Публично-правовые компании — новый вид юрлица для госкорпораций. Понятие публично-правовой компании Учредительные документы публично правовой компании

Закон о создании публично-правовых компаний, и сразу же по интернету прокатилась волна возмущения — да как же это, что же такое творится! Тоталитарный произвол!

Давайте разберёмся, что и почему — и, соответственно, кому — так не понравилось.

Публично-правовые компании (ППК), как объясняется во всех публикациях,

«будут обладать как экономическими, так и властными полномочиями и смогут проводить политику государства там, где у власти отсутствует возможность эффективного использования традиционных инструментов администрирования: предоставлять госуслуги, обеспечивать особо важные государственные проекты и госпрограммы, обеспечивать модернизацию экономики ».

Для таких компаний обязательно составление стратегии на пятилетку, они могут быть созданы из существующих госкомпаний, а также ОАО, если 100% акций принадлежит государству. Отчётность ППК очень строгая: ежегодный аудит, при этом отчёты направляются в Совет Федерации, Государственную думу, Счётную и Общественную палаты РФ, в правительство и президенту.

Казалось бы, в чём проблема? Но вот что, например, пишет Борис Юлин в посте с названием « Да здравствует феодализм »:

«О чём говорит этот славный закон?

Он говорит всего лишь о том, что в ряде мест государство уйдёт в тень. И власть будет отдана на откуп местным олигархам. Возникнут этакие аллоды, в которых вообще всё будет в руках ленд-лорда, не только де-факто из-за богатства, но и де-юре, официально. То есть государство будет утрачивать полномочия, слабеть. И эти полномочия будут сосредотачиваться в руках коммерческих структур ».

Это, знаете ли, уже какие-то фантазии. В законе нет ничего о передаче функций олигархам и частникам.

Если внимательно прочесть Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то там чётко прописано, что законом вводится новая организационно-правовая форма юридического лица, а именно публично-правовая компания, которая «представляет собой унитарную некоммерческую организацию, созданную на основании федерального закона или указа Президента РФ» (часть 2 статьи 2). При этом на её работников «распространены запреты, предусмотренные для сотрудников госкорпораций (госкомпаний)». Вот, в конце концов, статья 5, часть 1: «Учредителем публично-правовой компании является Российская Федерация».

Где тут передача управления в руки частникам?! Конечно, в правлении или ещё где может оказаться человек, не являющийся чиновником, но собственником он от этого не станет, и будет контролироваться государством.

Ещё пример, от в целом патриотичного блогера bulochnikov: « Путин возродил в России Ост-индийскую компанию времён британского колониализма », на тему «ППК не отвечают по обязанностям государства»:

«То есть, за пенсии и прочие социальные обязательства на вверенной ей территории будет отвечать какая то компания? А если она не захочет платить пенсии и вместо этого обанкротится?

А теперь подумайте: что предпочтёт такая региональная частная компания, набравшая силу в своём регионе, если Путин захочет закрыть её? Подчиниться, или сместить Путина или кто там после него будет? А, может, объявить территорию независимым государством? ».

Это уже какая-то истерика, извините. Откуда взялось «понимание», что речь идёт о региональных территориях — не понятно. Пенсии компании не платят, это дело специальных фондов. Судя по тексту закона, он «заточен» не под регионализм, а под установление прямого государственного управления в отдельных производственных и других областях, «по нужным темам», где остро требуется ручное управление и строгое планирование (кстати, пятилетки — это хороший, правильный символ).

Зачем потребовалось новая правовая форма? Ну так написано же: для создания компаний, которые de-facto будут государственными, но при этом de-jure такими являться не будут. Поэтому нельзя будет, например, арестовать собственность компании за какие-либо действия России как государства (вспоминаем дело ЮКОСа: хотя российские суды и , но ).

Кроме того, формальная негосударственность позволяет выполнять функции, которые государство не может осуществлять юридически. Подходящая аналогия: частные военные компании. Я писал в ранней на тему:

«основное преимущество принятия закона о ЧВК — это получение эффективного инструмента России для геополитического влияния за рубежом, причём на легальной основе, при невозможности выдвинуть какое-либо обвинение в военном вмешательстве в дела какой-нибудь “суверенной республики” ».

