) Конвенция о сокращении безгражданства 3) Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников содружества независимых государств (Заключена в г. Москве (Нью-Йорк, 29 января 1957 года) (Заключена в г. Нью-Йорке 30. 08. 1961) 19. 01. 1996) 4) Совет Европы европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166) (Страсбург, 6 ноября 1997 года)

Источники закрепления основных прав и свобод 1) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (12 декабря) 2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. 3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. 4) Конвенция о политических правах женщин 1953 г. 5) Конвенция о правах ребенка 1989 г. 6) Конвенции МОТ

Способы защиты прав человека и свобод в ООН ЭКОСОС Комиссия ООН по правам человека Комиссия ООН по положению женщин Верховный комиссар ООН по правам человека Комитет по правам ребенка

Список стран, лидирующих по количеству поступивших жалоб за 2009 г. 1. Россия - 33 550 (28, 1 %) 2. Турция - 13 100 (11, 0 %) 3. Украина - 10 000 (8, 4 %) 4. Румыния - 9800 (8, 2 %)

Список стран, лидирующих по количеству поступивших жалоб за 2009 г. на душу населения 1. Грузия, 2. Черногория, 3. Лихтенштейн 4. Молдавия. 13. Эстония 16. Польша 17. Украина 18. Россия - на 18 -м. Последние места занимают Португалия, Испания и Дания.

Правовая основа для создания и деятельности Европейского суда по правам человека Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод 1950 г. вступила в силу с 3 сентября 1953 г. (с 5 мая 1998 г. действует в отношении России)

Конвенционные права человека Статья 2. Право на жизнь Статья 3. Запрещение пыток Статья 4. Запрещение рабства и принудительного труда Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство Статья 7. Наказание исключительно на основании закона Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни Статья 9. Свобода мысли, совести и религии Статья 10. Свобода выражения мнения Статья 11. Свобода собраний и объединений Статья 12. Право на вступление в брак Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты Статья 14. Запрещение дискриминации (относится только к правам, закреплённым Конвенцией и её протоколами)

Конвенционные права и свободы Протокол № 1: Статья 1. Предусматривает право на мирное пользование своим имуществом Статья 2. Право на образование Статья 3. Право на свободные выборы Протокол № 4: Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги Статья 2. Свобода передвижения Статья 3. Запрещение высылки граждан Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев Протокол № 6: Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем) Протокол № 7: Статья 1. Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции Статья 3. Компенсация в случае судебной ошибки Статья 4. Право не быть судимым или наказанным дважды Статья 5. Равноправие супругов. Протокол № 12: Статья 1. Общее запрещение дискриминации Протокол № 13: Статья 1. Отмена смертной казни

Условия обращения в Суд 1) 2) 3) 4) Предметом жалобы могут быть только права и свободы гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государствучастников Конвенции их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства* защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.

Юридическая сила решения 1) Решение обязательно для исполнения 2) За неисполнение возможно приостановление членства и исключение из Совета Европы 3) Влияет на содержание национального законодательства

Уполномоченный по правам человека 19 сентября 2002 г. путем соответствующего Указа было создано учреждение Национального Уполномоченного по правам человека. 1) Инвестиционный омбудсмен проводит работу по содействию в защите прав и законных интересов инвесторов. (Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2015 года № 32 Министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев)

Компетенция Уполномоченного по правам человека 1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. 2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

История становления Идея создания нового учреждения была поднята еще в 1995 г. в январе 1995 г. , группа казахстанских официальных лиц в составе Идрисова Е. А. – заведующего международным отделом Администрации Президента РК, Колпакова К. А. – заведующего секретариатом Председателя Верховного Совета РК, Байкадамова Б. К. – Секретаря Комиссии по правам человека при Президенте РК, участвовала в семинаре в Женеве совместно с Координатором системы ООН/Постоянным Представителем Программы Развития ООН в РК Найджелом Рингроузом и координатором программ ПРООН Тищенко Е. Эта группа в ходе переговоров в управлении Верховного Комиссара ООН по правам человека впервые подняла вопрос о возможности создания в Республике Казахстан института Омбудсмена.

История становления по Конституции Республики Казахстан Указы Президента РК являются неотъемлемой и одной из важнейших частей национального законодательства, 19 сентября 2002 г. путем соответствующего Указа было создано учреждение Национального Уполномоченного по правам человека.

Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан (далее - Совет) является совещательным органом с консультативноаналитическими функциями, который действует на общественных началах. Совет формируется из числа ученых, представителей научно-исследовательских учреждений, организаций образования, представителей неправительственных правозащитных организаций, а также сотрудников государственных органов, имеющих опыт работы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Основными задачами Совета являются: оказание консультативной помощи Уполномоченному по правам человека в реализации им своих полномочий; экспертная работа по: выработке предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, касающегося прав и свобод человека, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; подготовке ежегодных отчетов Уполномоченного по правам человека, представляемых Президенту Республики Казахстан.

Совет осуществляет следующие функции рассмотрение, по поручению Уполномоченного по правам человека, проектов нормативных правовых актов в части, касающейся прав и свобод человека и гражданина; выработка и предоставление Уполномоченному по правам человека предложений по совершенствованию правового механизма защиты прав и свобод человека; изучение и анализ ситуации по соблюдению прав человека в Республике Казахстан; осуществление просветительской работы в сфере прав и свобод человека.

Полномочия Уполномоченного по правам человека Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Права Уполномоченного по правам человека 1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; 2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; 3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; 5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.