Преподобный Сергий Радонежский: иконы. Преподобный Сергей Радонежский - святой земли русской

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. Понимал он эти идеи по-своему. В частности, он отверг мысль, что только иноки войдут в царство Божее. «Спасуться все добрые», - учил Сергий. Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России. Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого - мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж - город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Года в селе Варницах , под Ростовом , в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии , в крещении получил имя Варфоломей.

С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

В течении веков мощи святого Сергия почивали в основанной им Троицкой Лавре , являясь одной из величайших святынь Русской Церкви. Закономерно, они явились одной из первых мишеней анти-церковной борьбы развязанной безбожниками пришедшими к власти после Октябрьской революции в году. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в году, являвшееся одним из главных звеньев широкой кампании властей по вскрытию святых мощей . Когда Лавра была закрыта в году, святые мощи были помещены в музей. Перед этим, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев по благословению патриарха Тихона тайно от всех сокрыли честную главу преподобного. Лишь в году, после того как Лавра вместе со святыми мощами была возвращена Церкви, честная глава воссоединилась с телом.

Молитвословия

Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4

Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; / темже и вселися в тя Пресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси. / Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посе­щая чад твоих,/ Сергие преподобне, отче наш.

Ин тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв в Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь, глас тойже

В чистоте жития источник слез твоих, / исповедания трудовныя поты совокупил еси, / и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, / омываеши сугубстве, творящим любовию память твою, / скверны обоямы душевныя и телесныя. / Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: / моли, Отче, Святую Троицу о душах наших.

Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает / похвалити тя, Богомудре Сергие, / пречестная же и славная обитель твоя, / юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, / веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обре­тение честных мощей твоих, в земли со­кровенных, / яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Сергие, / моли Святую Троицу спасти души наша.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне, / и тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси, / и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Ин кондак, глас тойже

Яко безплотным равножитель, / всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, / тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы / и того ради вопием ти: / радуйся, отче преподобне Сергие.

Ин кондак на обретение мощей, глас 8

Днесь яко солнце пресветло, / возсиявши от земли честныя мощи твоя, нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав и добре паствил еси, / о нихже и ныне Троице предстоиши моляся, / да вси вопием ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Тропарь прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, / Тройческим светом озаряете сердца верных, / сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, / и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, / и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, / вся бо демонския скверны отгнавше отсюду / вашими чистыми учении и делы, / добре упасосте стадо, собранное вами, / но и ныне молим вас: посещайте чад своих, / яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, / и молите Христа Бога да спасет души наша.

Кондак прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

В постницех приобщившеся Великому Антонию / и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, / яко ангели, на земли явистеся, / просвещающе, преподобнии, верных сердца / Божественными знамении и чудесы повсегда, / сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: / радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, / постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

Литература

  • Житие (большое)
  • Житие (большое, разбитое на отдельные страницы-главы)

Использованные материалы

  • Житие (по "Настольной книге священнослужителя"):
  • Полный Тропарион , Изд-во "Троица", 2006, т. 1, с. 71-73, 81, 82.
  • Андроник (Трубачёв) , игум., "Судьба главы преподобного Сергия", ЖМП , 2001, № 4, с. 33-53.

Житие преподобного Сергия Радонежского насыщено большим количеством праведных и богоугодных свершений и чудес. Святой является божьим посланником, призванным Всевышним Господом в критические для Церкви времена.

Значение Сергия Радонежского для православных

Сергий Радонежский пришел на русскую землю, когда татарское племя заполонило практически всю территорию отечества, а князья вели ожесточенные междоусобицы.

Эти грандиозные проблемы сулили Руси совершенную гибель, поэтому Господь призвал преподобного Сергия, чтобы он освободил народ от жестокого несчастья. Для укрепления и поднятия нравственных сил, которые были ослаблены в течение продолжительного времени, святитель подал яркий пример благочестивой жизни: честным и дисциплинированным исполнением труда, ограничениями плоти и языка.

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский демонстрировал небывалое человеколюбие, терпение и познание психологических аспектов. Он умел отдавать все свое время на общее дело, благонравно проповедуя истинную религиозность.

Святой не стеснялся примерять на себя обязанности всякой профессии: занимался поварским делом, пекарским, плотничьим, колол дрова, молол муку. Он являлся истинным слугою братии, не жалея себя и никогда не впадая в уныние.