ППК — это аналог ЧВК , но в мирной, экономической области (кстати, ЧВК могут быть оформлены юридически именно как ППК). Очень нужный инструмент с учётом того, что нынешнее правительство отчётливо . Ria.ru верно отмечает :

«Реализация норм закона позволит государству более гибко регулировать экономические отношения в тех сферах деятельности, где отсутствует возможность использования традиционных юрлиц для достижения поставленных государством целей. В отличие от органов госвласти, ППК сможет осуществлять организационно-властную деятельность с широким использованием рыночных механизмов ».

Вот этому-то и возмущаются критики закона: мол, как так! Государство должно лишь обслуживать интересы эффективных собственников, а само в экономику не вмешиваться! Хотя, возможно, есть и честные комментаторы, которые просто не читали закон. Или читали, но не осмыслили. Запуганные глобалистской тенденцией передачи управления в частные руки (то же ), они мыслят строго дихотомично и не всегда отличают фактическое управление от юридического (влияние западной парадигмы мышления, кстати).

Между прочим, этот закон отнюдь не возник неожиданно. Вот вам ещё образчик возмущения, на этот раз — с либеральной стороны:

«Ну что ж, поздравляю, друзья, борьба с госкорпорациями близка к тому, чтобы завершиться полной победой госкорпораций. А чтоб никто не догадался — оказывается, надо просто их назвать по-другому — "публично-правовые компании"… Которым из казны безвозмездно передается имущество, которые этим имуществом не отвечают по долгам Российской Федерации… если сейчас госкорпорацию можно создать только путем принятия специального федерального закона, то согласно законопроекту такие как-бы-не-госкорпорации можно будет штамповать просто решениями Правительства (так, видите ли, оперативнее управлять государственным имуществом) ».

Жуть, какой беспредел с точки зрения либерализма! Критика, однако, была написана в 2011-м году . А вот другая либеральная заметка 2013-го года :

«Госкорпорации будут преобразованы в новую форму юридических лиц — публично-правовые компании. Это некоммерческие организации с правом инвестировать свободные деньги и широким набором целей — от проведения госполитики до контроля за отраслями, следует из законопроекта, подготовленного Минэкономразвития. Решение Дмитрия Медведева отказаться от госкорпораций трансформировалось в расширение сферы их деятельности, констатировали юристы ».

Вот, оказывается, в чём дело-то: либерально-экономический блок давно желает прикрыть госкорпорации и передать всё эффективным собственникам, а тут — такой вот ассиметричный вариант прекращения деятельности госкорпораций.

Если же посмотреть закон внимательно, то имеется ещё как минимум два важных аспекта новой правовой формы.

Во-первых , ППК — это унитарная некоммерческая организация. Именно некоммерческая, т.е. получение прибыли не ставится целью. Это, не побоюсь сказать, именно социалистический подход: государство должно обеспечивать развитие, а не эксплуатировать народ. Конечно, рыночные условия сохраняются, но и такой подход — уже серьёзный шаг вперёд, хотя и небольшой, к развитию и уходу от монетаризма в экономике.

Во-вторых , внимательно прочтите в законе статью 17 « Порядок совершения публично-правовой компанией отдельных видов сделок », где вводится категория лиц, заинтересованных в совершении сделки ППК:

«…если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

1) являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

2) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке… ».

Даже не строгий список, но и «аффилированные лица» — то, что так давно надо было сделать в плане борьбы с коррупцией. Очень хочется думать, что эта замечательная глава 17 будет «обкатана» на ППК, а затем норма закона будет распространена и на все прочие юридические лица:

«В решении об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения ».

Что можно сказать в заключение?

В тактическом плане — отличный закон , дающий государству мощный и эффективный инструмент наведения порядка в важных отраслях экономики.

В стратегическом плане, если вектор будет продолжен, это означает постепенную смену либеральной экономической парадигмы — для начала на государственный капитализм, но уже с отчётливым отходом от прибыли как самоценности, что радует особенно сильно.

Дополнительно стоит отметить, что этот закон можно рассматривать как знаковое событие — «с внешними проблемами разобрались в достаточной степени, чтобы начать заниматься внутренними».

