Священномученик григорий лебедев. Житие священномученика епископа Григория (Лебедева)

КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ

Византийский император в 1042— 1055 гг. Род. ок. 1042 г. Умер янв. 1055 г.

Константин принадлежал к древнему роду Мономахов. Занимая благодаря родовитости высокое положение, обладая большим богатством и отличаясь красотой, он был для многих весьма почтенных семей завидным женихом. После того как первая жена его умерла, он женился второй раз на племяннице Романа III. Благодаря такому родству он вознесся над другими, но высших должностей так и не получил. Императрица Зоя полюбила его и непрестанно хотела видеть и слышать. А он, ублажая ее разными способами и искусно делая то, что доставляло ей удовольствие, покорил ее окончательно и снискал царские милости. Поэтому он казался вероятным претендентом на престол, и Михаил FV, воцарившийся после Романа, относился к нему с подозрением. На первых порах он, не проявляя своей ревности, был благожелателен, но позднее, придумав какие-то обвинения и выискав лжесвидетелей, изгнал Константина из столицы на Лесбос. Ненависть к Константину получил в наследство и его племянник Михаил V.

Однако в 1042 г. все переменилось: Зоя и ее сестра Феодора стали правительницами империи. Ни одна из них по складу ума не годилась для императорской власти; они не умели ни распоряжаться, ни принимать твердых решений, а к царским заботам примешивали большей частью женские пустяки. Для благородного и разумного правления и попечения о государстве нужно было немедленно найти мужа доблестного и испытанного в делах. Из людей, ее окружавших, Зоя никого не сочла достойным своей руки и мечтала об одном лишь Константине. Она открылась свите и домочадцам, а когда увидела, что все они, как один, стоят за этого мужа, сообщила свою волю и высшему совету. Син-клитики тоже сочли, что это решение от Бога, и Константин был вызван из ссылки. 11 июня 1042 г. он торжественно венчался с 64-летней Зоей и после этого был провозглашен императором. Первое время после свадьбы он оказывал супруге всяческое внимание, но потом вызвал с Лесбоса свою прежнюю любовницу, Марию Скли-рену, с которой жил во время ссылки. Поначалу ей предоставили скромное убежище и немногочисленную свиту, но потом совершенно открыто ввели во внутренние царские палаты и стали именовать госпожой. В то время как почти все были уязвлены унижением императрицы, сама Зоя ни в чем не переменилась и была, казалось, довольна случившимся. Император в равной мере делил время между той и другой. Вероятно, Константин предполагал в дальнейшем сделать Марию императрицей, но надеждам его не дано было исполниться — Склирена умерла около 1045 г. Так как Зоя была слишком стара для общения с мужем, император завел себе вскоре другую возлюбленную — заложницу из Алании. По свидетельству Псела, Константин вообще был помешан на любовных делах, он не умел удовлетворять страсть простым общением, но постоянно приходил в волнение при первых утехах ложа. Новый государь поначалу понравился и народу, и знати, так как обладал истинным даром завоевывать сердца подданных. Он умел найти подход к каждому и при этом не морочил людей, не разыгрывал перед ними комедий, но искренне старался доставить им приятное и таким образом привлечь к себе. Он ни перед кем не был кичливым и грозным, не разговаривал выспренно и заносчиво, не мстил прежним своим недоброжелателям. Но те, кто ожидал, что с переходом власти в мужские руки положение империи укрепится, сильно просчитались. Сделавшись государем, Константин стал вершить дела без надлежащей твердости и осмотрительности. Он сразу же принялся опустошать казну и подчистил ее до последней монеты. Чины он раздавал без всякого смысла: их получали те, кто приставал к императору с просьбами или вызывал его смех уместно сказанным словом. В конце концов, он причислил к синклиту чуть не весь рыночный сброд. Считая свою власть отдыхом от трудов, он передал другим попечение о казне, право суда и заботы о войске, лишь малую толику дел взял на себя и своим законным жребием счел жизнь, полную удовольствий и радостей. Если же кто являлся к нему, выставляя напоказ озабоченную душу, то такого человека Константин считал дурным Поэтому в разговорах с императором люди приспосабливались к особенностям его нрава, и если кто-нибудь приходил к нему с чем-нибудь серьезным, то дела сразу не выкладывал, но предварял его какими-нибудь шутками или же перемежал одно другим и как бы заставлял больного проглотить горькое лекарство, примешивая к нему сладости. С годами окружающим приходилось все чаще прибегать к этому средству, так как царствование Константина оказалось бурным, и все было заполнено войнами и мятежами.