Читайте о Сергие Радонежском:

Жизнеописание преподобного

Родителей Варфоломея (мирское имя Сергия) звали Кириллом и Марией. Они являлись ростовским боярами, жили в селе под названием Радонеж и вели смиренный домашний быт, ухаживая за лошадьми и скотом.

Родители отрицали распущенность и роскошь, считались почтенными, религиозными и справедливыми людьми. Всегда давали милостыню беднякам и приветливо встречали путешественников в собственном доме.

  • В семь лет Варфоломей пошел учиться грамоте. Ребенок проявлял неоспоримое желание, но учеба у него совсем не удавалась. Варфоломей долго молился Богу, чтобы Тот способствовал раскрытию сердца и ума для принятия истинного знания.
  • Когда ребенок искал пропавших коней на большом поле, он увидел монаха в черной ризе и подошел к нему, чтобы рассказать о собственной скорби. Старец, проявив милосердие, долгое время провел в молитве о просвещении Варфоломея. Монах угостил мальчика освященной просфорой и обещал, что впредь ребенок сможет вникнуть в суть Писаний. Отрок действительно ощутил великую благодать и стал легко воспринимать книжное учение.
  • После судьбоносной встречи юный Варфоломей окреп в вере и желании бескорыстно служить Всемогущему Господу. Он оставался в семье, с любящими родителями, несмотря на желание уединения. Окружающие отмечали его скромность, молчаливость, умение быть кротким и ласковым, отрок никогда не сердился и не проявлял неуважения к старшим. В его рацион входили только хлеб и вода, а в посты он совершенно воздерживался от любой пищи.
  • Когда богоугодные родители покинули бренный мир, Варфоломей оставил наследство младшему брату и поселился в глухом лесу, в нескольких верстах от родного Радонежа. Компанию ему составил старший брат Стефан, вместе они построили деревянную келью и небольшую часовню. Это место вскоре освятили в честь Троицы.

Преподобный Сергий. Строительство обители

На заметку! Обитель величественного игумена отличалась простотой и нищенством. Прихожане отмечали скудность питания и обстановки, но учились сплочению даже в годы тяжелых условий. Когда у братии не было и куска хлеба, они не падали духом, а продолжали трудиться и смиренно читать молитвы. В каждом из монахов чувствовался скрытый огонь самопожертвования и стремления отдать всего себя на благо религии.

Постриг в монахи

Через некоторое время Стефан оставляет своего младшего брата и становится настоятелем московского монастыря. Варфоломей постригается в монахи и получает духовное имя Сергий, он два года проводит в одиночестве, живя в густом лесу.

  • Благодаря молитве и мужественному терпению юный монах сумел превзойти льстивые искушения, вражески наступающие на его сознание. Рядом с кельей Сергия пробегали хищные звери, но, ни один не осмелился причинить вред истинному слуге Господа.
  • Слава аскетических подвигов монаха распространилась за пределы его обители и привлекла других смиренных иноков, желающих получить наставления праведной жизни. Вскоре ученики уговорили преподобного Сергия Радонежского принять сан священника .
  • Через некоторое время после основания братской обители рядом начали селиться обыкновенные крестьяне. Благодаря близлежащей дороге на Москву средства монастыря Святой Троицы стали возрастать, что позволило монахам раздавать милостыню и принимать на попечение несчастных больных и странствующих паломников.
  • О святом житии Сергия Радонежского узнал константинопольский патриарх Филофей, который благословил дела святителя и прислал утверждение распорядков пустынного общежития, созданного преподобным. Митрополит Алексей чрезвычайно почитал основателя Свято-Троицкого монастыря , относился к нему с дружеской любовью и поручил дело примирения русских князей, а также рассчитывал на него как на своего преемника. Однако Сергий смиренно отказался от предложения занять высокий церковный пост.
На заметку! Даже когда монастырская община перестала нуждаться в хлебе, преподобный остался верен своему аскетизму, признавая бедность и отрицая всякие блага. Его совсем не интересовали отличительные признаки, высокие чины или звания. Этот святой имел желание внедрить строгие порядки, приближенные к реалиям первых христиан. Для него вся жизнь была бедностью.

Чудеса и видения преподобного

Князь Д. Донской колоссально почитал Сергия Радонежского и просил благословения на победу в борьбе с ордами татаро-монголов. Святой одобрил героический порыв русской армии и велел двум подвижникам принять участие в грандиозном сражении.