Понятие «публично-правовая компания» было введено в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ в рамках реформы гражданского законодательства. Это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями и созданная на основании федерального закона, решения Правительства РФ или в результате реорганизации госкорпорации, госкомпании или акционерного общества, единственным участником которого является РФ. Правовое положение таких компаний, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регламентируется специальным федеральным законом. Что представляет из себя публично-правовая компания, для чего она создается? Ответы на эти вопросы вы найдете в комментарии экспертов 1С.

Новая организационно-правовая форма юридических лиц - публично-правовая компания (далее - ППК), - появилась в Гражданском кодексе РФ с 01.09.2014 (пп. «б» п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (далее - Закон № 236-ФЗ) определил правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Данный закон вступил в силу 02.10.2016. Ниже мы расскажем о том, что представляет собой публично-правовая компания и для каких целей она может быть создана.

Понятие и правовое положение публично-правовой компании

Публично-правовая компания - это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т. е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ).

Создается ППК указом Президента РФ или на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации:

  • АО со 100-процентным участием РФ;
  • государственной компании;
  • некоторых госкорпораций.

Основным документом ППК является ее устав (ст. 4 Закона № 236-ФЗ). ППК, в частности, имеет право (п. 4, 6 ст. 5 Закона № 236-ФЗ):

  • создавать филиалы и открывать представительства;
  • создавать коммерческие и некоммерческие организации и принимать в них участие (для достижения целей, ради которых была создана сама ППК);
  • осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено решением о создании ППК и ее уставом (для достижения целей, ради которых она создана).

Цели создания ППК

Публично-правовая компания может быть создана, в частности, в целях (п. 5 ст. 2 Закона № 236-ФЗ):

  • проведения государственной политики;
  • предоставления госуслуг;
  • управления госимуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных и управленческих функций и полномочий;
  • реализации особо важных госпроектов и программ.

Порядок и сроки реализации целей, поставленных перед создаваемой ППК, фиксируются в стратегии ее развития, которая утверждается наблюдательным советом компании (пп. 3 п. 1 ст. 9, ст. 14 Закона № 236-ФЗ).

Общей целью создания нового вида организаций является более гибкое и эффективное участие государства в тех сферах экономической деятельности, где использование существующих форм организаций невозможно или является ограниченным. Также при помощи ППК государство планирует ужесточить контроль над целевым использованием государственного имущества.

Особые условия отчетности

Как следует из норм Закона № 236-ФЗ, ППК с особой тщательностью должны подходить к своей отчетности. Они обязаны создавать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Годовая бухгалтерская и консолидированная отчетность ППК подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной в ходе конкурса. Годовой отчет направляется Президенту РФ, Правительству РФ, обеим палатам Федерального Собрания РФ, в Счетную и Общественную палаты РФ (п. 9 ст. 5, пп. 15 п. 1 ст. 9, ст. 15, 16 Закона № 236-ФЗ).

В решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ, будут внесены с выходом очередных обновлений. О сроках см. в

3 июля Президент РФ подписал закон о публично-правовых компаниях, внесенный в Государственную Думу еще в 2013 году. В начале октября закон вступил в силу.

ЧТО ТАКОЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ КОМПАНИИ (ППК)?

ППК - новый вид юридических лиц. Из определения, содержащегося в статье 2 закона, следует, что ППК - это унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества. Для появления ППК нужен специальный закон или указ Президента РФ, устав ППК утверждается Правительством. Такой порядок создания роднит ППК с уже существующими государственными корпорациями и государственными компаниями - кстати, тоже некоммерческими организациями.

Один из вариантов создания ППК предусматривает создание путем реорганизации государственной корпорации, государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация. Закон называет исключение из этого правила: нельзя реорганизовать в ППК такие госкорпорации, как Внешэкономбанк, «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», а также нельзя создавать ППК путем реорганизации в форме преобразования госкорпорации.

В пояснительной записке сказано, что в соответствии с пунктом 1 плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании «Автодор», утвержденного Председателем Правительства РФ 29 декабря 2010 г. № 6793п-13 существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы.