Первым поднял против него восстание Георгий Маниак, командовавший войсками в Италии. Он высадился с войском под Диррахи-ем, но в начале 1043 г. погиб в бою вблизи Фессалоники. Не успели подавить этот мятеж, как под Константинополь явилось бесчисленное множество русских кораблей. Морские силы ромеев были в это время невелики, а огненосные суда разбросаны по прибрежным водам. Кое-как собрав остатки прежнего флота, Константин отважился на битву — русский флот был частью сожжен, частью потоплен, лишь немногие смогли бежать. Затем, в 1047 г., в Македонии провозгласил себя императором Лев Торник. С многочисленным войском он вскоре подступил к Константинополю, однако не смог его взять. Армия его рассеялась, а сам он был взят в плен и ослеплен. Вскоре после этого, в конце 40-х гг., первые удары по восточным границам империи нанесли турки. Тогда же придунай-ские земли стали опустошать печенеги. Освободились от ромейской зависимости сербские княжества. Всем, даже самым восторженным поклонникам Константина, стало очевидно, что могущество ромеев быстро клонится к упадку.

За несколько лет до смерти у императора развилась болезнь суставов, так что руки совершенно ослабли, а ноги не могли ходить и разламывались от невыносимой боли. Вконец испортился и расстроился также его желудок, и все тело Константина медленно угасало и разлагалось. Он скончался на тринадцатом году правления, оставив государство в тревожном и неустойчивом состоянии: казна была пуста, финансы расстроены, армия находилась в небрежении, между тем как враги со всех сторон начали штурмовать границы империи (Пселл: «Константин Девятый»; 5, 10, 14, 21, 29, 31, 33, 47, 53, 54, 59, 69, 81, 84, 90, 93, 95, 104, 106, 118, 123, 151).