Преподобный Сергий благословляет Д. Донского

  • К Сергию неоднократно приходила Богоматерь в сопровождении с первыми апостолами Христа. Дева Мария обещала сделать так, чтобы скудная обитель никогда более не нуждалась в жилье и пропитании.
  • Однажды его озарил неописуемый свет, а в небе закружили сотни птиц, огласивших округу гармоничным пением. Тут же он получил откровение, сулящее скорый приход большого количества монахов в его монастырь.
  • Когда Казань еще принадлежала татарской орде, многие жители города видели преподобного Сергия, который ходил по стенам с крестным знамением, окропляя их святой водой. Мудрецы татарские возвестили, что вскоре захватят их русские воины и потеряют татары власть над городом.
  • Когда к Троицкой обители подходили враги, Сергий явился во сне насельнику монастыря и предупредил о скорой осаде. Святой обошел стены и окропил их святой водой. На следующую ночь татарские орды, желая напасть неожиданно, встретили мужественный отпор и покинули это место.
  • У одного человека сильно болели глаза, он совершенно не мог спать. Когда он упал, изнемогая от болезни, к нему явился преподобный старец и велел придти в храм и отслужить молебен. Он прозрел после того, как увидел святого игумена верхом на белом коне. Поняв, что болезнь ушла по милости Бога, он поспешил отблагодарить Его в Церкви.
  • Однажды Сергий исцелил бесноватого вельможу, который кричал бранные слова, бесился и кусался. Его силою привели к святому старцу, который вылечил его с помощью сильной молитвы и креста. Вельможа потом рассказывал, что видел страшное пламя и спасся от него в воде.
  • Спустя три десятилетия после кончины его останки начали мироточить. Через время на гроб Сергия торжественно поместили икону явления Богородицы. Эта святыня чрезвычайно почитается в православном мире и совершает различные чудеса.
  • Преподобный старец на собственном опыте познал истинную христианскую жизнь, соединился с Богом и стал причастником религиозного естества. Все, кто общался с Сергием, обретали веру и приобщались к Святой Троице. Преподобный монах получил от Всевышнего дар пророчества, чудотворения, сердечного утешения и бесстрастия. Он не имел различий в видении трех времен, к нему приходили люди с других городов, а также иностранцы.

Читайте о молитвах ко святому:

Интересно! Русское войско под предводительством Д. Донского остановилось в некотором сомнении и страхе, увидев превосходящие силы жестокого врага. В этот же момент явился посланник, принесший благословение от преподобного Сергия. Тогда же все русское войско преисполнилось несокрушимой отваги, так как верило в помощь Всемогущего. Подверглись разгрому татарские орды и обратились в паническое бегство. Князь Донской отблагодарил святого и сделал большие вложения на нужды монастыря.

Прощание с миром

Вид смерти никогда не страшил святого инока, так как аскетическая жизнь приучила его к мужественному восприятию происходящего. Непрестанный труд изнурил тело, но Сергий никогда не пропускал церковной службы и подавал пример усердия своим юным ученикам.

Видение преподобному Сергию об учениках

За шесть месяцев до кончины преподобный удостоился видения о точном времени смерти. Он собрал вокруг себя своих учеников и передал управленческие права монаху Никону. В сентябре 1391 г. старец тяжело заболел и, вновь созвав братию, принялся давать последнее отеческое поучение. В его словах ощущалась бесконечная любовь, сила и простота.

Сергий Радонежский проповедовал ученикам путь благожелательности ко всем, сохранение единомыслия, соблюдение православных принципов, а также отсутствие высокомудрствования.

Перед кончиной святитель возжелал последнего приобщения к Телу и Крови Христовой . При помощи учеников он поднялся с убогого ложа и испил из чаши. Испытывая благодатное умиротворение, преподобный возвел десницы к небу, произнес благословение Господу и отошел с чистой душою.

Как только Сергий испустил дух, внутри кельи распространился божественный аромат, а лицо его воссияло прекрасным светом.

Обретение мощей

Все ученики плакали и воздыхали, ходили поникшими, изливали друг другу свое горе невосполнимой потери. Они часто навещали могилу старца и беседовали с его образом, прося о милосердии и спасении. Братия искренне верила, что дух Сергия постоянно пребывает рядом и направляет учеников по истинной дороге.

Однажды благочестивый игумен видел святого на всенощном бдении : тот пел хвалебные гимны Господу вместе с другими. Этот эпизод вселил радость в учеников и явился мистическим ответом на скорби над его могилой.