В ППК также предполагалось преобразовать государственные корпорации Внешэкономбанк и «Агентство по страхованию вкладов». Изначально предполагалось, что в ППК будут преобразованы все госкорпорации, однако впоследствии от этого плана отказались. Еще в 2009 году Счетная палата проверила деятельность госкорпораций и пришла к выводу, что «отсутствие должного контроля за их деятельностью в ряде случаев приводит к неэффективному использованию переданного им государственного имущества». Тогда же Президент РФ сказал в своем Послании, что форма госкорпораций в современных условиях в целом бесперспективна. Правда, тогда непонятно, зачем создавать иную практически аналогичную форму.

Сейчас в отношении каждой госкорпорации и госкомпании действует отдельный федеральный закон. Устранение недостатков правового регулирования функционирования этих организационно-правовых форм потребовало бы внести изменения в каждый из этих законов, а также подзаконные акты. Правительство РФ пришло к выводу, что нужно создавать унифицированные правила деятельности государственных корпораций (государственных компаний), определяющие общие подходы и требования к созданию, регистрации, организации деятельности, реорганизации и ликвидации государственных корпораций (государственных компаний).

Закон о ППК предполагает, что базовые правила для ППК установлены законом, однако в решении о создании ППК могут содержаться дополнительные правила. Так, в решении о создании ППК должны быть отражены следующие сведения: наименование, цели деятельности, функции и полномочия публично-правового характера, место нахождения, разрешенные виды деятельности, источники формирования имущества ППК, порядок распоряжения имуществом, направления расходования средств, в том числе полученных от коммерческой деятельности ППК, порядок формирования органов управления ППК и другие. В решении о создании ППК могут содержаться дополнительные права, не предусмотренные законом. Законом же предусмотрены лишь такие права, как право создавать филиалы и представительства, право создавать другие коммерческие и некоммерческие организации, право быть участником ассоциаций, союзов.

ППК по умолчанию является некоммерческой организацией, то есть получение прибыли не может быть ее основной целью. Однако у ППК есть право заниматься также коммерческой деятельностью, если это предусмотрено решением о ее создании и уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Законами о создании ППК и актами Президента РФ может быть предусмотрено осуществление Президентом РФ отдельных полномочий в отношении ППК.

ОТ КОГО ППК ПОЛУЧИТ ИМУЩЕСТВО?

Закон предусматривает несколько вариантов формирования имущества ППК. Во-первых, имущество может поступить в виде имущественного взноса от учредителя ППК - Российской Федерации. Во-вторых, имущество может перейти в порядке правопреемства в результате преобразования юрлиц в ППК. Также закон предусматривает в качестве источников добровольные имущественные взносы, доходы от коммерческой деятельности и иные источники.

Имущество переходит в собственность ППК. Часть имущества по решению наблюдательного совета ППК может быть безвозмездно передана в собственность РФ. Интересен механизм, по которому федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении о создании публично-правовой компании, вправе требовать, действуя от имени ППК, возмещения убытков, причиненных ППК по вине ее органов управления.

КЕМ УПРАВЛЯЕТСЯ ППК?

С органами управления ППК в целом все стандартно. Высшим органом управления ППК является наблюдательный совет. Председатель и члены ППК назначаются Правительством РФ или Президентом РФ, это определяется в решении о создании ППК. Членами наблюдательного совета могут быть также лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, либо государственные гражданские служащие или муниципальные служащие. Основные стратегические решения принимаются наблюдательным советом. Генеральный директор ППК назначается на должность решением Правительства РФ по представлению председателя наблюдательного совета. Закон расписывает полномочия органов управления ППК.

Важным положением о ППК является обязательность наличия документов планирования деятельности ППК: стратегии развития публично-правовой компании, определяющей основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты деятельности ППК на срок не менее пяти лет, и годового финансового плана (бюджета). Данное положение корреспондирует с аналогичными требованиями к госкомпаниям и госкорпорациям иметь долгосрочную программу деятельности и финансовый план.

За эффективностью выполнения стратегии развития следит наблюдательный совет. Закон о ППК также предусматривает помимо аудита создание системы внутреннего контроля. Положения закона о внутреннем контроле, внутреннем аудите и аудите отчетности ППК весьма подробны, в отличие от отдельных законов о госкомпаниях и корпорациях.

Для ППК предусмотрена строгая система отчетности. Годовой отчет публично-правовой компании направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, Счетную палату РФ, Общественную палату РФ, публикуется в Интернете. Правовых последствий направления отчета в органы власти закон не называет: получается, что отчет направляется просто для информации.