Монархи. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Константин IX Мономах (+ 1055), византийский император в 1042 - 1055 . Принадлежал к древнему …
  • КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ
    (по другому счету Х или XI) Мономах (фамильное имя) — византийский император (1042-1055). В царствование Романа III Аргира (1028-1034), которому …
  • КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ
    (по другому счету Х или XI) Мономах (фамильное имя) ? византийский император (1042?1055). В царствование Романа III Аргира (1028?1034), которому …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: VIII - IX - X 790 791 792 793 794 795 796 797 798 …
  • КОНСТАНТИН в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Constantinus), называемый Великим. Римский император, царствовавший между 306— 337 гг. от Р.Х. Он победил всех своих соправителей, причем, как рассказывают, …
  • МОНОМАХ
    Мономах - так назывались византийский император Константин IX и великий князь Киевский Владимир Всеволодович …
  • КОНСТАНТИН в Большом энциклопедическом словаре:
    XI (1403-53) последний византийский император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Погиб при обороне Константинополя от …
  • КОНСТАНТИН
    "Великий князь Константин", торговый пароход Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), вооружённый и включенный в состав русского Черноморского флота перед …
  • МОНОМАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так назыв. византийский император Константин IX (см.) и вел. князь киевский Владимир Всеволодович …
  • КОНСТАНТИН МУЧЕНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из наиболее чтимых святых грузинской церкви. Происходил из княжеского рода и, вместе со своим братом Давидом, был наследственным правителем …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил военное …
  • КОНСТАНТИН в Современном энциклопедическом словаре:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско-византийских отношениях …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словарике:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско- византийских …
  • КОНСТАНТИН
    КОНСТАНТ́ИН ПАВЛОВИЧ (1779-1831), вел. князь, 2-й сын имп. Павла I. Участник походов А.В. Суворова (1799-1800), Отеч. войны 1812. С 1814 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН НИКОЛАЕВИЧ (1827-92), вел. князь, 2-й сын имп. Николая I, адм. (1855). В 1853-81 руководил Мор. мин-вом, провёл ряд прогрес. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1186-1218), вел. князь владимирский (с 1216). В 1206-07 княжил в Новгороде. При поддержке кн. Мстислава Мстиславича Удалого и …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН II (р. 1940), король Греции в 1964-74, из династии Глюксбургов. С дек. 1967 в Италии. Лишён престола в результате …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I (1868-1923), король Греции в 1913-17, 1920-22, из династии Глюксбургов. Команд. греч. армией в греко-тур. войне 1897, Балканских войнах …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН XI (1403-53), последний визант. император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Пытался организовать сопротивление туркам. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН VII Багрянородный (905-959), визант. император с 913, из Македонской династии. Автор соч., содержащих важные сведения о рус.-визант. отношениях 10 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН V (719-775), визант. император с 741, из Исаврийской династии. Подавил в 743 восст. столичной знати. Одержал победы над арабами …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I Великий (Constantinus) (ок. 285-337), рим. император с 306. Последовательно проводил централизацию гос. аппарата, поддерживал христ. церковь, сохраняя также …
  • МОНОМАХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? так назыв. византийский император Константин IX (см.) и вел. князь киевский Владимир Всеволодович …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил …
  • КОНСТАНТИН в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, …
  • МОНОМАХ в Словаре русского языка Лопатина:
    Моном`ах, -а: Влад`имир Моном`ах, ш`апка …
  • МОНОМАХ
    Мономах, -а: Владимир Мономах, шапка …
  • КОНСТАНТИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Константин, (Константинович, …
  • МОНОМАХ в Орфографическом словаре:
    моном`ах, -а: влад`имир моном`ах, ш`апка …
  • УСПЕНСКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Успенский Константин Васильевич (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 12 ноября, …
  • КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Константин Великий (+ 337) , император Римский (306-337). Полное имя: Флавий Валерий Константин …
  • КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Константин V Копроним (718 - 775), византийский император (741 - 775), иконоборец. Сын …
  • КОНСТАНТИН VII
    ПОРФИРОГЕНЕТ Византийский император Македонской династии, правивший в 908-959 гг. Сын Льва VI. Род. в мае 905 г. Умер ноябрь 959 …
  • КОНСТАНТИН VI в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 776-797 гг. Сын Льва IV. Род. 14 янв. 771 г. Умер после 797 г. …
  • КОНСТАНТИН V в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    КОПРОНИМ Византийский император Исаврийской династии, правивший в 720-775 гг. Сын Льва III Исавра. Род. в июле 718 г. Умер 14 …
  • КОНСТАНТИН I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ВЕЛИКИЙ, Гай Флавий Валерий Римский император в 307-337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г.Умер 22 мая …
  • КОНСТАНТИН VII ПОРФИРОГЕНЕТ в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 908—959 гг. Сын Льва VI. Род. в мае 905 г. Умер ноябрь 959 г. …
  • КОНСТАНТИН VI в биографиях Монархов:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 776—797 гг. Сын Льва IV. Род. 14 янв. 771 г. Умер после 797 г. …
  • КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ в биографиях Монархов:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 720—775 гг. Сын Льва III Исавра. Род. в июле 718 г. Умер 14 сент. …
  • КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ, ГАЙ ФЛАВИЙ ВАЛЕРИЙ в биографиях Монархов:
    Римский император в 307—337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г.Умер 22 мая 337 г. Точное место …
  • ВЛАДИМИР-ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (МОНОМАХ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Владимир-Василий Всеволодович, по прозванию Мономах, сын Всеволода Ярославича, один из замечательнейших русских князей Киевской Руси. Родился в 1053 г. …
  • ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Всеволодович Мономах (1053-1125), великий князь киевский в 1113-25, государственный деятель, военачальник и писатель. Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по …
  • ВИЗАНТИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: Византия? колония. ? Византийская империя. ? Византийская литература. ? Византийское право. ? Византийское искусство. ? Византийская монета. Византия …