В июле 1422 г. при создании нового каменного монастыря были обретены мощи святого Сергия Радонежского. Открыв гроб, очевидцы почувствовали ароматное благоухание, тело преподобного и его одежды остались совершенно нетронутыми разложением. Через четыре года чудотворные останки перенесли в Троицкий собор. Церковь воздает хвалу святителю Сергию 5 июля, в день обретения мощей.

Части останков святого можно найти в нескольких церквях Москвы.

  1. В Соборе Живоначальной Троицы - здешнее подворье выглядит как небольшой монастырь, в котором совершаются необходимые богослужения.
  2. Мощи Сергия Радонежского также находятся в храме преподобного Николая, располагающегося в Кленниках. Во времена Смуты здесь создавалась знаменитая община под управлением святого Алексия.
  3. В храме, освещенном в честь Илии Обыденного, православные верующие наблюдают икону Сергия и частицы его чудотворных останков.
  4. В соборе Владимирской иконы Девы Марии находятся мощи и один освященный придел.

Изучая житие преподобного Сергия Радонежского, верующий проникается большим уважением и любовью к этому святому. Все его естество с малых лет проявляло милосердие, кротость и бескорыстную любовь к Господу. Он стал основателем Троицкого монастыря, куда стекались толпы паломников и монахов, желающих приобщиться к простому образу жизни преподобного Сергия.

Житие преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский - один из самых почитаемых святых у православных христиан. Всю свою жизнь он посвятил Богу, благодаря этому Церковь проявила к нему заслуженное почтение. Икона с изображением преподобного сохранит человека от влияния негативных факторов окружающего мира, поможет идти успешно по жизни. Вера - символ сильного духа, преданности своей религии, смиренности и усердия. Людям, решившим встать на верный путь, обуздать гордыню и усовершенствовать личностные качества, полезно поместить лик мудрого старца дома.

Иконы с изображением святых людей помогают преодолеть тяжёлые жизненные ситуации, оберегают от бед, главное, чистосердечно верить в это.

Некоторые факты из жизни

Родился Варфоломей в Тверской области в благополучной семье. С детства он много времени посвящал молитвам. Родители отдали сына обучаться грамоте, но наука давалась ему с большим трудом. Однажды, отрок встретил старца, который предложил ему помолиться вместе, а после этого учёба давалась Варфоломею легко. Похоронив родителей, вместе с братом Стефаном он ушёл в лес, чтобы посвятить себя служению Богу. Пробыв там недолго, старший брат ушёл из леса в монастырь, а Варфоломей остался, принял постриг и получил имя Сергия.

Слава о нём распространилась по русской земле. Он усердно работал: строил кельи, носил воду, рубил дрова. Из разных мест собирались иноки, чтобы остаться с Сергием и творить совместно богоугодные дела. Обитель росла и вскоре он, заслуженно, получил священные дары из Константинополя, благословляющие монаха на новые дела, посвящённые вере. Жизнь служителя веры наполнена праведными трудами и чудесами: он лечил больных, наставлял заблудших людей на путь верный, давал советы и даже воскрешал.

8 сентября 1380 года преподобный благословил Дмитрия Донского и русских воинов на великую битву против орды Мамая и молился вместе с братией за победу над тьмой. Святой считается заступником Москвы.

Всю свою жизнь он посвятил Богу. Она была наполнена любовью к окружающим, трудолюбием, добротой и смирением. Он помог вернуть и укрепить веру православных христиан в религию, обрести смысл.

Описание и фото иконы

Икона преподобного Сергия Радонежского имеется в каждом доме верующего человека. Зачастую он представлен по пояс в иеромонашеской одежде чёрного цвета, реже в полный рост. Образ узнать несложно, так как лик рисуется с бородой, усами и волосами, убранными назад. Взгляд серьёзный, словно направлен в глаза, но существуют изображения, где он смотрит в сторону. Правая рука приподнята вверх, благословляя верующих, а в левой зажат свиток - символ стремления к знаниям и наукам. Редки совместные представления с Троицей или Богородицей.