В пояснительной записке к законопроекту о ППК декларировалось, что «законопроект направлен на решение проблемы использования временно свободных средств публично-правовых компаний». Однако этому вопросу посвящена всего одна статья, а решение основных вопросов отдается Правительству РФ. Инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предлагается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов (объектов инвестирования). Перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием, а также порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств и порядок их предоставления и раскрытия предлагается определять в порядке, установленном Правительством РФ.

Вообще, закон содержит целый ряд отсылочных норм к подзаконным актам Правительства РФ, без принятия которых реализация закона будет затруднительной. Однако можно сказать, что закон в принципе не будет работать, пока не будут приняты отдельные законы или указы о создании ППК.
На практике работа ППК будет зависеть не столько от содержания нового закона, сколько от того, кто именно будет управлять компанией и какое имущество будет передано ей.

Важным в новом законе является также определение порядка совершения отдельных видов сделок. Во-первых, уставом ППК может быть предусмотрено обязательное согласование сделки свыше определенного размера, а также по другим критериям. Во-вторых, закон описывает случаи личной заинтересованности в сделке генерального директора или иного лица из руководства ППК. В описанных случаях сделка согласовывается с наблюдательным советом. Кстати, закупка товаров, работ и услуг для нужд ППК будет производиться по специальному закону (223-ФЗ), по которому «отовариваются» госкорпорации и другие юрлица с участием государства.

ЧЕМ БУДУТ ЗАНИМАТЬСЯ ППК?

В законе сказано, что ППК может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера. Следует помнить о том, что ППК по определению некоммерческие организации, то есть не занимаются извлечением прибыли. Они должны осуществлять свою деятельность в интересах государства и общества. Логично предположить, что ППК будут заниматься примерно тем же, чем сейчас занимаются госкорпорации и госкомпании.

ВЫВОДЫ

1. В отличие от федеральных государственных унитарных предприятий собственность ППК не является государственной, это также роднит ППК с госкорпорациями. Это означает, например, что в случае претензий к Российской Федерации за границей имущество ППК нельзя будет арестовать как государственное.

2. На работников ППК распространяются ограничения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ для работников госкорпораций, которые во многом пересекаются с ограничениями для госслужащих. В этом также проявляется публичный характер новой организационно-правовой формы юрлиц.

3. Публично-правовая компания не может быть признана банкротом (в отличие от акционерного общества с государственным участием).

4. Учитывая изложенные выше отличия ППК от других форм юрлиц с государственным участием, а также строгий контроль деятельности ППК по новому закону, можно сказать, что ППК - весьма защищенная форма использования государственного и иного имущества в публичных целях.

5. Поскольку правительство заявляет о том, что госкорпорации не будут заменены публично-правовыми компаниями, то можно предположить, что в ППК могут реорганизовать акционерные общества, единственным участником которых является Российская Федерация (как, например, РАО РЖД). Однако достоверных сведений о таких планах в отношении акционерных обществ нет. ППК могут быть созданы и не в порядке реорганизации других юрлиц. Так или иначе, пока не будут созданы первые ППК, полная ясность в специфике и назначении нового вида юрлиц вряд ли появится.

Согласно последним изменениям законодательства все юридические лица разделены на две своеобразные категории по отдельному признаку: корпоративные и унитарные организации. О таком виде унитарных некоммерческих организаций, как публично-правовые компании, читайте в предложенном материале .

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) изменения внесены в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Сразу же оговоримся, что впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, пока не изменены.

Итак, в целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ разграничивает всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Главный критерий разграничения в данном случае - основная цель деятельности, и абсолютно не имеет значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.


Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, что ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

Потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

Товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

Общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

Учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

Автономных некоммерческих организаций;

Религиозных организаций;

Публично-правовых компаний.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (смотрите пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

В силу статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Следует отметить, что какой-либо дополнительной регламентации в ГК РФ деятельность публично-правовых компаний не получила.

Однако, по нашему мнению такие компании есть не что иное, как государственные корпорации.