Выделяясь и здесь своей серьёзностью и способностями. Ректор семинарии назначил его уставщиком и канонистом до самого конца обучения .

В свободное от богослужения и учёбы время он совершал дальние прогулки. Летом ежегодно ходил из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру , в Голутвин монастырь в Коломне, а из Коломны в Спасскую мужскую обитель Рязанской епархии .

В 1898 году окончил Московскую духовную семинарию по первому разряду и стал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую духовную академию . По благословению отца поступил в послушники в Богородице-Рождественский Бобренев монастырь , где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений .

Во время вступительных экзаменов в Московскую духовную академию он выполнил задание, но, считая себя недостаточно подготовленным, прервал испытания и вернулся в Коломну. Вскоре он уехал в Казань и поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь . Александр Лебедев был принят вольнослушателем в Казанскую Духовную академию. В 1899 он успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом Академии .

Преподаватель

5 августа 1904 года определён преподавателем гомилетики Симбирской духовной семинарии и с 11 января 1905 года одновременно занимал должность 3-го помощника инспектора духовной семинарии .

В этот период испытал жизненную драму - он полюбил свою бывшую ученицу, происходившую из купеческой семьи. Однако её родители не дали согласия на брак с учителем. Эта история стала одной из причин, побудивших его принять монашество, к которому он проявлял интерес с молодости.

В 1918 году Сиротский институт был преобразован в 165-ю Московскую трудовую школу, которую Александр Лебедев одно время возглавлял .

В 1919-1920 годы заведовал почтовым сектором Главного лесного комитета .

Епископ Шлиссельсбургский

В своём рапорте от 11 ноября 1923 года епископ Лужский Мануил (Лемешевский) сообщал о решении Александро-Невской Лавры 15/28 октября в полном составе войти в общение с Патриархом и Православной Церковью, но поскольку епископ Петергофский Николай (Ярушевич) находился в изгнании в Усть-Куломе Зырянского края, а возглавлять Лавру должен викарный епископ, епископ Мануил простил «открыв новое викариатство - Шлиссельбургское», возглавить его архимандритом Григорием (Лебедевым) «как достойнейшим и желанным для Петроградской епархии». 14 ноября 1923 года Патриарх наложил резолюцию: «открыть Шлиссельбургскую викариальную кафедру, назначить на неё архимандрита Григория и поручить ему временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской Лавры. Хиротония и его наречение - в Москве» .

С февраля 1924 по декабрь 1925 года входил в епархиальный Совет епископов, возглавлявшийся епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым) .

В декабре 1924 году арестован как наместник Лавры «за неуплату налогов» и «продажу лаврской ризницы». По воспоминаниям протоиерея Михаила Чельцова , «на суде он держал себя неожиданно, к удивлению всех, мужественно, отвечал безбоязненно, но любезно» . Получил небольшой срок и был освобождён 17 апреля 1925 года .

В декабре 1925 года после ареста епископа Венедикта стал временным управляющим Ленинградской епархией. Пробыл в данной должности до июня 1926 года .

5 марта 1926 года приговорён Ленинградским губернским судом к году тюрьмы с понижением срока заключения «ввиду первой судимости» до 3 месяцев, зачтённых за счёт предварительного заключения .

При на Ленинградскую кафедру митрополита Иосифа (Петровых) возглавил подготовку торжественных митрополичьих богослужений 11-12 сентября 1926 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в сослужении всего ленинградского епископата .