Есть несколько изображений почтенного старца с житием, подобное служит назиданием . Каждый сюжет уникален и чему-то учит верующих, рассказывая собственную историю. Он призывает православных людей не закрывать своё сердце и быть добрее, преподносит урок. Существует икона с изображением преподобного и Серафима Саровского, где над ними восседает Христос и благословляет. Это символизирует божественное избрание, которого удостоились праведники. Интересный факт то, что жили святые в разные времена. Фото иконы Сергия Радонежского

Значение иконы

Для дома подойдёт икона, которая направит мысли в верное русло, поможет настроиться перед чтением молитвы. Образ располагается на видном месте. Лучше выделить ему специальную полочку или поместить вместе с другими иконами.

К святому обращается большое количество верующих людей. Известны истории невероятных чудес, которые происходили перед образом. Молитва, идущая от чистого сердца, искренняя и сильная, может сотворить чудеса и её обязательно услышит Всевышний.

Четыре раз в году происходит почитание преподобного:

  • день смерти - 8 октября;
  • обретение мощей - 18 июля;
  • день на честь Ростово-Ярославского собора - 5 июня;
  • день на честь Радонежского собора - 19 июля.

В России располагается более пятисот храмов, названных именем святого.

О чём молятся Преподобному Сергию

Святой помогает верующим в различных делах:

  1. Исцеление . Просьба у образа святого в избавлении от болезней, своих или дорогого человека, будет услышана.
  2. Защита. К преподобному обращаются с просьбой уберечь от проблем и жизненных неурядиц, попросить помощи, чтобы найти выход из сложных ситуаций.
  3. Работа. Найти новое рабочее место или наладить дела на старом.
  4. Душевный покой . Помолившись образу, просят внутреннего успокоения и поддержки в различных делах.

Верующие, обратившиеся к иконе с искренней молитвой, идущей от самого сердца, могут:

  • оградиться от негативного влияния;
  • противостоять врагам;
  • решить бытовые проблемы;
  • избежать семейных разногласий.

Произносить слова перед иконой можно за себя и дорогих людей: семью, друзей и даже за врагов.

Сергий Радонежский - заступник Руси православной, оберег от недругов России. Он не даёт в обиду овдовевших женщин и сирот, покровительствует мужчинам, носящим имя Сергей.

Как правильно молиться

Правильно молиться не так просто, как кажется. В этом деле нужно проявлять усердие. Молитвы перед иконой покажутся новичкам непростыми, так как:

  • отсутствует концентрация;
  • устаёт тело;
  • болят ноги;
  • появляется мигрень.

Эти ощущения нестрашны, к ним нужно привыкнуть и осуждать себя, за показанные слабости не нужно. Святые тоже уставали: перед появлением Богородицы Сергий Радонежский сел перевести дух - он нуждался в этом. Если у молящегося человека заболели ноги, тогда молитву произносят сидя. Больной может молиться лёжа. Самое важное - это путь, который проходят слова сквозь сердце и душу, а также сосредоточенность разума. Обращаясь к Богу, лучше выбирать текст из молитвослова, добавляя от себя только суть своей просьбы. Продолжительность не так важна, небходимо молиться ежедневно, даже коротко.

Стоя перед иконой, молясь ей, собственные мысли и просьбы направляются Богу, так как просить за вас будет именно изображённый святой. Бескорыстная молитва принесёт покой и умиротворение душе молящегося.

Молитвы

  • О прибавлении ума и об успехах в учёбе. Молитва направлена на помощь в постижении наук и укрепит разум.
  • Молитва перед экзаменом. Её рекомендуется запомнить наизусть и читать накануне проверки знаний.
  • Молитва преподобному Сергию о защите отечества от иноверцев. Она будет оберегать жизнь солдат во время битвы и в период опасности.
  • Тропарь Сергию Радонежскому, Тропарь, глас 4 (Обретение мощей), Тропарь, глас 8.

Троице-Сергиева лавра

Умер почтенный старец 25.09.1392 года. Спустя 30 лет его мощи были обретены, и поныне они оберегаются в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, там же представлена и икона с ликом преподобного. Троицкий монастырь поддерживали великие князья, он считался центром московских земель. В этом месте Дмитрий Донской получил своё благословение на бой с ордой Мамая.

В обитель, где мощи Сергия Радонежского покоятся, постоянно прибывают паломники со всех уголков России, чтобы поклониться и попросить о помощи.

Святой любим и почитаем православными верующими. Это неслучайно, ведь в тяжёлые для земли Русской времена, его образ посещал людей, поддерживал, наставлял и защищал.