Государственная корпорация учреждается на основе федерального закона. Для создания каждой государственной корпорации необходимо издание специального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Данная норма закреплена на основании пункта 3 статьи 213 ГК РФ, согласно которому некоммерческие организации, за некоторым исключением (кроме учреждений), являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Имущество государственной корпорации может формироваться также за счет:

Доходов, получаемых от использования своего имущества и ведения деятельности;

Федерального и иного имущества, передаваемого государственной корпорации в ходе ведения ее деятельности;

Других законных поступлений.

По общему правилу пункта 2 статьи 56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.

На основании данной нормы в части 3 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) закреплено, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Иное может быть предусмотрено федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Данное положение предопределено тем, что государственная корпорация является некоммерческой организацией и, соответственно, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

На официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации. При этом установлено, что для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 ГК РФ, то есть учредительного договора или устава. Иначе говоря, в качестве учредительного документа государственной корпорации выступает федеральный закон, предусматривающий создание государственной корпорации.

В специальном законе, на основании которого создается государственная корпорация, определяются:

Наименование государственной корпорации;

Цели деятельности государственной корпорации;

Место нахождения государственной корпорации;

Порядок управления деятельностью государственной корпорации (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);

Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;

Порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Такой специальный закон имеет приоритет по отношению к Закону о некоммерческих организациях, поскольку согласно пункту 4 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях его положения применяются к корпорациям, только если иное не предусмотрено названной статьей и законом о создании корпорации.

Государственная корпорация имеет следующие полномочия:

Распоряжаться имущественным взносом Российской Федерации в соответствии с уставными целями;

Заключать сделки и принимать решения об участии в капитале российских и зарубежных компаний, работающих в данной сфере.

Статус государственной корпорации позволяет ей представлять интересы государства, а также выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты.

Пунктом 3.1 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях регламентировано, что федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (высший орган управления государственной корпорации).

В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

Утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);

Утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

Определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

Принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

Из общего анализа специальных федеральных законов о создании таких юридических лиц следует, что органами управления государственных корпораций являются наблюдательный совет, правление, генеральный директор.

Органом внутреннего финансового контроля государственной корпорации является ревизионная комиссия.

Наблюдательный совет - высший орган управления. В его состав, как правило, входят представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, генеральный директор, являющийся членом наблюдательного совета по должности, который не может быть его председателем.

Члены наблюдательного совета назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет. За исключением генерального директора, члены наблюдательного совета работают не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.

К основным полномочиям наблюдательного совета относятся:

1) утверждение:

Направлений деятельности корпорации на очередной год;

Организационной структуры;

Положения о правлении;

Положения о ревизионной комиссии;

Годового отчета;

Показателей деятельности;

Аудиторской организации;

Финансового плана доходов и расходов, а также направлений использования прибыли;

2) принятие решений:

О создании филиалов и открытии представительств;

О назначении на должность и освобождении от должности членов правления и членов ревизионной комиссии;

О создании резервного и иных фондов и порядке их формирования и использования;

О заключении существенных сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения имущества корпорации;

3) заключение трудового договора с генеральным директором;

4) заслушивание отчетов генерального директора.

Правление корпорации - коллегиальный исполнительный орган. В состав правления входят определенное количество членов, генеральный директор и его заместители.

Деятельностью правления руководит генеральный директор. По его представлению наблюдательный совет принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления.

К полномочиям правления относятся подготовка и представление на утверждение наблюдательного совета:

Предложений о направлениях деятельности на очередной год;

Годового отчета;

Финансового плана доходов и расходов;

Предложений о показателях деятельности;

Положений о ревизионной комиссии;

Предложений о направлениях использования прибыли.

Генеральный директор является единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Генерального директора назначает на должность и освобождает от должности Президент Российской Федерации.

Генеральный директор:

Действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями, другими организациями;

Возглавляет правление и организует реализацию его решений;

Издает приказы и распоряжения по вопросам текущей деятельности;

Назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с наблюдательным советом;

Распределяет обязанности между своими заместителями;

Представляет в наблюдательный совет предложения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления;

Принимает на работу и увольняет работников корпорации;

Выдает доверенности, открывает банковские счета в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Отчитывается о деятельности корпорации перед Президентом и Правительством в порядке и сроки, которые определяются Президентом;

Утверждает размер и формы оплаты труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает решения по иным вопросам.