Вторично арестован 31 марта 1927 года по групповому делу Пастырского училища. Обвинялся по ст. 58/10 в создании кружка «Ревнителей истинного Православия» для «организации массовых выступлений при закрытии по требованию рабочих церквей, при передаче церквей от одного течения другому и т. д.». Освобождён 19 ноября 1927 года под подписку о невыезде. Следственное дело было прекращено через год «за недостаточностью компрометирующего материала» .

Прекратил поминать за богослужением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), поминая только Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) , о чём 25 января 1928 года Временным Патриаршим Священным Синодом ему было вынесено предупреждение, оставленное епископом Григорием без внимания. Отклонил приглашение к сотрудничеству от новоназначенного в митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова) .

Отправился в Москву для разъяснения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию своей позиции. По результатам беседы подал ему заявление об увольнении на покой:

Обращаю к Вам свою сыновнюю просьбу… Мне очень тяжело, глубокочтимый Владыка, огорчить Вас отказом восприять Ваши советы. Наш вчерашний разговор был предметом моего тщательно продумывания, и я пришел к одному решению: настоящим я повергаю перед Вами просьбу освободить меня от несения обязанностей Вашего наместника по Св. Троицкой Александро-Невской Лавре и снять с меня руководство Шлиссельбургским и Детскосельким викариатством с увольнением на покой. Четыре с половиной года пребывания на служении здесь, четыре с половиной года почти сплошных страданий, выучили меня ходить и определяться только состоянием по совести перед Лицем Божиим. И теперь моя совесть спокойна. Пусть меня судит Господь… Я покидаю Лавру, которой отдал свою душу, где было пролито столько слёз, пережито столько горя, но где вместе с тем осязалась невидимая милосердная рука Божия, где молитвы были от сердца, где обвевало веянием непрестающего единения и любви, и где я отдыхал душой, сливаясь в молитве с сердцами своей паствы, так любящей Лавру. Я покидаю горячо любимый мною клир, всегда воздававший мне не по заслугам - своею преданностью, любовью и послушанием… Пусть простят меня, я буду молить их об этом. Пусть все поймут, что я бессилен сделать что-либо другое. Вот почему покойна моя совесть. Пусть меня судит Господь.

Прошение принято не было, и епископ Григорий вернулся в Ленинград. Занимая независимую позицию по отношению к митрополиту Сергию, но и порицая открыто порвавших с ним епископов и пресвитеров, епископ Григорий своим авторитетом сдерживал переход к иосифлянам значительной части насельников лавры и членов приходских советов храмов обители .

На покое

В мае 1928 года митрополит Сергий назначил его епископом Феодосийским , викарием Таврической епархии . Расценивая это как форму ссылки, не принял назначения.). Направлял письма своим духовным чадам. Продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию.

16 апреля 1937 года арестован в Кашине и отправлен в Калининскую тюрьму. Был обвинён в том, что «являлся руководителем контрреволюционной группы фашистско-монархической организации в г. Кашине». Виновным себя не признал, на допросе показал, что «никаких разговоров на политические темы и, в частности, по вопросу отношений советской власти к Церкви, я никогда не имел», «бесед на политические темы не было, так как я не охотник до таких бесед». 13 сентября был приговорён Тройкой Калининского УНКВД к расстрелу и расстрелян через четыре дня в час ночи.

Отец - протоиерей Алексей Михайлович Лебедев (1843-1914), служил в Успенском женском монастыре в Коломне.

Мать - Мария Фёдоровна, урождённая Остроумова (1850-1885) - дочь священника.

Виктор (1871-1943) - священник Никольской церкви в Хамовниках.

Николай (1875-1936) - священник кладбищенского храма в Коломне и погиб в сталинском лагере.

Сергей (1876-1946) - выпускник Московской духовной семинарии, священник в храме на Грузинской улице.