Преподобный - пример нынешнему поколению, что никакие негативные факторы, влияющие на человеческое существование, не являются обстоятельствами, которые могут оттолкнуть от веры в Бога. Искренняя молитва и доброта помогут преодолеть трудности и не сдаваться при этом, развивать сильную личность и характер. Икона слышит все сказанное, сказанные перед ней и обязательно поможет.

Икона Сергия Радонежского




Один из самых прославленных и любимых в народе святых земли Русской - Сергий Радонежский. Икона преподобного есть, наверное, в каждом храме, многие приобретают ее и для домашних молитв. Старец был не просто чудотворцем, он сделал очень много для государства, становления монашества на Руси. Ученики св. Сергия тоже стали прославленными подвижниками веры.


Описание иконы

Жизненный путь святого проходил в 14 в., он дожил до глубокой старости. Хотя и не оставил каких-либо сочинений, зато о нем самом написано немало. Большого уважения преподобный добился еще при жизни, поэтому неудивительно, что и первые его иконы появились практически сразу после кончины - в начале 15 в. Иконы Сергия Радонежского легко узнать не только по описанию, но и по надписям, которые делаются на уровне плеча - церковнославянскими буквами там указывается имя святого.

Изображается святой либо в полный рост, либо по пояс. Старец имеет узкое лицо, правой рукой он благословляет верующих. В левой руке держит свиток. Поскольку Сергий Радонежский всю жизнь положил на служение Богу, был священником, изображается он в монашеском облачении. Обычно это ряса (черного или красного цвета), под ней виден подрясник (другого цвета), сверху епитрахиль, иногда она лишь виднеется под плащом.

Старец имеет длинную бороду, иногда клиновидную, усы, волосы густые, но не очень длинные, зачесанные назад. Взгляд прямой, внимательный и строгий, на некоторых образах глаза смотрят в сторону. Помимо такого «портретного» изображения, существует и очень много других.

Житийная икона Сергия Радонежского в центре имеет большое изображение святого, а вокруг располагаются так называемые клейма. Сюжеты их могут быть различными, но все они взяты из жития преподобного. Количество таких сценок тоже бывает разным - от 9 до 20 и более.

Одна такая икона есть в музее А. Рублева. На первом клейме представлено рождение, затем обучение грамоте, постиг в монахи. Далее идут изображения многих прижизненных чудес, совершенных святым. Завершается цикл погребением, на котором присутствует Ангел держащий раскрытый молитвослов.

Значение иконы Сергия Радонежского с житием - назидательное. Каждый сюжет не только имеет историческую основу, но и призывает верующих открыть сердца для извлечения должного урока. Во всем преподобный являлся образцом для подражания. В его жизни важное место занимают не только чудеса. Он сумел стать тем человеком, который помог русскому народу обрести заново дар веры Христовой, поверить в свое высокое предназначение.

Глядя на образ преподобного, размышляя о его жизни, каждый невольно проводит мысленную ревизию собственных поступков. Как много сумел сделать для Господа один человек - сколько основал обителей, скольких людей исцелил и наставил на верный путь. А что необходимо изменить в собственной жизни, чтобы не было стыдно обращаться за помощью к этому святому?

Для дома можно выбрать любую икону, которая лучше поможет собраться с мыслями перед молитвой - ведь именно для этого и нужны в доме святые лики. Важно разместить образ в подобающем месте: не среди хлама на полках в шкафу, а на отдельной полочке, либо на стене.


В чем помогают молитвы перед иконой Сергия Радонежского

Будучи отроком (то есть подростком) преподобный очень плохо учился. И не потому, что был небрежен - просто не давалась ему грамота. Неожиданная встреча с таинственным монахом все изменила. После совместной молитвы Варфоломей (такое имя носил будущий святой) стал учиться очень успешно. Благодаря этому известному чуду считается, что икона Сергия Радонежского помогает в овладении знаниями.

Молиться перед образом можно в случаях когда дети не слушают советов родителей, когда нужно вразумить подростков. Если человек видит в себе такой недостаток как гордыня, отсутствие терпения, ему стоит попросить преподобного о том, чтобы тот помог исправиться. Поначалу будет казаться, что ничего не помогает, но необходимо проявить усердие - Господь просто проверяет, насколько велико желание просящего.

Также молитва перед иконой Сергия Радонежского преподобному помогает:

  • от плохого влияния;
  • от вражеского нашествия;
  • от бытовых неурядиц.

Защищает преподобный вдовиц и сирот, становится небесным покровителем всех, кто носит имя Сергей.


Значение иконы

Величие некоторых подвижников таково, что еще при жизни они удостаиваются видения Ангелов, а некоторые и Самой Богородицы. Хотя Серафим Саровский и Сергий Радонежский жили в разное время, у них есть общая икона. Оба почтенных старца изображаются привычном образом, над ними на облаке восседает благословляющий Христос.

Такая композиция говорит об особом божественном избрании, которого удостоились праведники. Это является в данном случае объединяющим фактором, позволяющим разместить преподобных рядом. Ведь у Господа все живы, икона служит прекрасным напоминанием о преходящем земном существовании.

Довольно часто разные святые изображаются вместе и у Божьего Престола, где они молятся за тех, кто еще остался на земле. Во главе сонма преподобных выступает Богородица. Часто новгородские мастера писали совместные иконы преподобного Сергия и Варлаама Хутынского.

Необычные гости

Такое чудесное событие, как посещение Божией Матери, конечно тоже стало сюжетом для иконы преподобного Сергия Радонежского. История известна из рассказа келейника Михея, который участвовал в пении акафиста. Завершив молитву, святой Сергий предупредил ученика, что сейчас свершится нечто сверхъестественное. Пречистая Дева явилась в сопровождении апостолов, так событие изображается и на иконе. Петр с Иоанном стоят позади Божией Матери, которая протягивает десницу преподобному.

Святой Сергий изображается на коленях, как и его ученик, закрывший лицо обеими руками. Хотя многих прельщает слово «чудеса», часто за ним стоят настолько необычные события, что человеческое сознание просто не в силах их вынести. Поэтому стоит заранее готовить свою душу, очищать ее, чтобы она смогла освоиться в загробном мире.

Необычный образ

Прошлое не перестает удивлять ученых все новыми тайнами. Во второй половине 20 в. была раскрыта редкая икона Сергия Радонежского, где изображена Куликовская битва. Авторами ее были ярославские мастера 17 в. Долгие столетия композиция была скрыта под слоем олифы - раньше ей замазывали старые изображения, поверх писали другие. Только в прошлом столетии сумели сделать состав, который позволил открывать более старый слой.

В центре, как и положено на житийных иконах, расположен образ самого преподобного. По бокам - многочисленные клейма с фрагментами жития. Внизу же идет продольная композиция, весьма необычная для икон. В ней очень много действующих лиц, сложный сюжет. Есть даже поясняющие надписи. Автор изобразил здесь знаменитую Куликовскую битву. Икона задает историкам очень много вопросов, на которые пока ответа нет.

  • Оба войска имеют одинаковые знамена - на них изображен Спас Нерукотворный.
  • Противостоящие армии выглядят совершенно одинаково.
  • Противники Дмитрия Донского спускаются с горы, затем переходят вброд реку, чтобы попасть на поле битвы.
  • Войско Дмитрия Донского имеет на вооружении пушки, которые изображены палящими.

Некоторые ученые в связи с этим выдвигают совершенно новую трактовку известного события. Сама икона хранится в Ярославском музее, но изображение ее можно найти во всемирной сети.

Как правильно молиться

В любом деле, связанным с духовной сферой, необходимо проявить усердие. У неопытных людей молитва перед иконой Сергия Радонежского может отнимать много сил. Мысли разбегаются, начинают болеть ноги, может проявиться даже головная боль. Такого рода дискомфорт является нормальной реакцией при отсутствии привычки. Не стоит порицать себя за это, человек слаб и Богу об этом известно.

Даже святые уставали - так в житие преподобного сказано, что перед явлением Божией Матери он присел отдохнуть. Следовательно - в этом была необходимость, а в отдыхе нуждаются, когда приходит усталость. Сильно болят ноги? Следует читать молитвы сидя. В случае, если человек болен, находится в постели, то и лежа можно произносить молитвы. Главное, чтобы слова проходили через душу, ум сосредоточился на небесном.

При жизни преподобный изводил воду из земли, изгонял бесов, исцелял и даже однажды воскресил умершего ребенка. Есть много описаний посмертных чудес, недаром поток верующих стремится к месту упокоения святого Сергия Радонежского. Поэтому обращаться к старцу надо, как к живому.

Во время молитвы лучше придерживаться проверенных текстов, взятых из молитвослова, от себя добавлять лишь самую суть прошения. Необязательно молиться долго, важней делать это каждый день. Иногда лучше помолиться кратко: «Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас!»

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующим и твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.