Константин (1882-1966) - окончил Московскую духовную семинарию, Московскую духовную академию (1912), митрофорный протоиерей. В 1912-1917 служил в церкви женской гимназии в Нижнем Новгороде, в 1918-1930 - в Никольском храме на Трубной площади в Москве. Был арестован, выслан на три года на Север, до 1945 жил в деревне, работал пчеловодом. Затем был священником в Подмосковье и Москве.

Лучшие дня

Анна (1869-1965).

Вера, в замужестве Смирнова (1880-1972) - жена протоиерея, расстрелянного в 1937.

Елена, в замужестве Мансветова (1884-1948) - жена священника.

Окончил Коломенское духовное училище, Московскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия.

С 1903 - преподаватель гомилетики и литургики в Симбирской духовной семинарии.

С 1907 - преподавал в Москве: в кадетском корпусе и в Третьей гимназии, позднее в Николаевском Сиротском институте. В этот период испытал жизненную драму - он полюбил свою бывшую ученицу, происходившую из купеческой семьи. Однако её родители не дали согласия на брак с учителем. Эта история стала одной из причин, побудивших его принять монашество (к которому он проявлял интерес с молодости). В 1918 руководил 165-й московской трудовой школой, в которую был преобразован бывший Сиротский институт.

С 1919 работал заведующим почтовым сектором в Главном лесном комитете.

В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под началом настоятеля, владыки Феодора (Поздеевского). Был посвящён в иеродиакона, иеромонаха, а позднее получил сан архимандрита.

С 2 декабря 1923 - епископ Шлиссельбургский, викарий Петроградской (затем - Ленинградской) епархии наместник Александро-Невской Лавры. Хиротонию возглавил Патриарх Тихон, который сопроводил церемонию следующими словами, обращёнными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Получил известность среди прихожан своими проникновенными, благоговейными службами и блестящими проповедями. Будучи мягким и снисходительным человеком в личном общении, он твёпло отстаивал чистоту православия.

Во время служения в Ленинграде дважды арестовывался. Находился в тюрьме в декабре 1924 - апреле 1925 по обвинению в неуплате налогов, был приговорён к условному сроку лишения свободы. По воспоминаниям протоиерея Михаила Чельцова, «на суде он держал себя неожиданно, к удивлению всех, мужественно, отвечал безбоязненно, но любезно». Вторично находился в заключении с марта по ноябрь 1927 по обвинению в создании кружка «Ревнителей истинного Православия».

После издания Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) «Декларации», содержавшей далеко идущие уступки большевистской власти, осторожно поддержал митрополита Иосифа (Петровых), ставшего во главе правой оппозиции митрополиту Сергию. Поминал за богосдужением только Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), без поминовения его Заместителя. По словам протоиерея Михаила Чельцова, владыка Григорий «в тиши своей кельи стал настоящим объединителем всех недовольных епископом Николаем (Ярушевичем), митрополитом Сергием и его Синодом - всех ратующих за митрополита Иосифа. Умный и тактичный, он сам как-то не выставлялся, оставался как бы в тени, но всё к нему сводилось и от него исходило».

В мае 1928 митрополит Сергий назначил его епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии, что означало удаление владыки Григория из Ленинграда. К месту назначения не поехал, ушёл на покой. Жил в Коломне, с 1931 - в Москве, с 1932 - в посёлке Жаворонки Московской области, с 1933 - в городе Кашине. Работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные раз­мышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию.

16 апреля 1937 арестован в Кашине и отправлен в Калининскую тюрьму. Был обвинён в том, что «являлся руководителем контрреволюционной группы фашистско-монархической организации в г. Кашине». Виновным себя не признал, на допросе показал, что «никаких разговоров на политические темы и, в частности, по вопросу отношений советской власти к Церкви, я никогда не имел», «бесед на политические темы не было, так как я не охотник до таких бесед». 13 сентября владыка Григорий был приговорен Тройкой Калининского УНКВД к расстрелу и расстрелян через четыре дня в час ночи.

Священный Синод Русской православной церкви своим Определением от 16 июля 2005 постановил включить его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.